Пальчиковые игры для малышей до года + стишки для изучения частей тела и лица

От 1 года: природные материалы

  • Игры в песок: ведерки, формочки, лопатка, куличики. Занятие на несколько сезонов. Первое время делать формочки будет мама (бабушка, няня). Начинать рекомендуем с крупных формочек: с их помощью можно сделать ровные фигуры без осыпающихся краев (любое «несовершенство» может рассердить малышей, они во всем стремятся к идеалу).
  • Пластилин, пластичная глина, соленое тесто. Катаем колбаски, делаем колобки, ниточки и склеиваем их в обруч. Такие занятия отлично укрепляют мускулатуру кисти, делают пальчики более ловкими и подвижными, расширяют представления ребенка о своих возможностях. В более позднем возрасте ваше чадо будет с гордостью приносить с занятий в детском саду фигурки ежиков, зайчиков и собачек, которые начнут оседать на ваших книжных полках. Относиться неуважительно к ним нельзя — это первые продукты труда ребенка, он их очень ценит!
  • Шишки, камешки, песок, галька, грецкие орехи (в скорлупе) и каштаны. Последние собираются осенью на прогулке, набиваются в карманы, приносятся домой и моются. Теперь их полезно переминать в ладони по две штуки, вращать один вокруг другого.

Логоритмика: упражнения для детей

Картотека пальчиковой гимнастики для детей 3 лет

Предлагаем подборку увлекательных игр в стихотворной форме для 3-летнего ребенка. Проводится пальчиковая гимнастика в детском саду педагогом, а дома родителями.

Огород

«Зеленеет огород» – сжимайте в кулак и разжимайте пальцы;

«Вот петрушка, вот горох» – загибайте пальчики по очереди;

«Вот редиска, вот картошка» – продолжайте загибать пальцы;

«Редька выросла немножко» – загните оставшийся мизинец;

«Мой зеленый огород урожай дал на весь год!» – похлопайте в ладоши.

Рыбка

«Рыбка по воде плывет» – поставьте кисть горизонтально, волнообразно двигайте ею;

«Рыбка весело живет» – руками с устремленными к полу ладонями помашите вверх-вниз;

«Рыбка в речке озорная» – сделайте «грозящее» движение указательным пальцем;

«Мы сейчас тебя поймаем!» – резко соедините ладони, словно кого-то словили.

Червячки

«Два червячка» – сделайте «ползущие» движения указательными пальцами;

«Выглянули из яблочка» – сложите ладони, затем раскройте их от себя, словно створки двери;

«Давно не видались» – разведите в стороны устремленные друг на друга ладони;

«Крепко обнялись» – пожмите одной рукой вторую;

«Не хотели расставаться» – разожмите руки;

«Но пришлось попрощаться» – помашите обеими руками, направленными друг на друга.

Пирожки

«У меня пять пирожков» – помашите обеими руками с растопыренными пальцами;

«Первый – для папочки» – загните большой палец левой руки;

«Второй для мамочки» – указательный;

«Третий для дедули» – средний;

«Четвертый для бабули» – безымянный;

«А пятый для меня» – загните мизинец.

Аналогичные действия произведите с правой рукой.

Приготовим капусту

«Чтоб вкусную капусту получить, мы должны ее порубить» – быстро двигайте вверх-вниз ребром кисти;

«Натереть» – сжатыми в кулаки руками двигайте вперед-назад;

«Посолить» – сымитируйте пальцами, будто сыплете соль;

«Отжать» – несколько раз сильно сожмите и разожмите кулаки.

Зверята

«Это – трусливый зайчонок» – согните мизинец;

«Это – сердитый волчонок» – безымянный;

«Это – красивый лисенок» – средний;

«Это – колючий ежонок» – указательный;

«Это – косолапый мишка» – большой;

«А это – для мишки еловая шишка» – выставите вперед получившийся кулак.

Кто это летает

«Кто это летает возле уха? Так это же муха!» – совершайте круговые движения указательным пальцем возле ушной раковины с произнесением звука «ж-ж-ж-ж»;

«Кто это летает возле носа? Так это же оса!» – делайте круговые движения пальцем возле кончика носа с произнесением звука «з-з-з-з»;

«Кто это сел на лоб? Так это же комар!» – коснитесь лба указательным пальцем со звуком «пи-и-и»;

«Что сделать с комаром? Надо его вот так!» – легонько ударьте себя ладонью по лбу;

«Нет, лучше отпустить комара!» – поднесите раскрытую ладонь ко рту, дуньте на нее.

Кормушка

«Висит кормушка во дворе, для всех птичек угощенье» – делайте «подзывающие» движения руками;

«Для синичек – сала кусочек» – сделайте движение ребром кисти, будто что-то отрезаете;

«Зернышки – для воробушков» – сложите пальцы вместе, имитируйте, будто сыплете зерно;

«Голубям – крошки» – потрите ладони друг о друга, словно крошите хлеб;

«Воронам – макарошки» – вытяните раскрытые ладони вперед.

Пчелки

«Висит на ветке улей – домик для пчелок» – вытяните вперед кулак.

«Пчелки вылетают, посчитаем их» – по очереди разгибайте пальчики;

«Одна, две, три, четыре, а вот и пять! Сейчас будут нас кусать!» – пощекочите ребенка.

Лето

«От тучек небо освободилось» – совершайте руками размашистые движения, словно разгоняя тучи;

«На ясном небе солнце появилось» – сложите ладони ребрами со стороны большого пальца, остальные пальцы растопырьте, поднимите руки над головой;

«Радуется детвора» – хлопайте в ладоши;

«Настала летняя пора» – разведите руки.

Зарядка

«У нас пальчики спортивные, они многое умеют» – растопырьте пальцы, пошевелите ими;

«Шагают, бегают» – делайте «шагающие» и «бегущие» движения пальчиками;

«Тренируются, отжимаются» – сжимайте и разжимайте кулаки;

«Хорошо стараются» – похлопайте в ладоши.

Солнышко

«Утро настало, солнышко встало» – тяните руки как можно выше;

«Ночка придет, солнышко спать пойдет» – опустите руки;

«Счастливо солнышко живет» – покрутите расслабленными кистями вправо-влево;

«И нам лучики счастья шлет» – похлопайте в ладоши.

Ветер

Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы).
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
Дети раскачивают руками в разные стороны, стараясь неподнимать локти.
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелят ими.
А под пальмой краб сидит
и клешнями шевелит,
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Ладони соединенены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья). Деми «машут»ими в воздухе. Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняют волнообразные движения.
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет,
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.
А под пальмой…
Ладони основаниями прижаты друг к другу. Пальцы согнуты (зубы). Лёжа на тыльной стороне одной из рук, «открывают и закрывают рот» крокодила.
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
Перевернув руки на другую сторону, повторяют движения.
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
А под пальмой…

Коррекционный комплекс для детей 3-6 лет

Дети постарше уже могут следовать инструкции взрослого и управлять своими движениями. Им предлагаются более сложные упражнения:

  • Трем ладошки друг об друга до появления ощущения тепла.
  • Сжимаем руку в кулачок и разжимаем ее.
  • Зацепляем руки в «замок» и тянем кисти в противоположные стороны.
  • Руки остаются в «замочке», двигаем сцепленными кистями рук вперед-назад.
  • «Солнышко». Поднимаем вверх кулачки со сжатыми пальчиками (солнышко встает), затем раскрываем пальчики (солнышко светит).
  • «Пальчики здороваются». По очереди соединяем большой пальчик с остальными, делая колечко.
  • «Футбол». Пальчик, катающие бумажный шарик, имитируют движения ног футболистов.
  • «Ножницы». Режем «понарошку» бумагу, ткань, клеенку.
  • Кладем ладошку не стол, поднимаем по очереди пальчики один за другим, повторяем другой рукой.

От 8 месяцев: вкладыши

  • Стаканчики, баночки, мисочки, матрешки, детская игрушечная посуда. Любые предметы домашней утвари (безопасной для ребенка), различающиеся по размеру, которые малыш будет бесконечно «тестировать на совместимость»: собирать, разбирать, вкладывать, выкладывать, стучать ими друг о друга. «Я развиваю мелкую моторику, мама, потерпи!» Можно предлагать сидящему ребенку с 6 месяцев.
  • Коробочки, баночки с крышечками, мешочки — кроха учится открывать и закрывать.
  • Сортеры (коробочки с прорезями разной конфигурации и элементами соответствующего размера и формы). Деревянные, пластмассовые, круглые, квадратные, в виде собачек или лодочек — какие вам понравятся. Становятся любимым занятием обычно не ранее 8 – 9 месяцев. Можно обойтись и без покупной игрушки. Чистая обувная коробка из плотного картона, вырезанные ножницами окошки и предметы соответствующей формы (крупные пуговицы и бусины, кубики и т. д. ) — малыш будет долго ими занят. Вы даже успеете вымыть голову или выпить утренний кофе (сразу все не обещаем!).

  • Закручивание и раскручивание. Колпачки, крышки, игрушечные саморезы — все, что можно накрутить или повертеть в одну и другую сторону. Не обязательно покупать специальные наборы — достаточно предложить малышу пластиковую бутылку с крышкой или пластиковый термос.
  • Деревянные кубики, пирамидки, счеты, стучалки с молоточками, конструктор, простые музыкальные игрушки, рамки-вкладыши. Удовлетворяют познавательный интерес малыша, развивают пространственную ориентацию и — что для нас сейчас важнее всего — совершенствуют мелкие движения рук, развивают координацию и ловкость.

Виды пальчиковых игр

К популярным играм относятся подвижные игры со стихотворным сопровождением. Дети могут повторять все слова за взрослыми. При сочетании движений и речи развиваются интеллектуальные способности малыша.

Актуальны пальчиковые игры в раннем возрасте с предметами. Для выполнения упражнений используются такие предметы, как массажные мячики, шишки или карандаши.

Чтобы повысить интерес ребенка к занятиям используются игры-манипуляции. Для этого можно применять пальчиковые игрушки. Такой театр способствует развитию речи у детей и внимания.

Улучшению мыслительной деятельности способствуют кинезиологические пальчиковые игры, активизирующие межполушарные взаимодействия.

Пальчиковые игры для детей 5-6 лет

Барашки

Пободаться утром рано

Вдруг решили два барана.

(Дети ставят указательные пальцы вертикально у лба).

Навострили ведь рога,

Встали словно два врага.

Очень долго так бодались 

(Ребята качают головами с “рогами”),

Откуда только силы взялись?

(Дети разводят руки).

Но к обеду перестали

И к кормушке вместе встали.

(Ребята подносят невидимую ложку ко рту).

Подкрепиться срочно надо

И идти обратно в стадо.

Гроза

Тучка тёмная пришла

Грозу с собою привела.

(Ребята подносят ладони к щекам).

Звонко очень гром гремит

Крепко спать нам не велит.

(Дети хлопают руками, можно ещё топать ногами).

Сверкают молнии в ночи,

И песен не поют сверчки.

(Ребята делают движение молнии в воздухе).

Потом и сильный дождь полил.

(Дети барабанят пальцами по столу или коленям).

Всю пыль с дорожек быстро смыл.

(Ладонью делают плавное движение, словно смахивают крошки со стола).

Проснулись утром ― красота!

Повсюду свежесть, чистота.

Варим компот

Мама варит нам компот.

Что в него она кладёт?

Груши, яблоки, малину

И совсем немного тмина.

(На каждый фрукт дети загибают пальчики).

Пару слив, вишневый сок,

И белый сахарный песок!

(В раскрытую “ковшом” ладонь сыпят сахарный песок, потом всё “помешивают”).

Готов отличнейший компот,

Кто раньше всех его допьёт?

(Ребята производят движения руками, словно  пьют компот).

Что дает пальчиковая гимнастика?

  • Развивает мелкую моторику.
  • Стимулирует развитие речи ребенка.
  • В общении со взрослым помогает развитию подражания и социализации.
  • Выступает отельным видом игрового занятия.
  • Объединяет в играх со старшими детьми.
  • Может служить отличным способом занять ребенка в дороге.

Еще Михаил Бехтерев в своих работах отмечал влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. По его мнению, простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они также способны улучшить произношение звуков, а значит, развить речь ребенка.

Начинать заниматься с малышом можно уже с 6–7 месяцев. Поначалу все движения за ребенка будет делать мама, но пройдет совсем немного времени — и карапуз сможет сам совершать все необходимые действия и движения. Неоспоримым плюсом пальчиковой гимнастики является и то, что все занятия проходят в сопровождении стихов и потешек, а дети очень любят ритмическую речь. Такое общение обогащает пассивный лексикон ребенка и способствует развитию речи.

Пальчиковые игры для детей 6-7 лет

Эти игры помогают в подготовке руки к письму, активно знакомят с новой информацией, расширяя кругозор.

Повар

Готовил повар обед,

И вдруг отключили свет.

(Ребята закрывают ладонями глаза.)

И как же работать теперь,

Если даже не видно дверь?

(Разводят руками).

Но повар не унывает ―

Наощупь продукты он знает!

Смело щуку руками берёт (дети большим и указательным пальцами делают хватающее движение),

И в кастрюлю с компотом кладёт.

Вместо мяса на сковородке

Он в тесте зажарил селедку,

(Кладут раскрытые ладони на колени с хлопком).

И сахар засыпал в бульон.

Собою доволен он!

(Ребята хлопают в ладоши).

Сад

Садовник утром рано встал,

Помидоры подвязал.

(Дети сцепляют ладони друг с другом).

Собрал ежевику

И полил клубнику.

(Ребята изображают капли дождя по раскрытой ладони).

Прополол редиску (дети “дёргают” и “выбрасывают”),

Принёс салата миску.

Вроде сделал всё, ура!

(Ребята поднимают руки вверх).

Поливать опять пора.

(Указательный палец прикладывают к щеке ― изображают вопрос).

Как мы видим, существует немало способов сделать процесс обучения несложным, доступным и увлекательным. Пальчиковые игры ― один из таких способов. Вы можете использовать готовые игры, можете проявить фантазию и придумать их самостоятельно. Главное, чтобы эти упражнения с пальчиками были регулярными и доставляли детям удовольствие.

Екатерина Дорошина,педагог, методист IQsha, автор статей и упражнений

Развитие и обучение детей от 2 до 11 лет в игровой форме

Начните заниматься прямо сейчас

Начать заниматься

Мелкая моторика детей в возрасте от 1 года до 3 лет

В возрасте от года у малыша начинают активно развиваться общие двигательные способности: он учится ходить, бегать, прыгать. Параллельно начинают совершенствоваться тонкие движения рук. На этом фоне развиваются новые навыки. Например, малыш учится держать несколько предметов в одной руке, удерживать кружку или столовые приборы и одновременно использовать их, нажимать на кнопки интерактивной игрушки, удерживать карандаш и чертить им, собирать пирамидку или игрушку с вкладышами.

В этот период взросления многие малыши активно интересуются окружающей обстановкой: стараются открывать ящики и коробки, тянут за веревочки, поворачивают ручки, крышки и др.

Важно

Дети этого возраста с удовольствием знакомятся с материалами для творчества. Предпочтение чаще всего отдают пластилину и краскам, так как они привлекают их тактильно и визуально — пока что мастерить осознанные поделки крохам не по силам.

Что помогает развивать мелкую моторику детей от 1 года до 3 лет?

  • Игры для кистей рук, в которых сочетаются сжатие, растяжение и расслабление мышц, используются изолированные движения каждого пальца. Например, игра «колечки»: взрослый считает вслух и ритмично складывает пальчики малыша в колечки, соединяя большой палец со всеми остальными по очереди (и в обратном порядке). Со временем ребенок начинает самостоятельно складывать из пальчиков колечки под счет взрослого.
  • Совместные со взрослыми игры с мелкими предметами, в том числе бытовыми, которые интересны малышу. Можно перебирать пальчиками большие бусины, отстегивать детали на липучках, отклеивать полоски скотча, расстегивать крупные молнии или пуговицы.
  • Занятия с бизибордами, сортерами и простыми досками с вкладышами.
  • Знакомство с новыми материалами и расширение тактильного опыта при помощи занятий с песком, пластилином, пальчиковыми красками, игр с водой и т. п.

Поросята

Дети по очереди «идут» по столу каждым из пальцев обеих рук.
Мизинцы
Этот толстый поросёнок
целый день хвостом вилял,
Безымянные
Этот толстый поросёнок
спинку об забор чесал.
Фонарики»
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю,
поросяток я люблю
Сжимают и разжимают кулачки
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю,
поросяток я люблю.
Средние пальцы
Этот толстый поросёнок
носом землю ковырял,
Указательные пальцы
Этот толстый поросёнок
что-то сам нарисовал.
Ля-ля-ля-ля …
Большие пальцы
Этот толстый поросёнок
— лежебока и нахал,
Рука сжимается в кулак, большой палец зажимается внутрь.
Захотел спать в серединке
и всех братьев растолкал.

Что такое пальчиковая гимнастика

Это увлекательная и несложная тренировка пальцев, направленная на улучшение памяти, мелкой моторики, способности творчески мыслить, концентрировать внимание. Детям положено заниматься пальчиковой гимнастикой с ранних лет

Занятия не требуют подготовки и особых физических навыков.

Приступать к гимнастике можно, когда ребенку исполнится 3 месяца. Сначала пальчики малыша загибает родитель. Достигнув 2-летнего возраста, ребенок действует самостоятельно, повторяя движения за взрослым. По мере взросления ребенка движения должны становиться все сложнее.

Движения сопровождаются стихами, сказками. Текстовое сопровождение следует менять через каждые 3-5 дней. Но если ребенок просит повторить старое стихотворение, не нужно ему отказывать. Если дошкольник отказывается играть, не стоит его насиловать, лучше перенести пальчиковую гимнастику на другое время.

Два рыжих

Пальцы сжаты в кулак, указательные выпрямлены (два таракана), крутят ими.
Два рыжих таракана
пришли ко мне домой (2 р.)
Кулаки прижаты друг к другу, сгибают — разгибают пальцы.
Уселись тараканы,
уселись тараканы
на полочке одной.
Движения соответствуют предыдущему куплету, только теперь выпрямлены указательные и средние пальцы обеих рук.
Четыре таракана
попили киселя (2 р.)
Выполняют движение «фонарики».
Весь вечер баловались,
весь вечер баловались
и пели тра-ля-ля.
Идут по столу на прямых среднем, безымянном и указательном пальцах. Ползут ими по столу (остальные сжаты).
И вшестером на кухню
поесть они пошли (2 р.)
Шесть ловких тараканов,
шесть ловких тараканов
под дверью проползли.
Движения соответствуют 1 куплету, но согнут только большой палец.
Там восемь тараканов,
конфеточку нашли, (2 р.)
А съесть её все восемь,
а съесть её все восемь, конечно, не смогли.
Все пальцы выпрямлены, выполняют движение «фонарики».
Когда они наелись,
пустились дружно в пляс, (2 р.)
Сжимают — разжимают кулачки.
Плясали дружно десять,
плясали дружно десять
на кухне целый час.
Пальцы сомкнуты «ковошом», лежат на столе.
Поспать они решили,
Перебирают пальцами по столу
но мимо мышь прошла (2 раза)
Пальцы рук расслаблены, «метут» ими по столу.
И хвостиком всех сразу,
и хвостиком всех сразу
куда-то подмела.

Игры для детей 4–5 лет

Ve.Ro/Shutterstock.com

В среднем дошкольном возрасте дети могут не просто выполнять отдельные движения каждой рукой (например, одной рукой изображать мышку, а другой — её норку), но и усложнять комбинации различных действий, следуя сюжету стихотворения.

Кораблик

По реке плывёт кораблик.

(Складываем ладони лодочкой и «качаем» на волнах) 

Он плывёт издалека.

(Делаем ладонь козырьком и смотрим вдаль)

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка.

(Поднимаем вверх четыре пальца на обеих руках, затем кладём руки на пояс, расправляем плечи и делаем грудь колесом)

У них ушки на макушке,

(Показываем ушки руками) 

У них длинные хвосты,

(Держим руку у поясницы и изображаем движения хвостиком)

Но страшны им только кошки,

Только кошки и коты.

(Поднимаем руки вверх, изображаем движения кошачьих лап с выпущенными когтями и шипим).

Паучок

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

(Руки скрещены; перебирая пальцами обеих рук, поднимаем их вверх по предплечью и плечу другой руки)

Дождик с неба вдруг полил,

(Изображаем дождь кистями рук)

Паучков на землю смыл.

(Хлопаем ладонями по столу или коленям)

Солнце стало пригревать,

(Сложив обе ладони и развернув их к лицу, шевелим пальцами, изображая солнечные лучики)

Паучок ползёт опять.

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

(Повторяем те же движения пальцами скрещенных рук, что в начале).

Lena Ogurtsova/Shutterstock.com

Замок

На двери висит замок:

(Соединяем кисти рук в замок) 

Кто его открыть бы смог?

Потянули, (тянем кисти в стороны, не размыкая рук)

Покрутили, (крутим руки сначала в одну, затем в другую сторону)

Постучали (стучим ладонями друг о друга, не размыкая пальцев)

И открыли! (разъединяем ладони)

Перчатка

Весёлая мышка перчатку нашла,

(Вытягиваем руки перед собой и крутим кистями рук с растопыренными пальцами)

Гнездо в ней устроив, мышат позвала.

(Складываем ладони ковшом, затем сгибаем и разгибаем пальцы обеих рук, расположенных ладонями кверху)

Им корочку хлеба дала покусать,

(Поочерёдно соединяем подушечки больших пальцев обеих рук с остальными пальчиками)

Погладила всех и отправила спать.

(Поглаживаем одну руку другой, затем складываем обе ладони и кладём под щёку).

Посуда

Раз, два, три, четыре —

(Чередуем хлопки и удары кулаками друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(Круговыми движениями водим одной ладонью по другой)

Чашку, чайник, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

(Загибаем пальцы по одному)

Мы посуду перемыли,

(Снова водим круговыми движениями одной ладонью по другой)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали —

(Разгибаем пальцы по одному)

Так мы маме помогали!

(Чередуем хлопки с ударами кулачками).

Мелкая моторика

В передней извилине головного мозга находится так называемая психомоторная область. С анатомической точки зрения треть всей ее площади отвечает за работу кистей рук. Мелкая моторика рук — это тонкие движения пальцев рук, мелких мышц кисти. Развитие мелкой моторики у детей позволяет получить определенные навыки в действии с предметами, стимулируя соответствующую зону мозга. Ребенок начинает выполнять такие тонкие двигательные акты, как рисование, лепка, письмо и другие. В мелкой моторике одновременно задействованы костная и нервная системы, зрительный анализатор и мускулатура. Поэтому развитие моторики кистей, пальцев рук — немаловажный фактор комплексного развития ребенка.

_____________________________________________________

По по материалам книги — «Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг». 2006г.

Авторы:

М. М. Кольцова — доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии Образования и

М. С. Рузина — лауреат Международного фонда Дж. Сороса, психолог-консультант.

Почему важно развивать мелкую моторику?

Перчатка

Ладонь раскрыта, пальцы растопырены (перчатка). Поворачивают руки то ладонью, то тыльной стороной вперёд.
Веселая мышка перчатку нашла,
Ладони смыкаются «ковшом»
Гнездо в ней устроив,
Ладони раскрываются, смыкаясь боковыми сторонами. Сгибают — разгибают пальцы («зовущий» жест).
мышат позвала.
Кончиком большого пальца поочерёдно нажимать на кончики остальных пальчиков.
Им корочку хлеба дала покусать,
Большой палец гладит остальные (скользящим движением от мизинца к указательному.
Погладила/отшлепала всех
Ладони прижаты друг другу, кладутся под щеку (спят).
и отправила спать.
На слово «отшлепала» — стучать (шлепать) подушечкой большого пальца по остальным.

Пальчиковые игры как средство развития речи в дошкольном возрасте

По мнению Кольцовой М.М., пальчиковые игры для детей имеют особенное значение для развития речи дошкольников, которое заключается в навыке моторного планирования. Данная функция помогает заучить любые действия, связанные с движением. Свойство проявляется как в отношении общей моторики, так и мелкой.

Например, при разучивании танца ребенок сначала думает и смотрит, куда и как поставить ногу, в какую сторону сделать поворот. Мысли перед движением, мелькающие за мгновенье, означают моторное планирование.

Любые игры пальчиками реализуются в той же связке: сначала подумать, потом сделать.

По мнению психологов и логопедов, произнесение звуков строится по аналогичной схеме. Общее развитие моторных функций позволяет ребенку не только быстрее осваивать звуки и слова, но и помогает произносить их правильно, в соответствии с общепринятыми нормами устного языка.

Используя упражнения для развития моторики и речи, необходимо принимать во внимание два принципа:

  • в движение должны быть вовлечены все пальчики, как изолированно, так и попарно, одновременно;
  • действия руками должны предоставлять разные возможности: сжатие, растяжение, расслабление кистей.

Примером тренировки пальчиков на развитие речи в у детей 3-4 лет может служить игра «Зайка»

Важно, чтобы ребенок произносил стихотворные фразы, одновременно играя, используя все 10 пальцев

Существует признанная на международном уровне классификация игр для одновременного развития моторики и речи, в рамках которой выделяют два типа упражнений:

  1. «Сидячая» игра пальчиков под речитатив стишков – Finger play.
  2. «Активные» движения, дополняющие перебор пальцами поворотами головы, взмахами рук и даже притопыванием – Action rhyme.

Главное достоинство подобных игр в том, что они автоматизируют произношение слов, согласуя с движениями. У ребенка происходит ассоциация звука и смысла слова с собственным телом.

Как пример, для старших дошкольников рекомендуется игра, развивающая мелкую моторику и речь, которая дополнительно помогает запомнить дни недели.

Упражнения, кроме улучшения четкости звуков и произнесения слов, помогут ребенку:

  • Тренировать память – в процессе игры необходимо запомнить веселые стишки и непростые манипуляции, которые нужно правильно повторять.
  • Дополнительно развивать воображение и способность к фантазированию.
  • Улучшать пластичность, ловкость и гибкость самих пальцев.
  • Усиливать концентрацию внимания – умение сосредотачиваться на одном деле.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: