Диагностика уровня школьной тревожности филлипса

Методика диагностики уровня школьной тревожности филипса

Критика метода

В 2016 году коллектив Новосибирского педагогического университета выпустил монографию, в которой детально разбирался SAQ с учётом современных тенденций в школьной психологии.

Новосибирские педагоги разобрали каждое высказывание из теста, сопоставили группы с выделенными типами ШТ. Была также проведена практическая работа по выявлению и анализу ШТ у детей 5 классов.

Итог исследования оказался неутешительным. Авторы научной работы указали на несоответствие результатов тестирования реальному состоянию детей. Педагоги отметили диагностическую несостоятельность методики.

Несмотря на неутешительность результатов исследований педагогов Новосибирска, тест представляет ценность для быстрой, простой и доступной диагностики состояния школьников, а также определения источников развития ШТ.

Результаты теста

Определение результатов теста происходит исход из ответов на вопросы, а именно с тем, что не сходятся с ключом теста. Такие ответы есть первыми признаками тревожности, для понятия полной картины нужно проверить весь тест. Ответы школьников проходят проверку по восьми факторам (синдромам):

  • Процент общей тревожности;
  • Социальный стресс школьника;
  • Боязнь к самовыражению;
  • Страх перед проверкой знаний;
  • Боязнь не оправдать ожидания круга общения;
  • Страх разговоров, и каких либо связей с учителями;
  • Низкий уровень стрессоустойчивости школьника;
  • Предполагаемая невозможность достичь высот.

Ключ к тесту

  1. Первому синдрому отвечают такие номера вопросов: (2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47,48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58).
  2. Второму: (5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42,44).
  3. Третьему: (27, 31, 34, 37, 40, 45).
  4. Четвертому: (2, 7, 12, 16, 21, 26).
  5. Пятому: (3, 8, 13, 17, 22).
  6. Шестому: (2, 6, 11, 32, 35, 41, 44,47).
  7. Седьмому: (9, 14, 18, 23, 28).
  8. Восьмому: (1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43).

По общим результатам теста можно сделать вывод. Если отклонение от ключа 50% и выше, то ребенок имеет повышенную тревожность. Если отметка пересекла рубеж в 75% — это говорит о том, что школьник склонен к высокой тревожности. Выводы делаются индивидуально. Каждому вышесказанному фактору отвечают определенные вопросы

При ответе на вопросы не так, как в ключе нужно обратить внимание на фактор. Таким образом, когда будет известен фактор (синдром) дальнейшая работа с ребенком будет намного продуктивней и проще. <?php if(is_single()&& in_category(’26’)): ?><?php endif; ?>

<?php if(is_single()&& in_category(’26’)): ?><?php endif; ?>

Интерпретация результатов

После проведения тестирования бланки собираются, проводится их обработка. Для расшифровки результата тестирования используется специальный ключ, который заложен в оценочной шкале, специально разработанной для применения SAQ.

Оценочная шкала выполнена в форме таблицы, где цифрами обозначены высказывания. А рядом с каждой цифрой указаны оптимальные ответы в форме «плюса» или «минуса». Соотношение номера высказывания и ответа служит ключом к расшифровке теста.

Результаты тестирования ребёнка сопоставляют с ключом. Все ответы школьника, которые не соответствуют данным ключа, сигнализируют о наличии тревожности. Совпадение ответа с ключом — норма.

При обработке теста подсчитываются следующие параметры:

  • общее число несовпадений,
  • число несовпадений по каждому типу тревожности в шкале.

Интерпретация результатов:

  1. Повышенная общая тревожность — более 50% общих несовпадений.
  2. Высокий уровень — более 75%.
  3. По аналогичным процентным показателям определяют уровень проявления конкретного типа ШТ.

Описание типов ШТ по SAQ:

  1. Общая тревожность в школе — обусловленный различными ситуациями, происходящими в учебном заведении, комплекс беспокоящих состояний и степень их проявления у ребёнка.
  2. Переживания социального стресса — состояния, вызванные тесным взаимодействием со сверстниками в школе.
  3. Фрустрация потребности в достижении успеха — состояние, возникающее в результате невозможности достижения успеха.
  4. Страх самовыражения — негативные состояния, которые возникают в моменты необходимости проявления своей индивидуальности, демонстрации возможностей другим людям.
  5. Боязнь проверки знаний — состояние, возникающее в ситуациях публичной проверки знаний (контрольная работа, рассказ у доски, прочтение стихотворения наизусть и т. д.).
  6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — состояние, преувеличения значимости мнения посторонних людей в отношении своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок.
  7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — состояние неспособности психики адекватно реагировать на школьные стрессовые ситуации, которое проявляется неадекватности, деструктивности реагирования на внешние факторы.
  8. Сложность в отношениях с учителем — негативный эмоциональный фон, присущий взаимоотношениям ребёнка со взрослым человеком в стенах учебного заведения.

Влияние школы на развитие

Для ребёнка школьного возраста учёба является ключевым аспектом жизни. Она занимает большую часть его времени, с ней связаны основные воспитательные, образовательные и развивающие процессы.

От выстроенности повседневной деятельности школьника, благополучия его общего состояния зависит успешность формирования всесторонне развитой личности, способной успешно устроить свою жизнь в будущем.

Важно следить за психологией восприятия школьником окружающей действительности. Чрезмерное давление внешних факторов, неустойчивость формирующегося мировоззрения могут спровоцировать развитие негативных психологических и эмоциональных состояний, среди которых особое место занимает тревожность. Биман Н

Биман Н

Филлипс, осознавая важность этого явления, разработал и сформулировал методику оценки школьной тревожности. Событие произошло в 70-е годы XX века

Обработка и интерпретация результатов

При анализе ответов подчёркиваются номера тех вопросов, которые не совпадают с ключом: например, если в качестве ответа на вопрос №41 испытуемый поставил «-», а в ключе значится «+», то тот фактор, к которому относится это задание и будет показателем характера тревожности (в рассматриваемом примере — равнодушное отношение к успеху).

Ключи к вопроснику:

1 — 7 — 13 — 19 — 25 + 31 — 37 — 43 + 49 — 55 —
2 — 8 — 14 — 20 + 26 — 32 — 38 + 44 + 50 — 56 —
3 — 9 — 15 — 21 — 27 — 33 — 39 + 45 — 51 — 57 —
4 — 10 — 16 — 22 + 28 — 34 — 40 — 46 — 52 — 58 —
5 — 11 + 17 — 23 — 29 — 35 + 41 + 47 — 53 —
6 — 12 — 18 — 24 + 30 + 36 + 42 — 48 — 54 —

Затем подсчитывается общее число несовпадающих ответов. Если таковых больше половины, то есть все основания говорить о повышенном уровне тревожности ребёнка. Когда не сходится свыше 2/3 (75%), то можно с уверенностью утверждать, что школьник испытывает сильную тревожность.

Распределение ответов, соответствующих тревожным синдромам:

Факторы Номера вопросов
Общая школьная тревожность 2,3,7, 12, 16,21,23,26,28,46,47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58; сумма = 22
Пребывание в ситуации социального стресса 5, 10, 15,20,24,30,33,36, 39,42, 44; сумма = 11
Отсутствие потребности в достижении успеха 1,3,6, 11, 17, 19,25,29,32,35,38, 41, 43; сумма = 13
Страх любого самовыражения 27,31,34, 37, 40, 45; сумма = 6
Боязнь быть вызванным на уроке 2,7, 12, 16, 21, 26; сумма = 6
Страх не оправдать ожидания близких и значимых людей 3, 8, 13, 17, 22; сумма = 5
Низкая способность физиологически противостоять стрессу 9, 14, 18, 23, 28; сумма = 5
Трудности в отношениях с учителями 2,6, 11,32,35,41,44,47; сумма = 8

Анализ совпадений внутри каждой группы позволяет определить эмоциональный фон ребёнка, а также количество тех или иных факторов, вызывающих тревогу. Данные заносятся в протокол, где указывается количество несовпадений по отдельным синдромам, определяется общее число тревожных факторов по каждому испытуемому, а затем подсчитывается количество детей в классе (если тест проводится в группе), у которых выявлена:

  • низкая тревожность — менее 50% несовпадений;
  • повышенная — от 50 до 75%;
  • высокая — более 75%.

Обычно для работы с детьми, у которых показатели варьируются от 50 до 75%, используются:

ролевые игры, помогающие продемонстрировать, что учитель такой же человек, как и все, бояться которого нет оснований;
беседы, чтобы убедить школьника в следующем: для достижения успеха в любом деле важно самому быть заинтересованным в нём;
ситуации успеха: ребёнку предлагается задание, с которым он точно справится, чтобы о его достижении стало известно близким и одноклассникам — это помогает культивировать уверенность в своих силах.

Если у обучающегося в ответах получилось много несовпадений (свыше 75%), то коррекционная программа должна разрабатываться детским психологом совместно с учителем и родителями. В этом случае ребёнку необходима профессиональная помощь.

Методика Филлипса позволяет вовремя диагностировать уровень школьной тревожности и определить факторы, которые её вызывают. В дальнейшем это поможет спланировать коррекционную работу с ребёнком, чтобы предотвратить расстройства психики и серьёзные проблемы в выстраивании отношений с окружающими.

Основные положения теории Спилбергера о тревожности

  • Состояние тревоги — это врожденное качество личности реагировать на опасные ситуации. Тревога вызывает неприятные эмоции, которые имеют большой спектр чувств от небольшого раздражения до полной дезорганизованности.
  • Чем большую опасность или значимость представляет ситуация, тем дольше по времени и интенсивнее переживания.
  • Люди с повышенной тревожностью воспринимают возможные неудачи и угрозы острее и трагичнее.
  • Состояния тревоги изменяют поведение человека и мобилизуют внутренние резервы. При повторении стрессовых ситуаций вырабатываются стереотипы мышления и поведения, характерные для конкретной личности.

По каким факторам можно понять, что у ребенка высокий уровень школьной тревожности?

Я представлю вам полную характеристику признаков, а точнее сфер проявления, по которым вы сможете понять, есть ли синдром школьной тревожности у вашего ребенка. Однако, это не означает, что только все перечисленные признаки должны совпадать. Иногда даже несколько из них могут быть выражены очень ярко.

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

В школе таких детей привлекает возможность неформального общения со сверстниками, участие в кружковой и творческой деятельности.

Социальный стресс

Здесь, напротив, контакты с учителями не вызывают тревоги. Но ребенок не имеет друзей среди сверстников, он не умеет контактировать с ними или вовсе становится объектом насмешек.

Низкая стрессоустойчивость

Также этот ребенок будет слишком сильно переживать даже такие изменения окружающей среды, как резкое похолодание, духота в непроветриваемом классе, слишком яркий свет из окна.

Общая тревожность

Этот вид включает в себя все вышеперечисленное. Именно он наиболее труден для коррекции, так как приходится заниматься «сразу всем».

Но это не означает, что школьнику нельзя помочь. Напротив, именно эти дети более других нуждаются в профессиональной помощи специалистов.

Согласно методике Спилбергер различает два вида тревожности:

  1. Тревога-состояние (A — state) или ситуационная тревожность – это эмоциональное состояние, возникшее под влиянием сложившихся обстоятельств. Носит временный характер и является реакцией психики на стресс. Такое состояние способствует активным действиям, если не превышает определенный порог, за которым начинается паника или апатия.
  2. Тревога-черта (A — trait) или личностная тревожность – это индивидуальная черта характера. Высокая тревожность характеризуется почти постоянным чувством опасности, неблагополучия, ожидания неприятностей. Сопровождается низкой самооценкой, негативным отношением к окружающим и миру в целом. Как правило, реальная ситуация не настолько опасна, как ее воспринимает человек.

Описание методики определения уровня школьной тревожности Филлипса

Британский психотерапевт Адам Филлипс в середине ХХ века, проведя несколько десятков наблюдений за школьниками разного возраста в классных коллективах, выдвинул теорию о том, что для формирования раскрепощённой и всесторонне развитой личности необходимо вовремя диагностировать тревожность и снизить её уровень. Состояние психики, при котором человек испытывает сильное волнение по незначительным поводам, наносит существенный урон самооценке и оказывает влияние на все стороны эмоционально-личностного развития. Особую актуальность тест приобретает для ребят младшего школьного возраста и учащихся 5–8 классов, ведь для адекватной социализации в кругу сверстников детям нужно принять и понять себя.

Школьная тревожность препятствует успешному обучению

В качестве стимульного материала автор предложил использовать вопросник, состоящий из 58 пунктов, требующих однозначного ответа: «да» или «нет». По итогам проведённого исследования с помощью методики Филлипса можно сделать вывод о степени тревожности ребёнка и характере её проявлений. Что касается последнего показателя, то тест помогает выявить следующие аспекты:

  • эмоции малыша, которые связаны с разными формами участия в школьной и классной жизни в частности;
  • стресс социального характера — состояние, которое связано с выстраиванием взаимосвязей со сверстниками;
  • индифферентное отношение к личному успеху;
  • боязнь показать свои умения и навыки на уроке, необходимости выступить перед всеми;
  • ожидание негативной оценки со стороны окружающих;
  • неспособность противостоять стрессу, что проявляется в нестандартной реакции на любые раздражающие факторы;
  • неумение и нежелание строить отношения со взрослыми.

Правила проведения

Оценку состояния школьников проводит психолог. В кабинете не должны присутствовать посторонние люди, а также учителя и классный руководитель.

Тестирование по методике Филипса может выполняться в нескольких формах:

  • зачитывание высказываний группе школьников,
  • раздача бланков с высказываниями группе для индивидуального письменного заполнения,
  • зачитывание высказываний одному ребёнку, который письменно фиксирует ответы.

Оптимальный вариант проведения методической оценки — одиночное заполнение бланка школьником при зачитывании пунктов опросника психологом. Прочтение вслух некоторых высказываний из SAQ может привести к нежелательной реакции детей в группе.

Так, вопросы о месте ребёнка в классе, одежде, волнении у доски, высмеивании могут спровоцировать «смешки» в отношении какого-либо ученика, что негативно повлияет на его состояние.

В качестве примера такой ситуации может служить высказывание: «Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?» В ответ «активист» класса с задних рядов выкрикивает: «Иванов всегда нелепо выглядит!».

Весь класс смехом реагирует на шутку авторитетного мальчика. Объект шуток в этом момент испытывает серьёзное психологическое давление, а процедура тестирования лишь ухудшает его положение и состояние.

Перед началом тестирования детям объясняется цель его проведения: «Сейчас вы ответите на вопросы о том, как вы себя чувствуете в школе. Отвечать нужно правдиво и честно. В тесте нет хороших или плохих ответов. Каждый ответ верный. Не нужно долго думать над вопросом».

В качестве бланка тестирования можно использовать обычный лист бумаги. На нём каждый школьник пишет свою фамилию и имя, возраст, класс. Каждое высказывание обозначается номером. Напротив номера высказывания ставится ответ:

  • «плюс» — ребёнок согласен («да»),
  • «минус» — не согласен («нет»).

Какой бывает тревожность

Существуют такие разновидности этого состояния:

  1. Ситуативная тревожность. Она возникает только при ожидании определенных ситуаций или при попадании в них. Такие ситуации являются стрессовыми только для определенного ребенка, связаны с его негативным жизненным опытом.
  2. Личностная тревожность. Возникает при определенных ситуациях, которые у большинства детей или тревогу не вызывают, или она не настолько выражена. Личностная тревожность связана с особенностями личности ребенка: его темпераментом, характером, интеллектуальным развитием. Она влияет на самооценку, социальную роль в классе и общение ребенка с учителями.

Диагностика уровня тревожности

Диагностика уровня тревожности подразумевает проведение различных психологических тестов и заполнение опросников:

Опросник Лаврентьевой, Титаренко

Родителям предлагается выбрать из 20 признаков те, которые имеются у ребенка:

  • быстрая утомляемость при работе;
  • трудности с концентрацией внимания;
  • чрезмерное беспокойство при новом задании;
  • напряженность и скованность при выполнении задания;
  • частое смущение;
  • разговоры о напряженных ситуациях;
  • частая гиперемия лица;
  • жалобы на страшные сны;
  • холодность и влажность рук;
  • часто расстройство стула;
  • высокая потливость при волнении;
  • плохой аппетит;
  • беспокойный сон, трудности с засыпанием;
  • повышенная пугливость, множество страхов;
  • постоянное беспокойство;
  • неспособность сдержать слезы;
  • непереносимость ожидания;
  • боязнь новых дел;
  • неуверенность в своих силах;
  • боязнь трудностей.

Количество положительных ответов позволяет определить уровень тревожности: 15 – 20 баллов говорит о высокой тревожности, 7 – 14 – о тревожности среднего уровня и 1 – 6 баллов – ребенок с низкой тревожностью.

Тест тревожности по Тэммпл, Амен и Дорки

Ребенку предлагают просмотреть некоторые жизненные ситуации, обозначенные на картинках в определенной последовательности (всего рисунков 14). Он должен ответить одной эмоцией (радостью или грустью) на каждую картинку:

  • ты играешь с маленьким ребенком, какое у тебя лицо (грустное или веселое);
  • ты идешь с мамой и младшим братиком (он в коляске) на прогулку;
  • на тебя нападает старший, какое у тебя лицо;
  • ты самостоятельно одеваешься, тебе радостно или грустно;
  • ты играешь с детьми старше тебя, тебе весело или грустно;
  • ты ложишься спать один, а родители заняты, тебе весело или грустно;
  • ты самостоятельно умываешься, какое лицо у тебя при этом;
  • тебя ругает мама, тебе грустно или весело;
  • родители играют с младшим, не обращая на тебя внимания;
  • у тебя ровесник хочет отобрать игрушку, это смешно или грустно;
  • мама заставила собрать разбросанные игрушки, это весело или грустно;
  • ровесники уходят по домам, тебе весело или грустно;
  • вы всей семьей на фотографии, тебе грустно или весело;
  • ты ешь один, это грустно или весело.

После просмотра рисунков заполняется специальная таблица и высчитывается уровень тревожности. Помимо выражения лица ребенок должен сопровождать каждый рисунок своим комментарием. Уровень тревожности рассчитывается по формуле: УТ (тревожность) = (количество отрицательных эмоций / 14)* 100.

При УТ 50% и выше говорят о высокой тревожности, УТ, равный 20 – 50% о средней тревожности и УТ меньше 20% — о низкой тревожности.

Тест тревожности Филипса

У детей школьного возраста тревожность определяют по Филипсу. Этим занимается школьный психолог, который тестирует сразу группу школьников (класс). Опросник Филипса состоит из 58 вопросов, ответы на которые позволяют оценить:

  • уровень тревожности всего класса;
  • выраженность переживаний по поводу стресса в обществе;
  • тревожность по поводу возможных успехов и положительных оценок;
  • страх по поводу самовыражения;
  • страх по поводу проверок знаний;
  • страх по поводу мнения одноклассников и учителей;
  • уровень сопротивляемости стрессовым ситуациям;
  • страх по поводу отношений с педагогами.

Вопросы под определенными номерами соответствуют перечисленным выше критериям. Каждый положительный ответ считается как один балл и суммируется по группам, выявляя уровень тревожности в данном коллективе.

Шкала тревожности Спилберга-Ханина

По этой шкале, опросник которой состоит из 40 вопросов, предлагается определить уровень тревожности самостоятельно. Первые 20 вопросов дают оценку по поводу ситуативной тревожности, вторая половина вопросов позволяет оценить личностную тревожность.

Анализ результатов исследования тревожности методом Филлипса

При анализе полученных результатов исследования тревожности методом Филлипса подсчитывалось количество несовпадений с каждой шкалой опросника и с опросником в целом. Таким образом, испытуемые должны были дать ответы «да» на вопросы: 11, 20, 22, 24, 25, 30, 35, 36, 38, 39, 41, 43, 44; ответы «нет» на вопросы: 1-10, 12-19, 21, 23, 26-29, 31-34, 37, 40, 42, 45-58.

При обработке полученных данных вопросы группировались по шкалам, при расшифровке значений которых можно было сделать выводы о качественном своеобразии переживания школьной тревожности. Значения показателей тревожности, превышающие 50-типроцентный рубеж, позволяли говорить о повышенной тревожности, а превышающие 75% — о высокой тревожности ребенка.

Таким образом, анализ школьной тревожности испытуемых производился по восьми шкалам:

1. Общая тревожность в школе
— общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживание социального стресса
— эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха
— неблагоприятный психологический фон, не позволяющий ребенку удовлетворять свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.

4. Страх самовыражения
— негативное эмоциональное переживание ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаний
— негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих
— ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
— особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями
— общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Полученные данные по каждой из шкал мы отразили в представленных ниже таблицах.

Таблица 5

Общая школьная тревожность

Группа — А

Группа — Б

Таблица 6

Переживание социального стресса

Группа — А

Группа — Б

Таблица 7

Фрустрация потребности в достижении успеха

№ уч-ся

№ вопроса

Группа — А

Группа — Б

Таблица 8

Страх самовыражения

№ вопроса

Группа — А

Группа — Б

Таблица 9

Страх ситуации проверки знаний

№ вопроса

Группа — А

Группа — Б

Таблица 10

Страх несоответствия ожиданиям окружающих

№ вопроса

Группа — А

Группа — Б

Таблица 11

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

№ вопроса

Группа — А

Группа — Б

Таблица 12

Проблемы и страхи в отношениях с учителем

№ вопроса

Группа — А

Группа — Б

В таблице 13 представлены данные об общем количестве несовпадений по всему тесту.

Таблица 13

Общее количество несовпадений по всему тесту

№(п/п) фактора

Группа — А

Группа — Б

Общее кол-во:

% несовпадений:

Обобщение полученных результатов по шкалам тревожности и общему количеству несовпадений по всему тесту мы отразили в таблице 14.

Таблица 14

Результаты исследования уровня тревожности по методике Филлипса

№ п/п уч-ся

Общее кол-во несовп

Средний % группы-А

Средний % группы-Б

% — низкий уровень тревожности

% — средний уровень тревожности

% — высокий уровень тревожности

Анализ шкал школьной тревожности позволяет нам сделать вывод о том, что младшие школьники в большей степени испытывают страх самовыражения. Особенно ярко данное негативное эмоциональное переживание проявляется у 6 из 8 испытуемых «Группы-Б». Также у детей данной группы наблюдается повышенный уровень тревожности в ситуации проверки знаний, они испытывают тревогу по поводу оценок, даваемых окружающими

Мнения других в оценке своих результатов для них очень важно, отсюда и страх не соответствовать ожиданиям окружающих

Обобщая полученные данные по каждой шкале исследования, стоит отметить, что показатели тревожности «Группы-А» значительно ниже показателей «Группы-Б» (см. диаграмму 4). Общее количество несовпадений по тесту у детей, входящих в «Группу-Б» больше, чем у «Группы-А».

Диаграмма 4

Таким образом, общий уровень школьной тревожности у слабоуспевающих детей по учебным предметам (39%) гораздо выше уровня тревожности успевающих детей, входящих в «Группу-А» (24%). Наглядно это можно представить в виде диаграммы 5.

Диаграмма 5

Проблема школьной тревожности

Пожалуй, никто не станет отрицать тот факт, что школьная тревожность является довольно распространённой проблемой среди учеников средних и младших классов. С ней сталкивается каждый практикующий школьный психолог. Это эмоциональное состояние несёт повышенную опасность для всех сфер жизни ребёнка: психики, здоровья, взаимодействия с окружающими, усвоения учебного материала, поведения как в стенах школы, так и дома. Поэтому необходимо выявить состояние тревожности у ученика на ранней стадии и работать с ним в дальнейшем.

Чем поможет тестирование

Тест Филлипса позволяет выявить не только общий уровень тревожности ученика, но и отдельные сферы, которые приводят его в смятение. К слову, самыми распространёнными проблемами учеников младшего и среднего школьного возраста являются: волнение, страх самовыражения, боязнь контрольных и тестов, ожидание плохого отношения к себе, ощущение неполноценности, а также трудности в общении с преподавателями.

Как снизить уровень тревожности

В том случае, когда тест Филлипса определил выходящую за рамки нормы степень тревожности ученика, нужно скорее начать взаимодействовать с ним и постараться взять под контроль его эмоции и привить положительное отношение к собственной личности.

Вот основные направления работы:

Причины

Важно выявить причины тревоги, постараться проработать и устранить их, а также поднять самооценку ребёнка, дать ему почувствовать уверенность в самом себе. Обучение

Необходимо научить ученика контролировать собственное поведение как в школе, так и за её пределами, а также сформировать в нём волевые черты и постараться понять его ценности и взгляды

Обучение. Необходимо научить ученика контролировать собственное поведение как в школе, так и за её пределами, а также сформировать в нём волевые черты и постараться понять его ценности и взгляды.

Время

Для начала требуется предоставить ребёнку возможность справляться с эмоциональными перегрузками и научить рационально распределять своё время между учёбой, дополнительными занятиями и отдыхом.

Удачного вам тестирования!

Интерпретация

Подсчёт баллов осуществляется в целом за все 40 высказываний и по каждой субшкале в отдельности. Сумма баллов формирует результат первичной оценки. Она с помощью специальной шкалы переводится в итоговую оценку.

Шкала представляет собой значение от 0 до 10. Цифры обозначают степень проявления тревожности: 0 — это идеал, 10 — максимальное отклонение при явной клинической картине.

Каждой цифре шкалы соответствует показатель баллов. При оценке осуществляется градация по половому признаку — мальчики и девочки оцениваются по своей градации. Проводится также разделение на возрастные группы по годам:

  • от 10 до 11;
  • 12;
  • от 13 до 14;
  • от 15 до 16.

Группы тревожности, по которым проводится оценка:

  1. Общая — включает уровень развития тревожных состояний у школьника.
  2. Школьная — показывает степень возникновения чувства тревоги в различных школьных ситуациях.
  3. Межличностная — определяет тревогу при общении с одноклассниками, учителями, другими людьми.
  4. Самооценочная — тревога во время анализа школьником отношения к самому себе.
  5. Магическая — направлена на выявление тревожных состояний, имеющих индивидуальный, личностный характер.

Для каждой группы беспокоящих состояний предусмотрена своя шкала оценки. Шкала по общей группе является основной. Остальные группы носят уточняющий характер.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: