Причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников

В ходе обучения и оценивания знаний учащихся возникает проблема неуспеваемости в учебной деятельности отдельных учеников практически в каждой школе

Причины неуспеваемости

Основные причины пробелов в знаниях учеников могут быть подразделены на две группы:

  • внутренние, субъективные, зависящие от учащегося;
  • внешние, объективные, которые не зависят от ученика.

Одна из наиболее распространенных внутренних причин – недостаточно развитое мышление учеников, а также других познавательных процессов, неготовность детей осуществлять напряженную интеллектуальную деятельности в процессе обучения.

Еще одна субъективная причина – низкий уровень навыков учебной деятельности школьников, то есть невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала. Если подразделить всех отстающих на систематически и эпизодически неуспевающих, то оказывается, что каждый второй эпизодически неуспевающих ученик характеризуется именно отсутствием необходимого объема навыков учебного труда, неорганизованностью, что и представляет основную причину двоек.

Следующая распространенная причина неуспеваемости – нежелание учащегося учиться в связи с отсутствием достаточно сильных положительных стимулов к непосредственному процессу учения. Нежелание учиться может возникать по разным поводам. В основном, это трудности учения. Иногда, нежелание учиться вызвано объективной трудностью предмета для конкретного учащегося. В таком случае необходимо всеми доступными методами его стимулировать, продемонстрировать радостную сторону познания и преодоления трудностей, развивать интерес к предмету

Важной причиной выступает большое количество пропусков в связи с болезнью ученика. Если у ребенка есть отклонения по здоровью, он быстро утомляется и плохо воспринимает учебный материал

К объективным причинам неуспеваемости относят:

  • отсутствие у школьников способностей к тому или иному предмету. Им бессмысленно выставлять плохие отметки. Для таких детей следует выстроить индивидуальную поэтапную программу, которая бы предусматривала посильную и постепенно усложняющуюся работу, для подведения их к обычным требованиям. Это ликвидирует пробелы в знаниях, помогая усвоить ряд основных положений нового материала;
  • неблагополучная семья – отсутствие нормальных условий для работы учащегося, его отдыха. В таком случае у ребенка может пропадать интерес к учебе, появляются пробелы в знаниях;
  • профилактическая двойка – иногда учителя могут выставлять двойки за то, что ученик отказывается отвечать. Со стороны это кажется объективным, но иногда такие двойки накапливаются, и вызывают в ребенке неуверенность в своих силах, безразличие к получаемой отметке.

Понятие неуспеваемости

Определение 1

Неуспеваемость – это несоответствие уровня подготовленности учеников требованиям содержания образования, которое может быть зафиксировано по истечении некоторого значительного временного промежутка. Причинами этого явления могут выступать совершенно разные явления от болезни ученика, его недисциплинированности и слабохарактерности до плохих бытовых условий, конфликтов с учителями и одноклассниками.

Всем неуспевающим школьникам свойственна, в первую очередь, слабая самоорганизация в процессе учения – у них отсутствуют сформированные способы и приемы учебной работы, но отмечается устойчивый неправильный подход к учебной деятельности.

Неуспевающие учащиеся на уроках и дома работают не систематически, а если перед ними встает необходимость подготовки урока, то или делают это наспех, без анализа учебного материала, или многократно перечитывают его, чтобы заучить наизусть, без понимания сути заучиваемого. Такие ученики не работают над систематизацией усваиваемых знаний, не устанавливают взаимосвязей между новым материалом и старым. В связи с этим, знания неуспевающих детей становятся бессистемными и абсолютно фрагментарными.

Таким подходом к учению вызывается систематическая интеллектуальная недогрузка, что в свою очередь может привести к существенному снижению темпов умственного развития этих школьников и еще большему усилению их отставания от остальных одноклассников.

Низкий уровень самоорганизации неуспевающих школьников проявляется также низким уровнем сформированности памяти, восприятия, воображения, так же неумением организовывать собственное внимание. Обычно на уроках неуспевающих школьников отличает невнимательность

О чём ещё может говорить отставание в учёбе?

Prostock-studio/Shutterstock.com

Случай из практики

Родители Серёжи – преподаватели в ВУЗе. С 5 лет мальчик умел читать и писать, разбирался во всех видах животных и насекомых и даже сочинял короткие стихи. Когда Серёжа пошёл в школу, учителя не переставали его хвалить: «какой умный и способный мальчик!», но вскоре ситуация изменилась.

Серёжин дневник запестрел «двойками» и «тройками», родителям не раз звонила классная руководительница и жаловалась, что мальчик стал прогуливать школу. Когда обеспокоенные мама и папа спросили у Серёжи в чём дело, он ответил: «Мне там скучно. Я всё это уже знаю и умею».

Школьная неуспеваемость не всегда говорит о неуспешности ребёнка. Может быть и обратная ситуация. Ребёнок настолько подготовлен к школе, что занятия становятся ему неинтересны, и он перестаёт стремиться к хорошим оценкам.

Что делать в такой ситуации родителям:

Продолжайте развивать способности ребёнка

Можно с помощью специальных кружков и курсов по интересам школьника.
Важно поддерживать адекватную самооценку ребёнка. Многие родители «грешат» тем, что с детства внушают сыну или дочери, что он умнее и лучше других детей.
Одарённым ребятам подойдут нестандартные и творческие задания

Поговорите об этом с педагогами.
Не забывайте о физическом развитии ребеёнка.

Проблема школьной неуспеваемости глазами педагогов и родителей

Prostock-studio/Shutterstock.com

Для начала давайте разберёмся, что входит в понятие «школьная успеваемость».

Обратимся к «Словарю терминов по общей и социальной педагогике». Согласно ему, успеваемость – это показатель того, насколько ребёнок прочно, полно и глубоко усвоил те или иные школьные знания, умения и навыки.

Заметьте: в этом определении нет ни слова об оценках, которые должен получать «успевающий» ребёнок. То есть получается, что школьная успеваемость основывается именно на знаниях, а не на том, какие отметки стоят в дневнике.

Об этом важно помнить и родителям, и педагогам

«Только мой ребёнок плохо учится?»

Prostock-studio/Shutterstock.com

Проблема плохой успеваемости учеников была актуальна всегда.

У ребят были выявлены серьёзные проблемы с читательской, математической и естественно-научной грамотностью.

Педагоги жалуются, что ученики приходят в школу психологически неподготовленными, с низкими познавательными способностями, а родители сетуют на то, что у детей нет интереса к учёбе, их постоянно приходится контролировать и заставлять делать домашние задания.

Действительно, проблема снижения успеваемости ребёнка – это и психологическая, и педагогическая, и семейная проблема. Когда сын или дочь начинает плохо учиться, значит, ему требуется помощь и поддержка со стороны взрослых.

Сущность неуспеваемости и возможные причины ее возникновения

Определение 1

Неуспеваемость – это процесс несоответствия уровня подготовленности учащихся требованиям, предъявляемым к структуре их знаний и навыков на конкретном этапе обучения.

Образовательные стандарты предъявляют конкретные требования к знанию учащимися содержания учебной программы. Они могут касаться определенного временного промежутка – урока, курса, четверти, полугодия, года и отражают минимальный перечень параметров, которые должны знать учащиеся в ходе освоения конкретного урока, учебного курса или учебной дисциплины.

Неуспеваемость влечет за собой процесс отставания учащегося в освоении учебной программы. Степень развития этого процесса зависит от конкретных требований и их невыполнения учащимися. Чем больше требований учащиеся не выполняют, тем выше степень развитости неуспеваемости.

Неуспеваемость развивается на основе противоречий, возникающих в ходе учебного процесса. В частности, если происходит сбой в соответствии возможностей учащихся и требований, предъявляемым к ним, то развитие неуспеваемости неизбежно. Кроме того, неуспеваемость развивается вследствие нарушения взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса – педагогами и учащимися, а также под влиянием внешних факторов.

Что касается возможных причин развития неуспеваемости, то тут мнения ученых неоднозначны. Существует несколько вариантов классификации данных причин.

По одному из вариантов, причины развития неуспеваемости у младших школьников делятся на три основные категории:

Причины глубокого и общего отставания. Они сопряжены с предыдущим этапом обучения т.е. подготовкой учащегося к школе, а также сложностями в его бытовых условиях проживания, неблагоприятной семейной обстановке, не уделении родителями должного внимания ребенку и его школьному обучению, наличию у учащегося психических и физических отклонений в развитии, серьезных заболеваний, переживании стрессовых ситуаций.
Причины частичной неуспеваемости. Такая неуспеваемость носит достаточно стабильный характер и сохраняется на протяжении длительного временного периода. Развитие такой неуспеваемости связана с предыдущими этапами обучения, отсутствием в нем преемственности, а также простом нежелании у учащегося получать новые знания, в силу того, что ему это просто неинтересно. Также, учащийся может не уметь бороться с трудностями, обладать слабой волей.
Причины периодической неуспеваемости. Такая неуспеваемость возникает эпизодически

Они не носит устойчивого и непрерывного характера и обусловлена личностью учащегося – его неспособностью концентрировать внимание, слабо развитой памятью, нарушениями речи. Кроме того, учащийся может быть ленивым – не делать домашние задания, пропускать уроки, перекладывать ответственность на кого-то другого

Это усугубляется еще и слабо развитой системой контроля и оценки знаний, а также недостатками преподавания.

Существует и иная классификация причин неуспеваемости младших школьников. Она выделяет три группы причин:

  1. Причины общепедагогического характера. Они обусловлены недостатками учебно-воспитательной деятельности педагогов, вызванные неверным применением принципов дидактики и плохо организованной воспитательной работой, связанной с внешкольными занятиями.
  2. Причины психофизиологической направленности. Они связаны с разнообразными отклонениями детей от нормального развития. Если ребенок имеет какие-то физические недостатки, отрицательные черты характеры, психологические нарушения или особенности развития, то они вызывают отклонения в интеллектуальном развитии ребенка, ухудшают его физическое состояние, снижают работоспособность.
  3. Причины социального характера. Эти причины носят внешний характер по отношению к педагогам и учащимся. Они не зависят от их личностного развития и прилагаемых усилий. Сюда можно отнести недостаточную развитость образовательной системы в целом и отдельного учебного заведения в частности, плохое материальное и техническое обеспечение учебного заведения, уровень культуры региона, области, города, наличие проблем в обучении, обусловленных не разрешенными языковыми проблемами.

О хороших и плохих оценках

Вы удивитесь, но педагоги, родители и дети по-разному относятся к одной и той же школьной оценке.

Оценки глазами родителей

Prostock-studio/Shutterstock.com

Как воспринимают отметки в дневнике сына или дочери родители:

«Пятёрка»

Это всегда предмет гордости. Ей можно похвастаться перед соседями или коллегами. Даже если ребенок – круглый отличник, очередная «пять» за сочинение по литературе закрепляет его успех и звание «умницы».

«Четвёрка»

Приносит радость только в том случае, если её получил стабильный троечник. В противном случае родители либо относятся к ней равнодушно, либо испытывают разочарование, когда от ребЁнка ожидалась более высокая оценка.

«Тройка»

Тоже воспринимается по-разному. Если её появление неожиданно, она вызывает у родителей недоумение и огорчение. А если такая оценка – обычное дело для ребёнка, все относятся к ней достаточно спокойно.

«Двойка»

Как правило, вызывает отрицательные эмоции. Одни родители испытывают гнев, злобу и раздражение на ребёнка, у других в буквальном смысле «опускаются руки»: они подавлены, разочарованы, начинают искать причину плохой успеваемости сына или дочери в себе.

Глазами ребёнка

Prostock-studio/Shutterstock.com

В отличие от взрослых, ребёнок сразу «примеряет» полученную оценку на себя.

Если школьник – круглый отличник, избалованный похвалой взрослых, он рано или начнёт считать себя умнее и лучше других детей. Появление четвёрок и троек в дневнике он воспримет как катастрофу и падение со своего пьедестала.

А вот те, кто испытывает трудности в учёбе, и чей дневник пестрит двойками и тройками, рано или поздно начинают чувствовать себя неполноценным, глупым и бездарным. «У меня всё равно ничего не получится, так зачем стараться?!» – думает ребёнок и перестаёт проявлять интерес к учёбе и стремиться к хорошим оценкам.

Глазами учителя

Prostock-studio/Shutterstock.com

Что вкладывают педагоги в понятие «оценка»:

  • насколько хорошо ученик усвоил ту или иную тему;
  • как он умеет применять свои знания на практике;
  • насколько развиты его мыслительные навыки: умение наблюдать, анализировать, сравнивать и т.д.

Личное отношение учителя к ученику не должно отражаться на его оценках. На практике это правило часто не соблюдается. Обычно педагоги делят всех детей на отличников, «хорошистов», «троечников» и «неуспевающих». И даже если «троечник» написал контрольную работу без единой ошибки, что подумает учитель? Правильно: «списал» или «помогли».

Как мы видим, школьные оценки не всегда могут отражать реальную ситуацию с учёбой ребёнка, поэтому родителям нужно быть внимательным не только к отметкам в дневнике сына или дочери, но и к его психологическому и физическому самочувствию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: