Слайд 10Заботясь об обогащении лексикона детей, мы должны понимать, что и
слова, усваиваемые детьми, распадаются на два разряда. В первый из
них, который можно назвать активным запасом слов, входят те слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь. Ко второму, пассивному запасу слов относятся слова, которые человек понимает, связывает с определенным представлением, но которые в речь его не входят. Новое предлагаемое слово пополнит словесный активный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать его слухом и сознанием возможно чаще.
Родной язык как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых ванных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л.С. Выготский пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.
Чтобы показать роль овладения языком и развития речи, необходимо проанализировать функции, которые выполняют язык и речь. Это характеристики, обеспечивающие: а) социальные, б) интеллектуальные и в) личностные функции человека.
В первую группу входят характеристики, согласно которым язык — средство.
Вторую группу составляют характеристики языка, посредствам которых реализуются интеллектуальные функции человека. Здесь язык характеризуется как орудие интеллектуальной деятельности вообще, орудие формирования «языкового сознания» человека, как решающий фактор умственного развития человека.
Третью группу составляют «личностные» характеристики языка. Данная группа характеристик языка показывает его роль в самопознании личности. В связи с этой группой характеристик следует говорить о роли языка в нравственном развитии детей. Обучение родному языку помогает решать задачи нравственного воспитания. Ребенок усваивает через язык нормы морали, нравственные оценки, которые при правильном воспитании становятся эталонами его собственного поведения, отношения к окружающему миру, к людям, к себе.
В этих функциях язык выступает с самого раннего возраста ребенка. Их анализ позволяет увидеть роль родного языка и речи в социальном, умственном, нравственном развитии детей.
Язык является фундаментальным основанием культуры в широком понимании. «Присваивая» общественный опыт предшествующих поколений людей, ребенок овладевает языком как частью национальной культуры.
В дошкольном возрасте дети осваивают родной язык и в его эстетической функции. Эстетическое воспитание в процессе обучения родному языку — это формирование эстетических чувств. В словесной форме отражаются природа, общество, личность человека, искусство. Формируя речевые умения на родном языке, мы одновременно воспитываем эстетическое отношение к природе, человеку, обществу, искусству. Сам родной язык как предмет усвоения обладает чертами прекрасного, способен вызывать эстетические переживания
Воспитатель привлекает внимание детей к образным средствам выразительности, звучности и мелодичности, уместности использования языковых средств и тем самым закладывает основы эстетического отношения к языку. Особое значение для эстетического развития имеют художественное слово, словесное творчество и художественно-речевая деятельность самих детей
Вместе с тем, говоря о роли языка и речи в развитии личности ребенка, следует помнить предостережение А.Н. Леонтьева, что «хотя языку принадлежит огромная, действительно решающая роль, однако язык не является демиургом человеческого в человеке». Творцом человека выступает конкретная предметно-практическая деятельность, в процессе которой люди взаимодействуют, вступают в различные формы общения.
Когда пора беспокоиться, и что такое ЗПР
Оценка коммуникативных способностей происходит уже на первом году жизни. Стоит насторожиться, если грудничок совсем не реагирует на звуки и сам их не произносит. К 12 месяцам он должен использовать в общении жесты (показывать пальцем на нужный предмет, «прощаться», махая ручкой).
При нормальном развитии полуторагодовалый малыш уже умеет имитировать звуки животных, понимает простые просьбы.
К двум годам крохи взрослые должны понимать значение половины его слов.
Уже в этом возрасте решением психолого-педагогической комиссии в ДОУ малышу могут поставить ЗРР, что означает «задержка речевого развития». Она вовсе не является нарушением, обычно данный диагноз автоматически снимается уже к 4-5 годам. Еще недавно такой временный вердикт ставили всем двухлеткам, словарный запас которых был менее 200 слов. Сегодня ребёнок этого возраста должен говорить всего 50 слов, среди них вполне допустимы звукоподражания и лепет. Также о нормальном развитии свидетельствует наличие двухсоставных конструкций.
Особенности развития речи дошкольников
Формирование речевых навыков происходит индивидуально, при этом каждый ребёнок последовательно и планомерно осваивает умение говорить, не перескакивая ни через один этап.
Тематический материал:
Подготовительный этап (0 – 12 месяцев)
Названный так не случайно, данный период будет базой для дальнейшего развития речи малыша. В это время происходит формирование речевого аппарата и его подготовка для нормального членораздельного говорения.
Крик и плач (первый месяц) – со временем приобретает смысловое наполнение, связанное с потребностями новорождённого. По характеру звуков можно понять, что его тревожит. На смену требовательного плача приходит «комплекс оживления», сопровождающийся приветливой улыбкой.
Гуление (2 – 7 месяцев) – первые «разговоры» младенца, которые представляют собой гласные звуки и их сочетания с горловыми согласными (агу).
Лепет (4 – 7,5 месяцев) – повторяемые слоги уже эмоционально окрашены, появляются губные и переднеязычные согласные (ма-ма-ма).
Первые слова (11 — 12 месяцев) – короткие простые слова и их упрощенные копии (мама, ам), употребляются с их значением и сопровождаются жестами.
Взрослый лексикон (1 год – год и 7-9 месяцев) – обычно дети выделяют ударные или последние слоги, но эти слова уже вполне разборчивы.
Раннее детство (1 – 3 года)
От первых слов, в основном глаголов и существительных, кроха переходит к фразовой речи (год и 9 месяцев). Например, «хочу кашу», «мама ам». К двум годам многие ребята начинают оперировать простыми предложениями.
Если развитие речи детей раннего возраста происходит правильно, то в 3 года они используют довольно сложные предложения с распространением и придаточными частями. Возникают первые вопросы «почему?» и «когда?».
Дошкольный возраст (3 – 7 лет)
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста, который соответствует 3 – 5 годам, также зависит от индивидуальных особенностей. Обычно малыши уже используют предлоги и союзы, согласуют слова по числам, спрягают глаголы.
В дальнейшем (старший дошкольный возраст) оценивание речевых способностей происходит не столько по количеству употребляемых слов, сколько по умению чётко и развернуто отвечать на вопросы, оперированию диалогическим и монологическим разговором. Ребята старшего дошкольного возраста должны уметь составлять рассказы по картинке, пересказать сказку или поведать о каком-то событии.
Список литературы
//URL: https://psychoexpert.ru/referat/voprosyi-razvitiya-rechi-detey-v-pedagogicheskoy-sisteme-e-i-tiheevoy/
1. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. Гамезо М.В. — М.: Просвещение, 1984.
13 стр., 6237 слов
Идеи народности в педагогическом наследии Ушинского
… народная школа, женское образование). 4. Обобщить результаты исследования, сделать соответственные выводы. Основными методами исследования были, Глава 1. Творческое наследие К.Д. Ушинского 1.1 Идея народности воспитания — центральная идея педагогической теории Ушинского К.Д В педагогической … все население должно быть охвачено просвещением, общественным воспитанием, подлинная народность выражается, …
2. Воспитание и обучение в детском саду. / Под ред. Запорожца А.В., Марковой Т.А. — М.: Педагогика, 1976.
3. Запорожец А.В. Психология. — М.: Просвещение, 1965.
4. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребёнка. — М.: Просвещение, 1981.
5. Шульгина Е.В. Наследие Е.И. Тихеевой как педагогическая система // Alma mater. Вестник высшей школы. №11. М., 2006.
6. Шульгина Е.В. Общественно-педагогическая деятельность Е.И. Тихеевой как составная часть авторской педагогической системы // Научные труды Московского гуманитарного университета. Вып.58. М., 2005.
7. Шульгина Е.В. Педагогические условия формирования самостоятельности старших школьников в современной семье // Материалы межвузовской научной конференции «Профессиональное становление специалиста в вузе». М.-Вологда, 2004.
Родной язык как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников
Овладение родным языком,
развитие речи является одним из самых ванных приобретений ребенка в дошкольном
детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа
воспитания и обучения детей.
Развитие речи самым тесным
образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием
личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения
всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе
длительного изучения процессов мышления и речи Л.С. Выготский пришел к
следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания
утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование
его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной
зависимости от речи». Исследования отечественных психологов и
психолингвистов доказали, что овладение речью не просто добавляет к развитию
ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.
Чтобы показать роль овладения
языком и развития речи, необходимо проанализировать функции, которые выполняют
язык и речь. Это характеристики, обеспечивающие: а) социальные, б) интеллектуальные
и в) личностные функции человека.
В первую группу входят
характеристики, согласно которым язык — средство.
Вторую группу составляют
характеристики языка, посредствам которых реализуются интеллектуальные функции
человека. Здесь язык характеризуется как орудие интеллектуальной деятельности
вообще, орудие формирования «языкового сознания» человека, как
решающий фактор умственного развития человека.
Третью группу составляют «личностные»
характеристики языка. Данная группа характеристик языка показывает его роль в
самопознании личности. В связи с этой группой характеристик следует говорить о
роли языка в нравственном развитии детей. Обучение родному языку помогает
решать задачи нравственного воспитания. Ребенок усваивает через язык нормы
морали, нравственные оценки, которые при правильном воспитании становятся
эталонами его собственного поведения, отношения к окружающему миру, к людям, к
себе.
В этих функциях язык выступает с
самого раннего возраста ребенка. Их анализ позволяет увидеть роль родного языка
и речи в социальном, умственном, нравственном развитии детей.
Язык является фундаментальным
основанием культуры в широком понимании. «Присваивая» общественный опыт
предшествующих поколений людей, ребенок овладевает языком как частью
национальной культуры.
В дошкольном возрасте дети
осваивают родной язык и в его эстетической функции. Эстетическое воспитание в
процессе обучения родному языку — это формирование эстетических чувств. В
словесной форме отражаются природа, общество, личность человека, искусство. Формируя
речевые умения на родном языке, мы одновременно воспитываем эстетическое
отношение к природе, человеку, обществу, искусству. Сам родной язык как предмет
усвоения обладает чертами прекрасного, способен вызывать эстетические
переживания
Воспитатель привлекает внимание детей к образным средствам
выразительности, звучности и мелодичности, уместности использования языковых
средств и тем самым закладывает основы эстетического отношения к языку. Особое
значение для эстетического развития имеют художественное слово, словесное
творчество и художественно-речевая деятельность самих детей
Вместе с тем, говоря о роли
языка и речи в развитии личности ребенка, следует помнить предостережение А.Н. Леонтьева,
что «хотя языку принадлежит огромная, действительно решающая роль, однако
язык не является демиургом человеческого в человеке». Творцом человека
выступает конкретная предметно-практическая деятельность, в процессе которой
люди взаимодействуют, вступают в различные формы общения.
Список использованной литературы
//URL: https://psychoexpert.ru/referat/rol-rechi-v-razvitii-rebenka/
-
Кондрашина О.Е. Педагогические условия речевого развития/ О.Е.Кондрашина// Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. – 2013. — №5(121).
– С.112-116
-
Круглова А.В. Развитие речевой культуры в дошкольном детстве/ А.В.Круглова, О.С.Ушакова// Педагогическое образование и наука. – 2009. — №6. – С.20-23
-
Севальнева Л.В. Развитии теории и практики обучения детей дошкольного возраста родному языку/ Л.В.Севальнева//Аксиома: актуальные проблемы гуманитарных наук. — 2016.- №2(2).- С.14-21
-
Сегленмей С.Ф. Роль родного языка как языка обучения в начальной школе/ С.Ф.Сегленмей// Вестник Тувинского государственного университета. №4 Педагогические науки. — 2016.- №4(31).- С. 105-112
-
Ушакова О.С. Развитие речи как педагогическая проблема/ О.С.Ушакова// Педагогическое образование и наука. – 2011. – №12. – С. 5-13
-
Целикова А.Д. Роль родного языка в личностном развитии младшего школьника/ А.Д.Целикова// Обучение и воспитание: методика и практика. — 2014.- №11.- С.69-74
-
Чыманов Ж. Родной язык и народная педагогика/ Ж.Чыманов, Н.Ж. Асанбекова// Известия Кыргызской Академии образования. — 2014.- №3(31).- С.119-122
Методологические характеристики языка и речи
Методологические характеристики языка и речи:
язык как продукт общественно-исторического развития;
язык как средство человеческого общения;
Язык как форма существования сознания, неразрывная связь языка и мышления.
Методологической основой методики развития речи являются положения материалистической философии о языке как продукте общественно-исторического развития, как важнейшем средстве общения и социального взаимодействия людей, о его связи с мышлением. Такой подход отражается в понимании процесса освоения языка как сложной человеческой деятельности, в ходе которой приобретаются знания, формируются умения, развивается личность. Знание методологических основ необходимо для понимания сущности онтогенеза речи отсюда — для определения общей направленности педагогического воздействия на детей и, наконец, для понимания более частных методических вопросов.
Важнейшим, значимым для методики положения является то, что язык — это продукт общественно-исторического развития. В нем отражаются история народа, его традиции, система социальных отношений, культура в широком смысле. Язык, речь возникли и в деятельности и являются одним из условий существования человека и осуществления его деятельности. В языке, как продукте этой деятельности, отражены ее условия, содержание, результат.
Следующей методологически значимой для методики характеристики языка является определение его как важнейшего средства человеческого общения, социального взаимодействия. Без языка принципиально невозможно подлинное человеческое общение, а, следовательно, и развитие личности. Общение с окружающими людьми, социальная среда выступают факторами, определяющими речевое развитие. В процессе общения ребенок не пассивно принимает речевые модели взрослого, а активно присваивает речь как часть общечеловеческого опыта.
Характеристика языка как средства человеческого общения отражает его коммуникативную функцию и определяет коммуникативный подход к работе по развитию речи детей в детском саду
В методике обращается особое внимание на роль развивающей социальной среды, общения с окружающими людьми, «речевой атмосферы»; предусматривается с самого раннего возраста развитие речи как средство общения, предлагаются приемы организации речевого общения. В современной методике усвоение детьми всех сторон языка рассматривается с позиции развития у них связной речи, коммуникативной целесообразности
Третья методологическая характеристика языка касается его взаимосвязи и единства мышления. Язык есть орудие мышления и познания. Он делает возможным планирование интеллектуальной деятельности. Язык — средство выражения (формирования и существования) мысли. Речь рассматривается как способ формулирования мысли посредствам языка.
Вместе с тем мышление и язык — не тождественные понятия. Мышление — высшая форма активного отражения объективной реальности. В языке непосредственно отражается и закрепляется специфически человеческое — обобщенное отражение действительности. Оба эти понятия образуют сложное диалектическое единство, каждое из которых имеет свою специфику. Выявление и описание взаимосвязи языка и мышления дают возможность определить более целенаправленные и точные приемы развития речи и мышления.
В развитии речи на первом месте стоит накопление ее содержания. Содержательность речи обеспечивается связью процесса овладения языком с процессом познания окружающего мира. Язык является средством логического познания, именно с овладением языком связанно развитие мыслительных способностей ребенка. С другой стороны, язык опирается на мышление. Эту закономерность можно проследить на примерах освоения детьми всех уровней языковой системы. Методика ориентирует практических работников на формирование у детей языковых общений, элементарного осознания явлений языка и речи. В результате повышается уровень развития, как речи, так и мышления.
Таковы наиболее значимые философские характеристики языка и речи, определяющие исходные, методологические принципы методики, а также общую направленность, цели и принципы развития речи и навыков речевого общения.
Использованная литература
- Аркин Е.А. Ребёнок в дошкольные годы. М.: Просвещение, 1968.
- Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. Гамезо М.В. М.: Просвещение, 1984.
- Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. Петровского А.В. М.: Просвещение, 1979.
- Воспитание и обучение в детском саду. / Под ред. Запорожца А.В., Марковой Т.А. М.: Педагогика, 1976.
- Запорожец А.В. Психология. М.: Просвещение, 1965.
- Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология личности и деятельности дошкольника. М.: Просвещение, 1965.
- Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребёнка. М.: Просвещение, 1981.
- Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход к детям старшего дошкольного возраста. Минск, 1962.
- Кондратенко Т.Д., Котырло В.К., Ладывир С.А. Обучение старших дошкольников. К.: Радянська школа, 1986.
- Константинов И.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. М.: Просвещение, 1974.
- Новые идеи в педагогике // под ред.Тихеевой Е. Чулицкой Л. Эфрусси П. Издательство Ленинград Образование\\» 1924
- Мухина В.С. Психология дошкольника. М.: Просвещение. 1975.
- Основы педагогического мастерства. / Под ред. Зазюна Н.А. М.: Просвещение, 1989
- Сластенин В.А. и др. Педагогика М.; 1997.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей — М.: Просвещение, 1972. 280с.
- Тихеева Е. И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. М., 1972. 176 с.
- Шульгина Е.В. Наследие Е.И.Тихеевой как педагогическая система // Alma mater. Вестник высшей школы. №11. М., 2006. С. 73-75.
- Шульгина Е.В. Общественно-педагогическая деятельность Е.И.Тихеевой как составная часть авторской педагогической системы // Научные труды Московского гуманитарного университета. Вып.58. М., 2005. С. 86-92.
- Шульгина Е.В. Педагогические условия формирования самостоятельности старших школьников в современной семье // Материалы межвузовской научной конференции «Профессиональное становление специалиста в вузе». М.-Вологда, 2004. С. 177-180.
- Харламов И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве, новаторстве. М.: Педагогика, 1992.
- Эльконин Д.Б. Детская психология (Развитие ребёнка от рожд. до 7 лет.). М.: Учпедиз, 1960.
- Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. Воронеж: НПО «МОДЭК»; М: Институт практической психологии, 1995.
Другие похожие работы
- Дипломная — Формирование лексико-графической культуры младших школьников на уроках русского языка
- Контрольная — Социальная работа по профилактике и преодолению противоправного поведения несовершеннолетних
- Дипломная — Социально-педагогические трудности работы с родителями,имеющими ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- Курсовая — Обучающая функция в учреждениях дополнительного образования детей
- Курсовая — Методика сопоставительного анализа русскоязычного и англоязычного тексов на уроках чтения
- Курсовая — Современные технологии организации детских праздников.
- Курсовая — Социально-педагогическая деятельность по профилактике стрессовых ситуаций у детей и подростков
- Курсовая — Особенности развития образной речи у дошкольников 4-6 лет
- Дипломная — Дидактическая игра как средство систематизации знаний детей старшего дошкольного возраста о растениях
- Дипломная — Особенности обучения письму и письменной речи на занятиях по иностранному языку
Какие проблемы с речью обычно возникают?
Как это ни странно, но главным показателем качества речи детей, перешагнувшим этап младенчества, является вовсе не правильность слов в звуковом плане, а умение использовать это слово в своем лексиконе, встраивать его предложения и фразы.
Что делать, если малыш коверкает слова? Постарайтесь не исправлять его на каждом шагу, а спокойно повторите его просьбу или фразу правильно, медленно и чётко проговаривая звуки.
Материал по теме:
Типичные ошибки звукопроизношения дошкольников:
- смягчение твёрдых согласных («толь» — стол);
- замена шипящих согласных на свистящие («каса» — каша);
- неправильное произношение звука , его выпадение или замещение на другие звуки;
- замена на или на другой звук, смягчение ;
- отсутствие звуков , , или их замещение;
- пропуск неударных слогов.
Данные недостатки речи обычно проходят до 3-4 лет или успешно исправляются логопедом в младшем и старшем дошкольном возрасте.
Принцип системности
Заключение
тихеева педагог дошкольный воспитание
Свою педагогическую теорию Е.И. Тихеева не только активно внедряла в работу экспериментальных учебно-воспитательных учреждений, но и пропагандировала посредством целого ряда детально теоретически проработанных и практически апробированных частных методик (методика развития детской речи; методика математического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста; методика ознакомления детей с природой и экологического воспитания ребенка-дошкольника), а также через способы организации самостоятельной (игровой и трудовой) деятельности ребенка с дидактическими материалами, которые и составляют значительную часть ее педагогического наследия и могут быть востребованы в современных условиях с учетом их соответствующей адаптации согласно требованиям технологии «ретроинновации».
Наличие подобных методических рекомендаций позволяет констатировать факт реального воплощения теоретических подходов автора в конкретной работе, обладающей явно выраженным позитивным прагматическим эффектом. Поэтому подвергнутые в исследовании детальному анализу частные методики следует рассматривать как практическое приращение к научной авторской теории, своеобразный инструмент ее реализации в практике работы с детьми дошкольного возраста и значимый элемент целостного педагогического наследия Е.И. Тихеевой.