Автоматизация звука З
Автоматизация звука Л
Сформированное произношение нужно закрепить, постоянно его произносить. Если дошкольник не умеет читать, то произношение закрепляется путём повторения за родителями.
Сначала произносятся слоги, в которых согласный стоит перед гласным: ла, ло, ле, ли. Затем, где первым идёт гласный: ол, ал, ел, ил. После чего переходят на проговаривание слов, где согласный находится в начале, середине и конце, где идёт смягчение фонемы и сочетание её с другими согласными.
Далее отрабатывают произношение словосочетаний и фраз, где в каждом слове или в большинстве слов присутствуют слоги:
- прямые – ла, лу, ло, лэ, лы;
- обратные – ал, ол, ул, ыл, ел, юл, ял, ил;
- с соединёнными согласными – кла, сла, бла, вла, пла, шла, гла, фла (аналогично с гласными «у», «о» и «ы»).
Постановка звука Л твёрдого занимает немало времени. Обычно приходится проговаривать с детьми одни и те же слова и фразы в течение нескольких дней.
Когда в словах и фразах фонема отработана хорошо, можно переходить к стишкам, чистоговоркам и скороговоркам, потешкам, загадкам.
В интернете и книжных магазинах можно найти разнообразный логопедический материал. Тексты нужно проговаривать неторопливо и чётко, не искажая звуки. Если произношение ошибочное, предложение повторяется заново.
Если на начальном этапе закрепляющих занятий пациент повторяет слоги, слова, фразы за логопедом, то далее он должен самостоятельно вспоминать и проговаривать слова и предложения. А специалист только даёт задания:
- перечислить названия животных, включающие прорабатываемую фонему;
- названия растений;
- названия продуктов питания;
- названия предметов обихода.
Если произношение твёрдой фонемы затруднено, то можно начинать закрепляющие занятия с мягких слогов:
- прямых – ля, лю, ле, ли;
- обратных – яль, юль, аль, оль, ель, уль, ыль;
- с соединёнными согласными – пли, пле, плю, пля (аналогично с согласными «с», «ф», «к», «г»).
Далее мягкая фонема, как и твёрдая, закрепляется в словах, фразах, предложениях. Применяются чистоговорки и скороговорки, стихи и загадки. Чистоговорки родители могут сочинять сами вместе с детьми.
Парные звонкие
Звонких звуков в русском языке 20, а обозначаются они 11 буквами. В свою очередь они делятся на парные и непарные. Парными звонкими являются:
- — ботинок , буряк , Буратино ;
- — любить , бережливый , обьявление ;
- — водитель , врать , пиво ;
- — венок , увидеть , дежавю ;
- — гонка , оглушительный , согреть ;
- — герб , гирлянда , герой ;
- — длинный , подождать , душа ;
- — дюшес , деревня , одинокий ;
- — золото , зверобой , пузо ;
- — земляника , оземь , зима ;
- — кожаный , жёлудь , рожон .
Парными эти согласные называются потому, что есть глухие звуки, которые звучат подобно им — только с меньшим количеством голоса и большим шумом. Это звуки , , , , , , , , , , . Попробуйте произнести поочередно звук из предыдущего списка и этого перечня и вы тут же поймете о чем идет речь.
III этап работы
(проводится как часть занятия)
Тема. Воспитание четкого, правильного произношения звука л’ в словах.Цель. Упражнять детей в произношении звука л’ в словах.Предшествующая работа. Уточнено произношение звука л’ в слогах.Подготовительная работа. Воспитатель подбирает картинки, в названии которых имеется звук л’. Потом он разрезает их на две половины. Примерный перечень картинок для игры: пальто, лев, лиса, лейка, апельсин, цыплёнок, шляпа, телефон, телёнок, лента, лебедь, лестница, лимон и др.
Игра «У кого другая половина?»
Краткое описание
Воспитатель говорит детям, что у него есть картинки, но они разрезаны пополам. «Я вам раздам половинки, а вы посмотрите внимательно и решите, половина какой картинки у вас». Вызванный ребенок показывает половину своей картинки и говорит, что у него изображено. Тот, у кого вторая половина картинки, встает рядом с ним, прикладывает свою половину и говорит, что изображено на картинке.
Методические указания. При назывании картинок дети должны произносить звук л’ более четко, чем остальные звуки
Обратить внимание детей на то, что на предыдущих занятиях говорили «сердитый» звук л. А сегодня звук л произносится в словах «мягко», ласково
Отсутствие звуков Л, Ль.
Речь ребенка, пропускающего звук л, будет звучать так: «Мышка весео жиа, на поу в угу спаа…» («Мышка весело жила, на полу в углу спала…»)
Подготовительный этап. Для правильного произношения звука л надо выработать:
- подъем кончика языка вверх;
- подъем задней части спинки языка вверх, которого можно добиться, отрабатывая звуки o, у,
ы; - умение опускать боковые края языка и выдыхать воздушную струю в щель между боковыми краями
языка и коренными зубами.
Этому могут помочь специальные упражнения. Решению последней задачи служит упражнение «Охотник идет по болоту». Взрослый говорит:
«У охотника большие резиновые сапоги, он идет по болоту. Под ногами у него хлюпает вот так».
Зажав широкий кончик языка передними зубами, выдыхает воздух через щеки, во время выдоха
равномерно указательными пальцами обеих рук слегка ударяет себя по щекам, в результате чего
слышится хлюпающий звук.
Постановка звука. Показывая ребенку, как прикусывать широкий кончик языка, ему объясняют:
«Сделай свой язык похожим на блинчик. Покажи, как ты прикусишь его зубами. Делай это легко,
чтобы не было больно, и смотри, как язык будет неподвижно лежать внизу на зубах, как блинчик
на тарелке. Теперь открой рот, а язык пусть лежит по-прежнему. Сделай так несколько раз подряд».
(Ребенок упражняется перед зеркалом) Скоро ребенок научится слегка закусывать широкий язык
передними резцами, затем, открывая рот, оставлять язык в прежнем положении.
Когда ребенок освоит это упражнение, приступите к постановке звука л при межзубном положении.
Предложите ребенку произносить звук a в тот момент, когда он отпускает язык после прикусывания.
Пусть он повторит это упражнение перед зеркалом 5 — 6 раз, крепче зажимая язык зубами и все чаще
чередуя это движение с произнесением звука a. Постепенно темп выполнения упражнения убыстряется,
и, вы услышите сначала слоги ал, ал, ал, затем — ла, ла, ла
При этом обратите внимание ребенка
на положение языка: «Следи за своим языком, прикажи ему, чтобы он не убегал от тебя в рот,
держи его зубами». В медленном темпе он сможет, не прерывая протяжного произношения звука a,
попеременно прикусывать и отпускать язык
Таким образом, у него получатся слоги ла, ла, ла.
Далее следует перевести язык в зазубное, нормальное для этого звука, положение. Ребенку
предлагают поднять язык за верхние резцы и, крепко прижимая его к альвеолам, произносить
слоги лы, лы, лы. В сочетании со звуком ы звук л приобретает бОльшую четкость.
АвтоматизацияАвтоматизация звука л начинается с закрепления его в слогах. При этом используются различные
игровые приемы, например: подражая игре на балалайке, или напевая песенки на простые знакомые
мелодии, или воспроизводя звучание колокольчика и т. п. ребенок многократно произносит то
слоги ла, ла, ла, то лы, лы, лы, то ло, ло, ло, то лу, лу, лу. Далее переходят к словам, к
фразам, к текстам и, наконец, к свободной речи.
Этап дифференциации звука «Л»
На этапе дифференциации, когда проблемный звук получилось поставить и закрепить, его учат отличать от близких по звучанию. Что это значит? Видеть различия в артикуляции, в восприятии на слух, выявлять местоположение в составе слова.
Звук «Л» дифференцируют попарно с «Р», «В», «Ль» в изолированном произношении, а также в слогах, словах и предложениях.
Речевой материал по дифференциации звуков «Л» и «Р»
Как звучит «Л» и «Р» по отдельности?
Повтори слоги, где есть буквы «Л» и «Р»:
Назови слова и помоги обезьянке разложить продукты по разным коробкам:
Составь предложения:
Вставь правильно буквы в слова и прочти стихотворение:
Дифференциация звуков «Л» и «В»
Произнеси сначала «Л», а потом — «В». Повтори слоги с этими звуками:
Назови слова и сгруппируй их в трех колонках:
Прослушай или прочти предложения, постарайся произносить отчетливо буквы «Л» и «В»:
Повтори скороговорки:
Дифференциация звуков «Л» и «Ль»
Произнеси «Л» и «Ль», определи на слух их различие в звучании. Прочитай слоги с этими звуками:
Назови слова на картинке с твердым «Л» и мягким «Ль»:
Пословицы и чистоговорки помогут тебе сделать произношение четким:
Как должны располагаться артикуляционные органы, произнося «л»
Неправильно выговаривание слов, содержащих букву «л», у детей можно заметить также разное:
- пропускание согласного при проговаривании слова (лошадь – ошадь);
- замена звука «л» на «у» (лопата – уопата) или на звук «й» (ложка – йожка);
Неправильное произношение может быть замечено только, говоря слова, содержащие букву «л» в мягком или только твердом ее варианте.
Звук «л» произносится путем упирания кончика языка к верхним зубам, выталкиваемый воздух довольно сильный и проходит по боковым сторонам от языка.
При этом они не упираются в боковые зубные ряды.
Интересно, что многочисленные исследования доказали, что у каждого взрослого человека, который умеет правильно говорить слова с «л», положение артикуляционных органов может немного меняться, но принцип их расположения одинаков.
Атмосфера занятий
Кубики с буквами помогут маленькому ребенку быстрее изучить алфавит в игровой форме
Научить говорить звуки , в домашних условиях – задача нелегкая, но для любящих родителей вполне выполнимая.
Уловите момент, когда ваша кроха сыта, с хорошим настроением, готова поиграть и погримасничать, и приступайте к работе.
Все упражнения должны проходить в игровой интересной для ребенка форме. Приложите максимум усилий для того, чтобы ваше чадо не испугалось порой сложных логопедических заданий, а, наоборот, хотело почаще поиграть с вами таким образом.
Ваша основная задача – поработать над подвижностью губ, укрепить мышцы языка и гортани.
Начните с 1-2 упражнений в день, постепенно наращивая темп, чтобы не переутомить малыша и не вызвать нелюбовь к логопедическим тренировкам. Занимайтесь обязательно перед большим зеркалом, при достаточном освещении, удобно расположившись на стуле.
За любой, даже самый маленький, успех в занятиях не забывайте хвалить дитя.
Способы диагностики
Родители могут не замечать проблем с речью ребенка. Поэтому обследование проводит логопед. Он изучает произношение всех звуков. Для облегчения процесса используют специальные пособия. В них собраны картинки с разным положением звука (в начале, середине и конце).
Следующая часть диагностики — обследование речевого слуха. Последовательно ребенку предлагается определить картинки на заданный звук, назвать первый звук в слове.
Проверяют способность делать объединение предметов, исключать лишний и рассказывать особенности использования вещей. Изучают грамматическое оформление речи, понимание предлогов и слов с разными ударениями (зАмок − замОк).
Логопед осматривает артикуляционный аппарат и делает выводы о его строении. Проверят тонус мышц: при повышенном они будут напряжены, язык стоит комом во рту. При ослабленном − он вялый и неподвижный.
На основе диагностики выносится заключение, строится коррекционный маршрут.
Упражнения для постановки звука «Л»
Лошадка. Исходное положение: широкая улыбка, рот приоткрыт, Языком необходимо изобразить цокот копыт.
Лошадка-разведчик. Это усложненная версия первого упражнения. Ребенок должен, выполняя те же самые движения языком, не издав ни единого звука
Обратите внимание, что нижняя челюсть при этом должна быть неподвижна
Ветерок. Малышу необходимо улыбнуться, немного приоткрыв рот, и слегка прикусить передними зубами кончик языка. Задание заключается в том, чтобы в данном положении выдыхать воздух так, чтобы по бокам от языка образовалось два воздушных потока.
Расческа. Нужно неплотно сомкнуть зубы и проталкивать через них язык, как бы расчесывая его.
Качели. Попросите ребенка покачать языком из стороны в сторону, упираясь кончиком языка в щеки.
Сладости. Для выполнения этого упражнения нужно приоткрыть рот, показывая зубы. Затем кончик языка необходимо положить на нижнюю губу и постараться удержать его в таком положении на протяжении 10 секунд. В это время намажьте верхнюю губу малыша чем-то сладким. Затем попросите ребенка слизать лакомство широким языком, двигаясь в направлении вверх – вниз.
О том, как правильно выполнять эти и другие упражнения для постановки звука «Л», смотрите на видео:
Причины трудностей в произношении звука “л”
Большая часть звуков прекрасно осваивается ребенком к 4-4,5 годам. Если же вы заметили, что ваш малыш испытывает затруднения с произношением нескольких букв или одного звука «л», ищите причины.
Одним из факторов может стать дефект речи у взрослого человека, постоянно контактирующего с крохой. Ребенок имитирует речь мамы или папы.
Замечены сбои в произношении и у детей, растущих в двуязычных семьях. Малышу трудно осваивать сразу два языка, он путается, подменяет звуки одного языка на звуки другого.
Среди физиологических причин отметим следующие:
- нарушения, возникшие при развитии речевого слуха (ребенок слышит звуки неправильно);
- патологии слухового аппарата и речевого дыхания;
- изменения в строении артикулярного аппарата (в случае со звуком «л» это может быть укороченная уздечка).
Все анатомические изменения определяет специалист. Самостоятельные диагнозы часто приводят к неправильному лечению и усугублению дефекта.
Если у ребенка обнаружили укороченную уздечку, не стоит волноваться. Долгое время дефект исправляли с помощью надреза, а сегодня разработана новая методика, при которой уздечка растягивается до необходимого размера с помощью особых упражнений.
Звуки русского языка
Наша речь состоит из слов, которые объединяются в предложение. Каждое слово можно рассматривать как смысловой компонент предложения, наполненный содержанием, а также как звучащий объект.
Слово можно разделить на слоги, которые состоят из отдельных звуков. С точки зрения фонетики слово складывается из звуков.
Звук — это основная единица языка, как слово и предложение. Звуки формируют слова на уровне фонетики. Звуки в зависимости от их набора, количества, а также расположения в определенной последовательности помогают отличать одно слово от другого:
- клад — вклад;
- корона — коронка;
- кот — ток.
В зависимости от того, как формируются звуки в речевом аппарате, в русском языке различают гласные и согласные звуки.
Гласные звуки , , , , , полностью состоят из голоса. При их образовании воздух свободно проходит через напряжённые голосовые связки и рот, не встречая никаких препятствий на своем пути. В русском языке гласные звуки музыкальные. Их можно долго тянуть и петь: а-а-а, о-о-о, у-у-у.
Гласные звуки образуют фонетический слог в слове, а согласные его образовать не могут. При слогоделении они сочетаются с гласными звуками парами или целыми группами:
- воротник — во-ро-тник;
- красота — кра-со-та.
Этап постановки звука
Для постановки звука «Л» применяют несколько способов:
Постановка звука «Л» по подражанию
На логопедическом занятии ребенку перед зеркалом демонстрируют, как расположить язычок, губы; каким образом через такую конструкцию проходит воздух; обращают его внимание на легкую вибрацию щек. Малыш повторяет за взрослым. Если возникают трудности, на помощь приходят игровые приемы с элементами звукоподражания, например, вой полицейской сирены «Лллл»
При этом способе постановки широко используют иллюстрированный материал, чтобы создать визуальный образ звука. Чтобы поставить звук и сформировать его кинестетический образ, малышу предлагают ощутить теплую воздушную струю на своей ладошке при звукопроизношении.
Постановка звука «Л» механическим способом
Этим методом постановки звука предусмотрено применение вспомогательных средств.
С помощью пальцев рук, а также шпателя, зонда, безопасных предметов домашнего обихода, если вы практикуете этот способ постановки в домашних условиях, речевые органы фиксируются в правильном положении.
Например, если положить поперек языка деревянную палочку, то создается необходимое пространство между боковыми сторонами языка и верхним рядом зубов для правильного направления воздушной струи.
При двугубном дефекте, когда губки самопроизвольно вытягиваются в трубочку, их придерживают пальцами в положении улыбки.
Постановка «Л» от других звуков
«Л» в твердом звучании можно успешно поставить через «Ы» следующим образом:
- Кончик языка прикусывается и протяжно тянется «Ы». При такой артикуляции должен зазвучать желаемый «Л».
- То же самое можно проделать несколько иначе. Язык до середины лежит между зубами, и воздух выдыхается так, чтобы двигались щеки. Сначала нужно проделать это беззвучно, а потом подключить голос. Услышится шумный «Л», который постепенно станет чистым.
- При отчетливом звучании язык перемещается за верхние зубы.
Для снятия излишнего напряжения во время постановки звука можно помассировать лицевые мышцы подушечками пальцев. А также пофыркать, как лошадка; пошлепать губами, как рыбка; изобразить усталость, выдохнув «уфф».
Артикуляционная гимнастика для звука «Л»
Комплекс артикуляционной гимнастики включает в себя веселые подражательные игры для язычка.
Благодаря им увеличивается его двигательная активность («Индюк»), отрабатывается нужное расположение («Парус»), повышается тонус («Качели»), улучшается эластичность подъязычной связки («Лошадка», «Гармошка»).
А вот и упражнения!
Развитие речевого слуха
Для исправления дефекта важно чтобы ребенок начал себя контролировать — различал правильное и неправильное произношение звука. Для этого ведется поэтапная работа над развитием речевого слуха
На первом этапе используются неречевые звуки – шум леса, ветра, дождя, музыка. Ребенку предлагают закрыть глаза, послушать, что звучит в другой комнате: мама моет посуду, папа пылесосит. Показывают образцы шума: мятая бумага, переливание воды, стук карандаша. Потом просят отвернуться, определить действие на слух.
Второй этап – различение гласных. Ребенку показывают символы гласных звуков, разбирают их артикуляцию
Показывают картинку автобуса, акцентируя внимание на том, что у слова есть начало, середина и конец. Схема облегчает его восприятие
Ребенку называют звуковой ряд (из гласных) и просят назвать первый звук. Только потом переходят к использованию согласных. Процесс развития речевого слуха небыстрый.
Причины и виды нарушений
Неправильно говорить может любой ребенок. Искаженное звучание появляется из-за недостаточных или несформированных движений мышц. На подвижность влияют факторы:
- соматическое здоровье;
- состояние нервной системы;
- общая моторика.
Родители часто не приучают детей к пережёвыванию твердой пищи, дают долго грудное молоко или кормят из бутылочки. Мускулатура не развивается, нет точных движений языка и губ.
Ограничивает подвижность языка короткая подъязычная связка. При тяжелой степени она не дает органу подниматься, средней — осуществляется небольшой подъем.
Выговаривать плохо звуки ребенок может из-за слабого речевого слуха. Он позволяет различать схожие фонемы. При низком уровне развития происходит смешивание звуков: вместо «Л» произносится «В» и т. д.
Выделяют три уровня нарушения:
- первый — дети не могут произнести заданный звук по подражанию и самостоятельно;
- второй – дети говорят звук в изолированной позиции;
- третьи – способны сказать звук в отдельных словах, но в спонтанной речи его смешивают с другими.
В зависимости от уровня проводят коррекционную работу. При отсутствии помощи дефект сохранится. Взрослый человек будет ограничен в выборе работы.
Способы постановки
После прохождения подготовительного этапа приступают к постановке звука. Единого правильного метода не существует. Используют все возможные варианты.
Механическая постановка с использованием зонда облегчает процесс. Применяется инструмент в виде широкой проволочной рамки. Его заводят под язык, поднимают им орган и просят ребенка произнести звук «Ы». Получится искаженный вариант звука «Л». Постепенно рамку отодвигают.
Проще учиться выговаривать звук от межзубного произношения. Для этого кончик языка прикусывают, произносят длительно «Ы». Получают твердое звучание «Л». Для того чтобы убрать его за зубы, используют упражнение «Улитка спряталась». Звук тянут, после резко убирают кончик, чтобы он скользнул по зубам к альвеолам. Постепенно ребенок привыкнет к новому звучанию.
При губном произношении логопед придерживает кончиками пальцев губы и не дает им собираться. Дошкольника приучают держать улыбку и контролировать себя посредством зеркала.
Во время постановки обязательно разбирают правильную артикуляцию звука. Для этого используют специальные графические изображения. По схеме проще ориентироваться детям.
Причины неправильного произношения
Произношение может быть неправильным или несформированным, потому что:
- ребёнок ещё слишком мал для проговаривания, просто пропускает фонему, говорит не «лиса», а «иса» (осваивание звука «Л» происходит примерно в 4 года, постановка с распознаванием твёрдости и мягкости – в 6 лет);
- язык поставлен неправильно (межзубное произношение выходит чётким, но искажённым);
- язык опущен (двугубное произношение типично для англичан, часто наблюдается у детей, воспитывающихся в межнациональных семьях);
- язык расслаблен, а нижняя губа активно двигается (выходит «В»).
В вышеописанных случаях артикуляция нарушена из-за дефекта расположения языка во рту. Также дефект произношения бывает следствием того, что формируется искажённый воздушный поток из-за неправильного положения конца или середины языка:
- двигаются при звукоформировании губы, а не язык;
- конец речевого органа опускается, а не упирается в верхние резцы;
- середина языка выгибается вверх, а конец опускается (в норме должно быть наоборот).
Чтобы исправить описанные дефекты артикуляционного аппарата, достаточно нескольких сеансов с логопедом. Но если причина искажённого произношения – дизартрия, вызванная патологиями нервной системы, то предстоит системное и многоэтапное исправление.
Общая информация
Звук «Л» относится к сонорам. Для его произношения органы артикуляции принимают следующие позиции:
- зубы немного разомкнуты;
- кончик языка упирается в альвеолы верхних зубов;
- боковые края оставляют проход для воздуха.
За счет смыкания голосовых связок происходит вибрация. Для произношения мягкого варианта поднимается не корень языка, а его спинка. Чаще всего страдает твердый звук.
В норме сонорные звуки появляются в 5-6 лет. До этого возраста не нужно беспокоиться. Выговаривать плохо «Л» и «Ль» дети могут долго. Обращаться к логопеду нужно после достижения шестилетнего возраста.
Формирование правильного произношения звуков
Если ребенок не страдает заболеваниями, патологическими развитиями речевого аппарата, тогда взрослые могут быстро решить задачу. Чтобы понять, как поставить звук «л» в домашних условиях, следует следовать нескольким простым правилам.
- Работу нужно начинать с укрепления артикуляционной моторики. Ее укрепление достигают с помощью упражнений и игр.
- Следующий этап — это постановка звука. Методики при этом различны. Для каждого случая существует свой метод.
- Постановка звука перетекает в произношение. Когда ученик научился произносить букву, надо переходить к слогам, а после — к простым словам, предложениям с множеством повторяющихся звуков.
- Переходим к более трудоемкой работе. Разучиваем стишки, скороговорки. Дошкольник быстрее будет усваивать звуки, развивать память.
- Закреплять результаты следует через рассказывание и повторение сказок, рассказов, стихов, историй, пение песен.
https://youtube.com/watch?v=TV5XKa3i5ps
Этим простым правилам следует уделять в день совсем немного времени. Своеобразную учебную программу проще преобразовать в игру. Процесс не будет скучным. Вы и ваш ребенок будет увлечен делом, а не нудной работой.
Правильная артикуляция звука [л]
Чтобы успешно бороться с проблемой, необходимо следить за правильностью артикуляции звука
- Губы в улыбке, зубы приоткрыты. Кончик языка острый, сильно упирается в основание центральных резцов верхней челюсти.
- Средняя часть (спинка) языка опущена, края не прикасаются к боковым зубам. Корень языка нужно отодвинуть назад и приподнять к мягкому небу. Язык принимает форму седла.
- Сильная и теплая струя воздуха проходит по бокам языка. Для сравнения: при артикуляции звука поток воздуха выходит холодным.
- Голосовые связки сомкнуты. Чтобы это проверить, достаточно прислонить ладонь к горлу и поочередно произносить и . В первом случае вибрация будет чувствоваться, во втором – нет.
Диагностика
Задача определения причин и вида ламбдацизма реализуется в ходе логопедической диагностики. При необходимости уточнения медицинских аспектов патологии назначаются консультации детского стоматолога, челюстно-лицевого хирурга, невролога, отоларинголога. Для изучения речевого статуса осуществляется:
Осмотр периферических речевых органов
Логопед визуально оценивает строение языка, неба, губ, обращает внимание на мышечный тонус. Ребенка просят произвести определенные упражнения, позволяющие судить о подвижности органов речи, точности и переключаемости движений
В рамках такого осмотра устанавливаются возможные причины ламбдацизма, выдвигается диагностическая гипотеза.
Анализ фонематического слуха. Необходим с целью дифференциации ламбдацизма и параламбдацизма. Для проверки речевого слуха используются логопедические приемы повторения, называния, показа. Различение фонем проверяется в слогах и словах.
Оценка фонетической стороны речи. На данном этапе производится проверка произношения всех звуков: определяется вид ламбдацизма, выявляются сопутствующие звуковые дефекты. На основании результатов обследования намечается план и последовательность коррекции.
Артикуляционная гимнастика
Правильная артикуляция звука [л]
Чтобы успешно бороться с проблемой, необходимо следить за правильностью артикуляции звука
- Губы в улыбке, зубы приоткрыты. Кончик языка острый, сильно упирается в основание центральных резцов верхней челюсти.
- Средняя часть (спинка) языка опущена, края не прикасаются к боковым зубам. Корень языка нужно отодвинуть назад и приподнять к мягкому небу. Язык принимает форму седла.
- Сильная и теплая струя воздуха проходит по бокам языка. Для сравнения: при артикуляции звука поток воздуха выходит холодным.
- Голосовые связки сомкнуты. Чтобы это проверить, достаточно прислонить ладонь к горлу и поочередно произносить и . В первом случае вибрация будет чувствоваться, во втором – нет.
Артикуляционные упражнения
- «Вкусное варенье!»: широким язычком водим по губкам, как будто облизываем что-то вкусненькое, при этом нижняя губа не помогает языку. Так делаем одну минуту.
- «Широкая улыбка». Улыбаемся во весь рот 10 секунд, при этом губы сомкнуты. Рекомендуемый повтор 7-8 раз.
- «Ветерок». При этом упражнении рот слегка приоткрыт, язычок прикусываем губами и дуем изо всех сил (2-3 минуты за занятие).
- Посоревнуйтесь, у кого язычок длиннее, при этом постарайтесь достать им до носа и подбородка.
- «Трубочка». Смешное упражнение для тренировки языка, когда вы сворачиваете его в трубочку.
- «Лошадка». Поцокайте вместе с малышом, как лошадка, при этом постепенно ускоряя темп. Проследите, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
- «Гамак»: Здесь кончик языка упирается в передние верхние резцы, чтобы по форме он был похож на провисший гамак. Чем дольше язычок удерживается в таком положении, тем лучше.
- «Грибок» – самое эффективное упражнение для растягивания уздечки. Язык малыша должен зафиксироваться («прилипнуть») на верхнем небе на 20 – 30 секунд.
- «Качели»: при широкой улыбке попеременно упирайтесь кончиком языка то в верхние, то в нижние резцы.
- Звук «ы»: попросите ребятенка произносить этот звук долго и протяжно, так чтобы кончик язычка был глубоко спрятан во рту, а спинка касалась неба.
Чтобы научить этому трудному звуку, а также закрепить его, понадобится 3 – 4 недели, не спешите и не останавливайтесь на достигнутом результате.
Выговаривать звуки очень помогают дыхательные упражнения, веселая игра с мыльными пузырями. Также полезно дуть с карапузом на одуванчики, свечки, перышки.
Развитию речи способствуют творческие занятия рисованием, мозаикой, лепкой, шитьем, т. е. всем тем, что связано с мелкой моторикой.
Не расстраивайтесь, если твёрдый звук сначала у чада говорить не получается. Мягкий допустим, он появляется у детей из-за излишнего напряжения в губных мышцах, которое быстро проходит.
Что такое физиологическая дислалия
У всех детей до 5 лет наблюдается возрастное расстройство в произношении звуков, или физиологическая дислалия. Со временем ребенок учится правильно произносить звуки и слоги и проблема сама устраняется. Но некоторые дети продолжают неправильно называть звуки, а порой и целые слова. Родители недоумевают, неужели сложно выговорить звук , ведь даже дети, не умеющие «рычать» (т.е. не выговаривающие звук ), не имеют проблемы со звуком . Но оказывается для кого-то это целая проблема.
Имя этой проблемы – физиологическая дислалия – разновидность речевого нарушения, при котором у ребенка не отмечается ухудшения слуха или каких-либо патологий речевого аппарата. Чаще всего, нарушение встречается у детей в возрасте 3-5 лет и при работе с логопедом проблема решается благополучно.
Логопеды отмечают, что в последние годы у детей все чаще встречается физиологическая дислалия. При этом причиной частоты подобных нарушений они связывают с нежеланием молодых мам или невозможностью по субъективным причинам кормить грудью новорожденных детей. При этом младенцы получают питание молочной смесью из бутылочки. Как известно, получать сметь из бутылочки намного легче, ребенок не прикладывает никаких усилий, чтобы «добыть» себе пищу, а из-за этого его речевой аппарат не формируется, как следует. Но это только одна из причин.
Основные причины дислалии:
- Из-за раннего возраста органы речи не готовы занимать правильное положение. При этом речевой аппарат не имеет дефектов.
- Несформированный фонематический слух – ребенок плохо различает фонемы родного языка. Однако его физиологический слух не нарушен.
К 4-4,5 годам дети выговаривают большинство звуков правильно. Поэтому родителям нужно внимательно слушать их речь, чтобы, при необходимости, исправлять произношение.
Проявление физиологической дислалии:
- Звук выпадает (лошадка – ошадка).
- Замена одного звука другим, более простым с точки зрения артикуляции. часто заменяют на (лошадка – йошадка), а также или (вошадка, уошадка). В первом случае звук становится не дентальным, а небным; во втором – губно-зубным или губным.
- Твердый звук заменяют мягким.
Прежде чем учить ребенка выговаривать звуки, нужно стать перед зеркалом и самому произнести его несколько раз по всем правилам. Так родитель сможет увидеть, как должны двигаться органы речи, и потом объяснять это малышу.