Развитие мелкой моторики у детей 3-4-5 лет

Развитие мелкой моторики у дошкольников

«Ум ребенка находится на кончиках пальцев» — выражение, которое часто можно услышать от специалистов, работающих с детьми. Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский говорил о связи между уровнем развития мелкой моторики и умственными способностями ребенка.

В наши дни эта идея не забыта: развитие мелкой моторики у дошкольников предусмотрено образовательными программами детских садов. На занятиях воспитанники учатся выполнять точные движения кистями и пальцами рук: лепят из теста и пластилина, нанизывают бусины, собирают мозаику.

Все это развивает мышление ребенка, помогает овладеть навыками письма и рисования, а также другими учебными и бытовыми действиями. Кроме того, исследования доказывают, что импульсы от движения рук помогают формировать речевые области мозга. Значит, мелкая моторика и развитие речи дошкольников тесно связаны между собой.

Копилка знаний

7 ИГР НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Организация игр на развитие мелкой моторики – дело несложное, и для этого не придется покупать какие-то специальные развивающие игрушки или пособия. Все необходимое для того, чтобы увлечь вашего малыша новой игрой, скорее всего, найдется у вас дома. Выберите подходящий вариант из приведенного списка и поиграйте с ребенком уже сегодня:

  • «Покорми хрюшу!» (птичку, собачку, коровку – любое животное, которое заинтересует вашего малыша). Для изготовления такой игрушки вам понадобится пластиковый контейнер от ватных палочек. Наклейте на крышку изображение мордочки животного, предварительно вырезав горячим ножом небольшое отверстие в районе рта. Можно нарисовать мордочку маркером прямо на крышке, а можно обвязать баночку крючком, чтобы животное получилось более реалистичным, но это уже детали. Суть игры в том, чтобы накормить хрюшу, проталкивая пальчиком в «рот» любые мелкие предметы – это могут быть пуговицы, семечки, фасоль, горох или сухие макароны. Усложненный вариант игры. В коробке или пластиковой бутылке прорежьте отверстия разной формы и величины. Подготовьте материал для проталкивания в отверстия – карандаши, крышки от баночек детского питания, маленькие теннисные мячики, детали конструктора и т.п. Игра готова.

    Колючки для ежика из прищепок

  • Игры с прищепками. Купите в хозяйственном магазине обычные прищепки. Хорошо, если они будут ярких расцветок и не слишком тугими. Вырежьте из плотного картона шаблоны тучки, елочки, ежика, рыбки, солнышка. Для большей долговечности хорошо бы «заламинировать» заготовки с помощью скотча. Теперь с помощью прищепок ребенок может делать колючки для ежика, лучики солнышку, плавники рыбке и т.д. В первое время малыш будет только снимать прищепки, но постепенно научится и надевать их самостоятельно.


Открыть игры

Детский массаж в Центре Речи – это забота о здоровье ребенка и вклад в его будущее. Высококвалифицированные специалисты с большим опытом работы подберут правильную технику массажа для работы с имеющимися проблемами, постараются максимально эффективно их компенсировать.

Пройти нейропсихологическое обследование полезно любому ребёнку от 2 до 12 лет.

Дети, которые приходят сегодня на консультацию к нейропсихологу — это дети с задержкой формирования мелкой моторики рук, с общей моторной неловкостью, часто с невнятной речью, слишком подвижные (иногда стоит диагноз гиперактивности с дефицитом внимания).

Это дети с наличием патологических содружественных движений (когда пишут и рисуют, у них «оживает» не только язык, но и ноги, а иногда и всё тело – им трудно усидеть на месте).

Нейрокоррекционные игры и упражнения.. «Лестница»

https://vk.com/video_ext.php


Открыть упражнения

3 месяца: пальчиковая гимнастика

«Сорока-воровка», «Коза рогатая» и другие потешки и стишки, сопровождающиеся движениями рук и пальцев

Начинаем делать с рождения, мягко поглаживая кулачки новорожденного, стараясь осторожно раскрывать их, массировать ладошки и пальчики. Где-то с 3 месяцев можно давать малышу трогать разные поверхности — так будут развиваться тактильные ощущения

Упражнения на пальчиковую гимнастику можно делать всегда и везде, в любое время дня, в любых условиях (в автобусе по дороге в школу, в очереди в поликлинике). Возрастных ограничений нет. Начиная с 2 – 3 лет малыш сможет выполнять движения ручной гимнастики под руководством взрослого, но время от времени будет просить сделать ему «Сороку-воровку». Перечислим другие похожие игры.

Игры для развития пальчиковой гимнастики

  • Погремушки, массажные шарики, мягкие шуршащие книжки, прорезыватели для зубов с шишечками, мягкие кубики и пирамидки — все, что попадает в руки младенца, когда он учится хватать и удерживать в кулачке предметы (обычно с 4 месяцев). Две последние игрушки будут служить долго: помимо основного предназначения, они выполняют еще одну очень полезную функцию — позволяют отрабатывать представления о форме, размере и цвете.
  • Ручная гимнастика (в дополнение к пальчиковой), которую ребенок 2 – 3 лет уже делает сам. Помимо стимулирования моторики, снимает напряжение. Упражнения: сжимание-разжимание кулачков, пожимание руки, соединение пальцев подушечками по одному, пружинящие движения ладошек при соединенных подушечками пальцах.

Познавательная страничка

Нарушение мелкой моторики у детей – это расстройство кистевого и пальцевого праксиса, сопровождающееся трудностями выполнения точных координированных движений. Дошкольники с недостаточностью тонкой моторикой плохо удерживают предметы в руке (ложку, карандаш), не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать обувь, не любят конструировать, рисовать, имеют плохой почерк. У них отмечаются логопедические проблемы. Состояние мелкой моторики оценивается с помощью различных игровых приемов и проб. Обязательно исследование состояния речевой функции. Коррекция предполагает выполнение пальчиковой гимнастики, массажа рук, ручной труд (шнуровку, штрихование, лепку, аппликацию).

Все манипулятивные действия у детей с плохой мелкой моторикой несовершенны. В первую очередь, они испытывают трудности в самообслуживании: раздевании и одевании, приеме пищи. Дошкольники не умеют застегивать пуговицы и кнопки, шнуровать ботинки, завязывать банты, неправильно держат вилку и ложку. Страдает точность, быстрота, координация действий.

Также отмечается несформированность продуктивной деятельности. Дети не любят такие занятия, как лепка из глины и пластилина, раскрашивание, аппликация, собирание конструктора, т. к. их неловкость не позволяет достичь ожидаемого результата. В процессе рисования они неправильно держат кисточку, не регулируют силу нажима на карандаш, не соблюдают масштаб и границы строки, листа. Характерно плохое владение ножницами при вырезании. При этом грубых двигательных расстройств у ребенка может не быть.

Практически всегда дети с неразвитой мелкой моторикой испытывают речевые проблемы. Они могут быть выражены в различной форме и степени: от функциональной дислалиии

дизартриизаиканияОНР

Следствием низкого уровня сформированности мелкой моторики становятся школьные трудности. Дети имеют неаккуратный, неразборчивый почерк. Несовершенства устной речи часто приводят к развитию дисграфии.

Оценка двигательного, нервно-психического, речевого статуса детей с нарушениями мелкой моторики должна проводиться коллегиально командой специалистов: детским неврологом, ортопедом, офтальмологом, психологом, логопедом-дефектологом. При необходимости выполняется медицинская диагностика: ЭЭГ. Непосредственное обследование моторных функций включает:

  • пробы на статическую и динамическую координацию движений (воспроизвести пальцевую и кистевую позу, совершить движения пальцами рук);
  • выполнение предметных действий (со шнурками, пуговицами, лентами);
  • исследование сформированности графомоторных навыков (рисование, обводка, штрихование, копирование рисунка/текста).

Важным диагностическим направлением является обследование уровня речевого развития детей. Исследуется связная речь, лексический запас, грамматическая составляющая, фонематическое восприятие. Выясняются нарушения звукопроизношения, просодики, темпа и ритма речи.

Детям с ограниченными возможностями здоровья требуется специальная помощь. При нарушениях опорно-двигательного аппарата может быть показан подбор специальных ортопедических приспособлений, занятия ЛФК, массаж рук, проведение корригирующих операций. При нарушениях зрительной функции необходима ее очковая или хирургическая коррекция.

Дети с плохо развитой мелкой моторикой нуждаются в логопедической помощи. На логопедических занятиях используются пальчиковые игры, самомассаж кистей рук, суджок-терапия. Для активизации артикуляционной моторики проводится артикуляционная гимнастика, логопедический массаж

Большое внимание уделяется подготовке руки к письму: выполнению упражнений на обводку, раскрашивание, штриховку, написанию графических диктантов

Этапы развития мелкой моторики дошкольников

Ручная умелость формируется уже с раннего возраста. Ее развитие происходит в несколько этапов:

1. 2-3 месяца. К этому времени младенец меньше спит и больше интересуется окружающим миром. Тонус в руках уравновешивается, что создает условия для активных, целенаправленных действий. Всем телом ребенок тянется к игрушке или пальцам родителей, пытаясь их схватить. Ощупывает себя, одежду, пеленки.

2. 3-6 месяцев. Исчезает физиологический гипертонус. Малыш может принимать разные позы и свободно пользоваться конечностями. Он хватает предмет, рассматривает и тянет в рот. Совершенствуются движения рук: от «ладонного» захвата к захвату «клешней», в котором большой палец противопоставлен всем остальным.

3. 8-12 месяцев. Дети способны выполнять руками разные движения. Например, размахивать одной рукой с игрушкой, а другую руку с игрушкой тянуть в рот. Возникает «щипковый» захват, когда большой палец противопоставлен отдельно каждому другому.

4. 1 год. Ребенок активно подражает взрослым, осваивает первые бытовые и гигиенические навыки, складывает игрушки в коробку.

5. 12-18 месяцев. Дети могут сложить башню, матрешку, пирамидку. Начинают рисовать различные линии и формы.

6. 18-24 месяца. На этом этапе малыш перелистывает страницы книги по одной, удерживает в одной руке два предмета. Правильно соотносит форму предмета и отверстие в сортере. К концу второго года можно говорить об определении ведущей руки.

7. 24-36 месяцев. Характер двигательной активности усложняется: дети нанизывают бусины, откручивают крышки. Многие любят занятия с песком и пластилином, лепят простые формы и пользуются пластиковым ножом.

8. 3-4 года. Движения становятся более ловкими, улучшаются навыки рисования. Ребенок учится правильно держать карандаш.

9. 4-5 лет. Появляется способность определять предметы в мешочке на ощупь. Совершенствуется умение копировать геометрические формы и линии. Развитие мелкой моторики рук у дошкольников позволяет овладеть навыками самообслуживания: одеваться и раздеваться, складывать одежду, поддерживать гигиену.

10. 5-6 лет. В этом возрасте дети пользуются ножницами, учатся писать печатные буквы.

Мелкая моторика детей в младшем школьном возрасте

На что влияет?

А. Р. Лурия, М. Монтессори, В. А. Сухомлинский посвятили жизнь изучению особенностей и свойств мелкой моторики. Было установлено, что уровень развития речи дошкольников сильно зависит от организации движений пальцами и кистями рук. По точности выполнения манипуляций можно судить о развитии мелких мышц. В свою очередь, артикуляционная моторика требует скоординированных движений органов речевого аппарата: языка, губ, надгортанника, голосовых связок и др. Также исследования показали, что занятия, при которых задействуется мелкая моторика, позволяют усилить работу отделов мозга, отвечающих за речь.

Несовершенство мелкой моторики у дошкольников приводит к тому, что дошкольники плохо удерживают в руке карандаш, ложку, не могут зашнуровать обувь или застегнуть пуговицы, не любят рисовать, конструировать, школьники имеют неразборчивый почерк. У многих детей отмечаются логопедические проблемы: функциональная дислалия, заикание, ОНР разного уровня.  Несовершенства устной речи, в свою очередь, приводят к развитию дисграфии.

Развиваем мелкую моторику

Для детей младшего дошкольного возраста используются следующие занятия.

Массаж

Используется самомассаж и помощь взрослых. Проводят 2 раза в день, используют как разминку перед рисованием, лепкой. В комплекс упражнений входит:

  • Разминание ладоней, кистей.
  • Погружение ладошек в сухой бассейн с песком крупой, крышками от пластиковых бутылок и т.д.
  • Использование приспособлений: ежиков, колечек для пальцев, шариков «марлбс».

Массаж ладоней нужно делать упругими движениями, растирать кожу докрасна. Можно использоватьподручные средства, например, карандаш, орехи. На первом занятии обучите дошкольникам правильным массирующим движениям, что он мог прикладывать необходимое количество сил для разминания рук.

Орех катается между ладоней, удерживается по краям на весу. Карандашик просовывают между пальчиками, фиксируют в определенном положении.

Малышам в возрасте 3-5 лет подойдут следующие упражнения для самомассажа:

  • Прищепка
    Разминаются подушечки пальцев с помощью бельевой прищепки. Кожа прикусывается легкими, но ощутимыми движениями. Прищепка как бы кусается. Обязательно провести процедуру на обеих ручках.
  • Разминка с помощью Су-Джок
    Это специальные мячики с шипами для развития мелкой моторики рук. Упражнения улучшают кровоток, разминают и тренируют мышцы.
    Дети катают их по ладоням сверху вниз.

Пальчиковые игры

Необходимы для развития речи и координации движений, разминки мышц ладоней, фаланг.

Ножки

Пальцы делают шагательные движения по столу

Очки

Дети изображают пальцами очки, образуя круги с помощью большого и указательного пальцев. Подносят их к глазам.

Идем за грибами

Считаем пальчики: раз, два, три и т.д. Загибаем каждый палец поочередно, проговаривая стишок о том, как пальчики искали грибочки, кулачок не разжимаем.

Стул и стол

Изображаем кулачком и ладошкой стол, меняйте положение рук поочередно. Потом стул: поднесите к кулачку раскрытую ладонь, приставьте ее к одной из сторон кулака.

Лодочка

Используется стих:
Лисенок в лодочке плывет (ладошки сложены в виде лодки),
Зайчонка в лодочку зовет (малыши машут, призывая друга).

Ножницы

Ребенок изображает пальцами ножницы, делает характерные движения, будто режет ткань.

Пальчиковые краски

Развитие мелкой моторики происходит быстрее посредством изобразительной деятельности. Используйте современные методы и материалы для рисования. Одним из них являются пальчиковые краски.

Рисуйте фигуры, пейзажи, большие композиции по образцу или фантазийно.
С ребенком 1-2 лет рисуйте линии, круги. С детьми с 3-4 лет — животных, дома, машины, геометрические фигуры.

Для работы со старшими дошкольниками распечатайте для рисунков сложные образцы, с необходимостью использовать большое количество оттенков, изображением многоугольников, цифр, букв.

Аппликация

Занимательный метод для занятий с детьми всех возрастов. Дети с 4-5 лет уже вырезают фигуры крупных и мелких размеров. Умеют приклеивать бумагу к картону, размещать элементы произведения на листе.

Используйте для аппликаций конструкции с небольшими деталями. Например, осеннее дерево с множеством маленьких листочков на кроне, или аппликацию в форме рыбки, где нужно вырезать каждую чешуйку отдельно.

В качестве материала подойдет цветная бумага, салфетки, гофрированный картон, природные средства (палочки, камушки, песок, крупа).

Из скрученных салфеток получаются отличные цветы. Материал можно не только крутить в шарики, но и рвать на части, приклеивая кусочки друг на друга.

Из цветного риса и манки можно сделать овечку. На листе рисуется контур овечки, он покрывается клеем ПВА, затем на туловище посыпается манка, а ножки и рога выполняются из риса.

Лепка

Для занятий используется пластилин различной жесткости, тесто, кинетический песок.

Малышам в возрасте 2-4 лет подойдет мягкий пластилин. Их нужно обучить катать колбаски, шарики, конструировать простые фигуры, прикрепляя их к картону.

Дети постарше уже могут выполнять и сложные задания. Например, картину из пластилина разными способами.

Используйте метод размазывания и конструирования. Обязательно наглядно показать ребенку как соединяются детали, как изготовить мелкие части и использовать цветные элементы.

Во время занятий развивается не только моторика, но и творческий потенциал ребенка, расширяется кругозор, знания о цвете, форме, размере, фактуре материала. Изобразительная деятельность вырабатывает навык усидчивости, целеустремленности.

Развитие мелкой моторики дома и в детском саду

Мелкая моторика- Это тонкие произвольные движения пальцев

Учеными доказано, что мелкая моторика влияет на важные процессы развития ребенка: речевые способности, внимание, мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, память, концентрацию и воображение ребенка. Так же ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны

А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторные центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделять развитию мелкой моторики.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению

Обычно, ребенок имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь

Существует множество игр и упражнений направленных на развитие мелкой моторики. Все они очень разнообразны, интересны и доступны.

1. Нанизываем на нитку макароны, бусины, баранки и т. д.

2. Игры с крупами.

Ребенок прощупывает разные крупинки, так же развивает тактильные ощущения.

3. Перебирать крупу, семечки, бусины и т. д.

4. Игры с прищепками ( « Дополни картинку»)

5. Игры с мозаикой, конструктором, кубиками.

6. Делать фигуры с проволоки

7. Ниткография ( фигуры из нитки на бархатной бумаги)

8. Делать из различного материала «волшебные коврики» (камни, бусинки, семечки, пробки, пуговицы…)

9. Лепка. Лепить можно из пластилина, глины, тесто.

10. Рисование, раскрашивание, обводка, штриховка и т. д. Нужно следить, чтобы ребенок правильно держал карандаш. Если ребенок не правильно держит карандаш, это вызывает сильное напряжение, отчего рука устает, а скорость и качество ухудшается. Для рисования, раскрашивания – выбираем карандаш. Дело в том, что у фломастера грифель мягкий, а к карандаша, даже сели на нем написано «М»- мягкий грифель довольно твердый. Поэтому ребенку сильнее нажимать на карандаш, чтобы провести линию. А работая с фломастером, таких усилий прикладывать не нужно.

Рисовать можно на манке, на песке, на снегу, на запотевшем окне.

Рисуем карандашом, пальцем, мелом, палочкой, камешком, губкой … . Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях, поэтому желательно повесить ребенку специальную доску.

11. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

Позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, учит управлять дыханием, ускоряет запоминанию стихов.

12. Пальчиковая гимнастика с предметами. (С грецкими орехами, прищепками, карандашами, губками, с массажным мячиком …. )

В настоящее время в продаже существует большое разнообразие игрушек, направленных на развитие мелкой моторики: копилки, мозаики, пазлы, шнуровки, конструкторы, наборы для рукоделия.

Развитие мелкой моторики дома без лишних трат:

  • Собрать с пола рассыпавшиеся пуговицы, бусины, пазлы…;Очищать фисташки, отшелушивать плёнку с жареных орехов;Открывать дверь ключом;Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки;Чистить обувь, шнуровать обувь;Чистить вареные яйца, картофель в мундире, мандарины;Сматывать нитки или веревку в клубок;Вешать белье;Искать край скотча;Собирать ягоды;Перелистывать страницы;Отклеивать, приклеивать наклейки;Точить карандаши, стирать нарисованное ластиком;Теневой пальчиковый театр;Резать ножницами;Рвать газеты, бумагу;Мять бумагу, а потом разглаживать руками;Оригами;Закручивать шурупы, гайки, крышки;Завязывать, развязывать узлы и т. д.

Важные правила в процессе развития мелкой моторики детей:

1. Занятия должны напоминать игру.

2. Систематичность

3. Выбираем игры подходящие по возрасту и развитию именно вашего ребенка

4

Важно, чтобы ребенку нравились игрушки, и сам процесс. 5

Не переутомляйте ребенка

5. Не переутомляйте ребенка

6. Не занимайтесь всем сразу!

7. Хвалите ребёнка!

8. Право выбора. Возможно ребенок хочет рисовать, а не лепить. Прислушивайтесь к его пожеланиям.

Таким образом, развитие мелкой моторики, можно не только в специально организованных условиях и на занятиях с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Посвящайте ребенку больше времени!

Готовность руки к овладению письмом

Рисование простых узоров (рис. 4 и 5) на листе нелинованной бумаги мягким простым карандашом. Если ребенок, хорошо справляется с заданием, значит достаточно готов к работе, которая его ожидает при обучении письму. Если же нарисованные им узоры не соответствуют образцу по величине, стройности, ритму и т.д., это свидетельствует о том, что ребенок плохо управляет движениями своей руки, пальцев.

  • Высокий уровень — узоры продолжает правильно
  • Средний уровень — допускает ошибки в чередовании элементов либо в пропуске какого-то из них
  • Низкий уровень — продолжить узор не может, выполняет путем прямого копирования заданных элементов.

Подготовка к школе: Развитие мелкой моторики

Подготовка к школе включает в себя помимо обучения письму и счету, также развитие полезных для обучения письму навыков, а именно – мелкой моторики пальцев. Этому поможет рисование, занятия лепкой из пластилина, глины, теста, массаж кончиков пальцев. Полезны будут также пальчиковая гимнастика, нанизывание бусин, застегивание пуговиц, конструирование из бумаги, катание мелких камешков или шариков пальцами, раскрашивание, завязывание узелков на веревках и т. д.
Мы редко задумываемся, выбирая на полках магазинов мелкие игрушки для наших детей. Мы руководствуемся принципами внешней привлекательности игрушек. А между тем множество педагогов и методистов придумывает их, стараясь сделать максимально интересными и полезными для развития мелкой моторики — основы хорошей речи в будущем.

Многое сделала для развития этого направления в педагогике итальянская женщина, врач-педиатр Мария Монтессори. В своей работе с детьми она опиралась на три принципа — формирование интереса у детей к игровой деятельности, индивидуальный подход и упор на сенсорное развитие.

Важно развивать мелкую моторику рук с самого раннего возраста – ведь центры, отвечающие за речь и движение пальцев в головном мозге расположены рядом. Стимулируя мелкую моторику рук, мы активизируем и соседние отделы, отвечающие за речь

Чтобы заинтересовать ребенка на этом этапе обучения, важно превратить занятия в увлекательную игру – тогда ребенок будет с радостью выполнять полезные упражнения на развитие моторики.

Вот несколько игр для развития моторики, в которые можно играть как дома, так и в детском саду:
1. Опустить кисти рук в сосуд, заполненный водой песком, крупой, горохом, любыми мелкими предметами. 5 — 10 минут как бы перемешивать содержимое. Затем ребенку предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами отдельные элементы.
2. Ребенок узнает фигуры, цифры или буквы, «написанные» на правой и левой руке палочкой или пальцем
3. Ребенок распознает предмет вслепую, ощупывая его рукой
4. «Резиночка». Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой ру6кой.
5. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.
6. Хорошо помогают развитию мелкой моторики рук игры с рисованием. Можно обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту
7. Попросите ребенка рисовать по рассыпанным на подносе рисовым зернышкам или грече.
8. Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.
9. Из пуговиц разного размера и формы предложите ребенку придумать и выложить рисунок.
10. Насыпьте в кружку сухой горох, ребенок рассказывает любое стихотворение и на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.
11.Насыпьте сухой горох в блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
12. Очень полезны игры со шнуровками – они развивают творческие способности, воображение, логическое мышление, совершенствует художественный вкус ребенка. В комплект входит инструкция и шаблон для шнуровки. Дощечка шнуровки обычно хорошо моется, а шнурочки можно просто постирать.

1. Денисова Д., Дорожин Ю., Прописи для дошкольников. Старшая группа. Рабочая тетрадь (5+) — Игровые задания, предложенные в рабочей тетради, развивают навык письма. Благодаря систематическому рисованию, разукрашиванию развивается мелкая моторика рук, дети увереннее держат карандаш, быстрее ориентируются на бумаге. С каждым занятиям упражнения усложняются. Ребенку предлагается рисовать узоры не только по клеточкам, но и в полосе

Развитие мелкой моторики в детском саду и дома

Очень часто родители слышат выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук

При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к

развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения.

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Развитие мелкой моторики рук очень важно для полноценного развития ребенка. Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко

Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. Особенно это важно для детей с задержкой речевого развития. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Развитие моторики рук – это одно из простых и эффективных развивающих занятий, которые можно проводить с ребенком дома.

Варим обед

1 вариант. Смешиваем два вида крупы. Даем две мисочки и перебираем крупу.

2 вариант. Берем 2 мисочки, в одну насыпаем крупу. Ребенку даем ложку и предлагаем пересыпать крупу из одной миски в другую.

«Бусы для мамы»

Если у вас есть большие бусины с большим отверстием, то за несколько минут ваш ребенок сделает замечательные бусы для мамы, нанизывая их на шнурочек. Если же в доме нет бусин, то их можно заменить макаронами, кольцами от пирамидок, катушки от ниток, а также нарезать на части старые ненужные фломастеры с пластмассовым корпусом. Получаются разноцветные «трубочки», которые можно нанизывать на шнурок как бусы.

«Крупяные ванночки»

Отличный эффект дают крупяные «ванночки». Насыпаем в кастрюльку или большую миску, прячем небольшие предметы, игрушки из «киндер-сюрпризов». Задача ребенка – найти и вытащить игрушки.

«Маленький художник»

На ярком подносе тонким равномерным слоем рассыпать мелкую крупу (манка, пшено) или соль. Соль можно предварительно окрасить в яркий цвет. Провести пальчиком ребенка по крупе. Затем попробовать вместе нарисовать какие-нибудь предметы (дождик, волны, буквы и т. д.). А теперь можно смело давать ребенку рисовать, не боясь, что он вымажет что-то в краске.

« В е с е л ы е п р и щ е п к и »

1 вариант. Натянуть веревку на уровне ребенка и дать несколько бельевых прищепок. С помощью прищепок развесить носовые платочки и одежду для кукол. Высушить белье, а затем снять.

2 вариант. Плоскостные геометрические фигуры с помощью прищепок можно превратить в солнышко (желтый круг), елочку (зеленый треугольник) и т. д. А также подобрать и прикрепить по краям прищепки соответствующего цвета.

«Прогулка по лесу»

Не всегда есть возможность поехать в лес, чтобы прогуляться в сосновом бору, так как за окном зима или идет дождь. Но всегда можно это сделать дома. Для этого нужно собрать сосновых шишек, высушить их и рассыпать по полу. Дать ребенку корзинку или ведерко и «прогуляться по лесу», собирая шишки.

«Сбор урожая»

Сбор урожая прекрасно способствует развитию мелкой моторики. Собирать урожай можно на даче (собирать мелкие помидоры, картофель, доставать горох из стручка, выдергивать морковку с грядки), а также в зимнее время дома, рассыпать на полу мелкие овощи, фрукты и собрать в разные корзинки.

«Круть, верть»

Учим ребенка раскручивать и закручивать крышки. Чтобы ребенку было интереснее, можно спрятать сюрприз в баночку, завернув его в бумагу. Будет интересно узнать, что же спрятано в баночке?

Занятия по развитию мелкой моторики в ДОУ

Занятия в детском саду включают те же упражнения и игры, что и дома.

Пример конспекта коррекционно-развивающего занятия в средней группе

План занятия включает указание темы, постановку целей, задач, вводную (психологический настрой, разминка), основную (упражнения с предметами, рисование) и заключительную части (подведение итогов, похвала каждого ребенка).

Развитие мелкой моторики у детей 3, 4, 5 лет — это важный аспект общего полноценного развития малыша. Перед началом занятий можно получить консультацию у логопеда, невролога, педиатра, которые это подтвердят. Но следует помнить, что все уроки должны приносить радость и удовлетворение как детям, так и родителям, и тогда первые результаты не заставят себя долго ждать.

С какого возраста можно заниматься развитием мелкой моторики?

Проведение занятий по развитию мелкой моторики в ДОУ для детей 3, 4 и 5 лет

Моторика верхних конечностей напрямую взаимодействует с высшими функциями психики и сознания: мышлением, координацией, вниманием, наблюдательностью, речью, воображением, зрительной памятью. Ее важная роль в том, что вся жизнь малыша потребует в дальнейшем использования координированных, точных движений пальцев, кистей

Они нужны для письма, одевания, рисования, выполнения других ключевых функций и действий в процессе учебы, работы, жизни в целом.

Занятие в детском саду

Важно! Развивать моторику у детей на четвертом году жизни можно в форме занятий в детсаду или вместе с родителями дома (самообразование)

Цели и задачи

Цели и задачи развития детской моторики у детей трех, четырех, пяти лет состоят в следующем:

стимулировать развитие активности, детской речи;
развивать движения рук, пальцев, координацию;
обучать и тренировать ребенка в различии цветов, их сопоставлении;
развить мелкую моторику основных трех пальцев: указательного, большого, среднего;
подготовить руку ребенка к письму;
развивать сенсомоторную координацию верхних конечностей;
косвенно повлиять на общее развитие интеллекта малыша;
сформировать шнуровательные навыки (шнурование, «бантик»);
развить ориентирование в пространстве (верх, низ, лево, право);
развить восприятие, внимание, творчество;
развивать способности к творчеству.

Основные виды развития мелкой моторики у ребенка

Группировка занятий, игр, развивающих упражнений делятся на несколько видов:

  • игры пальчикового типа;
  • лепка;
  • игры с маленькими предметами;
  • рисование;
  • пальчиковый массаж;
  • различные действия, связанные с ручной работой (закручивание крышек, перебирание бусин, разрывание листов бумаги, собирание мозаик, вырезание).

Упражнения и игры для развития мелкой моторики

Работа над тонкой моторикой требует частых повторений движений пальцев и кисти руки. Детям может наскучить такая деятельность, поэтому она должна проходить в игровой форме. В нашем детском клубе развитие мелкой моторики происходит как во время занятий, так и в бытовых ситуациях, когда малышей учат одеваться, пользоваться столовыми приборами, собирать игрушки в коробку.

Развитие мелкой моторики младших дошкольников рекомендуется совмещать с пением, проговариванием потешек и стихотворений. Расскажем подробнее о некоторых играх и упражнениях.

Вырежьте из картона два круга. На одном изобразите грустное выражение лица, на втором – веселое. Покажите ребенку первый круг и расскажите о том, как солнце потеряло лучики. Предложите ему сделать их из прищепок. В конце занятия разверните солнце и спросите, что изменилось.

Подготовить коробочку с маленьким отверстием на крышке. «Случайно» рассыпать бусинки и попросить ребенка помочь собрать их.

Выложить на столе шнурок в виде зигзага и предложить малышу «перепрыгнуть» каждым пальчиком через изгибы «ручейка».

Завернуть мелкие игрушки в обертку от конфет. Задача ребенка – развернуть все «конфеты» и аккуратно сложить обертки.

Развитие мелкой моторики старших дошкольников – важная составляющая подготовки к школе. Можно включать задания на отработку графомоторных навыков, такие, как:

  • штриховка, соединение по точкам, дорисовка картинки, графический диктант.

Полезны игры на развитие мелкой моторики в детском саду, в которых ребенок должен определить предмет на ощупь. Например, «Волшебный мешочек». В мешочек сложить знакомые детям предметы (яблоко, конфета, мячик и т. п.) Предложить игроку с закрытыми глазами поместить руку в мешочек и назвать попавшийся предмет.

Подготовить руку к письму поможет игра «Изюминка». Раскатайте с детьми пластилин или тесто для лепки и украсьте «пирог» бусинками. Покажите, как правильно захватывать «изюминку» (большим и указательным пальцем).

Координацию движений рук развивает игра «Веселые клубочки». Дети могут соревноваться, кто быстрее перемотает клубок.

Разнообразные упражнения и игры будут эффективнее, если малыш выполняет их ежедневно, вместе с другими детьми. В таком случае развитие двигательных способностей происходит наряду с коммуникативными и языковыми.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: