Детей можно научить читать быстро и в домашних условиях, но нужны особые подходы
Самое большое желание у малыша — расти и развиваться. Так задано от природы. Желание читать у ребенка такого же порядка. Он хочет, чтобы его научили читать, — если это не так, значит, где-то уже была допущена ошибка.
Очень важно правильно понимать индивидуальные психологические особенности малыша. Например, дети со зрительным, звуковым и анальным вектором — это самые читающие дети
Но ваш ребенок может быть с другими векторами, например с кожным, что не дает усидчивости. Как тогда быть, как правильно научить ребенка читать, если он непоседа?
Подвижного, как юла, малыша с кожным вектором тоже можно научить читать, просто делать это нужно несколько иначе. Не требовать от него усидчивости, а вовлекать через игру. Это могут быть даже игры на движение (бег, прыжки) по лесенкам с буквами, можно искать спрятанные в комнате буквы из магнитной азбуки и выкладывать из них слоги и простые слова. В самом начале можно использовать современные методические разработки — специальные пособия по обучению чтению. Или вот такие способы вовлечения:
«О! чтение))) расскажу вам быстро свою стори а-ля книги! Мне очень нравились книги с картинками. И как-то раз мне купили книгу про то, как зимовали животные. Там были не просто картинки, а полувырезанные фигурки. И шевелить их можно было. Так меня зацепило, что из-за всей этой динамики я просила читать мне эту книгу постоянно. В энный раз бабушка читала мне эту книгу, отдельные отрывки я умудрилась запомнить. И однажды решила «почитать» я бабушке)))) открывала на любой странице и проговаривала те отрывки, которые удалось запомнить. Типа читала))))) А потом они стали заниматься со мной. Учили читать слоги. Вовлекли меня этими «шевелящимися» книжками. Говорят, что в 4 года я уже читала.»
(из обсуждений на форуме 1 уровня)
Не огорчайтесь, если у крохи не получается сразу правильно читать. Помогите ему справиться с этой задачей, соединять буквы в слоги, а слоги в слова. А для малышей это часто абракадабра.
«Я поделюсь своими ощущениями, как это было, когда мама учила меня маленькую читать. У нас была большая бумажная азбука и всякие рисунки с буквами. И это было настоящее испытание для меня, потому что мама хотела, чтобы я отвечала ей безукоризненно, а я совершенно не понимала тогда, ну зачем мне эти буквы, когда столько интересного вокруг. И каждый раз я недоумевала, ну почему надо ругаться на меня из-за этих крючочков и палочек? Ведь ничего не случилось, ну правда! Если, например, я неправильно называла ей букву или долго думала над зашифрованным словом. И эти занятия с мамой были настоящей каторгой для меня.»
(из обсуждений на форуме 1 уровня)
Что именно читать детям?
Вовлечение ребенка в чтение начинается с совместного чтения с мамой, задолго до изучения букв. Как выбрать лучшие книги для чтения?
Мозг ребенка как чистый лист. Одновременно с этим мозг — это мощнейшая нейронная сеть, которая строится всю жизнь. Особый период — детство. Мы беспокоимся, чтобы кроха не скушал «бяку», но часто не замечаем, каким информационным полем мы его окружаем, какие книги читаем. Через чтение книг в детстве закладываются самые главные категории — добра и зла, милосердия и справедливости. Такие чувственные ощущения появляются от прочтения проверенной временем классической детской литературы.
Итак, самый важный момент — правильно подбираем книги.
Научить ребенка читать нужно вовремя
Для малышей чтение — это не только волшебный мир сказок и общения с взрослыми, но и загадочный шифр из каких-то значков. Сначала нашим крохам вообще кажется, что мы рассказываем им истории по картинкам. И только чуть позже они начинают понимать, что взрослый читает, и пока это загадка, как он это делает.
Правильно расшифровать крючки и палочки ребенку сложно. Так что прежде, чем пытаться научить ребенка читать, обязательно убедитесь, что он хорошо знает все буквы.
Это особенный момент. Ведь ребенок воспринимает все чувственно, а знаки в виде букв это пока немного абстрактные для него понятия. Сейчас много развивающих игрушек, где буквы и цифры присутствуют как бы фоном, и дети запоминают их непроизвольно. Просто взрослым нужно вовлекать детей в эти игры.
Лучше всего, чтобы ребенок уже знал буквы в возрасте 3-4 лет. При этом начинать учиться читать простые слоги можно, даже выучив всего несколько букв. Так с самого начала обучения ребенок начинает понимать, для чего нужны буквы, это дает стимул в обучении. Надо помнить, что ведущий вид деятельности в этом возрасте — игра, поэтому у занятий по обучению чтению должен быть игровой сюжет, подкрепленный наглядностью — интересными картинками. Например, читаем слог АХ — это зайчик удивляется, вытянув из земли огромную морковку; ОХ — это мишка вздыхает, ведь у него болит зуб, и т.п.
Если в 6 лет мама только очнулась, что ребенок не читает, то может начаться не учение, а мучение.
Очень важно не пропускать этапы развития ребенка. Догнать упущенное всегда сложнее
Так что учим правильно читать вовремя. У современных детей большой потенциал. Они словно рождаются с планшетом в руках и хотят научиться читать тоже гораздо раньше, чем их родители.
Как научить ребенка читать — рекомендации:
-
Очень важен пример читающих взрослых рядом. Причем читающих увлеченно и с интересом. У детей наглядно-действенное мышление, и они склонны повторять то, что делают вокруг взрослые. Делают родители зарядку — малыш будет вам подражать. Вы с упоением читаете книги — ваш кроха будет стремиться к этому.
-
Очень хорошо, если вы сможете сделать процесс вечернего чтения с малышом регулярным и превратите в некий волшебный ритуал. Малыш в эти минуты должен быть только с мамой. Предупредите своих близких, чтобы вас не отвлекали, не перебивали и не звали к телефону. Все это время посвящено ребенку.
-
Самый важный момент — о нем нам поведала еще царица Шахерезада: завершайте всегда на самом интересном месте, но всегда на позитивном и светлом. При этом даже грустные моменты истории можно эмоционально показать светлыми и счастливыми.
-
Читайте медленно, тихим голосом и очень чувственно. Если ваш кроха заснул счастливый под сказки мамы, значит, все сделано правильно.
Эмоциональное вовлечение взрослых в процесс чтения с ребенком создает самую прочную эмоциональную связь, которую мы несем сквозь годы. Пережитые вместе эмоции объединяют, делая нас по-настоящему близкими людьми. Ассоциативные ряды, чувства и переживания, которые возникли при чтении детских книжек, становятся фундаментом ваших будущих отношений. Когда ребенок подрастет, у вас всегда будет «запасная волшебная палочка» в виде этих эмоций. Вы уже не будете читать ребенку нотаций и поучать его, а просто обратитесь к образу героя детской книжки.
Как научить ребенка состраданию?
Психика человека формируется от впечатлений при взаимодействии с другими людьми. Впечатления от героев книг такие же настоящие для ребенка. А зрительный ребенок оживляет всех персонажей и сопереживает им.
Когда вы вместе с ним читаете классическую литературу, вовлечено, интонируя, вы пробуждаете у ребенка чувства сопереживания и сострадания.
Ребенок должен плакать, сострадать, сопереживать героям
Это правильно и нормально, и не важно — мальчик у вас или девочка. Так происходит развитие чувств
Правильно научить читать — особые секреты
В каждой книге есть три составляющие: герой, сюжет и голос рассказчика. Мы уже определились с тем, что выбираем классическую детскую литературу — там проверенные временем герои и увлекательный сюжет. Теперь нам осталось правильно читать детям, тогда у них непроизвольно возникнет вовлеченность в процесс и постепенно зародится ЖЕЛАНИЕ читать самому.
Юрий Бурлан на тренинге делает особый акцент на этом моменте. Мы учим детей, максимально вовлекая в процесс, заинтересовывая, — тогда принуждения не потребуется.
Правильно научить читать гораздо легче, если понимаешь особенности восприятия своего крохи. Восторг охватывает, когда видишь, что твой малыш складывает из слогов слова и читает! Ведь он открывает для себя новый, абсолютно безграничный мир!
Но вы даже не представляете, какое внутреннее блаженство и бурные эмоции радости пробуждаются в самом малыше. Он каждой клеточкой ощущает, что растет и развивается, что у него получается читать.
Ребенок хочет порадовать маму и научиться читать. Это особое эмоциональное состояние обоих. Мама получает не меньшее наслаждение, когда ребенок начинает правильно читать. Это как первый шаг, только на другом уровне. И приз получают оба
Маме важно принимать индивидуальные особенности малыша и не готовить его к конкурсам на скорость или артистизм. Сам процесс чтения должен доставлять удовольствие
Эгоистичное желание мамы, чтобы ребенок быстро научился читать, часто оставляет за скобками самого кроху. Он в этот момент как будто объект для экспериментов.
«Недавно видела в инстаграм, как маленькая девочка читала на публику. Читать ее научили, а вот сопереживать, чувствовать, о чем она читает, — нет. Правильно ли это? Видно, что и у мамы были другие задачи — показать свою кровиночку во всех соцсетях, т. е. всем показать, какая она замечательная мама».
Для чего вы хотите научить ребенка читать? Чтобы ему было хорошо или чтобы вы могли всем показать, какая вы замечательная мама? Кстати, когда вы начинаете оценивать ребенка в сравнительных категориях, сравнивая с Васей или Петей в навыках чтения, то тем самым отбиваете у своего чада охоту читать.
Именно поэтому системно-векторная психология делает акцент на намерениях и атмосфере, в которой происходит обучение.
Правильно учиться читать через принцип наслаждения
Самое главное во время обучения — это радостная и теплая атмосфера. Ни в коем случае не должно быть принуждения или ругани во время обучения. Читать нужно правильно. Это значит не только четко произносить слова, но и проявлять эмоции. Устраивать мини-спектакль из каждого прочитанного слова или предложения.
Таким образом ребенок чувственно вовлекается в процесс и получает огромное удовольствие.
Во время чтения правильно будет полностью сосредоточиться на ребенке, на его эмоциях и ощущениях. Обнять, вместе поплакать над девочкой со спичками.
Меняйте интонацию, где-то напевайте, в другом месте замедляйте темп, а где-то переходите на почти шепот, чтобы ребенок вслушивался. Таким образом научить ребенка читать можно гораздо раньше. Ведь он становится полностью вовлеченным в процесс.
Как заинтересовать ребенка и научить читать:
Как правильно создавать нехватку?
-
Читать интересную книжку не каждый день, а раз пять в неделю, не по расписанию, а случайно, мол, не получается сегодня. Причем читать так, что чуть ли не спектакль разыгрывать! Нет никакого толку в чтении заскучавшего папы или безмерно уставшей мамы. В ожидании совместного чтения у ребенка будет возникать мысль, что, если бы он умел читать сам, не нужно было бы пропускать тот день, когда мама не может, и попросит сам научить его читать.
-
Если не возникает такой мысли, то постепенно, мягко наводить его на эту мысль. Например, сказать при нем папе (не явно, а так, чтобы было подслушано), что «представляешь, дочка у тети Маши уже читает сама». И тогда ребенок будет понимать, что есть дети, которые умеют читать, и что он тоже мог бы научиться.
-
Когда ребенок сам попросил научить его читать, не делайте это сразу, скажите, что вот «в эти дни не могу , потому что… давай в воскресенье!». А потом напоминайте ему, мол, «представляешь, всего три дня осталось, и мы будем учиться читать». Потом два, потом уже завтра! Создавайте нетерпение, предвкушение.
-
По-хорошему — зрительного малыша можно за один день научить читать — максимум за два. Конечно, ребенок не сумеет сразу читать быстро и без ошибок, но навык правильного чтения — быстрого и осмысленного — отрабатывается уже в ходе практики, когда ребенок читает сам!
-
Необходимо очень внимательно и вдумчиво подбирать книги для первого самостоятельного чтения ребенка. Значение имеют и объем текста, и сюжет, и чувственное наполнение. Конечно, все эти составляющие правильно усложнять постепенно.
-
Просите ребенка пересказать историю, которую он прочитал, — маме, бабушке, младшему братику, друзьям во дворе. В этом случае ребенок сможет ощутить себя обладателем уникальной информации, побыть в центре всеобщего внимания и потренироваться в проявлении артистизма.
-
Поступление в школу может стать прекрасным мотивом для обучения чтению! К 1-му классу ребенок должен читать бегло, правильно и понимать 80 % из прочитанного.
Читая ребенку и предлагая ему книги для самостоятельного чтения, важно максимально пропитать ребенка классической литературой, задать это направление намного легче до 6 лет. Потом начнется школа, новое окружение, и если не дать ему самое главное до этого, потом может нахвататься, чего не следует
И вот почему…
Судьба ребенка зависит от навыков чтения
Научить ребенка читать это не просто требования современного мира — это судьбоносный для него навык. Ведь погружая ребенка в чудесный мир литературы, добрых и злых героев, правильно подобранные книги учат на чувственном уровне отличать добро и зло. Классическая литература — это лучшее, что мы можем дать ребенку. В 6 лет у него появится своя свобода выбора в школе — с кем сидеть, с кем дружить в школе. Он выберет себе лучших друзей, будет тянуться к тем, кто более развит.
И когда ребенок впервые попадает в новое окружение в школе, он уже имеет прививку от плохой судьбы. У него всегда есть «запасная дверь в Нарнию»: через чтение окружить себя самыми умными, благородными, честными и храбрыми людьми.
«Помню гордость за своего сына-первоклассника, когда директор привел его к лучшей в школе учительнице и сказал: «Ты посмотри, кого я к тебе привел, как он читает!!!!» А перед этим проверял в кабинете: что бы дать ребенку почитать… У него лежала газета на столе. Я говорю: «Да хоть что, вот эту газету можно». Удивился, как сынишка бегло, правильно прочел ему несколько абзацев… и бегом повел нас в лучший класс к лучшей учительнице в школе… Мы даже не просились.»
(из обсуждений на форуме 1 уровня)
В домашних хлопотах и заботах трудно найти время, чтобы научить ребенка читать правильно, и мы отдаем его в центры развития. Но маме следует иметь в виду, что в этом случае у ребенка возникнет чувственная связь с преподавателем, а не с мамой — так было у Александра Сергеевича Пушкина с няней Ариной Родионовной.
Если время упущено и ребенок не получил к 6 годам опыта совместного чтения в семье и самостоятельного прочтения книг, то зачастую не он будет выбирать окружение, а они его. То есть будет часто возникать ситуация «куда ветер, туда и листочки»: ребенок будет гораздо более подвержен влиянию других, и не всегда это влияние будет хорошим. Так происходит, когда у ребенка нет нравственного стрежня, нет ориентиров. А формируется это в домашних условиях и только через правильно подобранную классическую литературу.
Результаты участников тренинга просто поражают: