«опять двойка…»: что стоит за низкой успеваемостью ребёнка?

Система работы по профилактике неуспеваемости младших школьников

Работа по предупреждению развития проблемы неуспеваемости у учащихся начальной школы носит системный характер. Она включает в себя совокупность психологических и педагогических условий, которые создаются в учебном процессе для обеспечения полноценного усвоения учащимися образовательной программы.

Профилактическая работа ориентирована на формирование у младших школьников компетенций, установленных ФГОС, и достижение ими такого уровня знаний и навыков, который обеспечит возможность успешного обучения на следующей ступени. При этом, требуется соблюдение преемственности в обучении на всех уровнях и этапах, т.е. между дошкольным образованием и начальным школьным должна прослеживаться связь, обеспечивающая ребенку спокойный переход с уровня дошкольного образования на уровень обучения в начальной школе. Также, окружение ребенка, его семейная атмосфера и условия воспитания играют важную роль в профилактической работе.

Система работы по профилактике неуспеваемости младших школьников включает в себя организацию учебного процесса в опоре на соблюдение двух групп условий:

  1. Психологические условия профилактики неуспеваемости.
  2. Педагогические условия профилактики неуспеваемости.

К психологическим условиям профилактики неуспеваемости относится организация обучения с учетом возрастных и индивидуальных параметров развития учащихся и разности умственного развития учащихся разного пола. Также, от педагога требуется создание комфортного психологического климата в коллективе, благоприятной эмоциональной атмосферы и межличностного взаимодействия школьников. Проводится работа по снижению школьной тревожности учащихся, сглаживанию их страхов, вызванных новой деятельностью, новой социальной обстановкой и желанием проявить себя.

На ранних этапах обучения требуется создание положительной мотивации у учащихся и ориентация деятельности на формирование у них адекватной самооценки. Ребенок должен научиться видеть свои ошибки, недостатки деятельности, чтобы своевременно их устранять.

Что касается педагогических условий профилактики неуспеваемости учащихся начальной школы, то они включают в себя диагностирование уровня развития учащихся, выявление их проблем и методов их решения, организацию взаимодействия с родителями учащихся, привлечение, при необходимости, иных специалистов – психологов, социальных педагогов, логопедов, дефектологов. Педагог должен владеть знаниями в части трудностей, с которыми сталкиваются младшие школьники на начальных этапах изучения различных дисциплин и выбирать оптимальные методы подачи учебной информации. Кроме того, учащиеся разбиваются на группы в зависимости от причин возникновения трудностей в обучении.

Соблюдение данных условий позволяет сформировать в начальной школе оптимальную учебную среду, ориентированную на профилактику неуспеваемости учащихся и ее своевременную коррекцию.

Рисунок 1. Методы преодоления и предупреждения неуспеваемости. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Методы психологической коррекции неуспеваемости младших школьников

В настоящее время коррекция неуспеваемости реализуется в опоре на комплексный подход. Он включает в себя совокупность педагогических действий, психологической работы по коррекции поведения ребенка, проведение психологических тренингов и привлечение медицинский работников, а также иных специалистов для устранения причин неуспеваемости учащихся.

К методам психологической коррекции неуспеваемости учащихся начальной школы относятся:

Методы когнитивного развития учащихся. Они связаны с устранением проблем в усвоении учебной программы начальной школы и коррекцией работы конкретных психических процессов ребенка

Это может быть речь, внимание, память, восприятие, а также формирование навыков письма, выполнения вычислительных операций и др.
Методы физического развития учащихся. Они ориентированы на устранение проблем двигательной сферы организма, развитие двигательных функций, расслабление организма

Физическое развитие тесно связано с интеллектуальным и оказывает на него прямое воздействие. Обеспечение полноценного физического развития позволяет повысить качество усвоения учебного материала. В качестве таких методов используется лечебная физкультура, танцы, ритмика, гимнастика, массаж.

Методы психической коррекции неуспеваемости ориентированы на гармонизацию психического развития учащихся начальной школы. При этом, в коррекционной работе обязательно используются методы из обоих групп, что позволяет реализовать комплексный коррекционный подход в работе по устранению неуспеваемости учащихся. При этом, требуется еще и организация работы по устранению других причин развития неуспеваемости на каждом этапе обучения и для каждого конкретного учащегося.

Рисунок 2. Психологические аспекты неуспеваемости школьников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Коррекционная работа требует последовательной реализации и перехода от простого к сложному. Она носит системный и целостный характер и требует от всех ее участников осознанного отношения к выявлению и устранению причин неуспеваемости.

Неуспеваемость является серьезной проблемой в развитии ребенка и его обучении. Однако, при правильном подходе, она может быть своевременной выявлена и устранена, а также предупреждена еще до ее полноценного развития.

Что делать, если ребенку не подходит школа?

Школа — это отдельный социум со своими правилами, трудностями и преимуществами. Каждый ребёнок проходит период адаптации к школе в первые месяцы учёбы. Одни переносят его легче, другим сложнее даётся этот этап. Но также есть дети, которые застревают в адаптационном периоде надолго.

Школьнику становится тяжелее справляться со нагрузкой, как следствие, он не справляется с программой 1 класса.

В первую очередь нужно понять, почему у малыша возникают трудности. Затем попробовать решить проблему, чтобы учёба в школа не доставляла хлопот.

Но бывают случаи, когда ясно, что ребёнок не может учиться в массовой школе. Причины бывают разные:

  • проблемы со здоровьем;
  • занятия профессиональным спортом, творчеством, что влияет на посещение уроков;
  • образ жизни семьи — частые переезды, путешествия;
  • качество образования, которое не устраивает родителей;
  • невозможность наладить хорошие отношения с педагогом.

Если ребёнок не может посещать школу, это не означает, что он останется неучем. В таком случае на замену традиционной системе образования пришли новые: дистанционное обучение (онлайн-школы) и семейное.

Сегодня уже мало кого удивишь переводом ребёнка в онлайн-школу. Такая форма учёбы имеет массу плюсов:

  • экономия времени;
  • нет необходимости покупать школьную форму;
  • отсутствие лишних мероприятий;
  • мобильность ученика;
  • лёгкость обучения для малообщительного ребёнка;
  • возможность индивидуального подхода;
  • высокий уровень преподавания;
  • государственный аттестат;
  • практически отсутствие конфликтов со сверстниками.

Безусловно, есть и свои минусы:

  • большинство онлайн-школ платные;
  • необходимость много времени проводит за компьютером;
  • зависимость от интернета;
  • отсутствие личного общения с одноклассниками.

Поговорим об ещё одном формате получения знаний. Обучение, когда ребёнок не посещает школу и родитель берёт всю ответственность за образовательный процесс на себя, называется семейным. Это гибкая система, которая полностью подстраивается под все нужды ученика.

Поэтому, если вдруг вашему малышу не подходит обучение в обычном образовательном учреждении, это не повод расстраиваться и заставлять его всеми способами “полюбить” школьную жизнь. Такой подход может привести к комплексам и психологическим травмам. Подойдите к этому вопросу без эмоций, взвесьте все плюсы и минусы альтернативных систем образования. Самое главное, чтобы вашему ребёнку было комфортно получать новые знания!

Ольга Шадрина,практикующий педагог-дефектолог, автор упражнений и обучающих материалов IQsha.ru

Слайд 21Задачи социально-педагогического консультированиявыявление и оценка возможности специалиста помочь семье в конкретной

ситуации или определение показаний для оказания помощи другими специалистамиоказание социально-педагогической помощи в решении данной конкретной проблемы семьипомощь в познании и раскрытии своего «Я» каждым членом семьи с целью более адекватного использования информации о себе в общении с семьейповышение общей социально-педагогической грамотности членов семьи(родителей)мобилизация внутренних, потенциальных возможностей каждого члена семьивыявление дальнейших путей сотрудничества с семьейразработка коррекционной программы в рамках коррекционно-реабилитационной работы.

Слайд 58Рекомендуемая литература:Социальная работа с семьей: мир взрослых и детей: Учеб.- метод.

Пособие / Ж.И. Мицкевич, Л.И. Рымашевская, Е.С. Ящук. –Мн.: БГПУ, 2002Словарь социального педагога и социального работника / Под ред. И.И. Калачевой, Я.Л. Коломинского, А.И. Левко. – Мн.: БелЭн, 2001Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. –М.: Дидакт, 1992Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: Семья как терапевт. –М.: Университетское, 1992Спиваковская А.С. Игра – это серьезно. –М., 1981Чистякова М.Г. Психогимнастика. –М.: Просвещение, 1993Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков. -М.: «Академия», 1992Социально-педагогическая работа с детьми из дезадаптированных семей: Метод. рекомендации для социальных педагогов / Под ред. Л.И. Смагиной. –Мн.: РИПО, 2003

Слайд 22Правила проведения социально-педагогической консультации:Консультации проводятся в закрытом помещении, где отсутствует телефон

и не могут помешать посторонние лицаДизайн кабинета должен располагать к доверительному общению (социальный педагог и семья располагаются в креслах лицом друг к другу)Основным методом консультирования является живая беседа с семьей

В процессе беседы специалисту важно не принимать закрытых, напряженных поз (скрещенные руки, сомкнутые ладони).Необходимо смотреть в лицо собеседникам, обеспечивая «контакт глаз»В процессе консультирования могут использоваться различные диагностические методикиВ консультационной беседе может принимать участие вся семья или социальный педагог работает с родителями и детьми отдельно (принимая во внимание в первую очередь желание детей)Продолжительность одной консультации — от 45 минут до полутора часовПерерывы во время консультации не делаютсяРезультаты консультации должны быть отражены в специальной карточке семьи, которая является учетной документацией. С согласия членов семьи может использоваться диктофон

Слайд 57Правила эффективности релаксационных занятийрелаксационные программы произносятся тихим голосом, с замедленным темпом,

с длительными паузами, с логическими ударениям на словах-доминантах и формулах внушенияв релаксационных занятиях широко используется разнообразная классическая музыка (Бах, Бетховен, Чайковский и др.) и музыка с записями различных шумовых эффектов (моря, дождя, ветра)каждое упражнение демонстрирует ведущий, а затем проверяет каждого члена группы, как он выполняет различные упражненияпоощряет, одобряет участников группы, но никогда не ругаетотсутствует всякое давление на участников группы, все основывается только на добровольностив заключение каждого занятия проводится рефлексия (анализ отношений участников к группе, к руководителю, анализ своего поведения и эмоционального самочувствия в результате занятия)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: