Упражнения от заикания

Жизнь«я могу говорить»: шесть монологов о заикании и свободе слова

100% гарантия – обман? Лечение заикания

Можно ли какому-то человек дать гарантию на 100 % избавление от заикания раз и навсегда? Нет, так делают только мошенники. Даже если человек ежедневно будет работать над собой на протяжении 3х месяцев. Конечно, если правильно к этому подойти и быть под присмотром специалиста, можно добиться очень даже значительных улучшений в речи. Но, не надо забывать о том, что ранее заикание буквально жило с нами много лет, проявлялось в тысячах ситуациях, затрачивало кучу энергии и мыслительных процессов, что в свою очередь хоро отложилось в нашей памяти. Но, можно научить человека всегда останавливаться на этапах запинок (или вовсе их не совершать), и, не смотря на возможный страх, не превращать эти запинки в речевые ступора. То есть, образно говоря, дать ему удочку и научить ловить на неё рыбку, изначально показав мастер класс по правильному использованию самой удочки и необходимых снастей, использованию знаний о погоде, характере рыбок и прочего (условно). Дальнейшие результаты, как и во всех других сферах деятельности, в большей степени будут зависеть от самого человека и предпринимаемых им действий. И это первое, что необходимо осознать, вставая на путь по преодолению заикания.

Лечить заикание, как у взрослых, так и у детей, – весьма плохая и лишённая здравого смысла идея. А вот преодолевать его можно и нужно, в домашних условиях, при личной встрече или по скайпу. Никаких медицинских специализированных центров для этого не требуется. Как и везде, большую роль в этом процессе будет иметь желание самого заикающегося максимально избавиться от этой проблемы.

Заикание – распространенное нарушение речи, поэтому не стоит опускать руки и бояться работать над этой проблемой. Взрослым можно лечить заикание дома и при соблюдении всех правил, результаты обычно положительные. При данном нарушении речи человек не может чисто разговаривать, произносит слова с запинками, повторяет несколько раз один и тот же слог или первый звук. Самостоятельная работа над заиканием может значительно улучшить речь, а в некоторых случаях полностью избавить от нарушения речи.

Лечение заикания в домашних условиях требует много времени, систематизации и серьезного подхода. Помогают следующие методы борьбы:

длительные паузы в общении – молчание в несколько дней пойдет на пользу, можно общаться записками, при написании которых человек будет про себя проговаривать слова;
пение – во время пения симптомы заикания не проявляют себя, поэтому практиковать такой способ лечения нужно как можно чаще;
помогает успокоиться, нормализовать свою речь, научиться разговаривать без спешки;
расслабление – нужно научиться полностью отпускать все проблемы, расслабляться; у каждого человека способ отдыха свой, можно поплавать в бассейне или заняться разминкой;
если работа идет над заболеванием у ребенка – нельзя его ругать за промахи и давить, форсируя события, важно делать перерывы и не мучать чадо длительными утомительными занятиями;
упражнения для артикуляционного аппарата – в основном, данные занятия направлены на работу языком: болтание им между небом и нижним рядом зубов, облизывание губ, можно вылизать тарелку после еды;
хорошо помогают от заикания;
народная медицина имеет множество интересных рецептов, которые направлены на успокоение ЦНС, что значительно продвигает лечение заикания.

Для того чтобы все эти методы имели сто процентный результат, необходимо не только знать, как правильно бороться с заиканием в домашних условиях, но и поддерживать правильный образ жизни, который будет способствовать хорошим результатам лечения:

важно соблюдать режим труда и отдыха, сон должен быть длительным и полноценным – от 8ми до 10ти часов, при этом днем нужно тоже отдыхать 2-3 часа. Во второй половине дня нужно убрать из использования любые гаджеты и просмотр телевизора;
убрать из ежедневного рациона всю вредную пищу, в том числе сладкое, алкоголь и острые продукты, внести больше растительных и молочных блюд;
важно сохранять размеренный темп речи;
успокаивать нервную систему, играть с детьми только в размеренные игры, которые не будут стимулировать всплески возбуждения.. Образ жизни должен быть медленным и размеренным

Ежедневное расписание, вместе с , поможет справиться с заиканием

Образ жизни должен быть медленным и размеренным. Ежедневное расписание, вместе с , поможет справиться с заиканием.

Методика лечения от А. Н. Стрельниковой

Методов тренировки дыхания на сегодняшний день существует довольно большое количество. Однако наибольший вклад, по мнению специалистов, в решение проблемы сделала Александра Николаевна Стрельникова. Будучи оперной певицей, женщина страдала от приступов удушья. Чтобы избавится от приступов она разработала специальную систему, которая помогла ей справиться с недугом. Вскоре дыхательная гимнастика возымела популярность по всему Советскому Союзу, многие доктора признали эффективность упражнений. Считается, что система Стрельниковой наиболее эффективная работа над дыханием при заикании.

Уникальной дыхательная гимнастика от Стрельниковой считается благодаря нижеследующим особенностям упражнений:

  1. резкие и короткие вдохи носом, необходимые во время сжимания грудной клетки;
  2. все упражнения направлены на активное действие всех частей тела;
  3. усиление внутреннего тканевого дыхания, как следствие, повышение показателей усвоения кислорода организмом.

Данная система направлена не только на лечение заикания – она приходит на помощь больным, страдающих заболеваниями различных систем органов. Как метод лечения, гимнастику следует выполнять дважды в день, в утреннее и вечернее время.

Ниже расскажем о нескольких упражнениях, которые помогут справиться с дефектами речи как у ребенка, так и у взрослого.

Упражнение «Ладошки»

Упражнение включает сжатие ладошек в кулаки. При сжатиях выполняются 8 шумных вдохов носом. После этого нужно сделать паузу в несколько секунд и повторить движения снова. Необходимое количество повторов – 32. Что же касается выдохов, то задерживать их не стоит, они делаются ртом, достаточно пассивно.

Вдыхать носом рекомендуется при слегка сомкнутых губах, а во время выдоха, губы необходимо разжать и выполнить естественный выдох. Обязательно нужно следить за положением плеч – не поднимать. Возможно легкое головокружение во время тренировки. Тем, у кого присутствует такой эффект, советуют выполнять упражнение сидя.

Упражнение «Погончики»

8 активных вдохов без пауз, после передышки в пару секунд – повторить цикл. Необходимое количество повторов – 32. Кулаки не поднимаем выше пояса.

Упражнение «Насос»

8 вдохов делаются циклами 4 раза. Несколько секунд перерыв и снова повтор цикла. Представляем как будто накачиваем шину ручным насосом.

Все три упражнения занимают примерно 10 минут. Вдохи везде должны быть короткими как хлопок.

Усложненный комплекс выполняется после того, как дыхательная гимнастика Стрельниковой при заикании в облегченной форме будет выполняться пациентом без особого затруднения.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика применяется при многих патологических нарушениях, поэтому логоневроз не является исключением. Данные занятия направлены на укрепление мышечной системы грудной клетки, глотки, гортани. Благодаря этому человек учится правильно дышать. А это приводит к точному и плавному произношению речи. К тому же дыхательная гимнастика во много раз ускоряет процесс терапии.

Что можно делать:

  1. Пациента укладывают на спину, а на область живота устанавливают груз (взрослым достаточно предмета в 2 кг, детям – 300-600 грамм). После этого на протяжении 2-х минут необходимо ритмично вдыхать и выдыхать воздух, но не грудной клеткой, а животом. При этом установленные предметы должны приподниматься. Количество подходов в сутки – 5 раз.
  2. Выдувание воздуха. Для этого больного просят надувать воздушные шарики, мячи, круги для плавания и подобное. Если ребенок слишком мал, можно совместно с ним сделать бумажный кораблик и пустить его по воде в ванной. Главное условие – малыш должен самостоятельно на него дуть.
  3. Выдувать воздух можно при помощи бутылки, заполненной водой. В нее вставляют трубочку, через которую пациент дует, создавая пузыри.

Увидеть наглядно выполнение дыхательной гимнастики при заикании Вы можете в следующем видео:

Причины и механизм развития заболевания

Многие люди связывают появление такого заболевания с реакцией на испуг и психотравмами. Но это не так, ведь не всегда заикание появляется после сильного испуга, и не всегда он сопровождается запинанием речи. Почвой к возникновению нарушения речи считается наследственная предрасположенность. Иными словами, заболевание может быть врожденным, а определенный предрасполагающий фактор лишь запускает его.

Механизм развития патологии достаточно сложный. Во время изменений в нервных процессах головного мозга нарушается и процесс передачи нервных импульсов, включая те, которые отходят в отдел, отвечающий за воспроизведение речи. При этом возникает судорожный синдром в речевом аппарате (в гортани, глотке и др.), вызывая раннее срабатывание одних компонентов и более позднее – других. Нарушается темп и плавность речевых движений за счет плотного смыкания и размыкания голосовых связок. Речь становится невнятной.

Одной из причин развития заболевания выступает ослабление нервной системы за счет развития инфекционной патологии или при обострении хронической болезни. Это может быть осложнение после развития таких заболеваний, как корь, менингит, скарлатина, энцефалит или же ревматизм, пневмония и др.

Определенное значение имеет психосоматика. Развитие логоневроза происходит за счет таких психологических проблем:

  1. Человек не способен высказывать свои желания, он боится это делать, испытывает волнение. Как правило, это исходит еще с детских лет, когда родители внушают ребенку, что он не в состоянии чего-то достичь и мешают высказывать малышу свое мнение. За счет подавления энергии не происходит ее нормальный выход, что и вызывает нарушение речи.
  2. Человек не способен отстаивать свои права. Большинство детей считают, что родители – это авторитет, и спорить с ними, что-то доказывать и отстаивать свою точку зрения они бояться. Если же родители злоупотребляют таким правом, это выливается в страх у ребенка, нервное напряжение, что и последует за собой развитие логоневроза.
  3. Человек постоянно чувствует неправоту. Это так же касается родителей, когда они на постоянной основе опровергают какие-либо слова, свободное мнение, желания своего чада, критикуют ребенка в действиях, подавляют побуждения. Родители считают, что это нормальный способ воспитания ребенка, а ведь это неправильно, и часто выливается в неврологические заболевания.

Итак, можно выделить наиболее распространенные причины развития заболевания в детском и подростковом возрасте:

повышение тонуса и судороги в двигательных окончаниях речевого центра в головном мозге;
острый и хронический стресс, который перенес или переносит ребенок;
наследственные предпосылки к развитию заболевания (если в семье ребенка близкий родственник страдает такой патологией, риск развития заикания повышен и у него);
перинатальное поражение центральной нервной системы;
склонность организма к судорожным припадкам;
патологии, протекающие в головном мозге;
травмирование головного мозга;
заикание, как последствие инфекционного или эндокринного заболевания;
задержка психомоторного развития или наоборот – раннее развитие речевого аппарата;
вредная привычка постоянно передразнивать заикающегося ребенка, что впоследствии перерастает в устойчивый дефект;
недостаточное внимание со стороны родителей.

Среди провоцирующих врожденную патологию факторов можно выделить систематическое переутомление, простуду, нарушение режима труда и отдыха.

Заикание у взрослых женщин и мужчин чаще всего развивается на фоне сильного нервного перенапряжения. Среди взрослого населения заболеванием страдает лишь 1%.

Виды упражнений

Заикание, это серьёзный речевой недуг, который не сразу поддаётся терапии. И лечение тут многогранно. По сути нужно, чтобы дитя не только научилось правильно говорить, но ещё и закрепило эти навыки. А сделать это возможно лишь посредством каждодневных манипуляций.

Но чтобы кроха выполнял их с удовольствием, нужно его заинтересовать. Чем? Конечно, игрой! Поэтому лучше говорить, не: «Давай пойдём позанимаемся», а: «Давай, пойдём поиграем!» И чтобы малыш не утомился от однообразия, нужно сделать так, чтобы игры были разными.

Ну это просто! Ведь упражнения при заикании у детей направлены на развитие следующих систем:

  • Дыхательной.
  • Артикуляционной.
  • Мышечной (учиться расслабляться).
  • Голосовой.
  • Развитие чувства ритмики.

Видите, какую большую работу нужно проделать? Об однообразии и речи нет! Ну а теперь, когда ясно, что заинтересовать ребёнка можно, о сути каждой методики.

Упражнения питания голоса

Перед работой надо создать необходимые условия для повышения эффективности занятий – проветрить помещение, добиться в нем тишины, устранить яркий свет.

Перечень действенных упражнений от заикания:

  • удобно лечь, сесть или встать, положив одну руку на живот, а другую – на нижние ребра прямо под грудью справа или слева. Глубоко вдохнуть через нос, подключая живот и диафрагму. На пике вдоха медленно выдохнуть через рот,
  • медленно вдохнуть через нос, наполнив воздухом легкие, задержать дыхание на пике на 3 секунды. Плавно выдохнуть через рот,
  • открыть рот, коротко вдохнуть через него, не перенапрягая легкие. Медленно выдохнуть ртом, протяжно произнося при этом любой из гласных звуков,
  • на одном выдохе медленно произнести два гласных звука, переходящих один в другой, использовать разные комбинации,
  • на одном плавном выдохе посчитать до трех. С каждым разом усложнять упражнение, стараясь вместить в один выдох все больше чисел и дойти до 15. Также на выдохе считать обратно от 15, стараясь дойти до одного. Плавность речи при этом не должна нарушаться,
  • читать пословицы и поговорки на одном медленном выдохе, набирая перед этим в легкие воздух согласно условиям первого упражнения,
  • прочитать сказку «Репка», правильно выполняя выдохи и делая вдохи на паузах в соответствии с рекомендацией первого пункта.

Упражнения надо выполнять последовательно, не торопясь, затрачивая на каждый этап столько времени, сколько потребуется. Такие действия рекомендуется практиковать на постоянной основе. Они принесут пользу даже при отсутствии очевидных нарушений речи, при наличии незначительных дефектов.

Голосовая гимнастика

Научиться говорить правильно помогут упражнения голосовой гимнастики против заикания. Проводя ее с ребенком, проследите, чтобы он держался прямо и смотрел вам в глаза. Вскоре малыш привыкнет и перестанет вести себя скованно.

При помощи голосовой гимнастики проводите домашние спектакли для родных и друзей. Это метод преодоления страха перед публикой, а также коррекции и постановки голоса.

Для гиманастики помогает:

  1. Напевание песен, в которых преобладают гласные звуки: А О Е И. Во время пения старайтесь постепенно повышать голос или делать его все тише.
  2. Пение тех же песен, но в другой манере воспроизведения. Для этого попросите кроху изменить интонацию с веселой на грустную, а далее на ласковую или сердитую.
  3. Бросать мячик и на каждый удар правильно выговаривать слоги: «мА-мЕ-мО» или «шО-шА-цА» или слова с «ш, с, р».

Чем быстрее человек осознает нужность работы над правильностью разговора и цену собственных усилий, тем скорее его настигнет положительный результат.

Артикуляционная гимнастика при заикании

Такая гимнастика позволяет укрепить нижнечелюстные мышцы, привести их в тонус, улучшить мимику, развить такие речевые компоненты, как точность, четкость и сила.

Упражнение 1: Попеременно набираем воздух и надуваем щеки, затем медленно выпускаем его.

Упражнение 2: «Чистим зубки».

Это упражнение широко распространяется и в обычной логопедической практике, позволяя улучшить моторику языка. Выполняется следующим образом: губы сомкнуты, язык при этом «чистит» с внутренней стороны сначала верхние зубы, потом нижние. Второй вариант упражнения: рот в улыбке, губы чуть приоткрыты, языком водим с внешней стороны верхнего, затем нижнего ряда зубов.

Упражнение 3: «Мяч на поле».

Язык упирается поочередно то в одну, то в другую щеку, рот при этом закрыт. Можно также добавить элементы логоритмики: выполнять движения одновременно с движениями языка.

Упражнение 4: «Рыбка»

Похлопывание губ друг от друга, можно чередовать с покусываниями.

Не стоит ждать быстрого эффекта от артикуляционной гимнастики. Также не забывайте, что существенную пользу такая работа принесет, если будет выполняться комплексно.

Причины заикания согласно психосоматике

  • Психологическое напряжение. Одной из ключевых причин развития логоневроза является стресс. Интенсивные нагрузки в школе, в семейной среде или иные социальные трудности могут вызвать давление и тревогу. А это в итоге может привести и к заиканию.
  • Травматические события. Психологические травмы (в частности, утрата близкого человека или авария) могут выступить в роли катализатора для формирования логоневроза. Их последствия способны вызвать сильные эмоциональные реакции и нарушения в области речи.
  • Низкая самооценка и социальные фобии. Люди с подобными трудностями часто ощущают тревогу при общении с другими. Это может привести к заиканию как защитному механизму в ответ на страх плохой оценки или отторжения со стороны.
  • Генетическая предрасположенность. Исследования указывают на то, что сыграть определенную роль в возникновении логоневроза могут наследственные факторы. Если у кого-то из близких родственников он был, вероятность его появления у других членов семьи увеличивается.

Другие психосоматические корни заикания у детей

  • Страх перед высказыванием. Данная аномалия коренится в том психологическом контексте, где детям не предоставляется возможность выражать свои мнения. Их слова игнорируют, им запрещают говорить, а в некоторых случаях даже наказывают физически. С течением времени у чад формируется тенденция к приостановке речи при попытках высказаться.
  • Боязнь возражений. Авторитарные родители, при применении строгого стиля воспитания подавляют у детей способность отстаивать свои мнения и утверждают превосходство взрослых. У их чад развивается чувство неполноценности и убеждения в своей неспособности размышлять. Постоянный страх быть оспоренным может привести к заиканию в попытках высказать свои мысли.
  • Критика, насмешки, и отрицание всего сказанного ребенком. А также умаление его достижений — приводят к подавлению и лишают инициативы в общении и выражении себя. И как следствие — появлению логоневроза.
  • Резкое изменение окружающей среды. Ребенок, который избалован дома и убежден в своей исключительности — сталкивается с реальностью детского сада. Той, где он со всеми на равных и не выделяется.

Важно отметить, что заикание не связано с физиологическими изменениями в органах речи. Это исключительно психосоматическое расстройство

А за него отвечают родители или близкие. Поэтому, чтобы решить проблему — требуется внимательное отношение к воспитанию и взаимодействию с детьми.

Техники против заикания

Использование логоритмики для коррекции — отличный способ избавиться от заикания. Упражнения можно делать самостоятельно или вместе с тренером. При коррекции дефектов речи, развитии логического мышления и физической формы они помогут вам быстро прийти в форму.

Гимнастика для дыхания

Артикуляционная гимнастика при заикании используется для улучшения общего состояния организма и высокой концентрации на произношении.

  1. Ноги на ширине плеч, спина ровная, руки нужно согнуть в локтях и плотно прижать к бокам, ладони должны быть развернуты к полу. Сделайте глубокий вдох, сожмите ладони в кулак, короткий выдох, разжимая кисти. Повторить упражнение нужно не менее 5 раз, делая паузы в несколько секунд.
  2. Спину держите ровно, ноги вместе. Руки по швам, сожмите кисти в кулаки и прижмите к талии. На вдохе опустите руки вниз, устремляя к полу. При выполнении упражнения напрягайте плечевую часть руки. Повторите 10 раз.
  3. Ноги на ширине плеч, сделайте глубокий вдох и наклонитесь вперед, пытайтесь достать до пола, спина должна быть не прямой, а немного округлой. Повторите 10 раз.
  4. Руки вытяните вперед и начинайте медленно приседать, поворачивая корпус в сторону. Вдох делайте при приседании, на выдохе принимайте исходное положение. По 8 подходов в каждую сторону.
  5. Руки по швам, ноги на ширине плеч, тело расслаблено. На вдохе обнимите себя за плечи, слегка закинув голову назад, на выдохе примите исходное положение. Повторите 20 раз. Внимательно отнеситесь к своему здоровью: если есть склонность к обморокам, делайте упражнение без наклона головы.
  6. Ноги расставьте на удобном расстоянии и сделайте наклон вниз на вдох, поднимайтесь на выдох. Затем вдох и наклон корпуса назад, выдох — исходное положение.
  7. На вдохе, встав прямо и расслабившись, опустите голову на плечо, на выдохе примите исходное положение, повторите по 10 раз в каждую сторону. Упражнение следует делать быстро.

Дыхательная гимнастика при заикании помогает улучшить приток кислорода к нервным окончаниям и запустить мозговую активность.

Работа над дыханием улучшит качество дикции и укрепит мышцы диафрагмы.

Репетиции перед зеркалом

Прием, который применяют все актеры и дикторы — проговаривание текста, глядя в зеркало. Благодаря частому штудированию стихов, скороговорок и прочего материала человек запоминает, как правильно произносить слова.

Прорабатываются возле зеркала голосовые и речевые уловки с изменением интонации и тембра голоса. Человек может рассказать стих басом, а затем писклявым голоском, тем самым заставляя работать различные мышцы.

Медитации

Медитация поможет соблюдать спокойствие путем вхождения в состояние легкого транса. Делать это нужно в спокойной, тихой обстановке, отделив себя от всех проблем. Расслабление в медитативных практиках — главное условие эффективности процедуры. Абстрагируясь от проблем, человек погружается в свой мир, где он здоров и его не интересуют дефекты речи.

Медитация научит человека правильно дышать и использовать свой голос. Чтобы погрузиться в состояние легкого транса, нужно:

  • Включить спокойную музыку.
  • Зажечь аромалампу.
  • Масла эфирные

Заикание, как следствие невроза, можно ослабить при помощи ароматических масел, которые имеют успокоительный эффект. Лаванда, чайное дерево, чабрец помогут расслабиться и освободить мысли от негатива.

При принятии ванны следует добавить 4 капли лаванды, чтобы укрепить сон и успокоить человека перед важным мероприятием. Втирание в кожу также эффективно. Требуется взять пару капель масла чайного дерева и протереть запястья и ложбинку на шее.

Молчание

Соблюдайте режим молчания при заикании, это поможет разгрузить речевые связки и снять мышечные спазмы. В течение дня используйте его для отдыха.

Массаж

Комплекс ЛФК поможет избавиться от мышечного тонуса и спазмов. Применяют массаж шейноворотниковой зоны.

Можно использовать самомассаж в области горла. Для этого проводят поглаживающие движения, поднимаясь от основания шеи к подбородку.

Альтернативные упражнения

Дыхательные упражнения:

  • Удобно сядьте и наклоните голову вперед, сделайте глубокий вдох, задержитесь в положении на 5 сек., выдох — исходное положение. Повторить 20 раз.
  • Круговые вращения головой сделайте в левую и правую сторону 10 раз по 2 подхода.
  • Удобно сядьте и расслабьтесь, поднимите руки вверх на глубокий вдох, почувствуйте, как воздух наполняет легкие, выдох – опустите их, повторите 20 раз.

Профилактика заикания

Грамотная тактика со стороны родителей позволят предотвратить прогрессирование заикания и предупредить его повторное появление.

Эффективны следующие меры:

  • отказ от строгих воспитательных методов, особенно — физического наказания;
  • работа над отношениями с ребенком — они должны быть доверительными, уважительными, малыш должен знать, что его всегда поймут и примут;
  • ограничение времени пользования гаджетами, компьютером, просмотра телевизора;
  • запрет на жестокие и агрессивные компьютерные игры;
  • отказ от принуждения к чтению, заучиванию стихов — эти занятия приносят пользу, если только ребенок занимается ими с желанием;
  • отказ от публичных выступлений на утренниках, перед коллективом в детском садике или в школе;
  • если ребенок начинает беспокоиться и запинается, отвлеките его — попросите принести что-нибудь, предложить ему фрукт;
  • ограничение продуктов, возбуждающих нервную систему — шоколад, какао, чай, особенно в вечернее время.

Главное в вашей ситуации — внутреннее и внешнее спокойствие. Пусть малыш знает, что мама рядом, что любит его и заботится о нем. Он должен чувствовать вашу уверенность и веру в него. Так он будет более расслабленным, будет охотнее выполнять все задания, а это именно то, что нам нужно.

Не зацикливайтесь на его состоянии, не водите его бесконечно по врачам. Ребенку будет полезнее расти в спокойной атмосфере доверия, любви и заботы

Акцентируйте свое внимание и внимание малыша на успехах, на его достижениях. В таких условиях вы быстрее и легче победите невротическое заикание, а ваш малыш порадует вас правильной речью без признаков запинки

Как лечить

Лечение проводится совместно с психологом, неврологом и логопедом.

Обязательной составляющей терапии являются занятия с логопедом. Специалист подбирает индивидуальную схему коррекции заикания. Сначала нужно устранить старый речевой стереотип: быструю прерывистую речь, повторение слов и слогов. Логопед учит малыша расслабляться, чтобы сформировать навык плавной речи. Таким образом создается новый речевой стереотип. В дальнейшем он закрепляется упражнениями с повторением звуков, слогов, слов, предложений и целого текста.

Если причиной является хроническая травмирующая ситуация — необходимо ее устранить. С ребенком занимаются психолог или психотерапевт. Проводятся сеансы психотерапии, психокоррекция, арт-терапия, музыкотерапия. Эти методы помогают расслабиться, меняют отношение маленького пациента к своему состоянию. Они также являются профилактическим средством от вторичных речевых нарушений.

Логопед учит малыша расслабляться, чтобы сформировать навык плавной речи.

Важно мотивировать у ребенка, чтобы у него было желание заниматься. Так он будет больше стараться

Когда причиной невротической формы заикания у детей являются конфликты в семье, показано семейное консультирование и терапия всем членам семьи. Родственникам необходимы выработать навык самообладания, ведь для выздоровления ребенку нужна благоприятная и спокойная домашняя атмосфера. Окружающим также необходимо следить з своей речью: она должна быть понятной, спокойной, с доброжелательным тоном.

Родителям нужно понять, что лечение не ограничиваются кабинетом логопеда. Дома тоже нужно заниматься с ребенком. При этом нужно обязательно учитывать эмоциональное состояние малыша.

Проблемы по части неврологии решаются медикаментозными препаратами: седативными средствами, ноотропами, витаминными комплексами. Врач может назначить физиотерапию, массаж, рефлексотерапию.

В сложных случаях показана гипнотерапия.

Упражнения при невротическом заикании

Количество занятий и их длительность зависят от возраста ребенка и степени тяжести патологии. Обычно сеанс длится 15 – 20 минут.

Комплекс начинается с разминки — дыхательной гимнастики с целью увеличения объема выдыхаемого воздуха, чтобы малыш мог строить длинные фразы:

  1. Малыш лежит на спине и животом изображает море — делает вдох через нос, надувает животик, выдыхает через трубочку. Упражнение нужно сделать три раза;
  2. Ребенок дует на воду в стакане через трубочку, изображая шторм, аквалангиста или кипение воды;
  3. В тазик с водой запускаются кораблики — сделанные из бумаги, или роль корабликов могут выполнять любые игрушки. Нужно дуть на кораблики, чтобы они доплыли до другого края тазика.

Упражнения можно дополнить произношением слов или предложений. При этом вы произносите слова, и просите малыша делать то же самое. Говорите медленно и соблюдайте ритм.

Следующее упражнение — «эхо». Вы произносите слово, ребенок за вами повторяет.

Полезны для развития речи отгадывание загадок, составление устных рассказов по рисунку, разучивание песен. К слову, пение позволяет добиться плавного произношения. Его рекомендуют использовать в повседневной жизни. Например, какое-то слово кажется вам трудным в произношении. Попробуйте его пропеть: пение снимает спазм и вы заметите, что легко произносите слово.

Положительно сказываются рисование, лепка, плетение, оригами. Известно, что мелкая моторика связана с речью. Даже здоровым малышам рекомендуют такие занятия. А деткам с невротическим заиканием они помогут улучшить координацию и артикуляцию.

Причины

Дефект речи у детей может быть вызвано множественными факторами – как внешними, так и внутренними. Если малыш начал заикаться с самого раннего возраста, в 2-3 года, вероятно, истоки стоит искать в нарушениях функций головного мозга. Это будут врожденные причины:

  • Патологии беременности. Проблемы с речью могут быть вызваны внутриутробной гипоксией, если в течение девяти месяцев крохе патологически не хватало кислорода. Мамочка могла перенести серьезные инфекции в ходе вынашивания малыша, карапуз мог страдать от внутриутробной инфекции.
  • Проблемы в родах. Если роды были тяжелыми, малыш мог страдать гипоксией в процессе своего появления на свет. Или же кроха получил родовую травму, которая отразилась на нормальной деятельности головного мозга. Нередко причиной заикания является преждевременное появление ребенка на свет.
  • Генетика. Если кто-то из кровных родственников ребенка заикается, очень велика вероятность, что малыш тоже начнет страдать этим нарушением речи. Генетический фактор заикания является одним из основных в определении причин проблемы.
  • Индивидуальные особенности. Если ваш ребенок родился с холерическим складом темперамента, то вероятность, что он начнет заикаться, значительно выше, чем у детей- сангвиников или деток -меланхоликов. Это объясняется повышенной возбудимостью и нервозностью холериков.

Такое заикание считается приобретенным:

  • Психологическая травма. Если малыш болезненно перенес утрату кого-то из близких, его что-то сильно испугало, он испытывает хронический затяжной стресс, речь может нарушиться. Заиканием могут начать страдать дети, которые испытывают критический дефицит внимания или, наоборот, избалованные и капризные малыши. Часто психологическая причина заикания кроется в завышенных требованиях родителей и боязни дошкольника не соответствовать им.
  • В группе риска дети из семей, в которых царит неблагоприятный психологический климат, часто случаются скандалы и ссоры, недавно произошел развод родителей, если в семье допускают физическое наказание ребенка. Стать заиками рискуют и дети, которые много времени проводят за компьютером, перед телевизором. Они подменяют реальный мир виртуальным, им становится сложнее общаться с окружающими, развиваются речевые нарушение.
  • Физиологические процессы. У детей до 5 лет полушария головного мозга не созрели в полной мере, и функционируют в «тестовом» режиме, это может стать естественной причиной заикания. Такое нарушение речи не нуждается в коррекции, оно проходит само, причем довольно быстро, по мере вырастания.
  • Перенесенные заболевания. Нарушение речи может стать следствием перенесенных инфекционных недугов – менингита или энцефалопатита, травмы мозга – сотрясения, ЧМЗ, ушибов. Иногда в основе заикания лежит сахарный диабет или грипп, ОРВИ и острые респираторные заболевания, перенесенные с осложнениями.
  • Ложное заикание. Если в семье ребенка кто-то заикается (мама, папа, бабушка, дедушка, брат и т. д.) малыш может просто копировать манеру речи близкого человека. При этом у него самого никакой патологии нет. Такое явление называется псевдозаиканием.
  • Попытки переделать леворукость. Очень часто начинают заикаться дети, родители которых пытаются искусственно изменить из предпочтение левой руки правой. Малыши – левши более тяжело переносят стрессы, это особенность их психологии. Если мама и папа постоянно перекладывают из удобной для ребенка левой ручки ложку и карандаш в правую руку, эта ситуация станет сильнейшим стрессом для малыша.

Данный выпуск передачи от квалифицированного доктора расскажет, что может являться спусковым механизмом заикания у детей.

Определить причину заикания поможет внимательно наблюдение за ребенком. Если он начинает заикаться только в нервной или стрессовой ситуации, когда сильно волнуется, в присутствии посторонних, это может говорить о приобретенном заикании, невротическом, неврозоподобном. При таком нарушении речи в спокойной и хорошо знакомой атмосфере малыш обычно выговаривает все вполне нормально.

Если заикание имеет постоянный характер, не зависящий от внешних факторов (погоды, присутствия посторонних, волнения ребенка), то, вероятно, причина нарушения в неправильной работе головного мозга, поражении речевого центра.

Еще несколько упражнений: ритмика при логоневрозе

  1. Насос. Ножки – на ширину плеч, тянемся прямыми руками до самого пола и делаем громкий вдох, округляя спинку.
  2. Часики. Ножки – на ширине плеч. Наклоняем голову вправо, прижимая ухо к плечу и делая громкий вдох носом. Затем выпрямляемся и выдыхаем, качаем головой «туда-сюда». Повторяем с левым плечом.
  3. Маятник. Опускаем голову и резко выдыхаем. Затем поднимаем ее, смотрим на потолок и шумно вдыхаем. Далее легко и незаметно выдыхаем.
  4. Перекаты. Выставляем левую ножку вперед и перекатываемся с правой (с носка) на левую. Затем опускаемся на корточки и, громко вдохнув, переносим вес на правую ногу.
  5. Обнимашки. Опускаем руки вниз, делаем громкий вдох, затем обнимаем себя же за плечи и спокойно выдыхаем.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: