Обучение письму на начальном этапе

Способы формирования каллиграфических
навыков на уроке письма | начальная школа  | современный урок

Учёт индивидуальных особенностей

У каждого ребёнка свой темперамент, уровень подготовки и скорость мышления. Есть дети, моментально осваивающие материал. Другим же требуется время на осознание и усвоение. И те и другие на выходе будут иметь одинаковый уровень знаний. Разница лишь в процессе усвоения этих знаний. В современных классах высокая численность учеников не редкость. Находить индивидуальный подход в таких условиях к каждому ученику бывает трудно. Проблема решается дополнительными заданиями для занятий с родителями и индивидуальными заданиями на уроке. Обычно так поступают, если ученик резко выделяется на фоне класса отставанием или опережением.

Для успешного овладения письмом нужно пользоваться несколькими методами. Каждый из них хорош на определённом этапе обучения. *При достаточной подготовке в дошкольном возрасте и применении адекватных методов обучения в школе дети быстро учатся писать буквы, слоги, слова.#

Справочно:

Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро» (Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491). Готовим детей к школе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в г. Занятия в Вашем городе.

Бесплатная горячая линия: 8 800 250 62 49 (с 6 до 14 по Мск).

  • «Вконтакте»:
  • «Одноклассники»:
  • «Инстаграм»:
  • «YouTube»:

Сейчас в текущем разделе «Основные понятия и навыки для письма» также читают

Распространенные ошибки

Даже если вам кажется, что вы нашли идеальный способ, как научить ребенка красиво писать, он может не подойти малышу. Ведь все дети разные. Поэтому следите за реакцией крохи ваши задания и не допускайте следующих ошибок:

  1. Заниматься подолгу. Письмо — это сложный навык, который не освоишь за один день. Не нужно сразу отводить много времени для занятий, иначе это плохо скажется на развитии организма ребенка.
  2. Торопить с обучением. Дети в 4 года видят разницу между словами и картинками, но все равно еще не готовы обучаться написанию букв. Для них это трудно.
  3. Заставлять. Если ребенку не интересно учиться, то не стоит заставлять. Лучше порисуйте с ним. Со временем малыш сам проявит интерес.

Самое главное — проводите время, когда малыш бодр и в хорошем настроении. Используйте яркие картинки, наглядные примеры, тогда и проблем не возникнет.

Данная статья поможет вам научить малыша писать если не каллиграфическим почерком, то хотя бы понятным. Уважаемые родители, мы желаем вам терпения, упорства и креативного подхода к обучению!

  • лучшие методики обучения чтению;
  • как научить малыша плавать;
  • как купать новорожденного.

Подготовка к письму в дошкольном возрасте

Детям в дошкольном возрасте очень нравится рисовать. Это не только приятное, но и полезное занятие. На начальных этапах нужно научить малыша и следить за посадкой за столом. Ребёнок учится правильно держать в руках карандаш и совершенствует свои моторные навыки. После этого можно приступать к занятиям, которые станут подготовкой руки к письму.

Виды занятий для подготовки к письму

  • Раскрашивание картинок. Чем младше ребёнок, тем крупнее должны быть элементы. Раскрашивание картинок формирует оптимальный нажим, мелкую моторику и учит мелким координированным действиям.
  • Обводка по точкам. Сначала малыш обводит картинки, ближе к школе – элементы букв.
  • Лепка из пластилина развивает мелкую моторику. Можно использовать лепку перед занятиями, вместо пальчиковой гимнастики или в сочетании с ней.
  • Собирание пазлов. Когда ребёнок складывает пазл, у него происходит мысленное формирование целостного образа.
  • Вырезание ножницами формирует мелкие целенаправленные движения.
  • Дорисовывание зеркального образа предмета. В таких заданиях изображается половина предмета, вторую часть требуется дорисовать.

*Помимо занятий в игровой форме нужно уделять достаточно времени пальчиковой гимнастике. Её можно проводить не только в рамках письменных заданий, но и изолированно, в течение дня, в качестве развлечений для малыша.#

Что нужно для формирования навыка письма

— Умение правильно сидеть за письменным столом и владеть письменными принадлежностями.

— Ориентировка на листе бумаги – представления о начале и конце строки, распознавание верх-низ, право-лево.

— Способность безотрывно чертить линии, а затем писать буквы.

— Знание графического образа изучаемой буквы и её названия.

Как выбрать прописи

Для начала разберемся, в чем польза таких тетрадок:

  • тренируется мелкая моторика;
  • развивается усидчивость;
  • развиваются кисти и руки;
  • формируется умение правильно держать ручку;
  • дается наглядный пример написания.

Существует несколько видов прописей — для общего развития, для логики, для обучения письму и счету

При выборе в первую очередь стоит обратить внимание на следующие факторы:

Фон. Старайтесь брать с крупной клеткой или линейкой. Красочность

Черно-белая цветовая гамма едва ли привлечет внимание малыша. Размер изображений

Чем больше картинки, тем лучше.

Старайтесь заниматься с ребенком не менее 15 мин. в день. Со временем малыш будет привыкать и понимать, для чего это ему нужно. Не скупитесь на похвалу и улыбку.

Особенности формирования каллиграфического письма у младших школьников

Обучение письму представляет собой специфический графический навык, который формируется в процессе обучения. В основе этого навыка лежит умение распознавать и воспроизводить графический знак

В первую очередь важно освоить графические навыки, которые по своей сути являются двигательными навыками. Несмотря на то, что изначально в основе этого навыка лежат мускульные усилия, все же необходимо не забывать о том, что письмо является речевым видом деятельности, соответственно, происходит активная мыслительная деятельность

Основная мыслительная активность состоит в том, что ребенок переводит графический образ в осмысленные речевые единицы, соответственно, происходит перекодировка графических навыков.

Суть письма заключается в том, что ребенка учат воспринимать и анализировать печатный и письменный образ букв, распознавать графические знаки, из которых состоит буква. Также анализ производится в соответствии с другими буквами, при их сопоставлении и сочетании. При этом используются различные упражнения по написанию отдельных элементов буквы, типов соединений, слов, предложений. Практикуют упражнения на списывание слов и предложений, анализ текстов и их списывание с печатного образца.

Каллиграфическое письмо – письмо, при котором соблюдается правильная форма, величина, наклон букв, а также отрабатывается навык безотрывного написания букв. Каллиграфическое письмо является основой хорошего, красивого почерка

Каллиграфическое письмо важно не только с эстетической точки зрения. Психологи предупреждают: неразборчиво записанные слова не запоминаются

Существует множество упражнений, способствующих выработке каллиграфического почерка, которые развивают руку ребенка, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте, способствует воспитанию аккуратности и трудолюбия.

Анализ программных требований к каллиграфическому письму позволяет заключить следующее: сегодня во многих школах целенаправленного обучения каллиграфическому не существует, а все действующие программы обучения являются составляющей общего обучения грамоте. Тем не менее, действующие в настоящее время учебные программы по русскому языку для начальных классов, составной частью которых является курс обучения грамоте, могут быть реализованы посредством различных видов занятий по усвоению каллиграфических навыков. Основной задачей педагога является необходимость среди них найти самые эффективные, те, которые помогут младшему школьнику устранять графические трудности, возникающие при обучении.

Типичные ошибки в написании букв у первоклассников

  1. 1. Нарушение наклона в 65°. Как правило, нарушение наклона приводит к непараллельности элементовбукви даже элементов одной буквы и часто сопровождается искривлением элементов.
  2. Как видно из приведенных примеров, нарушения параллельности нередко приводят к искажению других элементов, например петли у букв у и д. Эта группа ошибок исправляется с помощью специальных упражнений на выработку правильного наклона, с опорой на дополнительную косую разлиновку тетради.
  3. 2. Ошибки, связанные с нарушением пропорций: вертикальных — неодинаковая высота букв или их частей;
  4. горизонтальных — неодинаковая ширина букви их элементов:
  5. пропорций между частями букв (увеличенные или уменьшенные элементы букв).
  6. 3. Искажение овалов, полуовалов и Других элементов, содержащих закругления, изогнутые лини и. К числу этих ошибок относятся искажения, связанные с неумением вести правильную кривую линию (линия как бы состоит из бесчисленных мелких зигзагов — ломаная линия), а также ошибки, связанные с несоблюдением пропорций.
  7. 4. Пропуск элементов отдельныхбукв или замена элементов букв: вместо м — л, вместод — а.

Для успешного преодоления ошибок письма очень важно разобраться в их причинах в каждом отдельном случае, выбрать для исправления ошибки соответствующий прием. В данной классификации графических ошибок учтена эта задача: ошибки группируются по порождающим их причинам

Преодоление ошибок первой группы требует отработки прямых параллельных линий с нужным наклоном к строке в 65°. Исправление ошибок второй группы требует развития глазомера, без чего невозможно соблюдение пропорций. Третья группа ошибок требует работы над кривыми линиями, над изгибами и закруглениями, над плавностью движения руки. Наконец, ошибки четвертой группы связаны с нарушениями внимания.

Конечно, могут быть и другие причины ошибок, общие для всех их типов, например: недостаточная координированность движений руки пишущего, неправильное положение тела при письме, плохая освещенность или плохое зрение, механические помехи (плохое перо неровная бумага или, вернее неровная поверхность стола под бумагой) и т. п. Не следует забывать и о таких ошибках письма, которые нельзя определить как графические: несоблюдение строчки, переписывание через линию полей, непропорционально большие (или маленькие) интервалы между словами, недописывание строки и пр. Часты ошибки в соединениях букв.

Учителю необходимо хорошо знать, какие именно ошибки может дать написание той или иной конкретной буквы и сразу при обучении ее письму предупреждать возможные ошибки. Например, типичные ошибки при письме буквы П заглавной:

  • а) элементы не параллельны, закругление второго вертикального элемента начато слишком высоко;
  • б) верхний элемент горизонтальной касается вертикальных элементов, «лежит» на них;
  • в) верхний элемент не горизонтален, а написан с наклоном. Типичные ошибки при письме буквы х, заглавной и строчной:
  • а) недостаточная округлость полуовалов;
  • б) полуовалы закруглены чрезмерно;
  • в) неровные, неодинаковые закругления, несимметричны части;
  • г) между полуовалами оставлен промежуток — они не слиты.

Лучшие методики обучения письму

Сначала покажите, как держать карандаш. Для этого подойдут трехгранные карандаши, позволяющие правильно поставить пальчики, и специальные насадки-тренажеры. Обязательно покажите на своем примере, как вы держите карандаш, чтобы малыш точно понял, чего от него хотят.

Теперь рассмотрим, как можно научить ребенка писать буквы, используя распространенные техники.

Копировальный метод

Обучающийся должен по контуру обводить буквы или другие символы. Для этого используют специальную тетрадь – пропись. Также родителям можно самим создавать такие контуры, используя бледные чернила или простой карандаш.

Линейный метод

В этом случае все основывается на шрифте. То есть нужно выдерживать одинаковое расстояние между буквами и цифрами, равную высоту и ширину символов. В прописях вы увидите специальную сетку, где сохраняется высота и наклон.

Генетический метод

Суть этой техники заключается в том, что ребенок сначала учится писать простые буквы, а затем переходит к более сложным.

Тактический метод

В этом случае учащийся пишет буквы под счет. Со временем темп увеличивается, одновременно наращивается скорость письма, повышается уверенность. Правда, есть у тактического письма и недостаток — дети быстро утомляются.

Метод Карстера

Обучение письму возможно и путем выполнения специальных упражнений для развития движений руки. Такие «росчерки» формируют умение пользоваться направлением и пространством листа. Также развивается свобода и легкость движений руки.

Во время обучения советуем не зацикливаться на одной технике, лучше сочетать их между собой.

Технология обучения письму на начальной стадии

Первоначально, письмо осваивается со знакомства с графическими символами, знаками, посредством которых происходит перенос своих мыслей на бумагу. Далее осуществляется освоении орфографии.

Технология обучения письму на начальных стадиях представлена следующими направлениями деятельности:

  1. Знакомство с алфавитом и его графическим отражением т.е. учащиеся изучают буквы и способы их написания. Происходит тренировка навыков написания всех букв.
  2. Изучение орфографии слов, которые знакомы учащимся, произносятся ими устно, а также могут быть прочитаны.
  3. Освоение различных аспектов и явлений языка, необходимых для овладения грамотным письмом.
  4. Обучение навыкам чтения. Они тесно связаны с письмом и реализуются в параллели.

Навыки письма оказывают огромное воздействие на освоение речевых навыков, формирование умений выражения своих мыслей, посредством речи в разных формах.

Обучение письму начинается формирования навыков графического отображения букв. Оно реализуется в следующей последовательности:

  1. Демонстрация букв и способов их отражения. Рассматривается написание строчных и прописных символов.
  2. Демонстрация способов написания букв. Педагог медленно пишет буквы на доске, разъясняя все действия, совершаемые им при написании.
  3. Повторение написания отдельной буквы с совершением отдельных движений рукой в воздухе.
  4. Тренировка написания букв учащимися.
  5. Корректировка ошибок написания.

Учащиеся учатся воспринимать буквы и их графическое отображение и отрабатывают навыки самостоятельного написания отдельных букв, а затем и слов.

Технология освоения орфографических навыков реализуется на основании применения приема списывания. Он состоит в том, что учащимся даются слова или словосочетания, которые они списывают

При этом важно научиться не просто последовательно списывать каждую букву, а включить в работу зрительную память и писать слова по памяти. Для этого используется прием ассоциации, т.е

к каждому слову подбирается какая-то ассоциация, которая помогает в освоении орфографии их написания.

После освоения навыков списывания начинается освоение навыков письма под диктовку. Организуются диктанты.

Как научить ребенка писать цифры

Запоминание цифр и счет детям дается легче, чем написание букв. Поэтому, если ваш ребенок в свои 5 лет может сосчитать до 10, то смело начинайте учить его писать цифры. Вместе со стишками для заучивания это очень хорошо помогает укреплять память.

Рассмотрим популярные методики:

  1. Ассоциативный метод. Например, можно вырезать из картона символ, а затем пририсовать веселые мордочки, ручки, ножки.
  2. Другой вариант, как научить кроху правильно писать цифры — нарисовать символ в виде фрукта или овоща. Так малыш будет знать, что малина — это три, груша — пять, банан — семь.
  3. Специальный планшет (интерактивная доска). На этом приспособлении есть формы цифр, ребенок будет их обводить и запоминать.
  4. Плакаты, где стрелочками показано правильное направление написания.
  5. «Дорисуй картинку». Цифры нужно дорисовать так, чтобы получилась птичка или животное.
  6. Прописи с точками. По точкам обводятся цифры.

Существует еще много игр для написания и запоминания цифр. Можно попробовать все.

Принципы и этапы обучения каллиграфическому письму

В 1 классе (1-4) вводятся сначала правила, касающиеся посадки, положения тетради, затем уже правила, непосредственно связанные с процессом письма:

1) буквы в словах надо писать с одинаковым наклоном;

2) необходимо писать буквы в словах на одинаковом расстоянии друг от друга;

3) писать надо красиво.

Со 2 класса вводятся такие правила:

1) буквы в словах следует писать одинаковой высоты (2-е полугодие);

2) слог пишется безотрывно;

3) писать надо быстро и красиво.

Учитель должен вводить эти правила постепенно. Так, он может сначала ввести правила написания с одинаковым наклоном. Это правило объясняется уже в добуквенный период. Дети уясняют, что такое наклонная линия, что значит писать с наклоном и повторяют за учителем, что они должны писать прямые, но наклонные палочки. При переходя к письму букв, слогов и слов формируется правило о наклонном письме. Затем при переходе к письму предложений вводится правило о равномерной расстановке букв. После того как объяснены приемы безотрывных соединений букв, формулируется правило о безотрывном письме. Правило – писать надо красиво – является как бы выводом из предыдущих. Что значит писать красиво? Писать чисто, без помарок, не заходить за поля, писать ровно и наклонно, не обводить буквы дважды.

Не следует вводить правила назойливо, на каждом уроке. Иначе этот прием, направленный на сознательное усвоение навыков, превращается в свою противоположность: слова не доходят до сознания учащихся.

Важным приемом обучения чистописанию являются письмо под счет или в такт счету. Этот прием при обучении письму применялся давно (см. выше). Письмо под счет способствует выработке плавного, ритмического письма определенного темпа. Этот прием оживляет работу, вызывает интерес с письму. Это вспомогательный прием, который не следует применять слишком длительно и постоянно, чтобы не делать работу однообразной.

Еще одним из приемов обучения можно считать прием ошибочного написания для того, чтобы дети сами увидели, в чем ошибка, почему буква, слог, слово написаны неправильно и нашли ответ, как не допустить таких ошибок. При этом в 1 классе лучше не наносить на доску пример ошибочного написания букв. Детям рекомендуется самим найти у себя ошибку и исправить.

Во 2 и 3 классе общую для многих учащихся ошибку учитель выносит на доску. Учитель может применять и еще ряд приемов. Применяются также приемы взаимопроверки. Дети любят оценивать работу соседа и часто видят чужую ошибку. Учитель должен ориентировать детей не на оценку работы, а на помощь: помочь увидеть недостаток и объяснить, как его исправить. Для развития плавности и сложности движений руки вводится письмо различных дополнительных петель и росчерков, рассчитанных на развитие смелости, легкости и плавности движения в письме.

Таким образом, мы описали основные приемы, применяемые в обучении каллиграфическим навыкам письма. Кроме этих приемов, можно отметить и некоторые другие, такие как рисование детьми бордюров, штриховка мелких форм и других. На разных этапах обучения степень применения того или иного приема будет различной, что зависит от уровня овладения навыками письма.

В формировании каллиграфических навыков можно выделить три этапа.

Первый этап обучения письму — постановка пальчиков, руки в целом.

Второй этап — развитие тактильной памяти (память кончиков пальцев) через карточки из наждачной бумаги, карточки для обвода букв пальчиками. Но кроме этого вида памяти есть и другие (зрительная и слуховая). Особенно большое значение отдается зрительной памяти. Объем памяти должен постоянно увеличиваться. Предлагается вырезать буквы из наждачной бумаги индивидуально для каждого ученика. С точки зрения Е.Н.Потаповой, развитие тактильной памяти — основа при овладении письмом. От кончиков пальцев сигналы идут в мозг, информация воспринимается мозгом, идет обратный импульс — как писать.

Третий этап обучения письму — закрепление знаний, умений с помощью вкладыша букв и карточками – кальками, которые представляют собой элементы, соединения, буквы, слова.

Издавна в методике обучения детей письму и чистописанию применялся ритмический прием, то есть письмо под счет, оно основано на приеме ритмизированного письма. Тактированное письмо позволяет добиться четкости, плавности, ритмичности и ускоренного темпа.

Методы обучения каллиграфическому письму

Рассматривая развитие методов обучения каллиграфическому письму в историческом плане, мы остановились на описании некоторых из них. Рассмотрим, какие из приемов являются главными.

Первостепенное значение при обучении чистописанию имеют показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений. Это и есть основной прием обучения каллиграфическим навыкам письма. Писать образец на доске учитель должен так, чтобы все ученики видели, как учитель пишет.

Другим приемом при обучении чистописанию следует считать списывание учащимся с готового образца – образца учителя на доске или в тетради. Это очень старый прием, основанный на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образец письма. При списывании с образца и сравнение его с воспроизведенным. Хороший образец письма учителя влияет на письмо учащихся не только через сознательное копирование – это образец еще и для неосознанного подражания, которое в младшем школьном возрасте очень выражение.

Копировальный способ. Его следует применять ограниченно в связи с тем, что обведение осуществляется учащимися без достаточного осознание процесса письма и даже видение формы буквы. Иногда ученик может обводить букву, элемент не в нужном направлении. Однако при копировании ученик упражняется в выполнении правильного движения: порция, размах, размер, направление, форма, — словом, того, чего иногда, зрительно воспринимаемая, он не может перенести в свое время движение во время письма. Психологическое значение списывания с образца и обведение образца различного для формирования навыка письма. Обведение по образцу упражняет двигательные представления. Поскольку обведение образца осуществляется механически, продолжительное обведение утомляет и раздражает ученика.

Некоторые учителя дают учащимся копировать образцы через прозрачную бумагу – кальку. Обведение через кальку или по точкам психологически имеет то же значение – закрепление правильного движения

В любом случае копирование важно, что бы оно осуществлялось как письмо, правильными движениями, так как в противном случае копирование не дает нужного эффекта и может привести к закреплению неправильных движений

Воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе. Здесь учащийся не просто опирается на двигательные ощущения, но и на зрительно воспринимаемый образец. Воображаемое письмо проводится или по написанному учителем образцу на доске, или вслед за письмом учителя на доске. Учащиеся могут писать буквы и соединять их вообще без образа, по памяти, писать в воздухе, держа руку в руке. Такие упражнения оживляют процесс обучения. Недостаток этого приема в том, что учитель не может учесть, каков результат обведения, повторения движения, насколько точно дети воспроизводят движения и форму образца.

Как копировальный способ, так и воображаемое письмо – это вспомогательные приемы, которые, помимо прямого влияния – удвоение движения, восприятия формы, привлекают внимания ученика, вызывает интерес к письму, разнообразят форму обучения.

Анализ формы букв. Он может осуществляться по-разному. Можно анализировать форму буквы, раскладывая ее на составляющие, зрительно выделяемые элементы. Например, можно рассматривать, что буква состоит из овала и палочки с закруглением внизу. Это только формальный анализ. А если мы разберем эту букву по элементам движения, то увидим, что она состоит из отдельных элементов. Некоторые буквы, довольно сложные по форме, пишутся одним неделимым движением; например, так пишутся буквы и.

Учитель должен помнить, что поэлементный анализ не позволяет собой рассмотрение формы буквы и особенностей ее написания. Поэтому учитель вслед за этим объясняет, как писать букву, выделяя основные элементы движения, выполняет особенности формы буквы, размер соотношения элементов. Таким образом, анализ формы букв проводится по-разному, в зависимости от того, впервые ли вводится буква, насколько она сложна по способу написания.

Одним из приемов обучения графическим навыкам письма можно считать введение в обучение правил, которые учащиеся должны хорошо знать. Это способствует сознательному овладению навыками письма. Сознательное усвоение особенно необходимо тогда, когда навык еще совершенствуется, не стал автоматизированным. Знание правил при письме должны формироваться очень кратко и их должно быть немного. Каждый учащийся должен усвоить эти правила и применять их на практике. Правила складываются из тех задач, которые ставит учитель перед учениками в процессе письма.

Методы обучения письму

Подходы к процессу обучения письму менялись на протяжении многих лет. В настоящее время признали, что наибольший результат приносит сочетание нескольких методов обучения письму. В каждом из них есть свои недостатки и преимущества. *Современные педагоги берут из каждого метода наиболее эффективные способы и с успехом применяют их на практике.#

Копировальный метод

В этой системе обучения письму дети обводят буквы по точкам, запоминая их образ и порядок написания. Недостатком метода является недостаточная осознанность при письме. Могут возникнуть трудности с самостоятельным письмом без опоры на образцы. Преимущество метода – дети обучаются правильному красивому написанию букв. *Способ хорош для коррекции почерка детей, которые уже научились писать, однако испытывают трудности с написанием отдельных букв.#

Линейный метод

Дети учатся писать, пользуясь вспомогательной графической сеткой. Она помогает делать буквы одних размеров с одинаковыми отступами и расстоянием между элементами. Сетка определяет наклон и пропорции. *Метод использовался в 18-м веке, в настоящее время от него отказались.# От него остались тетради в косую линейку, помогающие соблюдать наклон и размеры букв. В чистом виде метод лишал детей самостоятельности, при письме был низкий уровень осознанности, поскольку все усилия направлялись на механическое написание.

Генетический метод

Суть метода – изучение сначала простых в исполнении букв, затем – более сложных. В русском языке наиболее простые письменные буквы О, С, Л, М и т. п. Наиболее сложные буквы имеют много мелких элементов, это Н, Ю, Щ, К и др. Порядок изучения письменных букв отличается от печатных. Если обучение построено на букваре, нарушается порядок изучения букв. *Метод оправдан, когда дети уже знакомы со всеми буквами и умеют их писать печатным способом.# Некоторые программы дошкольного образования, подразумевающие высокую подготовку первоклассников, успешно применяют этот метод.

Ритмический метод

Дети пишут буквы под ритмичный счёт педагога с одинаковой скоростью. Метод можно использовать для закрепления написания букв. С помощью ритмического метода дети осваивают непрерывную плавность письма и ритмичность. *Для первоначального обучения он не подходит. Рекомендуется использовать задания, основанные на этом методе, в качестве разнообразия на уроке.# Задания требуют высокой концентрированности на процессе. Нужно учитывать непродолжительность внимания детей и не перегружать их.

Метод Карстера

В нем используют 19 специальных упражнений в увеличенном масштабе, называемых росчерки. Затем их соединяют в буквы. Для детей такой способ слишком сложен. Однако с помощью него можно корректировать почерк старшеклассников. В рамках школьной программы такие задания не предусмотрены. *Из метода Карстера можно взять написание элементов букв в период подготовки к письму.#

Метод Монтессори

Педагогика Монтессори хорошо зарекомендовала себя за многие годы. *Существенный недостаток методики – трудность реализации в массовых детских садах и школах. Поэтому используют лишь элементы системы.# Письмо по Монтессори начинается раньше чтения. Дети учатся писать без особых внешних стимулов и контроля. Им нравится обводить буквы, складывать из них слова, письмо появляется естественно и произвольно.

*Метод Монтессори не подходит для письменных букв. Зато его с успехом можно применять в период обучения печатным буквам и в пропедевтический период.#

Каллиграфические ошибки по “кинетическому сходству”

Одним из наиболее стойких типов специфических ошибок письма являются смешения букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движении руки. Это так называемые ошибки по кинетическому сходству.

С переходом на стадию связного письма, с увеличением объема письменных работ, темпа работы число подобных ошибок значительно возрастает. Смешения букв по кинетическому сходству могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения печатных текстов, так как у детей размываются еще неокрепшие связи между звуком и буквой.

Иногда в тетрадях учащихся встречаются смешения оптически сходных букв, свидетельствующие о несформированности оптико-пространственных представлении.

Предлагаемые примерные виды тренировочных упражнений могут быть включены на уроке в «минутки чистописания». Они будут способствовать выработке контроля за ходом двигательного акта письма. Желательно начинать подобные упражнения не с письма отдельных букв и слогов, а с букв в составе слова или целого предложения, значимых в смысловом отношении единиц речи.

Рассмотрим метод списывания слов и предложений с одновременной расшифровкой зашифрованных букв. Предлагаем следующие виды «шифровок»:

Обратное задание — зашифровать записанные или продиктованные предложения.

Подобным образом строится работа по предупреждению ошибок выбора последующего элемента и в других парах смешиваемых букв.

Предлагаемые «шифровки»:

Обратное задание предполагает «шифровку» предложений учащимися:

Если в работах учащихся встречаются смешения в других парах букв, различающихся количеством однородных элементов, необходимо провести подобную дифференциацию и в этих парах.

Рассмотрим «шифровки» лево- и правоориентированных, вверх и вниз направленных оптически сходных букв:

Одновременно закрепляется правило о заглавной букве в именах людей.

Рассмотрим списывание слов и предложений с одновременным исправлением ошибок кинетических и оптических смешений.

Известно, что развитие функции контроля несколько опережает развитие функции самоконтроля. Ребенок будет предельно внимателен и быстрее найдет ошибку у другого, чем в своей собственной работе.

Предлагаем списать с доски предложения с ошибочно записанными словами:

Как показала практика, подобная работа очень эффективна и результативна: у ребенка появляется достаточная мотивация к письменной деятельности, улучшается зрительное внимание, формируется кинетический контроль за ходом двигательного акта письма. Предложенные вашему вниманию упражнения отвечают, на наш взгляд, не только задачам формирования техники письма, его операционной стороны, но и целям формирования письменной речи через влияние учителя на развитие произвольных форм деятельности, мышления, мотивационно-волевой сферы учащихся

Предложенные вашему вниманию упражнения отвечают, на наш взгляд, не только задачам формирования техники письма, его операционной стороны, но и целям формирования письменной речи через влияние учителя на развитие произвольных форм деятельности, мышления, мотивационно-волевой сферы учащихся.

Принципы обучения письму

Принципы мало отличаются от общепринятых принципов школьного обучения. Однако их осмысление помогает достичь наилучших результатов в обучении письму.

Наглядность

У младших школьников ещё преобладает наглядно-образное мышление. Лучше всего они воспринимают то, что видят своими глазами. В арсенале у педагога должны быть наглядные демонстрационные материалы.

Сознательность

Мало просто показать образ буквы. Нужно объяснить, из каких элементов она состоит, как они соединяются между собой. Осознанность позволяет быстрее и эффективнее овладеть навыком письма.

Повторность

Любой урок должен начинаться с актуализации знаний прошлого урока. Все полученные знания должны повторяться.

Посильность

Многообразие программ дошкольного обучения позволяет детям с разным уровнем знаний затем успешно обучаться в школе. Зная особенности детей, нужно опираться на их возможности в первую очередь. Нельзя требовать от детей слишком многого, но и занижать требования также не следует. В начальной школе педагог обязан владеть базовыми знаниями о психологии и развитии детей, чтобы понимать истинные возможности младших школьников.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: