Использование комментированного рисования в обучении школьников пересказу

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с младшими дошкольниками

Особенности мыслительных процессов в творчестве

Рассмотрим, какие качества мыслительных процессов способствуют формированию креативного мышления у детей дошкольного возраста. В психологии активно исследуются особенности творческого мышления. При некоторых различиях в точках зрения, большинство психологов выделяют основных «помощников» творчества:

  • быстрота
  • гибкость
  • оригинальность

Быстрота мышления позволяет генерировать идеи одну за другой. И если первое, что приходит на ум ребенку, как правило, общепринято и банально (например, на основе круга можно дорисовать солнышко, рожицу, руль), то последующие идеи могут оказаться нестандартными (круг – это нос клоуна или помпон на шапочке).

Гибкость мысли подсказывает, как найти совершенно новое использование знакомому предмету. Данное качество можно назвать основой творческого мышления дошкольников. Они легко используют взаимозаменяемость предметов и понятий в ролевых играх. Листочек дерева может служить тарелкой, песочница – кузовом автомобиля, палочка играет роль денег.

Оригинальность мышления – особенность условная. Сложно установить четкие критерии, какую идею считать оригинальной. Поэтому, если прослеживается некоторая новизна в описании происходящего или в применении предметов, отмечают оригинальность мышления ребенка (снежинки – белые комарики, кружок – след пятки…). Неожиданное комбинирование деталей, в результате чего получается новое изображение или необычная конструкция, также свидетельствует об оригинальности мыслительной деятельности.

Примеры выполнения работ в технике Монотипии в детском саду

Для обучения детей можно использовать создание изображения бабочки.

Бабочка

Процесс рисования в классе происходит следующим образом:

  1. Лист бумаги, на котором будет создаваться изображение, нужно согнуть пополам.
  2. На одной из сторон проводят голубую линию, расположенную вдоль изгиба и с краю отходящую от него.
  3. С использованием различных красок кисточкой наносятся пятна в форме крыла бабочки.
  4. Пока рисунок не высох, лист складывают пополам и получают изображение бабочки.

Еще один вариант — создание изображения зимы. Для этого выполняют такие действия:

  1. Гуашь синего цвета нужно развести водой.
  2. Кисточкой, при помощи хаотических движений, нанося ее на плитку.
  3. Ватной палочкой делают случайные линии.
  4. К плитке прикладывают лист бумаги.

Теперь будет получено изображение, напоминающее зиму.

Зимний узор

Можно сделать пейзаж летом или весной для этого достаточно изобразить дерево, траву и небо так, чтобы линия земли совпадала со сгибом сложенного вдвое листа.

После этого бумагу сгибают. В результате пейзажная картинка отпечатывается, образуя отражение в воде.

Ребенок, используя монотипию, создает уникальные рисунки, открывая для себя богатые возможности для экспериментов. Малыш при помощи этого вида изобразительного искусства соединяет познание мира и увлекательную игру воображения.

https://youtube.com/watch?v=NMfSTCDYhzA

Особенности творческих способностей в разных возрастах

В зависимости от возраста развитие творческого потенциала детей проявляется по-разному и имеет свои особенные черты.

Младший дошкольный возраст

1-2 года: малыши в этот период очень музыкальны, их привлекает всё, что издаёт ритмичные звуки, поэтому они так любят игрушки-погремушки. В этом возрасте также дети испытывают интерес к художественному творчеству: пытаются держать карандаш, рисуют «каляки-маляки» и всячески экспериментируют.

3-4 года: младшие дошкольники уже имеют опыт во многих сферах творчества, часто фантазируют и изобретают. В их рисунках уже можно определить, что конкретно там нарисовано, да и сами дети знают, что они хотят нарисовать и каким образом.

Старший дошкольный возраст

5-6 лет: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста приобретает иной характер. Старший дошкольник обладает усидчивостью, нацеленностью на результат, внимательностью и самостоятельностью – всё это даёт возможность усложнять задачи, предлагать новые задания и ожидать предполагаемого результата.

Младший школьный возраст

7-8 лет: период поступления в школу совпадает с периодом начала более серьёзной творческой деятельности. Школа предлагает самые разные направления – музыка, изобразительное искусство, театральная деятельность, техническое творчество. Ребенок имеет возможность развивать себя во многих направлениях или же определиться с каким-то конкретным, подходящим именно ему.

Лучший период развития творчества – ранний дошкольный возраст, когда ребенок легко и непринуждённо впитывает в себя все знания, однако и в старшем возрасте необходимо продолжать работу над формированием творческих качеств.

Творческие способности дошкольников

Творческие способности часто начинают проявляться в достаточно раннем возрасте ребенка. Если родители сумеют вовремя их распознать, «подхватить» и помогут ребенку их развить, то в будущем они смогут проявиться в виде какого-либо таланта

Например, ваш годовалый малыш начинает ритмично двигаться, когда слышит музыку? Обратите внимание, улавливает ли он ритм музыки. Возможно, перед вами будущий танцор

Если малыш любит быть в центре внимания, привлекает его, «переманивает» на себя, то возможно он старается вам что-то показать и ждет ответной реакции.
Как правильно развивать способности малыша родителям и что делать в зависимости от возраста ребенка:

  • до 4 лет достаточно регулярно проводить с малышом время за упражнениями и играми данной тематики;
  • с 5-6 лет задания на воображение и фантазию становятся более сложными. В таком возрасте уже вполне может быть «раскрыт» какой-либо талант, на развитие которого стоит тратить больше всего времени и ресурсов;
  • с 7 лет развитие творческих способностей, а здесь уже, как правило, четко доминирует одна деятельность, происходит путем профессиональных занятий. Например, с такого времени следует начинать музыкальные занятия, поступать в художественную школу и т.п.

Стадии формирования творческого мышления в дошкольном возрасте

Творческое мышление дошкольников развивается постепенно, с опорой на доминирующие формы протекания мыслительных процессов.

Идеи следуют за действием

Если в младшем дошкольном возрасте преобладает наглядно действенное мышление, то и творчество рождается на основе действия.

Старшие дошкольники характеризуются довольно высоким уровнем мыслительных операций, умеют анализировать и сравнивать, классифицировать и обобщать. Следовательно, их идеи могут опираться на выявленные признаки и причинно-следственные взаимосвязи.

Чтобы грамотно подобрать методики для развития мышления дошкольника, важно знать, на какой способ фантазирования он опирается

Творчество на основе наглядно действенного и образного мышления

Особенности мышления у детей младшего дошкольного возраста позволяют им фантазировать и придумывать, манипулируя конкретными предметами или их образами. Мальчик, взяв в руки любой круг или кольцо, представляет себя водителем автомобиля. А девочка, натянув игрушечному зайцу или медвежонку какую-либо одежку, легко представляет его малышом

Из таких первичных незамысловатых действий зарождается способность находить новые связи между процессами и видеть знакомый предмет в новом контексте, что особенно важно для развития творческого мышления у дошкольников

Образное мышление

К пяти годам дети научаются хорошо оперировать образами, получая богатый материал для творчества. Они выделяют отдельные компоненты предметов, находят сходство и различие при сравнении, мысленно сопоставляют и сравнивают объекты по цвету и форме.

Подключив воображение, дошкольник способен из различных компонентов создать необычный образ и наделить его неожиданными свойствами и характеристиками. Тем более что детям кажется приемлемым любое сочетание этих свойств. Если в сказке ковер может превращаться в самолет, а царевна оборачиваться голубкой, то почему бы стулу не стать лошадкой, или ботинку не послужить корабликом?.. Сказочный контекст стимулирует творческое самовыражение в дошкольном возрасте.

Креативное мышление с опорой на причины и следствия

Более приближенным к реальности становится творчество ребенка к тому времени, когда он начинает осознавать взаимосвязи. Старший дошкольник мыслит творчески, заглядывая глубже и применяя определенную цепочку. Он фантазирует, как герой встречается с инопланетянами, как из яйца появляется далеко не цыпленок, а от серебряного дождя вырастают деревья с драгоценными листочками. Дети по-прежнему используют множество фантастических образов, но связывают события причинами и следствиями, учитывают закономерности.

С развитием творческого мышления у старших дошкольников появляется критичность, основанная на анализе и сравнении. К примеру, в более раннем возрасте на просьбу перечислить, что хотел бы ребенок положить в свой рюкзачок и повезти на выходные к бабушке, он может назвать и велосипед, и любимые качели.

Креативное мышление

Подобный ответ не встречается у 6-7 детей, так как они соотносят размеры предметов и учитывают их как условие решения задачи.

С одной стороны, критичность мышления ограничивает фантазию ребенка и сдерживает его креативность. Но есть и другая особенно ценная сторона данного качества. Талантливые дети не останавливаются на тривиальных решениях и применяют различные способы, чтобы найти новые идеи.

Ключи к развитию креативности

Для того, чтобы целенаправленно развивать креативность и расти творчески, определяют основные понятия: «ключи» к запуску. Под ними понимаются факторы, которые способствуют появлению, развитию и дальнейшему использованию ребенком собственного потенциала.

  1. Знания. 
  2. Способность контролировать ситуацию. 
  3. Опыт. 

Необходимо накапливать позитивный опыт детей, которые научились применять творческое мышление

Важно делиться этим опытом с другими школьниками

Поддержка лидеров.

Выделение детей с ярко выраженными способностями так, чтобы не «перехвалить» и не умалить старания остальных.  Воспитание в успешных детях готовности делиться и опытом в достижении успеха. 

  • Награды и поощрения. 
  • Сила эмоций. 

Поддержка хорошего настроения ребенка даже в случае неудачной попытки стимулирует «веру в следующий раз».

Широкий кругозор.

Чтение, собеседование, обсуждение прочитанного развивают способность к креативному творчеству.

Независимость, отсутствие «якоря». 

Детям, способным легко переключаться с идеи на идею легче проявлять гибкость. 

  1. Способность к игре. 
  2. Настойчивость. 
  3. Способность к сопереживанию. 

Дети, умеющие слышать окружающих, обладают даром «групповой» креативности. Они способны воспринимать нереализованные идеи других детей, добавлять в них что-то свое и представлять как совместное решение.

  1. Развитие уважения к себе.
  2. Изобретательность, открытость мышления. 
  3. Способность выходить за рамки. 

Создание комбинаций идей и решений, объединение идей в группы по направлению стимулирует развитие креативности.

  1. Самоанализ. 

Подведение итогов тестирования, игры или опроса должно стимулировать ребенка развиваться далее, а не «зацикливаться» на неудачном результате. 

  1. Баланс между чувствами и мышлением. 
  2. Смелость, уверенность в себе. 
  3. Способность рисковать.

Необходимо объяснить ребенку, что не все, даже самые смелые креативные решения обречены на успех. Готовность рискнуть и потерпеть поражение должно стимулировать к дальнейшему совершенствованию идеи. 

Понимание и приоритет креативности.

 Мыслить творчески чаще, чем это обычно получается – девиз каждого дня.

Ответственность. 

Это потенциал, который не позволит выдать чужие идеи за свои. В то же самое время ответственность должна отличаться от рутины. Она не должна мешать осуществлению творческих идей.  

Дисциплина.

Для создания креативных моментов с серьезным результатом ребенку придется приложить усилия. 

Здоровье. 

Временные трудности объясняются ухудшением самочувствия ребенка

Необходимо уделять внимание отдыху

Самообучение. 

Усиливать факторы (ключи) означает способствовать развитию условий для творчества.

Как родители могут развить творческие способности ребенка

Развивать способности можно начинать с самого раннего возраста ребенка, об этом мы уже упомянули в данном материале. Притом заниматься с ребенком необходимо постоянно, всегда и везде. Например, с младенчества включать малышу классическую музыку, петь ему детские песенки и колыбельные, стимулировать ребенка подпевать маме. Читайте вместе книги, напечатанные в бумажном варианте. Кстати, психологи рекомендуют читать не меньше 30 минут в день, притом не только перед сном. Жанры произведений должны быть разнообразные: сказки, рассказы, стихи, комиксы. Огромные возможности открывает такое знакомство с книгами, ребенок учится фантазировать, воображать, додумывать и размышлять над прочитанным/услышанным. «Театрализованность» натуры также можно распознать с помощью книг, если разыгрывать сценки из них и читать по ролям. Развивающие игры специального назначения обязательно должны быть в вашем доме. И хорошо, если их будет больше, чем развлекательных игр.
Кстати, не стоит ребенку покупать большое количество игрушек. Нередко родители всеми силами стараются подарить малышу «самое счастливое детство», в котором он мог бы получить любую игрушку. Но такая родительская забота и любовь оборачивается тем, что малыш не может удивляться, радоваться больше пяти минут новым интересным вещам, мечтать о чем-то и, конечно, придумывать игрушки самостоятельно. Вспомните себя, возможно, у вас было такое детство, в котором каждая игрушка была «на вес золота». Если вы мечтали об игрушечном автомате, то можно было вместе с папой смастерить его из дерева, а кукольный домик легко построить из коробки и подручных материалов

Запомните: когда у ребенка мало игрушек, он начинает творчески мыслить и придумывать, как разнообразить игры из тех предметов, которые у него есть, и как что-то сделать самому! Это очень важно для развития фантазии малыша

Что способствует развитию творческой активности у ребенка

Методы развития творческих способностей включают в себя несложные действия, доступные каждому.

Окружающий мир

Выходя с малышом в свет, разговаривайте обо всём, что Вас окружает – люди, машины, строения, природа. Именно общение взрослого с ребенком помогает малышу развить речь, память, воображение и в целом является важным пунктом в становлении у ребенка многих качеств личности.

Развивающие игры и игрушки

Играя, малыш не только испытывает свои маленькие детские радости, но и активно развивается

Важно использовать те игры и игрушки, которые обладают способностью стимулировать развитие ребёнка и соответствуют его возрасту. Пирамидки, мозаики, конструкторы должны быть в каждом доме и у каждого ребенка

Пожалуй, самая простая и доступная деятельность, но от того не менее эффективная в развитии креативного человека. Обеспечьте ребенку всё необходимое для рисования, так как это прямой путь к развитому малышу. 

Умение держать кисточку и аккуратно разукрашивать рисунок положительно влияет на развитие мелкой моторики, а та, в свою очередь, – на развитие речи. Получайте удовольствие, рисуя вместе с малышом, и не переживайте за перепачканную одежду и стол, ведь это вовсе не проблема, когда на кону – счастливый ребенок.

Лепка

Занятия лепкой обладают антистрессовым эффектом и активно влияют на развитие образного мышления. Придумывая фигурку, которую хочет слепить ребенок, он подкрепляет своё воображение, а готовое изделие можно использовать для игры. Также это отличное средство развития мелкой моторики.

Чтение

Читая интересные книги, подобранные по возрасту ребенка, мы открываем ему целый мир фантазий. Разный жанр произведения по-разному оказывает влияние на ребёнка. Сказки – это всегда приключения, стихи – красивое сплетение слов, которые несложно запомнить, а рассказы заставляют задуматься о важных вещах.

Музыка

С самого младенческого возраста мы поём малышу песенки и включаем колыбельные. Музыка оказывает благоприятное воздействие на ребенка. Помогает выразить эмоции, координировать движения в такт, запоминать слова песни. Слушая различные мелодии и песни, дети развивают воображение, речь и память.

Аппликация

Занятие аппликацией – процесс трудоёмкий и требует сосредоточенности от ребенка. Необходимо аккуратно вырезать фигуры, наклеить или прикрепить их к фону, распределить так, чтобы получилась готовая композиция. Все эти действия направлены на развитие мелкой моторики, воображения, чувства вкуса и эстетики.

Театрализованная деятельность

Театр помогает ребенку в развитии таких важных качеств, как выразительная речь, умение управлять мимикой и эмоциями, способность сопереживать героям. Примеряя на себя образы разных персонажей, ребёнок фантазирует на тему того, как бы ему жилось в этом образе, учится реагировать на разные ситуации в жизни.

Методы развития и диагностики творческих способностей младших школьников

Детям раздаются карточки, на которых изображены фигуры. Сложность теста определяется возрастом и развитием ребенка. Например, на карточке могут быть изображены только круги. Дорисовывая каждый круг, дети по своему представлению доводят их до высшей степени сходства с различными предметами. На карточке также могут быть изображены несколько фигур, образуя некоторую заготовку для рисунка, который нужно закончить по фантазии.

Возможные результаты диагностики:

«Нулевой» тип.

Ученик не дорисовывает фигуру. Возможно, он изобразит какой-либо свой рисунок рядом с фигурой. Причина: неправильное восприятие задачи, игнорирование просьбы, проявление собственной фантазии.

«Первый» тип. 

Школьник дорабатывает фигуру так, что она становится одной из элементов изображения. Получается схематическое изображение какого-либо предмета без мелких и подробных деталей.

«Второй» тип.

Фигура дорисовывается с мелкими деталями и подробностями так, что получается сложное изображение.

Вторым по популярности тестом на выявление способностей признается методика, разработанная  Е.А. Панько «Придумай игру». Цель: придумать новую игру, ее название, определить количество участников, правила игры, инвентарь и пр. При этом определяются способности ребенка к прогнозированию, организации деятельности, быстрому решению проблем.

Ученику дают задание – придумать игру, которое необходимо выполнить в течение 5 минут. Затем ребенку задаются вопросы, на которые он должен ответить.

  1. Какое название у игры?
  2. Что она собой представляет? Для чего в нее играют?
  3. Сколько игроков требуется?
  4. Какие роли у участников?
  5. Какое место выбирают для игры?
  6. В чем заключаются правила?
  7. Как (чем?) должна заканчиваться игра?
  8. Какие бонусы (штрафные очки) получают игроки?

При ответах внимание педагогов обращается не на речь, а на полноту и содержание придуманной игры. При затруднениях рекомендуется задавать школьнику наводящие вопросы, однако избегать подсказок

Использование ситуативной методики

Для выявления творческих способностей также хорошо подходит методика «Вербальная фантазия», разработанная Р.С.Немовым.

Школьник за 1 минуту должен придумать рассказ/историю/сказку о каком-либо одушевленном герое: животном, вымышленном существе, либо  о неодушевленном предмете, на усмотрение ребенка. Придуманную историю нужно рассказать в течение 5 минут. 

Креативность школьника оценивается по следующим признакам:

  1. Быстрота создания сюжета;
  2. Оригинальность содержания;
  3. Степень применения реальных и не реальных персонажей;
  4. Характеристика образов.

Результат оценивается по 2-хбальной шкале по каждому пункту:

  • О баллов – попытка не удалась;
  • 1 балл – средняя степень развития;
  • 2 балла – высокая степень.

Предметы: игрушка – заяц, тарелка, ведерко, деревянная палочка, ненадутый воздушный шарик, чистый лист бумаги.

Список предметов можно дополнять, менять в зависимости от ситуации. Описание применения методики:

  1. знакомство с игрушкой – главным героем истории;
  2. моделирование ситуации;
  3. постановка задачи.

Ребенок выбирает предметы, предлагает решение задачи. Его просят обосновать выбор.

Оценка происходит по 3-хбальной системе.

  • Использование готовых предметов – 1 балл: блюдце, ведерко, палочка.
  • Палочка превращается в бревно: 2 балла.
  • Третий уровень — доработка: 3 балла.

Последний уровень предполагает использование предметов в качестве, непредставленном на первый взгляд. Например: надуть шарик, сделать из бумаги кораблик. Высший балл выставляется при преобразовании предметов, доработки материала.

Методы и методики изучения

Применение эффективных методик изучения креативных способностей выстраивается следующим образом.

Первичная диагностика. 

Проводится письменное анкетирование родителей и детей. Организовывается наблюдение за детьми в школе и дома.

Проведение специальной диагностики.

На втором этапе проводятся тесты, заполняются анкеты, выполняются творческие задания.

Для определения способностей ребенка к творчеству предлагают ответить на перечень вопросов взрослым: родителям и педагогам. Для этого хорошо использовать «Карту одаренности». Этот тест разработан по методике Хаана и Каффа. Опросный лист может включать до 80 вопросов. Время на ответы: 15 минут. После обработки результатов выявляется степень одаренности ребенка. Удобная систематизация итогов показывает, какой вид способностей в настоящее время у ребенка развит. Десять полученных оценок составляют «индивидуальный портрет» способностей. На основе полученного результата можно составить программу развития личности.

Вторая по популярности методика – анкетирование «Палитра интересов». Вопросы в анкетах составлены с учетом отражения интересов ребенка в нескольких сферах: 

  • математика и техническое направление; 
  • гуманитарная область; 
  • деятельность в области искусства; 
  • развитие;
  • спортивное направление; 
  • коммуникация;
  • естествознание;
  • домашние обязанности.

Используя методику, можно изучить наличие/отсутствие определенных способностей у ребенка. Затем провести более точную диагностику по более или менее развитым направлениям.

Диагностирование способностей родителей

Для выявления предполагаемого уровня креативности ребенка проводят тестирование его родителей. Для этого используют специальную анкету «Степень развития креативности».

В ней собраны утверждения об отношении к различным процессам.  С помощью знаков «+»/«-» участники отмечают своё согласие (несогласие) рядом с пунктом.

  1. Мне не импонирует работа с четко выработанным алгоритмом.
  2. Мне нравится абстрактная живопись, я ее понимаю.
  3. Я не люблю делать работу, регламентированную инструкциями.
  4. Я не люблю посещать музеи. В них все скучно и однообразно.
  5. Я люблю фантазировать.
  6. Увлечения вносят в жизнь человека дополнительный интерес.
  7. Я могу с удовольствием смотреть несколько раз один и тот же спектакль. Актеры играют по-разному, а новая интерпретация делают просмотр увлекательным.
  8. По моему мнению — лучше быть закройщиком. Это проще, чем быть портным.
  9. Мне нравится процесс работы. Меня мало интересует, какой получится результат.
  10. Любое дело требует творческого подхода.
  11. Я часто сомневаюсь в том, что другие признают правильным.
  12. Мне не хочется выстраивать свою жизнь по определенным правилам.
  13. Мне нравится работа художников.
  14. Мне нравится ходить разными дорогами.

Результат определяется подсчетом знаков «+»: 

  • от 0 до 5 баллов: низкий уровень,
  • от 6 до 9 баллов: средний уровень,
  • от 10 до 14 баллов: высокий уровень.

Для младших школьников применяются специальные методы определения.

Как стимулировать развитие творческих способностей ребенка

В этом вопросе большую роль играет атмосфера, в которой малыш растет и те люди, с которыми он общается. Для любой стороны развития личности важна доброжелательная обстановка в доме, чувство уверенности ребенка, его чувство защищенности и полное ощущение любви и поддержки во всех начинаниях

Отсюда важно обеспечить следующее:

  1. Благоприятную окружающую атмосферу, в которой мы уже упомянули выше.
  2. Доброжелательность педагога (или родителя, который занимается с малышом).
  3. Отсутствие критики в адрес малыша.
  4. Поощрение его оригинальных идей, восторг при их реализации.
  5. Возможность для практических занятий.
  6. Здоровый личный пример творческого подхода к решению разного рода проблем.
  7. Предоставление возможности ребенку задавать вопросы по теме.
  8. Возможность давать высказаться в процессе обучения, игр.
  9. Отсутствие у ребенка страха быть непонятым или высмеянным в случае, если что-либо не получается.

Можно смело утверждать, что творческие способности есть у каждого ребенка, особенно, когда он здоров и хорошо развивается. Поэтому развивать эти способности необходимо в теории и на практике.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: