Слайд 18ДИСГРАФИЯ — ЭТО ЧАСТИЧНОЕ СПЕЦИФИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ПИСЬМАСодержание термина – «дисграфия»
определено по-разному:1. Р.И. Лалаева. Частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.2. А.Н. Корнев. Стойкая неспособность овладения навыками письма по правилам графики, несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствия грубых нарушений зрения и слуха.3. И.Н. Садовникова. Частичное расстройство письма, где основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок.4. А.Л. Сиротюк. Частичное нарушение письма с очаговыми поражением, недоразвитием, дисфункцией коры головного мозга.
Публикация «Родительское собрание в первом классе „Фонематический слух, Зачем его развивать?“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Развитие фонематического слуха
- Родительские собрания в детском саду
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
6. Рефлексия.
1. Вступительное слово классного руководителя. Приветствие, представление гостей.
2. Выступление учителя-логопеда. «Фонематический слух. Зачем его развивать?»
Если ребёнок слышит, как осторожно скрипнула дверь, отличает приближающийся гул вертолета от гула самолета, – то у него всё в порядке с физиологическим слухом. А теперь у ребенка в руках маракас или бубен, и если он не нарушит ритмического рисунка русской народной песни «Во поле береза стояла
«,– у него восхитительный музыкальный слух
А теперь у ребенка в руках маракас или бубен, и если он не нарушит ритмического рисунка русской народной песни «Во поле береза стояла. «,– у него восхитительный музыкальный слух.
Вот шестилетний дошкольник без ошибок раскладывает картинки в две стопки: в одну – с первым звуком , в другую – со звуком , – у ребенка сформированный фонематический слух. Это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух.
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
Нарушения фонематического восприятия отмечается у очень большого количества детей, поступающих в школу и практически у всех детей с нарушениями речи.
Развитие дифференцированного слухового и фонематического восприятия является необходимым условием для успешного обучения детей грамоте. Готовность ребенка к обучению письму и чтению неразрывно связана с умением услышать в слове отдельные звуки и их определенную последовательность. Обучение детей различать звуки способствует развитию внимания и слуховой памяти. В норме процесс фонематического различения, как и процесс произносительной дифференциации, заканчивается в дошкольном возрасте. Недостаточная сформированность фонематических процессов даже при полной скомпенсированности дефектов произношения может привести к трудностям в овладении навыками письма и чтения.
Таким образом, вовремя сформированное фонематическое восприятие предупредит возможное появление вторичных речевых дефектов (это фонетико-фонематическое недоразвитие, лексико-грамматическое недоразвитие и общее недоразвитие речи, снижая при этом вероятность возникновения дислексии и дисграфии.
В последние годы наблюдается увеличение количества поступивших в школу первоклассников с несформированным или недостаточно сформированным фонематическим восприятием, всё большее количество младших школьников нуждаются в логопедической помощи, что не всегда возможно.
Уважаемые родители, хочу предложить Вам простые игры для развития речи вашего ребенка. К пяти годам дети уже способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.
Но, к сожалению, не все первоклассники достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж и другие. Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.
Вам предлагаются упражнения, которые могут быть использованы родителями при работе над развитием фонематического восприятия.
1. ИГРЫ С МЯЧОМ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.
1. Игра «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.
Взрослый: Когда услышите звук , стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. А-У-О-У-И-О-Ы-И-А
2. Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой».
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.
Взрослый: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук .
А-У-О-Э-У-И-О-Э-Ы-И-А
3. Игра «Стучалочка».
Звуки я сказать хочу
И по мячику стучу
Цель: развитие фонематического восприятия, тренировка чёткого произношения гласных звуков.
Слайд 38ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ, ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА 1. Узнавание неречевых звуков.
Игры: Кто говорит?; Что звучит?; Громко — тихо; Далеко — близко (музыкальный звук); Что в коробочке?; Запомни и повтори песенку музыкального инструмента.2. Различие одинаковых слов, фраз, звуков. Игры: Эхо; Далеко — близко (по силе звукоподражания); Кто позвал?; Домашние животные и их детеныши; По сказке Три медведя; Веселый — грустный.3. Различие слов, близких по звуковому составу. Игры: Дай нужную картинку: дом — ком, мак — рак, коза — коса; Подбери картинку, которая звучит очень похоже; Найди ошибку- подними запрещающий сигнал (сумка, пумка)4. Дифференциация слогов. Игры: Поговорим на тарабарском языке. Что лишнее? (та- та –ту).5. Дифференциация фонем.6. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
Игры для детей 4–5 лет
«Звук-потеряшка»
Суть игры:
⠀
Загадайте с ребенком звук, который он будет отыскивать в словах. Пусть выберет сам, какой ему больше нравится. Допустим «М». Затем начните называть различные слова с этим звуком и без него. Ребенок должен топнуть ногой или хлопнуть, когда услышит слово со звуком «М»: БАРАБАН, ЦВЕТОК, ЯБЛОНЯ, БАНАН, МАГАЗИН, СОВА, МОТОР.
⠀
В этом упражнении также тренируется внимание, слух и правильное восприятие звуков
«Слово-потеряшка»
Суть игры:
⠀
Эта игра похожа на предыдущую. Только здесь нужно искать не звук, а слово, которое затерялось среди похожих по звучанию слов. Загадайте с ребенком слово, например «ТОЧКА». Затем называйте созвучные слова: ДОЧКА, ТАЧКА, МОЧКА, КОЧКА, ПОЧКА, ТОЧКА, БОЧКА. Услышав потерянное слово, ребенок должен отреагировать хлопком или прыжком.
«Ты мое эхо»
⠀
Суть игры:
⠀
Предложите ребенку поиграть в эхо. Скажите: «Ты будешь моим эхом. Я буду говорить, а ты за мной повторяй». Затем идите в другую комнату и начинайте игру. Выбирайте слова и звуки, которые ребенок произносит с ошибками или с трудом. Повторяя за вами по несколько раз, ребенок отточит правильное произношение.
Схема развития фонематического слуха
https://youtube.com/watch?v=wGppZTYdiY0
Среди всех звуков окружающего мира только звук человеческой речи связывает малыша со взрослыми, передает информацию. Фонематический слух – это умение ребенка воспринимать фонемы, т. е. улавливать и правильно разделять звуки речи; если сказать по-другому, это речевой слух. Он нужен не только, чтобы учиться говорить и понимать собеседника, но и для восприятия смысловых особенностей слов, похожих по звучанию. Например, чтобы уметь «различить» луг и лук, рок и рог, формировать фразы и предложения, согласовывать падежные и родовые окончания, по интонации улавливать смысл, вложенный в сообщение.
Высокоадаптированный метод звукового обучения грамоте детей был разработан в России К.Д. Ушинским. Он доказал, что письмо и чтение неотделимы друг от друга. Его педагогическая методика базировалась на анализе собственной речи ребенка и параллельном развитии личности. Ведь одновременно развивается мышление и воображение ребенка.
Формирование речи учеников Ушинский синхронизировал с изучением грамоты. На практике им были введены схемы синтетико-аналитических упражнений. Использовались для разбора фразы и слова, взятые из речи самих учеников, пословицы и поговорки, загадки.
Занятия «по Ушинскому» носили объяснительно-иллюстративное направление, так как требовали непосредственного участия ребенка, причем самого активного. Он отмечал, что «писать и читать может только тот, кто понял слогово-звуковое строение слова».
Однако эта методология была несовершенна, в ней не принимались во внимание качественные особенности некоторых гласных и изменения звучания согласных в зависимости от нахождения в слове. Современная система обучения – звуковая
Учащиеся анализируют изучаемые звуки языка, учатся их слышать, выделять их из слов, присваивать каждому звуку букву. Пристальное внимание уделяется последовательности звуков при построении слова.
Игры для детей 5–6 лет
«Поющее лото»
В этой игре должен быть ведущий и как минимум два участника. Она рассчитана на детей, которые уже полностью или частично знают алфавит.
Суть игры:
⠀
Возьмите карточки с картинками и пустые карточки. Раздайте детям по 5–7 карточек с рисунками и по столько же пустых. Затем пропойте любой звук и спросите, у кого есть картинки с изображением предмета, содержащего этот звук. Дети находят подходящую карточку, проговаривают слово и закрывают изображение пустой карточкой. Побеждает тот, у кого быстрее закроются все картинки.
⠀
Например, вы начинаете: «Ууууууу» и спрашиваете, у кого есть изображение с таким звуком. Ребенок поднимает руку и проговаривает: «Ууууу-тка» и закрывает пустой карточкой картинку.
⠀
Это упражнение помогает детям быстрее освоить чтение по слогам.
«Дострой недостающий слог или слово»
Для упражнения подойдут простые предложения из любимых сказок ребенка.
⠀
Суть игры:
⠀
Вы читаете ребенку предложение, но не произносите последний слог или слово. Ребенок должен достроить слово, и проговорить предложение целиком.
⠀
Например:
Жили-были дед и ба… (ба).
Яйцо упало и разби… (лось).
Стоит в поле тере… (мок).
⠀
Или:
⠀
Муха, Муха — …,
Позолоченное брю… (хо)!
Муха … пошла,
Муха денеж… (ку) нашла.
⠀
Второй вариант игры сложнее, но благодаря этому у ребенка хорошо развивается сообразительность, внимание и расширяется словарный запас
«Разноцветные звуки»
Упражнение для детей, которые уже знают алфавит.
⠀
Суть игры:
⠀
Сделайте бумажные флажки красного и зеленого цвета. Скажите ребенку, что на гласные звуки ему нужно поднимать красный флажок, на согласные – зеленый. Называйте звук, делайте небольшую паузу и ждите ответ ребенка.
⠀
Это упражнение помогает различать звуки и дает хорошую базу для чтения.
⠀
Также можете сделать флажки других цветов на твердые, мягкие, звонкие и глухие звуки.
⠀
Эти простые упражнения помогут вашему ребенку развить фонематический слух и дадут хорошую базу для обучения чтению и письму. Занимайтесь с ребенком 15–30 минут в день и уже через 2–3 недели вы заметите прогресс в обучении. А спустя еще немного времени перед вами будет сидеть довольный ребенок, с интересом осваивающий школьную программу.
⠀
А если вам некогда экспериментировать и заниматься с ребенком самостоятельно, запишите ребенка на бесплатное пробное занятие в нашу онлайн-школу. Посмотрите, как проходят уроки, понравится ли ребенку, а затем примите решение, какой способ обучения для вас лучше.
Нашим читателям мы дарим промокод KIDSKEY_BLOG с дополнительными бесплатными уроками*.
KIDSKEY_BLOG
* Чтобы получить дополнительные уроки на ваш счёт, при оплате любого пакета просто укажите промокод KIDSKEY_BLOG в поле “Введите промокод”.
⠀
Упражнения для развития
Для правильного закрепления навыков фонематологического понимания и слуха необходимо вести расшифровку по такой системе:
- Услышь и воспроизведи вслух слово.
- Воспроизведи слово по слогам, найди тот, что под ударением.
- Произнеси «в длину» первый звук, опиши его, выдели цветной пометкой.
- Произнеси «в длину» второй звук, опиши его, выдели цветной пометкой.
- Удостоверься, что получилось слово.
Так как развить фонематический слух у детей? Этим занимаются логопеды-методисты. Они утверждают, что занятия по развитию фонематического слуха должны иметь систематический характер на уроках. Лучше, если эти тренировки будут проходить в форме дидактических игр, которые позволяют:
- Обогащать детей новой информацией наряду с фонематическим слухом.
- Стимулировать мыслительную активность и речь детей.
- Увеличить заинтересованность уроками родного языка, воспитать любовь к нему.
- Включать в игру разноуровневый материал по предмету.
- Вместе с прохождением фонематического материала выполнять задачи самого урока, связанные с вопросами программы предмета.
Разработаны специальные схемы тренировочных занятий для развития фонематического слуха у школьников младших классов. Рассмотрим наиболее известные.
Игра 1
Учитель четко повторяет гласные по порядку (А_У_О_Ы_И_А), ученики, услышав звук «Ы», должны сделать оговоренное действие (либо хлопнуть в ладоши, либо, например, стукнуть мячом о пол).
Игра 2
Вместе с учениками (учеником) поются гласные звуки с разной силой голоса в зависимости от положения рук преподавателя. Если он поднимает руки вверх, сила голоса увеличивается, опускает вниз – уменьшается. При движении рук из стороны в сторону сила голоса меняться не должна.
Игра 3
Дети становятся в ряд друг за другом и передают какой-либо предмет (мяч, пенал). Стоящий первым ученик произносит слово на определенный звук и передает руками над головой предмет стоящему сзади. Возможен соревновательный элемент с двумя колоннами и засеканием времени движения предмета от первого к последнему в ряду.
Игра 4
Одному ученику завязывают глаза, он становится в центре комнаты, остальные располагаются с разных сторон от него (распределяются равномерно по периметру комнаты) и по очереди звенят различными предметами (колокольчиками, ключиками, барабаном). Ребенок с повязкой на глазах должен пальцем указывать направление к источнику звука.
Игра 5
Логопед показывает детям несколько музыкальных игрушек и предлагает позвенеть, подудеть ими, запоминая, что как звучит. Затем участники игры отворачиваются или игрушки переносятся за ширму, и дети должны определить на слух, какой предмет звучит (без зрительного подкрепления).
Возможно усложнение задачи определения звуков с добавлением игрушек или заменой уже отгаданных.
Есть вариации игры: необходимо угадать по голосу, кто зовет. Водящий стоит спиной к остальным, его зовут по имени одноклассники, а он отгадывает по голосу зовущего.
Игра 6
Учитель дает детям слово и предлагает собрать из составляющих его букв новые слова. Например, кофточка – точка, фото, кочка.
Игра 7
Классу дается слово. Ребенок, на которого укажут, определяет последний звук и называет слово, которое начинается с него, и так по очереди.Игра 8
Детей настраивают на тишину и внимание. Учитель просит определить звук перед звуком в слове контора, оркестр, перед звуком – в слове холст и т
д.
Игра 9
Логопед обращается к одному из участников, предлагая выделить звук в слове длительностью произношения, громкостью как угодно. А остальные дети должны понять, о каком звуке идет речь и этот звук произнести. Например, «карррррртошка», группе нужно ответить «р», «болллллезнь», ответ – «ль» и т. д.
Игра 10
Преподаватель дает детям неоконченные двустишия, им необходимо в рифму подобрать последнее слово. Как пример, можно привести следующие стишки:
- Книжку выронил из рук, на меня свалился…(жук).
- Мы срезали все цветки, и плели из них…(венки).
- По лесочку бродят звери, закрывай плотнее…(двери).
При развитии фонематического слуха преподаватель обязательно должен опираться на возрастные особенности детей, подбирать и использовать различные задания и методы для обучения
Важно удостовериться, что каждый из учеников воспринял и усвоил материал
Слайд 28ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДИСГРАФИИ И НАРУШЕНИЯ1. АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ (косноязычие на письме): нарушения звукопроизношения
характера искажений, замен, пропусков. -При письме отражается неправильное произношение звуков речи.2. АКУСТИЧЕСКАЯ: трудности при различии фонем близких по звучанию. -При письме смешивают свистящие, шипящие; звонкие, глухие согласные, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч-ть, ц-т, ц-с и т.д., гласные о-у, и-е).3. ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА: трудности при проведении фонематического, слогового анализа, синтеза слов в предложении, анализа предложений в тексте. -При письме пропуски гласных, согласных при стечении, перестановки букв, добавления букв, пропуски, перестановки слогов и т.п. 4. АГРАММАТИЧЕСКАЯ: несформированность лексико-грамматического строя речи. -При письме аграмматизмы на уровне слова, словосочетания, предложения, текста.5. ОПТИЧЕСКАЯ: несформированность зрительно-пространственных функций. -При письме зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы, замены, смешения графически сходных букв.
Слайд 35В настоящее время это наименее изученная категория нарушений письма. Считается, что
при дизорфографии у ребенка отсутствует «чутье» на орфограммы, на странице он может допустить от 15 до 60 ошибок. Ребенок не может определить, где именно нужно применить хорошо известное ему правило, не может обнаружить ошибку и тем более ее исправить. Иначе говоря, «правила знает, а применить не может». Трудности в овладении орфографическими умениями отмечаются не только в начальный период обучения, но и в средних и старших классах. Наиболее частыми являются ошибки на правила, которые изучаются в начальной школе. Особый род дизорфографии представляет собой стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией. Дети часто оказываются в числе неуспевающих по всем предметам.
Дизорфография.
Слайд 63ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ8. Игра: «Живые слова».
Дети встают в ряд, называя слова предложения.9. Игра с мячом. Составление предложения с помощью вопросов на заданную тему.10. Исключение слов из предложения. «Какое слово потерялось?» -пропуск предлогов: Мы катаемся … санках. -пропуск существительных: Деревья растут в … -пропуск прилагательных: Летом листья березы зеленые, а осенью … -пропуск глаголов: Кошка … молоко.11. Выделение границ предложений на слух. Игра: «Хлопни в ладоши, когда закончится предложение». Взрослый монотонно читает фразы: На улице идет снег. Собака грызет кость. Дети идут гулять.12. Выделение границ предложений в текстах, соединение частей разорванных предложений.
Слайд 92Упражнения по коррекции нарушений письмаУпражнение «Корректурная правка».Внимание! Лучше, если текст не
будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная)
Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, — и работать только с ними. Упражнение «Пишем вслух»
Затем подчеркиваем «слабые места»»Вглядись и разберись» (пунктуация для дисграфиков ).
Материал для работы — сборники диктантов (с уже поставленными знаками препинания).»Пропущенные буквы». предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.Лабиринты.
Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги
Фонологическая и фонематическая осведомленность: задания
Теперь, когда вы узнали о фонемах, давайте посмотрим, сможете ли вы выполнить следующее упражнение!
Прослушивание фонем
Сколько фонем вы слышите, когда я произношу приведенные ниже слова? Нажмите на стрелку воспроизведения звука, чтобы услышать, как он произносится, подумайте, сколько фонем вы слышите, затем нажмите кнопку «Посмотреть ответ», чтобы увидеть, правильно ли вы услышали номер.
Пример: книга
Ответ: 3 /b/-/oo/-/k/
Пример: день
Ответ: 2 /д/-/ау/
Пример: банка
Ответ: 3 /c/-/a/-/n/
Пример: песок
Ответ: 4 /s/-/a/-/n/-/d/
Пример: в
Ответ: 2 /a/-/t/
Пример: прогулка
Ответ: 3 /w/-/al/-/k/
Пример: bat
Ответ: 3 /b/-/a/-/t/
Пример: через
Ответ: 2 /b/-/y/
Пример: ванна
Ответ: 3 /b/-/a/-/th/
Пример: Tight
Ответ: 3 /T/-/IGH/-/T/
Вопрос. : обнадеживающий
Ответ: 6 /h/-/o/-/pe/-/f/-/u/-/l/
Потренируйтесь смешивать фонемы в слова
Давайте попрактикуемся в смешивании фонем. Мы будем использовать фонемы из задания №1, чтобы вы попрактиковались с теми же звуками.
книга | прогулка | ||||
день | летучая мышь | ||||
банка | на | ||||
песок | ванна | ||||
по | плотный |
надежда |
Чтение
Фонематические упражнения для дошкольников или начальных классов Занятия, стимулирующие фонематический слух у детей дошкольного и младшего школьного возраста, являются одним из верных способов подготовить ребенка к чтению! Вот восемь из них от экспертов Мэрилин Дж.
Слайд 96Работа над зрительным восприятием Корректурные пробы»Муха». Данное упражнение помогает развивать у детей
ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги, и различать букву и её зеркального двойника.Начало отчета всегда ведётся от центра квадрата. Вначале дети должны двигать фишкой (ручкой) по квадрату, затем мысленно представлять её перемещение. На следующем этапе дети с закрытыми глазами должны определить путь мухи и ответить, где она остановилась.В дальнейшем предлагается рисование букв. 5клеточек — вниз, 1- вправо, 4- вверх, 2 вправо, 1-вверх, 3-влево.Должна получиться буква «Г», которую можно заштриховать.»Перевёрнутый текст «. Страница обычного текста поворачивается на 90,180, 270 градусов. Ученик должен, двигая глазами справа налево, прочитать текст. » Чтение слов по полубукве «. Чтение строк с прикрытой нижней половиной строки (с прикрытой верхней половины строки).»Деформированный текст». Цель: развивать умение видеть слова, написанные разным шрифтом.
Слайд 60ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ2. Сочетание существительных с
глаголами: — Подбор как можно большего числа глаголов к существительному. (что можно сделать с грушей? (сорвать, купить, съесть и т.п.). — Подбор существительных к данному глаголу с предлогом. (уйти от бабушки, ссоры). — Подбор нужного глагола в зависимости от рода и числа существительных. (мальчик- упал, девочка- упала, дерево- растет, деревья- растут). 3. Сочетание существительных с числительными 1, 2, 5. Игра с использованием картинок.(у меня есть 2 конфеты, а у тебя нет 2-х конфет). — Сочетание существительных со словами: один, много. (один человек- много людей, один ребенок- много детей). — Сочетание числительных с существительными, не имеющих единственного числа. (одни брюки, двое брюк).
Слайд 431. Игры на развитие ориентировки в пространстве, на себе, на листе
бумаги, для усвоения понятий: верх, низ, право, лево, середина, верхний правый угол, верхний левый угол, нижний левый угол, нижний правый угол. -«Божья коровка»-ползает по квадратной доске по команде. -«Птицы в гнездах»-определяют в каком гнезде птица, а затем в какое гнездо она полетела. -Рисование орнаментов в воздухе и на листе. -Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами.2. Выкладывание букв из палочек.3. Определение контурных, заштрихованных, наложенных предметов и букв.4. Выкладывание букв, написанных на карточках, где представлены правильные и зеркальные варианты.5. Ощупывание объемных букв с закрытыми глазами: определить букву, назвать, придумать слова, положить правильно.6. Обводка и штриховка картонных букв. Выкладывание букв из семечек, нитками, проволокой и т.д.
ПРОФИЛАКТИКА ОШИБОК ЧТЕНИЯ, ПИСЬМА НА УРОВНЕ БУКВЫ