Знаете с чего лучше всего начинать пальчиковые игры?
Пальчиковые игры нужно начинать с разминки. Касается это как малышей, которые только начинают знакомиться с такими играми и деток, которые уже в них играют.
Разминка включает в себя:
- поглаживание ладошек;
- поглаживание всех пальчиков;
- загибание всех пальчиков;
- лёгкие похлопывания ладошками;
- соединение всех одинаковых пальчиков (мизинчики левой и правой руки, безымянные пальчики и т.д.).
Все действия при этом желательно проговаривать: «сейчас мы погладим твою ладошку»… А чтобы занятия стали ещё интересней и веселей используйте стишки, которые нужно произносить чётко и выразительно
После того, как разминку сделали, можно переходить к самим играм.
Здесь мама или другой взрослый, сначала показывает позу пальцев и кисти, проговаривает и медленно показывает нужные движения.
Если ребёнок сбивается, помогает ему своими руками. Через какое-то время, ребёнок сможет выполнять нужные действия самостоятельно, ориентируясь на словесные указания.
Начинать гладить ручки и делать лёгкий массаж можно с 3 месяцев.
Подключать простые стишки с 4 месяцев.
Играть в первые простые пальчиковые игры с 6 месяцев.
Не торопитесь, усложняйте игры постепенно и самое главное получайте от процесса удовольствие.
Советы для начинающих:
Если ребёнок смотрит и не повторяет — это тоже хорошо, процесс запоминания все равно идёт.
Начинайте с простого: поглаживания ручек, растирания пальчиков, катания колючих мячиков, палочек/карандашиков, наматывайте на пальчики ленточку/веревочку, сжимайте ладошки в кулачок и разжимайте. Идите от простого к сложному.
Если у ребёнка не получается, помогите своими руками.
Не гонитесь за разнообразием стишков, их цель привлечь внимание. Нашли 2-3 любимый отработайте, потом добавьте ещё 1, затем ещё 1
Можно придумывать свои.
Польза от пальчиковых игр велика — развивается все, что тренируется. Главное позитивный настрой, немного терпения и все получится
Как у вас с пальчиковыми играми? Любите их?
Упражнение «Волшебный шарик» для разогрева кистей рук
Познакомимся с методом «Су-джок», который используют специалисты в коррекционной работе.
Су-джок терапия пришла к нам из восточной медицины.
«Су-джок» шары — это маленькие,колючие, массажные шарики с двумя колечками внутри.
Шарики используются для стимуляции зон на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальцы и катаются вверх-вниз.
С помощью такого массажёра происходит:
- Развитие фонематического слуха и восприятия.
- Коррекция произношения.
- Развитие звукового и слогового анализа слов.
- Активизация словаря.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Развитие психических процессов.
- Развитие цветовосприятия.
- Развитие пространственно-временных представлений.
Вы представляете, сколько пользы от такого маленького «волшебного шарика» по очень приемлемой цене!
Обязательно попробуйте дома, а чтобы процесс массажа не показался детям скучным, используется стихотворный материал:
Что зимой мы любим делать? В снежки играть, На лыжах бегать! На коньках по льду кататься И с горы на санках мчаться!
Виды игр
Сегодня придумано множество интересных пальчиковых игр, которые так нравятся детям, и способствуют развитию интеллектуальных способностей.
Простые виды упражнений для пальчиковой зарядки:
• плетут и показывают коврики;
• катают шестигранный карандаш;
• сортируют палочки;
• рисуют пальчиками как кисточкой в книжке-раскраске;
• лепят из глины и пластилина, касаясь и массажируя каждый пальчик и ладошку;
• собирают конструкторы;
• занимаются с различными мозаиками;
• успокаиваются перематыванием маленьких клубочков пряжи;
• делают разные оригами;
• зашнуровывают и завязывают веревочки;
• работают с ножницами и природным материалом;
Игра «Цветок»
Вырос красивый цветок на полянке,
(ребенок соединяет запястье, ладошки разводит по сторонам, пальчики легонько округляет)
Утром весенним открыл лепестки
(разводит пальцы назад)
Всем лепесткам красоту и питанье,
(быстро двигает пальчиками туда-сюда)
Дружно дают под землей корешки.
(ладошки опускает вниз и прижимает тыльными поверхностями, при этом пальцы раздвинуты)
Игра «Фонари»
Тут фонарики горят и ребят всех веселят!
(пальцы растопырить)
Ой, погасли фонари,
(пальцы быстро сжимает в кулачок)
Ты быстрей домой беги!
(прячет ручки за спину)
Дома можно создать пальчиковый театр. С использованием любимых героев сказок и животных ребенок покажет свой талант и вдохновение.
Специалисты доказали, что дети, которые постоянно занимаются гимнастикой для пальцев, гармонично развиваются, лучше разговаривают, быстрее учатся писать и отличаются хорошим вниманием и памятью
Пальчиковые игры для самых маленьких
Inside Creative House/Shutterstock.com
Малышам до года проводится массаж кистей рук и пальчиков, включающий в себя разгибание и сгибание пальцев, поглаживание, похлопывание ладоней, лёгкие пощипывания и круговые движения, в том числе с применением различных массажёров. Дети старше года уже могут сами хлопать в ладоши, сжимать и разжимать кулачок или катать мячик между ладоней.
Орешек
Я орех качу-качу,
Свои пальчики учу:
Если будут слушаться,
Всё у них получится!
(Проговаривая этот стишок, массируем ладошку малыша сначала по часовой стрелке, затем — против часовой. В год-полтора малыш пробует выполнять упражнение самостоятельно, катая орешек между ладоней).
Сорока
Сорока-белобока
Кашу варила, деток кормила:
(Водим пальцем по кругу по ладошке малыша)
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
(По очереди загибаем все пальчики, кроме большого)
А этому не дала:
Он в лес не ходил,
Дров не рубил,
Печь не топил,
Кашу не заслужил!
(Плавно покачиваем и массируем большой палец).
Пальчики
Этот пальчик так хорош!
Этот пальчик так пригож!
Этот пальчик так красив!
Этот пальчик так счастлив!
(Загибаем по очереди пальцы от мизинца до указательного)
Этот пальчик — лучше всех!
(Поднимаем большой палец вверх)
В жизни ждёт тебя успех!
Ekaterina_Goncharova/Shutterstock.com
Фонарики
Вот фонарики горят,
Всех ребяток веселят!
(Крутим кистями рук с растопыренными пальцами)
Вдруг погасли фонари,
(Сжимаем руки в кулачки)
Ты скорей домой беги!
(Прячем руки за спину).
Твоя ладошка
Твоя ладошка — это пруд,
По ней кораблики плывут.
(Пальцем рисуем на ладони малыша волну)
Твоя ладошка — как лужок,
А с неба падает снежок.
(Постукиваем пальцами по ладони малыша)
Твоя ладошка — как тетрадь.
В тетради можно рисовать.
(Рисуем круг, квадрат и т.д.)
Твоя ладошка — как окно,
Его помыть пора давно.
(Растираем ладонь ребёнка своей)
Твоя ладошка — как дорожка,
А по дорожке ходит кошка.
(Указательным и средним пальцами «ходим» по ладони ребёнка).
Готовим руку к письму
Письмо – непростой навык для дошкольника, которым невозможно быстро овладеть без тренировки. Чтобы почерк впоследствии был ровным и красивым, нужна согласованная работа всех мышц кисти и предплечья
Важно то, как ребенок держит ручку, как ведет ею по бумаге, переходит от одной буквы к другой
Поэтому учить дошкольника писать следует одновременно с выполнением простых разминочных упражнений. Это прекрасный способ развития письменных навыков.
- «Здороваемся». Малыш дотрагивается подушечкой большого пальца по очереди до всех остальных. Так пальчики «приветствуют» друг друга.
- «Крестики». Малыш скрещивает одновременно или по очереди 2 и 3, 4 и 5 пальцы.
- «Змейка». Подушечка каждого пальца дотягивается до его же основания.
- «Крылья». Ребенок плавно машет кистями рук, имитируя движения крыльев.
- «Брызги». Дети в течение нескольких секунд трясут расслабленными кистями рук, как бы стряхивая с них капли воды.
- «Ножницы». 2 и 3, 4 и 5 пальчики соединяются между собой и выполняются движения, имитирующие ножницы.
- «Пианино». Малыш делает вид, что играет на пианино, нажимая пальцами на столешницу.
- «Круги». Каждым пальцем поочередно выполняются круговые движения в воздухе.
- Эффективен также двухминутный массаж, который выполняют в начале, в середине и в конце занятия. Массировать пальчики следует мягкими растирающими круговыми движениями, начиная от периферии и постепенно двигаясь к их основанию.
Деятельность ребенка в ДОУ обычно насыщенна и разнообразна. Однако не стоит игнорировать и такие, казалось бы, простые занятия, как пальчиковые игры. Они самым благоприятным образом сказываются как на интеллектуальном, так и на физическом развитии и помогают малышу найти общий язык со сверстниками и педагогами.
Пальчиковая гимнастика в детском саду — картотека игр с целями по ФГОС на год
Время проведения | Тема игры | Цель | Младшие дошкольники (2-4 года) | Старшие дошкольники (5-7 лет) |
I период (Октябрь, Ноябрь, Декабрь) | Животные, насекомые и птицы | Развить подвижность и гибкость суставов руки, обогатить пассивный и активный словарь |
|
|
II период (Январь, Февраль, Март) | Приход зимы | Познакомить детей с зимними праздниками, научить напрягать и расслаблять кисти рук посредством проведения зарядки для рук для детей |
|
|
III период (Апрель, Май, Июнь) | Семья, дружба, одежда | Расширение детского кругозора, развитие воображения, улучшение способностей к математике и родному языку | «Семья» — крепко сжать кулак и постепенно распрямлять по одному пальцу. «Стол» — на сжатый кулачок горизонтально кладется выпрямленная ладонь второй руки. «Встреча друзей» — ладони обеих рук медленно соприкасаются друг с другом. |
|
Важно! Заниматься пальчиковой гимнастикой можно и в домашних условиях — на видео-ресурсах можно увидеть огромное множество примеров выполнения упражнений. Главное помнить, что каждая игра должна сопровождаться тематической сказкой или небольшим стихотворением
Помимо представленных выше упражнений, картотека может содержать в себе задания на темы детского сада, деятельности человека или окружающего ребенка предметного мира.
Подгрупповое занятие
Занятия с пальчиками
Карапузы до года не могут сами повторять, поэтому родителям стоит просто делать массаж отдельно крошечным пальцам на ручках и ножках. Можно напевать песенки, проговаривать считалочки. Пример: «Этот пальчик маленький, этот пальчик слабенький, этот пальчик длинненький, этот пальчик сильненький, этот пальчик – толстячок, ну а вместе – кулачок».
В два года детки постепенно учатся копировать простые мамины движения. Самостоятельно выполняют несложные упражнения для одной руки. Можно сжимать ручку, похлопывать ладошками и т.д.
Первым делом проводят разминку. Просто сгибают и разгибают пальцы. Также используют игрушки-пищалки из резины. Для некоторых игр рисуют смайлики на подушечках. Используют реквизит – деревянные кубики, маленькие мячики, домики, мелкие предметы и другие. Забавные персонажи –зайки, паучки, снежок, солнышко, дождик нравятся двухлеткам.
Тексты стихотворений взрослые произносят четко и с выражением. Правильное движение сначала показывает родитель, объясняет постановку пальчиков, потом медленно ребенок повторяет заданную позу. Если не получается, то ручку ребенка берут в свою и действуют вместе.
Старшим дошколятам подходят игры с различными манипуляциями, развивающими ловкость. Находят в интернете специальную музыку («Червячки», «Паучок», «Часики») и проделывать под нее «пальчиковую аэробику».
Особенности проведения гимнастики с детками 2-3 лет
В возрасте 2-3 лет для ребенка наступает важный и сложный период – становление речи. В это время в головном мозге созревают речевые центры, и малыш начинает осваивать лексические и фонетические особенности родного языка.
На заметку!
Пальчиковая гимнастика отлично помогает в развитии речевых навыков, а также снимает умственное и эмоциональное напряжение.
Родителям 2-летних детей перед тем как проводить пальчиковые занятия, необходимо взять на вооружение такие рекомендации:
Упражнения не должны приносить неприятные ощущения или дискомфорт.
Если малыш в данный момент не расположен к занятиям, у него плохое настроение, то не следует его заставлять.
Перед занятием нужно убедиться, что ребенок не голоден, не хочет в туалет, он здоров и активен.
Следует разработать специальный комплекс упражнений для пальчиков, который подходит для конкретного ребенка.
Пусть каждое занятие приносит малышу радость и удовольствие. Оно должно быть интересным и увлекательным, чтобы кроха воспринимал упражнения как игру.
Занятия следует проводить регулярно – раз в 1 или 2 дня. Тогда кроха не успеет забыть слова стишка и нужные действия.
Одно занятие не должно длиться слишком долго. Дети 2-3 лет быстро устают и теряют интерес к однообразному действию.
Каждое упражнение следует повторять несколько раз за 1 занятие
Не нужно рассказывать много стишков сразу, так кроха ничего не запомнит.
Внимание во время игры нужно уделять каждому пальчику.
Лучше выучить стишки, рассказывая их крохе, а не читая из книжки.
Любое упражнение необходимо показать ребенку, чтобы он имел пример выполнения действия.
Условия проведения пальчиковых игр
Пальчиковые игры, как и любые другие, имеют правила. Мы познакомим вас с основными:
Желательно, чтобы игры с пальчиками были регулярными, тогда они станут более эффективными.
Перед началом игры убедитесь, что у ребёнка тёплые руки. Попробуйте до занятия похлопать в ладоши или потереть ими друг о друга.
Не забывайте включать в игры стихотворный текст или песню, которые легко запоминаются малышами.
Произносите текст игры выразительно и чётко, делая короткие паузы.
Все движения выполняются медленно, сначала одной рукой, после двумя вместе. Прежде всего детей нужно познакомить с ладонью, названиями пальцев, а после переходить к простым фигурам (например, доска, ковшик, кольцо, жук, коза) и имитирующим движениям (капли дождя, “собираем и складываем”, “едим”, “забиваем гвоздь” и др.)
Не включайте в ежедневные занятия сразу много пальчиковых игр. Желательно, чтобы их было не более 2-3 в день. Разучивайте и усложняйте репертуар постепенно, заменяя хорошо знакомые игры на новые
Важно учитывать возраст ребёнка, его багаж знаний, умений и навыков. Пальчиковые игры для детей разных возрастов немного отличаются, мы рассмотрим основные группы.
Цель пальчиковой гимнастики
Цели проведения зарядки для пальчиков отличаются для детей разных возрастных групп. Для малышей до 4-х лет:
- Формирование навыка слежения за объектом;
- Обучение повторению за действиями других людей;
- Совершенствование координации движений;
- Развитие чувства ритма.
Для средней группы дошкольников (4-5 лет):
- Стимуляция внимательности, непроизвольного запоминания;
- Совершенствование мелких движений пальцами;
- Формирование образного мышления;
- Снятие напряжения с мышц верхних конечностей.
Для старших дошкольников (5-6 лет):
- Развитие творческих способностей;
- Подготовка кисти к письму;
- Совершенствование способности к целенаправленным действиям;
- Стимуляция процессов произвольного запоминания, вычленения главного и второстепенного.
Способы развития мелкой моторики
Не только пальчиковые игры развивают способность к тонким целенаправленным движениям. Для этого разработаны несколько методик:
- Пальчиковый массаж – это оптимальный вариант для детей первого года жизни, которые еще не умеют действовать целенаправленно.
- Пальчиковые игры – это гимнастические упражнения для пальцев и кистей.
- Игры с предметами мелкого размера – с кубиками, мячиком, песком, камешками, мозаикой, конструктором, небольшими игрушками.
- Пальчиковый театр – театральные представления, в которых каждый палец играет свою роль.
- Творческая мастерская – лепка из пластилина, рисование, аппликация.
- Бизиборды – доски для детей, к которым крепятся предметы, развивающие бытовые навыки, – шнурки, замки, ручки, краны, кнопки и т. п.
- Головоломки с элементами рисования – задания, в которых нужно соединить точки, дорисовать недостающие части, показать выход из лабиринта и т. д.