Особенности поведения при расстройствах речи

Биомеханические принципы развития  системы движений

введение

Движение лежит в основе жизнедеятельности человека. Разнообразные химические и физические процессы в клетках тела, работа сердца и течение крови, дыхание, пищеварение и выделение; перемещение тела в пространстве и частей тела относительно друг друга; сложнейшая нервная деятельность, являющаяся физиологическим механизмом психики, восприятие и анализ внешнего и внутреннего мира — все это различные формы движения материи.

Основным условием жизни вообще является взаимодействие живого организма с окружающей средой. В этом взаимодействии существенную роль играет двигательная деятельность. Только передвигаясь, животное может находить себе пищу, защищать свою жизнь, производить потомство и обеспечивать его существование. Только при помощи разнообразных и сложных движений человек совершает трудовую деятельность, общается с другими людьми, говорит, пишет и пр. Определенным образом организованная двигательная деятельность является основой физического воспитания и основным содержанием спорта.

Наиболее элементарной формой движения материи является механическое движение, т.е. перемещение тела в пространстве. Закономерности механического движения изучаются механикой. Предметом механики как науки является изучение изменений пространственного расположения тел и тех причин, или сил, которые вызывают эти изменения.

Вскрывая и описывая условия, необходимые для осуществления того или иного механического движения, механика является важной теоретической основой техники, в особенности техники построения разнообразных механизмов. Механическая точка зрения может быть использована и при изучении механических движений человека

Двигательная деятельность человека практически осуществляется при участии всех органов тела. Однако непосредственным исполнителем функции движения является двигательный аппарат, состоящий из костей, скелета, связок и мышц с их иннервацией и кровеносными сосудами. С механической точки зрения, двигательный аппарат совмещает в себе рабочую машину и машину-двигатель.

Устройство двигательного аппарата является предметом изучения анатомии. Изучение двигательного аппарата как машины-двигателя производится, главным образом, биохимией и физиологией. Изучение его как рабочей машины является задачей особой научной дисциплины — биомеханики.

Как понять, что у ребёнка не развита крупная моторика?

Основные признаки:

  • сложности с управлением своим телом, то есть ребёнок не может контролировать движения рук и ног, ему трудно спокойно стоять даже в течение нескольких минут. Самый простой тест – предложите ребёнку выполнить упражнение «Бой мяча». Дети с неразвитой крупной моторикой не продержатся и 30 секунд при его выполнении;
  • проблемы с повседневным уходом за собой: самостоятельное одевание, сложности с овладением столовыми приборами;
  • невозможность долго сидеть неподвижно за столом/ партой;
  • общая неуклюжесть: ребёнок часто падает, спотыкается, врезается в других людей;
  • низкое ресурсное состояние, что проявляется в апатичности, медленном реагировании на раздражители;
  • трудности с манипулированием предметами, например, игрушками, посудой;
  • плохая артикуляция звуков;
  • отказ от участия в подвижных играх, где требуются ловкость, хорошая реакция, выполнение сложных и разноплановых движений.

Физиология ходьбы и бега

Ходьба у нормального человека отличается исключительной точностью и постоянством движений, что свидетельствует об их автоматизированной координации.

Ходьба начинается со сгибания ноги в коленном суставе. При ходьбе каждая нога поочередно то опирается о землю (опорное время), то переносится вперед, пока другая нога стоит (переносное время). Опорное время продолжительнее переносного и поэтому в течение некоторого времени стоят обе ноги. Каждая нога начинает свое движение с наступания на пятку, а затем, в момент отрыва от земли задней переносной ноги, наступающая нога производит сильный толчок или нажим на землю пяткой (передний толчок). Сила опоры ноги постепенно уменьшается до минимума, и в этот момент переносная нога проносится вперед мимо опорной. Постепенно опорная нога переносится с пятки на носок, причем опорное усилие снова нарастает и непосредственно перед тем, как переносная нога наступит на землю, опорная нога производит сзади второй нажим на землю носком (задний толчок). После этого короткое время обе ноги стоят на земле, и затем снова начинается описанный цикл.

В процессе ходьбы максимально используется деятельность мышц и сила тяжести. Подобно птицам в полете человек при ходьбе Хорошо использует силы инерции. Во время ходьбы ориентировка в пространстве осуществляется зрительным, вестибулярным, кинестезическим и слуховым анализаторами.

При утомлении вследствие нарушения регуляции ходьбы длина шага становится короче на 5-25%, а вертикальные амплитуды колебаний головы, плечевого и тазобедренного суставов (вверх и вниз) уменьшаются на 15-40%.

Бег отличается от ходьбы тем, что опорная нога производит задний толчок раньше, чем переносная успеет прикоснуться к земле, и поэтому тело некоторое время не опирается на землю и находится в воздухе. Вертикальные колебания тела (вверх и вниз) при беге больше, чем при ходьбе.

После отрыва переносной ноги от опоры при беге начинается интенсивное ускоренное сгибание ее колена. У спринтеров (бегунов на короткие дистанции) угловая скорость в колене достигает 3,6-3,7 об/с или скорости вращения колес поезда экспресса на полном ходу; При этом сгибании колена пятка подтягивается к ягодице за 0,15-0,1 с. На всем протяжении этого движения имеется значительный перевес напряжения разгибателей колена. Это напряжение объясняется тем, что отброс стопы кверху от точки опоры настолько силен, что стопу не только не приходится гнать вверх сгибанием колена, а, наоборот, приходится притормаживать ее, чтобы предохранить ее от удара об ягодицу.

Принципы Закона равномерного движения

Закон равномерного движения является одним из основных законов механики и описывает движение тела, скорость которого постоянна и не меняется со временем.

Принципы Закона равномерного движения включают следующие положения:

  1. Постоянная скорость: В рамках Закона равномерного движения тело движется с постоянной скоростью. Это означает, что в любой момент времени скорость тела остается неизменной.
  2. Отсутствие ускорения: В законе равномерного движения отсутствует ускорение. Ускорение — это изменение скорости со временем. При равномерном движении скорость не меняется, следовательно, ускорение равно нулю.
  3. Прямолинейное движение: Тело, двигаясь по закону равномерного движения, движется по прямой линии. Для изменения направления движения необходимо изменить скорость, а это противоречит принципам закона равномерного движения.

Применение Закона равномерного движения позволяет решать множество задач, связанных с движением тел. Например, расчёт времени, за которое тело пройдёт заданное расстояние при равномерном движении.

Примеры задач на Закон равномерного движения:
Задача
Решение

Тело движется со скоростью 50 км/ч. За какое время оно преодолеет расстояние в 100 км?
Время равно расстоянию, поделенному на скорость: t = 100 км / 50 км/ч = 2 часа

Автомобиль движется со скоростью 80 м/с. За какое расстояние он пройдёт за 5 секунд?
Расстояние равно произведению скорости на время: S = 80 м/с * 5 сек = 400 метров

Закон равномерного движения является упрощенной моделью, которая справедлива только в идеальных условиях. В реальности силы трения, сопротивление воздуха и другие факторы могут влиять на степень равномерности движения.

Трудности ребенка с недостаточностью крупной моторики

Каждый малыш индивидуален и его формирование проходит неравномерно. Лучше не сравнивать своего ребенка с другими детьми. Один ребенок может начать ходить в 9 месяцев, а другой после года. Это нормально. Главное — регулярно заниматься с малышом. Однако есть критерии, по которым можно определить, что у ребенка плохо развита крупная моторика:

  • трудно даются навыки рисования и письма;
  • неспособность самостоятельно одеваться и пользоваться столовыми приборами;
  • невозможность поддерживать позу сидя;
  • теряет ориентацию в пространстве: падает, спотыкается, врезается;
  • вялость;
  • плохо говорит;
  • не может играть с мелкими игрушками;
  • плохо переключается на новую деятельность;
  • низкая самооценка;
  • тяжело идет на общение со сверстниками.

Если есть подозрения на нарушение крупной моторики, обратитесь к врачу для коррекции.

Упражнения для развития крупной моторики

Остановимся опять же на тех упражнениях, которые ориентированы на дошкольников и школьников, а не малышей в возрасте до трёх лет. Потому что упражнения для малышей преследуют совершенно другую цель – знакомство со своим телом. А школьникам надо в короткие сроки преодолеть проблемы с крупной моторикой и тем самым улучшить ситуацию с обучением.

Основные рекомендации для занятий по развитию крупной моторики:

надо подбирать упражнения, построенные на движениях, где предполагается перекрещивание рук и ног

Во время их выполнения повышается уровень согласованности в работе полушарий мозга и обеспечивается его правильная стимуляция;

развитие ловкости, что позволит научиться ребёнку чередовать напряжение и расслабление отдельных групп мышц;

упражнения на крупную моторику рекомендуется выполнять в статистических позах, так как они позволяют научиться регулировать процессы возбуждения и торможения, чувствовать и контролировать движения собственного тела;

особое внимание надо уделять растяжке. Её задача заключается в подготовке мышц к физическим нагрузкам, повышению их эластичности мышц

Растяжка обеспечивает плавность движений, помогает улучшить осанку и манеру двигаться, снижает утомляемость, повышает иннервацию мышц тела;

соблюдение правильной техники дыхания. Желательно, чтобы ребёнок овладел техникой речевого дыхания: вдох через нос и продолжительный выдох через рот. Потому что на выдохе мы говорим, читаем и пишем с проговариванием. К тому же правильное речевое дыхание – это один из лучших способов снять стресс и восстановить равновесие нервной системы в максимально короткие сроки.

Как видно, для развития крупной моторики акцент надо делать на физические упражнения, которые активно стимулируют мозг, помогают ребёнку развить выносливость к монотонным занятиям, силу воли, навыки самодисциплины, саморегуляции и самоконтроля.

Какие упражнения выполнять для развития крупной моторики?

Базовые упражнения:

  • ходьба крестом. Цель упражнения – коснуться попеременно правым локтем левого колена, а потом левым локтем правого колена;

«Перекаты». Техника выполнения представлена в этом видео:


«Тучка-Солнышко».

«Бой мяча».

Для развития крупной моторики нужны упражнения с эспандером, а также жонглирование, которое способствует улучшению осанки и зрения, учит ребёнка спокойно реагировать на свои ошибки.

Это только основные упражнения, которые рекомендуется делать школьникам для развития крупной моторики и одновременного преодоления трудностей с обучением. На программах Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе дети выполняют гораздо больше упражнений, что помогает им справиться с дислексией, дисграфией СДВГ и другими проблемами всего за 14 дней.

Программы Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе позволяют в короткие сроки:

  • повысить функциональные возможности левого полушария мозга и тем самым решить многие проблемы с обучением;
  • активизировать умственную и физическую работоспособность ребёнка;
  • нормализовать работу нервной системы;
  • улучшить общий тонус организма;
  • повысить устойчивость к стрессовому воздействию.

Записывайтесь на консультацию в Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе, и мы обязательно поможем вашему ребёнку преодолеть его трудности с обучением!

Структура системы движения

Структура системы — это наиболее сложившиеся и определяющие закономерности взаимодействий упорядоченных компонентов системы (подсистем и их элементов). Структура системы определяет течение внутренних процессов, взаимодействие с внешним окружением, появление новых свойств и возможности развития системы.

Элементы в подсистемах, а подсистемы в системе движений находятся во взаимосвязях, которые обуславливают структуру. Взаимодействия внутри каждой подсистемы и между подсистемами не только существуют, но и развиваются.

Внутренние взаимодействия обуславливают целостность системы. Движения в системе согласованы в пространстве и во времени; силы, приложенные к кинематическим цепям тела, находятся в известных соотношениях.

Исаак Ньютон: мифы и факты из жизни

На момент публикации своего основного труда Ньютону было 45 лет. За свою долгую жизнь ученый внес огромный вклад в науку, заложив фундамент современной физики и определив ее развитие на годы вперед.

Он занимался не только механикой, но и оптикой, химией и другими науками, неплохо рисовал и писал стихи. Неудивительно, что личность Ньютона окружена множеством легенд.

Ниже приведены некоторые факты и мифы из жизни И. Ньютона. Сразу уточним, что миф – это не достоверная информация. Однако мы допускаем, что мифы и легенды не появляются сами по себе и что-то из перечисленного вполне может оказаться правдой.

  • Факт. Исаак Ньютон был очень скромным и застенчивым человеком. Он увековечил себя благодаря своим открытиям, однако сам никогда не стремился к славе и даже пытался ее избежать.
  • Миф. Существует легенда, согласно которой Ньютона осенило, когда на наго в саду упало яблоко. Это было время чумной эпидемии (1665-1667), и ученый был вынужден покинуть Кембридж, где постоянно трудился. Точно неизвестно, действительно ли падение яблока было таким роковым для науки событием, так как первые упоминания об этом появляются только в биографиях ученого уже после его смерти, а данные разных биографов расходятся.
  • Факт. Ньютон учился, а потом много работал в Кембридже. По долгу службы ему нужно было несколько часов в неделю вести занятия у студентов. Несмотря на признанные заслуги ученого, занятия Ньютона посещались плохо. Бывало, что на его лекции вообще никто не приходил. Скорее всего, это связано с тем, что ученый был полностью поглощен своими собственными исследованиями.
  • Миф. В 1689 году Ньютон был избран членом Кембриджского парламента. Согласно легенде, более чем за год заседания в парламенте вечно поглощенный своими мыслями ученый взял слово для выступления всего один раз. Он попросил закрыть окно, так как был сквозняк.
  • Факт. Неизвестно, как бы сложилась судьба ученого и всей современной науки, если бы он послушался матери и начал заниматься хозяйством на семейной ферме. Только благодаря уговорам учителей и своего дяди юный Исаак отправился учиться дальше вместо того, чтобы сажать свеклу, разбрасывать по полям навоз и по вечерам выпивать в местных пабах.

Дорогие друзья, помните — любую задачу можно решить! Если у вас возникли проблемы с решением задачи по физике, посмотрите на основные физические формулы. Возможно, ответ перед глазами, и его нужно просто рассмотреть. Ну а если времени на самостоятельные занятия совершенно нет, специализированный студенческий сервис всегда к вашим услугам!

В самом конце предлагаем посмотреть видеоурок на тему «Законы Ньютона».

Принципы Закона инерции

Закон инерции является одним из фундаментальных законов движения в физике и был сформулирован Исааком Ньютоном. Он устанавливает, что объекты сохраняют свое состояние покоя или равномерного прямолинейного движения, пока на них не действует внешняя сила.

Закон инерции может быть выражен следующими принципами:

  1. Принцип сохранения состояния покоя: Если на объект не действуют внешние силы, то он будет сохранять свое состояние покоя. Это означает, что объект не будет начинать двигаться без причины.
  2. Принцип сохранения состояния движения: Если объект движется равномерно и по прямой линии, то он будет продолжать двигаться с постоянной скоростью, пока на него не будет действовать воздействие внешних сил.

Принципы Закона инерции можно наблюдать во многих обыденных ситуациях. Например, когда автомобиль резко тормозит, пассажиры сохраняют свое движение и наклоняются вперед. Это происходит из-за наличия инерции — объекты сохраняют свое состояние движения. Также, если сдвинуть стол с тяжелыми предметами, они будут продолжать двигаться по инерции.

Закон инерции имеет важное значение не только в физике, но и в других науках, таких как механика, аэродинамика и астрономия. Он является основой для понимания причин движения и взаимодействия материи во Вселенной

Примеры Закона сохранения энергии

Закон сохранения энергии является одним из основных принципов физики и применяется во многих областях науки и техники. Ниже приведены несколько примеров, демонстрирующих применение этого закона:

  1. Падение тела в гравитационном поле.

    Когда тело падает в гравитационном поле Земли, его потенциальная энергия превращается в кинетическую энергию. В соответствии с законом сохранения энергии, сумма потенциальной энергии и кинетической энергии тела остается постоянной на протяжении всего падения.

  2. Механические колебания.

    При механических колебаниях (например, колебаниях пружины) энергия переходит между потенциальной и кинетической формами. В точке максимального сжатия или растяжения потенциальная энергия максимальна, а кинетическая энергия минимальна. В точке равновесия энергия полностью сохраняется.

  3. Работа и энергия.

    Взаимодействие между телами может приводить к совершению работы и изменению их энергии. Например, при подъеме груза, работа, затрачиваемая на подъем, превращается в потенциальную энергию груза. Здесь также действует закон сохранения энергии.

  4. Энергия в системе ядерных реакций.

    В ядерных реакциях происходит превращение массы в энергию в соответствии с известной формулой Эйнштейна: E = mc^2. Сумма энергии до реакции и после нее остается неизменной, что является примером закона сохранения энергии.

Это лишь несколько примеров, и закон сохранения энергии применяется во многих других ситуациях и системах

Важно понимать, что энергия может изменяться из одной формы в другую, но ее общая сумма в изолированной системе остается неизменной

Принцип волнообразного движения: вертикальные волны как подъем и опускание

Само время и движение понимаются как бесконечные переходы между Бытием и Ничто. Бытие всплывает из Небытия, достигает пика и опускается, переходит в бесформенное Небытие, чтобы вновь обрести свой порядок и форму.
«Все в Поднебесной то погружается, то всплывает, не остается одним и тем же на всю жизнь»,— писал Чжуан-цзы. При этом внутренне соответствие данной модели движения, следование Пути и составляет истинное предназначение человека: “Вместе с волной погружаюсь,- писал философ,- вместе с волной всплываю, следую за течением воды, не навязываю ничего от себя. Вот почему я хожу по воде”.
Данная объяснительная модель строения и функционирования мира упорядочивала существование и позволяла предсказывать будущее.
Как писал Ю.К. Щуцкий : «Благодаря ритму ставшее и еще не наступившее объединяются в одну систему, по которой будущее уже существует и в настоящем как „ростки” наступающих событий… и если деятельность человека нормирована таким образом, то он гармонически включается в свое окружение».
В буддизме абсолютная реальность традиционно представлялась в виде океана, а окружающая действительность с непрерывно возникающими и исчезающими волнами.
Таким образом, феноменальный мир соотносился с абсолютной реальностью как волна и океан, а вещи, события и сама жизнь, повинуясь мировому ритму, всплывали и растворялись в волнах вечности.
Образ всплывающей и исчезающей реальности, непрерывных переходов и волнообразного движения определил своеобразие японской архитектуры, живописи, садового искусства. “Чувствовать прекрасное – значит следовать природе, быть другом четырех времен года», –писал Басе.

Проведение контрольного исследования

Наряду с общими для всех учащихся физическими упражнениями, установленными программой по физической культуре для данного школьного возраста, в уроки физкультуры вводились специальные упражнения, предусмотренные нашей программой. При реализации педагогической технологии использовалась следующая последовательность обучения учащихся.

Упражнения по коррекции развития двигательных функций на уроках физической культуры для учащихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью включались во вводную, основную и заключительную части урока в соответствии с разделом программы для специальных образовательных учреждений. Этапы обучения могут сокращаться и удлиняться, это зависит: от уровня сформированности умений и навыков; от сложности упражнения; от возраста и физической подготовки; от уровня развития физических качеств; от эмоционального состояния; от методов и приемов, которые использует учитель в своей работе; от сознательного отношения учащихся к двигательной деятельности. В начале урока проводилась разминка, которая включала вводные упражнения для различных групп мышц. При организации коррекционной работы на уроке можно выделить ряд последовательных этапов: выбор упражнений, подготовка инвентаря, размещение занимающихся, объяснение задания.

Упражнения проводились по схеме: название упражнения и его цель: правила выполнения подведение итогов (разбор ошибок при выполнении).

Содержание коррекционной работы по развитию двигательных функций у учащихся с нарушениями интеллекта на уроках физического воспитания строится в соответствии с выше перечисленными направлениями коррекции двигательных нарушений. С помощью специально подобранного комплекса средств и методов физического воспитания, учитывающих состояние здоровья, уровень физического развития и двигательной подготовленности, учащихся в возрасте 7-ми – 10-ти лет с умственной отсталостью, решались поставленные педагогические задачи. К задачам физического развития учащихся в процессе физического воспитания добавляются коррекционные задачи, направленные на ликвидацию двигательных нарушений, возникших в результате нарушения интеллекта.

Для оценки эффективности коррекционно-развивающей работы, сравнивая показатели компонентов двигательной функции функций контрольной и экспериментальной групп, мы использовали методику парных сравнений — Манна-Уитни. Согласно методике Манна -Уитни получены статистически значимые различия между количественными значениями компонентов контрольной и экспериментальной групп В группах учащихся с легкой умственной отсталостью 7 летнего возраста отмечается развитие проприоцептивной составляющей двигательного акта, центральной регуляции движений с учетом пространственных, пространственно-временных характеристик, речевой регуляции поведения. В группах 8 летних учащихся так же следует отметить статистически значимые различия по уровню развития компонентов двигательной функции: динамический праксис и речевая регуляция поведения. Так же отмечается формирование пространственной составляющей двигательного акта. У 9 летних учащихся отмечаются статистически значимые различия по компонентам праксис позы, динамический праксис, воспроизведение ритмических структур. У 10 летних школьников отмечается статистически значимая разница по компонентам двигательной функции: праксис позы, динамический праксис, реакция выбора. (см. табл.23).

Методические принципы

Методические принципы характеризуют общие условия процесса обучения во время занятий физкультурой. Данные принципы определяют методы и способы обучения двигательным навыкам, системе специальных знаний, оптимизируют целевую направленность физических качеств.

Принцип сознательности и активности указывает, что максимального эффекта на занятиях физической культурой можно достичь только при постоянном интересе обучающихся. На занятиях необходимо выдвигать реальные цели, детализируя каждую из них

У обучающихся важно развивать самостоятельность и инициативность

Принцип наглядности позволяет установить взаимосвязь между чувственным восприятием и мышлением учеников, результатом чего является комплексное воздействие на все сенсорные органы и системы, принимающие участие в двигательном акте. На занятиях физического воспитания используется непосредственная (личная демонстрация педагогом разучиваемых движений) и опосредованная (демонстрация фильмов, фотографий, методических пособий). Для обучающихся старшего школьного возраста и для студентов чаще всего используют опосредованную наглядность.

Для детей дошкольного возраста и для младших школьников на заключительном этапе разучивания новых упражнений рекомендуется использовать различные звуковые сигналы, которые позволят уточнять временные и ритмические характеристики двигательных актов.

Принцип доступности и индивидуализации. На занятиях по физическому воспитанию преподаватель должен учитывать готовность обучающихся к выполнению тренировочных нагрузок. Задачи физического воспитания должны ставиться в соответствии с индивидуальными возможностями учеников. При постановке чрезмерных требований и сложных заданий возможны негативные последствия для организма ребенка. В рамках данного принципа для определения доступности необходимо руководствоваться следующими критериями: состояние здоровья обучающегося; уровень натренированности (предельное потребление кислорода, жизненная емкость легких, изменение спортивных результатов); присутствие силы воли и целеустремленности.

Основы двигательного навыка

Основы двигательного навыка включают в себя следующие принципы:

  1. Организация движений: в процессе развития двигательного навыка, человек учится организовывать свои движения таким образом, чтобы достичь желаемого результата. Он учится правильно распределить свою энергию и усилия, координировать движения своих мышц и суставов.
  2. Контроль движений: чтобы двигаться эффективно и безопасно, человек должен научиться контролировать свои движения. Он должен быть способен оценивать и корректировать свою позицию, направление и силу движений. Контроль движений также включает в себя умение реагировать на внешние стимулы и адаптировать свои движения под изменяющиеся условия.
  3. Управление равновесием: равновесие является основой двигательного навыка. Человек должен научиться управлять своим равновесием, чтобы сохранять стабильную позицию и не упасть. Управление равновесием включает в себя умение распределить свой вес, правильно разместить свои стопы и контролировать свою позицию в пространстве.
  4. Гибкость и сила: для выполнения различных движений и действий, человек должен иметь достаточную гибкость и силу своих мышц и суставов. Гибкость позволяет расширить рабочий диапазон движений, а сила — осуществить требуемые усилия. Развитие гибкости и силы является одним из основных аспектов формирования двигательного навыка.
  5. Координация и точность: чтобы двигаться точно и эффективно, человек должен научиться координировать свои движения. Координация включает в себя умение правильно использовать свои мышцы и суставы, а также синхронизацию движений различных частей тела. Точность же позволяет выполнить движение с требуемой точностью и без ошибок.

Понимание и применение основ двигательного навыка является важным шагом в его развитии. Регулярная тренировка и практика помогут улучшить двигательный навык и достичь лучших результатов в различных видах деятельности, включая спорт, танцы, музыку и многое другое.

Публикация «Принципы обучения детей движениям (консультация для педагогов)» размещена в разделах

  • Консультации для воспитателей, педагогов
  • Методические материалы для педагогов и воспитателей
  • Темочки

Принцип сознательности. Основополагающий принцип обучения движениям. Он предполагает понимание детьми сути производимого ими того или иного движения. Начиная с 3-х лет постепенно подводим ребёнка к пониманию сути движения, умению сравнивать качественные характеристики (темп, ритм, амплитуду, мышечно ощущать его.

Принцип систематичности. Суть принципа раскрывается в ряде положений, касающихся физкультурных занятий, чередования нагрузки и отдыха, взаимосвязи между различными сторонами содержания занятий.

Принцип наглядности. Заключается в создании у ребёнка при помощи различных органов чувств представления о движении. В зависимости от того, какой анализатор является ведущим в регулировании движения, можно говорить о зрительной, слуховой, тактильно – мышечной наглядности.

Принцип доступности. Предусматривает обучение детей с учетом возрастных, половых особенностей и индивидуальных различий, уровня их физической подготовленности. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения физических упражнений. Каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного усвоения сходного с ним, но более простого. Обучение надо вести в несколько замедленном темпе.

Принцип индивидуализации. Обязывает учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, обеспечить здоровый образ жизни в дошкольном учреждении каждого ребёнку с учетом его здоровья, развития, интересов, дифференцировать задания, физические нагрузки, а также приемы педагогического воздействия.

Принцип оздоровительной направленности. Специфический принцип физического воспитания – средствами физических упражнений укреплять здоровья; физические нагрузки давать адекватно возрасту, полу ребёнка, уровню физического развития и здоровья; сочетать двигательную активность с общедоступными закаливающими процедурами; включать в комплексы физических упражнений элементы дыхательной гимнастики, упражнения для повышения выносливости; повышать двигательную активность, осуществлять медицинский контроль за физическим развитием; обеспечивать рациональный общий и двигательный режим в дошкольном учреждении, создавать оптимальные условия для игр и занятий детей. Воспитатель несёт ответственность за жизнь и здоровье каждого ребёнка.

Физиология спортивных упражнений

Спортивные упражнения по структурным признакам делятся на: 1) циклические, 2) ациклические и 3) смешанные.

Циклические — в которых закономерно взаимосвязаны и последовательно осуществляются фазы движения в цикле и последовательно однообразно повторяются циклы движений, например ходьба, бег, плавание, ходьба на лыжах, гребля и т. п. Они основаны на динамическом стереотипе.

Ациклические — однократные движения, например прыжки, силовые упражнения, статические напряжения.

Смешанные — в которых соединяются циклические и ациклические движения, например прыжок в длину, который начинается с разбега.

По качественным особенностям движения делятся на: 1) силовые, 2) скоростные, 3) на выносливость, 4) на ловкость.

По характеру реагирования они делятся на: 1) стандартные, например ходьба, плавание; 2) изменчивые, в которых осуществляются различные движения в зависимости от обстановки, например бокс, фехтование, спортивные игры.

По режиму напряжения или сокращений мышц они делятся на: 1) статические и 2) динамические.

Работа при спортивных упражнениях бывает: 1) умеренной, 2) большой, 3) субмаксимальной и 4) максимальной интенсивности.

Отдельные виды спортивных упражнений отличаются разным характером двигательных и вегетативных рефлексов и развитием разных двигательных качеств.

Например, гимнастические упражнения делятся на статические и динамические, характеризуются совершенной координацией движений и развивают ловкость. Они совершенствуют кровообращение и дыхание.

Легкоатлетические упражнения, ходьба, бег, прыжки, метания развивают скорость, силу, выносливость, ловкость. При беге на спринтерские дистанции (100 и 200 м) совершается работа максимальной интенсивности, при беге на стайерские дистанции — 400, 800, 1000 и 1500 м — субмаксимальной интенсивности, от 3000 до 10000 м — большой интенсивности, от 15 000 до 20000 м и больше — умеренной интенсивности.

При беге на местности (кроссе) происходит перестройка координации движений. Прыжки развивают зрительный и вестибулярный анализаторы. Сдвиги кровообращения и дыхания при легкоатлетических упражнениях больше, чем при гимнастических.

Лыжный спорт резко усиливает обмен веществ, кровообращение, дыхание и всесторонне развивает организм.

Плавание также отличается повышением обмена веществ, большой потерей тепла, развитием координации движений и кинестезического анализатора («ощущения воды»). Плавание способствует развитию грудной клетки, дыхания и кровообращения.

Игры и упражнения на развитие крупной моторики

Упражнений и игр на развитие речи и крупной моторики существует великое множество. Это могут быть занятия на укрепление мышечного корсета, на координацию для создания пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Игры проводятся парами или группами.

  1. «Лодочка». Положение лежа на спине с вытянутыми руками. Ребенку нужно одновременно приподнять прямые руки, голову и ноги. Держать позу максимально долго. Это же упражнение можно делать лежа на животе.
  2. «Бревнышко». Исходное положение как в предыдущем упражнении. Перекатываться всем телом поочередно в правую и левую сторону.
  3. Лежа на животе, положить руки за голову. Локти развести в стороны. Медленно поднимать верхнюю часть туловища, ноги при этом лежат ровно.
  4. «Паучок». Присесть на корточки, ладошками опереться сзади. Ползать, подражая насекомому.
  5. «Гусиный шаг». Положение на корточках, только руки на коленях. Ходить по разным направлениям: вперед, назад, влево, вправо. Усложнить упражнение можно, положив плоский предмет на голову.
  6. «Узкая дорожка». Выложить на полу длинную веревку с изгибами и поворотами. Предложить ребенку пройти по ней. По воображаемой дорожке можно катать машинки и другие игрушки.
  7. Стоять поочередно на правой и левой ноге, на носочках, на пяточках. Сделать «ласточку».
  8. Маршировать на месте с высоким поднятием ног.
  9. Упражнения с перекрестными движениями рук и ног.
  10. «Попадание в цель». Игра хорошо развивает глазомер. Можно приобрести традиционный кольцеброс или соорудить самостоятельно из подручного материала. Подойдет любая емкость, куда на расстоянии нужно кидать предметы. Сюда же относятся варианты игр в боулинг, городки, кегли.
  11. Игры с мячом или упражнения на фитболе.

Так же узнайте какие бывают .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: