Развитие речи у ребенка: на что обратить внимание?

Задержка речевого развития (зрр): симптомы и лечение, что делать

Содержание коррекционной работы

С детьми 3-4-х лет логопед занимается по следующим направлениям:

  • коррекция звукопроизношения;
  • развитие импрессивной и экспрессивной сторон речи;
  • развитие моторной сферы;
  • развитие психологической базы речи.

Коррекция звукопроизношения состоит из нескольких этапов – подготовительный (формирование артикуляционной базы), постановка, автоматизация (закрепление правильного произношения) и дифференциация (если ребенок путает звуки в речи). Автоматизацию звука проводят в следующем порядке:

  • в слогах – проговаривание слоговых дорожек, чистоговорок;
  • в словах;
  • во фразах и предложениях – скороговорки, проговаривание и заучивание двустиший;
  • в самостоятельной связной речи.

Параллельно с коррекцией звукопроизносительной стороны речи проводится работа по вышеперечисленным направлениям. При работе с моторной сферой логопед предлагает задания:

  • на координацию движений, умение ориентироваться в пространстве;
  • пальчиковую гимнастику;
  • работу со шнуровкой, собирание мозаики;
  • артикуляционную гимнастику.

Работа с импрессивной стороной речи включает в себя следующие задачи:

  • накопление словарного запаса, усвоение новых слов, обозначающих названия частей тела, предметов, окружающих ребенка, признаки, глаголы, обозначающие бытовые и игровые действия;
  • обучение пониманию обобщающих слов;
  • уточнение понимания и применения личных и притяжательных местоимений и прилагательных.

В работе по коррекции экспрессивной стороны речи логопед занимается уточнением и активизацией пассивного словаря по определенным лексическим темам. В детскую речь вводят прилагательные и личные местоимения. Малыша учат сравнивать предметы, находить одинаковые признаки и различия.

На коррекционных занятиях проводят работу по формированию грамматического построения речи:

  • умение согласовывать слова во фразах и предложениях;
  • изменение слова по числам;
  • формирование умения пользоваться притяжательными прилагательными;
  • формирование умения образовывать уменьшительно-ласкательные формы слов.

Самостоятельная диагностика задержки речи

Основной метод диагностики ЗРР в домашних условиях – это наблюдение за речью своего ребёнка. Наблюдая за малышом, нужно отметить, насколько развит его словарь, как много слов он употребляет. Для этого создаются игровые ситуации, где детей побуждают назвать предметы и игрушки, разыгрываются маленькие спектакли с его игрушками. Нужно внимательно проанализировать, как малыш строит фразы, из скольких слов они состоят.

Для оценки понимания ребёнком речи взрослых можно предложить ему такие задания:

  • Показать части своего тела, части тела игрушечных животных;
  • Показать на сюжетных картинках, что делают их герои. Например, кто бежит, кто поливает цветы, кто кормит кур, кто спит;
  • Дать простые поручения, состоящие не менее чем из двух ступеней. Например, сначала возьми из шкафа куклу, а потом посади её на стул;
  • Спросить о назначении предметов. Например, покажи, чем ты ешь, вытираешь руки, чистишь зубы;
  • Прочитать небольшой текст и задать вопросы по его содержанию.

Нужно отметить, какие звуки малыш произносит неправильно, какими звуками он заменяет те, что произносит. Оценивается способность ребёнка пересказать короткую сказку, его умение пользоваться интонацией

Кроме оценки речи, надо обратить внимание на состояние общей и мелкой моторики. Проверяют такие показатели:

  • сохраняет ли ребёнок равновесие при ходьбе и беге,
  • умеет ли перешагивать через предметы;
  • как он ловит мяч,
  • умеет ли он лазать;
  • сохраняет ли равновесие на уменьшенной площади опоры, стоя на одной ноге,
  • может ли застёгивать пуговицы,
  • в состоянии ли малыш совершать точные движения пальчиками рук.

Развиваем творческие и музыкальные способности

antoniodiaz/Shutterstock.com

Для ребёнка 3-4 лет будут полезны любые виды творчества — рисование, лепка, аппликация и конструирование.

Развивать воображение и детскую фантазию помогут следующие задания.

«Нарисуй необычное животное»

У этой игры может быть несколько вариаций:

  1. Предложите ребёнку изобразить животное самостоятельно! Пусть он включит фантазию и создаст то, что ещё не видел в природе.
  2. Набросайте эскиз самостоятельно, а затем предложите ребёнку закончить.
  3. По очереди с ребёнком рисуйте необычное животно: он — круг головы, вы — форму туловища, он — размер и расположение лап, и т. д.

«Домашний театр»

С помощью игрушек, пальчиковых кукол и кукол бибабо вы можете вместе с ребёнком разыграть целое представление по любимой сказке, а возможно, сами придумаете занимательный сюжет.

Что касается музыкальных способностей, то детей могут заинтересовать следующие игры.

«Угадай мелодию»

Ребёнок угадывает подборку детских песен или знакомых мелодий.

«Угадай, на чём играю»

Для этой игры вам понадобятся музыкальные инструменты: барабан, колокольчик, дудочка, треугольник и другие.

Ребёнок закрывает глаза, а взрослый играет на одном из инструментов. Задача ребёнка — угадать, какой инструмент звучал.

Игру на реальных инструментах можно заменить на аудиодорожки или видео.

Краткое описание

ЗРР – это отставание речевого онтогенеза от нормы. Такие дети могут говорить, но их речь значительно отличается от речи сверстников. Логопед ставит этот диагноз в том случае, если у малыша не сформирован нужный объем слов. ЗРР может повлиять на развитие высших психических функций, что приведет к отставанию в общем развитии.

Выделяют три периода, когда детская речь развивается активнее:

  • до 2-х лет – на этом этапе могут возникнуть предпосылки для появления ЗРР;
  • до 3-х лет – в этот период логопед может диагностировать отставание в овладении речевыми средствами;
  • до 7 лет – если не была начата и проведена коррекционная работа по устранению дефекта, появляются более серьезные речевые нарушения, например, дизартрия.

Согласно последним исследованиям, количество малышей, имеющих ЗРР, стало больше. Чтобы точно определить причину ЗРР необходимо провести комплексное обследование.

Особенности речевого развития детей 3-4-х лет

На 4-м году жизни у детей еще недостаточно хорошо развита способность регулирования речевого дыхания – они часто пропускают паузы между словами и фразами, иногда неправильно ставят ударение и не проговаривают окончания слов. В таком возрасте детям непросто овладеть сразу и умением связно выражать свои мысли, и грамматически правильным построением предложений, и четким произношением звуков.

Что касается активной речи, то большинство детей в возрасте 3-4-х лет владеют следующими навыками:

  • используют примерно 1500 слов (в 3 года) и около 2000 слов в 4 года;
  • начинают говорить сложными предложениями;
  • используют предложения, состоящие из 4-5 слов;
  • задают большое количество вопросов;
  • употребляют некоторые предлоги и союзы;
  • стараются четко и правильно проговаривать слова, как взрослые;
  • пытаются придумывать стихи и рифмы к словам, активно создают собственные словоформы;
  • внимательно прислушиваются к новым для себя словам и звукам, стараются их воспроизвести;
  • правильно употребляют глаголы в прошедшем времени.

Понимание речи:

  1. слушают длинные сказки и рассказы;
  2. понимают сложноподчиненные предложения;
  3. способны выполнить просьбу, например, принести что-то, даже если предмет находится вне поля зрения.

У детей 3-х лет чаще всего наблюдаются трудности в произношении шипящих (,, ) и сонорных звуков (, ). Шипящие звуки часто заменяются на свистящие, а сонорные и вовсе пропускаются. Такие проблемы для малышей данного возраста являются нормой.

К 4-му году жизни словарный запас ребенка составляет порядка 2000 слов. В речи, помимо глаголов и существительных, появляются числительные, местоимения и наречия. Если раньше в речи малыша присутствовали только качественные прилагательные – легкий, мягкий, вкусный, то теперь появляются и притяжательные – тетина шляпа, дядины ботинки и т.д. Речь становится грамматически правильной и более понятной. Совершенствуется произношение отдельных звуков. На вопрос взрослого малыш может ответить развернутым предложением из 3-х и более слов.

Что способствует развитию речи

Чтобы выяснить это, родителям стоит изучить разнообразные пособия, методики. Можно сделать это самостоятельно, а можно пообщаться со специалистами. В том случае, когда самостоятельные занятия не дают никаких результатов, стоит обратиться к логопедам. Можно подобрать специальные упражнения для ребёнка, это можно делать даже в два года. В любом случае, нужно общаться с крохой, разговаривать с ним, а также расширять сферу общения. Постарайтесь знакомить малыша с новыми людьми, подталкивайте его к контакту с ними, объясните, что ему нечего бояться.

В разговорах с ребенком на третьем году жизни, нужно употреблять новые слова, чтобы увеличивать его словарный запас. Любые успехи должны отмечаться с вашей стороны, нужно хвалить кроху и поощрять его. Что касается словарного запаса, то он постепенно должен увеличиваться, нужно учить с малышом отдельные слова. Также увеличению словарного запаса способствует чтение сказок

Помните о том, что при чтении нужно уделять внимание интонации и выразительности. Так малыш будет запоминать, как нужно говорить правильно

К четырем годам можно учить потешки, это позволит научиться проговаривать шипящие, свистящие звуки. Не стесняйтесь и не ленитесь исправлять малыша, если он произносит слова неправильно. Если вы будете внимательны к детской речи, то кроха будет задумываться о том, что нужно стремиться говорить правильно. Можно подобрать разнообразные дидактические игры по развитию речи для детей 3 4 лет. Если решите играть, совершенствуя при этом речь, нужно стараться говорить с малышом по-разному, — громко, тихо, быстро, медленно.

Учим ребенка говорить

Многих родителей беспокоит вопрос, с какого возраста нужно учить крошек говорить. Нужно ли учить двух трёхлетних? Не нужно специально учить кроху речь, заставлять зазубривать слова.

  • Обучайте малыша в процессе игры, уже к годику можно использовать различные методы мотивации речи. Можно, например, просто рассказывать крохе обо всем, что видите на прогулке. Всегда нужно спрашивать о том, как прошел день, что интересного было в детском саду, что нового он увидел.
  • Говорите правильно и четко произнося слова. Активно артикулируйте во время общения с малышом.
  • Хвалите кроху за любые попытки произнести новые звуки или слова.
  • Мягко поправляйте малыша, если он произносит слова и звуки неправильно, но не ругайте.
  • Учите ребенка формулировать описания предметов и явлений : что это? или кто это? какого цвета? что это у куклы? как можно назвать куклу?
  • Стимулируйте общение малыша с другими детьми. Чаще посещайте детские площадки, мероприятия, дни рождения.
  • Читайте детские потешки, стихи, загадки, они прекрасно воспринимаются малышами, при этом их проговаривание способствует речевому развитию.
  • Позволяйте крохе играть с мелкими деталями, это может быть и крупа, и песок, и пластилин.
  • Познакомьтесь с презентациями и пособиями, которые расскажут о развитии мелкой моторики. Ведь она напрямую сказывается на формировании речи.

Упражнения

Важно планирование, нужно понимать, кто, когда будет заниматься с крохой. Включите в режим для малыша регулярные занятия артикуляционной гимнастикой

Заниматься лучше в утреннее время. Достаточно уделять занятиям 10-15 минут в день.

Артикуляционная гимнастика для губ: показать зубки и широко улыбнуться, удерживать 5 секунд, вытянуть губки трубочкой и удерживать 7 секунд. Повторять до 10 раз.

Если не уверены в собственных силах, не хватает презентаций и потешек, то можете привлечь специалистов со стороны. Возникновение отставания развития речи детей не возникает неожиданно, это длительный результат, это может подтвердить даже фгос. Малышам могут помощь развивающие игры, постановка звуков. Когда не получается самостоятельно, можно отыскать хорошего логопеда.

По материалам статьи мы подготовили презентацию «Учусь говорить. Особенности развития речи детей 3-4 года».

Нормы речевого развития

Вот какие нормы установлены для развития речи у детей 6 – 7 лет:

  1. Словарный запас — 4000 – 7000 слов. Из них преобладают существительные;
  2. Может подбирать антонимы, синонимы;
  3. Говорит сложносочиненными, сложноподчиненными предложениями;
  4. Ребенок 6 лет согласует и сочетает слова по смыслу;
  5. Говорит выразительно, эмоционально, понимает, использует вопросительную, восклицательную формы;
  6. Использует союзы;
  7. Речь связная, логичная, последовательная;
  8. Четко выговаривает все звуки, не «глотает» окончания слов — артикуляция хорошая;
  9. Понимает образные выражения, например «солнечная улыбка»;
  10. Склоняет по роду, числу, падежу слова;
  11. Выделяет главное в рассказе, второстепенное может опустить;
  12. Пересказывает сюжеты книг, фильмов — содержательно, емко, логично;
  13. Ребенок 6 лет может объяснить значение знакомого слова;
  14. Образует существительные с суффиксами, глаголы с приставками;
  15. Оперирует сравнительной, превосходной степенями прилагательных, составляет их (например, «глубокий — глубже — более глубокий — самый глубокий — глубже всех»).
  16. Понимает, может оценить эмоцию, которую переживает;
  17. Выделяет 4-й лишний.

Ребенок 7 лет может строить предложения любой сложности, пишет и читает по слогам.

Развитие речи у детей 6 – 7 лет происходит в процессе игры. Они полноценно используют ее как средство коммуникации со сверстниками, взрослыми. В школе же она станет средством овладения новым видом деятельности — учебной

Вот почему так важно развивать навыки с раннего детства

Видео:Spotligt 3 класс грамматика. Глагол to be (часть 1)Скачать

Знания и умения, которыми должны обладать дети в 3 года

Конечно, каждый ребёнок — это индивидуальность. Он одновременно особенный, но и в чём-то похож на большинство детей своего возраста. Родители, вырастив трёхлетнего ребёнка, хотят знать, соответствует ли его уровень развития нормальному или нет.

Специалисты для оценки развития предлагают усреднённый подход. Они выяснили средние значения, которым соответствует большинство детей.

https://youtube.com/watch?v=pjSSjYYSHWM

Физические характеристики

В рассматриваемом возрасте малыш свободно владеет координацией всего тела. Он способен совершать точные движения руками, ногами, туловищем. Малыш легко может удерживать равновесие.

От него вполне естественно ожидать следующее:

  • Легко поднимается или спускается по лестнице, чередуя ноги.
  • Легко удерживает равновесие, стоя на одной ноге.
  • Способен без напряжения ходить на цыпочках, легко бегает.
  • Может поднимать с пола или бросать предметы.
  • Умеет перепрыгивать через препятствия, запрыгивать на ступеньку.
  • Если ему хочется, поднимает и бросает небольшие предметы.
  • В этом возрасте он катается на трёхколёсном велосипеде, может забраться на горку.

Психическое развитие карапуза

Малыш всё больше начинает осознавать себя в качестве личности, индивидуальности. Это может проявляться следующим образом:

Для демонстрации того, что они действуют самостоятельно, дети склонны показывать непослушание и строптивость.
Для малыша важно одобрение старших, похвала, обращённая к ним.
У него сейчас особенно сильно развиты познавательные способности. Карапуз на этом этапе своей жизни впитывает новое, как губка.
Проявляется интерес к совместной игре с другими детьми, он пытается одалживать игрушки.
Сенсорное восприятие развивается

Малыш умеет различать предметы по форме, цвету, размеру, с использованием запаха или по вкусу. Он способен выделить группу предметов в соответствии с обладанием ими общим признаком.
Карапуз умеет запоминать несложные мелодии и подпевать.
Такие дети любят рисование и лепку из пластилина.

В это время происходит развитие речи. 3-летний ребёнок обычно имеет словарный запас, состоящий из 300-500 слов.

Обратите внимание! Хотя его предложения не бывают сложными, они состоят из подлежащего, сказуемого и других слов. Он должен в этом возрасте уметь описать несложную картинку с помощью 2-3 предложений

Изучение математики

Развитый трёхлетний ребёнок активно интересуется причинно-следственными связями в окружающем мире.

Навыки ухаживать за собой

В рассматриваемом возрасте ребёнок способен усвоить некоторые способы того, как заботиться о себе.

Он может сделать следующее:

  • Самостоятельно одеваться или раздеваться.
  • Может сам мыть руки и лицо, вытираться полотенцем, чистить зубы.

Обратите внимание! Малыш должен также уметь без помощи взрослых принимать пищу, пить из чашки и пользоваться салфеткой

«Речевые нормативы»

Многие специалисты в шутку говорят, что дети в этом возрасте молчат, только когда спят. То есть в речевом плане они безумно активны. Но не всегда родители могут определить, нормально ли развивается речь их крохи. Вдруг он говорит мало? Вдруг неправильно, что он что-то без конца тараторит? Вдруг он слишком нечетко произносит звуки?

Для ориентира, кроме вышеперечисленных умений, можно обратиться к примерным возрастным речевым нормам.

  • Дети к 3–4 годам уже накопили некоторый жизненный опыт и багаж знаний о предметах и явлениях, поэтому могут рассуждать и делать простые выводы.
  • Ребенок уже знает и называет свою фамилию, имя и отчество, имена родителей, близких родственников, друзей.
  • Может называть и обобщать в группы все известные ему предметы (еда, одежда, мебель, посуда, игрушки).
  • Может определить и назвать признаки предметов (солнце горячее, яблоко вкусное, шапка теплая, стол деревянный).
  • Понимает и называет действия предметов (папа спит, воробей прыгает, кот умывается).
  • С удовольствием повторяет за взрослыми слова и предложения.
  • Может представлять простые образы.

Если малыш пока может не все из перечисленного, возможно, ему просто не хватает родительского внимания, которое стоит направить на коррекцию конкретных показателей речи.


Насторожить должны лишь явные симптомы отставания ребенка в речевом развитии:

  • невнятная монотонная речь;
  • быстрая, рваная или растянутая речь;
  • непонятная «тарабарщина»;
  • речь не оформлена в предложения с подлежащими, сказуемыми, предлогами, дополнениями;
  • малыш произносит только фразы из мультиков или книг, не строя собственных;
  • не может выполнить простых поручений из 2 действий (достань книгу с полки и отнеси папе);
  • «съедает» окончания слов;
  • постоянно путает порядок слогов или звуков в большинстве слов, искажает или заменяет много звуков другими;
  • не использует в речи предлоги, союзы, наречия;
  • вообще не говорит полноценных слов;
  • у ребенка постоянно открыт рот и течет слюна;
  • он плохо держит равновесие, неловок, имеет плохую координацию (не умеет переступать преграды, ловить мяч, лазать по лестнице, стоять на одной ноге);
  • не может выполнять мелкие движения (застегивать пуговицы, точно вставлять детали мозаики в отверстия, собирать «лего», сильно давит на карандаш при рисовании);
  • невнимателен, не может сосредоточиться;
  • гиперактивен или, наоборот, слишком заторможен.

Такие признаки требуют обязательной консультации специалистов (педиатра, невролога, психиатра, психолога, логопеда, дефектолога, отоларинголога, сурдолога). Может понадобиться не только коррекция речи, но и комплексное лечение, если будут выявлены нарушения в работе центральной нервной системы, органов слуха или артикуляции.

Причины недоразвития речи в 3 года

Если ребенок не говорит в 3 года, прежде всего, ему нужно проверить слух. Патологии слухового аппарата неизбежно вызывают задержку речевого развития. 

К другим причинам отсутствия речи в три года, относятся:

  • патологическая беременность и роды;
  • заболевания и травмы головного мозга, перенесенные в младенчестве;
  • неврологические, хромосомные и психические заболевания — аутизм, детская шизофрения, синдром Дауна, умственная отсталость;
  • педагогическая запущенность — обычно встречается в асоциальных семьях, когда ребенок живет в плохих условиях, ему не уделяют должного внимания;
  • наследственная предрасположенность — ближайшие родственники ребенка тоже начали поздно разговаривать. 

Математические умения

В 3 годика детки уже имеют некоторые математические навыки. Они должны знать и уметь следующее:

  • считать до пяти в прямом и обратном порядке;
  • показывать называемое число на пальцах;
  • знать, как выглядят цифры от 1 до 5;
  • сравнивать количество предметов в разных группах, используя понятия «больше», «меньше», «одинаково»;
  • знать и уметь рисовать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник);
  • узнавать очертания геометрических фигур в различных предметах (часы – круг, телевизор – прямоугольник).

Некоторые малыши уже знают все цифры от 0 до 10 и умеют их писать. Это хорошее подспорье для будущей подготовки к школе.

Как помочь ребёнку развиваться правильно?

Prostock-studio/Shutterstock.com

Помогать трёхлетке развиваться можно и нужно — несмотря на стремление к самостоятельности, дети в этом возрасте охотно принимают помощь от взрослых. Особенно, если эта помощь преподнесена в форме игры.

Как помочь трёхлетним детям развивать важные навыки и умения в соответствии с рекомендациями педагогов:

  1. Просите ребёнка подробно рассказать, как прошёл его день. Этот приём тренирует память лучше, чем специальные развивающие игры.
  2. Сдерживайтесь в предложении помощи. Чем меньше помощи со стороны — тем быстрее трёхлетка обучится самостоятельности.
  3. Используйте пальцы на руках, чтобы научиться считать в пределах пяти, а чуть позже — и до десяти.
  4. В игрушках отдавайте предпочтение пирамидкам, кубикам, пазлам — они отлично формируют навыки внимательности, усидчивости и пространственного мышления.
  5. Если нет противопоказаний по здоровью — приобщайте сына или дочь к спорту. Особенно хорошо подойдёт плавание — универсальный способ для поддержания здоровья, формирования красивой осанки, укрепления всех групп мышц.

Игры

Prostock-studio/Shutterstock.com

Игра — самое важное занятие для трёхлетнего малыша. В этом возрасте ребёнок получает удовольствие исключительно от процесса, не ставя цели научиться новому

Зато родители могут предложить сыну или дочери те игры, которые помогут детскому развитию.

Примеры развивающих игр для трёх лет:

  1. Игры с водой. Малыши очень любят контактировать с водой — помогите крохе создать собственный водный мир. Можно включить в игру миски, стаканы, дуршлаг, пульверизатор и показать, как играть с водой с помощью этих предметов. Водные игры развивают воображение, координацию, мелкую моторику.
  2. Пальчиковые игры. Занятия с элементами пальчиковой гимнастики, как никакие другие, развивают мелкую моторику.
  3. Лепка из пластилина или солёного теста. Лепка помогает развивать творческие способности и мелкую моторику.
  4. Игры с кубиками разных форм и размеров. Во время строительства из кубиков развивается скорость реакции, малыш запоминает цвета и формы, учится сравнивать предметы и осваивает счёт.
  5. Пазлы и мозаики. Начиная с простых вариантов, переходите к более сложным с большим количеством деталей. Пазлы и мозаики формируют умение концентрироваться, развивают воображение и мелкую моторику.

Ещё одна особенность данного периода развития ребёнка — кризис трёх лет. Это непросто. Но его нужно пережить, проявляя терпение и помогая малышу развиваться. А когда трудности останутся позади — ребёнок станет отличным собеседником, партнером для игр и лучшим другом для своих родителей!

Нормы развития речи

Развитие речи

Речь трехлетки сильно отличается от речи двухлетнего крохи. В этом возрасте у ребенка уже довольно большой словарный запас – от 1000 слов. Малыш может рассуждать и делать простые умозаключения о людях, предметах и явлениях.

Дети активно запоминают новые слова, играют с ними (меняют произношение, рифмуют, придумывают звуковые комбинации). Длинные, сложные слова малышам еще трудно произносить, поэтому они их коверкают.

Ребенок 3 лет должен уметь:

  • рассказать, как прошел его день;
  • использовать в речи предложения из 3–5 слов и более;
  • описать картинку;
  • запоминать стихи и песни;
  • называть не только сам предмет, но и его детали (ручка чашки, нос собаки);
  • устанавливать смысловые связи между предметами;
  • задавать вопросы и отвечать на них;
  • использовать вежливые слова («спасибо», «пожалуйста»).

Занимаемся физическим развитием

Esther Pueyo/Shutterstock.com

Энергию детей в 3-4 года нужно направлять в правильное русло, поэтому им необходимы умеренные физические нагрузки. У ребёнка следует формировать такие качества, как гибкость, скорость, выносливость и координацию движений.

«Весёлые зверята»

Ребёнок по команде взрослого превращается в:

  • лягушку (садится на корточки);
  • цаплю (стоит на одной ноге);
  • зайчика (прыгает на месте);
  • медведя (переваливается с одной ноги на другую);
  • жирафа (становится на цыпочки и тянется вверх).

«Полоса препятствий»

Её можно сделать из подручных предметов: стульев, табуреток, книг, подушек и т. д. Вместе с ребёнком обойдите всю полосу и покажите ему, где нужно перешагивать, где перепрыгивать, а где — проползти. Когда ребёнок всё запомнит, игру можно начинать.

«Балансировка»

Для этого упражнения вам потребуется скакалка.

Взрослый даёт ребёнку разные задания:

  1. Пройти по растянутой по полу скакалке, расставив руки в стороны.
  2. Пройти по скакалке, держа в руках игрушку.
  3. Пройти по скакалке, держа на голове книгу.

«Пингвинёнок»

Ребёнку нужно зажать небольшой шар между колен и пройти определённую дистанцию, не потеряв его.

Также в 4 года вы уже можете отдать ребёнка в спортивную секцию. Попробуйте разные виды спорта и выберите тот, который больше всего понравится сыну или дочери.

Поможем вам выбрать подходящую по возрасту секцию для мальчика или для девочки.

Что должен уметь говорить трехлетний ребенок

Норма речевого развития ребенка в этом возрасте включает следующие умения:

  • знание имени и фамилии, своего адреса и города, имен родителей и близких родственников;
  • активный словарь составляет не менее 250-300 слов;
  • употребление не только существительных, но и прилагательных, глаголов, наречий;
  • употребление предложений, состоящих из 3-4 слов;
  • в целом правильное склонение слов по падежам, временам и числам — могут быть незначительные ошибки;
  • простое описание событий или пересказа услышанного, прочитанной взрослым сказки;
  • адекватное восприятие речи окружающих, умение вступить в разговор и поддерживать его на своем возрастном уровне.

Каждый ребенок имеет свои особенности темпа развития речи, это не является нарушением нормы, но ее полное отсутствие свидетельствует о наличии патологий, требующих коррекции. 

Формируем интеллектуальные способности

К интеллектуальным способностям относятся память, внимание, мышление, восприятие и воображение

«Угадай, чего не стало?»

Перед ребёнком раскладываются 5 игрушек или картинок. Он запоминает их, а затем взрослый просит его закрыть глаза и убирает один предмет. Ребёнок открывает глаза и называет, какой картинки или игрушки не хватает.

«Найди отличия»

Ребёнку предлагаются две картинки с 3-4 отличиями. Он должен внимательно посмотреть на картинку и найти все отличия.

«Пройди лабиринт»

Это лёгкое задание развивает у ребёнка зрительное внимание и пространственное мышление. Для неё необходимо найти в Интернете или сделать самим картинку, в которой ребёнок должен нарисовать правильный путь от одного предмета к другому

Например, провести зайчика к морковке или мишку — к мёду.

Старайтесь подбирать лёгкие лабиринты, чтобы ребёнку не наскучило искать выход в многообразии дорожек и тупиков.

«Волшебный мешочек»

Вам потребуются: тканевый мешочек и 4-5 предметов, различающихся по форме и материалу (например, ластик, шарик, прищепка и т. д.).

Взрослый предлагает ребёнку посмотреть, что лежит у него в волшебном мешочке. Ребёнок достаёт по очереди все предметы, внимательно их рассматривает и ощупывает. Затем взрослый убирает всё обратно в мешочек и предлагает ребёнку с закрытыми глазами на ощупь достать из мешочка тот или иной предмет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: