Вызываем речь у ребенка раннего возраста

В статье рассматривается опыт работы по формированию речевых навыков у неговорящих детей с первичным и вторичным нарушением интеллекта на начальном этапе коррекции

Слайд 2Актуальность: Количество детей с речевой патологией в

последнее время имеет тенденцию к возрастанию. С каждым годом увеличивается число детей с тяжелой речевой патологией, когда затрагиваются все стороны речи (звукопроизношение, фонематический слух, грамматический строй, лексика и т.д.) при наличии нормального слуха. У таких детей, нужно не развивать речевые навыки или совершенствовать, а формировать их, создавать — это так называемые безречевые дети, неговорящие дети (1-2 уровни речевого развития по Р.Е. Левиной).Поэтому остро встал вопрос: Как эффективно помочь ребенку с тяжелой речевой патологией? Главной профессиональной сложностью в настоящее время является недостаточный уровень методической подготовки специалистов к работе с неговорящими детьми. Учебно-демонстрационное обеспечения коррекционной работы с данной категорией детей проработано недостаточно, нет определенной четкой системы, поэтому приходится решать проблемы, комбинируя различные разработки современных логопедов, психологов.

Слайд 3 Изучив научно –

методическую литературу, просмотрев множество практического материала, вебинаров по формированию речевых навыков у неговорящих детей логопедов – практиков Шишкиной Н.А., Грузиновой Т.В., Новиковой – Иванцовой Т.Н., отзывов родителей и педагогов о результативности. Большее количество положительных результатов у детей не только с тяжелой речевой патологией, но также и с сочетанными диагнозами: ЗПР и РАС было по «Методике формирования языковой системы» (МФЯС, разработанной московским логопедом-практиком Новиковой-Иванцовой Тамарой Никифоровной), которая на протяжении 30 лет успешно внедряет данную систему работы в коррекционную практику. Уникальность этой методики заключается и в том, что она не только дает возможность «запустить пусковой механизм» появления речи, но и помогает в работе учителя — логопеда с уже говорящими детьми по усвоению слоговой структуры слова, развитию ритмико-мелодико-интонационной стороны речи, формированию фразовой речи.

Слайд 9Формирования языковой системы: Подготовительный этап: пропевание

гласных. Задачи: получить фонацию, длительную голосоподачу.  I этап: отработка цепочек из одинаковых слогов, со сменой гласных, со сменой согласных, звукокомплексов, звукоподражаний. Работа над звукопроизношением Задачи: соединить артикуляцию гласного и согласного, согласного и гласного и научиться переключаться с одного слога на другой. II этап: слоговая структура словаЗадачи: учить детей плавно переключаться со слога на слог в слоговых цепочках, со сменой гласного, согласного, в закрытых слогах, со стечением согласных, произносить слова из двух и трёх слогов разной структуры ( классификация слов по Марковой А.К.) При работе над слоговой структурой три раздела: -работа над ритмом -работа над слогом -работа над словом III этап: формирование фразы Задачи: формирование глагольного словаря. Начинать работать над фразой тогда, когда у ребенка есть есть хотя бы 10 существительных. Отрабатывать грамматические категории числа, затем падежа и в последнюю очередь- категория рода, так как категория рода самая тяжелая категория. Отрабатывать в словосочетаниях, затем это словосочетание с отработанной категорией вставлять в структуру предложения.

Запуск речи в 5 лет

Запуск речи у ребенка 2-8 лет – сложная задача, если ею не заниматься сразу. Чем дольше происходит задержка, тем сложнее ее наверстать. Именно поэтому с первых лет жизни родители должны поддерживать активное общение с ребенком.
Среди игровых занятий выделяют следующую подборку способов:

  • имитация звуков животных, разнообразного окружения; сценки с игрушками, пусть ребенок поймет, что даже они разговаривают; вытягивание звуков – кто дольше протянет; зарядка для губ – вытягивание, варианты улыбок, оскал, облизывание, все это делается перед зеркалом; дыхательные упражнения с трубочкой, созданием ветерка, сдуванием легких предметов; простые активные упражнения с танцами, хлопками, прихлопами и притопами; развитие мелкой моторики в различных упражнениях, играх и занятиях.

Отдельного упоминания заслуживает обращение к специалисту

Делать это следует на раннем этапе, даже простая консультация даст четкое понимание, стоит ли беспокоиться и на чем нужно акцентировать внимание. В случае серьезных задержек рассматривают привлечение специалиста для персональных игр с ребенком и развития его речевых функций, включая комплексные курсы и программы лечения

Слайд 10Работа над ритмико-мелодико-интонационной организацией языковой системы Формирование ритмико-мелодико-интонационной стороны

речи является основой, на которой формируется языковая система. У детей со сложной структурой дефекта она не сформирована.Задачи:добиться произвольного дыхания, произвольной голосоподачи и произвольной артикуляции.добиваются длительности дыхания, голосоподачи и удерживания нужной артикуляции. пение с переключением. В работе используется комплект картинок-символов (по З.Е. Агранович), достоинство использования которых заключается в том, что они обозначают звук, который издаёт объект или субъект, изображенный на карточке. Внизу каждого символа изображена буква , а также 5 мелодий автора. Под ритм этих мелодий пропеваются сначала гласные звуки изолированно(с переключением), потом слоги и слова. Таким образом, мы тренируем у детей переключение органов артикуляционного аппарата и ритм, что будет необходимо на последующих этапах работы для автоматизация звуков в речи.

Запуск речи в 2 года

Слайд 12Работа над слоговой структурой слова Методика формирования языковой системы

предполагает серьёзную проработку слоговой структуры слов. Когда вводится согласный звук начинается работа над слогами и звукокомплексами (по авторскому пособию).Также вводятся упражнения по вызыванию звукоподражания. Параллельно ведется работа с ритмами: подключаются руки для отхлопывания пропеваемых слогов. В работе над ритмом мы используем карты ритмов. Всего 6 карт с ритмами: зая, коза, курица, кит, собака, попугай. Все ритмы имеют количественную «Один – много» и качественную «Тихо – громко» характеристику. Для соотнесение слов с заданным ритмом используем прием «замочки». Основой для работы над словом стали труды Марковой А.К., которая выделила в русском языке 13 классов слов в зависимости от слоговой структуры. Работа начинается с учётом онтогенеза с воспроизведение слов первого класса. Для этого используются ритм «зая» (два слога с первым ударным).Так для каждого класса слов существует свой ритм. Для работы над слоговой структурой используется авторская дидактическая игра «Сложи слово»(основана на классификации типов слов по А.Г. Марковой), а также «Пазлы» и игрушки к дидактическому пособию Новиковой-Иванцовой Т.Н. «От слова к фразе» для работы над фразой на следующем этапе коррекционной работы.

Этапы запуска речи

Представленные сроки носят условный характер. Каждый организм развивается по-разному, поэтому не следует паниковать, если ребенок начал говорить чуть раньше или немного позже. Однако в случае, если задержка существенна и происходит вместе с другими отклонениями в поведении, следует обратиться к специалистам за консультацией и диагностикой.

Важно учитывать и формирование потребности в развитии. Желание ребенка говорить с близким взрослым, обратное желание взрослого, необходимость выражать свои желания через слова – все это стимулирует запуск речи у неговорящих детей

Важно поддерживать с ними постоянный контакт, постепенно вовлекая их в процесс обмена информацией.

С двух-трех лет организация предложений становится все более сложной, формируется понимание грамматического построения

С трех-четырех лет словарный запас постепенно увеличивается, что позволяет переходить к рассказам, песенкам и стишкам

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: