Логоритмические игры и упражнения дома
Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкального, ритмического и физического воспитания.
Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. Логоритмика – это один из качественных методов логопедической работы по развитию речи ребенка. Чередование различных средств логоритмики требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности. В результате сочетания слова, музыки и движения дети становятся более раскрепощенными, эмоциональными.
Все выше перечисленное совершенствует умственные процессы ребенка.
Музыка, движение и слово в логоритмике сочетаются различным образом. Но какова бы, ни была доля музыки и слова, музыки и движения и т.д., в упражнениях в комплексе они формируют и упорядочивают двигательную сферу ребенка, его деятельность, положительно влияют на личность
Важно то, что бы у ребенка эти процессы нормализовались неосознанно, естественно
Стихотворения (речевые упражнения) необходимо проговаривать так, чтобы ребенок мог соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Здесь важна правильная последовательность: сначала дети выполняют действие «по показу», затем самостоятельно, в нужном ритме, одновременно проговаривая или пропевая в том же ритме слова.
«Оладушки»Тесто круто замесили, ух – тух! Ух -тух! (сжимать и разжимать кулачки)Сковородки раскалили, ух – тух! Ух-тух! (круговые движения двумя руками – как по столу – от центра вправо – влево)Ди-ди, ла-да, ладушки, испечем оладушки («печем» оладушки) Хлоп-шлеп, хлоп шлеп, хлоп-шлеп, хлоп- шлеп!Лады — лады, ладушки, горячи оладушки! (круговые движения вправо-влево от центра перед собой: «дуем» на ладошки.)
«Дождик: кап!»Птица: кар, кар, кар! (крылья)Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки в ладоши)Дождик: Кап, кап, кап (хлопки по коленям)Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! ( топаем ногами попеременно)Дети: ха-ха-ха! (вытягиваем руки вперед ладонями вверх)Мама: Ах, ах, ах! (качаем головой, держась за нее руками)Дождик: кап, кап, кап! (хлопки по коленям)Туча: бах, бах, бах! (топаем ногами).
«Шарик»Надувают шарик быстро, (пальцы обеих рук собраны в одну щепотку, постепенно раздвигаем их, не отрывая друг от друга)Он становится большой (медленно разводим руки в стороны)Вдруг шар лопнул, (хлопок в ладоши)Воздух вышел, (дуем на ладони)Стал он тонкий и худой (снова собираем пальцы в щепотку).
«Козлики»Вот мостик горбатый (ладонь на ладонь)Вот козлик рогатый. (указательный палец и мизинец выставить вперед)На мостике встретил он серого брата (указательный палец и мизинец левой руки выставить вперед)Упрямцу с упрямцем опасно встречаться,И козлики наши стали бодаться. (указательные пальцы и мизинцы «встречаются» и «расходятся» 8 раз.)Бодались, бодались, сражались, сражались (пальчики «встречаются» крест — накрест)И в речке глубокой вдвоем оказались (пальчики «ныряют» вниз, на колени).
«Пальчик-непоседа»Мой пальчик – непоседа,Быстрее шевелись! (поочередно трогать каждый пальчик)А если вдруг устанешь, скорей сюда садись! (дотянуться каким-либо пальчиком до носика, ушка, животика, ножки …)
«Правая и левая»Эта ручка – правая!Эта ручка – левая! (вытягивать руки поочередно вперед ладонями вверх)Я на мячик нажимаю, я зарядку делаю! (сжимать – разжимать кулачки)Будет сильной правая! Будет сильной левая! (Вытягивать вперед кулачки правой и левой руки поочередно),Будут ручки у меня ловкие! Умелые! («мотаем клубочки»)
«Шел по берегу петух»Шел по берегу петух, (идем на месте, поднимая высоко ноги, руки за спиной),Поскользнулся, в речку – бух! (круговые движения руками, затем приседаем),Будет знать петух, что впредь (медленно поднимаемся, грозя пальчиком),Надо под ноги смотреть! (наклоны вперед).
Играйте с удовольствием!!!
Материал подготовилаучитель-логопед, Сорочинская Ю.М.