Заикание у взрослых: причины и основные методы коррекции

Типы упражнений от заикания

Методы устранения логоневроза для взрослых

Чтобы избавить взрослого человека от заикания, сначала определяют причину заболевания. Ее должен выяснить и обсудить с пациентом опытный врач-психотерапевт, а логопед, на основе заключения первого, предложит методику избавления от логоневроза.

Общие рекомендации по избавлению от заикания у взрослых:

  1. Повысьте самооценку: заикание может быть напрямую связано с комплексами и боязнью показаться неуместным, страхом перед большой аудиторией. Чтобы эти ситуации не провоцировали дефекты речи, займитесь ораторским искусством.
  2. Используйте аффирмации для установки положительного психоэмоционального фона.
  3. Помочь может набор фраз, которые необходимо повторять: «Я здоров, моя речь в порядке», «Я красив и здоров, я радуюсь каждому дню».
  4. Откажитесь от посещения многолюдных мест, где некомфортно себя чувствуете.
  5. Выполняйте дыхательные упражнения при заикании: каждый раз при волнении нужно глубоко вдохнуть и медленно выдохнуть несколько раз, что позволит успокоиться и сконцентрироваться на правильном изложении мыслей.
  6. Тренируйте правильность речи: использование скороговорок от заикания отлично подходит для исправления мелких дефектов речи.

Соблюдайте режим дня: спите 8 часов и правильно питайтесь.

Стадии запинания

В большинстве случаев проблема наблюдается у детей от 2-х лет во время развития речевой функции и формирования словарного запаса. Среди дошкольников количество детей, страдающих запинанием достигает 2,5−5%.

Можно ли вылечить заикание, во многом зависит от стадии патологии речи:

Первая — эпизоды незаметны для окружающих, со временем становится постоянной проблемой. Плавная речь часто прерывается на первых звуках или в начале предложения, возникает легкий психологический дискомфорт при общении с окружающими. Заикание чаще возникает в момент тревоги, раздражительности или нервозности. При отсутствии поражения мозга на этой стадии можно избавиться от заикания раз и навсегда, занимаясь с опытным логопедом или психологом.

Вторая стадия — запинание проявляется не продолжительными эпизодами, его можно скрыть от окружающих. Запинки возникают в длинных словах или в момент эмоционального всплеска, расстройства

Человек с осторожностью общается с окружающими, старается говорить медленно, слегка растягивая слова.

Третья стадия — человеку сложно выступать перед публикой, произносить речи, тосты. Ему приходится заменять слова, подбирать фразы

Большинство взрослых людей на третьей стадии достаточно хорошо адаптируются к проблеме, учатся бороться со стрессами, тревожностью, провоцирующими эпизоды запинания.

Четвертая стадия — возникают психоэмоциональные проблемы. На фоне заикания у некоторых людей появляются переживания, желание уменьшить общение, они становятся менее социализированными и замкнутыми.

Диагностика

С заиканием нередко смешивают дислалию, но на самом деле между ними существует резкая разница. Как уже было сказано выше, при заикании имеется дело со спазмами, с мышечными судорогами, которые мешают плавной речи и нередко сопровождаются резкими сопутствующими движениями. Напротив, дислалия является недостатком произношения. При дислалии человек говорит плавно и, в противоположность заике, никогда не запинается на какой-либо букве или слоге, но он выговаривает например неверно С, т. е. шепелявит, или выговаривает К, как Т, например, вместо «какао» говорит «такао», и т. п.

Часто с заиканием смешивается  так называемая порывистая речь, которая выражается в том, что все слова выговариваются стремительно и быстро, так что иногда изменяется даже звуковой характер отдельных букв. Это относится одинаково как к согласным, так и к гласным звукам. Часто порывистая речь может становиться настолько сильной, что страдающий этим недостатком несколько раз повторяет отдельные слоги, прежде чем говорить дальше, или он настолько запутывается в слове, что не может дальше говорить и останавливается. Очень характерна также для порывистой речи парафазия, которая наблюдается особенно в том случае, когда друг за другом следуют одинаковые по звуку согласные или гласные. При настоящей порывистой речи никогда однако не бывает спазма речевых органов. Если наблюдаются спазмы, то всегда существует комбинация порывистой речи с заиканием, что бывает довольно часто. Точно так же нередко бывает, что заика одновременно страдает дислалией, т. е. что помимо спастического расстройства речи у него существует и недостаток произношения. Особенно часто это бывает у детей до 6-летнего возраста.

Особую форму заикания представляет истерическое заикание. Оно нередко предшествует истерической немоте (мутизм) или следует за ней. По своим проявлениям истерическое заикание ничем не отличается от обыкновенного заикания, и только анамнез и наличие других явлений истерии показывают, что имеется дело не с обыкновенным заиканием, а с истерическим явлением.

Чрезвычайно большое сходство с заиканием представляет и расстройство речи, известное под названием афтонгии. Расстройство это выражается в том, что при каждой попытке говорить появляется судорога, так что речь становится временно невозможной. Как только больной перестает говорить, судорога сразу же прекращается.

Как вести себя родителям, если у ребеночка присутствует фактор риска появления заикания:

  • Соблюдать режимные моменты (сон, питание, прогулки — в соответствии с возрастом ребенка).
  • Избегать эмоциональных перегрузок (частое посещение мест скопления большого количества людей); чрезмерных физических нагрузок (при первых признаках усталости позволяйте ребенку отдохнуть, не нажимайте на него).
  • Следить за благоприятным эмоциональным климатом в семье. Не позволяйте себе кричать, ругаться в присутствии малыша.
  • Стараться следить за тем, чтобы предъявляемые к ребенку требования разными членами семьи не противоречили друг другу.
  • При возникновении у ребенка страхов (темноты, одиночества, замкнутого пространства) ни в коем случае не приучайте его быть храбрым. Не провоцируйте появление страхов показом фильмов или запугиванием. При возникновении боязни позволяйте ребенку спать при приглушенном свете, побудьте возле него некоторое время при засыпании. Если страх не проходит длительное время следует обратиться к психоневрологу.

Очень важным является контроль родителей за собственной речью — ведь для малыша она является образцом для подражания.

Дыхательная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Еще одной из эффективных методик признают артикуляционную гимнастику. Варианты тренировки мышц ротовой полости:

  1. После вдоха надуваем щёки, при выдохе выпускаем воздух. Повторять следует несколько раз поочередно надувая каждую щеку отдельно.
  2. Делаем «рыбку», прихлопывая губами одну об другую.
  3. Надавливаем языком по очереди на внутреннюю часть щек.
  4. Набираем воздух и закрываем рот. Затем нажимаем пальцами (или кулачками) по щекам создавая звуки при выдохе.
  5. Проводим языком по зубам, как будто чистим их зубной щеткой.
  6. Покусываем по очереди нижнюю и верхнюю губу.

Как вариант: попросите ребенка зевнуть или покашлять с открытым ртом. Не забывайте соблюдать системность и проводить манипуляции комплексно.

Ребёнок заикается: что делать? Советы родителям

Заикание — это проблема с ритмом речи, когда ребенок точно знает, что он хочет сказать, но не может этого сделать из-за непроизвольных (неконтролируемых) повторений звуков или остановки речи на каком-то звуке. Явление это довольно распространенное — около 5% всех детей заикаются в какой-то момент своей жизни, а примерно у 1% людей заикание сохраняется с детства и до старости. Когда дети становятся старше, их организм реже реагирует на стресс заиканием, но тем не менее такая реакция возможна и во взрослой жизни. Мальчиков, которые заикаются, примерно в 3 раза больше, чем девочек. Что происходит, когда ребенок заикается? 1. В организме наблюдается очень незначительная нейрофизическая (связанная с мозгом/нервами/мышцами) дисфункция (нарушение нормальной работы). 2. Человек испытывает трудности с координацией воздушного потока, артикуляцией и резонансом (артикуляция и резонанс заключаются в скоординированном движении мелких мышц во рту для формирования звуков и контроля их громкости). 3. Человек может говорить более свободно и правильно в определенных ситуациях (возможно, у себя дома) и менее свободно, когда испытывает беспокойство, тревогу или усталость. 4. Состояние стресса, например, выступление перед большой аудиторией, может усугубить заикание, которое, в свою очередь, еще больше усилит стресс. Человеку с заиканием иногда очень трудно говорить по телефону. 5. Несмотря на то, что стресс может усугубить заикание, сам по себе он заикания не вызывает. Что могут сделать родители? 1. Родители, которые заметили у ребенка запинки в речи, необходимо как можно раньше обратиться к таким специалистам как невролог, логопед, педиатр, которые назначат обследование. Специалисты утверждают, что терапия будет работать значительно лучше, если начата рано. 2. Часто для оказания полноценной помощи ребенку, который заикается, родители должны пройти «обучение» у логопеда. Сложности «науки» бояться не стоит: она может просто включать в себя повторение таких слов, как «помедленнее», «расслабься», «попробуй еще раз», «не волнуйся». 3. Слушайте ребенка очень терпеливо и показывайте, что вы готовы слушать и ждать, пока он не сможет сказать все то, что хочет. Сохраняйте постоянный зрительный контакт. 4. Не перебивайте и не произносите слова, которые, как вы думаете, ребенок пытался сказать. Вы можете произнести не те слова, и ребёнок может расстроится еще сильнее. Дети в возрасте от 6 лет и старше начинают замечать свою проблему и если его не дослушать, то большая часть, как правило, резко заканчивает диалог и в слезах уходят в свою комнату, а это возникновение комплексов! 5. Если вы изо всех сил старались, но не поняли, что хотел произнести ребенок, скажите что-то вроде «извини, я не понял…». Но не притворяйтесь, что поняли, если этого не произошло. 6. Убедитесь, что вашего ребенка не дразнят и не запугивают из-за его недостатка в детском саду или в школе. 7. Спросите вашего логопеда о том, как помочь ребенку лучше говорить в присутствии других людей (например, в классе), а затем поделитесь этими советами с учителем. 8. Если у кого-то из членов вашей семьи есть «хорошие примеры» того, как они победили заикание, попросите их поделиться этим опытом с вашим ребенком. Помните: успешный пример может существенно помочь детям, особенно в трудные моменты. Сделайте так, чтобы ребенок слышал поменьше «плохих» историй о заикании, особенно в раннем возрасте.

Как помочь малышу: рекомендации родителям

Вот несколько советов мамам и папам при заикании у детей.

Развивайте мелкую моторику. На пальцах находится много нервных окончаний. Их стимуляция способствует развитию речи. Поэтому чем больше малыш задействует ручки, тем лучше. Рисование, лепка, разрисовка, перебирание мелких предметов под присмотром родителей (фасоли, пуговиц), строительство башен из кубиков, игра в пазлы и мозаику — все это очень интересно и полезно для деток.

Пойте и читайте стихи. Разучивайте стишки и песенки, устраивайте домашние концерты. Это не только поможет избавиться от заикания, но и придаст малышу артистичности и уверенности.

Играйте в ролевые игры. Очень хорошо, если ваша дочка или сын разговаривает с игрушками. Если нет, покажите ему. Устройте чаепитие кукол с увлекательной беседой, поиграйте «в гости», организуйте домашний кукольный театр. Это тренирует речь, придаст малышу смелости, а в интересной и привычной атмосфере заикание будет не столь выражено.

Делайте дыхательную гимнастику. Без правильного дыхания плавная речь невозможна. Есть разные варианты гимнастики, например пускание мыльных пузырей — забавный и столь любимый всеми малышами, а главное — эффективный способ коррекции заикания у детей.

Отдайте малыша на спорт. Идеальными не только для физического, но и для речевого и психоэмоционального развития малышей являются плавание, теннис, велоспорт. Если вашему чаду пока рано в секцию, научите его кататься на велосипеде. В этих видах спорта поддерживается ритмичное дыхание, активно работают все части тела — именно это и способствует улучшению качества речи и устранению заикания.

И наконец, еще один важный момент в борьбе с заиканием — будьте в эмоциональном и телесном контакте со своим чадом! Любите, хвалите, обнимайте и целуйте чаще — это так важно для его развития, в том числе и речи

Комплексный метод преодоления симптомов речевого дефекта

Комплексный подход к лечению данной болезни подразделяется на две составляющие его части: лечебно-оздоровительную и коррекционно-воспитательную.

Лечебно-оздоровительная часть

Основными задачами такого рода работы являются:

  1. Укрепление центральной нервной системы и ее оздоровление.
  2. Лечение патологических отклонений.

Для избавления пациента от речевого дефекта необходимо создать благоприятную окружающую среду, организовать правильный распорядок дня, ввести правильное питание, разработать лечебную физическую активность, ввести в режим дня закаливания, а также медикаментозное лечение лекарственными препаратами.

К примеру, для заикающегося человека необходимо создать располагающую к лечению обстановку в доме. Этот пункт довольно важен, так как если ребенка или взрослого человека угнетает нахождение в доме, или же на него кричат, то это может лишь усугубить речевой дефект.

Учеными доказано, что чередование различных видов деятельности улучшает состояние центральной нервной системы. Занимаясь разными делами, человек будет проявлять интерес к своей работе. Не стоит забывать и об отдыхе.

Режим дня должен быть четко распланирован и грамотно составлен. Большое значение в лечении играет сон. На него нужно уделять достаточное количество времени для того, чтобы нервная система смогла расслабиться. В распорядке дня заикающегося человека также должны быть закаливания, прогулки на свежем воздухе. Они позволяют повышать обмен веществ в организме, а также дают отдохнуть нервной системе. Все виды закаливания должны назначаться строго специалистом с учетом индивидуальных характеристик пациента.

Важным компонентом комплексного метода является медикаментозное лечение. Оно приводит в норму работу центральной нервной системы, ослабляет судороги речевого аппарата

Также важно не забывать пить витамины, так как они тоже участвуют в обмене веществ организма

Соблюдая ряд основных правил закладывается очень хорошая база перед началом исправления речевого дефекта с логопедом.

Коррекционно-воспитательная

Коррекционно-воспитательная часть комплексного лечения заикания представляет собой занятия с логопедом. Специалист будет работать над нормализацией речевого дыхания, умением говорить размеренно.

Способы лечения

В современной логопедии, дефектологии и психиатрии при лечении заикания используют методы, разработанные в прошлом веке советскими специалистами.

Существует несколько методик, однако они не имеют кардинальных различий. При работе с детьми обычно используется набор педагогических и логопедических приемов

Но при лечении взрослых большее внимание уделяется психологической составляющей проблемы с применением психотерапевтических и медикаментозных способов

Традиционные методики коррекции заикания обычно состоят из нескольких этапов, каждый из которых требует тщательной работы над предыдущим:

  1. Подготовка. На протяжении 2 или 3 дней пациент проходит диагностику. Его осматривают врачи различных специализаций, а также логопед.
  2. Установка. После того как состояние пациента будет оценено, ему предлагаются речевые занятия. На этом этапе часто используют групповую терапию. На собрание приглашаются заикающиеся люди, имеющие успехи в борьбе со своим недугом. Они делятся своим опытом, давая стимул для работы над собой другим заикам.
  3. Молчание. Ограничение речевого общения является важным этапом при коррекции всех видов заикания. Пациент не должен разговаривать около 5 дней, после чего наступает период умеренного речевого покоя. На этом этапе заика учится приемам отраженной и сопряженной речи, активно занимается артикуляционной гимнастикой, выполняет упражнения по постановке речевого дыхания.
  4. Перестройка речевых навыков. Это самый длинный этап, он может длиться около четырех недель. Можно сказать, что за это время человек должен буквально научиться говорить заново. Ему предстоит готовить беседы на предложенные темы, пересказывать тексты, работать над диалогами и т.д.
  5. Закрепление результатов. Приобретенные навыки необходимо довести до автоматизма.

Достаточно часто лечение завершается неким собранием или тематическим вечером. Все пациенты должны подготовить выступление, они могут читать стихи, участвовать в театрализованных постановках и т. д. Это необходимо не только для демонстрации успехов в лечении. Таким образом удается избавиться от боязни выступать на публике и сформировать уверенность в собственных силах.

Участие в школьных спектаклях помогло избавиться от заикания Брюсу Уиллису. Заикаться он начал в подростковом возрасте, после развода родителей и поступления в среднюю школу. Работая над собой, Брюс смог стать президентом студенческого совета, а намного позже – стать актером с мировой известностью.

Некоторые популярные методики включают в себя психотерапевтическое воздействие.  При коррекции заикания успешно используют гипнотерапию, также пациентам рекомендуют проводить сеансы самовнушения. Для снятия мышечного зажима, во время коррекционной работы пациенты могут заниматься лечебной физкультурой, им могут рекомендовать массаж и другие расслабляющие процедуры.

Упражнение «Насос»

Встаньте ровно, опустите руки вниз. Немного наклоните тело вниз, к полу: округлите спину, опустите голову (смотрите на ступни или на пол, но не напрягайте шею и плечи, руки опустите вниз). Произведите короткий и шумный вдох в конечной точке вашего наклона.

Дальше немного поднимите туловище, но не полностью выпрямляйтесь — в этот момент пусть воздух из груди спокойно выходит через нос или через рот, не прикладывайте усилий к выдоху.

Произведите наклон еще раз и во время наклона сделайте шумный, короткий вдох. Далее во время выдоха, немного выпрямитесь и свободно выпускайте воздух через рот или через нос, без усилий.

Это упражнение сделайте 8 раз (8 поклонов с вдохом), после выполнения отдых 3-6 секунд и далее опять 8 поклонов со вдохом.

Делайте тренировки ежедневно и уже через 2-3 дня (для некоторых нужно больше времени) можно уже выполнять по 16 вдохов с выдохом, а затем и по 32. Так же 32 вдоха с выдохом, далее 3-6 секунд отдых. И так 3 раза (одна сотня) или 6 раз (две сотни).

Если вам тяжело увеличивать количество вдохов с выдохом, то делайте без остановок по 8 раз. Попробуйте увеличивать количество спустя 1-2 недели ежедневных упражнений до 16, а затем и до 32 х.

Данное упражнение необходимо делать без усилий, легко и свободно без напряжения в шее и пояснице.

Если у вас тяжелое состояние организма, то возможно выполнять упражнение сидя.

У упражнения от заикания Стрельниковой есть некоторые ограничения!

Ни в коем случае не наклоняйтесь низко при:

  • Травмы головы
  • Травмы позвоночника
  • Смещения межпозвоночных дисков
  • позвоночные грыжи
  • многолетнем остеохондрозе
  • радикулите
  • артериальном давлении
  • внутриглазном давлении
  • камнях в почках
  • при близорукости более 5 диоптрий

Боязнь социума

Вторая причина, по которой мы не можем сделать свою публичную речь бесстрашной, кроется в психологической составляющей страха. Раньше он был синонимом такого слова, как опасность. Подошёл к краю пропасти – испугался и отошёл, почувствовал холод – сразу занялся поисками источника тепла. Под действием ежедневных стрессов — учёбы, работы, политических и экономических потрясений в социуме — инстинкт самосохранения существенно изменился. Вследствие этого люди начинают волноваться в неоправданных ситуациях, в том числе во время публичных выступлений. Есть несколько причин, пробуждающих в них данный страх:

  • Плохое владение информацией, которая необходима для выступления.
  • Боязнь оговориться или сказать глупость.
  • Уверенность в том, что слушатели будут пристально следить за выступлением и оценивать его в негативном ключе.
  • Боязнь людей из-за низкого уровня социальной активности.

Методы решения проблем с речью

Исходя из вышеизложенных причин развития нарушений речи получается следующее: чтобы перестать заикаться при волнении, нужно устранить первопричину — само волнение. От него в жизни избавиться невозможно, но натренировать грамотную реакцию на возникновение этого эмоционального состояния — да.

Заикание при волнении — заболевание, которое имеет функциональную, личностную и социальную стороны. Для эффективного лечения нужно прибегать к комплексным мерам, которые включают терапевтические, педагогические и реабилитационные методики.

Практикуемые способы лечения:

  • лекарственные препараты седативного действия;
  • расслабляющий массаж;
  • дыхательные и речевые упражнения;
  • психологические тренинги по перестройке мышления.

Чтобы перестать заикаться при волнении, нужно выполнить три основных условия:

  • научиться управлять дыханием;
  • минимизировать влияние мышечных сокращений на речь;
  • сформировать нормальное психологическое отношение к волнению, общению, заиканию.

Как управлять дыханием

Комплексная логопедическая программа лечения заикания включает 4 блока.

  1. Расслабление языка и губ.
  2. Контроль сокращений мышц лица.
  3. Нормализация дыхания через диафрагму (живот).
  4. «Протягиваемое» произношение гласных букв.

Метод «мягкого старта»:

  • небольшой диафрагменный вдох;
  • произношение определённых звуков на коротком выдохе.

Дыхательная гимнастика — одно из лучших средств при нарушениях речи. Если вы волнуетесь или вам предстоит сложный разговор, найдите уединенное место и сделайте простое упражнение.

  1. Исходное положение — стоя, выпрямившись с опущенными руками.
  2. Наклон вперёд, с опусканием головы и рук.
  3. Быстрый вдох в согнутом положении.
  4. Неполное поднятие тела и головы, вдох и выдох.
  5. Новый наклон и вдох.
  6. Упражнение делается восемь раз, по восемь подходов.

Как вести себя во время разговора

Рекомендации по устранению заикания при волнении помогут вам успокоиться.

При разговоре следите за расслабленным состоянием рук, шеи, плечевого пояса и спины.
Мысленно не заостряйте внимания на заикании. Для окружающих оно не является серьёзной проблемой.
Речь во время разговора должна быть медленной, с акцентированием внимания на паузах и знаках препинания. Слова нужно произносить низким голосом, однообразным тоном.
Не спешить при разговоре. Быстрая речь провоцирует сбивчивость дыхания.
Дыхание и речь развивают пение, скороговорки, чтение книг вслух.
Сознательное участие в публичных выступлениях.
Разговоры с собой перед зеркалом медленным и тихим голосом по тридцать минут каждый день

Важно привыкать к одновременному разговору и созерцанию «собеседника». Во время разговора вспоминайте эту практику и успокаивайтесь.
Позитивное мышление при разговоре.
Выписывание на листок бумаги конкретных слов, на которых происходит заикание

Тренировка их произношения медленно и по слогам.

Техники против заикания

Ритмическая гимнастика

Помню, в 5 классе я начала посещать школьные уроки танцев. Там отбирали по таком принципу: учитель ключом настукивала мелодию, а мы должны были повторить. Вот что-то подобное делаем и при лечении заикания.

Начинаем с простого. Стукните 2 раза, потом ещё 2. Пусть дитя повторит. Теперь усложняем задачу: стукните 2, потом 3 раза.

Вместо звуков можно хлопать ладошками под стихи. Например: «ЗАЙку БРОсиЛА ХОзяйка…». берите простые и легко запоминаемые стишки. Да, ещё специалисты советуют распевать народные песенки или потешки.

При постоянном и кропотливом труде, подобные логопедические тренировки дадут отличный результат. Дорогие взрослые, именно от нашего настроя зависит здоровье малыша! Верьте и всё получится!

Общие правила выполнения упражнений

Заикание – название простонародное, в медицине оно характеризуется, как логоневроз. При выполнении специальных упражнений следует соблюдать общепринятые правила, особенно если это касается детей:

  • Создается доброжелательная обстановка – без нареканий, упреков, принужденности. Главное – соблюдать терпение.
  • Не всем детям нравится заниматься, поэтому необходимо увлекать ребенка, создавая вид игры.
  • Если человек напрочь отказывается от выполнения упражнений, не заставляйте его. В этом случае придется принять выжидательную тактику, после чего проводить занятия в процессе общения. То есть больной не должен подозревать о том, что это лечебное мероприятие.
  • При артикуляционной зарядке больной должен стоять перед зеркалом, чтобы контролировать правильность и точность каждого упражнения.
  • Зарядка проводится систематически, без длительных перерывов и пропусков. В противном случае невозможно добиться желаемого результата. К тому же это позволит малышу привыкнуть, и в последующем он станет заниматься самостоятельно, не осознавая этого.
  • Минимальный срок продолжительности – 2 месяца.

Голосовая гимнастика

А теперь учимся говорить громко и уверенно. На время упражнений просите кроху держать головку прямо и смотреть прямо в ваши глаза

Ведь это так важно в разговоре! Зрительный контакт. Когда дитя привыкнет, он не будет чувствовать скованности и стесняться

Устройте небольшой спектакль только для членов семьи. Потом можно пригласить друзей, которых кроха хорошо знает. Такой метод помогает научиться не бояться говорить громко и открыто на публику.

Наряду с этим применяйте другие нехитрые действия:

  • Пение гласных: АОИЕ, любые другие комбинации. При этом регулировать громкость: громко, тихо, громко, теперь всё тише и тише.
  • Распевание тех же гласных только менять не громкость, а интонацию: сердито, ласково, грустно, весело.
  • Воображаемый мячик бьётся об пол со звуком МО, об стену со звуком МЭ и так далее.

И напоследок отрегулируем чувство такта в речи.

Информация

Общая информация о заикании

Заикание — нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Синонимы: логоневроз, lalonevros, balbuties.

История
Вероятно, заикание появилось практически одновременно с речью, ведь упоминания о нём доходят до нас с древнейших времён. Заикались: египетские фараоны, персидский царь Бат, возможно, пророк Моисей (страдал неким дефектом речи, по описаниям похожим на заикание), римский поэт Вергилий, философ и оратор Демосфен и др.(более полный список знаменитых личностей которые заикались, сможете найти на нашем форуме.)

Признаки
Заикание сопровождается прерываниями речи, которые могут выражаться в повторении отдельных звуков, слогов или целых фраз, неестественными растягиваниях звуков.

Заикание почти всегда сопровождается напряжением, тревогой и страхом перед речью.

При этом возможны неестественные движения, гримасы лица или тики, с помощью которых заикающийся человек пытается преодолеть заикание.

Распространённость
По статистике более 3 млн людей по всему миру заикаются. Это заболевание возникает независимо от возраста, но чаще всего возникает у детей в возрасте от 2 до 6 лет, когда нарабатываются навыки речи. Мальчики в три раза больше подвержены заиканию, чем девочки. Но чаще всего заикание проходит с возрастом, по статистике только 3 % взрослых заикается.

Причины возникновения
Причины возникновения заикания точно не установлены. Предполагается, что возникновение заикания обусловливается совокупностью генетических и неврологических факторов. В любом случае, заикание сопровождается повышением тонуса и возникновением судорожной готовности двигательных (моторных) нервных речевых центров, включая центр Брока. Также есть мнение что заикание возникает в следствии испуга в раннем возрасте у детей, можно лечить разными способами. У взрослых людей заикание может может появиться в следствии контузии, такое заикание может пройти со временем.

Механизм
Заикание вызывается спазмами речевого аппарата: языка, нёба, губ или же мышц гортани. Все, кроме последнего — артикуляционные судороги, судороги мышц гортани — голосовые (отсюда название «заикание» — спазмы напоминают икоту). Также существуют дыхательные судороги, при которых нарушается дыхание и возникает ощущение нехватки воздуха. Механизм возникновения спазмов связывают с распространением избыточного возбуждения от двигательных речевых центров головного мозга к соседним структурам, включая смежные двигательные центры коры и центры, ответственные за эмоции.

Материал взят с Википедии.

Логопедическая работа с заикающимися подростками и взрослыми

Специализированная помощь заикающимся подросткам и взрослым в нашей стране оказывается в системе здравоохранения: в логопедических кабинетах и стационарах психоневрологических диспансеров и подробнее…

Лечение заикания с помощью компьютерных программ и электронных устройств MAF — DAF — Метроном

Использование компьютеров и электронных устройств
для лечения заикания

Маскирование обратной связи (MAF)

Маскирование обратной связи (Masking auditory feedback) подробнее…

Модель фиксированности на своем дефекте

Опираясь на общие принципы системного подхода в психологии (Л.С.Выготский, С.Я.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Б.Ф.Ломов, А.В.Петровский, П.Я.Гальперин, В.Д.Небылицын, Д.Б.Эльконин и др.) и подробнее…

По локализации речевых судорог

Логоритмика при коррекции заикания

Заикающиеся испытывают огромные трудности, как правило, не только с речью, но и с общей моторикой: наблюдаются проблемы с двигательной системой. Подобно речи, движения обрывистые, нескоординированные, резкие, неритмичные. Доказано, что развитие речи напрямую связано с моторной системой.

Логоритмические занятия выполняют функцию взаимосвязи между ними, так как развитие одного благоприятно влияет на развитие второго. Начиная от простого к сложному, ребенку предлагают изначально только чередование элементарных физических упражнений, таких как бег, ходьба с прослушиванием соответствующей музыки. Можно выполнять с ребенком даже дома.

Пример задания: дети друг за другом бегут на носочках под звучание колокольчика, услышав, что музыкальный инструмент сменился, например, на бубен, начинают шагать и т. д.

Элементы логопедической ритмики прослеживаются даже в обычных физминутках, где необходимо «обыгрывать» слова соответствующими движениями: наклонами, поворотами туловища, приседанием и т. д. Сюда же в работу можно включить и пальчиковые гимнастики, принцип у них тот же, только в движениях задействуется не все тело, а только руки, что позволяет улучшить мелкую моторику.

Лечение заикания у подростков

Дети подросткового возраста тоже подвержены этому заболеванию. Гормональные изменения в организме, неустойчивая психика, переоценка ценностей делают организм уязвимым. Логоневроз может усугубить присущие этому возрасту психологические проблемы и стать причиной комплексов.

Чтобы вылечить заикание у подростка, надо также создать единую команду из врачей-специалистов, родителей и самого взрослеющего человека, чтобы сообща преодолеть это речевое нарушение.

Избавиться самостоятельно от заикания подростку могут помочь в качестве дополнительных мер следующие рекомендации:

  • Пойте. Во время пения заикаться не получится. Постарайтесь делать это с удовольствием.
  • Занимайтесь творчеством. Ограничьте занятия, требующие активной умственной деятельности. Полезны также медитация, йога, путешествия.
  • Ведите дневник. Это даст вам возможность размышлять, выражать письменно, а не вслух, свои мысли в спокойной обстановке. Мысленный монолог без заикания поможет в преодолении речевого нарушения.
  • Освойте дыхательную гимнастику, научитесь дышать плавно и размеренно. Это поможет вашей речи стать такой же.

Дерзайте, найдите в себе силы справиться с проблемой, это выполнимо. Наши дети независимо от возраста нам дороги. Заикание — это проблема. Но она решаема и преодолима. Терпение, вера в успех, а главное, безграничная любовь к своему ребенку способны творить чудеса!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: