Восприятие и речевое развитие дошкольников с косоглазием и амблиопией

Восприятие и речевое развитие дошкольников с косоглазием и амблиопией | статья в журнале «молодой ученый»

Представления слепых и слабовидящих

Представления слепых и слабовидящих отличаются от образов памяти зрячих качественно. Характерными осо­бенностями этих представлений являются фрагментарность, схематизм, низкий уровень обобщенности и вербализм.

Фрагментарность представлений частично зрячих и слабовидящих проявляется в том, что в образе объекта зачастую отсутствуют многие существенные детали. В результате образ неполон, лишен целостности, а иногда и неадекватен отображаемому объекту. Фрагментарность представлений с дефектами зрения отчетливо проявля­ется при воспроизведении образов путем лепки, рисова­ния или моделирования, а также при узнавании объек­та. Неполное и неточное отображение предметов ведет к снижению уровня обобщенности, выделению несущественных признаков

Например, в образе лисы для не­зрячего ребенка наиболее важной деталью может являть­ся пушистый хвост, а в образе зайца — короткий хвост. Подобная фрагментарность и недостаточная обобщенность является причиной несоответствия образа оригиналу

Неадекватность образов отчетливо проявляется при по­вторном восприятии объектов в процессе узнавания. Так, незрячий школьник может спутать белку и лису или зайца и медведя на том основании, что у первой пары хвосты пушистые, а у второй — короткие.

Схематизм особенно отчетливо проявляется при реп­родуцировании образов, бедных деталями и поэтому слабо дифференцированных. Так, слепые и слабовидящие не могут установить различие между птицами одного вида, зерновыми растениями и т.п. в не только на основе имею­щихся представлений, но и вовремя восприятия, В пер­вом случае они отмечают лишь наличие головы, тулови­ща, крыльев и двух ног? а во втором — колоса и стебля. Наиболее же характерные признаки — форма, величина и др. — остаются в тени, в результате чего образ памяти формируется как голая схема того или иного объекта.

С невозможностью осязательно или зрительно вос­принимать те или иные объекты в целом- или их отдель­ные свойства связана и такая характерная особенность представлений слепых и слабовидящих, как вербализм. Под вербализмом представлений понимается нарушение соотношения чувственного и понятийного в образе в сто­рону преодоления последнего или полное отсутствие чув­ственных элементов в словесном описании объектов. Например, описывая, мухомор, незрячий (слепорожден­ный) ученик говорит, что это гриб с красной шляпкой, покрытый белыми пятнами «При воспроизведении образа путем лепки оказывается, что конкретного единично­го представления о мухоморе у ученика нет — он лепит гриб, лишенный каких бы то ни было характерных при­знаков мухомора.

8 стр., 3944 слов

Развитие зрительного восприятия слепых с остаточным зрением и …

… П. Григорьевой создана система развития зри­тельного восприятия у слепых и слабовидящих, включающая в себя как психофизиологические, так … приятия, выявилось также влияние использования остаточного зрения на успешность всей учебной деятельности учащихся: дети лучше составляли рассказы- … рельефными рисунками. Образ этих рисунков сохранялся в долговременной памяти более полугода, в то время как бесцвет­ …

Практика обучения в специальных школах показы­вает, что при правильно организованной коррекционной работе слепые и слабовидящие приобретают запас пред­ставлений, обеспечивающий возможность достаточно точной ориентации в окружающем мире.

Особенности речевого развития у детей с нарушением зрения

Организация: ЛДОУЯСКВ № 53 «Мечта»

Населенный пункт: Луганская Народная Республика, г. Луганск

У дошкольников с нарушением зрения прослеживаются определенные связи и взаимодействия речевой и зрительной недостаточности. В силу нарушения деятельности зрительного анализатора дети не имеют реальных, конкретных представлений об окружающем мире.
Эта недостаточность может проявляться своеобразием речевого развития, которое часто не укладывается в обычные возрастные границы.
Выделяют три группы детей с нарушением зрения с различной степенью тяжести нарушений речи:

Для детей I группы характерна несформированность всех языковых систем. Снижено понимание речи; развернутая речь отличается лексико – грамматическим недоразвитием; недостаточный словарный запас; имеются множественные нарушения фонетической стороны речи, отсутствуют фонематические представления.
У детей II группы отмечается несформированность фонематических представлений, обширно представлены нарушения фонетической стороны речи.
У детей III группы речевые нарушения проявляются в отсутствии или искажении звуков; не возникает затруднений при обучении фонематическому восприятию.

Для дошкольников с нарушением зрения характерен малый запас предметных и пространственных представлений, неумение обозначать в речи пространственные признаки и направления пространства.
Умения выделять признаки предметов, находить обобщающие слова значительно отстает от нормы.
В результате недостаточности предметных образов действительности отмечается сложность удержания в речевой памяти развернутых высказываний и правильного грамматического построения предложения.
Наблюдается снижение речевого развития при выполнении заданий на описание объектов окружающего.

Корреция нарушений речи у детей с нарушением зрения осуществляется с учетом не только речевого дефекта, но и состояния зрения, особенностей способностей восприятия приемов подачи одного и того же материала в процессе обучения.

Коррекционные занятия проводятся в соответствии с учебным планом и специальными программами в форме индивидуальных и мало — групповых занятий.

Работа логопеда по развитию речи детей с нарушением зрения имеет свои особенности.
Для занятий подбирается яркий, красочный материал, способствующий развитию зрительного внимания и восприятия.
Коррекционную направленность занятий определяют следующие факторы:
1. Создание соответствующих условий для зрительного восприятия:
— освещенность помещения,
— правильное расположение рабочих мест и пособий с учетом зрительных нарушений (чем острота зрения ниже, тем ближе ребенок к объекту, при окклюзии, материал располагаем со стороны не заклеенного глаза)
2. Использование стимульного материала в зависимости от зрительной патологии ребенка:
— их размер, цвет и масштаб должны соответствовать определенным требованиям ( наглядность должна быть крупной фронтальной до 15-20 см, индивидуальной от 5см.; изображения должны быть простые, без лишних деталей, с четким контуром, конкретным по отношению к фону, должен соблюдаться масштаб (машина меньше дома, дерево больше цветка); в пособиях должны преобладать яркие цвета)
3. Выбор методов и приемов осуществляется не только с учетом возрастных и индивидуальных возможностей, но и состояние зрительных функций, уровня развития зрительного восприятия.4. Переключение со зрительного восприятия на тактильное и слуховое.
На занятиях, где основной упор делается на работу зрительного анализатора, через каждые 7-10 минут проводим корригирующую гимнастику для глаз.
Рекомендации тифлопедагога по организации логопедической работы с детьми с нарушением зрения

При гиперметропии (дальнозоркости) стимульный материал должен быть мелких размеров;Расстояние от зеркала (учебной доски) до ребенка не менее метра;Изображения должны предъявлятся на цветном фоне, приемущественно зеленого или оранжевого цвета.

При миопии (близорукости) стимульный материал крупных размеров;
— Расстояние от зеркала (учебной доски) до ребенка не более 1 – 1,5 метра
— Изображения должны предъявлятся на цветном фоне, приемущественно зеленого или оранжевого цвета.

При сходящемся косоглазии расстояние от поверхности стола до глаз должно быть не менее 30 см.
При расходящемся косоглазии наглядный материал следует размещать на подставке, угол наклона не менее 15 градусов.

Приложения:

  1. file0.pptx.zip.. 3,8 МБ

Опубликовано: 17.11.2022

Восприятие слепых и слабовидящих

В процессе восприятия обычно принимают участие несколько анализаторов. Во время выполнения различ­ных видов деятельности тот или иной анализатор стано­вится ведущим. В зависимости от условий жизни и ха­рактера деятельности один из анализаторов соответствен­но становится доминирующим. Соответственно этому определяется присущий тому или иному человеку тип восприятия. В норме, у большинства людей формирует­ся зрительный тип восприятия. Причем доминирование зрения настолько прочно, что даже такие серьезные на­рушения его функций, какие наблюдаются у слабовидя­щих и частично зрячих, не влекут за собой изменения типа восприятия: у таких людей наблюдается зрительно-двигательно-слуховой тип восприятия.

Только при наиболее значительных снижениях ост­роты зрения (от 0,03-0,02 и ниже) и тотальной слепоте, когда большая часть предметов и явлений не может быть адекватно воспринята визуально, доминирующее поло­жение занимают кожно-механический и двигательный анализаторы, лежащие в основе осязательного восприя­тия. Однако зрительный анализатор в зависимости от уровня остроты зрения и характера деятельности про­должает в той или иной мере принимать участие в про­цессе восприятия. А в некоторых видах деятельности, не требующих тонкой зрительной дифференцировки, например, при ориентировке в большом пространстве, аномальное зрение даже при очень низкой его остроте может занимать ведущее положение.

Полное выпадение зрительных ощущений из процес­са восприятия наблюдается только в случаях тотальной слепоты. Так как более или менее полное отражение про­странственных и физических свойств объектов слепыми осуществляется благодаря информации, получаемой че­рез кожный и двигательный анализаторы, при наиболее серьезных дефектах зрения, как правило, формируется осязательный тип восприятия.

Кроме того, формированию осязательного типа вос­приятия в высшей степени способствует характер, учеб­ной и трудовой деятельности слепых, т.к. овладение на­выками чтения и письма, а также всеми трудовыми дви­гательными навыками происходит на основе осязатель­ного восприятия предметов и орудий труда.

Независимо от того, какой тип восприятия склады­вается у слепого или слабовидящего, оно обладает все­ми свойствами, известными в общей психологии: изби­рательностью, осмысленностью, обобщенностью, аппер­цепцией и константностью,, При слепоте и слабовидении наблюдается редуцированность проявлений неко­торых свойств восприятия. Так, избирательность вос­приятия ограничивается узким кругом интересов, сни­жением активности отражательной деятельности, мень­шим по сравнению с нормой эмоциональным воздей­ствием объектов внешнего мира; осмысление и обобще­ние образов осложняется недостаточностью чувствен­ного опыта и снижением полноты и точности отобра­жаемого; сокращается зона константного зрительного восприятия.

11 стр., 5089 слов

Особенности применения различных наглядных средств по развитию …

… Развитие и использование в процессе обучения зрительного восприятия у слепых детей с остаточным зрением и у слабовидящих является коренной проблемой тифлопсихологии и тифлопедагогики. … и полнота формирующихся перцептивных образов зависят от ориентировочно-исследовательской деятельности. Зрительное восприятие включает работу сенсорных (чувствительных), двигательных и речевых механизмов: зрительное …

Дефекты зрения приводят к тому, что в зрительном восприятии правильно отражаются лишь некоторые, часто второстепенные признаки объектов, в связи с чем возникающие образы искажаются и часто бывают не­адекватны действительности.

Несмотря на отмеченные выше специфические осо­бенности, зрительное восприятие частично зрячих и ела» слабовидящих в своих основных закономерностях протека­ет принципиально так же, как и в норме.

Нарушения функции зрения, затрудняя, ограничи­вая либо полностью исключая возможность зрительного восприятия, неизбежно отражаются и на представлени­ях, т. к. того, чего не было в восприятии, не может быть и в представлении.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: