Пальчиковая гимнастика для детей. польза упражнений

Пальчиковые игры для детей 4-5 лет в детском саду: картотека воспитателю и родителям

Подготовка и проведение занятия по пальчиковой гимнастике в ДОУ

Для проведения гимнастики пальцев и рук для детей не требуются специальные материалы.

Обратите внимание! Специалист подбирает упражнения исходя из возраста и уровня развития группы. Дети ясельной группы в возрасте от 2-3 лет играют в «животных», подражая взмахам крыльев птиц или повадкам знакомых зверей (собака, кошка, медведь, петушок, корова)

При этом воспитатель показывает упражнения сначала индивидуально, исправляя и поправляя каждого. Когда этот этап пройден, весь изученный материал повторяется в подгруппах

Дети ясельной группы в возрасте от 2-3 лет играют в «животных», подражая взмахам крыльев птиц или повадкам знакомых зверей (собака, кошка, медведь, петушок, корова). При этом воспитатель показывает упражнения сначала индивидуально, исправляя и поправляя каждого. Когда этот этап пройден, весь изученный материал повторяется в подгруппах.

В возрасте 3-4 лет начинается изучение движений, укрепляющих кисти рук. Для этого даются задания изобразить знакомые предметы, такие как замок, молоток, цветочек.

4-5-летние дети (воспитанники средней группы) изучают упражнения как статические, так и динамические. Гимнастика для пальчиков в детском саду проводится по примеру воспитателя, а затем образ начинают видоизменять (ворота открылись — ворота закрылись).

В 5-6 лет (старшая группа) педагог уже не показывает движения, дети учатся воспринимать задания на слух и воспроизводить их.

Обратите внимание! К шестому году жизни малыши с удовольствием устраивают импровизированные «классы» для ребят помладше, на основе изученных упражнений. К 6-7 годам занятия принимают формат игры на воображение

Занимая уже знакомую позицию, ребенок должен рассказать связанную с ней историю, а также видоизменять положение рук во время своей речи. В шесть лет ребенок, обладая недюжинной фантазией, способен не только пересказать знакомую ему историю, но и выстроить свою, полагаясь на наглядный материал

К 6-7 годам занятия принимают формат игры на воображение. Занимая уже знакомую позицию, ребенок должен рассказать связанную с ней историю, а также видоизменять положение рук во время своей речи. В шесть лет ребенок, обладая недюжинной фантазией, способен не только пересказать знакомую ему историю, но и выстроить свою, полагаясь на наглядный материал.

https://youtube.com/watch?v=EVU5f4cKDU4

Примерный временной план пальчиковой гимнастики в разных возрастных группах

Следуя правилам ФГОС, время проведения пальчиковой гимнастики в группах разного возраста отличается. Время занятий считается вместе с разогревом и заминкой:

  • 5 минут — для младших дошкольников (2-4 года). При этом: 1 минута на разминку, 2 — на разучивание новой игры, 1 — на повторение старой, 1 — на массаж специальными мячиками.
  • 7-9 минут — для старших дошкольников (5-7 лет). При этом: 1 минута на разминку, 1 — на выполнение упражнений статических, 2 — на проведение 2-х динамических игр, объединенных общей тематикой, от 3 до 5 минут на проведение «пальчикового театра».

Советы специалистов

Для дошколят пальчиковая гимнастика играет важную роль. Во время занятий развивается мелкая моторика, рука хорошо подготавливается к письму. Ручку держат три пальчика, рука ребенка сильно устает от такой нагрузки, а в играх каждый пальчик задействован, эффект развития тонкой моторики увеличивается, речь правильно начинает формироваться.

Пальчиковая гимнастика для детей 4-5 лет подразумевает чередование движений, расслабление, сжатие и растяжение

Перед любым занятием ребенка важно настроить эмоционально, рассмотреть иллюстрации к упражнениям, обсудить содержание, при необходимости отработать требуемые жесты

Основные рекомендации:

1.    Не стоит проводить игру холодными руками, нужно согреть их в теплой воде или растереть ладони.

2.    О новых персонажах, нужно рассказать малышу до начала игры.

3.    Важно использовать максимально выразительную мимику. 4.    Делайте небольшие паузы, отвлекайтесь

4.    Делайте небольшие паузы, отвлекайтесь.

5.    Постепенно заменяйте игры на новые и усложняйте их.

6.    Проводите время весело и поощряйте малыша зав успехи.

7.    Нужно стараться, чтобы в игре участвовали все пальчики, особенно мизинчик и безымянный.

Пальчиковая гимнастика для детей 4-5 лет является своеобразной базой, гарантией успеха во всех начинаниях. Ребенок будет уверенно держать ручку и красивее писать, подготовится память, в том числе и зрительная. Все занятия простые, сложностей не возникает, педагогической подготовки не требуется. Каждая мама самостоятельно в силе позаниматься со своим малышом на прогулке, перед сном или в другое свободное время. Стоит уделить несколько минут, и ребенок сделает еще один шаг на пути к успешной учебе.

Особый интерес у детей вызывает музыкальная пальчиковая гимнастика для детей 4-5. Стихи под мелодию запоминаются лучше и сохраняются в памяти надолго.

Важно упражнения выполнять регулярно, чтобы достичь положительного результата. Не нужно допускать переутомления малыша во время занятий, если пропадет интерес, он станет рассеянным и вялым, поэтому следите за временными рамками

Для пятилетнего ребенка 10 минут будет вполне достаточно. Важно понимать, что ранний возраст – это самый ответственный период, именно сейчас формируются фундаментальные способности человека

Не нужно допускать переутомления малыша во время занятий, если пропадет интерес, он станет рассеянным и вялым, поэтому следите за временными рамками. Для пятилетнего ребенка 10 минут будет вполне достаточно

Важно понимать, что ранний возраст – это самый ответственный период, именно сейчас формируются фундаментальные способности человека

Детские пальчиковые игры про семью

Семья

А у нас семья живет: (хлопнуть в ладоши, стукнуть кулачками друг о друга)
Двое встали у ворот, (загибать большие пальцы)
Две Настюшки съели плюшки, (загибать указательные пальцы)
Два Антона (загибать средние пальцы)
Сидят дома,
Два учиться захотели, (загибать безымянные пальцы)
Двое плачут в колыбели. (загибать мизинцы)

Моя семья

Как я рад, что у меня (поднять руку ладонью к себе, затем загибать пальцы при перечислении)
Дома милая семья:
Папа, мама, я, сестричка,
Братик — мальчик-невеличка.

Моя семья

(Пальцы сгибают по очереди, начав с большого, потом крутят кулачком)

Один пальчик — дедушка,
Другой пальчик — бабушка,
Средний пальчик — папочка,
Ну, а этот — мамочка,
Самый младший — я,
Это вся моя семья!

Пальцы гуляют

(Сжимать-разжимать кулачки, пошевелить пальцами, затем на счет загибать их по одному)

Раз, два, три, четыре, пять —
Хотят пальцы погулять.(Пошевелить всеми пальчиками одновременно.)
Большой палец видит крошку,
Указательный — гармошку.
Средний будет веселиться,
Безымянный пьет водицу.
Самый маленький не спит,
А вокруг себя глядит.

Пальчиковая гимнастика для ребенка 1-1,5 года в стишках

Годовалый малыш уже способен выполнять свои действия осознанно. У него наблюдается усовершенствование действий, которые он освоил ранее, их обобщение и перенос на другие объекты. Ребенок уже использует вещи целенаправленно – берет и отпускает игрушки и предметы, начинает орудовать ложкой, чтобы самостоятельно кушать, пьет из чашки.

В этом возрасте начинается интенсивное развитие всех пальцев, а также противопоставление большого пальца другим. Помочь крохе в этот непростой период способны пальчиковые игры:

Пальчиковый театр. Такая игра понравится крохам. Для проведения нужно смастерить фигурки кукол или животных и нацепить на каждый пальчик. Или нарисовать на пальцах забавные рожицы и дать им имена.

Таким образом можно рассказывать любимые сказки («Колобок», «Репка») или придумать сценку самому.

  • Игра «Дом». Ее проводят вместе с малышом, рассказывая стишок и на каждой фразе выполняя то или иное действие. Сначала крохе нужно помогать, выполняя нужные движения его руками, далее ребенок запоминает, что нужно делать, когда звучит определенная строчка стишка.

    Я хочу построить дом, – Малыш складывает руки домиком и поднимает над головой.Чтоб окошко было в нем, – Из пальчиков обеих рук нужно сложить круг.Чтоб у дома дверь была, – Ребенок ставит ладони перед собой и распахивает их.И чтобы сосна росла. – На одной ручке нужно растопырить пальцы.Чтоб вокруг забор стоял, пес ворота охранял. – Кроха соединяет руки в замок и показывает круг.Солнце было, дождик шел, – Сначала ребенок показывает солнышко, растопырив пальцы и подняв руки вверх, а дальше опускает вниз, делая встряхивающие движения.И тюльпан в саду расцвел. – Малыш соединяет ладошки и медленно их разводит в стороны.

    Пример пальчиковой игры

  • Игра-считалочка «Зима». Принцип проведения тот же, что и в предыдущей игре – мама рассказывает стишок, а малыш выполняет определенные действия.

    Раз, два, три, четыре, пять – Кроха по очереди загибает пальчики.Мы во двор пошли гулять – Двумя пальцами (средним и указательным) «идет» по столу.Баба снежную лепили – Обеими руками «лепит» снежный комочек.Птичек крошками кормили – Ручкой показывает, как сыпет корм.С горки мы потом катались – Указательным пальцем 1 руки проводит по ладони другой.А еще в снегу валялись – Ладошки кладет то на одну, то на другую сторону.Все в снегу домой пришли – Отряхивает ручки.Съели суп, и спать легли – Берет воображаемую ложку в рот, а потом складывает ручки и кладет их под голову.

Пальчиковые игры для детей 4-7 лет

Дни недели

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)В среду я пекла калач, (печём «пирожки») Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем «козырёк»)Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки) А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)Всех подружек в воскресеньеПозвала на день рождения. (машем ладошками к себе)

Горох

Пять маленьких горошинЗаперты в стручке. (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)Вот выросла одна,И тесно ей уже. (выпрямляем большие пальцы)Но вот растёт вторая,И третья, а потомЧетвёртая, пятая… (выпрямляем пальцы поочерёдно)Сказал стручок: «Бом!». (хлопаем)

Зима

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)Мы во двор пошли гулять.Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),Птичек крошками кормили, («крошим хлебушек» всеми пальчиками)С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)

Что это такое

О пальчиковой гимнастике можно сказать просто – это набор упражнений, выполнение которых помогает развить мелкую моторику рук. Эта система означает – это точное отображение взаимодействие всех систем организма. В данном случае говорят о зрительной, нервной, костной и мышечной системе. Представленные достижения дают возможность выполнять кропотливые движения пальцами и кистями, а это неоценимая польза для будущего чистописания.

Гимнастикой важно заниматься с ребенком чуть ли не с рождения. Здесь выделяют пассивные и активные упражнения

Активные – это работа взрослых. Это они должны выполнять массаж ладоней малышу, сгибать и разгибать его пальчики и прочее. Пассивные действия – это уже работа самого крохи, который повторяет за взрослыми, имитируя указанные ему движения.

Связь моторики и речи

На ладонях и ступнях человека расположено множество биологически активных точек, отвечающих за состояние других внутренних органов. Стимуляция этих точек даёт ответный сигнал в органах-мишенях. Этот факт широко используется в альтернативной медицине для лечения заболеваний.

Учёные доказали: отдел мозга, отвечающий за двигательную сторону речи, находится вплотную с отделом, отвечающим за тонкие движения пальцев рук. Ладонь руки имеет сравнительно большую площадь ответственности в головном мозге. Логически и экспериментально учёные пришли к выводу, что мелкая моторика даёт возможность лучше развиваться речевому отделу.

М.М. Кольцов исследовал детскую речь. И придерживался мнения, что если у ребёнка хорошо развиты навыки мелкой моторики (он умеет есть ложкой, орудовать карандашом, закручивать винтики и т. п.), то у него не может быть задержек речи. Современные исследования показали, что у задержек речевого развития больше причин. Даже имея отличную мелкую моторику, малыш может демонстрировать лёгкие нарушения речевого развития, связанные с психологическими или социальными факторами. Однако тяжёлые нарушения при хорошей мелкой моторике наблюдаются редко. Как правило, серьёзные речевые задержки и плохая мелкая моторика связаны между собой

Наблюдения и исследования подтверждают важность формирования мелкой моторики буквально с рождения. При этом не стоит забывать о так называемой крупной моторике – это движения, связанные с физической активностью: бег, ходьба, прыжки, плавание и пр

Для гармоничного развития ребёнок должен не только развивать мелкую моторику, но и иметь возможность как можно больше двигаться. Об этом иногда забывают, приучая малыша сидеть дома и обучая его рисованию, лепке, сортировке и пр.
речевое развитие

В чем важность пальчиковой гимнастики для детей 4-5 лет?

Ученые, изучающие психику детей и деятельность их мозга, отмечают тесную связь между речевой функцией и двигательной системой. Правильная работа органов речи и мелкой моторики рук способствует выработке хорошего произношения, снижает психическую нагрузку и помогает освободиться от монотонности речи.

Современный темп жизни привел к тому, что родители стали мало играть и меньше уделять внимания раннему развитию детей, что способствует снижению уровня речевого развития.

Пальчиковая гимнастика для детей 4-5 лет и игры – прекрасный способ развить речь и мелкую моторику одновременно. Преимущества разучивания стихотворений таким методом заключаются:

•    в стимуляции пространственного мышления и воображения;

•    в воспитании быстроты реакции и эмоциональной выразительности;

•    в улучшении памяти;

•    в развитии внимания.

Помимо этого совместные игры сближают родителей и детей. Усаживаясь на колени матери, чувствуя ее объятия и ласку, ребенок получает все необходимые для интеллектуального и эмоционального развития впечатления.

Важно! Любая пальчиковая игра сопровождается стихотворениями. Рифма легко запоминается детьми, а спокойный ритм благотворно действует на малыша

Для каждого возраста игра имеет свои особенности

Дети 4-5 лет обращают внимание на речь и выражение лица взрослого, поэтому стихи взрослый должен выучить

Упражнение «Фигуры из пальцев»

Самый классный вид упражнений для пальчиков — это театр теней!

Тут идёт сочетание статических упражнений и динамических.

Огромный плюс в том, что не просто объединяются движения, а задействованы именно две руки.

Начните с простых фигур.

  1. Зайчик — рука в кулачке, указательный и средний палец подняты вверх — знакомо?
  2. Гусь — большой палец внизу, остальные прижаты вместе, сверху . Усложняйте — собачка, кошка…..

Итак, пальчиковые игры – это уникальный способ развития ребенка. Они представляют собой своеобразный массаж и гимнастику для пальцев рук и ног.

Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.

Так же такие игры влияют на пластику пальцев, руки становятся более послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых при рисовании, а затем и при письме.

Часто играете со своим ребёнком в пальчиковые игры?

Пальчиковая гимнастика перед письмом

Вот почему перед выполнением графических упражнений мы предлагаем проводить пальчиковую гимнастику, которая также связана с речевым развитием первоклассников. Изображение руками мышек, зайчиков, птичек и др. сопровождается разучиванием и хоровым декламированием небольших стишков о них.

Когда дети научатся изображать достаточное количество фигур, можно предложить детям разыгрывание с помощью пальцев небольших сценок и сказок.

Каждое упражнение пальчиковой гимнастики рекомендуется выполнять несколько раз поочередно обеими руками.

Желательно сочетать в небольшой комплекс два-три упражнения (вспоминать предыдущие, или те, которые больше всего понравились). Выполнять их можно как перед началом, так и посередине или в конце занятия.

Упражнения пальчиковой гимнастики, художественно-зрительные образы букв, стихотворный дидактический материал сделают занятия обучения письму интересными и эффективными.

Пальчиковая гимнастика для детей не только поможет подготовить руку ребенка к письму, но и развить пространственное воображение, научить ребенка ловко пользоваться ручкой и карандашом и достичь точности в движениях руки,что дает возможность заложить правильную основу в формировании каллиграфического правильного письма.

Пальчиковая гимнастика детей очень интересна для малышей, дает возможность в увлекательной игровой форме подготовить ребенка к написанию букв.

Пальчиковая гимнастика детей помогает разнообразить учебно-воспитательный процесс интересными и очень полезными заданиями, которые способствуют всестороннему развитию детской личности.

Последние новости центра

  • 258

16.04.2024

График работы в майские праздники

Уважаемые родители и посетители центра!
Хотели бы предупредить вас о графике ра…

  • 261

16.04.2024

Центр в Реутово закрывается на ремонт

Уважаемые клиенты!
Хотели бы сообщить вам о временном закрытии нашего центра в …

  • 1234

28.11.2023

Повышении цен с января 2024 года

Уважаемые родители,
Сообщаем вам о предстоящем повышении цен на наши услуги с 1…

  • 696

28.11.2023

Праздничные дни в новогодний период

Уважаемые родители,
Сообщаем вам, что с 31 декабря по 7 января наш центр будет …

  • 889

28.09.2023

Проведение технических работ

Уважаемые клиенты!
Сообщаем вам о временном закрытии нашего центра с 30 сентябр…

  • 633

14.09.2023

Ведется запись на онлайн-диагностику

Новая услуга центра
Рады представить вам новую услугу нашего центра!
Теперь вы…

  • 1019

25.05.2023

Обновленные правила центра

Уважаемые посетители центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной, ин…

  • 981

27.04.2023

Открытие нового центра в Москве!

Уважаемые родители и посетители центра!
С великим удовольствием информируем вас…

  • 620

27.04.2023

График работы центра в майские праздники

Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о графике работы центра …

Методическая работа в детском саду

Консультация для педагогов «Развитие мелкой
моторики у детей с нарушением речи»

Тонкая моторика – это разновидность движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Детям 2-х лет и старше для развития мелкой моторики рук можно предложить следующие игры:

— «Разорви лист по линиям». Лист бумаги произвольно расчерчивается на части. Нужно разорвать его на части точно по линиям. Можно также нарисовать на бумаге фигуры, предметы.

— «Шаловливый котенок». Заранее разматывается клубок ниток. Сначала правой, затем левой рукой нужно смотать клубок.

— «Строитель». Для игры подойдут небольшие кубики, кольца от пирамидок. Ребенку дается задание собрать из мелких кубиков один большой, построить башню, колодец, скамейку, домик и т. д.

— «Шофер». На столе раскладываются маленькие предметы (фигурки животных, солдатики, кубики) на расстоянии 5-7 см друг от друга. Понадобится также фишка. Передвигая ее одним пальцем, нужно объехать все препятствия, ничего не задев. Играть попеременно разными пальчиками.

— «Играем на балалайке». Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую круглую резинку. Перебирая эту резинку, как струны балалайки, указательным и средним пальцами другой руки, 2играть на балалайке».

Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры. Они очень эмоциональные, простые. Пальчиковые игры как бы отображают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы происходящие в природе.

Самым простым является изображение при помощи пальчиков различных фигурок. (Флажок, очки, стол и другие).

Тренировки тонких движений пальцев рук можно уделить 1, 5-2 мин. на утренней гимнастике, 2-3 мин. на занятиях. Необходимо следить чтобы не было перегрузки.

Учеными доказано, что систематическая работа по тренировке таких движений пальцев является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение. Методическая работа в ДОУ: | | в ДОУ | | , в ДОУ | в ДОУ |

Методическая работа в ДОУ: | | в ДОУ | | , в ДОУ | в ДОУ |

Игры для пальчиков с малышами 3–4 лет

Описание игр

Наиболее удачные игры для этого возраста:

  1. Сначала нужно сложить пальчики в кулачок, а затем – показать ладошку. После этого нужно поставить на ладонь ребенка свои пальцы и имитировать ими шаги. В завершение следует аккуратно пощекотать ладошку. Во время игры нужно приговаривать «Вот кулак, а вот ладошка, на ладошку села кошка и крадется понемножку. Видно, кошка там живет».
  2. Руки ребенка нужно сцепить в замок, вращая большими пальцами. Затем необходимо соединить указательные пальцы друг с другом. Во время выполнения этого упражнения следует дважды произнести «Ехал, ехал паровоз, зацепил вагон, повез».
  3. Обоими руками ребенку нужно изобразить осьминогов, двигающихся по дну моря. Затем они должны присесть и снова вытянуться. После этого необходимо поздороваться указательными пальцами обеих рук и в завершение сцепиться большими пальцами. Упражнение сопровождается присказкой «Две веселых осьминожки по морской брели дорожки. Повстречались, удивились. Улыбнулись, подружились. И теперь они вдвоем».

Пример конспекта проведения занятия

Ниже представлен конспект занятия пальчиковой гимнастикой в средней группе «Утреннее приветствие».

Цели:

  • развитие мелкой моторики через упражнения с пальцами;
  • совершенствование речевых навыков; изучение частей тела;
  • развитие мышления, воображения, координации движений;
  • создание позитивного настроя на весь день.

Воспитатель здоровается с детьми. Спрашивает, хорошо ли они выспались, какое у них настроение: А проснулись ли наши пальчики? Давайте их разбудим!

Утро настало, солнышко встало!

Вставай, большак! ( пальцами одной руки отгибаем и разминаем пальцы другой, зажатой в кулак — начиная с большого пальца)

Вставай, указка! (отгибаем указательный палец)

Вставай, середка! (отгибаем и разминаем средний палец)

Вставай, сиротка! (работаем с безымянным пальчиком)

Вставай, малютка! (мизинчик)

Упражнения повторяем для другой руки.

Воспитатель: пальчики проснулись! А глазки, ушки, ножки?

Просыпайтесь, мои глазки! (имитация — крутим бинокль, наводим резкость)

Просыпайтесь, мои ушки! (погладили, размяли пальцами, растерли мочку указательным и большим пальцами)

Просыпайтесь, мои ручки! (погладили от плеча и до кисти, похлопали в ладоши)

Просыпайтесь, мои ножки! ( погладили, потопали)

Просыпайся, голова! (погладили себя по голове)

Вот и весь проснулся я! (потянулись вверх, похлопали и помахали приветственно ладошками)

Взаимосвязь мелкой моторики руки и речи

Гимнастика для рук позволяет ребенку быстрее научиться выполнять пальцами множество движений – от захвата предметов до манипуляций с очень мелкими объектами. Без развития этих способностей дошкольнику довольно сложно обходиться при самообслуживании: надо уметь держать ложку, застегнуть пуговицу, зашнуровать ботинки и т.д. От того, насколько развиты мышцы кисти пальчиковыми гимнастиками, будет зависеть качество рисования, письма.

Но еще более важно то, что мелкая моторика руки напрямую связана с речевой функцией. Это объясняется анатомическим строением головного мозга: проекция кисти руки занимает примерно треть площади двигательной проекции всей поверхности его коры, причем она располагается предельно близко к речевой зоне

Поэтому, развивая способность совершать точные движения пальцами, мы активно развиваем и речевую функцию. Эта взаимосвязь была подтверждена множественными исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков.

Существует достаточно способов помочь малышу научиться совершать ловкие движение пальчиками:

  1. массаж кисти руки;
  2. занятия с небольшими предметами (конструктор, мозаика, пазлы);
  3. игры с крупами, бусинами;
  4. лепка;
  5. рисование;
  6. вырезание.

Особое значение в этом плане имеет пальчиковая гимнастика, занимаясь которой, дети начинают раньше и более правильно разговаривать, писать, активно развивать память с мышлением, координацию движений.

Естественно, что благодаря этим упражнениям руки становятся сильными и ловкими. Замечено, что дошкольники, выполняющие пальчиковые гимнастики, быстрее успокаиваются после перенесенных волнений.

Пальчиковая гимнастика в стихах для детей дошкольников

Разминка

Ты, утенок, не пищи!    Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук.

Лучше маму поищи.   Можно использовать резиновые игрушки.

Погладим котенка

«Киса, кисочка, кисуля! —     Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.

Позвала котенка Юля. —

Не спеши домой, постой!» —

И погладила рукой.

Моя семья

Вот дедушка,

Вот бабушка,

Вот папочка,

Вот мамочка,

Вот деточка моя,

А вот и вся семья.

(Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, на слова «а вот и вся семья» второй рукой охватить весь кулачок.)

Веер

Солнце светит очень ярко,      Соединить прямые пальцы рук.

И ребятам стало жарко.      Расслабить руки от локтя,

Достаем красивый веер —       превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.

Пусть прохладою повеет.

Детки

Раз, два, три, четыре, пять!     Поднять кисть правой руки вверх, широко раздвинуть пальцы.

Будем пальчики считать —

Крепкие, дружные,     Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.

Все такие нужные…

Тише, тише, не шумите,    Раскачивать кулачок вниз-вверх по ритмике стихотворных строк, а на слово «вставать» — открыть кулачок, широко раздвинув пальцы.

Наших деток не будите!     Упражнение выполнять сначала одной рукой, затем — другой, а в заключение — двумя.

Птички станут щебетать,

Будут пальчики вставать.

Белка

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому…

(Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.)

На работу

Большой палец встал один.     Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого.

Указательный — за ним.

Средний будит безымянный.

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все — «Ура!»    Широко расставить пальцы в стороны.

На работу им пора.

Пальчики

Раз, два, три, четыре, пять —

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять —

В домик спрятались опять.

(Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.)

Мы считаем

Можно пальчики считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

На другой руке — опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

(Поочередно разгибать пальцы правой руки (затем левой), начиная с большого.)

Пальчики здороваются

Я здороваюсь везде —

Дома и на улице.

Даже «здравствуй» говорю

Я соседской курице.

(Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца этой же руки. Проделать то же самое левой рукой.)

Повстречал ежонка еж:

«Здравствуй, братец!

Как живешь?»

(Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев этой же руки.)

Жук

Я веселый

Майский жук.

Знаю все

Сады вокруг,

Над лужайками

Кружу,

А зовут меня

Жу-жу…

(Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны (усы). Шевелить «усами».)

Оса

Оса села на цветок.

Пьет она душистый сок.

(Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое пальцем левой руки.)

Большой братец

Покажи уменье другу,

Покрутись-ка ты по кругу!

(Четыре пальца правой руки (кроме большого) сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.)

Человечек

«Топ-топ-топ!» —  топают ножки,

Мальчик ходит по дорожке.

(Указательный и средний пальцы правой (затем левой) руки «ходят» по столу.)

Очки

— Что стряслось

у тети Вали?

— У нее очки пропали!

Нет очков у тети Вали —

Очевидно, их украли!

(Образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединить их.)

Солнце

Солнце утром рано встало,

Всех детишек приласкало.

(Ладошки скрестить. Пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко с лучами».)

Деревья

Здравствуй, лес,

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

(Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы.)

Бабочка

Бабочка-коробочка,

Улетай под облачко.

Там твои детки

На березовой ветке.

(Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легкими, но резкими движениями в запястье имитировать полет бабочки.)

Птички

Птички прилетали,      Пальцами обеих рук производить движения вверх-вниз.

Крыльями махали.

Сели. Посидели.

И дальше полетели.

Качаем лодочку

Долго лодочку качало.

Ветер стих, и лодка встала.

(Ладонь руки поднять вверх, сложить пальцы «лодочкой». Плавно 

двигать кисть руки влево-вправо.)

Крючочки

Крепко держатся дружочки,

Не разжать нам их крючочки.

(Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючочка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать фигуры с другими парами пальцев: безымянными, средними, указательными и большими.)

Пальчиковые игры в 6-7 лет

Ground Picture/Shutterstock.com

Детям старшего дошкольного возраста пальчиковая гимнастика не только помогает улучшить координацию движений, но и снять эмоциональное напряжение, ведь подготовка к школе отнимает много сил и может стать настоящим стрессом для ребёнка.

Осьминожки

Две весёлых осьминожки

По морской брели дорожке,

(Кисти и пальцы изображают осьминожек; перебирая пальцами обеих рук, изображаем их движение по столу или коленям) 

Повстречались, удивились,

(Приблизившись друг к другу, «осьминожки» замирают, приседают (сгибаем пальцы) и снова вытягиваются на пальчиках) 

Улыбнулись, подружились.

(Соединяем подушечки указательных пальцев — «осьминожки» здороваются)

И теперь они вдвоём

Изучают водоём.

(Продолжаем перебирать пальчиками, перемещая руки по столу, но теперь уже со сцепленными большими пальцами).

Домик

На поляне дом стоит,

(Изображаем крышу домика, соединив кончики пальцев обеих рук)

Ну а к дому путь закрыт.

(Разворачиваем ладони к себе, ставим ребром на стол и поднимаем большой палец вверх)

Мы ворота открываем,

(Разворачиваем ладони параллельно друг другу) 

В гости в домик приглашаем.

(Ладони смотрят вверх, сгибаем и разгибаем пальчики).

altanaka/Shutterstock.com

Десять котят

У кошечки нашей есть десять котят.

Сейчас все котята по парам стоят:

(Ладони и пальцы обеих рук соединены, покачиваем ими из стороны в сторону, не размыкая)

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два сильных,

Два маленьких самых и самых красивых.

(По очереди разъединяем и соединяем большие пальцы, указательные, средние, безымянные и мизинцы обеих рук). 

Домик гномика

Под грибком — шалашик-домик,

В нём живёт весёлый гномик.

(Складываем ладони домиком)

Мы тихонько постучим,

(Кулачком одной руки стучим по ладони другой)

В колокольчик позвоним.

(Опускаем кулачки вниз, выплямляем указательные пальцы и слегка качаем кулачками, изображая колокольчик)

Двери нам откроет гномик,

(Соединяем ладони и открываем их, как книгу)

Станет звать в шалашик-домик.

(Сгибаем и разгибаем пальчики)

В домике дощатый пол,

(Кладём руки на стол или колени ладонями вверх)

А на нём — дубовый стол,

(Одна рука сжата в кулак, прямая ладонь второй руки опускается на него)

Рядом стул с высокой спинкой,

(Одна ладонь расположена вертикально, к ней приставляем вторую руку, сложенную в кулак)

На столе — тарелка с вилкой

(Одной рукой изображаем тарелку, а второй — вилку, пальцы растопырены, большой палец прижат к ладони)

И блины горой стоят —

Угощенье для ребят.

(Гладим живот).

Видео:

Двое толстых поросят

Двое толстых поросят за воротами стоят.

(Ставим ладони ребром на стол и разворачиваем к себе)

Поросята эти ждут, что им кушать принесут.

Двое толстых поросят снизу в щёлочку глядят,

(Просовываем большие пальцы между безымянным и мизинцем)

Бегают туда-сюда: где же вкусная еда?

(Сгибаем и разгибаем большие пальцы)

Двое толстых поросят в дверь копытцами стучат.

(Стучим большими пальцами по ладоням)

Вдруг открылась эта дверь: можно выбежать теперь!

(Разворачиваем ладони параллельно друг другу, не отрывая от стола)

Двое толстых поросят громко радостно визжат:

Вот корыто, да-да-да, а в нём — вкусная еда!

(Складываем ладони чашечкой и шевелим большими пальцами). 

Пальчиковые игры для детей — отличный способ развлечь ребёнка в любой обстановке, обогатить его словарный запас и подготовить детскую руку к письму и творчеству. Для таких упражнений не нужны дидактические материалы и реквизит, а заниматься достаточно по 5–10 минут в день. Мы уверены, что наша подборка пальчиковых игр станет незаменимым помощником в развитии вашего ребёнка!

Источник фото обложки: Sergey Novikov/Shutterstock.com

Этапы разучивания игр

Для правильного выполнения пальчиковой гимнастики нужно соблюдать последовательность действий, чтобы процесс был максимально интересен и доступен для восприятия ребенка.

В первую очередь, взрослый должен показать игру на своем примере, посадив ребенка рядом. После этого нужно взять ручку ребенка, и помогая ему, показать игру еще раз, самому при этом проводя манипуляции с пальчиками.

Теперь можно перейти к следующему этапу, и вместе, одновременно сыграть в выбранную игру. При этом, взрослый должен четко проговаривать текст.

Далее, ребенок уже сам выполняет упражнение (если необходима помощь – вы ее оказываете), и произносите текст.

И последний этап, самый интересный для ребенка. Малыш сам делает пальчиковую гимнастику и проговаривает стишок, по необходимости вы подсказываете ребенку, и помогаете, если он запутался или сбился.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: