Секреты красивого почерка
Очень часто в процессе письма дети крепко (до боли) сжимают ручку или сильно давят на стержень. В этом случае пальцы руки быстро устают и писать плавно будет невозможно. Пальцы должны быть слегка вытянутыми, а указательный палец не должен прогибаться. При этом нельзя напрягать кисть и пальцы. Все это необходимо объяснить и показать младшему школьнику.
Для тренировки мышц полезно имитировать письмо в воздухе или писать на любой вертикальной плоскости, например, мелом на доске
Важно следить за тем, чтобы работали мышцы плеча. А локоть был расслаблен
Тетрадь для прописи должна лежать правильно: левый нижний угол тетради должен быть немного опущен, а верхний правый угол – приподнят, середина тетрадного листа должна находиться чуть правее середины груди ребенка. Это положение не позволит ребенку тянуться к началу или к концу строчки и поможет сохранить правильный наклон букв.
Для выработки у первоклассника навыка красивого письма можно использовать специальные упражнения. Психологи настоятельно рекомендуют родителям приобретать и использовать для этих упражнений простейшие прописи (с обводкой букв, штриховкой клеточек, с рисованием предметов по клеточкам…).
Понятие каллиграфии
Понятие «каллиграфия» известно еще с Древней Греции. В переводе с греческого – красивый почерк и обозначает раздел в прикладной графике. Также каллиграфия является учебной дисциплиной и является искусством красивой и быстрой письменности.
Умение эстетически оформить рукописный текст ценится до сих пор, несмотря на изобретение книгопечатания и век компьютерных технологий.
Каллиграфия неразрывно связана с папирусом, пергаментом, бумагой и шелком. А инструментами письменности являются:
- перо (из тростника, металла или перо птицы);
- кисть.
Сейчас каллиграфия больше является областью изобразительного искусства, чем исходным способом оформления письма и является основой для создания шрифтов.
О чем говорит плохой почерк
Ученые считают, что движение и реакция мышц руки подвержены влиянию нервной системы. Также на почерк влияют анатомические особенности кистей рук.
При изменении физических и психологических характеристик меняется и почерк. В разные периоды жизни он может отличаться. Плохой почерк имеет различные обоснования.
Человек, который пишет неразборчиво, может находиться в состоянии сильного эмоционального перенапряжения
Возможно, он озадачен решением важной проблемы или поиском стабильности, что находит свое отражение в стиле письма
Большинству россиян приходится регулярно работать в выходные
Telegram готовится к IPO
Фукусима: Японии придется сбрасывать радиоактивную воду в Тихий океан
В некоторых случаях плохой почерк свидетельствует о низкой самооценке или о том, что человек не ощущает себя в безопасности. Иногда это говорит о нежелании подчиняться общепринятым стандартам.
Наклон букв тоже имеет значение: если они смотрят в разные стороны, возможно, человек не способен держать под контролем свои эмоции. Неразборчиво пишут скрытные личности, которым сложно открываться.
Также почерк, напоминающий каракули, может быть признаком:
- неуравновешенности, вспыльчивости;
- неспособности загонять себя в определенные рамки;
- конфликтного характера и неумения поддерживать нормальные отношения;
- гиперактивности, неумения сосредоточиться;
- слабовольности;
- незрелости личности.
Советы и рекомендации для родителей
Первая и самая важная рекомендация для родителей — перед глазами школьника должен постоянно находиться пример красивого письма, за который его похвалили. Это будет мотивировать ученика к новым достижениям.
Что рекомендуют психологи:
Не гонитесь за быстрыми результатами. Все мы были детьми и помним, как сложно отказаться от увлекательной игры, прогулки с друзьями и сесть за занятия.
Не заставляйте писать сразу слишком много. Из-за чрезмерной нагрузки у маленького школьника могут появиться боль в кисти, ощущение скованности. Если не хотите, чтобы только при одном взгляде на прописи или тетрадь в голове у ребенка возникали негативные ассоциации, выработайте комфортный график занятий.
Пусть ваш школьник сам выберет в отделе канцелярии ручку, тетради, материалы для творчества
Будьте рядом, чтобы скорректировать его выбор, объяснить, на что нужно обращать внимание.
Дайте понять ребенку, что вы пытаетесь ему помочь, не стыдитесь его почерка. Психологическая составляющая в данном вопросе играет важную роль.
Есть один нестандартный совет, который неожиданно дает хорошие результаты — купите чернила и перо. Писать пером достаточно сложно, тем более ребенку, который усердно работает над исправлением почерка. Чтобы что-нибудь написать пером, не оставляя кляксы или царапины на бумаге, нужно найти нужный наклон, нажим, выработать правильное положение руки. Во время увлекательных занятий каллиграфией ребенок может почувствовать себя Гарри Поттером, мысленно переместиться в Хогвардс. Если занятия, приложенные усилия не приносят ожидаемого эффекта, рекомендуем обратиться к детскому психологу, чтобы исключить возможные нарушения.
Развитие логического мышления у дошкольников
Умный, но рассеянный или: Что такое школьная рассеянность и как ее «лечить»
Развитие логического мышления у детей
Исправление почерка у школьников
Развитие межполушарного взаимодействия у детей
Развитие высших психических функций у детей
Развитие математических способностей
Развитие математического мышления
Подготовка детей к математике в школе
Грамотеи
Левши – особенные дети
Долгожданные зимние каникулы
Как справиться с третьей четвертью
Развитие логического мышления у детей от 5 до 7 лет
Лето: один на один с гиперактивным ребенком
Лето: один на один с ребенком. Как быстро выучить таблицу умножения.
Консультации психолога для родителей
Зачем исправлять почерк?
Некоторые современные родители думают, что в наше время навык чистописания утратил значимость, поскольку чаще всего мы не пишем, а печатаем текст. Однако процесс письма важен для развития ребенка, ведь в нем задействовано несколько сенсорных систем: визуальная, аудиальная, кинестетическая
У пишущего ребенка развиваются внимание и память, тренируются усидчивость и моторика
Работа над письмом – не просто учительская блажь. Почерк является одним из критериев оценки в начальной школе согласно стандартам Министерства Образования. Поэтому педагог действительно должен ставить ребенку низкие отметки при явных трудностях с чистописанием. Но это не единственная проблема:
• Учителя по другим предметам тоже начинают занижать оценки ребенку, так как не разбирают написанное или понимают его неправильно;
• Плохой почерк в школе может стать причиной насмешек со стороны одноклассников;
• Из-за медленного письма у ребенка быстрее устает рука и отставание от класса усиливается;
• Дети с неправильным почерком не успевают записывать материал на уроках и сдавать контрольные работы, отчего снижается их успеваемость.
Пример изображения с замечаниями учителей
Все эти факторы приводят к тому, что у ребенка снижаются самооценка и мотивация к обучению, а значит, падает и качество усвоения знаний. Получается, некрасивый или нечитабельный почерк может испортить детям всю школьную жизнь.
Как исправить почерк у ребенка?
Почерк ребенка зависит от многих факторов. Поэтому разберем все по порядку, учитывая различные нюансы.
2. Научить ребенка правильно держать карандаш и ручку
Когда ребенок правильно держит карандаш, то рука не испытывает дополнительного напряжения и меньше устает. Более подробно я писала об этом в статье «Как правильно держать ручку при письме». Сейчас остановлюсь только на общих моментах.
Для этого проделайте с ребенком несколько шагов.
- Согните указательный и большой палец.
- Отведите большой палец немного в сторону так, чтобы он располагался практически параллельно поверхности стола. Следите, чтобы большой палец не прижимался фалангой к ручке.
- Проверьте, чтобы ручка легла в «ямку» и непишущий край был направлен в плечо.
- Попросите ребенка зажать небольшой кусочек салфетки мизинцем и безымянным пальцем. Так можно добиться нужное положение пальцев.
- Опустите кисть. Проследите, чтобы косточка запястья соприкасалась с поверхностью стола, необходимо, чтобы кисть располагалась ниже рабочей строки.
3. Сформировать графический навык
Конечная цель формирования графического навыка — это красивое и быстрое письмо.
Показателями сформированности графического навыка являются:
- Графическая грамотность — умение подобрать нужную букву к заданному звуку, соотносить печатный и письменный вариант написания буквы.
- Каллиграфическая четкость и устойчивость начертания букв и их соединений.
- Связанность (безотрывность) письма.
Связанность характеризуется количеством буквенных знаков, написанных в слове за один прием, то есть единым росчерком пера. Безотрывность позволяет увеличить устойчивость и скорость письма. Для проверки связанности письма можно использовать методику письма вслепую.
Детям предлагается записать слово, не глядя на него. Количество остановок ясно покажет, сколько раз рука отрывалась от листа и насколько ребенок владеет навыком безотрывного письма.
- Скорость письма.
Отличный результат — это письмо со скоростью 4-6 слов в минуту для учащихся 1-2 классов и до 12 слов в минуту для учеников 3-4 класса.
Каллиграфический почерк: кому стоит учиться?
Каллиграфия – это способность к красивому письму, которая во многих странах возведена в ранг искусства. Традиционно для таких занятий использовались специальные принадлежности – кисти, палочки, птичьи или металлические перья. Еще несколько десятков лет назад основы каллиграфического почерка изучались в рамках школьной программы – на уроках чистописания. Этот предмет был обязательным – он развивал моторику и позволял школьникам научиться аккуратно вести свои тетради.
Но со временем чистописание было отменено, ведь на место перу и чернилам пришел более удобный и практичный вариант письменных принадлежностей – привычная всем авторучка. Ее использование позволило добиться более быстрого письма, которое так требовалось ученикам средних и старших классов. Постепенно формирование у детей красивого почерка перестало быть приоритетной частью программы – аккуратности ведения тетрадей стало уделяться все меньше внимания. В итоге это отразилось и на общем качестве письма.
Современные первоклассники слишком быстро осваивают его основы, из-за чего не успевают хорошо проработать каждый этап обучения. У детей есть всего половина учебного года на то, чтобы от «палочек» и «крючочков» перейти к написанию полноценных слов. Этого времени школьникам недостаточно для того, чтобы качественно закрепить знания. Даже к моменту окончания младших классов у многих учеников все еще не сформирован хороший почерк, и при переходе в среднюю школу ситуация только усугубляется. Теперь детям приходится быстро все записывать, чтобы успевать за преподавателями, из-за чего аккуратность письма снижается.
Однако учителя все еще обращают внимание на то, как дети ведут свои тетради, могут снижать оценки, если ученик пишет неразборчиво или у него много помарок
Так красота и разборчивость записей отражается, в том числе, и на успеваемости школьников, поэтому важно своевременно развивать их способности. Рассмотрим упражнения, которые для этого подойдут
Рассмотрим упражнения, которые для этого подойдут.
Как грамотно написать диктант: секреты педагогов
Как научить ребёнка писать красиво и грамотно в 1 классе
Школа — это место, где ребенка научат писать и читать, решать задачи и многое другое. Многие родители считают, что школа всему научит, в том числе и красиво писать. Но это не совсем так, да конечно же, учителя будут стараться учить ребенка чистописанию, но основы должны быть заложены еще в раннем возрасте.
В этой статье мы попытаемся разобраться с тем, как научить ребёнка писать красиво и грамотно в 1 классе. Как мы уже отметили выше, не стоит дожидаться 1 класса, и ожидать, что в школе его научат красиво выводить буквы. Когда я учился, про нескольких моих одноклассников учителя говорили, что пишут «как курица лапой». Почему это происходит, и означает ли это «лень» и нежелание учиться?
Как понять, что у ребенка плохой почерк?
Если малыш не ходит в школу, и семья занимается его дошкольной подготовкой самостоятельно, родители могут вовремя не заметить проблем с почерком без опытного взгляда учителя. Тогда к поступлению в первый класс у ребенка уже сформируется привычка неправильного письма, и переучивать его на уроках будет сложнее. Поэтому нужно не только знакомить маленьких детей с чтением и счетом, но и просить их заполнять тетради первыми выученными буквами и словами. Бывает и так, что преподаватель в школе тоже не уделяет должного внимания почерку своих учеников. Тогда обязанность объективно оценить первые прописи полностью ложится на родителей.
Итак, в детском почерке могут встретиться следующие недостатки:
• Непропорционально большие или маленькие буквы, а также буквы разной высоты в одном слове;
• Отсутствие наклона в буквах или очень сильный, а также разный наклон вправо и влево;
• Схожее написание разных букв (например, «и»/«н»);
• Нахождение слов не на одной линии (буквы то выше строки, то ниже);
• Слишком сильный или, наоборот, слабый нажим на ручку при письме;
• Неодинаковое соединение букв в слове, его отсутствие – письмо печатными буквами – или добавление дополнительных элементов (например, превращение «о» в «а» при соединении);
• Невыразительное или нечитабельное написание отдельных букв;
• Захождение слов за поля тетради или на соседнюю страницу, а также дезориентация на листе – написание текста в произвольном месте.
Пример изображения с плохим детским почерком
Если вы заметили у ребенка одну или несколько каллиграфических ошибок из этого списка, настало время перейти к регулярным упражнениям по исправлению почерка у школьников. Однако сначала лучше понаблюдать за ребенком, чтобы выявить причины проблемы с письмом.
Несколько способов улучшить почерк ребёнка:
Мы подобрали несколько действующих способов улучшить некрасивый почерк у детей. Для положительного результата постарайтесь использовать их в комплексе и постоянно следить за осанкой, положением тетради при письме. Процесс формирования красивого почерка – это постоянный контроль и регулярные упражнения.
Превратите в игру умение сидеть ровно
Дома вы можете следить за тем, как ребёнок сидит и регулировать его осанку. Но в школе, либо при самостоятельной подготовке, дети редко придерживаются общих правил (даже после замечания учителя). Мотивируйте ребёнка тем, что правильная осанка влияет на много факторов: красивый почерк, здоровое развитие организма, самочувствие и трудоспособность.
Располагайте тетрадь и держите ручку так, чтобы писать было максимально комфортно
Очень важным моментом является подбор удобной ручки. Лучше всего подойдёт ручка длиной 15 см., диаметр которой не превышает 7 мм. При выборе ручки, проверяйте оставляется ли на пальце чернило, если провести ним по написанному тексту? Покупайте немаркие ручки.
Держать ручку надо так: ручка лежит на 3 пальце, слева её удерживает большой пальчик, прикрывает – указательный. При желании указательный палец можно легко приподнять – ручка не должна упасть. Расстояние от пальцев до стержня – 2 см. Ни в коем случае не стоит зажимать руку! Это нездорово!
Делайте упражнения для улучшения почерка
Расскажите малышу, как важно иметь хороший почерк и как искусство каллиграфии может пригодиться в будущем. Если ребёнку нравиться рисование, пускай расписывает каждую букву алфавита на отдельной странице альбома. Так же команда Elgreloo.com рекомендует для общего развития вашего ребёнка занятия эйдетики
Это методика развития образного мышления для качественного и быстрого запоминания. Эйдетика позитивно влияет на детей: вместо зазубривания домашних заданий, они имеют возможность быстрее усваивать новый материал. Часто тренинги по эйдетике в детском возрасте проходят в качестве игр; дети не замечают, как летит время, воспринимая информацию через ассоциации
Так же команда Elgreloo.com рекомендует для общего развития вашего ребёнка занятия эйдетики. Это методика развития образного мышления для качественного и быстрого запоминания. Эйдетика позитивно влияет на детей: вместо зазубривания домашних заданий, они имеют возможность быстрее усваивать новый материал. Часто тренинги по эйдетике в детском возрасте проходят в качестве игр; дети не замечают, как летит время, воспринимая информацию через ассоциации.
Итог
Придерживайтесь наших советов, чтобы помочь ребёнку писать каллиграфично, ведь это так важно, иметь красивый, понятный почерк! Превратите процесс в игру, в которой заинтересованы обе стороны и тогда всё получиться! Желаем успехов!
Коррекция почерка у детей — обзор методик и упражнения
Как переучить?
Если ребенок уже научился писать, но его «каракули» сложно разобрать, это не беда. Безусловно, переучивать всегда труднее, чем учить заново, но и это возможно. Чтобы ребенок смог перестроиться, нужно в первую очередь сделать так, чтобы он поверил в свои силы. Ведь проблема не лежит на поверхности, а справиться с ней самостоятельно малышу бывает не под силу. Нужно разговаривать с ним, поддерживать, мягко указывать на ошибки, садиться с ним рядом и вместе стараться их исправить. Ребенок должен ощущать родительскую любовь и поддержку, и тогда желание заниматься у него появится само, а не вызовет дополнительных отрицательных эмоций.
Изменение почерка взрослых
В старшем возрасте, когда вышеперечисленные навыки и умения выработаны, научиться писать красивым почерком можно, повторяя чей-то почерк, копируя его. Как правило, желание улучшить или просто изменить свой почерк возникает у детей с 11 лет и позднее, когда ребенок начинает заботиться о мнении окружающих о себе, вырабатывает свой стиль. Желанию изменить почерк больше подвержены девочки, чем мальчики. Мальчики, в основном, ограничиваются подбором красивой росписи.
Чтобы научиться писать красивым почерком, лучше начать работать по прописям. Можно использовать школьные (рекомендуют Чудо-прописи Веры Илюхиной, в которых дается алгоритм написания букв и приводится масса продуктивных упражнений) или распечатать красивый рукописный шрифт, которому вы хотите подражать: начать с первых упражнений по обводу букв и элементов, затем копировать элементы без подсказки-контура, а затем писать слоги, слова, предложения и тексты целиком. Если нет прописей, их можно сделать самому, распечатав нужный текст на принтере и положив сверху полупрозрачный лист бумаги. Также для тренировки подойдут тетради с вспомогательными линями — косыми линейками, расположенными таким образом, чтобы размеры букв и их наклон были стандартными.
Прежде чем начать занятия, нужно проанализировать свой почерк: напишите на листе бумаги несколько предложений, посмотрите на буквы, оцените:
- расстояние между словами;
- расстояние между буквами;
- размер букв;
- наклон;
- нажим на бумагу;
- ровность строк;
- четкость линий (ровные и четкие или корявые, неровные);
- стиль букв (угловатые, округлые, квадратные и т.п.).
Оценив эти особенности своего почерка, можно понять, что именно не нравится и как нужно изменить почерк. Можно сразу же выполнить упражнения на устранение обнаруженного недостатка.
Чтобы лучше понять, что именно вы хотите изменить, посмотрите почерки других людей, готовые шрифты, попробуйте написать буквы и их элементы, подражая этим почеркам, попробуйте совместить их со своим. Что получилось? Довольны ли вы результатом?
Лучшие свои и чужие образцы можно распечатать и положить на видное место. Здесь также можно применить методы НЛП и аутотренинга, когда вы запоминаете почерк, закрываете глаза, расслабляетесь и воображаете, как пишете именно этим почерком. Говорят, помогает.
Как анализировать почерк ребенка
Как правило, раньше 8-го класса (14 лет) анализировать почерк ребенка не имеет смысла. Еще не сформирован письменно-двигательный навык. Дети еще учатся по норме прописи, крепнет рука, нарабатывается сноровка.
А вот почерк 9-11-классников уже подходит для анализа
Родителям стоит уделить внимание на выраженность признаков, насколько они отличаются от стандартных норм прописей. Следует обратить внимание на основные характеристики:
организация на листе;
Непродуктивная организация на листе, форма букв банальная, скорость письма не выше средней, читабельность низкая.
Хорошая организация на листе, форма букв более индивидуальна, скорость письма средняя, читабельность высокая.
Как исправить почерк у ребенка?
Почерк ребенка зависит от многих факторов. Поэтому разберем все по порядку, учитывая различные нюансы.
- Спина и плечи ровные;
- Расстояние от уровня глаз до стола не менее 30 см;
- Локоть ведущей руки лежит на столе, вторая рука частично лежит на столе, создавая упор;
- Тетрадь лежит под наклоном;
- Расстояние между столом и животом равно ширине ладони.
2. Научить ребенка правильно держать карандаш и ручку
Когда ребенок правильно держит карандаш, то рука не испытывает дополнительного напряжения и меньше устает. Более подробно я писала об этом в статье «Как правильно держать ручку при письме». Сейчас остановлюсь только на общих моментах.
Для этого проделайте с ребенком несколько шагов.
- Согните указательный и большой палец.
- Отведите большой палец немного в сторону так, чтобы он располагался практически параллельно поверхности стола. Следите, чтобы большой палец не прижимался фалангой к ручке.
- Проверьте, чтобы ручка легла в «ямку» и непишущий край был направлен в плечо.
- Попросите ребенка зажать небольшой кусочек салфетки мизинцем и безымянным пальцем. Так можно добиться нужное положение пальцев.
- Опустите кисть. Проследите, чтобы косточка запястья соприкасалась с поверхностью стола, необходимо, чтобы кисть располагалась ниже рабочей строки.
3. Сформировать графический навык
Конечная цель формирования графического навыка — это красивое и быстрое письмо.
Показателями сформированности графического навыка являются:
- Графическая грамотность — умение подобрать нужную букву к заданному звуку, соотносить печатный и письменный вариант написания буквы.
- Каллиграфическая четкость и устойчивость начертания букв и их соединений.
- Связанность (безотрывность) письма.
Связанность характеризуется количеством буквенных знаков, написанных в слове за один прием, то есть единым росчерком пера. Безотрывность позволяет увеличить устойчивость и скорость письма. Для проверки связанности письма можно использовать методику письма вслепую.
Детям предлагается записать слово, не глядя на него. Количество остановок ясно покажет, сколько раз рука отрывалась от листа и насколько ребенок владеет навыком безотрывного письма.
- Скорость письма.
Отличный результат — это письмо со скоростью 4-6 слов в минуту для учащихся 1-2 классов и до 12 слов в минуту для учеников 3-4 класса.
Плохой почерк школьника
Заставляя ребенка писать красиво, мы забываем, что каллиграфия — это особый вид изобразительного искусства, искусства красивого письма. Иметь каллиграфический почерк дано не каждому, и это требует регулярных упражнений. В школе, скорее, предъявляются требования не столько к красоте почерка, сколько к его разборчивости и понятности для окружающих.
Обучение письму начинается в возрасте 6-7 лет в подготовительной к школе группе или 1 классе, при этом, как показывают исследования, для детей 6 лет письмо является более сложным упражнением, чем для детей 7 лет. Различия в скорости письма и мышечном напряжении наблюдаются у разновозрастных детей на протяжении первых трех лет обучения в школе.
В XVII веке каллиграфии обучали до обучения чтению, заставляя механически переписывать буквы, слоги, слова, а затем и целые предложения. Такие упражнения по формированию почерка длились месяцами, но их эффективность была невысока. Позднее методики обучения хорошему почерку совершенствовались, в частности, обучение письму и красивому почерку стало проводиться вместе с обучением чтению, то есть письмо стало осознанным.
Элементы механического обучения письму применяются до сих пор: дети учатся по прописям с готовыми образцами почерка: сначала дети обводят палочки-кружочки и отдельные элементы букв, затем повторяют образец. Позднее дети начинают работать в разлинованных тетрадях, в тетрадях с косой чертой — вспомогательные линии помогают детям сориентироваться на листе, соблюдать пропорции букв и соединений, что делает почерк красивым.
Почерк ребенка начинает формироваться в начальной школе при обучении письму, с годами тренировок ребенок пишет быстрее: ребенок быстрее пишет отдельные элементы букв, быстрее связывает буквы, выбирает наиболее рациональные элементы букв и их соединений, да и сами буквы становятся мельче
В начальной школе важно научить ребенка писать красиво и разборчиво — это лучше, чем потом исправлять корявый почерк, «как курица лапой»