Презентация на тему «консультация для родителей. для чего нужна артикуляционная гимнастика.»

Как развивать речь у ребенка

Общие принципы артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика – это не только способ улучшения речи, но и целый комплекс принципов, которые являются основой эффективного тренировочного процесса. Давайте подробнее рассмотрим каждый из этих принципов:

1. Регулярность занятий

Регулярность – это ключевой принцип любого вида тренировок, в том числе и артикуляционной гимнастики. Регулярные занятия позволяют поддерживать тонус мышц речевого аппарата, развивать координацию движений и улучшать произношение звуков. Рекомендуется проводить занятия несколько раз в неделю, отводя на них определенное время в расписании.

2. Постепенное усложнение упражнений

Постепенное усложнение программы – еще один важный принцип артикуляционной гимнастики. Начинать стоит с простых упражнений, которые легко выполняются, а затем постепенно увеличивать нагрузку и сложность. Это помогает избежать перенапряжения и травмирования мышц, а также обеспечивает более эффективное улучшение речи.

3. Контроль за техникой выполнения

Правильная техника выполнения упражнений играет ключевую роль в достижении желаемых результатов

Важно следить за положением языка, губ и других органов артикуляции при выполнении упражнений, чтобы обеспечить правильное напряжение и координацию движений. При необходимости можно обратиться к специалисту за консультацией по правильной технике

4. Внимательное отслеживание прогресса

Отслеживание прогресса – важная часть успешной артикуляционной гимнастики. Ведение журнала или запись видео может помочь отслеживать изменения в произношении и улучшении речи со временем. Это позволяет оценивать эффективность занятий и корректировать программу тренировок в соответствии с достигнутыми результатами.

5. Подстройка программы под индивидуальные потребности

Каждый ребенок уникален, поэтому важно подстраивать программу артикуляционной гимнастики под его индивидуальные потребности и особенности. Наблюдение за реакцией ребенка на упражнения, а также обратная связь со специалистом помогут определить наиболее эффективные методы тренировок для достижения желаемых результатов

Соблюдение этих принципов обеспечивает максимальную эффективность артикуляционной гимнастики и помогает детям добиться успеха в улучшении своей речи и произношения.

Цели и задачи воспитателя при проведении артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика — это система упражнений, помогающая улучшить подвижность органов артикуляционного аппарата, увеличить объем, силу движений, а также выработать точность и дифференциацию артикуляционных поз (артикулем).

Исходя из заданий, ориентированных на различные органы артикуляции, можно выделить ряд задач гимнастики.

Таблица: задачи артикуляционной гимнастики

Орган артикуляции Задачи гимнастики
Губы Укреплять мышцы губ, развивать их подвижность, учить удерживать губы в заданной позиции.
Язык Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность, способствовать растяжке подъязычной связки (уздечки), укреплять кончик языка, учить удерживать язык широким («лопаточка»), узким («иголочка»), в форме «чашечки» и т.д.
Щёки Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений и умение переключаться.
Нижняя челюсть Развивать подвижность нижней челюсти.
Мягкое нёбо Учить контролировать поднимание и опускание мягкого нёба, развивать подвижность мягкого нёба, силу нёбно-глоточного затвора.

Воспитатель, как правило, проводит групповую артикуляционную гимнастику, но он должен учитывать индивидуальные особенности детей и предлагать дополнительные упражнения тем, кто имеет в речи большое количество нарушенных звуков (дислалию) или нечёткое произношение (стертую дизартрию). Также нельзя освобождать от гимнастики детей, которые, по мнению воспитателя, говорят чисто и правильно, их лучше просить выполнять более сложные упражнения, хвалить и ставить в пример другим детям.

Артикуляционная гимнастика способствует формированию правильной речи

Артикуляционная гимнастика будет максимально эффективной, если начинать её с раннего возраста (1–3 года). В этом возрасте дети учатся произносить звуки родной речи, и артикуляционная гимнастика поможет научиться произносить некоторые фонемы правильно.

Если у ребенка обнаружена задержка в развитии речи (после 3 лет), гимнастика станет отличным помощником в реабилитации. При заикании можно использовать гимнастику для расслабления мимических и артикуляторных мышц. При проведении различных упражнений можно заметить у ребенка трудности в выполнении определенных заданий и вовремя обратиться к специалисту. Таким образом, артикуляционная гимнастика может выполнять различные функции в зависимости от возраста детей:

  • профилактическую;
  • коррекционную;
  • диагностическую.

Чем раньше будут приняты меры по коррекции звукопроизношения, тем меньше времени потребуется на достижение результата — формирование чистой и правильной речи ребенка.

Пальчиковый театр для детей

Пальчиковый театр — это увлекательная игра, которая: 

Стимулирует развитие мелкой моторики;
Знакомит ребенка с такими понятиями формы, цвета, размера;
Помогает развивать пространственное восприятие (понятия «справа», «слева», «рядом», «друг за другом» и т

д.);
Развивает воображение, память, мышление и внимание;
Помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
Формирует творческие способности и артистические умения;
Знакомит с элементарными математическими понятиями.

Для детей в возрасте 1 – 2 года (на примере сказки «Колобок»):

  • Сначала познакомьте ребенка с персонажами сказки. Предложите малышу рассмотреть и потрогать фигурки. Затем наденьте по очереди каждый персонаж себе на палец и опишите его.
  • Познакомьте ребенка с названием каждого пальца на руке. Например, можно сказать так: «На указательном пальце у меня сидит Колобок».
  • Затем разыграйте перед малышом сказку. Наденьте персонажи себе на пальцы и скрестите руки в замок. Начинайте рассказывать сказку, поднимая пальцы с действующими лицами по ходу действия. Например, сказку «Колобок» можно начать рассказывать следующим образом. Поднимите вверх палец с персонажем «бабка». Скажите малышу о том, что сегодня этот герой будет выпекать Колобка. Ритмично постукивайте друг о друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцев. При этом говорите: «Бабушка тесто замешивает». По такому же принципу обыграйте появление каждого персонажа.

Для детей в возрасте 2 – 4 лет (на примере сказки «Колобок»):

  • Поинтересуйтесь у ребенка, помнит ли он сказку «Колобок». При необходимости напомните ему.
  • Затем попросите малыша выставить персонажей на столе в порядке их появления в сказке. При этом попросите дать характеристику каждому из них по принципу: «Бабка — старая, добрая заботливая; Колобок — круглый румяный, озорной» и т. д.
  • Задайте ребенку вопросы по сказке. Например: «Почему бабка решила испечь Колобка? Почему он ушел от бабки и от деда? Кто встретился ему на пути?»
  • Затем разыграйте перед маленьким зрителем сказку с помощью пальчикового театра.
  • В конце попросите ребенка самостоятельно разыграть перед вами сказку, используя пальчиковый театр. При необходимости подсказывайте ему.

Логоритмика: упражнения для детей

Что такое артикуляционная гимнастика для детей

Артикуляционная гимнастика — это упражнения для
тренировки языка, губ, щек и нижней челюсти. Именно
эти органы отвечают за четкое и правильное произношение звуков и слов.

Артикуляционные упражнения повышают подвижность
органов речи, увеличивают силу их движений, а также помогают ребенку запомнить
правильное положение языка и губ. С помощью артикуляционной гимнастики
формируется правильное «автоматическое» произношение.

Данная гимнастика состоит из статических и
динамических упражнений.

Статические упражнения направлены на неподвижное
удержание языка, щек и губ в правильном положении. Это способствует укреплению
мышц артикуляционного аппарата.

Динамические упражнения развивают у артикуляционных
органов подвижность, гибкость и координацию, необходимые для беглой речи. Это
достигается за счет многократных повторений определенных положений языка и губ.

Анатомические особенности строения речевого аппарата и механизмы развития звуковой стороны речи

Речь выступает важным компонентом в развитии организма ребенка. От нее, во многом, зависит нормальное функционирование его познавательной деятельности, развитие памяти, внимания и эффективное прохождение социализации ребенком. При этом речь развивается в результате работы головного мозга и полностью зависит от особенностей его функционирования.

В мозгу имеется особый речевой центр – речевой аппарат. Именно он обеспечивает развитие звуковой стороны речи. Однако, речь и ее функционирование, развитие всех ее сторон связано с наличием в организме сложных функциональных систем, находящихся в области функционирования центральной нервной системы и, зависящих от ее состояния и развития.

По своему функциональному строению, речевой аппарат можно представить в виде совокупности анализаторов, каждый из которых отвечает за развитие отдельных сторон речи, ее восприятие, улавливание внешних раздражителей и реагирование на них. К таким анализаторам относятся:

  • Двигательный.
  • Слуховой.
  • Визуальный.

Анализаторы выполняют свою работу следующим образом: они имеют специальные рецепторы, которыми воспринимают раздражения, затем проводят их по путям коры головного мозга, чтобы проанализировать и синтезировать эти раздражения. Затем происходит передача итогов анализа и синтеза из коры головного мозга по пирамидным путям и нервным окончаниям, которые ведут к периферии речевого аппарата организма, мышцы которого содержат окончания двигательных нервов. Именно таким образом реализуется звуковое произношение.

Что касается крика или лепета, свойственного звуковой стороне речи на ранних этапах возрастного развития ребенка, то они требуют для их формирования только участие некоторых элементов стволовых структур коры головного мозга.

Речедвигательный анализатор речевого аппарата включает в свой состав кору головного мозга, подкорковые ядра, стволы и нервные окончания головного мозга, двигательные пути, периферические нервы, которые связывают дыхательные пути, голосовые связки и артикуляционный аппарат.

Назначение артикуляционной гимнастики

Определение 1

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений с соблюдением последовательности их выполнения, направленный на укрепление мышц артикуляционного аппарата, формирование двигательных навыков и речевое развитие.

Артикуляционная гимнастика ориентирована на укрепление органов речевого аппарата, т.е. развитие мышц и двигательных навыков, принимающих непосредственное участие в речевой деятельности.

Речевые навыки формируются у детей при осуществлении ряда манипуляций артикуляционным аппаратом. Если имеются нарушения в работе органов артикуляции, то и речевые функции могут быть нарушены.

Если же речевые дисфункции вызваны иными факторами, то в их коррекции, в устранении причин и проблем работы в речевом развитии находит активное применение артикуляционная гимнастика. Она позволяет:

  1. Сформировать у ребенка навыки верного расположения языка, губ, верхнего неба при произношении отдельных звуков, слов и фраз;
  2. Развить согласованность действий артикуляционного аппарата и речевой работы.

Следует также отметить, что артикуляционная гимнастика может быть применена в любом возрасте и при любом уровне речевого развития. Даже отсутствие речевых патологий не является противопоказанием использования артикуляционной гимнастики. Это обуславливает использование артикуляционной гимнастики для следующих целей:

  1. Постановка дикции ребенка;
  2. Приведение мышц органов речевого аппарата в тонус, чтобы тренировка произношения носила продуктивный характер;
  3. Развитие скорости работы артикуляционного аппарата. Скорость необходима для развития связной речи, быстрого речевого реагирования при диалоговом взаимодействии.

Как стать логопедом для своего ребёнка?

Основные упражнения

1. Губы. Эти упражнения для пробуждения артикуляционного аппарата. Выполнять их нужно поочередно несколько раз:

 «Улыбка». Нужно широко улыбнуться, чтобы были видны нижние и верхние зубы. Произнести вслух звук «И» и удерживать губы в таком положении 5 секунд. В последствие можно будет произносить «И» про себя, плавно увеличивая время до 10 секунд;

«Трубочка». Сложить губы «трубочкой» и вытянуть их вперед. Произнести вслух «У», а потом можно его говорить про себя. Начинать делать упражнение по 5 секунд, а потом по 10 секунд.

2. Нижняя челюсть.

  • «Заборчик». Поставить верхние зубы на нижние и растянуть губы в улыбке, показав зубы. Выполнять упражнение 5 секунд, потом увеличить время до 10 секунд.
  •  «Ворота». Сделать упражнение «Улыбка» и опустить нижнюю челюсть. В таком положении держать рот открытым в течение 5 секунд. Со временем увеличить продолжительность упражнения до 10 секунд.

3. Язык. Исходной позой для упражнений на язык является следующее положение: рот раскрыт, губы растянуты в улыбку, а нижняя челюсть неподвижна. Очень полезно выполнять упражнения для разминки языка до начала выступления перед публикой.

  • «Часики». Из исходного положения двигаем языком вправо-влево, задевая уголки губ.
  • «Качельки». Из исходного положения двигаем языком вверх-вниз, задевая нижнюю и верхнюю губу.
  •  «Болтушка». Из исходного положения двигаем языком вперед-назад.
  •  «Лопатка». Принимаем исходное положение. Расслабляем язык, сделав его широким, и кладем на нижнюю губу.
  •  «Иголка». Принимаем исходное положение. Напрягаем язык, вытягиваем его вперед так, чтобы он стал узким и тонким.
  •  «Футбол». Рот закрыть и упирать язык то в правую, то в левую щеку.
  •  «Чашечка». Открываем рот, расслабляем язык и поднимаем его к зубам, не касаясь их. Выдерживаем в этой позе 5 секунд, а потом увеличиваем времядо 10 секунд.
  •  «Грибок». Открываем рот, а язык приставляем к небу, стараясь оттянуть нижнюю челюсть как можно ниже. Выполнять упражнение 10 секунд.
  •  «Горка». Принимаем исходное положение. Язык поднимаем вверх и прижимаем к коренным зубам, а кончиком языка стараемся прикоснуться к нижним зубам. Выполнять упражнение 15 секунд.
  •  «Варенье». Принимаем исходное положение. Расслабляем язык, вытаскиваем и облизываем верхнюю губу. После этого прячем его назад в рот. Выполняем это упражнение 15 раз.

Последние новости центра

  • 262

16.04.2024

График работы в майские праздники

Уважаемые родители и посетители центра!
Хотели бы предупредить вас о графике ра…

  • 267

16.04.2024

Центр в Реутово закрывается на ремонт

Уважаемые клиенты!
Хотели бы сообщить вам о временном закрытии нашего центра в …

  • 1238

28.11.2023

Повышении цен с января 2024 года

Уважаемые родители,
Сообщаем вам о предстоящем повышении цен на наши услуги с 1…

  • 699

28.11.2023

Праздничные дни в новогодний период

Уважаемые родители,
Сообщаем вам, что с 31 декабря по 7 января наш центр будет …

  • 890

28.09.2023

Проведение технических работ

Уважаемые клиенты!
Сообщаем вам о временном закрытии нашего центра с 30 сентябр…

  • 633

14.09.2023

Ведется запись на онлайн-диагностику

Новая услуга центра
Рады представить вам новую услугу нашего центра!
Теперь вы…

  • 1022

25.05.2023

Обновленные правила центра

Уважаемые посетители центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной, ин…

  • 983

27.04.2023

Открытие нового центра в Москве!

Уважаемые родители и посетители центра!
С великим удовольствием информируем вас…

  • 621

27.04.2023

График работы центра в майские праздники

Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о графике работы центра …

Что такое артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика на развитие мышц языка

Артикуляционная гимнастика с детьми 3, 4, 5 и 6 лет

Детская артикуляционная гимнастика осуществляется по правилам. При выборе подходящих тренировок учитывают возраст детей:

  • в 3-4 года малыш обучается контролировать функции аппарата речи. Важный акцент делают на грамотном осуществлении упражнений. В комплекс входят упражнения статического типа;
  • в 5 лет необходимо следить за проведением упражнений, которые должны быть плавными, а также за грамотным переходом между упражнениями;
  • к 6 годам дети вполне контролируют мышцы аппарата артикуляции. Они делают упражнения в необходимом темпе и фиксируют  правильное расположение языка требуемое время.

Возрастная динамика развития речевого аппарата ребенка

Определение 1

Речевой аппарат ребенка – это система органов, принимающих участие в формирование звуков речи.

Формирование речевой деятельности связано с функциональной работой нескольких областей головного мозга. Именно мозг служит тем плацдармом, на котором разворачивается осмысление звуков, которые слышит ребенок, здесь же реализуется двигательная работа артикуляционного аппарата, которая необходима для произношения звуков. Все речевые органы действуют по указаниям головного мозга. Они не способны к самостоятельному восприятию звуков и их произношению. Все происходит на основании сигналов, подаваемых мозгом в мышцы речевых органов, которые улавливают их и практически исполняют.

Мозг и речевой аппарат ребенка тесно связаны. Если речевой аппарат не способен функционировать без указаний головного мозга, то и мозг не может развиваться и совершенствоваться в своем функционировании, если не производится тренировка мышц речевого аппарата: восприятие и воспроизведение звуков речи. Это означает, что имеется непосредственная связь между развитием умственных способностей ребенка, мышцами речевого аппарата — артикуляции и развитием звуковой стороны речи.

Звуковая сторона речи ребенка развивается в несколько стадий:

  1. Рождение ребенка. Основным звуком, которым обладает ребенок является плач или крик. Таким образом дети выражают свою реакцию на внешние раздражители и выражают недовольство. Крик составляет фундамент дальнейшего развития звукопроизношения.
  2. Три-четыре месяца. В это время происходит развитие лепетания. Ребенок начинает произносить различные звуковые сочетания: агу, абу, кхе и т. д. В процессе лепета реализуется установка связи между кинестетическими раздражителями от проявления движений речевого аппарата и слуховыми органами.
  3. Четыре-восемь месяцев. В этот период происходит развитие лепета и его обогащение звуковым содержанием. Количество звуков, которые произносит ребенок возрастает.
  4. Восемь месяцев – год. В этот период развивается смысловая сторона речи ребенка. Ребенок осмысленно произносит сочетания звуков, причем осмысливает связь между предметами окружающего мира и звучанием слов, которые отражают их значение. Ребенок произносит отдельные слова, которые достаточно простые и отражают его связи с объектами окружающего мира: мама, папа, баба, дай.
  5. Первый год жизни. В этот период происходит расширение словарного запаса ребенка. Звуковая сторона речи не является четкой. Некоторые слова ребенок произносит достаточно легко и правильно, а некоторые коверкает. Как правило, ребенок произносит те слова, смысл которых он понимает или же, стремится подражать речи окружающих его взрослых.
  6. Ранний возраст. Этот этап в развитии звуковой стороны речи является достаточно длинным. он охватывает возраст от двух до пяти лет. в Произношении ребенка имеются разнообразные дефекты, связанные с пропуском, заменой букв и слогов, перестановкой и заменой звуков. И, хотя к трехлетнему возрасту, ребенок уже полностью овладевает навыками звукового произношения, его фонетическая сторона речи оказывается недоразвитой. Возникает проблема с произношением шипящих звуков.
  7. Пять – семь лет. Это период становления нормальной речи ребенка. Звуковая сторона речи оказывается полностью сформированной, исчезают дефекты произношения. Это происходит потому, что речевой аппарат совершенствует свою работу: она становится более четкой и совершенной, а также разграниченной.

Рисунок 1. Компоненты фонетической стороны речи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Каждый возрастной этап развития речи ребенка имеет свои недостатки в формировании звуковой стороны речи, которые обусловлены особенностями развития речевого аппарата ребенка. Они не являются патологиями, а просто отражают медленность, поэтапность развития моторных функций речевого аппарата.

Рисунок 2. Особенности овладения детьми звуковой стороной языка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Упражнения для губ

  1. Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
    Улыбайся народ,
    Потом губы — вперед!
    И так делаем раз шесть.
    Все! Хвалю! Начало есть!
  2. Хоботок (трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
    В гости к нам пришел слоненок,
    Удивительный ребенок.
    На слоненка посмотри —
    Губки хоботком тяни.
  3. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
    Наши губки улыбнулись,
    Прямо к ушкам потянулись.
    Ты попробуй «и-и-и» скажи,
    Свой заборчик покажи.
  4. Бублик (рупор). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
  5. Заборчик — бублик; улыбка — хоботок. Чередование положений губ.
  6. Кролик. Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Рекомендации и советы

Маленькие детки 3-5 лет не отличаются усидчивостью и сосредоточенностью. Чтобы тренировки не превращались в пытку для обеих сторон, нужно учитывать некоторые нюансы:

  • заинтересовать малыша можно только личным примером. Занимайтесь вместе в удобное время. Дети любят соревноваться, предложите своему чаду игру “У кого лучше получится”;
  • показывайте ребенку, как нужно правильно делать упражнения. Чтобы карапуз мог оценить свой результат, заниматься лучше, сев вдвоем у настенного зеркала. Если такой возможности нет, дайте ребенку в руки небольшое зеркальце. Вам в этом случае придется сесть напротив него;
  • не переусердствуйте. Малыши не могут долго сидеть на одном месте, поэтому выполняйте за один подход 2-3 упражнения. В целом у вас должно уйти на это 5-10 минут, больше непоседа просто не высидит;
  • статические упражнения (те задания, где требуется удержать язык в оговоренном положении) нужно выполнять в течении 5-10 секунд;
  • на каждое задание выделяйте 5-6 повторов;
  • если малыш испытывает затруднение с каким-либо упражнением, посвятите сегодняшнее занятие только проблемному заданию.

Обязательно хвалите ребенка, отмечайте его достижения. Если что-то не получается с первого раза (или даже со второго), постарайтесь спокойно объяснить карапузу, что именно он делает неправильно. Утешьте кроху: “Посмотри, у меня тоже так не получается. Давай еще раз попробуем вместе”!

Не оттягивайте начало тренировок. Ребенку с невнятной речью тяжело общаться со сверстниками, находить общий язык. В результате он может избегать игр, сторониться общения.

Разве такого желают родители для своего ребенка? Напротив, малыш с правильной речью с малых лет будет активно принимать участие в детских забавах и легко адаптироваться в коллективе.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Советы и упражнения для развития речи дома

Развитие речевого дыхания

Логопедические упражнения на различение звуков на слух

Игры для детей с двух до четырёх лет основаны на звукоподражании:

Ещё одна игра для самых маленьких – «Песенка». Логопед показывает карточки-символы гласных звуков – А, У, О, И в разном порядке, а дети поют песенку.

Игра на выделение звука на фоне слова «Поймай звук» проводится в качестве физкультурной минутки. Дети должны подпрыгнув хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится заданный звук (например ).

Целью игры «Охотники» является развитие фонематического восприятия. Логопед предлагает детям научиться ловить звуки. Он просит детей сделать вид, что они спят (чтобы «не вспугнуть звук»): положить голову на руки, закрыть глаза. Услышав нужный звук в ряду других звуков, нужно «проснуться» (сесть прямо).

Для постановки звуков в логопедии применяют упражнение «Окошко». Ребёнка учат удерживать рот широко открытым. Упражнение активизирует круговую мышцу рта и подвижность верхней губы. Ребёнок учится опускать корень языка и продвигать язык вплотную к зубам. Малышу предлагают улыбнуться, широко открыть рот и придвинуть расслабленный язык вплотную к зубам. Удерживать позицию следует на счёт до пяти. Во время выполнения упражнения логопед следит, чтобы губы малыша были растянуты, зубы видны, корень языка опущен, язык располагался в полости рта симметрично.

Медицинские технологии в логопедии

БОС – уникальная медицинская технология XXI века. Она основана на применении современной электронной аппаратуры. Методика даёт возможность любому человеку научиться управлять своим организмом и позволяет лечить следующие речевые расстройства:

Логопеды используют в практике лечения нарушений речи следующие виды арт-терапии:

К телесно ориентированным медицинским технологиям, которые используют в логопедии, относятся растяжки, упражнения для релаксации, дыхательные упражнения. Реабилитологи Юсуповской больницы выполняют при речевых нарушениях массаж мышц периферического речевого аппарата. Он помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, которые необходимы при артикуляции звуков.

Пальцевый массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками, прищепочный массаж и другие входят в программу реабилитации пациентов с нарушениями речи. При наличии нарушения речи звоните по телефону Юсуповской больницы.

Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики для отработки основных движений языка и губ

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Внимание! Нижняя губа не натягивается на нижние зубы. Щеки не надуваются, струя воздуха узкая, идет по средней линии языка

Чистим зубки

Рот открыт. Губы растянуты в улыбке, зубы видны. «Чистим» кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны, выполняя движения из стороны в сторону, затем сверху вниз.

Внимание! Губы неподвижны. Язык движется у десен, а не скользит по верхнему краю зубов

Маляр

Рот открыт. Губы растянуты в улыбке. «Рисовать» на небе широким кончиком языка, делая движения назад — вперед (от зубов к мягкому небу (горлу) и обратно).

Внимание! Язык не сужается, доходит до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывается изо рта, губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть неподвижна. Достань язычком до кончика носа

Достань язычком до кончика носа

Рот открыт. Губы растянуты в улыбке. Широкий язык поднимать к носу, одновременно прижимая его к верхней губе.

Внимание! Язык не сужается, губы и нижняя челюсть неподвижны. Фокусник

Фокусник

Рот открыт. Губы растянуты в улыбке. На кончик носа положить ватку. Сдувать ее, удерживая язык в положении — боковые края и кончик подняты, средняя часть спинки языка прогибается вниз.

Внимание! Нижняя челюсть неподвижна, губы не натягиваются на зубы, ватка летит вверх

Дыхательная гимнастика в логопедии

Тренировка артикуляционных органов и развитие речевого дыхания является одним из основных моментов в структуре логокоррекционных занятий с детьми, которые имеют дефекты произношения звуков. Особенно важную роль артикуляционная и дыхательная гимнастика играет при коррекции дизартрии. Логопеды Юсуповской больницы последовательно применяют различные виды гимнастики. Сначала проводят общую моторную гимнастику, вслед за ней дыхательную, затем голосовую, и только в конце артикуляционную.

Дыхательную гимнастику начинают с общих дыхательных упражнений. Их целью является увеличения объёма дыхания и нормализация его ритма. Пациента учат дышать при закрытом рте. Тренируют носовой выдох, говоря малышу: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Затем тренируют ротовой выдох, закрывая при этом его ноздри. Используют упражнения с сопротивлением, когда логопед кладёт руки на грудную клетку, как бы препятствуя вдоху в течение 1-2 секунд. Учат задерживать вдох, добиваясь глубокого быстрого вдоха и медленного продолжительного выдоха.

Проводят дыхательную гимнастику, используя игровые приёмы. «Пузырьки» – используется трубочка-соломинка и стакан воды

Логопед обращает внимание на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны «выходить» долго

Модно использовать всевозможные свистки, колпачки от ручек детские музыкальные инструменты.

«Фокус» – упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука . Вату логопед кладёт на кончик носа. Пациенту предлагают вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.

Можно предложить дуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть следует аккуратно, потихоньку, долго. Это же упражнение используют при постановке свистящих и шипящих звуков.

В каком возрасте артикуляционная гимнастика наиболее эффективна

Артикуляционная гимнастика служит не только средством исправления появившихся недостатков произношения. Она отличный способ профилактики дефектов речи, так как обеспечивает развитие подвижности речевого аппарата. Нарушенное произношение у ребёнка трёх лет свидетельствует о неразвитом артикуляционном аппарате. Появившиеся дефекты по мере взросления закрепятся в речи, если меры по их устранению не будут приняты.

Занятия с ребёнком 2–3 лет проводятся в качестве профилактики дефектов произношения и устранения уже появившихся нарушений речи. Рекомендуются простые упражнения:

  • Обычный поцелуй.
  • Ребёнок улыбается и задерживает улыбку дольше.
  • Малыш открывает ротик как можно шире на несколько секунд.
  • Прятать язычок в «домик» (в рот) и высовывать его наружу на три-четыре секунды. Повторить 5 или больше раз.

Комплекс для детей 3–5 лет (развитие произношения звуков ш, ж, ч, щ, л, р, с, з, ц)

  • «Заборчик». Широко улыбнуться, обнажая сжатые зубы. Задержаться в этом положении примерно на 7 секунд. Расслабиться и повторить до пяти раз.
  • «Слоник». Удерживать 7 секунд вытянутые вперёд и сложенные трубочкой губы. Зубы при этом сомкнуты. Проделать 4 или 5 раз.
  • Поочерёдно выполнять «Заборчик» и «Слоник» только губами, зубы остаются неподвижными. Проделать примерно 5 или 6 раз.
  • «Чистим зубы». Широко улыбнуться, открыв рот и обнажая зубы. Кончиком языка водить вправо и влево по нижнему и верхнему ряду зубов, как бы «очищая» зубы внутри. Нижняя челюсть остаётся неподвижной, губы сложены в улыбку. Выполнить 5 или 6 раз в каждую сторону.
  • «Непокорный язык». Проговаривая «пя-пя-пя» пошлёпать губами плоский кончик языка 4 или 5 раз.
  • «Аппетитное варенье». Оттянуть нижнюю губу вниз, зубы не касаются языка. Плоским кончиком языка провести по верхней губе сверху вниз. Проделать от трёх до пяти раз.
  • «Индюк». Сделать глубокий вдох. Кончиком языка быстро двигать по верхней губе вперёд-назад, держа рот приоткрытым и проговаривая «бл-бл-бл» в течение пяти – семи секунд.
  • «Подуть на чёлку». Поднять высунутый к верхней губе кончик языка и подуть вверх на чёлку. Щёки не надувать, сделать 5 или 6 раз.
  • «Чашка». Открыть рот широко и улыбнуться, обнажая зубы. Высунуть язык, образуя из него при помощи краёв и кончика подобие чашки. Задержаться в этом положении от пяти до десяти секунд, сделать 5 раз.
  • «Лошадь». Цокать языком попеременно увеличивая и замедляя темп, изображая звук копыт лошади при беге и ходьбе. Нижняя челюсть неподвижна на протяжении всего упражнения. Делать перерывы для отдыха.

  • «Болит пальчик». Губами слегка придерживать широкий плоский кончик языка, через отверстие между верхней губой и языком подуть на пальчик. Щёки при выполнении упражнения не надувать, делать медленный вдох и медленный плавный выдох. Проделать 4 или 5 раз.
  • «Горка». Упереться языком (кончиком) в нижний ряд зубов широко при этом улыбаясь и обнажив зубы. Спинка языка приподнята, но не ложится на зубы. На счёт до пяти удерживать такое положение. Выполнить 4 или 5 раз.
  • «Горка открывается и закрывается». Сделать горку как в предыдущем упражнении. Затем сомкнуть зубы. Губы при этом улыбаются, обнажая зубы. Сжимать зубы и открывать рот, удерживая каждое положение на счёт до пяти. Проделать 4 или 5 раз.

В раннем дошкольном возрасте разговорные навыки только начинают формироваться. Появившиеся дефекты речи легко исправимы с помощью специальных упражнений. Делать гимнастику не допуская ошибок, поможет просмотр видео. В норме к пяти годам эволюция произношения заканчивается. Иногда этот процесс затягивается и без специальной гимнастики уже не обойтись.

Развитие дошкольников в 5–6 лет направлено на подготовку к школе. Ребёнок с дефектами речи попадает в неравное положение со сверстниками. Если, несмотря на продолжительные занятия, дефекты произношения не исчезли – нужна консультация квалифицированного логопеда, который поможет выявить причины нарушений речи.

От рождения до трёх лет в развитии речи ребёнка наблюдается сензитивный период – самое ответственное и благоприятное время в формировании речевых навыков

Уделяя внимание малышу в таком возрасте, вы избавитесь от проблем с развитием. Правильная речь ребёнка обуславливает успешное общение со сверстниками и взрослыми, успеваемость в школе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: