Слайд 281 этап. Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентацииКоррекционная работа по развитию
ориентации в двухмерном пространстве
Новый год Ход игры. На фланелеграфе — изображение елочки и медвежонка.Логопед прикрепляет изображения предметов (звезду, шар, бусы) к фланелеграфу в соответствии с текстом, затем задает вопросы. Дети отвечают на вопросы.Примерный текст: «Медвежонок наряжает елочку. Звезду повесил высоко. Шар — пониже. Бусы будут висеть совсем низко».Вопросы логопеда: «Что висит высоко?»; «Что висит низко?»; «Что висит выше бус?»; «Где висит звезда?»; «Где висит шар?»; «Где висят бусы?»
Продолжи ряд (дорожку)Ход игры. У каждого ребенка — набор однотипных картинок (пирамидки, мячи, машинки и др.) . Дети слушают инструкцию и выполняют соответствующие действия.Инструкция: «Продолжите ряд: мяч, пирамидка, машинка, мяч, пирамидка…».Примечания: 1. Дети продолжают ряд:а) по зрительному образцу;б) по слуховым следам. 2. Дети изменяют исходный ряд по инструкции: «Измени так, как я покажу (скажу): пирамидка, мяч, машинка…».
Работа над слогами
Работа проводится с разными типами слогов:
- с общим согласным (например, упр. «Катаем снежную бабу» — имитируя движения, произносить: ба — бо — бу — бы
); - с общим гласным (ка — та — ма — ва);
- обратные слоги (Скажи «Ав — ав» столько раз, сколько точек нарисовано);
- закрытые слоги, их ряды и пары (различные звукоподражания);
- прямые и обратные слоги с оппозиционными звуками: по твердости — мягкости, звонкости — глухости («Забиваем гвоздики молотком: та — да — та — да, то — до — то — до»);
- слоги со стечением.
Приемы и упражнения:
- «Музыкальный мяч» (см. «Работа над гласными»)
- Сочетание произнесения слоговых рядов с каким-либо ритмичным движением: с рисованием или обведением ломаных линий; с раскладыванием палочек, кружочков; с рисованием пальцем узоров в крупе, насыпанной в мелкую коробку.
- Работа с ритмическими схемами (Упражнение «Курочка»: ребенку предлагается ритмическая схема // / // / /// / /, нужно ее озвучить: ко-ко ко ко-ко ко ко-ко-ко ко ко).
Слайд 353 этап. Формирование слоговой структуры слова (восприятие и проговаривание лексических единиц)Развитие
возможностей восприятия и произношения слов различной слоговой сложности
Бывает — не бывает?Ход игры. Логопед предлагает детям для восприятия на слух квазислова и нормативные слова, например: басака и собака. Дети выполняют инструкцию.Инструкция: «Послушайте внимательно, скажите, есть ли такое слово ? А ?»Примерный речевой материал: басака — собака, магазан -магазин, самалат — самолет, газема — газета, теле-фан — телефон, тапата — лопата, масалет — самолет, равабей — воробей, тамалок — молоток.
Найди словоХод игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных картинок, например: лиса, луна. Затем дети выполняют инструкцию.Инструкция: «Угадайте, какое слово спряталось в моем слове: . Покажите подходящую картинку».Речевой материал:а) добавление звуков: лисак — лиса, лунак — луна, пилак — пила, рукан — рука;б) перестановка слогов/звуков: мотолок — молоток, моколо — молоко, басака — собака, рагуда -радуга, бугама — бумага, велописет — велосипед, тевелизор — телевизор, бемигот — бегемот;в) перестановка звуков: чашак — чашка; тывка — тыква; фрутки — фрукты; порав — повар.Картинный материал: лиса, луна, рука, чашка, тыква, фрукты, повар, молоток, молоко, собака, радуга, бумага, велосипед, телевизор, бегемот.
Работа над гласными
- Произнесение ряда из двух, трех и более звуков:
- в сопровождении символов («Человечки — звуки»)
- без зрительной опоры.
- Произнесение ряда гласных с выделением одного из них ударением (так же — с опорой на наглядность и без нее — на слух).
- Узнавание и произнесение ряда гласных по беззвучной артикуляции взрослого.
- «Музыкальный мяч»
Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит один-два (на следующем этапе больше) звука. Ребенок повторяет и возвращает мяч.
- Произнесение ряда гласных, изменяя громкость, темп, «настроение» (грустно, злобно, ласково) голоса.
- Произнести столько гласных, сколько на поляне цветочков.
- Встать, когда прозвучит ряд из двух (или другого заданного количества) звуков.
Формирование чувства ритма
Цели: учить воспринимать метрические отношения (акцентированные неакцентированные доли —
предпосылка для усвоения ударения), различать и воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.
- «Гром» (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо, опираясь на рисунок — большая туча — громкий хлопок, маленькая тучка — тихий).
- Графические упражнения на переключение: «Бусы» (чередование бусин разного цвета — например, красный — желтый — красный — желтый и т.д.), «Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов).
- Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы: «Снежинки», «Дождик», «Дятел» («Дождик» — большая капля — длинный хлопок, маленькая капелька — короткий).
- Воспроизведение заданного ритма на слух: «Заинька и ложки»
У взрослого в руках деревянные ложки, дети стоят по кругу. Взрослый обходит круг и напевает: Заинька серенький в гости пошел. Заинька серенький ложки нашел. Ложки нашел, к дому подошел.
Останавливается за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук — тук — тук. Ребенок спрашивает: «Кто там?» Взрослый отвечает: «Это я, Зайка, а ты кто?» Ребенок отвечает: «….» Взрослый продолжает: «Ну-ка, …, выходи, со мною в ложки постучи!» Взрослый играет ребенку на ложках любой из предложенных ритмов: / //; // /; // //; / // / и т.д.
Предложения сложной слоговой структуры речевой материал
Речевой материал для формирования слоговой структуры слов у детей с речевыми нарушениями Опубликовано: LogoPortal.ru
Слоговая структура словаЧетверушкина Н.С. Комплекс занятий на все 14 типов слоговой структуры.
Занятия по коррекции слоговой структуры слов требуют использования достаточного большого количества лексического материала.В настоящее время различными авторами предлагаются варианты использования речевого материала для коррекции слоговой структуры. Когда логопед работает со сложным речевым дефектом, лексического материала бывает недостаточно. Особенно трудно приходится в тех случаях, когда речи у ребенка нет совсем или он только начал говорить.Коррекция слоговой структуры, а порой и вызывание речи у неговорящих детей со сложными речевыми диагнозами (алалия, речевые нарушения при ДЦП и синдроме Дауна, задержка речевого развития, общее недоразвитие речи) представляют для логопеда особый интерес и наибольшую трудность.Логопедами Е.С. Большаковой, Т. А.Ткаченко за основу коррекции слоговой структуры слов взят принцип системного подхода в подборе речевого материала и классификация слов по А.К. Марковой. С учетом опыта данных специалистов, мною подобран лексический материал по 14 типам слоговой структуры слова с возрастающей степенью сложности слов.Когда проведено тщательное и глубокое обследование речи ребенка и выявлено, какие нарушения слоговой структуры слов встречаются у него, необходимо переходить к подготовительному этапу коррекционного воздействия. На этом этапе логопед учит ребенка вычленять ритмические доли в речи окружающих и на неречевых звуках.Чаще всего у детей с нарушениями слоговой структуры слов воспроизведение любого ритмического рисунка вызывает затруднение.Во многих случаях наблюдается нарушение счета нескольких звуков (нарушено слуховое восприятие, память, счет без наглядной опоры). При этом счет предметов часто не нарушен.При выявлении таких трудностей рекомендуется проводить работу по формированию ритмических навыков: речь с движением, речь в определенном ритме, отхлопывание ритмов, простые логоритмические и танцевальные упражнения. Цель у всех этих заданий одна – развивать чувство ритма, стимулировать восприятие ритмической структуры слова.Одновременно с этим в повседневной жизни, в играх, на занятиях ведется работа по формированию или уточнению понятий:«начало», «середина», «конец»;«перед», «за», «после», «между»;«последний», «первый».Очень часто дети с речевой патологией без специальной помощи долго не могут понять и запомнить эти понятия, а без их усвоения невозможно приступить к обучению звуковому и слоговому анализу и синтезу слов.
Источник
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика. Основной комплекс
1. «Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5—7 с.
2. «Слоник» — вытянуть губы вперед «трубочкой» (зубы сжаты). Удерживать так 5—7с.
3. Чередовать упражнения «Заборчик» и «Слоник». Нижняя челюсть не двигается, двигаются только губы. Повторять по 5—6 раз.
4. «Непослушный язычок» — широкий плоский кончик языка пошлепать губами, произнося «пя-пя-пя…». Повторить 3 раза.
5. «Блинчик на тарелочке» — широкий плоский кончик языка положить на ниж-нюю губу, сказав один раз «пя»(«испекли блинчик и положили его остывать на тарелочку»). Язык не должен двигаться. Рот чуть-чуть приоткрыт. Удерживать такое положение 3—10 с. Повторить 2—3 раза.
6. «Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, зубы (нижняя челюсть) не двигаются. Повторить по 5—6 движений в каждую сторону.
7. «Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 3—5 раз.
8. «Маляр» — широко открыть рот, улыбнуться, показав зубы. Кончиком языка «красить потолок», двигая им по твердому небу вперед-назад (до зубов и подальше к горлышку). Язык не должен выскакивать за зубы, отрываться «от потолка» и двигаться влево-вправо. Нижняя челюсть не должна двигаться. Повторить по 5—6 движений в каждую сторону.
9. «Лошадка» — приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком медленно-быстрее-быстро-медленно с короткими паузами для отдыха. Стараться не двигать нижней челюстью.
10. «Индюк» — приоткрыть рот и широким кончиком языка быстро двигать по верхней губе вперед-назад, произнося звук, близкий к «бл-бл-бл…». Тянуть этот звук 5—7 с, сделав сначала глубокий вдох.
11. «Часики» — приоткрыть рот, высунуть язык и двигать им влево-вправо от одного угла рта до другого. Повторить движения 5—6 раз в каждую сторону.
12. «Качели» — широко открыть рот, высунуть язык и двигать им вверх-вниз. Нижняя челюсть не двигается, зубы не прикусывают язык. Повторить движения 5— 6 раз в каждую сторону.
13. «Шоколадка» — приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу по часовой и против часовой стрелки. Повторить по 2—3 раза в каждую сторону.
14. «Конфетка» — упереться кончиком языка в щеку (губы сомкнуты, а зубы раздвинуты) — «спрятали конфетку за щеку», нажать несильно пальцем на щеку и язык (язык сопротивляется нажатию) — «конфетка твердая!» Повторить по 2—4 раза с левой и правой щекой.
Слайд 16Четверушкина Н.С. Система коррекционных упражнений по преодолению нарушений слоговой структуры слова
у детей дошкольного возраста
14 типов слоговой структуры слова (А.К.Маркова)1.Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети)2. Трехсложные слова из открытых слогов (охота, малина)3. Односложные слова (дом, мак)4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель)5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка)6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан)7. Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон) 8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки)9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягненок, половник)10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка)11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова ( стол, шкаф)12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт)13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плетка, кнопка)14.Четырехсложные слова их открытых слогов (черепаха, пианино)
Игры и упражнения, используемые в процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры
- Слоговые дорожки (на дорожках следы — в зависимости от количества слогов в слове — ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след).
- Слоговые линейки.
- Слоговые домики (1. Количество слогов соответствует количеству этажей в доме — 3 дома с разным количеством этажей — ребенок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный дом. 2. Количество слогов в распределяемых словах зависит от жителей домов: рак — 1 слог, петух — 2, лягушка — 3 слога).
- «Дом — замок — избушка» (распределение слов в зависимости от количества слогов в данных постройках: в дом — слова из одного слога, в замок — двусложные слова, в избушку — слова, состоящие из 3 слогов).
- «Часы» (найди и покажи стрелкой слова из двух (1, 3, 4) слогов)
- «Додумай слово» (подобрать слово к схеме — с опорой на картинки и без них, например, СА _ ; СА _ _)
- «Паровоз» (паровоз состоит из нескольких вагонов, вагоны различаются количеством окон, в зависимости от этого распределяются слова — в вагон с одним окном — односложные слова, с двумя — двусложные и т.д.).
- «Телевизор» (Наглядное пособие «Телевизор». На экране 1-4 гласные буквы. Ребенку предлагаются картинки. Нужно выбрать картинку, соответствующую схеме на экране. Например, на экране буквы У А. И картинки на выбор: дом, груша, роза).
Слайд 24Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Формирование слоговой структуры слова и предпосылок ее
становления.
1 этап. Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации1. Коррекционная работа по развитию ориентации в собственном теле2. Коррекционная работа по развитию ориентации в трехмерном пространстве3. Коррекционная работа по развитию ориентации в двухмерном пространстве2 этап. Развитие моторных функций: пространственной организации и сложных параметров серийных движений и действий (динамических, темпоральных и других характеристик движений)1. Совершенствование статико-динамических и темпо-ритмических параметров2. Совершенствование статической и динамической координации движений пальцев рук общих движений и действий3. Развитие статической и динамической координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений3 этап. Формирование слоговой структуры слова (восприятие и проговаривание лексических единиц)1. Развитие возможностей восприятия и воспроизведенияизолированных лексических единиц (гласных звуков, слогов и слов)2. Развитие возможностей восприятия и проговаривания последовательностейлексических единиц3. Развитие возможностей восприятия и произношения слов различной слоговой сложности
Слайд 25Методика обследования состояния слоговой структуры слов (Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю.)Методика обследования
включает четыре серии заданий.Первая серия состоит из комплексов заданий, направленных на выявление особенностей слогового оформления слов разной степени сложности (изолированно и в составе минимального контекста)Вторая — включает комплексы заданий, позволяющих определить особенности восприятия ритмических и структурных характеристик слова (на основе предъявления на слух слогов, слов и квазислов)Третья — включает комплексы заданий, направленных на выявление состояния сложных параметров двигательных актов — динамического и ритмического (при выполнении серийных движений)Четвертая серия состоит из комплексов заданий, направленных на исследование особенностей оптико-пространственной ориентации (сомато-пространственной и ориентации в трехмерном и двухмерном пространстве)
I. Формирование пространственных представлений и оптико- пространственной ориентировки
1. Ориентировка в собственном теле
-
«Вот какие мы»
(«Покажите свой живот, свою спинку»: Живот — впереди, спинка — сзади. Где животик? Где спинка?). -
«Наводим порядок»
(перед ребенком варежки, перчатки, сандалии и т.д. — «Найди пару», «Правильно поставь сандалии»). -
«Ладошки и следы»
(Ребенку предлагаются контуры нескольких ладошек и следов и контур ладошки, к которой надо найти пару из предложенных вариантов).
2. Ориентировка в трехмерном пространстве
-
«Поезд»
(Перед ребенком в колонну выставляются игрушки и задаются вопросы: «Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко?») -
«Собери сказку»
(Перед ребенком — набор игрушек или предметов: «Поставь лошадку близко к домику. Поставь человечка между домом и елкой»). -
«Найди клад»
(ориентировка по схемам). -
«Где гудит паровоз»
(определение местоположения звука).