На развитие речевого дыхания
Следующие игры и упражнения необходимы для улучшения диафрагмального дыхания, правильного дыхательного темпа и развития речевого аппарата:
«Дышим хорошо». Ребенок ложится и кладет руку себе на верхнюю часть живота
Внимание концентрируется на глубине дыхания. Делаем вдох-выдох и отмечаем, как животик приподнимается и опускается;
«Лопнувшая шина»
Разводим перед собой по подобию большой шины. На выдохе медленно произносим ШШШШ, при этом руки скрещиваются: правую нужно положить на левое плечо и наоборот. Грудная клетка легко сжимается на выдохе;
«Шарик». Аналогично предыдущему, но на выдохе нужно произносить ФФФФ;
«Жук». Руки нужно поднять в стороны и слегка отвести назад. На выдохе произносим ЖЖЖЖ, опуская при этом руки;
«Маятник». Садимся по-турецки, руки на затылке. Сначала спокойный вдох, потом пауза 3 секунды, затем наклон вперед и выдох. При возврате в исходное положение — вдох;
«Урожай». Из положения стоя прямо поднять руки вверх, словно доставая яблоки с дерева, сделать вдох и задержать дыхание на 3 секунды. Опустить руки, наклониться вперед и выдохнуть;
«Гармошка». Исходная позиция — стоя прямо, руки на поясе. Вдох, затем пауза 3 секунды. Наклон влево — выдох. Повторить в другую сторону;
«Греем руки». Предлагаем вдохнуть через нос и плавно выдыхать через рот на руки, как бы согревая их.
Для занятий с несколькими детьми подойдет упражнение «Чайник». Каждому нужно дать баночку с узким горлышком. По сигнальной фразе «У Маши кипит чайник» названный ученик дует в отверстие банки так, чтобы получился свист. Для этого выдох должен быть очень интенсивный, нижняя губа при этом касается края горлышка.
Основные причины заикания у детей
Единого мнения по поводу точной причины развития логоневроза нет. Но первые исследователи этого феномена уже указывали на нервно-психическую природу. В частности, об этом говорил Г.Д. Неткачев в своей работе «Заикание» 1909 года.
Есть определенные факторы, которые влияет на развитие данной патологии:
- Патологии при вынашивании плода (инфекционные процессы, кислородное голодание).
- Ранние роды и травмы в процессе рождения.
- Наследственная предрасположенность.
- Лабильная нервная система, которая выражается в ранимости, повышенной раздражительности и нервозности.
- Индивидуальные особенности речевого развития. К примеру, раннее изучение иностранного языка может спровоцировать данное расстройство по причине того, что ребенок элементарно еще не освоил свой собственный язык.
Причины заикания также кроются в психологических и социальных факторах.
Излишне требовательное отношение к малышу, постоянный контроль и придирки.
Отсутствие единой стратегии в воспитании.
Сильные эмоциональные переживания.
Личные страхи малыша
Дети могут бояться темноты, наказаний со стороны родителей.
Сильный испуг, вызванный разными факторами.
Отсутствие эмоционального контакта с родителями, их недостаточное внимание в период формирования речевой функции.
Резкая смена обстановки. Малыш может негативно воспринять изменение привычных для него условий: смена детского сада, места жительства и т.д.
Различные стрессы и психотравмы, вызванные особенностями обстановки, в которой существует ребенок (частые ссоры внутри семьи, непростые отношения между детьми и т.д.).
Иногда в речи детей может наблюдаться такой феномен как «ложное заикание». Это состояние нельзя назвать патологическим, ведь ребенок может просто копировать речь своих родителей. Иными словами, если папа или мама заикаются, то малыш может повторять за ними услышанные звуки и особенности речи.
«Заикание: симптоматика и современные методы коррекции»
Ведущие эксперты портала Лого-Эксперт быстро погрузят в тему и научат дифференцировать итерации и истинное заикание, применять инновационные приёмы логопедического массажа при заикании у детей дошкольного возраста и использовать современные методы коррекции.
Своим опытом делятся профессора и специалисты высшей категории – Шевцова Е. Е., Архипова Е. Ф., Садовникова Е. Н. иШутова Н. Г.
Видовые характеристики
При логофобии малыш станет сознательно игнорировать «трудные» звуки, из-за их замены или пропуска речь станет невнятной. Возникнет страх устного общения. Эмболофразия – патологическое состояние, при котором ребенок вставляет в слова определенные фонемы.
Классификация типов заикания по характеру судорог артикуляционных мышц:
- Клоническое заикание − если идет повтор первых звуков или слогов в словах; распространяется на весь речевой аппарат; часто отмечается на начальном этапе развития патологии (па-па-па).
- Тоническое заикание – с характерными паузами в середине слова; они могут быть короткими в виде толчка или длительных спазмов; речь такого ребенка напряженная; судороги затрагивают даже мышцы живота (па-а-а-а).
- Смешанное – возникает в результате длительного течения заболевания.
Характеристика по локализации судорог:
- дыхательная форма;
- артикуляторная;
- голосовая;
- смешанная.
При повышенном тонусе мышц артикуляционного аппарата перекашивается лицевая мускулатура, возникают судороги губ, языка и мягкого неба. Для дыхательного типа заикания характерен резкий и шумный вдох посреди разговора, возникновение пауз. Основным симптомом голосовой формы являются судороги при произношении гласного звука, наблюдается полная потеря голоса или его прерывистость. Такая форма встречается реже остальных.
Заикание у детей раннего возраста
У детей раннего возраста, по мнению некоторых авторов, механизм заикания целесообразно объяснить с позиций реактивного невроза и невроза развития (В. Н. Мясищев, 1960). Реактивный невроз развития понимается как острое нарушение высшей нервной деятельности. При неврозе развития образование патологических стереотипов происходит постепенно, в неблагоприятных условиях среды — перераздражения, подавления, изнеживания. Заикание развития возникает в раннем возрасте на фоне задержанного физиологического косноязычия
при переходе к сложным формам речи, к речи фразами. Иногда оно является результатом речевого недоразвития разного генеза (Р. М. Боскис, Р. Е. Левина, Е. Пишон и Б. Мезони). Так, Р. М. Боскис называет заикание заболеванием, в основе которого лежат речевые затруднения, связанные с оформлением более или менее сложных высказываний, требующих для своего выражения фразы
. Речевые затруднения могут вызываться задержками развития речи, переходом на другой язык, случаями патологического развития личности с недоразвитием эмоционально-волевой сферы, необходимостью выразить сложную мысль и пр. Р. Е. Левина, рассматривая заикание как речевое недоразвитие, видит сущность его в преимущественном нарушении коммуникативной функции речи. Изучение сотрудниками сектора логопедии НИИ РАО общего речевого развития ребенка, состояния его фонетического и лексико-грамматического развития, соотношения активной и пассивной речи, условий, при которых заикание усиливается или ослабевает, подтверждают наблюдения Р. М. Боскис, Е. Пишон, Б. Мезони и др. Речевые затруднения, по мнению Р. Е. Левиной, зависят от различных условий: с одной стороны, от типа нервной системы, с другой — от разговорной среды, от общего и речевого режимов. Первые проявления заикания характеризуются аффективной напряженностью, сопровождающей еще непосильную умственную операцию поиска слов, грамматической формы, оборота речи. Н. И. Жинкин с физиологических позиций анализа работы глотки находит, что феномен заикания может быть определен как нарушение непрерывности в отборе звуковых элементов при составлении разнометричного алгоритма слов, как нарушение авторегулировки в управлении речедвижениями на уровне слога.
Слайд 30Речевой онтогенез Для начала заикания особое значение имеет период интенсивного
формирования речи. Выявляется несоответствие между недостаточно оформленным речевым дыханием и психической возможностью произнесения сложных фраз.Психическая сторона речи в этот период опережает возможности ее моторной реализации. Наряду с наличием высокой степени речевой мотивации имеется выраженная несформированность процесса внутреннеречевого программирования. С этим связано появление в речи у детей физиологических итераций в виде повторения слогов, слов, словосочетаний. Имеются необоснованные паузы и ошибки в лексико-грамматическом структурировании контекстного высказывания.
Слайд 94СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ 1. Анкетные данные.2. Анамнез. При сборе анамнеза
обратить внимание на время появления заикания, причины его возникновения, особенности проявления и течения, на особенности эмоционально-волевой сферы.3. Проявление заикания:§ место возникновения судорог (дыхательные, голосовые, артикуляционные, смешанные);§ форма судорог (клоническая, тоническая, смешанная);§ частота проявления судорог и сохранные речевые возможности (определяются уровни свободной речи, начиная со спонтанной и заканчивая сопряженной формой речи);§ наличие трудных звуков, их сочетаний, слов;§ наличие сопутствующих насильственных и ненасильственных двигательных нарушений;§ наличие речевых уловок (эмболофразия).
Эффективность игр при заикании
Для ребят до 7 – 8 лет игра — это учеба, труд, развлечение, попросту говоря — основная форма восприятия мира. Играя, ребенок выражает впечатления и эмоции от общения, сюжетов книг, учится выстраивать отношения с людьми.
В случае с заиканием специально подобранные игры и упражнения дают следующие результаты:
- закрепляются правильные навыки речи и поведения в разных жизненных условиях;
- новые навыки речи легче переносятся из образовательной среды в жизнь;
- формируется правильное отношение к себе и к окружающим.
Помимо тренировки речи, занятия помогают расширить кругозор, поднять настроение, развить целеустремленность, организованность, сообразительность.
На развитие чувства ритма
Логопедическая ритмика подразумевает двигательные упражнения, преследующие разные цели.
Нормализация мышечного тонуса
Подходящие упражнения: свободное качание рук вперед-назад, в стороны, чередование напряжения и расслабления рук.
Ритмизация движений
Используются ходьба, хлопанье и постукивание под разные музыкальные темпы и ритмы, пропевание слов и слогов. Пример: прохлопываем песенку «Петушок, петушок, золотой гребешок».
Эффективно использовать активные упражнения под музыку с проговариванием речевых заданий. Например, ученики произносят текст и сопровождают его движениями: «Над нами дуб высокий (руки в стороны), над нами сосны, ели (наклоны влево-вправо), головами зашумели (хлопок)».
Что такое заикание?
Логоневроз или по-другому заикание – это достаточно распространенное речевое нарушение, которое в 80% случаев возникает в детском возрасте. Согласно международной классификации заболеваний (МКБ), логоневроз – это нарушение ритмического течения речи, для которого характерно повторение слов, слогов, частые остановки или нерешительность в речи, а также неумышленные удлинения звуков.
Эта патология корректируется комплексно, т.е. используются медикаментозное воздействие и психолого-педагогические методики. Чем раньше начинается терапия, тем быстрее и проще протекает процесс коррекции заикания у ребенка.
Логоневроз или, по-другому заикание – это достаточно распространенное речевое нарушение, которое в 80% случаев возникает в детском возрасте. Согласно международной классификации заболеваний (МКБ), логоневроз – это нарушение ритмического течения речи, для которого характерно повторение слов, слогов, частые остановки или нерешительность в речи, а также неумышленные удлинения звуков.
Эта патология корректируется комплексно, т.е. используются медикаментозное воздействие и психолого-педагогические методики. Чем раньше начинается терапия, тем быстрее и проще протекает процесс коррекции заикания у ребенка.
Преодоление дефекта
Коррекционное воздействие носит комплексный характер. Работа логопеда организуется поэтапно на фоне лечебно-оздоровительных процедур и психолого-педагогических тактик.
Этапы логопедической коррекции
- Подготовительный — оздоровительный режим, доброжелательная атмосфера, ограничение собственной речи пациента, демонстрация образцов правильной речи.
- Тренировочный – обучение сопряжено-отраженной, шепотной, ритмической, вопросно-ответной речи в процессе лепки, конструирования, рисования, игр.
- Завершающий – автоматизация приобретенных навыков правильной речи в различных ситуациях и видах коммуникативной деятельности.
На всех этапах развивают фонетику, лексику, грамматику, голосоподачу, просодику, а также проводят логоримику, логопедический массаж, дыхательную и артикуляционную гимнастику. Как дополнительные приемы применяют коммуникационные игры, музыкотерапию, арттерапию, театрализацию, драматизацию и др.
Слайд 16Таким образом, в конце 19 начале 20 в. все определеннее становится
мнение, что заикание — это сложное психофизическое расстройство. По мнению одних, в его основе лежат нарушения физиологического характера ,а психологические проявления носят вторичный характер (А. Гутцман, 1879; А. Куссмауль, 1878; И. А. Сикорский, 1889, и др.). Другие первичными считали психологические особенности, а физиологические проявления -как следствие этих психологических недостатков (Хр. Лагузен, 1838; А. Коэн, 1878; Гр. Каменка, 1900; Г. Д. Неткачев, 1913, и др.). Делались попытки рассматривать заикание как невроз ожидания, невроз страха, невроз неполноценности, навязчивый невроз и пр.
Слайд 80Невротическая форма заикания 1.Тенденция к раннему речевому развитию до появления заикания.2.Наличие
развернутой фразовой речи до появления нарушения.3.Характерологические свойства (впечатлительность, тревожность и т. п.).4.Преимущественно психогенное начало речевой патологии (психическая острая или хроническая травматизация).5.Заикание может появиться в возрасте от 2 до 6 лет.6.Большая зависимость степени судорожных запинок от эмоционального состояния заикающегося и условий речевого общения.7.Возможность плавной речи при определенных условиях (речь наедине с собой, в условиях эмоционального комфорта, при отвлечении активного внимания от процесса говорения и пр.).
Симптомы логоневроза
Заикание у детей легко диагностируется по симптомам, характерным для этого расстройства. Эта патология выражается в нарушении темпа дыхания и речи, которая характеризуется вынужденными остановками, непроизвольным повторением звуков и отдельных слогов. Помимо характерных нарушений речевой функции, специалисты выделяют три категории симптомов:
- Невротические – страх, сильная тревожность, снижение аппетита, бессонница, эмоциональное напряжение, потливость, чувство собственной неполноценности и т.д.
- Сопутствующие – дрожание губ, нервный тик, тремор рук, моргание, мышечное напряжение.
- Ощущение нехватки воздуха. Часто при попытке произнести какое-то слово, ребенок чувствует, что ему не хватает воздуха, что вызвано дыхательными судорогами.
Симптоматика развивается по мере прогрессирования заболевания. На начальной стадии нарушения носят эпизодический характер, но если не предпринимать никаких действий, то симптомы появляются чаще, а после становятся постоянными. Отсутствие лечения чревато развитием другого серьезного речевого расстройства – логофобии, которая характеризуется навязчивым страхом перед речью, связанной с заиканием.
Сравнительная характеристика различных форм заикания:
ПОКАЗАТЕЛИ | НЕВРОТИЧЕСКОЕ | НЕВРОЗОПОДОБНОЕ | СМЕШАННОЕ | |||
Речевая активность | Резко снижена | Обычно повышена | Повышена до появления невротических наслоений, затем снижается | |||
Локализация судорог | Преобладают дыхательно-вокальные | Преобладают в артикуляционном аппарате | Во всех группах мышц, связанных с речью | |||
Темп речи | Различный | Тахилалия | Тахилалия | |||
Звукопроизношение | Без особенностей | Часто дислалия, реже дизартрия | Различное | |||
Выразительность речи | Различная | Речь невыразительная, монотонная, глуховатая | Речь невыразительная, монотонная, глуховатая | |||
Психомоторика (включая логомоторику) | Без выраженных особенностей | Неуклюжесть, плохой почерк, вялая мимика, скованность и однообразие движений | Различная | |||
Раздувание крыльев носа во время речи | Типично | Непостоянно | Непостоянно | |||
Сопутствующие движения | Часты. Характер их изменчив | Очень часты. Стереотипны | Постоянны и чаще всего однообразны | |||
Фиксация на трудных звуках | Выражена | Слабее, чем при невротическом заикании | Более или менее выражена | |||
Течение заикания | Волнообразное, выраженность заикания зависит от выраженности психотравмирующих переживаний | Более или менее постоянное, с периодами ухудшения, зависящими от степени переутомления, речевой нагрузки, соматического состояния | Зависит от психофизиологического состояния, поэтому волнообразное | |||
Дислексия, дисграфия, дискалькулия | Редки | Часты | Часты | |||
Целенаправленность в преодолении речевых нарушений | Обычно высокая, порой чрезмерная | Резко снижена | Недостаточна | |||
Показатели | Невротическое | Неврозоподобное | Смешанное | |||
Психотравмирующая ситуация | Резко ухудшает речь | Обычно влияет мало | Ухудшает речь | |||
Логофобия | Характерна | Не характерна | Присоединяется позже по мере развития невротических наслоений | |||
Усиленная фиксация на речи | Типична | Нет | Встречается часто | |||
Психомоторное развитие | Различное, порой ускоренное | С задержкой | С задержкой | |||
Развитие навыков самообслуживания | Без заметных отклонений | С задержкой | С задержкой | |||
Леворукость | Как в популяции | Часта | Часта | |||
Речевая патология у близких родственников | Редка | Часта | Часта | |||
Сроки и обстоятельства появления заикания | После психических травм в любом возрасте, но, как правило, в 3-7-летнем возрасте | В период становления речи | Неврозоподобное заикание в период становления речи, а невротические наслоения значительно позже (обычно в 12-15-летнем возрасте) | |||
Акцентуации личности | Характерны | Не характерны | Могут иметь место | |||
Интеллект | Не страдает | Может быть снижен | Может быть снижен | |||
Усиленная фиксация на речи | Типична | Нет | Встречается часто | |||
Речевая активность | Резко снижена | Обычно повышена | Повышена до появления невротических наслоений, затем снижается | |||
Локализация судорог | Преобладают дыхательно-вокальные | Преобладают в артикуляционном аппарате | Во всех группах мышц, связанных с речью | |||
Темп речи | Различный | Тахилалия | Тахилалия | |||
Звукопроизношение | Без особенностей | Часто дислалия, реже дизартрия | Различное | |||
Выразительность речи | Различная | Речь невыразительная, монотонная, глуховатая | Речь невыразительная, монотонная, глуховатая | |||
Психомоторика (включая логомоторику) | Без выраженных особенностей | Неуклюжесть, плохой почерк, вялая мимика, скованность и однообразие движений | Различная | |||
Логоритмика как основа коррекции заикания
Заикание – это существенное темпо-ритмическое нарушение речи, выражающееся в непроизвольном прерывании нормального речевого потока. Ребенок, который заикается, повторяет или удлиняет звуки, слоги или слова. Заикание отличается от повторения слов, которое наблюдается, когда ребенок учится говорить. Заикание может в значительной степени затруднить ребенку общение с другими людьми.
Существуют следующие основные виды заикания в соответствии с причиной его возникновения: нейрогенное заикание, которое может возникнуть вследствие органических нарушений или травмы головного мозга, из-за проблем с сигналами между мозгом и нервами и мышцами, участвующими в речи; психогенное заикание, которое может возникнуть после эмоциональной травмы, или быть связанным с проблемами развития мышления или речи ребенка .
Ребенок более склонен к устойчивому заиканию, если у него в анамнезе имеется один или несколько следующих признаков: семейная история заикания; заикание в течение полугода месяцев или дольше; другие нарушения речи или мышления; сильные эмоции по поводу заикания или членов семьи со страхами или проблемами.
Специалисты отмечают, что у ребенка могут быть симптомы заикания, которые являются частью его нормального речевого и общего развития. Однако если симптомы длятся от 3 до 6 месяцев, можно говорить о развитии синдрома заикания.
Коррекция заикания зависит от выраженности симптомов, возраста и общего состояния здоровья ребенка. Врачи-дефектологи особо отмечают, что «лекарство от заикания» в узком смысле отсутствует. Раннее лечение может предотвратить продолжение заикания и в определенной степени исключить его появление в более старшем возрасте.
Для коррекции заикания у детей используются различные методы, среди которых одним из наиболее эффективных является комплексный метод, называемый логопедической ритмикой. В состав этого метода входят собственно логопедические методики и ритмичная музыка в сочетании с физическими упражнениями. Это активная двигательная терапия, использование которой помогает коррекции различных нарушений речи у детей. При помощи логопедической ритмики проводится успешная и результативная работа, исправляются фонетико-фонематические нарушения речи, такие дефекты, как заикание, алалия и т.д. Особенность логоритмических упражнений заключается в том, что, помимо развития речевых данных и мышечной системы ребенка, развиваются эмоции, пробуждается его мысль и воображение .
Логопедическая ритмика состоит из двух главных направлений. Одно направление связано с неречевыми процессами (такими, как общая моторика, координация движений, ориентация в пространстве; регуляция тонуса мышц, развитие музыкального темпа и ритма, певческих способностей, активизация всех видов внимания и памяти). Второе направление ориентировано собственно на речевое развитие и коррекцию нарушений речи (развитие дыхания, голоса; регулировка скорости речи, управление интонацией, развитие артикуляции и мимики ребенка, координация речи с движением, верное звукопроизношение, развитый фонематический слух).
Коррекционно-педагогическими условиями применения логоритмической гимнастики, обеспечивающими успешную работу по преодолению заикания, являются : Предоставление равных возможностей занятия логоритмикой детям дошкольного возраста с различными психофизиологическими особенностями (в том числе ограниченными возможностями здоровья). Психомоторное и речевое развитие дошкольника на игровой основе. Эмоциональное благополучие ребенка, оптимальная организация педагогических процессов. Психолого-педагогическая поддержка семьи, работа с родителями в целях повышения их психолого-педагогической компетентности.
При соблюдении данных условий в коррекционной работе можно рассчитывать на успех в достижении цели занятий логопедической ритмикой – коррекции и профилактики отклонений в развитии речи ребенка посредством ритмического движения.
Список используемых источников
Артемова, Е.Э. Логоритмика в системе коррекционной работы с детьми с нарушением речи / Е.Э. Артемова, Е.Н. Докучаева // Школьный логопед. – 2016. – № 3. – С. 74–78.
Власова Н.А. Логопедия. Заикание / Н.А. Власова // сост. Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – М. : Академия, 2015. – 388 с.
Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова. – 2-е изд. – М. : Сфера, 2017. – 181 с.