Система коррекционной логопедической работы при открытой ринолалии в дооперационный и послеоперационный периоды

Классификация

Классификация ринолалии напрямую зависит от типа и тяжести нарушения строения ротоглотки и носовой полости:

  • по конструкции различают открытую и закрытую ринолалию;
  • по причинам возникновения – органическую и функциональную.

Открытая ринолалия подразумевает отсутствие преграды между ротовой и носовой полостью, необходимой для нормального развития речи. При попытке говорить воздушная струя, которая должна выходить через рот и быть более мощной, распределяется и выходит через нос/рот одновременно, что провоцирует носовой резонанс.

Закрытая ринолалия наблюдается, когда в носоглотке имеется препятствие, которое мешает воздуху правильно выходить через нос. Этот тип дефекта подразделяется еще на два подтипа – передняя (когда анатомическое препятствие располагается в полости носа) и задняя (когда оно находится в носоглотке).

Смешанная ринолалия наблюдается, когда сочетаются первые два типа – имеется и недостаточность небно-глоточного кольца, и непроходимость носа. Для этого состояния характерна одновременная гнусавость, и отсутствие носовых звуков.

Органическая ринолалия может быть врожденной или приобретенной. Врожденная наблюдается у детей со следующими отклонениями:

  • волчья пасть, палатолалия;
  • заячья губа;
  • укорочение мягкого неба;
  • скрытые расщелины твердого неба;
  • отсутствие маленького язычка в горле;
  • раздвоение маленького язычка.

Методы логопедической коррекции заикания у младших школьников

В логопедической коррекции заикания младших школьников можно выделить несколько основных методик:

  1. Методика возрастания сложности речевых упражнения, в зависимости от разной степени самостоятельности детей. Она была разработана Е.Ф. Рау, Н.А. Власовой. Согласно этой методике на занятиях используются семь видов речи: сопряженная речь, отраженная речь, ответы на вопросы по картинкам, описательная речь, пересказы, рассказы по незнакомым картинкам и проведение стандартных бесед, диалогов. Данная методика включает в себя последовательные упражнения по каждому направлению речевого развития. Все они ориентированы на снятие напряжение у учащихся и формирование плавной речи, а также, придание ей определенного ритма. При этом, логопедические упражнения, включенные в занятия, реализуются по нарастающей сложности. Это осуществляется через поэтапность занятий: реализуются три этапа логопедической работы с включением упражнений разной степени сложности.
  2. Методика постепенного развития связной речи: от ситуативной до контекстной. Логопедическая коррекция включает в себя систему упражнений, которые реализуют речевое произношение согласно конкретной ситуации, практической деятельности учащихся, которые затем дополняются речевым описанием событий из прошлого и тех объектов, которые ребенок не видит в настоящий временной момент, но они являются опытом его жизнедеятельности. Таким образом, систематическая логопедическая коррекция приводит к постепенной связи ситуативной и контекстной речи, их соотношению и сосуществованию.
  3. Методика речевого развития в связи с иными направлениями развития младших школьников. Логопедическая коррекция реализуется последовательно и носит усложняющийся характер. Она включает в себя следующие направления: знакомство с окружающим миром, математическое развитие, творческое развитие и активизация речи. Коррекционная работа проводится в течение четырех этапов. При этом, отслеживается степень речевого развития каждого учащегося и вносятся соответствующие корректировки в логопедическую программу.
  4. Методика расслабляющей игровой деятельности. Она основана на использовании игр и игровых упражнений на логопедических занятиях, которые имеют расслабляющее назначение и используются на разных этапах логопедической коррекции. Логопедические занятия включают следующие направления работы: развитие речевого молчания, постановка речевого дыхания, общение короткими фразами, отработка произношения развернутых фраз, постановка инсценировок, развитие связной и свободной речи. По каждому направлению используются специальные расслабляющие упражнения. Они ориентированы на расслабление младших школьников и создание условий для формирования плавной речи, с соблюдением определенного ритма.
  5. Методика А.Э. Ракитиной и Л.А. Белик. Она основана на нескольких направлениях коррекционной работы:

    • Коррекция судорог речи, посредством выполнения упражнений на совместное произношение и движение пальцами рук, которые формируют ритм произношения;
    • Развитие у учащихся с заиканием рефлекса спокойствия, расслабления, посредством активизации вербальной коммуникации;
    • Развитие речедвигательных навыков, которыми еще не владеет ребенок. Используются специальные упражнения, опирающиеся на образ реального речевого взаимодействия в конкретных ситуациях общения.

Данная методика способствует устранению заикания, но делает речь более замедленной, т.е. темпы речи снижаются, но это помогает активизации речедвигательных навыков.

Стадии заболевания

Стадий функциональной закрытой ринолалии нет, но специалисты выделяют несколько степеней тяжести заболевания:

  • Легкая. Патология не сильно мешает общению, и звуки искажаются не значительно. Человек может адаптироваться к своему состоянию и компенсировать его с помощью других средств речи: интонация, мимика, жесты. Легкая форма отклонения связана с функциональными нарушениями дыхания или артикуляции, которые исправляются с помощью логопедической коррекции.
  • Средняя. Ринолалия заметно влияет на общение, и звуки искажаются значительно. Пациент испытывает трудности в понимании и выражении собственных мыслей, а также в социальной адаптации. Средняя стадия связана с органическими дефектами носа или неба, требующими хирургического вмешательства или протезирования.
  • Тяжелая. Заболевание сильно нарушает общение, и звуки искажаются настолько, что речь становится непонятной. Больной полностью теряет способность к речевому общению, страдает от психологических проблем: депрессии, тревоги, низкой самооценки. Стадия связана с тяжелыми или необратимыми дефектами носа, нёба или гортани, которые требуют сложного лечения или реабилитации.

Слайд 28При органической закрытой ринолалии прежде всего должны быть устранены причины непроходимости носовой

полости. Как только наступает правильное носовое дыхание, исчезает и дефект. Если же после устранения непроходимости (например, после аденотомии) ринолалия продолжает проявляться, прибегают к таким же упражнениям, как при функциональных нарушениях.Эффективность логопедической работы по устранению ринолалии зависит от состояния носоглотки, функции uvula, от возраста ребенка. Важным фактором является и способность ребенка различать назальный тембр голоса от нормального. На начальном этапе занятий рекомендуются дыхательные упражнения, цель которых состоит в дифференциации носового и ротового вдоха и выдоха. Это достигается сначала упражнениями с дутьем, а затем чередованием краткого и длительного носового выдоха. Одновременно осуществляется активизация мышц мягкого нёба и задней стенки глотки. Следующим этапом является работа над дифференциацией ротового и носового выдохов. Это подготавливает возможность постановки и автоматизации назальных звуков: губно-губно-го смычного м и переднеязычного смычного н.

Симптомы ринолалии

При открытой органической ринолалии, причиной которой стали различные врожденные аномалии, у малыша с самых первых часов его жизни страдают такие жизненно важные функции, как дыхание и питание. Как правило, сосательный рефлекс у таких детей сохранен, но кормление становиться затруднительным, так как ребенок не берет грудь, а при искусственном вскармливании смесь вытекает через нос, в результате чего новорожденный не получает необходимых ему питательных элементов и значительно отстает в развитии.

Так как носовое дыхание нарушено, такие дети часто страдают хроническими воспалительными заболевания органов дыхания, что и становится причиной развития ринолалии. Кроме прочего, врожденные небные расщелины сопровождаются различными нарушениями прикуса, что только способствует возникновению проблем с речью. Нередко это связано с тем, что у таких детей сохранность интеллекта варьируется от нормы до весьма значимых задержек развития.

Развитие речи — как в долингвистический период, так и в период речевого развития протекает аномально. Отсутствует характерный лепет. Или он очень тихий, едва различимый. Первые слова ребенок начинает произносить уже в возрасте более 2-х лет, его речь неразборчивая и невнятная, ее сложно понять окружающим.

При открытой органической ринолалии все звуки имеют выраженный назальный оттенок, у ребенка нарушена артикуляция и произношение звуков. Все согласные более напоминают звук «х», их невозможно отличить друг от друга. Голос тихий и глухой. Стараясь правильно произносить звуки, ребенок использует мимический аппарат или напрягает мышцы губ, крыльев носа или языка, что только усугубляет положение вещей.

Проблемы с речью отражаются также на слуховом восприятии и способности к фонетическому анализу обращенной речи. Кроме того, из-за ограниченности общения со сверстниками у таких детей достаточно бедный словарный запас и имеются проблемы с письменной речью. Совокупность подобных изменений может привести к тому, что у ребенка с открытой органической ринолалией логопеды вынуждены констатировать общее недоразвитие речи. В возрасте, когда ребенок начинает осознавать свой дефект, к изменениям со стороны речевого аппарата присоединяются различные нарушения психики и связанные с ними наслоения: замкнутость, раздражительность, стеснительность и т.д.

У пациентов с открытой функциональной ринолалией страдает, в большей степени, произношение гласных звуков. Согласные такой ребенок выговаривает достаточно хорошо, что связано с вполне достаточным для этого небно-глоточного смыкания. При закрытой функциональной ринолалии страдает, как правило, лишь тембр голоса, который приобретает неестественный, тусклый, «мертвый» оттенок.

Закрытая органическая ринолалия характеризуется искажением согласных звуков. Ребенок часто меняет звук «м» на звук «б», «н» на «д» и т.д. При такой форме патологии назальное дыхание затруднено, а потому ребенок постоянно дышит через рот, что приводит к тому, что такие дети подвержены различным воспалительным заболеваниям верхних дыхательных путей, а также часто страдают хроническими формами бронхита и пневмонии, которые имеют рецидивирующее течение.

Коррекция ринолалии

Коррекция ринолалии должна иметь комплексный подход. Как правило, врожденные аномалии строения лицевого черепа подлежат хирургической коррекции. Дефекты врожденного характера устраняют при помощи пластической хирургии. Такие операции направлены на восстановление анатомического строения органов носа и глотки, а также устранение косметических дефектов.

Кроме того, некоторым пациентам необходимы оперативные вмешательства по поводу удаления полипов носа, аденоидов и других патологических образований, мешающих нормальному назальному дыханию. Также требуется коррекция прикуса и деформаций верхней челюсти у врача-ортодонта. Не малую роль в процессе лечения играет и физиотерапия, специальные логопедические занятия, а также психотерапия.

Ринолалия — сложное и очень многообразное заболевание, для успешного лечения которого требуется участие специалистов многих областей современной медицины. В частности — логопедии, хирургической стоматологии, отоларингологии, ортодонтии, психологии.

Слайд 31ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ Обследование детей — ринолаликов проводится комплексно логопедом и

врачами различных специальностей и преследует ряд общих и частных целей и задач.Остановимся на задачах логопедического обследования.Прежде всего, необходимо представить общую картину нарушений речи, выделив основной дефект и вторичные нарушения. Известно, что ринолалия может наблюдаться в чистом виде и выступать в комбинации с другими речевыми расстройствами

В процессе обследования необходимо выяснить первичный дефект и показать его влияние на возникновение других речевых расстройств.В логопедической работе при ринолалии важно учитывать личностные особенности больных. Обследование ребенка с ринолалией должно выявить особенности его психического развития и подчеркнуть возможности развития личности

Подробное исследование симптоматики нарушения речи и других высших корковых функций обследуемого ребенка позволит правильно диагностировать нарушение и определить потенциальные возможности развития ребенка и пути коррекции его дефекта.Обследование ребенка начинается с изучения подробного анамнеза (со слов матери). Эти сведения должны отражать семейное положение и состав семьи, уровень развития и род занятий родителей и членов семьи; отношение к ребенку в семье и в среде его товарищей; отношение ребенка к своему дефекту.

Слайд 338. развитие речи. Когда у ребенка появился лепет, какова была его

активность? Когда и как начали формироваться первые слова? С какого времени пользуется полными словами? Когда появилась фразовая речь? Знает ли ребенок стихи и сказки? Не отмечает ли мать каких-либо трудностей в развитии речи у ребенка и как она их оценивает?9.      психические особенности ребенка. Как ребенок ориентируется в окружающей обстановке? Как выражает свое удовольствие, чем и как выражает отрицательное отношение к тому или иному явлению? Какие игрушки и игры любит ребенок? Его отношение к книгам и картинкам? Чем занимается самостоятельно? В чем требуется конкретная помощь? Усидчив или отвлекаем?10.  Выявляются навыки самообслуживания: может ли себя обслужить (одеться, самостоятельно есть, не поперхивался ли в раннем детстве и как ест в настоящее время);11.  лечение ребенка. Выясняются сроки хирургического вмешательства (оперирование губы, неба), применение медикаментозного лечения и логопедического воздействия во все периоды жизни ребенка; результаты этого воздействия. (Необходимо познакомиться с соответствующей медико-педагогической документацией.)

Слайд 17Дооперационный (подготовительный) 1 этапОсновная цель — не допускать компенсаторных патологических навыков,

создать базу для развития нормальной речи. В этот период готовят мягкое небо к небно-глоточному смыканию, стараются предотвратить дистрофию мышц глотки, создают предпосылки для правильного образования: опуская корень языка и укрепляя кончик, активируя губы и щеки.Предварительная подготовка сокращает сроки восстановления после операции.Ермакова предлагает начинать с гласных а,э для развития подвижности сегментов неба.а)упражнения с гласными а, э вводятся на первом занятии, широко открыв рот ребенок повторяет их – язык подвинуть к зубам. Начинают с двух кратного повторения, через 4-5занятий переходят к смешанному и немного растянутому произношению- а-э, э-а по 2-3раза, 6-8 раз в день.б) для поднятия мягкого неба используют имитацию глоточного рефлекса и позевывание, оба упражнения дети повторяют по подражанию 3 раза подряд 6-8раз в деньв) сухое проглатывание (проглатывание собственной слюны), делать не более 3 раз.Еще до операции готовим артикуляционный аппарат к правильному голосообразованию.Начинают работу с обычной артикуляционной гимнастики: высовывать, убирать,поднимать, опускать , двигать влево — вправо, расслаблять блинчиком и напрягатьжалом.

Слайд 35(с помощью отдельных слов или фразовой речи); умение ребенка пользоваться диалогической

речью и задавать вопросы.При характеристике развернутой речи необходимо остановиться на особенностях развития лексико-грамматического строя речи и владения контекстной речью.Этот раздел обследования важен для характеристики степени общего речевого недоразвития, которое может осложнить ринолалию.Исследование развернутой речи дополняется изучением качества речи ребенка при чтении (как изменяется речь обследуемого при чтении. Отдельно отмечается техника чтения).17.Исследование слуха. В случаях жалоб на состояние слуха и при затруднении выявления его состояния собственными средствами логопед должен направить ребенка на специальное исследование (снятие аудиограммы).18.Исследование состояния психических функций (с участием психоневролога или патопсихолога): внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.Результаты обследования постоянно уточняются в процессе работы с ребенком

Слайд 19Коррекция гласных предусматривает продвижение к нижним зубам и произнесение их на

диафрагмальном выдохе в грудном регистре, уменьшая участие головного резонатора. Начинают с протяжного произнесения , – ребенок сидит слегка опустив подбородок и положив ладонь на грудь, при правильном выполнении упражнения ощущается вибрация грудной клетки, Начинают произнесение гласных с 2-3-х раз, доводят до 5-ти повторений каждого звука, 4-5 раз в день. Далее отрабатывают гласные о и у ы. Затем переходят к напевному слитному произнесению сочетаний гласных сначала из 2 а затем из 3-х звуков. Гласные произносят голосом средней высоты на одном тоне, а затем то низким голосом, то высоким, то средним.

Комплексная работа по преодолению заикания у младших школьников

Логопедическая работа по устранению заикания, его коррекции носит комплексный характер. Это означает ее взаимосвязь с медицинскими методами коррекции заикания, психологической и педагогической работой.

Логопедическая коррекция заикания ориентирована на изменение неправильной речи ребенка, перевоспитание речевого взаимодействия и ликвидацию психологических проблем, приводящих к активизации заикания или, являющихся следствием его развития.

В ходе логопедической работы осуществляется:

  1. Формирование правильного произношения у ребенка.
  2. Воспитание гармонично развитой личности, развитию которой не мешает речевая патология.

Таким образом, комплексный подход предполагает чередование логопедических занятий с проведением психологических тренингов и педагогического обучения по коррекционным программа т.е. используются методы и средства, учитывающие наличие речевой патологии ребенка, активизирующие его речевые функции и возможности, а также, общее познавательное развитие.

Кроме того, в комплексной работе используются упражнения, ориентированные на постановку дыхания ребенка, коррекцию речевого дыхания при произношении.

Следует, также, отметить что реализация комплексного подхода в коррекции заикания учащихся начальной школы должна опираться на ряд принципов:

  • Принцип индивидуального подхода.
  • Принцип учета возрастной динамики развития учащихся.
  • Принцип опоры на дидактические принципы обучения.
  • Принцип систематичности работы.
  • Принцип целесообразности, используемых логопедических методов и приемов, их соответствия степени развития заикания.

Симптомы

Виды ринолалии можно отличить еще в долингвистическом периоде, как правило, постановка диагноза не составляет труда. Органическая открытая форма проявляется следующим образом:

  • при кормлении пища, грудное молоко, смеси вытекают через нос младенца;
  • попадание воздуха сразу в нижние дыхательные пути из-за щелей (от прохладного воздуха возникают бронхиты, отиты, пневмония, евстахиит, гипотрофия);
  • наличие слабого интеллекта – ЗПР, олигофрения, нистагмы, птозы, гиперрефлексии;
  • аномальный долингвистический период: отсутствие лепета, беззвучная артикуляция звуков;
  • задержка речевого развития;
  • речь, которая непонятна окружающим;
  • большая часть согласных напоминает звук из-за того, что корень языка приподнят, а кончик опущен и пассивен;
  • выраженная гнусавость, глухой тихий голос;
  • нарушения письменной речи в виде дислексии и дисграфии;
  • недостаточная сформированность словарного запаса;
  • при наступлении осознанного возраста – застенчивость, страх общения.

Закрытую органическую ринолалию отличают нарушения артикуляции звуков и произношение носовых звуков , , , , а также замена на и на . Носовое дыхание затруднено или невозможно, что напрямую влияет на тембр голоса.

Функциональная открытая форма отличается неправильным звукопроизношением гласных, согласные при этом получаются неплохо. Функциональная закрытая ринолалия отличается неестественным и тусклым голосом без эмоций.

Слайд 22Послеоперационный период занимает особое место в курсе обучения. Все упражнения 2-го

этапа должны обеспечивать полноценное небно-глоточное смыкание, без которого исправить звукопроизношение не возможно через пол года после уранопластики процесс рубцевания заканчивается, и эффективность упражнений падает.Логопедические занятия проводятся регулярно 3 раза в неделю проводят прямой массаж рубцов, массаж делает логопед а потом сам ребенок, влажной подушечкой большого пальца небо поглаживается по всей поверхности от альвеол, к мягкому небу по средней линии, затем правее и левее от центра, затем проводят надавливающее движения в область рубцов. Затем начинают массаж с 1-5 мин один раз в день и доводят до десяти раз в день.

Слайд 3412. Особенности голоса ребенка. Его характер во время речи (крикливый, хриплый

и т. д.).13.Общий характер деятельности речевого аппарата в процессе речи (особенно при чтении стихотворений)

Здесь важно отметить, хорошо ли ребенок открывает рот, выразительна ли его артикуляция во время речи; отмечается активность губ в речевом процессе, активность языка, щек, лобных мышц, наличие синкинезий.14.  Исследование звукопроизношения. Обследование начинается с гласных звуков и проводится в следующем порядке: а, э, о, ы, у, и, я, е, е, ю, й.Фиксируем в карте обследования положение языка при произнесении каждого звука, наличие синкинезий лицевых и мимических мышц и крыльев носа во время артикуляции.15.Далее обследуется характер артикуляции всех согласных звуков в соответствии с их расположением в таблице 2

При этом сначала отмечается произношение звука в сочетаниях типа афа, ава и т. д. (положение согласного между двумя гласными позволяет наблюдать, какие движения выполняет язык, а затем фиксируется произношение изолированных согласных звуков, чтобы лучше проследить, какие мимические и лицевые мышцы принимают участие в реализации заданной артикуляции и насколько активны в это время крылья носа).16. Исследование развернутой речи: наличие у ребенка развернутой речи и возможность ее использования, осуществление процесса коммуникации

Причины возникновения ринолалии

Причины развития патологии делятся на 2 группы: органические и функциональные.

Первые связаны с наличием каких-либо аномалий или повреждений в структуре ротовой или носовой полости, мешающих нормальному прохождению воздуха. К таким причинам ринолалии относятся:

  • Расщелины губы и/или неба — врожденные дефекты развития, при которых имеются щели в верхней части ротовой полости, отличающиеся формой и размером. Расщелины бывают односторонними или двусторонними, полными или неполными, изолированными или могут сочетаться с другими аномалиями. Они мешают правильному закрытию носоглотки при произношении звуков. Основные виды расщелин при ринолалии: «заячья губа», «волчья пасть», дефект мягкого нёба, парез твердого и мягкого нёба. 
  • Аденоиды — увеличенные лимфоидные ткани, находящиеся в задней части носоглотки. Причиной их воспаления или гипертрофированности (увеличения) могут быть инфекции, аллергии, наследственность. Аденоиды затрудняют дыхание через нос и препятствуют нормальному открытию/закрытию носоглотки при произношении звуков.
  • Полипы — доброкачественные опухоли, формирующиеся в носовой полости или носоглотке. Могут быть вызваны хроническими воспалительными процессами, аллергическими реакциями, нарушением обмена веществ. Зачастую они занимают большую часть носовой полости, мешают дыханию через нос и нормальному функционированию носоглотки при произношении звуков.
  • Травмы — повреждения ротовой или носовой полости, полученные в результате несчастных случаев, ударов, падений, операций. Приводят к образованию рубцов, сращений, деформаций, нарушающих анатомию и функцию ротовой/носовой полости, что приводит к различным формам ринолалии.
  • Опухоли — злокачественные или доброкачественные новообразования, вырастающие в ротовой или носовой полости. Бывают разного типа, локализации, размера и степени распространения. Они сдавливают, разрушают или замещают нормальные ткани, что приводит к нарушению дыхания, голоса и речи.

Функциональные причины ринолалии у детей связаны с неправильной работой мышц ротовой/носовой полости, отвечающих за формирование звуков. К ним относятся:

  • Нарушения работы центральной или периферической нервной системы, вызванные разными факторами: инсульты, травмы, инфекции, опухоли, дегенеративные заболевания, врожденные аномалии. Приводят к параличу, парезу, спазму или атонии мышц ротовой/носовой полости, что нарушает их координацию и синхронизацию при произношении звуков.
  • Психогенные нарушения, связанные с психологическими факторами, такими как стресс, тревога, страх, травма, конфликт. Приводят к сбою регуляции мышечного тонуса, дыхания, голоса и речи, что становится причиной развития функциональной открытой ринолалии. Психогенная ринолалия связана с личностными особенностями, эмоциональным состоянием, социальными ситуациями или речевыми задачами.
  • Дислалия — нарушение звукопроизношения, связанное с неправильным обучением или формированием речевых навыков. Вызвана разными факторами: недостаточное развитие речевого аппарата, нарушение фонематического слуха, нехватка общения, неправильный пример речи.

Механизм развития и проявления нарушения зависит от причины, типа и формы патологии. Однако, общим для всех видов ринолалии является сбой баланса между оральным и назальным резонансом при произношении звуков. Резонанс — усиление или ослабление звуков в зависимости от объема и формы полости, через которую проходит воздух. Резонанс бывает оральным (ротовым) или назальным (носовым).

Для нормального звукопроизношения необходимо, чтобы оральный и назальный резонанс были согласованы и регулировались в зависимости от типа звука. Для этого необходимо, чтобы носоглотка (мышечный клапан, отделяющий ротовую и носовую полости) работала правильно. Она должна открываться при произношении назальных звуков (м, н, нь) и закрываться при произношении остальных звуков. Таким образом, достигается оптимальный баланс между оральным и назальным резонансом.

В основе этиологии ринолалии лежит нарушение баланса из-за разных факторов, мешающих нормальному функционированию носоглотки либо изменяющих объем и форму ротовой/носовой полости. В результате, происходит избыточное или недостаточное звучание носовой полости при произношении звуков, что сопровождается искажением речи.

Причины возникновения

Различные формы ринолалии провоцируют разные причины, воздействующие как на этапе внутриутробного развития, так и после рождения. Расстройство звукопроизношения является следствием тех или иных особенностей или повреждений органов речи.

Органическая ринолалия

Органическая форма болезни врожденного типа возникает в следующих случаях:

  • заражение беременной на ранних сроках гриппом, токсоплазмозом, паротитом, краснухой и прочими инфекциями;
  • контакт с ядохимикатами;
  • курение;
  • употребление алкоголя и наркотиков;
  • стрессы;
  • наличие эндокринных нарушений.

Формирование расщелин лица происходит на 7-8 неделе беременности.

Приобретенная органическая открытая ринолалия возникает в результате заболеваний либо повреждений, которые снижают речевые возможности пациента, среди них частичный паралич (парез) мягкого неба, перфорация неба из-за механической травматики, рубцы на небе, в носоглотке, в горле, параличи.

Приобретенная органическая закрытая ринолалия возникает при различных анатомических изменениях в носоглотке или носу:

  • передняя – искривление носовой перегородки, полипы, опухоль в полости носа, гипертрофия слизистой;
  • задняя – полипы, аденоиды, фибромы носоглотки, увеличение непарной глоточной миндалины.

Функциональная ринолалия

Функциональная ринолалия бывает открытая и закрытая. Причины болезни (в приобретённой, открытой форме) — постдифтерийные парезы (то есть частичные параличи) мягкого неба, которое утрачивает способность к движению, и удаление аденоидов, причины закрытой формы – аденоидэктомия, неврологические нарушения, копирование гнусавости окружающих.

Слайд 30СМЕШАННАЯ РИНОЛАЛИЯНекоторые авторы (М. Зееман, А. Митронович-Моджеевска) выделяют смешанную ринолалию — состояние

речи, характеризующееся пониженным носовым резонансом при произнесении носовых звуков и наличием назального тембра (назализованного голоса). Причиной является сочетание непроходимости носа и недостаточность нёбно-глоточного контакта функционального и органического происхождения.Наиболее типичными являются сочетания укороченного мягкого нёба, подслизистого его расщепления и аденоидных разрастаний, которые в таких случаях служат препятствием для утечки воздуха через носовые ходы во время произнесения оральных звуков.Состояние речи может ухудшиться после аденотомии, так как возникает нёбно-глоточная недостаточность и проявляются признаки открытой ринолалии. В связи с этим логопеду следует тщательно обследовать строение и функцию мягкого нёба, установить, какая форма ринолалии (открытая или закрытая) сильнее нарушает тембр речи, совместно с врачом обсудить необходимость устранения носовой непроходимости и предупредить родителей о возможности ухудшения тембра голоса. После операции используются приемы коррекции, разработанные применительно к открытой ринолалии.

Диагностика заболевания

Обследование проводится несколькими врачами поэтапно, после чего формируется план лечения. Ребенок с этим заболеванием посещает логопеда, дефектолога, психолога, фониатора, невролога, а также специалистов, которые должны разработать план подготовительного этапа для исправления дефекта – отоларинголога, ортодонта, челюстно-лицевого хирурга.

Диагностика делится на 2 этапа – медицинская и обследование устной речи. С целью медицинской диагностики палатолалии и других отклонений используют риноскопию, фарингоскопию, рентгенографию, электромиографию и другие исследования.

При логопедическом исследовании выполняются следующие тесты:

  • проба Гутцмана;
  • исследование звукопроизношения гласных и согласных;
  • исследование фонематических процессов;
  • исследование просодической стороны речи;
  • проверка состояния чтения и письма.

Комплексным результатом диагностики является лечебный план и план коррекционной работы с логопедом.

Диагностика ринолалии

Обследование детей и взрослых с ринолалией многопланово и проводится различными узкими специалистами:

  • отоларинголога;
  • дефектолога;
  • логопеда;
  • невролога;
  • ортодонта;
  • фониатра;
  • педиатра.

Обследование у узких специалистов позволяет выявить этиологию заболевания, максимально точно охарактеризовать характер патологических изменений и выраженность всех симптомов

Важное значение имеют следующие инструментальные методы диагностики:

  • рентгенография носоглотки;
  • риноскопия;
  • электромиография;
  • фарингоскопия и т.д.

Эти методики позволяют визуализировать характер патологических изменений и их выраженность у каждого конкретного пациента.

Безусловно, наиболее значимым является обследование у логопеда, который, используя ряд прогрессивных методик, сможет оценить следующие параметры:

  • строение артикуляционного аппарата;
  • его подвижность;
  • нарушения голоса;
  • параметры физиологического и фонационного дыхания и др.

Для диагностики открытой ринолалии используют методику Гутцмана, которая основана на том, что пациент произносит поочередно звуки «а» и «и», а врач при этом открывает и закрывает носовые ходы. При наличии патологических изменений очень явственно ощущается вибрация крыльев носа, а при зажатых носовых ходах звуки значительно заглушаются. Таким образом, возможна диагностика открытой формы ринолалии.

Слайд 20Воспитание фонематического слуха. Решаются 2-е задачи:Научить разбирать звуки речи окружающих.Дифференцированно воспринимать

собственное произношение. Это работа зависит от степени сохранности собственного произношения, возраста ребенка и владения грамотой. При знакомстве с изолированными звуками, особенно с маленькими детьми, используются наглядные образы: гудит поезд УУУ, поет комар ЗЗЗЗЗ. Звуки и слова произносят четко и громко. На первом дооперационном этапе не различают из близких акустических групп (шипящих/свистящих). При наличии функционально-глоточного абтуратора возможна полная нормализация произношения еще до операции. К началу постановки звуков должны быть окончены занятия по постановки диафрагмально-реберного дыхания.

Слайд 32В карте фиксируются следующие сведения:1. возраст родителей;2. от какой по счету

беременности родился ребенок, чем закончились предшествующие беременности (если были дети, выясняем их возраст и уровень развития. Выясняем у матери, были ли недоношенные беременности, преждевременные роды, чем они вызваны);3.      не принимались ли меры для ликвидации этой беременности?4.      течение беременности

Отмечается самочувствие матери с первых дней беременности, особое внимание уделяется первым 2—3 месяцам беременности, когда происходит формирование лица. Расспрашиваем мать, не было ли у нее в это время каких-либо заболеваний, переживаний, нервных потрясений и т

п.;5.      роды, их характер (срочные, недоношенность, причины ее);6.      состояние ребенка при рождении (закричал сразу или после стимуляции);7.      раннее развитие ребенка:·         брал ли грудь матери? Как вскармливался? До какого возраста получал грудное молоко? С какого времени начали прикармливание? Как развивался физически?·         когда начал держать головку? (сидеть? стоять? ходить?) (В карте обследования указываются все отклонения в физическом развитии ребенка.);·         какие заболевания были, у ребенка на первом году жизни? Чем и как болел в последующее время до момента обследования? Выясняем наличие заболеваний органов слуха;

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: