Психологическая библиотека

Тифлопсихология

Развитие восприятия у детей

Основы восприятия как психического процесса закладываются в младенческом возрасте. Однако в раннем возрасте восприятие малыша еще очень несовершенно. В первые годы жизни у ребенка формируются зрительно-осязательные и зрительно-двигательные связи, которые возникают в процессе манипулятивной деятельности с предметами. Позже манипуляция сворачивается к «ощупыванию» нового предмета взглядом – это говорит о новой ступени в развитии перцепции.

В дошкольном и младшем школьном возрасте восприятие обусловлено впечатлительностью и эмоциональностью детей: непроизвольное восприятие у них преобладает над произвольным.

Наиболее трудны для освоения детьми пространственные свойства предметов, которые связаны со зрительными, кинестезическими и осязательными ощущениями. В период дошкольного детства дети успешно осваивают такие понятия, как форма, размер и величина предметов, учатся определять расстояние и пространственное расположение предметов относительно друг друга.

Серьезные трудности для детей младшего дошкольного возраста представляет восприятие времени. Они не всегда правильно употребляют слова «завтра», «вчера», «позже», «раньше».

Восприятие времени детьми

По мере освоения окружающего мира, а также систематического школьного обучения условно-рефлекторные связи ребенка совершенствуются, что является толчком к развитию восприятия.

Ключевая роль в развитии детского восприятия принадлежит взрослому

Так, родители и педагоги учат детей действиям с предметами, направляют процесс развития ребенка, обращают его внимание на существенные характеристики предметов и явлений действительности. Много значить будут развернутые и полные ответы взрослого на вопросы ребенка о тех или иных предметах и явлениях

Внимание! Для развития восприятия ребенка нужно организовать его игру и практическую деятельность с предметами. В процессе игры дети учатся различать основные свойства предметов: цвет, вес, форму, величину

Для того чтобы ребенок мог изучить предмет, понять его предназначение, ему нужно ощупать его, попробовать совершать различные действия с ним. В ходе игры и практических действий создаются оптимальные условия для взаимодействия анализаторов, что приводит к формированию целостного представления о мире.

Огромным потенциалом для развития перцептивных навыков обладают художественные виды деятельности детей. В рисовании по образцу и в процессе лепки дети учатся чувствовать пропорции, передавать форму и размер предмета, различать оттенки палитры. Так, к старшему дошкольному возрасту восприятие ребенка становится управляемым и произвольным.

В период школьного обучения восприятие совершенствуется за счет многообразия учебных дисциплин и различных видов деятельности детей под руководством учителя. Для формирования перцептивных навыков учитель должен использовать наглядные пособия: во-первых, это стимулирует работу сразу нескольких анализаторов, во-вторых, способствует лучшему запоминанию информации. Большое значение имеет самостоятельная поисковая работа учащихся.

Таким образом, восприятие играет важную роль в жизни человека. Сформированные на высоком уровне перцептивные навыки обеспечивают успешность обучения, гармоничное развитие личности, способность к научному творчеству

Взрослым важно помнить, что сама собой эта способность не сформируется, необходимо с раннего возраста создавать условия для игры ребенка с разными предметами. Важно в раннем детстве дать возможность формироваться сенсорным эталонам и познавательному интересу

При соблюдении этих условий в период школьного обучения ребенок будет проявлять активность и самостоятельность в познании окружающего мира.

Краткое восприятие реальности

Признаки восприятия

Восприятие – это в психологии когнитивный процесс, результатом которого является формирование субъективной картины мира через непосредственное воздействие предмета или явления на органы чувств человека.

Законченный образ предмета в сознании человека формируется в результате совокупной работы различных анализаторов. Так, посредством зрения можно сделать вывод о цвете предмета, через тактильное ощупывание получить информацию о его текстуре. Если взять предмет в руки, можно почувствовать его вес, с помощью обоняния есть возможность ощутить его запах, посредством рецепторов на языке определить вкус. Получается, что в процессе знакомства с предметом воедино сливаются когниция и перцепция.

Важно! Восприятие всегда субъективно. Индивидуальные особенности работы анализаторов, жизненный опыт человека объясняют тот факт, что законченный образ предмета, воспринимаемого разными людьми, может отличаться

Процесс перцепции неразрывно связан с мышлением, вниманием, памятью, речью, эмоционально-волевой сферой

Частые вопросы

Что на самом деле видят слепые?

Есть еще слово «незрячий». Но незрячий не означает слепой. (Незрячие люди могут воспринимать предметы и различать цвета и ощущать разницу между темным и светлым, но зачастую не могут различать мелкие детали, слепые не видят совсем ничего – прим.

Какой цвет видит слепой человек?

Американские ученые пришли к выводу, что слепой человек реагирует на монохромный синий свет. На свет реагирует параллельная оптическому зрению светочувствительная система, находящаяся в сетчатке человека и управляющая суточным ритмом.

Как слепые люди видят мир?

Люди, потерявшие зрение, переживают разный опыт. Некоторые описывают свое видение полной темноты, как будто они в пещере без источника света. Некоторые люди видят искры или испытывают яркие визуальные галлюцинации, которые могут принимать форму узнаваемых предметов, случайных образов, цветов или вспышек света.

Какое зрение у слепых?

Слепыми считаются люди, у которых отсутствуют зрительные ощущения. При этом, у них может быть светоощущение и остаточное зрение на глазу, который лучше видит в пределах 0,01 – 0,05D с коррекцией очками или контактными линзами.

Виды восприятия у людей

В процессе приятия окружающей действительности всегда участвуют все анализаторы, однако ведущим каналом получения информации является только 1 из них. Так, при чтении ведущим каналом является зрение, при прослушивании музыки – слух и т.д. Перцепцию принято классифицировать по различным основаниям.

По модальности

По модальности выделяют следующие виды восприятия:

  • Зрительное – формирование законченного образа предмета в сознании;
  • Слуховое – способность воспринимать звуки;
  • Осязательное – получение информации о той или иной вещи через прикосновение к ней;
  • Обонятельное – способность различать запахи;
  • Вкусовое – выражает формирование представлений о пище на основе работы вкусовых рецепторов.

В зависимости от ведущего анализатора

В зависимости от того, какой анализатор является ведущим, перцепция подразделяется на простую и сложную. К простым видам относятся кинетическая (в основе лежат ощущения и движение), аудиальная (базируется на слухе) и визуальная (на зрении).

Основные сложные виды и свойства восприятия основаны на сочетании сигналов от разных органов чувств. Если человек одинаково часто опирается на 2 и более анализаторных системы, то это приводит к выработке у него двигательно-зрительно-слухового или двигательно-зрительного восприятия.

Дополнительная информация. Кроме того, существуют специальные виды перцепции, которые появляются в конкретной ситуации при определенных действиях человека. Например, когда человек определяет расстояние до пункта назначения, работает один вид восприятия. Когда мужчина думает о том, как девушка к нему относится, анализируя ее поведенческие реакции, включается другой вид этого психического процесса.

Как она ко мне относится?

По способу актуализации

В психологии выделяются такие виды восприятия, как произвольное и непроизвольное. Если этот процесс произвольный, то у него есть определенная цель, и человек совершает конкретные действия для ее достижения. Произвольное восприятие имеет место, когда человек читает научный текст, желая изучить что-то новое.

Непроизвольное восприятие обусловлено яркими характеристиками объекта. Оно проявляется, к примеру, когда в аудиторию заходит опоздавший студент – все присутствующие поворачивают головы на звук открывающейся двери.

Эхолокация

Зрячие люди получают 90 % информации благодаря своим глазам. Зрение для человека – главный орган чувств. Для слепого эти 90% или, по некоторым версиям 80%, приходятся на слух. Поэтому

большинство невидящих обладают очень чутким слухом, которому зрячий может только позавидовать – в их среде часто встречаются великолепные музыканты, например, джазовый исполнитель Чарльз Рэй или пианист-виртуоз Арт Тэйтум. Слепые не только могут по-настоящему слышать и внимательно следить за звуками, но и в некоторых случаях использовать эхолокацию. Правда, для этого нужно научиться распознавать звуковые волны, отраженные окружающими объектами, определять положение, удалённость и размер предметов, находящихся поблизости.

Современные исследователи более не относят этот метод к разряду фантастических способностей. Методику применения эхолокации для незрячих разработал такой же слепой с раннего детства американец Дэниэл Киш. В 13 месяцев ему удалили оба глаза. Естественная тяга к познанию мира у слепого ребенка вылилась в использование им способа отражения звука от разных поверхностей. Им же пользуются летучие мыши, живущие в полной темноте, и дельфины, использующие эхолокацию для навигации в океане.

Благодаря своему уникальному способу «видеть», Дэниэлу удалось жить жизнью обычного ребенка, ни в чем не уступавшего его более удачливым ровесникам. Суть его метода проста: он постоянно прищелкивает языком, посылая впереди себя звук, который, отражается от разных поверхностей, и дает ему представление об окружающих его предметах. Фактически то же самое происходит, когда слепые постукивают палкой – звук трости по дороге, отскакивает от окружающих поверхностей и передает человеку некоторую информацию.

Тем не менее, способ Дэниэля пока еще не получил распространения. В частности, в Америке, где он зародился, согласно мнению Американской национальной федерации слепых людей, его признали «слишком сложным». Но сегодня на помощь хорошей идее пришли технологии. Два года назад израильские ученые разработали специальную систему Sonar Vision, которая способна преображать изображение в звуковые сигналы. Она работает аналогичным образом, что и система эхолокации у летучих мышей, только вместо щебетания применяется видеокамера встроенная в очки. Ноутбук или смартфон преобразует изображение в звук, который в свою очередь передается на гарнитуру. Согласно проведенным экспериментам, после специального обучения, слепые люди с помощью устройства смогли идентифицировать лица, здания, положение объектов в пространстве и даже определять отдельные буквы.

Задачи

Основной задачей тифлопсихологии является изучение психики незрячих, слабовидящих, частично видящих людей. Все задачи делятся на теоретические и практические.

Согласно теоретическому подходу в задачи тифлопсихологии входят:

  1. Изучение. Нужно выяснить, как степень тяжести зрительных отклонений влияет на психику, как она проявляется.
  2. Объяснение, описание. Уточняются особенности психики, которые характерны только для людей с отклонениями по зрению.
  3. Выявление. Обнаруживаются способы компенсации зрительных отклонений на уровне психических процессов.
  4. Рассмотрение. Выявляются закономерности развития психики на фоне отклонений.

Затем выявляются обоснованные методы, принципы коррекции психических отклонений, которые связаны с нарушениями зрения.

Если говорить о практических задачах, то выделяют следующие:

Наименование


Описание

Обоснование с точки зрения психологии

Объясняются эффективные воспитательные воздействия на незрячих, слабовидящих детей. Могут использоваться специальные методики для управления психикой ребенка

Объяснение содержания

Обосновываются методы восстановления поздно ослепших людей

Использование действенных методов

Речь идет о воздействии на окружение людей с проблемами со зрением, ищутся средства для комфортной интеграции инвалидов в общество

Продвижение разработок

Людям с проблемами зрения становятся доступны каналы получения информации об окружающем мире

Все эти задачи трудновыполнимы, так как в процессе развития психика незрячих изменяется под действием определенных факторов. Например, существуют различия в характере заболевания, состоянии зрительной функции, качества зрения.

Монахова Альбина Петровна
клинический психолог

Психологи, работающие со слепыми людьми, используют различные методы и подходы, чтобы помочь им в адаптации и развитии различных аспектов их жизни. Специалисты также заботятся о психологическом благополучии слепых людей и помогают им справляться с эмоциональными трудностями, связанными с их физическим недостатком.

Особенности развития психики

Психология слепых и слабовидящих различается. Развитие психики у слабовидящих и слепых людей может отличаться от психического развития лиц с нормальным зрением.

Вот некоторые особенности, которые могут наблюдаться у слабовидящих людей:

  • Сенсорное восприятие. Слабовидящие люди могут развивать более острые слуховые, обонятельные и тактильные ощущения для компенсации недостаточного зрения.
  • Социальная адаптация. Из-за ограниченного зрения слабовидящие люди могут иметь повышенную зависимость от других людей и развивать более сильные социальные связи.
  • Психологическое напряжение. Недостаток зрения может вызывать стресс и тревогу из-за ощущения неуверенности в окружающем мире.

У полностью слепых людей психика имеет свои особенности, которые отличаются от психики слабовидящих людей по следующим критериям:

  • Развитию других чувств. У слепых людей развитие слуха, обоняния, вкуса и тактильных ощущений часто бывает более выраженным, что помогает им ориентироваться в мире.
  • Коммуникации и обучению. Слепые люди могут иметь более развитые навыки в области невербальной коммуникации и использования альтернативных способов обучения и восприятия информации.
  • Эмоциональной устойчивости. В связи с особыми вызовами, с которыми сталкиваются слепые люди, они могут развивать более высокий уровень эмоциональной устойчивости и адаптивности.

Стоит отметить, что слепота или слабовидение могут вызвать определенные трудности в социальной адаптации и обучении. Это может привести к развитию некоторых психологических проблем, таких как чувство изоляции, недостаток уверенности в себе или депрессия.

Важно! Каждый человек уникален, и слепота или слабовидение не определяют его способности или потенциал. С подходящей поддержкой и обучением слепые и слабовидящие люди могут вести полноценную жизнь и достигать больших успехов.

Мир на ощупь

К сожалению, все вышеперечисленные способы восприятия окружающего мира подходят не всем слепым. Некоторые с рождения лишены не только глаз, но и ушей, а точнее слуха. Мир слепоглухих ограничивается памятью, в случае если они потеряли зрение и слух не с рождения, и осязанием. Иными словами, для них существует лишь то, чего они могут коснуться. Осязание и запах – единственные нити, связывающие их с окружающих миром.

Но даже для них есть надежда на полноценную жизнь. С ними можно разговаривать с помощью, так называемой, дактилологии, когда каждой букве соответствует определенный знак, воспроизводимый пальцами. Огромный вклад в жизнь таких людей внес шифр Брайля – рельефно-точечный тактильный способ письма. Сегодня выпуклые буквы, непонятные зрячему человеку, распространены повсеместно. Существуют даже специальные компьютерные дисплеи, способные преобразовывать электронный текст в выпуклую надпись. Однако такой способ применим лишь к тем, кто лишился зрения и слуха уже после того, как успел выучить язык. Тем же, кто слеп и глух с рождения, приходится уповать лишь на осязание или на вибрации!

Классификация восприятия по видам анализаторов

По типам основных анализаторов выделяют следующие осноные виды восприятия:

  • кинестетическое,
  • зрительное,
  • тактильное,
  • обонятельное,
  • слуховое,
  • вкусовое.

Процесс восприятия реализуется посредством анализаторов, тесно взаимодействующих между собой. Например, осязательное восприятие, в котором задействованы кинестетический и тактильный анализаторы. В процессе зрительного восприятия, при котором зрительный анализатор играет ведущую роль, требуется участие двигательного для осуществления движения глаз. При слуховом восприятии слуховой анализатор является основным, но огромное значение при этом обретает кинестетический анализатор. Разные виды восприятия достаточно редко присутствуют в чистом виде, чаще они комбинируются между собой.

Считывая вибрации

Совершенно уникальным в истории является случай американки Хелен Келлер, которая еще в младенчестве потеряла зрение и слух в результате перенесенной лихорадки. Казалось бы, ей уготована жизнь замкнутого человека, который в связи со своей инвалидностью просто не сможет выучить язык, а значит, не сможет общаться с людьми. Но ее стремление познавать мир наравне со зрячими и слышащими было вознаграждено. Когда Хелен подросла, ее определили в школу Перкинса, специализирующуюся на обучении слепых людей. Там ей выделили преподавателя Энн Салливан, которая смогла найти правильный подход к Хелен. Она научила языку девушку, никогда не слышавшую человеческой речи и не знающую даже приблизительного звучания букв и смысла слов. Они прибегли к методу «Тадомы»: прикасаясь к губам говорящего человека, Хелен ощущала их вибрацию, в то время как Салливан обозначала буквы на её ладони.

После освоения языка для Хелен открылась возможность использовать шифр Брайля. С его помощью, она добилась таких успехов, которым бы позавидовал обычный человек. К концу своего обучения, она полностью освоила английский, немецкий, греческий и латынь. В возрасте 24-х лет она с отличием окончила престижный институт Рэдклиф, став первым слепоглухим человеком, получившим высшее образование. Впоследствии она посвятила жизнь политике и защите прав людей с ограниченными способностями, а также написала 12 книг про свою жизнь и мир глазами слепых.

« Тихоокеанский вал Сталина: для чего он был построен на самом деле

Частые вопросы

Что такое тифлопсихология?

+

Это наука, изучающая особенности психологии людей с нарушениями зрения и специфику их восприятия мира.

Какие методы используются в тифлопсихологии для помощи?

+

Используются различные методики и техники: аудиальная и тактильная реабилитация, обучение чтению по системе Брайля, развитие слуховой и тактильной чувствительности.

Какие аспекты жизни людей с нарушениями зрения изучает тифлопсихология?

+

Она изучает аспекты адаптации к жизни без зрения, включая развитие самооценки, преодоление социальной изоляции, развитие навыков самообслуживания и принятие собственной инвалидности.

Основные свойства восприятия с примерами

Рассматриваемый психический процесс обладает такими свойствами, как:

  • Целостность – характеристика конечного образа, которая возникает в результате совокупности ощущений. Конечный образ всегда целостный. Так, например, муха воспринимается лягушкой как объект охоты только тогда, когда муха двигается. Если муха неподвижна, лягушка не пытается ее поймать, так как не воспринимает ее в качестве насекомого.
  • Постоянство – однажды усвоенные характеристики того или иного предмета человек склонен на протяжении длительного времени соотносить именно с этим предметом, безошибочно формируя конечный образ. Незначительные изменения характеристик предмета не приводят к затруднениям с его классификацией. Так, например, молодой человек встречается с высокой девушкой, у которой голубые глаза и светлые волосы. Однажды его девушка перекрасилась в брюнетку. Но он все равно воспринимает ее как свою партнершу, она не стала для него незнакомкой.
  • Предметность – способность объединять предмет с родовой группой по ключевым характеристикам. Например, зеленое, круглое, сладкое – это яблоко. Зеленое, длинное, с лапами и хвостом – это крокодил. Процесс классификации предметов по родовым группам может занимать некоторое время. Иногда для верного соотнесения человеку требуется подойти и рассмотреть предмет поближе или взять его в руки.

Предметность восприятия

  • Структурность – отражается на сложности процесса перцепции, который нельзя свести просто к сумме ощущений от разных органов чувств. Замена одной из ключевых характеристик приводит к формированию совершенно нового образа. Так, например, большое, железное и способное плавать – это корабль. Однако большое, железное, способное передвигаться по железнодорожным путям – это поезд, а не корабль.
  • Избирательность – выделение 1 объекта среди фона. Объем восприятия ограничен. Ребенок не может одновременно играть множеством игрушек. Первым делом он возьмет самую яркую или самую большую игрушку. Так включается избирательность: малыш выбирает наиболее бросающийся в глаза предмет по цвету или размеру. Выбрав из множества понравившуюся игрушку, ребенок на некоторое время теряет интерес к остальным, в поле его восприятия находится только самая лучшая.
  • Апперцепция – зависимость образования образа от индивидуальных особенностей анализаторных систем человека и его жизненного опыта. Один и тот же предмет может быть воспринят разными людьми по-разному. Так, например, библия для верующих людей является одной из главных жизненных книг, где изложены правила жизни и устои общества, но для атеиста она представляется всего лишь книгой, которая ничем не отличается от любого другого художественного произведения.
  • Активность восприятия – способность человека осознавать окружающую действительность, накапливать опыт использования предметов. Например, изначально малыш не знает, какую функцию выполняет ложка. Он может стучать ею по стене, смотреться в нее как в зеркало, копать ею песок. Однажды мама показывает ему, что с помощью ложки можно есть. Усвоив это, малыш понимает, что ложка является столовым прибором, а не молотком, зеркалом или лопаткой.

Опыт других людей

Люди, рассказывающие о том, что видят слепые, описывают это как удивительный мир воображения и ощущений. Для них звуки, запахи и текстуры становятся основными элементами восприятия окружающего мира. Они могут ощущать эмоции и атмосферу через звуки и обоняние, создавая свою уникальную картину мира. Некоторые слепые люди обладают удивительной способностью “видеть” через тактильные ощущения и звуковые волны, что позволяет им ориентироваться в пространстве даже без зрения. Их восприятие мира заставляет нас задуматься о том, насколько разнообразны и удивительны могут быть способы восприятия и понимания окружающей реальности.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Помните, что слепые люди могут видеть мир через другие ощущения, такие как слух, обоняние, осязание и вкус. Постарайтесь представить себя на их месте, чтобы лучше понять их восприятие окружающего мира.

СОВЕТ №2

Будьте терпимы и деликатны в общении со слепыми людьми. Используйте ясные и точные описания, избегайте ненужных жестов или указаний на внешний вид, так как для них это не имеет значения.

СОВЕТ №3

Если вы хотите помочь слепым людям, спросите, нуждается ли он в вашей помощи, прежде чем предложить ее. Уважайте их независимость и самостоятельность.

Как слепые видят сны? — Научпок

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: