Таблица 1. Краткая характеристика испытуемых
№ |
Испытуемый |
Дата рождения |
Краткая характеристика |
|
1 |
Полина Б. |
22.05.2005 |
Гиперактивна, неусидчива, невнимательна. |
|
2 |
Света Л. |
1.04.2004 |
Спокойна, усидчива, на занятиях активна. |
|
3 |
Роман Р. |
16.09.2005 |
Гиперактивный, неусидчивый, на занятиях часто отвлекается |
|
4 |
Саша С. |
18.11.2005 |
||
5 |
Валя П. |
10.05.2003 |
Пассивная, замкнутая, с трудом вступает в контакт, на занятиях мало активна |
|
6 |
Таня С. |
20.01.2004 |
Несколько медлительная, инертная, на занятиях мало активна |
|
7 |
Роман К. |
19.02.2005 |
Очень медлительный, пассивный. На занятиях малоактивен |
|
8 |
Саша К. |
16.03.2005 |
Спокойный, старательный, на занятиях активен |
|
9 |
Сережа Б. |
26.02.2004 |
Эмоциональный, старательный, на занятиях активен |
|
10 |
Люба С. |
18.04.2005 |
Эмоциональная, подвижная, на занятиях очень активна |
Констатирующее исследование проводилось в 2 этапа:
1 этап: исследование особенностей звукопроизношения и определение формы дислалии.
2 этап: исследование особенностей фонематического слуха.
При изучении состояния звукопроизношения определялось количество нарушенных звуков, какие фонетические группы нарушены, характер нарушения произношения звуков (искажение, отсутствие, замена, смешение) в различных фонетических условиях. При подборе лексического материала соблюдались следующие требования:
— насыщенность лексического материала заданным звуком;
— разнообразие лексического материала;
— включение слов с оппозиционными звуками;
— включение слов сложной слоговой структуры и звуконаполняемости.
При обследовании звукопроизношения применялись методические приемы отраженного и самостоятельного воспроизведения лексического материала.
Одним из основных требований к лексическому материалу было понимание значения слов, предлагаемых ребенку для воспроизведения при обследовании звукопроизношения.
1 задание.
Цель: обследование восприятия и дифференциации изолированных звуков. Ребенку предлагается прослушать ряд звуков и поднять флажок на определенном звуке.
2 задание.
Цель: обследование восприятия и дифференциации звуков в слогах. Ребенку предлагается прослушать серии слогов и поднять флажок на определенном, заданном логопедом звуке. Обследование проводится на материале серий из двух трех слогов типа согласный гласный и включает в себя дифференциацию слогов, содержащих: акустически сходные, но артикуляторно далекие звуки; акустически и артикуляторно близкие звуки; артикуляторно близкие, но акустически далекие звуки.
3 задание.
Цель: обследование дифференциации слов-квазимонимов. Ребенку предъявляется пара предметных картинок и предлагается показать ту, которую называет логопед. Обследование проводится на материале слов-квазимонимов, которые содержат: артикуляторно далекие, но акустически близкие звуки (крыша — крыса), артикуляторно близкие, но акустически далекие звуки (лак-рак), артикуляторно и акустически близкие звуки (лиса — лица).
4 задание.
Цель: обследование дифференциации и восприятия звуков в словах и способность к элементарному звуковому анализу. Ребенку предлагается отобрать картинки с заданным звуком. Материалом обследования служат разнообразные картинки с изображениями предметов.
5 задание.
Цель: обследование дифференциации правильного и дефектно произнесенного звука. Ребенку предлагается на слух определить правильно или нет логопед произносит слова. Логопед произносит слова с дефектно произносимыми или заменяемыми звуками, имитируя: а)произношение ребенка, б) дефекты, которых нет в речи ребенка, в) правильное произношение (полное описание методики исследования — приложение 1).
Выполнение заданий оценивается в баллах. Критерии оценки:
4 балла — точное выполнение задания;
3 балла — допускает негрубые ошибки;
2 балла — выполнил 0,5 задания верно;
1 балл — более 0,5 задания выполнено неверно;
0 баллов — отказ или невыполнение задания.
Таким образом, общее количество баллов равно 20. В соответствии с этим были выделены следующие уровни развития фонематического слуха:
От 20 до 15 баллов — высокий уровень.
От 15 до 10 баллов — средний уровень.
От 10 баллов и ниже — низкий уровень.
Структура занятия по автоматизации звука
Организационный момент: логопед приветствует ребенка и создает комфортную обстановку для занятия.
Артикуляционная гимнастика: проводятся упражнения для тренировки и развития артикуляции конкретного звука.
Обсуждение темы занятия: логопед объясняет ребенку тему занятия и важность работы над автоматизацией звука.
Произношение звука: ребенок выполняет произношение звука в контролируемой форме.
Анализ произношения: обсуждается положение языка, позиция губ, характер воздушной струи и другие особенности при произношении звука.
Распознавание мягкого и твердого звука: ребенок учится определять, является ли звук мягким или твердым (когда переходим к словам с данным звуком).
Связь звука с буквой: рассматривается связь произношения звука с соответствующей буквой или буквосочетанием.
Развитие фонематического слуха: проводятся упражнения для развития слухового восприятия звуков и их различение.
Произношение звука в слогах: ребенок тренируется в произношении звука в различных слогах, как прямых, так и обратных.
Закрепление звука в словах: ребенок продолжает произносить звук безошибочно в словах, затем переходит к предложениям и текстам.
Домашнее задание: логопед дает рекомендации и задания, которые ребенок может выполнять самостоятельно дома для дополнительной практики.
Подведение итогов занятия: резюмируется проделанная работа и оценивается прогресс ребенка.
Автоматизация и дифференциация звуков
Способ постановки звука через подражание – наиболее простой и понятный логопеду и самому ребенку, так как предполагает минимальную затрату усилий и времени. Он предполагает, что логопед, сидя перед ребенком, четко произносит необходимый звук. Ребенок слышит звук, видит его артикуляцию, и часто может сразу его воспроизвести. В такой ситуации переходят к следующему этапу – автоматизация звука.
Полученный звук закрепляется слогами, словами, специально подобранными фразами и текстами. Выделение автоматизации в отдельный этап связано с тем, что после того, как усвоена нормальная артикуляция звука, ребенок в обычной речи может продолжать произносить его неправильно. Этап автоматизации считается законченным, когда ребенок уже полноценно овладел навыком правильно произносить новый звук в обычной разговорной речи.
Зачастую дети, которые уже научились правильно произносить звук, не используют его в самостоятельной речи. Сначала помощь в автоматизации звука предполагает систематическое прослушивание всех слов, произносимых ребенком, отдельных слогов и фраз, и оценивание правильности их звучания. Позже необходимо также постоянно контролировать всю детскую речь в обычных жизненных ситуациях, то есть каждый раз неправильно произнесенный звук необходимо исправить. Этим обеспечивается автоматизация звука в короткие сроки.
При искаженном звучании какого-то звука, этап автоматизации – последний в коррекционной работе звукопроизношения. Если же имеют место звуковые замены, то для их полноценного преодоления необходим еще один этап – дифференциация.
Дифференциация предполагает воспитание у ребенка прочного навыка уместного употребления в речь заново воспитанного звука, без его смешения с близкими по звучанию и артикуляции звуками. Этот эффект может быть достигнут с помощью специализированных упражнений.
Работа, направленная на различение детьми смешиваемых звуков, начинается в подготовительный период и во время работы над постановкой звука
Следует обратить внимание детей на расположение губ и языка в момент произнесения определенного звука. Также отмечают разное звучание этих звуков
Сложность речевого материала также постепенно нарастает. Сначала звуки, смешиваемые ребенком, дифференцируют внутри слогов, которые должны быть произнесены без каких-либо звуковых замен, а затем и в словах, предложениях, связных текстах, которые включают оба смешиваемых звука.
Необходимая предпосылка и для предупреждения, и для преодоления буквенных замен на письме – развивать у детей способность безошибочного определения наличия новых звуков в словах, находить в нем его место (начало, середина, конец), а также отличить похожие на него звуки, находящиеся в этом же самом слове. Другими словами, следует воспитывать в детях способность фонематического анализа предлагаемых слов.
Можно предлагать детям задания, предполагающие выделение интересующего звука. Эти упражнения учат детей внимательно относиться к звуковому составу слова, что нужно для профилактики буквенных замен на письме.
На этапе дифференциации важную роль играют учителя, воспитатели и родители, так как именно они держат на контроле правильное выполнение детьми логопедических заданий, контролируют их речь в повседневной жизни.
Структура индивидуального занятия
Сначала мы рассмотрим структуру индивидуального логопедического занятия и то, что она включает в себя. В ходе занятий обычно проводятся следующие упражнения и активности:
Артикуляционная гимнастика, направленная на тренировку и развитие артикуляционного аппарата.
Пальчиковая гимнастика или массаж пальчиков, выполняемые при помощи стихов для стимуляции движений пальцев и рук.
Упражнения на дыхание для улучшения контроля и силы дыхания при произнесении звуков и слов.
Упражнения на развитие мимики для улучшения выразительности и пластичности лица при произношении звуков.
Упражнения по формированию голоса для улучшения качества и силы голосового произношения.
Упражнения на четкую дикцию и выразительность речи для развития понятности и эффективности коммуникации.
Упражнения на развитие фонематического слуха для тренировки распознавания и различения звуков в словах.
Коррекция звукопроизношения, включающая постановку звука, его автоматизацию и различение между звуками.
Работа над коррекцией слоговой структуры слова для формирования правильного строения и произношения слов.
Работа над лексикой и грамматикой для расширения словарного запаса и улучшения грамматических навыков.
Обучение грамоте, включающее знакомство с буквами, формирование навыков чтения и письма.
Развитие высших психических функций, таких как память, внимание и воображение, для повышения когнитивных навыков.
Работа над коррекцией чтения и письма со школьниками.
Все эти упражнения и активности направлены на развитие речевых навыков и коррекцию возможных речевых нарушений у детей.
Этапы логопедической работы
Определение 1
Логопедическая работа – это деятельность, которая ориентируется на создание условий, необходимых для полноценного обучения и воспитания детей с определенными речевыми нарушениями разной этиологии, и их своевременную коррекцию.
Коррекционная работа состоит из нескольких этапов:
- подготовительный;
- постановка звуков;
- автоматизация звуков;
- дифференциация звуков.
Определение 2
Постановка звука – это процесс обучения ребенка правильному произношению звука. Ребенка обучают придавать своим артикуляторным органам положение, характерное для нормальной артикуляции звука, чем обеспечивается правильность его звучания.
Звук ставят с самого начала, если он полностью отсутствует в речи или заменяется другим звуком, а также если в речи присутствует дефект, который нельзя подправить частично.
Во многих случаях невозможно сразу приступить к постановке звука, так как ребенок не может сразу придать своему языку необходимое положение, например, не может поднять кончик языка вверх, чтобы произнести звук Р. В таком случае необходимо проведение подготовительной работы – артикуляционной гимнастики, цель которой – развивать достаточную подвижность губ и языка.
Используют два типа артикуляционной гимнастики:
- общая – состоит из основных движений речевых мышц. Общность упражнений объясняется тем, что нарушаются звуки из разных фонетических групп, в связи с чем, каждое движение понадобиться или для одного, или для другого звука;
- специальная – направлена на четкую проработку действий речевых мышц для произнесения конкретного звука.