Развитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет

Виды и польза пальчиковых игр для маленьких детей

Знаете с чего лучше всего начинать пальчиковые игры?

Пальчиковые игры нужно начинать с разминки. Касается это как малышей, которые только начинают знакомиться с такими играми и деток, которые уже в них играют.

Разминка включает в себя:

  • поглаживание ладошек;
  • поглаживание всех пальчиков;
  • загибание всех пальчиков;
  • лёгкие похлопывания ладошками;
  • соединение всех одинаковых пальчиков (мизинчики левой и правой руки, безымянные пальчики и т.д.).

Все действия при этом желательно проговаривать: «сейчас мы погладим твою ладошку»… А чтобы занятия стали ещё интересней и веселей используйте стишки, которые нужно произносить чётко и выразительно

После того, как разминку сделали, можно переходить к самим играм.

Здесь мама или другой взрослый, сначала показывает позу пальцев и кисти, проговаривает и медленно показывает нужные движения.

Если ребёнок сбивается, помогает ему своими руками. Через какое-то время, ребёнок сможет выполнять нужные действия самостоятельно, ориентируясь на словесные указания.

Начинать гладить ручки и делать лёгкий массаж можно с 3 месяцев.

Подключать простые стишки с 4 месяцев.

Играть в первые простые пальчиковые игры с 6 месяцев.

Не торопитесь, усложняйте игры постепенно и самое главное получайте от процесса удовольствие.

Советы для начинающих:

Если ребёнок смотрит и не повторяет — это тоже хорошо, процесс запоминания все равно идёт.

Начинайте с простого: поглаживания ручек, растирания пальчиков, катания колючих мячиков, палочек/карандашиков, наматывайте на пальчики ленточку/веревочку, сжимайте ладошки в кулачок и разжимайте. Идите от простого к сложному.

Если у ребёнка не получается, помогите своими руками.

Не гонитесь за разнообразием стишков, их цель привлечь внимание. Нашли 2-3 любимый отработайте, потом добавьте ещё 1, затем ещё 1

Можно придумывать свои.

Польза от пальчиковых игр велика — развивается все, что тренируется. Главное позитивный настрой, немного терпения и все получится

Как у вас с пальчиковыми играми? Любите их?

Упражнение «Волшебный шарик» для разогрева кистей рук

Познакомимся с методом «Су-джок», который используют специалисты в коррекционной работе.

Су-джок терапия пришла к нам из восточной медицины.

«Су-джок» шары — это маленькие,колючие, массажные шарики с двумя колечками внутри.

Шарики используются для стимуляции зон на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальцы и катаются вверх-вниз.

С помощью такого массажёра происходит:

  1. Развитие фонематического слуха и восприятия.
  2. Коррекция произношения.
  3. Развитие звукового и слогового анализа слов.
  4. Активизация словаря.
  5. Развитие общей и мелкой моторики.
  6. Развитие психических процессов.
  7. Развитие цветовосприятия.
  8. Развитие пространственно-временных представлений.

Вы представляете, сколько пользы от такого маленького «волшебного шарика» по очень приемлемой цене!

Обязательно попробуйте дома, а чтобы процесс массажа не показался детям скучным, используется стихотворный материал:

Что зимой мы любим делать? В снежки играть, На лыжах бегать! На коньках по льду кататься И с горы на санках мчаться!

Виды игр

Сегодня придумано множество интересных пальчиковых игр, которые так нравятся детям, и способствуют развитию интеллектуальных способностей.

Простые виды упражнений для пальчиковой зарядки:
• плетут и показывают коврики;
• катают шестигранный карандаш;
• сортируют палочки;
• рисуют пальчиками как кисточкой в книжке-раскраске;
• лепят из глины и пластилина, касаясь и массажируя каждый пальчик и ладошку;
• собирают конструкторы;
• занимаются с различными мозаиками;
• успокаиваются перематыванием маленьких клубочков пряжи;
• делают разные оригами;
• зашнуровывают и завязывают веревочки;
• работают с ножницами и природным материалом;

Игра «Цветок»

Вырос красивый цветок на полянке,
(ребенок соединяет запястье, ладошки разводит по сторонам, пальчики легонько округляет)
Утром весенним открыл лепестки
(разводит пальцы назад)
Всем лепесткам красоту и питанье,
(быстро двигает пальчиками туда-сюда)
Дружно дают под землей корешки.
(ладошки опускает вниз и прижимает тыльными поверхностями, при этом пальцы раздвинуты)

Игра «Фонари»

Тут фонарики горят и ребят всех веселят!
(пальцы растопырить)
Ой, погасли фонари,
(пальцы быстро сжимает в кулачок)
Ты быстрей домой беги!
(прячет ручки за спину)

Дома можно создать пальчиковый театр. С использованием любимых героев сказок и животных ребенок покажет свой талант и вдохновение.

Специалисты доказали, что дети, которые постоянно занимаются гимнастикой для пальцев, гармонично развиваются, лучше разговаривают, быстрее учатся писать и отличаются хорошим вниманием и памятью

Пальчиковые игры для самых маленьких

Inside Creative House/Shutterstock.com

Малышам до года проводится массаж кистей рук и пальчиков, включающий в себя разгибание и сгибание пальцев, поглаживание, похлопывание ладоней, лёгкие пощипывания и круговые движения, в том числе с применением различных массажёров. Дети старше года уже могут сами хлопать в ладоши, сжимать и разжимать кулачок или катать мячик между ладоней.

Орешек

Я орех качу-качу,

Свои пальчики учу:

Если будут слушаться,

Всё у них получится!

(Проговаривая этот стишок, массируем ладошку малыша сначала по часовой стрелке, затем — против часовой. В год-полтора малыш пробует выполнять упражнение самостоятельно, катая орешек между ладоней).

Сорока

Сорока-белобока

Кашу варила, деток кормила:

(Водим пальцем по кругу по ладошке малыша)

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

(По очереди загибаем все пальчики, кроме большого)

А этому не дала:

Он в лес не ходил,

Дров не рубил,

Печь не топил,

Кашу не заслужил!

(Плавно покачиваем и массируем большой палец).

Пальчики

Этот пальчик так хорош!

Этот пальчик так пригож!

Этот пальчик так красив!

Этот пальчик так счастлив!

(Загибаем по очереди пальцы от мизинца до указательного)

Этот пальчик — лучше всех!

(Поднимаем большой палец вверх)

В жизни ждёт тебя успех!

Ekaterina_Goncharova/Shutterstock.com

Фонарики

Вот фонарики горят,

Всех ребяток веселят!

(Крутим кистями рук с растопыренными пальцами)

Вдруг погасли фонари,

(Сжимаем руки в кулачки)

Ты скорей домой беги!

(Прячем руки за спину).

Твоя ладошка

Твоя ладошка — это пруд,

По ней кораблики плывут.

(Пальцем рисуем на ладони малыша волну)

Твоя ладошка — как лужок,

А с неба падает снежок.

(Постукиваем пальцами по ладони малыша)

Твоя ладошка — как тетрадь.

В тетради можно рисовать.

(Рисуем круг, квадрат и т.д.)

Твоя ладошка — как окно,

Его помыть пора давно.

(Растираем ладонь ребёнка своей)

Твоя ладошка — как дорожка,

А по дорожке ходит кошка.

(Указательным и средним пальцами «ходим» по ладони ребёнка). 

Готовим руку к письму

Письмо – непростой навык для дошкольника, которым невозможно быстро овладеть без тренировки. Чтобы почерк впоследствии был ровным и красивым, нужна согласованная работа всех мышц кисти и предплечья

Важно то, как ребенок держит ручку, как ведет ею по бумаге, переходит от одной буквы к другой

Поэтому учить дошкольника писать следует одновременно с выполнением простых разминочных упражнений. Это прекрасный способ развития письменных навыков.

  1. «Здороваемся». Малыш дотрагивается подушечкой большого пальца по очереди до всех остальных. Так пальчики «приветствуют» друг друга.
  2. «Крестики». Малыш скрещивает одновременно или по очереди 2 и 3, 4 и 5 пальцы.
  3. «Змейка». Подушечка каждого пальца дотягивается до его же основания.
  4. «Крылья». Ребенок плавно машет кистями рук, имитируя движения крыльев.
  5. «Брызги». Дети в течение нескольких секунд трясут расслабленными кистями рук, как бы стряхивая с них капли воды.
  6. «Ножницы». 2 и 3, 4 и 5 пальчики соединяются между собой и выполняются движения, имитирующие ножницы.
  7. «Пианино». Малыш делает вид, что играет на пианино, нажимая пальцами на столешницу.
  8. «Круги». Каждым пальцем поочередно выполняются круговые движения в воздухе.
  9. Эффективен также двухминутный массаж, который выполняют в начале, в середине и в конце занятия. Массировать пальчики следует мягкими растирающими круговыми движениями, начиная от периферии и постепенно двигаясь к их основанию.

Деятельность ребенка в ДОУ обычно насыщенна и разнообразна. Однако не стоит игнорировать и такие, казалось бы, простые занятия, как пальчиковые игры. Они самым благоприятным образом сказываются как на интеллектуальном, так и на физическом развитии и помогают малышу найти общий язык со сверстниками и педагогами.

Пальчиковая гимнастика в детском саду — картотека игр с целями по ФГОС на год

Время проведения Тема игры Цель Младшие дошкольники (2-4 года) Старшие дошкольники (5-7 лет)
I период (Октябрь, Ноябрь, Декабрь) Животные, насекомые и птицы Развить подвижность и гибкость суставов руки, обогатить пассивный и активный словарь
  • «Кошечка» — имитируют лапы животного ладонями.
  • «Птичка» — имитируют взмахи крыльев руками.
  • «Ежик» — крепко сжимают кулачки.
  • «Зайчик» — в статике и динамике. Выпрямлены указательный и средний пальцы, остальные собраны в кулак.
  • «Пчела жалит» — указательный палец совершает вращательные движения вдоль воображаемой оси.
II период (Январь, Февраль, Март) Приход зимы Познакомить детей с зимними праздниками, научить напрягать и расслаблять кисти рук посредством проведения зарядки для рук для детей
  • «Фонарики» — все пять пальцев рук попеременно сжимаются в кулачок и разжимаются.
  • «Новогодние игрушки» — малыши попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.
  • «Строим снеговика» — поставить один кулачок на другой.
  • «Лыжник» — указательный и средний пальцы «шагают по поверхности», имитируя ходьбу. Усложнить можно, дав детям по 2 палочки от мороженого, на которые они должны встать пальчиками как на лыжи.
  • «Снежки» — малыши делают воображаемые снежки и кидают ими друг в друга.
III период (Апрель, Май, Июнь) Семья, дружба, одежда Расширение детского кругозора, развитие воображения, улучшение способностей к математике и родному языку «Семья» — крепко сжать кулак и постепенно распрямлять по одному пальцу. «Стол» — на сжатый кулачок горизонтально кладется выпрямленная ладонь второй руки. «Встреча друзей» — ладони обеих рук медленно соприкасаются друг с другом.
  • «Очки» — делаются средним и указательным пальцами.
  • «Колечки» — поочередно соединять большой палец руки с остальными, образуя колечки.
  • «Пишу письмо» — взять в руку воображаемую ручку и водить по воздуху, имитируя написание письма.
  • «Вертолет» — сжать в кулак пальцы все, кроме большого. Его же направить вверх и совершать вращательные движения, имитируя вертолет.

Важно! Заниматься пальчиковой гимнастикой можно и в домашних условиях — на видео-ресурсах можно увидеть огромное множество примеров выполнения упражнений. Главное помнить, что каждая игра должна сопровождаться тематической сказкой или небольшим стихотворением

Помимо представленных выше упражнений, картотека может содержать в себе задания на темы детского сада, деятельности человека или окружающего ребенка предметного мира.

Подгрупповое занятие

Занятия с пальчиками

Карапузы до года не могут сами повторять, поэтому родителям стоит просто делать массаж отдельно крошечным пальцам на ручках и ножках. Можно напевать песенки, проговаривать считалочки. Пример: «Этот пальчик маленький, этот пальчик слабенький, этот пальчик длинненький, этот пальчик сильненький, этот пальчик – толстячок, ну а вместе – кулачок».

В два года детки постепенно учатся копировать простые мамины движения. Самостоятельно выполняют несложные упражнения для одной руки. Можно сжимать ручку, похлопывать ладошками и т.д.

Первым делом проводят разминку. Просто сгибают и разгибают пальцы. Также используют игрушки-пищалки из резины. Для некоторых игр рисуют смайлики на подушечках. Используют реквизит – деревянные кубики, маленькие мячики, домики, мелкие предметы и другие. Забавные персонажи –зайки, паучки, снежок, солнышко, дождик нравятся двухлеткам.

Тексты стихотворений взрослые произносят четко и с выражением. Правильное движение сначала показывает родитель, объясняет постановку пальчиков, потом медленно ребенок повторяет заданную позу. Если не получается, то ручку ребенка берут в свою и действуют вместе.

Старшим дошколятам подходят игры с различными манипуляциями, развивающими ловкость. Находят в интернете специальную музыку («Червячки», «Паучок», «Часики») и проделывать под нее «пальчиковую аэробику».

Особенности проведения гимнастики с детками 2-3 лет

В возрасте 2-3 лет для ребенка наступает важный и сложный период – становление речи. В это время в головном мозге созревают речевые центры, и малыш начинает осваивать лексические и фонетические особенности родного языка.

На заметку!
Пальчиковая гимнастика отлично помогает в развитии речевых навыков, а также снимает умственное и эмоциональное напряжение.

Родителям 2-летних детей перед тем как проводить пальчиковые занятия, необходимо взять на вооружение такие рекомендации:

Упражнения не должны приносить неприятные ощущения или дискомфорт.
Если малыш в данный момент не расположен к занятиям, у него плохое настроение, то не следует его заставлять.
Перед занятием нужно убедиться, что ребенок не голоден, не хочет в туалет, он здоров и активен.
Следует разработать специальный комплекс упражнений для пальчиков, который подходит для конкретного ребенка.
Пусть каждое занятие приносит малышу радость и удовольствие. Оно должно быть интересным и увлекательным, чтобы кроха воспринимал упражнения как игру.
Занятия следует проводить регулярно – раз в 1 или 2 дня. Тогда кроха не успеет забыть слова стишка и нужные действия.
Одно занятие не должно длиться слишком долго. Дети 2-3 лет быстро устают и теряют интерес к однообразному действию.
Каждое упражнение следует повторять несколько раз за 1 занятие

Не нужно рассказывать много стишков сразу, так кроха ничего не запомнит.
Внимание во время игры нужно уделять каждому пальчику.
Лучше выучить стишки, рассказывая их крохе, а не читая из книжки.
Любое упражнение необходимо показать ребенку, чтобы он имел пример выполнения действия.

Условия проведения пальчиковых игр

Пальчиковые игры, как и любые другие, имеют правила. Мы познакомим вас с основными:

Желательно, чтобы игры с пальчиками были регулярными, тогда они станут более эффективными.
Перед началом игры убедитесь, что у ребёнка тёплые руки. Попробуйте до занятия  похлопать в ладоши или потереть ими друг о друга.
Не забывайте включать в игры стихотворный текст или песню, которые легко запоминаются малышами.
Произносите текст игры выразительно и чётко, делая короткие паузы. 
Все движения выполняются медленно, сначала одной рукой, после двумя вместе. Прежде всего детей нужно познакомить с ладонью, названиями пальцев, а после переходить к простым фигурам (например, доска, ковшик, кольцо, жук, коза) и имитирующим движениям (капли дождя, “собираем и складываем”, “едим”, “забиваем гвоздь” и др.)
Не включайте в ежедневные занятия сразу много пальчиковых игр. Желательно, чтобы их было не более 2-3 в день. Разучивайте и усложняйте репертуар постепенно, заменяя хорошо знакомые игры на новые

Важно учитывать возраст ребёнка, его багаж знаний, умений и навыков. Пальчиковые игры для детей разных возрастов немного отличаются, мы рассмотрим основные группы.

Цель пальчиковой гимнастики

Цели проведения зарядки для пальчиков отличаются для детей разных возрастных групп. Для малышей до 4-х лет:

  • Формирование навыка слежения за объектом;
  • Обучение повторению за действиями других людей;
  • Совершенствование координации движений;
  • Развитие чувства ритма.

Для средней группы дошкольников (4-5 лет):

  • Стимуляция внимательности, непроизвольного запоминания;
  • Совершенствование мелких движений пальцами;
  • Формирование образного мышления;
  • Снятие напряжения с мышц верхних конечностей.

Для старших дошкольников (5-6 лет):

  • Развитие творческих способностей;
  • Подготовка кисти к письму;
  • Совершенствование способности к целенаправленным действиям;
  • Стимуляция процессов произвольного запоминания, вычленения главного и второстепенного.

Способы развития мелкой моторики

Не только пальчиковые игры развивают способность к тонким целенаправленным движениям. Для этого разработаны несколько методик:

  1. Пальчиковый массаж – это оптимальный вариант для детей первого года жизни, которые еще не умеют действовать целенаправленно.
  2. Пальчиковые игры – это гимнастические упражнения для пальцев и кистей.
  3. Игры с предметами мелкого размера – с кубиками, мячиком, песком, камешками, мозаикой, конструктором, небольшими игрушками.
  4. Пальчиковый театр – театральные представления, в которых каждый палец играет свою роль.
  5. Творческая мастерская – лепка из пластилина, рисование, аппликация.
  6. Бизиборды – доски для детей, к которым крепятся предметы, развивающие бытовые навыки, – шнурки, замки, ручки, краны, кнопки и т. п.
  7. Головоломки с элементами рисования – задания, в которых нужно соединить точки, дорисовать недостающие части, показать выход из лабиринта и т. д.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: