Лепка в детском саду

Семинар-практикум для педагогов «лепка в доу, как средство развития творческих способностей дошкольников»

Технология лепки

Под технологией лепки глиной мы понимаем владение детьми инструментом, способами лепки. Это понятие охватывает также и развитие глаза, руки, их согласованную работу.

Технология формируется приемами обследования предметов (игрушек) и техническими навыками лепки.

Обследование образа дает возможность детям самостоятельно находить приемы лепки. Технология лепки, которой предшествует обследование и изучение конструктивного строения образов, что слепятся, формируется как система двигательных умений, построенных на усвоении ряда навыков обследования натуры.

Главной причиной недостатков письма у них есть скованность руки, неумение согласовывать действия, приходящихся на разные ее части в процессе изображения буквы. Лепка в дошкольном возрасте поможет исправить данные дефекты.

Точность движений рук, связана с деятельностью мелких мышц, еще не весьма совершенная, поэтому рука ребенка мало приспособлена к письму, рисованию.

Лепка интересных поделок из пластилина для детей 3-4 лет

Вспомните ваше детство. Одним из самых любимых занятий у многих из вас была лепка из пластилина. Все помнят, как этот материал выглядел, как плохо разминался, многие наверняка раскладывали его по батареям, чтобы стал мягким, и получали за это нагоняй от взрослых.

Технологии сегодняшнего дня позволяют создавать различные виды пластилина разной плотности и качества, предназначенного для разных целей. Давайте разберемся, какой бывает пластилин, чем полезно такое занятие, и рассмотрим идеи, как сделать процесс лепки пластилином безопасным для детей 3-4 лет, вашей мебели, ковров и домашних животных.

Технические приемы лепки

Основные технические приемы лепки связанные с работой руки, в частности пальцев и ладони. В зависимости от формы предмета, действия рук во время лепки бывают разными

Поэтому очень важно научить детей основных технических приемов работы с глиной, пластилином

Во время лепки используются такие технические приемы, как:

  • раскатывание валикоподобной формы для изготовления удлиненных, круглых, цилиндрических предметов, скреплять валикоподобные формы в виде кольца;
  • скатывание шарообразной формы для изготовления шарообразных предметов;
  • расплющивание шарообразной формы;
  • слепливание расплющенной формы; загибки краев расплющенной формы;
  • вдавливания шарообразной формы;
  • вдавливания валикоподобной формы;
  • обострение и закругления валикоподобной формы;
  • оттягивания глины с основного куска; прилепливания одного куска к другому; оттягивание деталей;
  • примазывания частей друг к другу, защипывания краев формы или отделки ее защипыванием (батон, пирожок).

Раскатывание осуществляют продольными движениями рук в противоположном направлении: правая — вперед, левая — назад и наоборот.

Скатывание — это одновременные круговые движения рук: правая — вправо по часовой стрелке, левая — влево, против часовой стрелки.

Пальцы обеих рук полусогнуты в форме чашечки.

Во время сдавливания и расплющивания руки движутся навстречу друг другу с одновременным нажимом на материал.

Для сдавливания глины надо нажать на нее меньше, для расплющивание — сильнее.

Чтобы получить более точную форму, можно прибегнуть к сплющиванию или расплющиванию глины или пластилина о поверхность доски.

Прием прищипывания близок к оттягиванию.

Тремя пальцами правой руки сдавливают. Тремя пальцами правой руки сдавливают глину, чтобы получить клюв птички или мордочку лисички.

Во время оттягивания кусок глины держат в левой руке, а правой оттягивают частичку.

Вытяжение выполняется движениями обеих рук (одновременно) в противоположные стороны с целью получения удлиненной формы.

Чтобы примазать один кусок глины к другому, сначала надо прижать их и выровнять место соединения пальцем. Сглаживания всей поверхности изделия делают пальцами, ладонью, смачивая пальцы мокрой резинкой.

Соединяют части таким образом: на одном куске глины делают ямку, на втором — прищипывают,чтобы получился, например, клювик птички, который вставляют в ямку, затем куски глины соединяют и пальцем выравнивают место соединения.

Знакомство с лепкой в детском саду

Занятие в детском саду лепка из пластилина

В детском саду знакомство с лепкой происходит в трехлетнем возрасте, когда дети хорошо понимают инструкции воспитателя, умеют различать форму основных геометрических фигур и находить сходства и различия между ними.

В освоении навыков лепки можно выделить 5 этапов:

Знакомство с материалом – нужно рассказать ребенку о свойствах глины и пластилина и показать, что можно из них сделать. Некоторые дети поначалу отказываются брать в руки материал из-за его непривлекательного внешнего вида, но большинство проявляет неподдельный интерес – начинает мять его или размазывать по поверхности стола, получая при этом немалое удовольствие.
Приемы лепки. Изготовление палочки или колбаски. Воспитатель демонстрирует порядок действий, а дети в свою очередь пытаются повторить. Таким образом они обучаются основному навыку, необходимому для лепки, – раскатыванию материала и преобразованию его в определенную форму. Это может быть шарик, кубик, блинчик, колбаска. На этом этапе ребенок учится работать двумя руками одновременно и координировать свои движения.
Освоив раскатывание колбасок, нужно научиться делать из них кольца. Ребенок, повторяя движения воспитателя, замыкает концы и получает круг, бублик или колечко.
Базовые навыки лепки успешно приобретены, а значит, пора переходить к более сложным фигурам – пирамидам и конусам. Дети учатся раскатывать материал под определенным углом, держа руки в вертикальном положении, осваивают навыки свертывания и сплющивания.
Завершающий этап обучения дошкольников – создание фигурок людей и животных. Приступать к этому этапу можно тогда, когда ребенок научится контролировать силу нажима на материал

Обратите внимание, что форма в детской работе упрощена: голова человека либо животного выполняется в виде небольшого шара, а конечности представляют собой цилиндры.

Примеры работ из пластилина

Лепим котика из пластилина

Как слепить машинку из пластилина

Лепим улитку из пластилина

Занятия лепкой являются неотъемлемой составляющей всестороннего развития ребенка. Усидчивость, четкая работа пальцев рук, представление о форме и размерах разных предметов – эти качества и навыки, приобретаемые на занятиях лепкой, пригодятся в школе. Именно поэтому в детском саду на изучение этой дисциплины отводится немало времени.

Популярный рецепт соленого теста для лепки

Детям будет очень интересно и полезно попробовать «поиграть» с настоящим тестом, только соленым. Многие будут подражать маме и пытаться слепить любимые вареники (с вишнями, творогом – кто какие любит), другие же примутся за создание детской посудки, третьи начнут с самого сложного – фигур! Самое интересное, что соленое тесто может быть как однотонным белым, так и красочным разноцветным. В помощь воспитателю во втором случае придут гуашевые краски. Немного добавив их в уже разделенные кусочки теста, можно открыть перед малышом целую палитру цветов для творчества и пробудить его фантазию. Мягкое же тесто, подвергнувшись сминанию, катанию и раскачиванию, наконец, приобретет свою конечную форму, вырвавшись из маленьких натруженных рук.

Итак, из чего же делается соленое тесто для лепки? Ингредиенты очень просты и что самое приятное – доступны каждому, нужно знать лишь точную пропорцию – и все получится!

На один стакан муки возьмите столько же обычной кухонной соли, хорошенько все перемешайте, добавьте ½ стакана обычной холодной воды из-под крана и одну столовую ложку подсолнечного масла. Все хорошенько вымешайте на доске до однородной консистенции, при желании – разделите на кусочки и добавьте в них краски необходимых цветов. Затем необходимо поместить уже готовое тесто в холодильник на 3 часа (предварительно положив его в полиэтиленовый пакет). Там тесто «дойдет», и лепить из него будет одно удовольствие!

При работе с соленым тестом к уже знакомым инструментам необходимо дополнительно подготовить клеенку, стакан с водой и кисточки. Кисточкой, смоченной в воде, будут соединяться между собой отдельно вылепленные детали фигуры. Лепить из соленого теста нужно сухими руками, причем способы и приемы лепки совершенно не отличаются от тех, что используются при работе с пластилином. Тесто быстро высыхает, поэтому доставать из полиэтиленового кулечка кусочки лучше частями.

Уже готовую фигуру необходимо хорошенько высушить. Для этого можно в домашних условиях использовать духовку (слабый огонь 30-60 минут, в зависимости от объемности фигуры) или же обычное солнышко! На солнце фигурка будет сохнуть долго, до 5 дней, нужно будет запастись терпением!

Что нужно для лепки

Чтобы хорошо вылепить предмет, нужно представить его образ. Это можно детально сделать с помощью руки, через прикосновение которой ребенок изучает пространственные признаки предмета (объем, форму, фактуру и т. п).

Форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, полнее.

Ими ребенок ощупывает предмет со всех сторон, и в этом определении большую роль играет изменение формы поверхности ладони, которая дает возможность чувствовать углы, выпуклости, углубления и тому подобное. Глаза учатся объемному видению при помощи руки (И.М.Сеченов).

Итак, прежде чем лепить натуру, дети должны выучить ее конструктивное устройство и разложить на отдельные части, определив форму, объем каждой с помощью осязательного и зрительного восприятия.

Обучение лепке младших дошкольников

Малышей второй младшей группы знакомят со свойствами глины и закрепляют навыки, приобретенные в первой младшей группе.

Обучают таким приемам лепки, как скатывание комка глины прямыми движениями рук, раскатывание куска глины кругообразными движениями рук, деления комка глины на две части, отрывание от большого маленького куска, соединение частей изделия способом придавливания, уточняют понятие «круглый».

Лепка в дошкольном возрасте носит простой конструктивный характер — дети лепят предметы, образы из отдельных кусков глины, соединяя их между собой.

Игрушки животных и птиц подбираются по их характерными особенностями, их основные части (туловище, голова) имеют форму шара разного размера. Итак, дети «составляют» изделие из разных по величине шаров и овалов.

3
votes, average: 5,00
out of 5)

Коллективное творчество из пластилина

Содержится в разделах:

  • Коллективные работы 4133
  • Лепка. Все материалы по лепке 8345
  • Пластилин. Поделки из пластилина по темам 356

Показаны публикации 1-10 из 360. Все разделы | Лепка. Коллективные работы

Новое

Фото

Лучшее

Коллективная работа «Подводный мир» по пластилинографии

Беседа с детьми на тему «Подводный мир»

Показ картинок«Обитатели морей» . Слушание музыки«Звуки моря» . Рассматривание ракушек, морского грунта (мелких камушков. Ход занятия: Воспитатель: сегодня мы отправимся в морское путешествие и будем говорить об обитателях морей и…

Коллективная сюжетная композиция с использованием пластилинографии. Макет «Высокие и низкие горы»

Здравствуйте, уважаемые гости моей страницы. В рамках темы недели «Юные путешественники» мы с ребятами продолжили знакомство с глобусом, а также расширили знания о реках, морях и океанах. Одним из самых интересных и занимательных объектов для детей стали горы, именно поэтому…

Лепка в дошкольном возрасте — средняя группа

В средней группе малыши получают знания о форме, строении предметов с опорой на геометрическую основу, о некоторых пропорциях частей изображаемого и передаче их в лепке.

Особое внимание обращается на то, как дети определенного возраста пользуются приемами лепки: сплющиванием, вдавливаниям, загибанием краев, сглаживание, оттягивание небольших деталей, расплющиванием и тому подобное. Малыши пользуются конструктивным способом лепки и изображают животных (рыбу, зайчика, ежика) из целого куска глины

Малыши пользуются конструктивным способом лепки и изображают животных (рыбу, зайчика, ежика) из целого куска глины.

Вначале она имеет характер общей лепки педагога с детьми этого возраста, когда взрослый вылепливает самый большой и сложный предмет темы, а дети – меньшие и более простые («Курица с цыплятами»).

Далее дети могут объединять в общие тематические композиции индивидуально вылепленные предметы («Птичий двор»). В конце года детей индивидуально можно заинтересовать лепкой парных сюжетных композиций по сказкам «Колобок», «Заяц и Еж».

Глина

Специалисты рекомендуют использовать этот материал обязательно, даже параллельно с пластилином, поскольку глина не окрашена в цвета и не отвлекает внимание непосредственно от формы. Этот податливый и мягкий материал позволяет создавать разнообразные фигурки, в том числе посуду, человечков, животных

Далее их можно раскрасить в яркие цвета, создать необычную композицию. Ключевое преимущество материала, выгодно отличающее его от пластилина, – возможность хранить поделку длительное время.

Далее рассмотрим несколько вариантов глины для детского творчества.

Натуральная

Первое преимущество – отсутствие примесей и красителей. Это экологически чистый продукт, расфасованный по пакетам. И в этом же состоит его главный недостаток – перед работой глину нужно будет замесить. Чаще всего используется обычная серая глина, мягкий и пластичный материал.

Не каждый малыш придет в восторг от этого натурального материала – полимерные красочные варианты, как правило, нравятся юным скульпторам гораздо больше. Но это личный выбор каждого, кому-то может оказаться по душе возможность сначала вылепить фигурку, а затем – разукрасить ее.

Лепка посуды

Дети с удовольствием лепят посуду (миски, блюдца, тарелочки, горшки, чашки) и используют такие изделия в играх.

Можно изготовить некоторые лепные изделия следующими способами: ленточным, выбором основной массы стекою-лопаткой из куска глины; лепкой кольцами.

Например, чтобы слепить чашку ленточным способом, нужно предварительно выяснить с детьми форму, пропорции изделия, определив последовательность работы.

Дно лепят приемом сплющування. Правильность формы глиняного круга уточняют и выравнивают стекою и пальцами.

Затем изготавливают стенки чашки, которые лепят приемом разбрызгивания с валика, длина которого равна длине окружности дна.

Подготовленный валик кладут на доску и раскатывают рукой до нужной ширины, которая и составит высоту чашки.

Полученную форму присоединяют к краям дна, замазывают с внутренней и внешней сторон. Завершается лепка чашки изготовлением ручки и сглаживанием пальцем поверхности.

Лепят посуду и выбиранием глины стекою. Стекою-лопаткой делают в заготовке углубление и выбирают основную массу глины. Затем заглаживают внутреннюю сторону изделия стекою-петлей.

Завершают лепки прикреплением ручки, отделкой внешних стенок и отделке посуды

Выбирать глину следует осторожно, чтобы не поломать, тонкие стенки посуды

Соленое тесто

Этот вид творчества был в почете еще у наших далеких предков, которые украшали пироги и караваи фигурками, плетеными колосками и ягодками. Использовать тесто могут даже самые маленькие дети, основное преимущество подобного материала – его полная безопасности и экологическая чистота.

Можно приготовить материал для поделок так:

  1. взять по стакану муки и соли, добавить ½ стакана очень холодной воды, тщательное вымесить до образования однородной массы;
  2. к трем ранее описанным компонентам добавить 2 столовые ложки подсолнечного масла либо жирного глицеринового крема.

Месить тесто допустимо как вручную, так и миксером. Первый вариант подходит для создания мелких элементов и деталей, а второй идеален для более масштабной лепки.

Если ребенок уже длительное время занимается лепкой и преуспел в этом деле, можно приготовить для него усовершенствованный вариант теста, позволяющий создать более прочные поделки и раскрашивать их. Для этого потребуются:

  • мука — 1,5 стакана;
  • соль (мелкая Экстра) – 1 стакан;
  • вода – ½ стакана;
  • клей ПВА или обойный – 2-3 столовые ложки (можно без клея).

Такой вариант позволяет создавать и крупные детали, и мелкие элементы.

Варианты поделок

Обратим внимание, что для работы потребуется не только материал, но и некоторые инструменты. К ним относятся:

  • Доска или коврик для раскатки. Не обязательно приобретать дорогостоящие модели, главное требование – ровная поверхность.
  • Стеки (палочки). Они помогают резать кусок пластилина на части, а также делать в нем выемки. Для ребенка достаточно одного-двух пластмассовых стеков.
  • Для придания фактурности можно приобрести специальные текстурные листы.

Что же могут сделать малыши? Идей очень много, поскольку, помимо вышеперечисленных материалов для лепки, допускается использовать пуговицы, камешки, ракушки, веточки, желуди и шишки, осенние листья, хвою и многое другое.

Самые маленькие могут начать с изготовления простого яблока:

  1. Скатать пластилин в ладонях до образования шарообразной формы.
  2. При помощи палочки сделать выемку.
  3. Из зеленого пластилина изготовить лист.

Также просты в реализации грибок, помидор, божья коровка. Интересная поделка – ежик, иголки которого выполнены из зубочисток.

Материалов для лепки существует большое количество, очень важно не ограничивать фантазию и желание малышей, а дать им возможность заниматься тем, что по-настоящему нравится

Лепка в дошкольном возрасте через исследовательскую деятельность

Правильному воспроизведению изображаемого в глине должно предшествовать исследовательская деятельность ребенка. Она заключается в том, что воспитатель организует не простое созерцание, а систематическое тактильно-зрительное восприятие, наблюдение и познание основных особенностей изобразительной натуры.

Малышей учат способам обследования натуры (игрушки, скульптуры и т. п), знакомят с простейшими геометрическими объемными фигурами (шар, цилиндр, конус, треугольник, круг, квадрат) во время дидактических игр и упражнений: «Найди предмет, похожий на эту фигуру», «Найди предмет, похожий на шар, куб, конус…», «Узнай на ощупь», «На что похож этот предмет?»

Как слепить гусеницу и пчелу пошагово

Как слепить божью коровку

Улитка пошагово для детей (спиральная лепка)

Как слепить медвежонка

Интересная идея для лепки: птица в гнезде

Лепим цветы и композиции пошагово

Как слепить машину из пластилина

Велосипед пошагово

Занятие лепкой должны быть интересными для ребенка. Поэтому подберите самые интересные идеи для лепки. Пусть малыш сам выберет, что он будет лепить. Когда малыш увлечен, уходит дискомфорт, возбуждение и беспокойство. Когда ребенок создает любимое животное из мультика, будь то зайчик или котенок, жираф или единорог, он чувствует себя хорошо и гордится достижениями. Поэтому, мамочки, не забывайте хвалить малыша за любое достижение!

Технология лепки из глины

Для изготовления глиняной пластинки нужна дощечка, которую обтягивают бумагой, чтобы не пристала глина. Кусок глины кладут на доску и ладонью прижимают так, чтобы получился пласт толщиной 1-1,5 см, а затем один-два раза хлопают по нему ладонью. Приплюснуть глину нужно еще и для того, чтобы из нее вышел воздух.

После этого стекою ровняют края пластинки, сглаживают поверхность влажной тряпкой и наносят на глину изображения.

Согласно рисунка заготавливают кусочки глины, придают им нужную форму, а затем готовые формы накладывают на рисунок. Края рельефа примазывают к пластинке пальцами или стекою.

Если, например, на пластинке изображен цветок с четырьмя лепестками, то заготовкой серединки будут лепестки, которые прижимаем к рисунку и примазываются пальцами.

Когда декоративная пластинка высохнет, ее снимают с дощечки и в часы самостоятельной художественной деятельности раскрашивают.

Полезно дать детям возможность украшать узором объемные и плоскостные изделия, вылепленные собственными руками. Для этого воспитателю необходимо подобрать простые элементы узора, которые размещаются в композиции с многократным повторением.

Усвоив варианты элементов с величиной, цветом и композицией, дети легко ими пользуются и самостоятельно создают орнамент, чередуя элементы по форме, цвету и содержанию. Лепка в дошкольном возрасте с декорированием открывает безграничные возможности детского декоративного творчества.

Какие виды бывают?

Самые распространенные виды лепки в детском саду:

  • Предметная лепка предназначена для изображения одиночных предметов, таких как предметы посуды, животные и человек. Ребенок, используя всевозможные способы и приемы, учится придавать пластичному материалу окончательную форму.
  • Сюжетная лепка предназначена для развития у малыша объемного трехмерного мышления. Сюжетная лепка долгий и трудоемкий процесс, ведь ребенку необходимо вылепить из пластилина уже не одну, а несколько объемных фигурок, связанных между собой общей историей, задумкой, выполняющих какое-либо действие по отношению друг к другу. Можно сказать, что малыш учится творить свою пластилиновую сказку, выбирая наиболее понравившийся сюжет. Такая лепка устанавливается на жесткой подставке, на которую будут устанавливаться вылепленные из пластилина фигуры.
  • Декоративная лепка в детском саду позволяет ребенку еще в младшей группе ознакомиться и научиться делать простенькие фигуры и предметы, выполненные в стиле народного прикладного искусства. Так малыш, уже научившийся предметной лепке, проявив фантазию, усердие и включив свое воображение, превратит обычные предметы посуды из пластилина в нарядные, украшенные декоративными узорами. Такой посудой уже можно и дом украсить, и подарок подарить. Статуэтка, выполненная в народном прикладном стиле, научит малыша различать стили в искусстве, пробудит интерес к познанию нового.

Так, этап за этапом, маленький человечек из младшей группы учится усидчивости, развивает свое воображение, вовсю работает мелкая моторика. Малыш учится держать в руках стеки, правильно их использовать при лепке. Учится на ощупь и визуально отличать различные материалы для лепки (глина, пластилин), даже нетрадиционные, такие как соленое тесто. Получает первые математические познания, такие как размер, форма. Узнает внешний вид и название различных геометрических фигур. Можно смело сказать, что эстетическое воспитание началось!

О пользе

Несомненно, занятия лепкой обладают широким спектром преимуществ. Так, это не просто увлекательное времяпрепровождение – это еще и возможность развить мелкую моторику малыша, а потому и его речь, ведь мозговые центры, отвечающие за движение пальцев и умение говорить, находятся рядом и теснейшим образом взаимосвязаны.

Пользу лепки представим в форме таблицы:

Здоровье
Умственное развитие
Личностное формирование
Полезна для нервной системы малыша

Помогает справиться с фобиями.Анализ слепленных фигурок поможет родителям своевременно обратить внимание на психологические проблемы и отклонения малыша.
Монотонная работа позволяет расслабиться и успокоиться.
Возможность создавать собственное произведение дает отличную возможность выплеснуть страхи и накопившиеся эмоции.

Улучшается память и логическое мышление (поскольку малышу нужно определиться, как вылепить сложную фигурку, состоящую из нескольких элементов). Формируется целеустремленность.Улучшается усидчивость.
Развивается абстрактное мышление, умение перенести объект реального мира в новую форму.
Стимулируется воображение.

Постепенно ребенок осознает собственную уникальность

Получает возможность заниматься творчеством, пробовать различные направления и идеи.Тренируется в продуктивной деятельности.

И, конечно, большинство детей обожают лепить, поэтому хорошее настроение гарантировано!

Приступать к таким занятиям можно с детьми, достигшими двух лет, при этом очень важно ответственно подойти к выбору материала – он должен быть безопасным и нетоксичным. Родителям не стоит ограничивать кроху в стремлении лепить, а следует, напротив, помочь ему, предоставить свободу выбора материала

Далее рассмотрим, из чего можно лепить, помимо пластилина

Родителям не стоит ограничивать кроху в стремлении лепить, а следует, напротив, помочь ему, предоставить свободу выбора материала. Далее рассмотрим, из чего можно лепить, помимо пластилина.

Декоративная пластика

Вызывает живой интерес у детей и мелкая декоративная пластика народных умельцев. Ознакомление старших дошкольников с декоративной пластикой дает им возможность лепить декоративные сосуды (вазы, подставки, сувенирные тарелочки, декоративные кувшины, куманцы), настенные украшения в виде декоративных пластинок, кашпо для цветов.

Прежде чем предлагать детям для изготовления декоративные пластинки с рельефным изображением, надо организовать выставку настенных пластинок с различным содержанием изображения, провести с малышами беседу о рельефные узоры на глиняных пластинах как вид скульптуры.

Рельеф — один из неполных видов скульптуры, в котором все изображение приобретает объемной формы и частично выступает над предметной плоскостью (пластинкой).

Разновидности рельефа — барельеф и горельеф.

Что любят лепить дети

Кроме предметов окружающей среды, дети с удовольствием лепят фрукты, посуду, обобщенные народные игрушки, анималистическую скульптуру и прочее.

Натура, которая обследуется и используется на занятии по лепке, должно быть выразительной и отражать индивидуальные особенности внешнего вида животного (форму туловища, головы, лап, фактуру) с характерными чертами (хитрая, добродушная, зла). Игрушки должны иметь эстетичный вид и разное пространственное положение осанки (стоять, лежать, бежать, сидеть, подкрадываться, спать).

Знакомясь со скульптурой малых форм, дети узнают, какими средствами скульптор передал характерны индивидуальные внешние черты, повадки, позы животного.

Оборудование и материалы для занятий лепки в детском саду

Обычно в группе детского сада используют пластилин, но возможности работы с ним ограничены. Наиболее эффективно получится использовать в творческой работе глину. Жирная глина подойдёт лучше всего. Из неё можно лепить несколько крупных объектов, создавать предметы с последующей термической обработкой, для увековечения и расписывать их красками. Пластичность глины можно регулировать водой, что облегчает детям сам труд.

В образовании практичнее использовать глину, так как пластилин предназначен для мелких изделий, а мелкие формы не способны передать полноту и чёткость линий деталей фигуры. Использование пластилина осложняет занятия с детьми младшего возраста, так как он достаточно твёрдый и для мягкости его надо постоянно разминать, а маленьким детям это не всегда под силу. Пластилиновая лепка больше подходит для детей с развитой мускулатурой пальцев рук, в более старшем возрасте 5-7 лет, однако его использование должно ограничиваться лишь в небольшом количестве занятий.

Если у детского сада достаточно бюджетных средств, то глину можно приобрести в магазине, но в сельской местности проще её накопать. Слой глины находится прямо под плодородным слоем земли, поэтому это сделать не составит особой трудности. Приготовить смесь для лепки тоже не составит никакого труда. В глину просто нужно добавить воды и размять её, а затем сложить в плотный целлофановый кулёк, и тогда рабочий материал можно хранить целый год.
Для обжига глины потребуется потратиться только на муфельную печь. Потребуются и краски. Таким образом, после обработки, детские поделки превратятся в настоящие керамические изделия и сувениры. Глина сама по себе в сыром виде не является несущим материалом и для изготовления изделий потребуется запастись каркасами.

В роли каркасов могут сгодиться обыкновенные палочки или куски проволоки. Каркас необходимо делать так, чтобы была возможность его изъять из изделия после того, как подсохнет глина, иначе глина на каркасе может потрескаться при высыхании. Для вырисовывания отдельных элементов, выемок можно использовать пластмассовые ножи как в пластилине, лопатки и гвоздики. Чем лучше и удобнее организовано место для творческой деятельности ребёнка, тем качественнее получаются его работы. Обычно для рабочей поверхности используют досочки, но лучше иметь поворотный станок для удобства работы, с любой стороны, над изделием.

В конце хочется добавить, что лепка в детском саду важна дошкольникам для развития сенсорного восприятия. Дети не только должны видеть, но и осязать предметы.

С чего начать обучение лепке

Изучение предмета при помощи руки и взгляда с анализом его частей, сравнением пропорций дает возможность ребенку расчленить сложную форму предмета на простые геометрические, выделить основную часть, соблюдая соотношение частей изображаемого.

Вместе с этим обогащается и развивается словарь ребенка, коммуникативные навыки, связную речь, ведь малыш называет форму предмета, описывает образ, уточняя его особенности, оценивает произведение народного мастера.

Изготовление детьми глиняных изделий в детском саду и в семье формирует образное мышление, развивает память, внимание, воображение и другие психические процессы, непосредственно влияющие на результативность овладения навыками письма в школе, способствует координации руки и глаза, укреплению мышц кисти руки, совершенствует пространственную ориентацию на плоскости листа. Использование технологии лепка в дошкольном возрасте способствует общему развитию ребенка и подготовке его к школе

Использование технологии лепка в дошкольном возрасте способствует общему развитию ребенка и подготовке его к школе.

Инструменты, необходимые для занятия

Лепка, как и каждый вид искусства, требует специальной подготовки и специфических инструментов. В детском саду у каждого ребенка должны быть свои индивидуальные приспособления для этого занятия.

Итак, что же понадобится:

  • досточка для лепки;
  • материал, из которого будут вылепливаться фигурки (пластилин, тесто, глина);
  • вода;
  • чистые тряпочки;
  • стеки.

А также обязательное условие маленькие ладошки и пальчики смышленого ребятенка, будь он в младшей группе или старшей – не важно!

Во время занятия воспитатель сначала расскажет малышам, находящимся в группе, занимательную, а может и поучительную историю про героя, которого позже предложено будет вылепить.

После сказки воспитатель в игровой форме покажет каждому ребенку в группе уже слепленного главного героя сказочки. Малыши тут же захотят самостоятельно вылепить из пластилина такого же персонажа, но своего, индивидуального! И тут перед воспитателем стоит нелегкая задача: поэтапно рассказать, показать, объяснить и научить каждого ребенка:

  1. Используя различные приемы самостоятельно изготовить из пластилина отдельные заготовки различной формы.
  2. Используя известные способы, соединить между собой только что вылепленные детальки в одну объемную фигуру.
  3. Научить малышей устанавливать готовые фигурки на специальную подставку (досточку), применяя уже известные способы.
  4. Если занятие в группе предполагается сюжетное, то необходимо научить ребенка придумать или выбрать сюжет для своей композиции, спланировать, где будет находиться каждый герой, как он будет выглядеть, что будет происходить между героями сюжета, а затем уже приступать к изготовлению отдельных частей. Такое занятие займет не один урок, поэтому для незавершенных композиций необходимо подыскать место, где работы дождутся своего следующего «воплощения».
  5. На декоративном занятии воспитатель научит малышей, используя довольно простые приемы (скатать жгутик, шарик), украсить в народно-прикладном стиле уже готовый «свежевылепленный» объект.

Так, шаг за шагом, занятие за занятием, малыши научатся творить, получать настоящее эстетическое удовольствие, откроют для себя мир прекраснейшего изобразительного искусства.

Декоративная лепка в познавательном развитии

Декоративная лепка и отделка способствует эстетическому, познавательному развитию детей, привлекает их к активному восприятию произведений народных умельцев.

Декоративная лепка в дошкольном возрасте имеет выполняться из глины, потому что этот пластичный материал можно раскрашивать ангобом и выжигать в печи. Если ангоба нет, то после обжига изделие можно раскрашивать гуашью.

Ангоб — цветная глина, которая используется в технологии художественной керамики. Ангобы изготавливаются из глины и воды.

Глина ангобовых цветов может быть белой, красной, желтой, синей, зеленой, коричневой и черной.

Белый ангоб изготавливается из белой глины, доведенной до консистенции сметаны. Для получения более светлых тонов примешивается мел. Синий, зеленый, коричневый, черный цвета ангоба получают добавлением к белому специальных красителей.

Красный цвет изготавливают из природной глины — красной, а желтый — из природной желтой глины.

На подвяленное глиняную поверхность изделия ангоб наносят кистью путем примакивания. Делают это несколько раз до тех пор, пока ангоб покроет всю шершавую поверхность изделия.

Перед нанесением ангоба изделие нужно подвялить. Повышенная влажность приводит к раскисанию изделий.

Нанесение ангоба на сухие и полусухие поверхности стенок может повлечь за собой отскакивание его во время сушки и обжига.

Излишне разбавленный водой ангоб ложится слишком тонким слоем и не дает желаемого цвета, а очень густой неравномерно покрывает поверхность.

Гуашью раскрашивают высушенные изделия, ангобом — подвяленные. Сначала раскрашивают верхнюю часть изделия, а затем — нижнюю. Когда просохнет первый слой краски, наносят следующий.

Соленое тесто

Этот вид творчества был в почете еще у наших далеких предков, которые украшали пироги и караваи фигурками, плетеными колосками и ягодками. Использовать тесто могут даже самые маленькие дети, основное преимущество подобного материала – его полная безопасности и экологическая чистота.

Можно приготовить материал для поделок так:

  1. взять по стакану муки и соли, добавить ½ стакана очень холодной воды, тщательное вымесить до образования однородной массы;
  2. к трем ранее описанным компонентам добавить 2 столовые ложки подсолнечного масла либо жирного глицеринового крема.

Месить тесто допустимо как вручную, так и миксером. Первый вариант подходит для создания мелких элементов и деталей, а второй идеален для более масштабной лепки.

Если ребенок уже длительное время занимается лепкой и преуспел в этом деле, можно приготовить для него усовершенствованный вариант теста, позволяющий создать более прочные поделки и раскрашивать их. Для этого потребуются:

  • мука — 1,5 стакана;
  • соль (мелкая Экстра) – 1 стакан;
  • вода – ½ стакана;
  • клей ПВА или обойный – 2-3 столовые ложки (можно без клея).

Такой вариант позволяет создавать и крупные детали, и мелкие элементы.

Масса из соды

Познакомьтесь с еще одним вариантом домашнего пластилина. Потребуются самые простые подручные средства:

  • сода – 1 стакан;
  • крахмал кукурузный – ½ стакана;
  • вода теплая – ¾ стакана.

Порядок действий:

Соединить крахмал и соду

Обратите внимание, что допустимо использование и картофельного крахмала, однако в этом случае масса будет окрашена в сероватый оттенок, не будет белоснежной.
Добавить сыпучие ингредиенты в воду, как следует размешать.
Поставить емкость на умеренный огонь
Варить до загустения, постоянно помешивая.
Когда масса станет похожа на единый комок, выключить газ и немного остудить.
После этого замесить.. Получившийся «домашний пластилин» как нельзя лучше подходит для детского творчества

Получившийся «домашний пластилин» как нельзя лучше подходит для детского творчества.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: