Михаил щетинин: парадоксальная гимнастика стрельниковой. упражнения при любых заболеваниях

Дыхательные упражнения при заикании для дошкольников 3-4, 5-6 лет

IV этап. Работа над сложными словами, которые вызывают судороги

Для выполнения гимнастики Стрельниковой подбираем слова, которые вы продолжаете произносить с запинками, например, СПАСИБО, ЗДРАВСТВУЙТЕ, ХОРОШО, БЛАГОДАРЮ, и т.д.

Упражнение «Ладошки» со сложными словами

1. Исходное положение — ноги врозь предплечья перпендикулярно полу, кисти разжаты

2. Делаем резкий, короткий и активный вдох носом с шумом, одновременно сильно сжимаем ладони в кулаки

3. Разжимаем кулаки и открываем ладони произносим слово СПАСИБО. Так 8 раз по 8-10 повторений

НАПРИМЕР: СПАСИБО, СПАСИБО, СПАСИБО, СПАСИБО, СПАСИБО, СПАСИБО, СПАСИБО, СПАСИБО,

Таким образом, дыхательные упражнения при заикании расслабляют и придают тонус мышцам, участвующим в артикуляции. В результате:

  • вы начинаете правильно дышать, соблюдая темп вдоха и выдоха;
  • проходит страх перед артикуляцией;
  • проходит спазм мышц, который мешает держать темп речи;
  • головной мозг получает больше кислорода, за счет чего улучшается его работа;
  • укрепляются мышцы диафрагмы, брюшной полости, носоглотки.

При выполнении упражнений гимнастики Стрельниковой тренируются брюшные мышцы, мышцы диафрагмы и формируется стереотип глубокого брюшного дыхания. Также увеличивается жизненная емкость легких, из-за чего эффективнее используется дыхание при разговоре: голос не прерывается, становится ровным и выразительным.

Кроме того, гимнастика — это движение. А при движениях повышается активность головного мозга, восстанавливаются межнейронные связи между левым и правым полушариями,  улучшаются когнитивные процессы,  легче усваивается новая информация. В результате осуществляется перевоспитание патологической памяти, формирующей стереотип заикания и  устраняется патологический речевой и поведенческий стереотип.

Механизм действия

Самая главная особенность упражнений – это использование форсированного вдоха с вовлечением диафрагмы. Во время тренировки обязательна концентрация именно на вдохах: о них нужно думать, на них следует концентрироваться и их обязательно считать.

Большое количество повторов (1-5 тысяч вдохов-движений за 60 мин) и регулярная, ежедневная тренировка (двукратно в сутки, утром и вечером) уже за 12-15 занятий гарантируют укрепление дыхательных мышц, восстановление дыхательной функции, укрепление мышц грудной клетки, и начало устранения деформаций позвоночника (для полной нормализации потребуется большее время).

Значительная нагрузка не приводит к накоплению молочной кислоты в мышцах, а значит, во время и после занятий не возникает болей.

Более подробно остановимся на пользе упражнений при заболеваниях бронхолегочной системы. Увеличение экскурсии грудной клетки приводит к усилению ее присасывающего действия. Это улучшает лимфо- и кровообращение. Гипервентиляция легких приводит к механическому растяжению бронхо-альвеолярного звена и активирует рассасывание экссудата. Приостанавливается развитие спаечного процесса, расправляются ателектазы. Регулярные занятия позволяют значительно уменьшить объем лекарственной терапии, а в ряде случаев и полностью отказаться от нее (при бронхиальной астме, хроническом бронхите).

Игровые упражнения

Игры при заикании можно условно разделить на два типа: расслабляющие и ритмичные. Первые снимают спазм мышц лица, их нужно проводить вечером, на ночь. Вторые работают как тренажер для отработки ритма дыхания, развития скорости речи. Активные игры предлагайте ребенку в первой половине дня.

Футбол

Увлекательная игра для нормализации произношения звуков при заикании. Понадобится большой кусок ватки, несколько игрушек для организации команды. Ребенок кладет ватку перед собой, набирает носиком воздух в легкие и дует на нее ртом, пытается забить гол импровизированным мячом в ворота плюшевых соперников. Медведей, зайцев ставьте от ребенка в 40-50 см на столе. Обязательно говорите, в какую сторону должна укатиться ватка, чтобы воздушная струя была направленной к цели.

Птенчик

Ребенок импровизирует пение птиц любыми гласными

Важно вдыхать воздух носом, тянуть звук как можно дольше. Предлагайте петь не только ровно, протяжно, но и делать звонкие переливы: а-а-а-о-о-о-у-у-у, и-и-и-е-е-е-э-э и другие

Посчитай

Ребенок кладет руку на животик, делает глубокий вдох носом. Загибает пальцы на свободной руке, считает пальчики на одном выдохе. Постепенно усложняйте задания, увеличивая конечное число. Ребенок в возрасте до 6 лет может считать на одном выдохе до 5, после 6 лет — до 10, загибая пальцы на обеих руках.

Кошка

Эта игра помогает ребенку контролировать плавность речи. Малыш встает, скрещивает руки на груди. Наклоняется в стороны, на выдохе поднимается в исходное положение и произносит гласные: а-а-а, у-у-у, и-и-и, э-э-э

Важно тянуть их долго, не вдыхать повторно, можно пропевать

Кувшинчик

Игра необходима для формирования голосоподачи и речевого дыхания. Ребенок поднимает руки вверх, как будто собирается нырнуть в воду, вдыхает носом очень глубоко. Опускает руки как пловец, нагибается полностью и пропевает длинные звуки (гласные). Для следующего вдоха нужно встать в исходное положение.

Свечка

Игра формирует плавное слоговое произношение. Ребенок произносит слог: Ма-а-а, Па-а-а, Ру-у-у, Зи-и-и, по выбору педагога. Складывает руки ладонями друг к другу. Вдыхает носом воздух. В момент артикуляции делает зигзагообразные движения руками, опуская их вниз, изображая пламя свечи. При этом плавно пропевает один из слогов.

Машина

Ребенок садится на стул, позади усаживается педагог. Они изображают автомобиль. Сначала крутят руль и жужжат как мотор: ж-ж-ж. Звук произносят без остановок, на одном дыхании. Затем машина останавливается, ребенок делает глубокий вдох, пожимает плечами. Это помогает снять мышечное напряжение.

Насос

Можно включить в игру, связав с предыдущим упражнением. Скажите малышу, что у машины пробило колесо и его нужно накачать для продолжения пути. Ребенок встает, поднимает руки до груди. Вдыхает глубоко, опускает насосик до пола, в это время протягивает гласные по заданию педагога или родителя.

Посмотрите этот комплекс упражнений в видео-формате:

История создания дыхательной гимнастики Стрельниковой

Парадоксальная дыхательная гимнастика Стрельниковой возникла случайно, когда оперная певица Александра Стрельникова потеряла голос. То есть, у девушки не было медицинского образования, но она с мамой разработала уникальную методику, при которой человек «дышит в себя». Благодаря правильному дыханию удается увеличить объем легких. Теория курса была описана в 1941 мамой Александры Стрельниковой, но патент не был выдан из-за войны. В Википедии указано, что его предоставили только в 1971 году при повторной подачи документов. Также в газетах и журнале «Изобретатель и рационализатор» 1971 года были статьи про новую методику с описанием ее сути, для чего она нужна описанием и характеристиками. Стоит подробнее рассмотреть историю создания данной дыхательной гимнастики.

Кто такая Стрельникова и ее метод

Александра Николаевна Стрельникова (1912-1989 гг) – оперная  певица, театральный педагог, автор одноимённой дыхательной гимнастики.  С 1934 по 1940 г оды была солисткой Московского академического  Музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко.  Потеряв певческий голос, вместе с матерью, в прошлом тоже певицей, стала  искать способ восстановить его.

Помня рассуждения старых итальянских педагогов по постановке голоса о  том, что «Дыхание – это постамент, на котором зиждется голос», мать  и дочь Стрельниковы искали вдох, на котором «удобно» петь.

Вернув голос, Александра Стрельникова не стала возвращаться на сцену. Напротив, она решила помогать молодым певцам. Она сотрудничала со многими врачами в разных областях, чтобы протестировать дыхательную гимнастику Александры Стрельниковой и понять, насколько высока эффективность придуманного ей метода. То есть, не будучи врачом, Стрельникова изобрела дыхательную гимнастику, которая помогла ей и другим певцам вернуть голос.

Последние годы своей жизни А.Н.Стрельникова работала педагогом-вокалистом Театра Сатиры и Театра имени Моссовета. Также она принимала пациентов у себя дома, работая с ними по своей методике.

17 сентября 1989 года Александра Николаевна Стрельникова умерла не от болезни. Когда она умерла, то была здоровой, но причиной смерти стала дорожная катастрофа. Ей было 77 лет. Биография этой женщины показывает, что не обязательно быть врачом, чтобы совершать открытия в медицинской сфере. Сегодня написано несколько книг о ее дыхательной гимнастике. Выше есть ссылки на эти книги.

Суть дыхательной гимнастики заключается в том, чтобы правильно дышать и увеличивать объем легких. Таким образом, происходит насыщение крови кислородом, восстанавливаются органы дыхательной системы, улучшается общее самочувствие.

Противопоказания

Несмотря на выраженное лечебное и профилактическое действие гимнастики, существует ряд противопоказаний к ее выполнению.

Все ограничения с пояснениями представлены в таблице ниже:

Упражнения Ограничения на выполнение Объем ограничения
«Насос» Травмы головы и позвоночника Несильный поклон, пассивный выдох
Длительно текущие радикулиты и остеохондрозы
Повышенное внутричерепное, внутриглазное и артериальное давление
Мочекаменная болезнь, холецистит
«Обними плечи» Ишемическая болезнь Начать выполнение только со второй недели упражнений. Ограничить количество движений до четырех или двух, разграничить выполнение отдыхом по 3 или 5 секунд
Врожденные пороки сердца
Постинфарктный кардиосклероз
«Большой маятник» Остеохондроз Выполнять упражнение с ограничением движений: незначительные поклоны и прогибы вперед — назад
Травмы позвоночника со смещением межпозвонковых дисков
«Повороты головы», «Ушки», «Маятник головой» Травмы головы Запрещены резкие движения головы, возможно выполнение заданий в позиции сидя или лежа
«Передний шаг» Заболевания сердца и сосудов Ограничить подъем ног
Беременность
Мочекаменная болезнь
Травмы ног и тромбофлебит Выполнять упражнение только сидя или лежа, ограничивая движения

Вводное занятие

Естественно, сразу выполнить комплекс упражнений не получится, активная техника дыхания требует внимательного и сосредоточенного отношения.

Итак, сначала нужно сделать упражнение «Ладошки» — выполняются резкие громкие вдохи, после чего несколько секунд перерыва. За раз делают 4 вдоха, упражнение следует выполнять стрельниковской сотней — то есть 24 раза по 4 вдоха. После каждого вдоха делается выдох ртом, незаметно. В противном случае польза и вред будут не сбалансированы и вы можете навредить себе, не стоит гримасничать.

При аритмии сердца и проблемах с сосудами ЦНС можно почувствовать головокружение. Это не является дурным признаком, главное не слишком уж нервничать. Вообще при аритмии сердце выполнять упражнения можно, поэтому не стоит бояться и прекращать упражнения.

Следующее упражнение – «Погончики». Здесь нужно выполнить 12 восьмерок (чтоб получилась стрельниковская сотня).

Еще одно упражнение, которое поможет овладеть техникой – «Насос». Выполняют его по типичной схеме — 12 восьмерок, после каждых восьми дыханий — перерыв. Кстати, у этого упражнения есть некоторые ограничения, я расскажу о них далее.

Это базовый урок, его повторяют дважды в день, с каждым днем добавляя новое упражнение. Как только техника дыхания будет вами освоена, можно приступать к увеличению количества вдохов в одном подходе.

Общие правила выполнения

За много лет использования упражнений комплекса выработаны правила выполнения «Гимнастики Стрельниковой».

  • Разово полный комплекс упражнений для легких не должен длиться более 30 минут.
  • Количество тренировок — 2 в день при хорошем самочувствии, больше при заболевании.
  • Начинать занятия лучше натощак или через полтора часа после еды.
  • Тренинг выполняется по следующей схеме: каждое упражнение (всего 11) делается в 3 приема по 32 вдоха (всего 96 вдохов). Перерыв между подходами 3-10 сек. Если в начале тренировок сложно, то можно ограничиться 8 или 16 вдохами и затем через несколько дней добавлять по 8-16 (до 32) вдохов или делать перерыв между каждыми восемью или шестнадцатью вдохами в 3-6 сек.
  • Думать только о вдохе, тренировать только вдохи, считать только вдохи.
  • Вдох делается одновременно с движениями. Не может быть вдоха без движения и движения без вдоха.
  • Все упражнения делаются в ритме строевого шага.
  • Выдох не задерживается. Помощь диафрагме при выдохе не оказывается. Все естественно.
  • Делать нужно обязательно весь комплекс упражнений, хотя бы по 8-16 вдохов.
  • При ограниченном времени можно выполнить все упражнения в один подход по 32 вдоха — займет всего 10 минут.
  • Исходное положение любое, как удобно. Можно лежать, сидеть, но лучше все же стоять.
  • Дети дошкольного возраста могут заниматься гимнастикой с 3 лет.
  • Счет строго по восьмеркам. Если их количество сложно контролировать, маленький лайфхак: после каждых восьми вдохов поворачивайтесь на 90o: из угла в угол или на следующую стену. Возврат в исходное положение означает выполнение упражнения.

Упражнения

Для лучшего понимания принципа упражнений и запоминания последовательности система Стрельниковой была адаптирована для дошкольников и представлена в игровой форме.

Разминка

Вовлечение ребенка в игру позволит более эффективно провести дыхательную гимнастику. Человеку нужно представить, что он находится в лесу и вдруг откуда-то почувствовал запах дыма. Чтобы понять направление пожара, необходимо усиленно “нюхать воздух”.

Текст для придания игровой формы упражнению “Разминка”

«Ладошки»

Необходимо встать прямо, показать ладошки зрителю, согнув локти. Сделать вдох по методике, одновременно сжимая ладошки в кулачки. Сразу же после активного вдоха должен следовать пассивный выдох и одновременное разжимание кулаков. Сделав 4 коротких шумных вдоха носом, надо отдохнуть 3-5 секунд и продолжить дышать в такой последовательности.

Выполнение упражнения “Ладошки”

«Погончики»

Надо встать прямо, сжать кулаки и прижать их к поясу. При вдохе с силой толкать кулаки к полу, разжимая их. На выдохе принять первоначальное положение. После 4 вдохов следует отдых на протяжении 3-5 секунд.

Выполнение упражнения “Погончики”

«Насос»

Встать следует сначала прямо, ноги расставить в стороны на расстояние чуть меньше ширины плеч, затем слегка наклониться вперед, руки свесить вниз. Начать «накачивать шину»: немного наклониться вперед и сделать вдох, возвратиться в слегка согнутое положение и произвести пассивный выдох.

Выполнение упражнения “Насос”

«Кошка»

Ноги должны быть на ширине плеч, руки опущены. Надо слегка присесть вправо и немного повернуться в ту же сторону, «охотясь» на добычу обеими руками на уровне пояса. Движения сопровождаются вдохом, на выдохе следует возвратиться в исходное положение и проделать те же действия при повороте в другую сторону.

Выполнение упражнения “Кошка”

«Обними плечи»

Надо немного расставить ноги, поднять согнутые в локтях руки на уровне плеч. Направить руки навстречу друг другу, при этом они должны двигаться параллельно. Левая рука обнимает правое плечо, а правая – левое. На высоте сдавления грудной летки надо совершить вдох, а затем, разводя руки, сделать пассивный выдох.

Выполнение упражнения “Обними плечи”

«Большой маятник»

Это упражнение состоит из двух ранее рассмотренных – “насос” и “обними плечи”. Сначала вдох производится в наклоне вперед, при распрямлении происходит выдох, далее – вдох в тот момент, когда руки “обняли” плечи. При расхождении рук выдох пассивный.

Выполнение упражнения “Большой маятник”

«Шаги»

Встать следует прямо, руки опустить вниз. Надо начать ходьбу на месте, делая вдох на каждый шаг. Можно делать передние шаги (колено сгибается, и нога выводится вперед, вторая нога тоже немного согнута) или задние (согнутая нога отводится назад).

Выполнение упражнения “Шаги”

«Повороты»

Следует встать прямо, ноги на ширине плеч. Поочередно поворачивать голову в стороны и делать резкий вдох. Плечи при этом должны быть расслаблены и неподвижны.

Выполнение упражнения “Повороты”

«Ушки»

Необходимо принять исходное положение, как в предыдущих упражнениях, руки опустить вниз. Наклонять голову поочередно к правому и левому плечу, сопровождая движение вдохом. Плечи нужно держать неподвижно.

Выполнение упражнения “Ушки”

«Малый маятник»

Стоять прямо, руки опустить вниз, расслабить плечи. Поднять голову вверх, делая вдох, затем опустить голову вниз перед собой, опять сделать вдох. Выдох осуществляется пассивно между вдохами.

Выполнение упражнения “Малый маятник”

Первое время может возникать головокружение, поэтому новичкам рекомендуется проводить упражнения сидя или лежа.

Правила выполнения

Чтобы дыхательная гимнастика оказала лечебное действие, необходимо соблюдать некоторые правила:

  • Выполнение должно быть регулярным: минимум дважды в день. На каждый урок отводится около четверти часа.
  • Многие дыхательные упражнения могут вызвать головокружение. Если имеется склонность к такому расстройству, заниматься следует сидя, а в некоторых случаях допускается лежа.
  • Дыхание сочетается с движениями. При этом двигаться нужно только на вдохе.
  • Вдох должен быть резким, с шумом, через ноздри, а выдох – спокойный, без шума и звуков, с помощью рта.
  • Как правило, в самом начале лечения гимнастику выполняют без проговаривания звуков и слов. В дальнейшем в нее включают речевые элементы. Каждый последующий этап начинается только после того, как человек полностью освоит предыдущий.
  • Проговаривая звуки, обязательно нужно отслеживать мышечный тонус лица – расслаблять мышцы при напряжении.
  • Вдыхать воздух следует перед речью, а произносить слова на выдохе. При этом на один выдох должно приходиться не более 4-х слов.

В чем суть такого дыхания

Стрельниковская дыхательная гимнастика представляет собой подборку упражнений, которая была разработана Стрельниковой прежде всего для себя — она являлась театральным преподавателем и оперной певицей, страдала удушающим кашлем, и искала возможность справиться со своим недугом. Дыхательная система по методу Стрельниковой не имеет аналогов и каких бы то ни было ограничений — заниматься можно людям любого возраста, вне зависимости от состояния здоровья.

Система дыхания, которую разработала (и запатентовала) Стрельникова, может использоваться для снятия стресса, а также её легко совмещать с прогулками. Не всегда нужно делать гимнастические упражнения (комплекс упражнений дыхательной гимнастики я приведу далее), можно прогуливаясь в парке или за городом в среднем темпе выполнять дыхательные движения — восемь вдохов, отдых около трех-пяти секунд и затем восемь вдохов, за полчаса организм насытится кислородом, а также вы научитесь правильно дышать.

Парадоксальная дыхательная гимнастика Стрельниковой рекомендована для применения в любое время, но автор методики, Александра Николаевна, рекомендовала проводить тренировку в утреннее время, тогда польза дыхательной гимнастики будет максимально высокой.

Результаты и польза для организма

Какую пользу приносит постоянное выполнение дыхательной гимнастики Стрельниковой?

  1. Улучшается кровоснабжение легочных альвеол и сосудиков, что положительно сказывается на метаболизме.
  2. Восстанавливаются нервные регуляции, ЦНС работает более слаженно.
  3. Восстанавливается дренажный функционал бронхиальной системы.
  4. Носовое дыхание стабилизируется.
  5. Минимизируются морфологические поражения в бронхо-легочной системе.
  6. Рассасываются воспаления, расправляются складчатые участки легких, стабилизируется лимфо- и кровоснабжение, а также проходят застойные проявления.
  7. Укрепляется система кровообращения и восстанавливаются утраченные либо ущемленные функции сердечно-сосудистого аппарата.
  8. Повышается иммунитет и тонус организма.
  9. Также следует отметить и то, что восстанавливается первоначальная функция легких — помимо примитивного дыхательного движения легкие отвечают за газообмен в альвеолах.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н.

Гимнастика по Стрельниковой с успехом используется с конца XX века. Автор разработала методику и применяла ее для восстановления голоса певцов, ораторов. Со временем выявили положительный эффект при лечении заикания и других нарушений речи.

Методика основана на динамических дыхательных движениях через сопротивление мышц диафрагмы. Во время вдоха грудная клетка сжимается (через охват руками или за счет наклонов и поворотов туловища), выдох происходит спокойно, без усилий.

Первый день выполните первые 3 упражнения, повторяя их по 8 раз. Каждый последующий день прибавляете к основному комплексу еще одно упражнение.

Упражнение «Ладошки»

Задание выполняет роль разминки. Пациент должен 4 раза сделать резкий вдох носом, потом пауза 4 секунды и опять серия вдохов. Руки перед собой, по сторонам от тела, ладони сжимать в кулак на каждый вдох. Плечи расслаблены. Выполняется стоя, но если есть головокружение, или трудно стоять по другим причинам, то можно сесть или даже прилечь.

После вдоха нужно выдохнуть. Повторить 32 раза.

Упражнение «Обними плечи»

Спина прямая, положение сидя или стоя. Руки нужно поднять до уровня плеч, согнуть в локтевых суставах, ладонями вниз, одно предплечье на другом (как будто малыш сидит за партой). Короткий и шумный вдох — и обнять плечи с силой, сжимая грудную клетку. Перед лицом должен получиться треугольник. При выдохе силу обхвата ослабить и руки развести.

Выполните 8 раз. Затем пауза, и повтор. Таких повторений должно быть 12.

Упражнение «Погончики»

Ребенок стоит, руки вытянуты перед собой, согнуты в локтях, прижаты к животу, ладони сжаты. Делает резкий вдох, в это время резко толкает кулаки и тянет плечи вниз, расправляет ладони, что позволяет пройти воздуху глубже и в большем количестве, чем обычно. Затем нужно выполнить выдох.

Вдох и выдох чередуются, таким образом выполняется 8 серий. После этого несколько секунд передышки и новый подход. Всего нужно выполнить 4 подхода.

Упражнение «Насос»

Также выполняется стоя, ноги расставлены, руки вдоль тела. На вдохе ребенок должен согнуться вперед, округляя спину и изображая насос. Руки доходят до колен, голова опущена вперед. Вход закончился — нужно выдыхать и возвращаться в исходное положение. Всего положено выполнить 8 подходов.

Есть и другие упражнения при заикании: «Большой маятник», «Повороты головы», «Ушки», «Малый маятник», «Перекаты», «Шаги», «Кошка». Их вы будете осваивать позже, когда выработаете правильные алгоритм выполнения предыдущих упражнений.

Показания и противопоказания

Стрельниковская гимнастика является известной методикой нетрадиционной терапии пациентов, страдающих болезнями дыхательной системы (ДС) и другими патологиями.

Показания* Противопоказания
  • хронические ЛОР-заболеваний (затруднение носового дыхания, гаймориты, синуситы и др.);
  • затяжные и хронические болезни бронхов и легких (пневмония, бронхиальная астма, спайки в легких туберкулезного генеза и др.);
  • язвенная болезнь ЖКТ (в стадии ремиссии);
  • некоторые нарушения работы опорно-двигательного аппарата;
  • психосоматические заболевания и др.
  • лихорадочное состояние с повышением СОЭ;
  • сердечно-сосудистые заболевания в стадии декомпенсации, инфаркты и инсульты в анамнезе;
  • эпилепсия и другие тяжелые неврологические заболевания головного и спинного мозга;
  • повышение внутричерепного и внутриглазного давления;
  • остеопороз;
  • недавние операции и переломы;
  • повышенное тромбообразование

*в книге М. Н. Щетинина приведен более развернутый список показаний, но многие из них удалены по рекомендациям врачей, так как безопасность методики при этих состояниях сомнительна.

У детейпарадоксальная дыхательная гимнастика может применяться по следующим показаниям:

  • хронический бронхит в стадии ремиссии;
  • нетяжелая степень аденоидных разрастаний;
  • в логопедической практике – при логоневрозах (заикани);
  • остаточные процессы после перенесенного туберкулеза (после консультации с фтизиатром);
  • нарушения осанки;
  • профилактика респираторных заболеваний.

Также методика применяется в общеукрепляющих целях благодаря двигательной составляющей упражнений.

При других патологиях нет данных о безвредности и эффективности гимнастики.

Правила выполнения

Гимнастика при заикании у детей нужно выполнять согласно определенным правилам, чтобы не допустить ухудшения состояния маленького пациента.

Ниже приводим список требований:

Нужна предварительная консультация врача, особенно это важно в отношении детей, у которых есть сопутствующая патология. Перед началом занятий нужно урегулировать нагрузку, или выявить противопоказания, если таковые имеются;
Малыш должен заниматься с удовольствием, что возможно, когда у него хорошее настроение, он сыт и у него есть силы

Уставший, голодный ребенок будет капризничать, и от такой гимнастики, кроме вреда, ничего не будет;
Начинайте с коротких занятий, не более 10 минут. Следите за реакцией малыша: если ему стало некомфортно, лучше отложить урок;
Постепенно прибавляйте продолжительность, но занятия должны длиться не более 30 минут;
Если малышу стало трудно дышать, сбился ритм дыхания, он начал паниковать — прервите занятие;
При желании используйте музыку — это поможет поддержать ритм движений;
Вдох всегда резкий, шумный, через нос, выдох спокойный, без усилий, через рот.

Щетинин и другие книги по дыхательной гимнастике Стрельниковой

Больше всего в популяризацию дыхательной гимнастики Стрельниковой вложил Щетинин. У него есть медицинский центр в Москве. На сайте www.litres.ru можно

Скачать книгу

Также можно найти книгу о дыхательной гимнастике Бутейко. Нередко информация о применяемых техниках указывается в докладах, журналах о здоровье, в различной научно-медицинской литературе (в том числе в учебниках). Существуют фильмы про ХОБЛ (хроническую конструктивную болезнь легких), которые можно скачать через торрент или смотреть онлайн, где также есть несколько слов о технике Стрельниковой.

Сегодня наиболее популярными считается книга о дыхательной гимнастике Стрельниковой автора Щетинина и его аудиокнига.

Правила выполнения упражнений для детей

В руководстве по методике стрельниковской гимнастики детям разрешено заниматься с 3-4 лет, т. е. с момента, когда малышу можно объяснить принцип и проверить правильность выполнения упражнений. Современные медицинские данные предостерегают от слишком раннего начала занятий. Анатомо-физиологические особенности ДС:

  1. 2-3 года – дыхательная система отличается хрупкостью и незрелостью структур. Гимнастика противопоказана.
  2. 3-4 года – продолжение роста и развития легочных долей, окончательное формирование носовых ходов. Вмешательство чревато возникновением эмфиземы (повышенной воздушности легких), нарушением структуры альвеол, кислотно-основного баланса крови.
  3. 4-5 лет – полностью развиваются миндалины, возникают аденоидиты, тонзиллиты. Проведение гимнастики оказывает благотворное влияние на верхние дыхательные пути, при аденоидах вырабатывает привычку дышать носом.
  4. 5-6 лет – окончательное формирование дыхательного тракта и управляющих центров в головном мозге. Рекомендуется проведение гимнастики по показаниям, именно в этом возрасте эффективность при заикании выше.
  5. 6-7 лет – легкие функционально и морфологически не отличаются от легких взрослых, сформированы гайморовы пазухи и речевые центры. Гимнастика Стрельниковой может проводиться в лечебных и профилактических целях.

Осваивать дыхательную гимнастику для детей нужно с трех базовых упражнений: «ладошки», «погончики» и «насос». На каждом последующем занятии можно разучивать еще одно упражнение из базового комплекса.

Зачем нужны движения при дыхании

Влияние движения на развитие других функций организма изучает наука – кинезиология. Ученые давно отметили, что в процессе выполнения упражнений повышается активность головного мозга, восстанавливаются межнейронные связи между полушариями, информация усваивается быстрее и лучше.

Сегодня многие логопеды рекомендуют во время лечения заикания большое внимание уделять именно физической активности. Особенно это касается пациентов детского возраста

В результате устраняются мышечные спазмы, ребенок раскрепощается, становится более внимательным, лучше учится.

В гимнастический комплекс, направленный на устранение заикания, входят упражнения на растяжку, дыхание и на развитие зрительного восприятия. В большинстве из них присутствует игровой элемент, требующий воображения. Например, упражнение «Снеговик» предполагает представление себя в качестве тающей снежной бабы, начиная от положения стоя и заканчивая «лужей» (на полу).

Другим примером служит упражнение на дыхание «Свеча». Суть – воображать перед собой свечку и «задувать» ее одним выдохом. Если представить несколько свечей, то «тушить» их нужно несколькими короткими выдохами.

Упражнения, направленные на развитие зрительного аппарата, вовлекают в работу глазные мышцы. Это любые движения глазами, чередование напряжения и расслабления.

Основные правила

Дыхательная гимнастика по А. Н. Стрель­никовой была создана в нашей стране на рубеже 30-40-х годов XX века как способ восстановления певческого голоса, пото­му что А. Н. Стрельникова была певицей и его потеряла.

Гимнастика зарегистрирована Государ­ственным институтом патентной эксперти­зы в 1972 году. Её автору, Александре Ни­колаевне Стрельниковой, в Госреестре СССР было выдано авторское свидетель­ство номер 411 865 на «Способ лечения бо­лезней, связанных с потерей голоса».

Прежде чем приступить к описанию уп­ражнений, приведём четыре правила, ко­торые автор методики считает обязатель­ными при выполнении.

Первое правило. Думайте: «Гарью пах­нет! Тревога!» И не делайте вдох, а шум­но, на всю квартиру, нюхайте воздух, как собака след. Чем естественней, тем луч­ше. Делая вдох, не стремитесь раздувать­ся что есть силы, это самая грубая ошиб­ка — выполняя именно эту гимнастику — тянуть вдох, чтобы набрать воздуха по­больше. Вдох должен быть короткий и ак­тивный. Думайте только о вдохе. Следите за тем, чтобы вдох шёл одновременно с движением. Выдох — результат вдоха, тренируйте активный вдох и самопроиз­вольный, пассивный выдох: это поддержи­вает естественную динамику дыхания.

Второе правило. Не мешайте выдоху уходить после каждого вдоха как угодно и куда угодно, но лучше через рот, чем через нос. Не помогайте ему, а думайте: «Гарью пахнет! Тревога!» — и выдох уй­дет самопроизвольно. Увлекайтесь вдохом и движением, и всё получится: чем актив­нее вдох, тем легче уходит выдох.

Невозможно накачать шину, действуя по принципу: пассивный медленный вдох, активный медленный выдох. Следователь­но, невозможно по такому принципу на­полнить воздухом мельчайшие дыхатель­ные пути легких. А в живой природе всё, что не используется, отмирает.

Третье правило. Накачивайте лёгкие, как шины, в темпоритме песен и плясок. Все фразы песен и плясок идут на 8, 16 и 32 такта. Следовательно, этот счет физио­логичен. И тренируя движения и вдохи считайте на 4 и 8, а не на 5 и 10. Скучнс считать мысленно про себя — пойте. Нор ма урока — 1000-1200 наших вдохов, мож но и больше — 2000, но для инфарктни ков — 600.

Четвёртое правило (и очень важное) Подряд делайте столько вдохов, сколькс в данный момент можете сделать легко В тяжелом состоянии — по 2, 4 и 8 вдо­хов, сидя или лёжа, в нормальном — по 8 16 по 32 вдоха стоя. Доходите до 1000 1200 вдохов постепенно

Чем хуже само чувствие, тем больше делайте гимнастику но отдыхайте чаще. 4000 вдохов в день но не за один раз один раз — хороша; норма для оздоровления.

Другие упражнения

Кроме масштабного комплекса Стрельниковой, существуют иные виды дыхательной гимнастики:

  1. Ребенок ложится на спину. Вдыхает, надувая живот. После этого делает медленный выдох со звуком «Пфафф». Дыхание – ровное, спокойное. Можно положить малышу на живот мягкую игрушку, тогда он с интересом будет наблюдать, как она опускается и поднимается.
  2. Из ваты делают небольшие шарики и дуют на них вместе с ребенком. Задание потом усложняют, выкладывая комочки на махровое полотенце, когда ребенку понадобится больше воздуха и силы, чтобы сдувать их.
  3. Малыш задерживает дыхание на максимально возможное время.
  4. Мыльные пузыри также послужат хорошей гимнастикой.
  5. Малыш может дуть в воду с помощью соломинки.

Эти упражнения очень увлекательны для детей. Они будут выполнять их с удовольствием.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: