Особенности детей младшего дошкольного возраста

Ключевые возрастные особенности детей дошкольного возраста

Физические нормы

Дети могут быть как физически активными, так и довольно сдержанными

При этом важно понимать разницу между усидчивостью малыша и отсутствием необходимого развития. Даже самый спокойный и юный созерцатель в возрасте до 5 лет должен уметь:

  • Бегать с разной скоростью, а смену направления движения делать просто и легко. Во время бега внимательно огибать и перепрыгивать различные препятствия.
  • Без усилий осуществлять различные прыжки и повторение бытовых движений взрослых людей.
  • Уверенно лазать по лестницам, висеть на турнике и приземляться на полусогнутые ноги, не падая при этом.
  • Без труда ловить мяч и уметь держать его в руках, игра с отскоком от стены не должна вызывать проблем. Освоили простые движения? Переходим к тренировкам отбивания мяча от земли сначала 2, а потом 1 рукой. Отличной проверка на координацию и физическое развитие.
  • Легко ходить по узкой доске или бордюру, значит, детская координация окрепла. Это отличный возраст для обучения езде на трехколесном велосипеде или самокате, а начиная с 4 лет можно смело осваивать коньки, лыжи и ролики.

Хотите удостовериться в физическом развитии малыша?

  • Попросите пройти его по тонкой линии, шаг должен быть уверенным, а тело расслаблено.
  • Ребенок без труда должен справляться с упражнением «ножки выше». Лежа на спине, он может вытягивать ноги вверх и держать их максимально долго. Нормой для данного возраста станет фиксация положения на 5-15 секунд.
  • Умение стоять на 1 ноге и не падать в течение 30 секунд также свидетельствует о гармоничном развитии.

Если же эти упражнения вызывают проблемы, а ребенок не может с ними справиться без помощи посторонних, то следует посетить консультацию и вместе с нашими специалистами разобраться в причинах подобного отставания.

Интеллектуальные нормы

Сюда входит умение размышлять, анализировать и говорить. Речь в данном случае является самым ярким показателем и дает представление об общем развитии.

Ребенок уверенно говорит небольшими, но связными предложениями
Помимо глаголов и существительных активно используются прилагательные, местоимения и числительные.
Предложения состоят в среднем из пяти и более слов, а упражнения по описанию предметов и событий не вызывают особых проблем.
Умеет концентрировать внимание до 5 минут, но если речь идет о чем-то увлекательном для самого малыша, то продолжительность занятия достигает 30 минут.
Ближе к 5 годам малыш может приступать к изучению букв и пробовать свои силы в чтении

Так же важно сделав упор на сочинении сказок, рассказов или интересных ребенку историй
Таким образом, он сможет оттачивать свои речевые умения и развивать фантазию.. Не пытайтесь отыскать универсальное решение или действовать в рамках школьных правил, ведь все дети очень разные

Так одни начинают читать уже с 3,5 лет, тогда как другие знакомятся с буквами только в возрасте 5 лет и это не является проблемой. В период от 3 до 5 лет мозг ребенка сталкивается с колоссальным количеством информации, которая должна быть осмыслена и усвоена

Не пытайтесь отыскать универсальное решение или действовать в рамках школьных правил, ведь все дети очень разные. Так одни начинают читать уже с 3,5 лет, тогда как другие знакомятся с буквами только в возрасте 5 лет и это не является проблемой. В период от 3 до 5 лет мозг ребенка сталкивается с колоссальным количеством информации, которая должна быть осмыслена и усвоена.

Признаком развития можно считать желание ребенка к общению, причем ему будет важен диалог. При этом не стоит навязывать общение, особенно если ребенок замкнут. Причиной для молчаливой отстраненности может быть множество и разбираться с ними необходимо только под чутким наблюдением опытного специалиста.

Особенности речевого развития

Особенностью развития речевого аппарата ребенка на данном этапе является его сильное восприятие к языку, его звукам и смысловому назначению. Речь уже становится более осознанной, но при этом продолжает быть неустойчивой, закреплена недостаточно, является кратковременной.

Общаясь со взрослым, ребенок вступает в фазу познания окружающего мира. Он задает все больше вопросов «что?» да «почему? и стремится получить на них максимально развернутые и понятные ответы. Если ранее речь носила только конкретно-ситуативный характер т.е. применялась к данной ситуации, процессу, то теперь она становится более свободной – контекстной.

Количество слов и фраз ребенка постоянно расширяется, активно используются грамматические категории. Конечно, многие слова, фразы произносятся неверно. Может быть нарушено звуковое произношение или грамматическое строение – род, пол, число, время, но в целом речь является достаточно полной и понятной.

Дети среднего дошкольного возраста

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появля­ются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники на­чинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут ме­няться.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рису­нок становится предметным и детализированным. Графическое изображе­ние человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменения­ми мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация дви­жений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удержива­ют равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие становится более развитым. Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запомина­ние: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способ­ными использовать простые схематизированные изображения для решениянесложных задач.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особен­ности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удержи­вать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно ими­тируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных пер­сонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развива­ется грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с дру­гом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получа­ет в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания

Повышенная обидчивость пред­ставляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются посто­янные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появля­ются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой дея­тельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развити­ем изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, пла­нированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совер­шенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

ПОВЕДЕНИЕ дошкольника

Дошкольник осваивает социальные навыки, необходимые для игры и работы с другими детьми. По мере того как вы становитесь старше, ваша способность сотрудничать с большим количеством коллег увеличивается. Хотя дети в возрасте от 4 до 5 лет могут играть в игры, в которых есть правила, они могут часто меняться по желанию доминирующего малыша.

В небольшой группе дошкольников часто наблюдается появление доминирующего ребенка, который склонен командовать другими без особого сопротивления со стороны других детей.

Для дошкольников нормально проверять свои физические, поведенческие и эмоциональные ограничения. Важно иметь безопасную и структурированную среду, в которой можно исследовать и решать новые задачи. Однако дошкольникам нужны четко определенные ограничения. Ребенок должен демонстрировать инициативу, любопытство, желание исследовать и радость, не чувствуя себя виноватым или подавленным

Ребенок должен демонстрировать инициативу, любопытство, желание исследовать и радость, не чувствуя себя виноватым или подавленным.

Первые проявления нравственности развиваются по мере того, как дети хотят доставить удовольствие своим родителям и другим важным людям. Это обычно называется стадией «хорошего мальчика» или «хорошей девочки».

Сложные повествования могут перерасти во ложь. Если не решить эту проблему в дошкольном возрасте, она может продолжиться и во взрослой жизни. Крики или наглые ответы очень часто являются способом привлечь внимание и вызвать реакцию взрослого

Новообразования дошкольного возраста

Определение

Психологические новообразования — это психические и социальные изменения, происходящие на конкретном возрастном этапе, а также результаты этих изменений.

Примечание

Под дошкольным возрастом в возрастной психологии понимают период развития ребенка от трех до семи лет.

Большой вклад в развитие представлений о новообразованиях дошкольного возраста внесли психологи:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

  1. Даниил Эльконин.
  2. Жан Пиаже.
  3. Алексей Леонтьев.

Эльконин выделял 5 качественных новообразований дошкольников:

  1. Возникновение очертаний мировоззрения (абриса). У здорового ребенка дошкольного возраста наблюдается высокая познавательная активность. Он проявляет любознательность, задает много вопросов. Пытаясь объяснить мир, он строит свои первые теории. У него присутствует потребность упорядочить окружающее, выявить закономерности.
  2. Формирование первичных этических норм (инстанций). Эльконин отмечает, что в сознании дошкольника они тесно переплетаются с эстетическими представлениями.
  3. Появление соподчинения мотивов. Дети учатся контролировать себя, на смену импульсивным действиям приходят более обдуманные. На данном этапе формируется настойчивость, умение доводить начатое до конца, волевые качества.
  4. Смена непроизвольного поведения произвольным. До трех лет преобладает непроизвольное поведение, то есть в основе его действий лежат рефлексы. Дошкольники уже умеют управлять собой и своими поступками.
  5. Личное сознание. Дети начинают отделять себя от окружающего мира, пытаются осознать свое место в системе общественных отношений. Формируется первичная самооценка.

Жан Пиаже подчеркивал, что в дошкольном возрасте:

  1. На смену сенсомоторным функциям приходят внутренние. Это означает, что от действий с внешними объектами ребенок переходит к символическим действиям с представлениями.
  2. Дети учатся строить простейшие обобщения и аналогии.
  3. Формируется артификалистское мировоззрение. Оно основано на представлениях о том, что все окружающее является результатом деятельности человека. Например, Солнце включается, чтобы людям было тепло.

Дошкольный возраст Пиаже относил к дооперациональной (интуитивной) стадии развития, предшествующей стадии конкретных операций.

В концепции Леонтьева специфика каждого периода развития определяется ведущим типом деятельности. В дошкольном возрасте им является игра. Ведущий тип деятельности определяет линии психического развития.

Эмоциональное развитие

Чувства ярко выражены и ситуативные. Дети легко проникаются эмоциями других

Они не только бессознательно проникаются чувствами других, но и могут их заметить, особенно у близких людей, обратить на них внимание. Характерна повышенная чувствительность к тону, настроению и отношение к себе окружающих

Формируются моральные и интеллектуальные эмоции детей. Дети испытывают гордость за выполненное поручение, за действия, которые одобряются взрослыми. Начинают понимать, что красиво, а что некрасиво делать.

Характерным является то, что трехлетние дети стесняются только взрослых и стыд возникает только в конкретной реальной ситуации.

В целом дети достаточно импульсивные, эмоции легко возникают и быстро проходят.

Малыш до 1 года

Младенческий возраст характеризуется, прежде всего, эмоциональным общением, являющимся главным на данном этапе. Все действия новорожденного малыша производятся на инстинктивном уровне, неосознанно: он сосёт грудь или соску, двигает ручками и ножками, плачет, когда хочет есть или испытывает дискомфорт. Но пройдёт всего лишь несколько месяцев, и малыш начнёт осознанно улыбаться, ответит на мамину улыбку первым «агу» и потянется целенаправленно к игрушке. Здесь важным этапом психологического развития будет активное использование слуха и зрения. Достигнув возраста 6-8 месяцев, малыш научится ползать и примется изучать окружающий мир активнее. Он уже способен почувствовать связь между предметом и словом, его обозначающим. Первые слова открывают его словарный запас. К первой годовщине появления на свет малыш проявляет намерение общения с людьми. Он уже выбирает, кто ему нравится, а от кого лучше держаться подальше.

Общая характеристика периода дошкольного детства

Определение 1

Дошкольный возраст – это этап психического развития ребенка, который протекает в возрастном диапазоне от 3-х до 7-ми лет.

Дошкольный возраст принято подразделять на три периода:

  • Младший дошкольный возраст – от 3-х до 4-х лет.
  • Средний дошкольный возраст – от 4-х до 5-ти лет.
  • Старший дошкольный возраст – от 5-ти до 7-ми лет.

Основной особенность период дошкольного детства является то, что ребенок очень активно познает окружающий мир, овладевает различными знаниями, умения и навыками, расширяет и обогащает свой жизненный опыт. Главным стремлением ребенка является как можно скорее войти (включиться) во взрослую жизнь и быть самостоятельными. Однако это ему еще не доступно. Именно из этого противоречия зарождается сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок дошкольного возраста, может почувствовать себя взрослым, «примерить» на себе определенную профессию или социальную роль.

Замечание 1

На протяжении всего периода дошкольного детства организм ребенка очень активно растет и развивается, совершенствуется нервная система и процессы высшей нервной деятельности

В этой связи очень важно гармоничное развитие физических и психических процессов

Основные характеристики развития ребенка дошкольного возраста:

Высокий уровень познавательной деятельности.
Память и внимание непосредственны и ситуативны. Несмотря на то, что память ребенка дошкольного возраста имеет непроизвольный характер, он способен запоминать те события и предметы, которые вызывают у него сильный эмоциональный всплеск

Внимание так же непроизвольно, ребенку сложно сосредоточится на одном предмете, но к концу дошкольного возраста дети уже способны управлять своим внимание, что говорит о готовности обучаться в школе.
Поведение ситуативно, но к старшему дошкольному возрасту, ребенок уже способен им управлять, вырабатываются навыки саморегуляции.
Речь дошкольника играет ключевую роль в его развитии, и в процессе познания окружающего мира. Посредством речи дети дошкольного возраста овладевают различными видами деятельности, устанавливают взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Процесс обучения детей дошкольного возраста основан на процессах наглядного мышления и чувственного познания.
Основной тип мышления – наглядно-образное мышление.

Психология дошкольного возраста изучает основные виды деятельности в дошкольном возрасте, среди которых:

  • Игра – является ведущим видом деятельности ребенка, она позволяет ему развивать мелкую моторику, мыслительные процессы, осваивать коммуникативные навыки и т.д. Игра используется не только как вид свободной деятельности ребенка, но и она может быть организованной, то есть целенаправленной. Кроме того, игра активно используется с целью обучения детей дошкольного возраста.
  • Изобразительная деятельность – позволяет ребенку развиваться творчески, совершенствует его умения и навыки, а полученные продукты деятельности, наглядно показывают результаты работы, что делает данный вид деятельности более привлекательным для дошкольников.
  • Трудовая деятельность – активизирует у детей дошкольного возраста процессы развития личности и силы воли. В ходе трудовой деятельности ребенок имеет возможность получить свои первые представления о нормах поведения в обществе, нравственности и значимости труда. Овладевая трудовыми навыками, ребенок учится не только обслуживать себя, приносить своим трудом пользу для окружающих, но и ценить свой труд и труд других людей.

Замечание 2

Особое значение для ребенка дошкольного возраста имеет посещение детского сада. Это связано с тем, что именно в детском саду дети впервые получают навык социального взаимодействия со сверстниками, учатся жить в группе (коллективе).

Особенности развития детей раннего возраста

Годовалый ребенок

Малыш уверенно осваивает навыки ходьбы. В год и три месяца он может ходить без поддержки, наклоняться, приседать. Способен бегать и перешагивать через мелкие препятствия. Любит играть, складывая кубики, собирая пирамидку.

В этом возрасте кроха начинает активно общаться со взрослыми. Произносит простые слова в облегченных вариантах. Может назвать правильно 5-6 предметов, которые видит. За столом уже пользуется ложкой, поддерживает при питье чашку. К возрасту 1,9 месяцев способен ногой пинать мяч, подняться по ступенькам. В лексиконе имеет более 20 слов. Отвечает на простые вопросы, в том числе и по картинкам.

Особенность этапов раннего детства заключается в том, что неожиданно начинает меняться характер ребенка, его поведение. Он активно осваивает пространство, исследуя все углы квартиры, тумбочки, шкафы. В полуторагодовалом возрасте у малыша происходит скачок как в умственном, так и в физическом развитии.

Многие родители начинают думать, что их сын или дочь крайне не воспитаны, имеют плохую наследственность и дурной характер. Опасное заблуждение: осуждение в голосе мамы с папой провоцируют ребенка к протесту. Взрослым надо понимать, что наступил возраст «систематического отказа». Возрастная психология говорит о том, что только терпение и любовь могут помочь пережить его безболезненно для психики малыша.

Двухлетний ребенок

Важный период раннего детства, так как именно сейчас начинает формироваться характер маленького человечка. К нему приходит осознание себя, как самостоятельной личности.

Ребенок целенаправленно изучает границы дозволенного, внимательно наблюдая за реакцией взрослых Родители ошибочно считают, что он специально выводит их из себя. А малыш просто изучает, что ему можно делать, а что нельзя. Он осваивает основы манипуляции окружающими его людьми. Можно сказать, что он провоцирует взрослых. Поэтому крайне необходимо сдерживаться, не позволяя себе идти у него на поводу.

Вернейший признак начавшегося кризиса 2-х лет это постоянно звучащее «Я — сам!». У каждого ребенка он наступает в разное время. Но этот первый возрастной кризис обязательно будет. И родителям надо быть готовыми к этому. Основные правила для взрослых с учетом детской психологии:

  1. прислушиваться к претензиям ребенка: возможно в них есть определенный резон;
  2. все начинать делать заранее, чтобы дать крохе возможность самостоятельно поесть, одеться, выбрать одежду;
  3. сохранять спокойствие в любой ситуации.

Трехлетний ребенок

В этом периоде раннего детства малыш представляет собой сплошное противоречие. Основной дисбаланс вызван одновременным стремлением к максимальной самостоятельности и страхом потерять связь с родителями. Это приводит к повышению агрессивности ребенка, его протестам и истерикам.

Взрослые должны максимально уважительно относиться к все возрастающей самостоятельности чада. Не ломая его собственное «Я». Зная детскую психологию, мама с папой должны чаще говорить крохе о своей любви, терпеливо объяснять малышу ошибки в его поведения .

Еще одна возрастная особенность раннего детства — всплеск активности с любознательностью. Сплошные вопросы в любой момент бодрствования.

Задача родителей поддержать дитя, всячески помогая ему знакомиться с миром вокруг. Рекомендуется в этот период больше включать в игры с ребенком такие виды деятельности, как:

  1. рисование;
  2. конструирование;
  3. лепка.

Особенности развития дошкольников в разном возрасте

Не бывает одинаковых детей, но всё же для каждого возраста есть характерные особенности психического и физиологического развития. Например, для годовалых малышей свойственно обучение ходьбе и постепенное овладение первыми словами. Пятилетние же дети превращаются в почемучек, зато десятилетние ребята уже смотрят на окружающий мир взглядом почти взрослого человека. При этом у каждого возраста есть свои плюсы и минусы, потери и ограничения.Далее последует оценка главных детских возрастных особенностей, позволяющих их классифицировать. К таким возрастным периодам относятся:

  • младенчество (до года);
  • ранний период (1-2 года);
  • дошкольный период (3-5 лет);
  • младший школьный период (6-11 лет).

Бытовые нормы

Многие базовые умения ребенок должен выполнять самостоятельно и стремиться к улучшению результата:

  • Малыш сам моет руки, умывается и справляет нужду. Он также может мыться без помощи взрослых, но под их контролем.
  • Умеет пользоваться карандашом, держать ручку, ложку и ножницы правильно. Спокойно высиживает отведенное для занятий время и умеет изобразить простые фигуры и предметы.
  • Одевается без посторонней помощи и следит за своей одеждой. Старается беречь книги и игрушки.

Отличительной чертой данного возраста становится активное желание помогать взрослым по дому. Привлекая ребенка к домашним обязанностям в форме игры, родители прививают самостоятельность.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: