Способы и последовательность постановки звуков

Основные этапы работы по исправлению
звукопроизношения у детей
дошкольного возраста | коррекционная работа  | воспитатель детского сада / всероссийский журнал

Таблица 1. Краткая характеристика испытуемых

Испытуемый

Дата рождения

Краткая характеристика

1

Полина Б.

22.05.2005

Гиперактивна, неусидчива, невнимательна.

2

Света Л.

1.04.2004

Спокойна, усидчива, на занятиях активна.

3

Роман Р.

16.09.2005

Гиперактивный, неусидчивый, на занятиях часто отвлекается

4

Саша С.

18.11.2005

5

Валя П.

10.05.2003

Пассивная, замкнутая, с трудом вступает в контакт, на занятиях мало активна

6

Таня С.

20.01.2004

Несколько медлительная, инертная, на занятиях мало активна

7

Роман К.

19.02.2005

Очень медлительный, пассивный. На занятиях малоактивен

8

Саша К.

16.03.2005

Спокойный, старательный, на занятиях активен

9

Сережа Б.

26.02.2004

Эмоциональный, старательный, на занятиях активен

10

Люба С.

18.04.2005

Эмоциональная, подвижная, на занятиях очень активна

Констатирующее исследование проводилось в 2 этапа:

1 этап: исследование особенностей звукопроизношения и определение формы дислалии.

2 этап: исследование особенностей фонематического слуха.

При изучении состояния звукопроизношения определялось количество нарушенных звуков, какие фонетические группы нарушены, характер нарушения произношения звуков (искажение, отсутствие, замена, смешение) в различных фонетических условиях. При подборе лексического материала соблюдались следующие требования:

— насыщенность лексического материала заданным звуком;

— разнообразие лексического материала;

— включение слов с оппозиционными звуками;

— включение слов сложной слоговой структуры и звуконаполняемости.

При обследовании звукопроизношения применялись методические приемы отраженного и самостоятельного воспроизведения лексического материала.

Одним из основных требований к лексическому материалу было понимание значения слов, предлагаемых ребенку для воспроизведения при обследовании звукопроизношения.

1 задание.

Цель: обследование восприятия и дифференциации изолированных звуков. Ребенку предлагается прослушать ряд звуков и поднять флажок на определенном звуке.

2 задание.

Цель: обследование восприятия и дифференциации звуков в слогах. Ребенку предлагается прослушать серии слогов и поднять флажок на определенном, заданном логопедом звуке. Обследование проводится на материале серий из двух трех слогов типа согласный гласный и включает в себя дифференциацию слогов, содержащих: акустически сходные, но артикуляторно далекие звуки; акустически и артикуляторно близкие звуки; артикуляторно близкие, но акустически далекие звуки.

3 задание.

Цель: обследование дифференциации слов-квазимонимов. Ребенку предъявляется пара предметных картинок и предлагается показать ту, которую называет логопед. Обследование проводится на материале слов-квазимонимов, которые содержат: артикуляторно далекие, но акустически близкие звуки (крыша — крыса), артикуляторно близкие, но акустически далекие звуки (лак-рак), артикуляторно и акустически близкие звуки (лиса — лица).

4 задание.

Цель: обследование дифференциации и восприятия звуков в словах и способность к элементарному звуковому анализу. Ребенку предлагается отобрать картинки с заданным звуком. Материалом обследования служат разнообразные картинки с изображениями предметов.

5 задание.

Цель: обследование дифференциации правильного и дефектно произнесенного звука. Ребенку предлагается на слух определить правильно или нет логопед произносит слова. Логопед произносит слова с дефектно произносимыми или заменяемыми звуками, имитируя: а)произношение ребенка, б) дефекты, которых нет в речи ребенка, в) правильное произношение (полное описание методики исследования — приложение 1).

Выполнение заданий оценивается в баллах. Критерии оценки:

4 балла — точное выполнение задания;

3 балла — допускает негрубые ошибки;

2 балла — выполнил 0,5 задания верно;

1 балл — более 0,5 задания выполнено неверно;

0 баллов — отказ или невыполнение задания.

Таким образом, общее количество баллов равно 20. В соответствии с этим были выделены следующие уровни развития фонематического слуха:

От 20 до 15 баллов — высокий уровень.

От 15 до 10 баллов — средний уровень.

От 10 баллов и ниже — низкий уровень.

Структура занятия по автоматизации звука

Организационный момент: логопед приветствует ребенка и создает комфортную обстановку для занятия.
Артикуляционная гимнастика: проводятся упражнения для тренировки и развития артикуляции конкретного звука.
Обсуждение темы занятия: логопед объясняет ребенку тему занятия и важность работы над автоматизацией звука.
Произношение звука: ребенок выполняет произношение звука в контролируемой форме.
Анализ произношения: обсуждается положение языка, позиция губ, характер воздушной струи и другие особенности при произношении звука.
Распознавание мягкого и твердого звука: ребенок учится определять, является ли звук мягким или твердым (когда переходим к словам с данным звуком).
Связь звука с буквой: рассматривается связь произношения звука с соответствующей буквой или буквосочетанием.
Развитие фонематического слуха: проводятся упражнения для развития слухового восприятия звуков и их различение.
Произношение звука в слогах: ребенок тренируется в произношении звука в различных слогах, как прямых, так и обратных.
Закрепление звука в словах: ребенок продолжает произносить звук безошибочно в словах, затем переходит к предложениям и текстам.
Домашнее задание: логопед дает рекомендации и задания, которые ребенок может выполнять самостоятельно дома для дополнительной практики.
Подведение итогов занятия: резюмируется проделанная работа и оценивается прогресс ребенка.

Автоматизация и дифференциация звуков

Способ постановки звука через подражание – наиболее простой и понятный логопеду и самому ребенку, так как предполагает минимальную затрату усилий и времени. Он предполагает, что логопед, сидя перед ребенком, четко произносит необходимый звук. Ребенок слышит звук, видит его артикуляцию, и часто может сразу его воспроизвести. В такой ситуации переходят к следующему этапу – автоматизация звука.

Полученный звук закрепляется слогами, словами, специально подобранными фразами и текстами. Выделение автоматизации в отдельный этап связано с тем, что после того, как усвоена нормальная артикуляция звука, ребенок в обычной речи может продолжать произносить его неправильно. Этап автоматизации считается законченным, когда ребенок уже полноценно овладел навыком правильно произносить новый звук в обычной разговорной речи.

Зачастую дети, которые уже научились правильно произносить звук, не используют его в самостоятельной речи. Сначала помощь в автоматизации звука предполагает систематическое прослушивание всех слов, произносимых ребенком, отдельных слогов и фраз, и оценивание правильности их звучания. Позже необходимо также постоянно контролировать всю детскую речь в обычных жизненных ситуациях, то есть каждый раз неправильно произнесенный звук необходимо исправить. Этим обеспечивается автоматизация звука в короткие сроки.

При искаженном звучании какого-то звука, этап автоматизации – последний в коррекционной работе звукопроизношения. Если же имеют место звуковые замены, то для их полноценного преодоления необходим еще один этап – дифференциация.

Дифференциация предполагает воспитание у ребенка прочного навыка уместного употребления в речь заново воспитанного звука, без его смешения с близкими по звучанию и артикуляции звуками. Этот эффект может быть достигнут с помощью специализированных упражнений.

Работа, направленная на различение детьми смешиваемых звуков, начинается в подготовительный период и во время работы над постановкой звука

Следует обратить внимание детей на расположение губ и языка в момент произнесения определенного звука. Также отмечают разное звучание этих звуков

Сложность речевого материала также постепенно нарастает. Сначала звуки, смешиваемые ребенком, дифференцируют внутри слогов, которые должны быть произнесены без каких-либо звуковых замен, а затем и в словах, предложениях, связных текстах, которые включают оба смешиваемых звука.

Необходимая предпосылка и для предупреждения, и для преодоления буквенных замен на письме – развивать у детей способность безошибочного определения наличия новых звуков в словах, находить в нем его место (начало, середина, конец), а также отличить похожие на него звуки, находящиеся в этом же самом слове. Другими словами, следует воспитывать в детях способность фонематического анализа предлагаемых слов.

Можно предлагать детям задания, предполагающие выделение интересующего звука. Эти упражнения учат детей внимательно относиться к звуковому составу слова, что нужно для профилактики буквенных замен на письме.

На этапе дифференциации важную роль играют учителя, воспитатели и родители, так как именно они держат на контроле правильное выполнение детьми логопедических заданий, контролируют их речь в повседневной жизни.

Структура индивидуального занятия

Сначала мы рассмотрим структуру индивидуального логопедического занятия и то, что она включает в себя. В ходе занятий обычно проводятся следующие упражнения и активности:

Артикуляционная гимнастика, направленная на тренировку и развитие артикуляционного аппарата.
Пальчиковая гимнастика или массаж пальчиков, выполняемые при помощи стихов для стимуляции движений пальцев и рук.
Упражнения на дыхание для улучшения контроля и силы дыхания при произнесении звуков и слов.
Упражнения на развитие мимики для улучшения выразительности и пластичности лица при произношении звуков.
Упражнения по формированию голоса для улучшения качества и силы голосового произношения.
Упражнения на четкую дикцию и выразительность речи для развития понятности и эффективности коммуникации.
Упражнения на развитие фонематического слуха для тренировки распознавания и различения звуков в словах.
Коррекция звукопроизношения, включающая постановку звука, его автоматизацию и различение между звуками.
Работа над коррекцией слоговой структуры слова для формирования правильного строения и произношения слов.
Работа над лексикой и грамматикой для расширения словарного запаса и улучшения грамматических навыков.
Обучение грамоте, включающее знакомство с буквами, формирование навыков чтения и письма.
Развитие высших психических функций, таких как память, внимание и воображение, для повышения когнитивных навыков.
Работа над коррекцией чтения и письма со школьниками.

Все эти упражнения и активности направлены на развитие речевых навыков и коррекцию возможных речевых нарушений у детей.

Этапы логопедической работы

Определение 1

Логопедическая работа – это деятельность, которая ориентируется на создание условий, необходимых для полноценного обучения и воспитания детей с определенными речевыми нарушениями разной этиологии, и их своевременную коррекцию.

Коррекционная работа состоит из нескольких этапов:

  • подготовительный;
  • постановка звуков;
  • автоматизация звуков;
  • дифференциация звуков.

Определение 2

Постановка звука – это процесс обучения ребенка правильному произношению звука. Ребенка обучают придавать своим артикуляторным органам положение, характерное для нормальной артикуляции звука, чем обеспечивается правильность его звучания.

Звук ставят с самого начала, если он полностью отсутствует в речи или заменяется другим звуком, а также если в речи присутствует дефект, который нельзя подправить частично.

Во многих случаях невозможно сразу приступить к постановке звука, так как ребенок не может сразу придать своему языку необходимое положение, например, не может поднять кончик языка вверх, чтобы произнести звук Р. В таком случае необходимо проведение подготовительной работы – артикуляционной гимнастики, цель которой – развивать достаточную подвижность губ и языка.

Используют два типа артикуляционной гимнастики:

  • общая – состоит из основных движений речевых мышц. Общность упражнений объясняется тем, что нарушаются звуки из разных фонетических групп, в связи с чем, каждое движение понадобиться или для одного, или для другого звука;
  • специальная – направлена на четкую проработку действий речевых мышц для произнесения конкретного звука.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: