Чистоговорки

Картотека чистоговорок на все группы звуковкартотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Скороговорки для развития дикции у детей 6-7 лет

Скороговорки для детей 6-7 лет на звук З

Взялись спорить как-то раз
Скалолаз и водолаз:
Кому лезть удобней
По скале подводной.

Детская скороговорка на звук Р 

Астроном, адвокат и один альпинист,
Архитектор, аптекарь и даже артист
Сели однажды на карусели.
Не удержались и вниз полетели:
Аптекарь, артист, акробат, астроном.
Кто из них вам еще не был знаком?

Скороговорка для детей на звук Р 

Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
Матросы две недели карамель на мели ели. 

Скороговорка для детей 6-7 лет: звук Б

Бабкин боб расцвел в дождь,
Будет бабке боб в борщ.

Детская скороговорка для автоматизации звука Б 

Белые бараны били в барабаны.

Смешная скороговорка для детей: звук Б 

Забавной обезьяне бросили бананы,
Бросили бананы забавной обезьяне. 

Скороговорка для детей на звук Б 

Бык бодается с быком.
Убегают все кругом.
Береги, бегун, бока
От бодливого быка. 

Читай также: Выговариваем звук «З»

Скороговорка для детей на звуки Ж и Ш 

Ёжик наш домой спешит.
А навстречу ему волк,
На ежа зубами – щёлк.
Ёж иголки показал,
Волк со страху убежал.
Ёжик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на брюшке.
И сказал еноту ёж:
«Ты мне спинку не потрёшь?»

Детская скороговорка для автоматизации звука Ж 

Встретил в чаще ёж ежа:
— Как погодка, ёж?
— Свежа!
И пошли вдвоём дрожа, скорчась-съёжась два ежа.

Скороговорка для детей 6-7 лет на звук Ж

Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.

Скороговорка для детей: звук Ж

Жу-жу-жу-жу.
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву «ж» все твержу.

Скороговорка для автоматизации звуков Ж, Ш

Ша-жа-ша раз ловили мы ерша,
Ше-же-ше мы засели в камыше,
Шу-жу-шу я сижу и не дышу,
Шо-жо-шо ёршик вершик хорошо,
Ши-жи-ши хороши были ерши.

Скороговорка на звук Х 

Вкусная халва – мастеру хвала.

Детская скороговорка на звук Щ 
Тощий немощный Кощей, тащит ящик овощей.

Скороговора для детей на звуки Р и Ч

Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!»

Читай также: Учимся рычать букву «р»

Скороговорка для детей 6-7 лет: звуки Д, Т, С, Ш

Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ.
Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем.
После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.

Скороговорка для детей на звук Л 

Еле-еле Лена ела,
Есть из лени не хотела.

Детская скороговорка для автоматизации звука Л

Ла-ла-ла — мусор убрала,
Лу-лу-лу — подмету золу,
Ле-ле-ле — ваза на столе,
Ли-ли-ли — ландыши нашли.
Ло-ло-ло — лопнуло стекло.
Ля-ля-ля — тёплая земля.
Лю-лю-лю — печку истоплю.

Скороговорка на звуки З и С

Идет козел с косой козой,
Идет козел с босой козой.
Идет коза с косым козлом,
Идет коза с босым козлом.

Детская скороговорка на звук З 

Звенит звонок, зовет звонок,
И Зоя в класс к себе идет.

Скороговорка для детей на звук З 

За козой шагал козёл,
на козу козёл был зол,
позвала коза козлят,
а козла козлята злят.

Простая детская скороговорка: звуки С, Ц

Из соседнего колодца целый день водица льётся.

Стишок-скороговорка для звуков С, Р, Б, Д

Странные вещи творятся на свете 
странные взрослые, странные дети
странные мышки живут по углам
странные люди идут по делам
странные птички поют там и тут
странные булочки странно пекут
странные страны сторонников ждут
странные странники странно бредут
странные клоуны странно танцуют
странно художники кистью рисуют
странно в стране, где нет места добру
дай-ка я странное слово сотру
Как?
А вот так:
разные вещи творятся на свете 
разные взрослые, разные дети
разные мышки живут по углам
разные люди идут по делам
разные птички поют там и тут
разные булочки разно пекут
разные страны сторонников ждут
разные странники разно бредут
разные клоуны разно танцуют
разно художники кистью рисуют
снова я там, где нет места добру
дай-ка я странное слово сотру
Как?
А вот так:
а если стране, где нет места добру 
доброе слово сейчас подберу…
Как?
А вот так:
добрые вещи творятся на свете 
добрые взрослые, бодрые дети
добрые мышки живут по углам
добрые люди идут по делам
бодрые птички поют там и тут
добрые булочки бодро пекут
добрые страны сторонников ждут
добрые странники бодро бредут
добрые клоуны бодро танцуют
бодро художники кистью рисуют
здорово видимо в доброй стране
как это здорово добрым быть мне!

Теперь у вас есть целый арсенал скороговорок для детей, которые помогут развитию дикции у ребенка. 

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Как понять, что вашему ребенку нужна помощь логопеда

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Как без логопеда научить ребенка выговаривать «Р»

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Четко, правильно, красиво: 8 упражнений для развития речи

Логопедические чистоговорки

Дифференциация звуков —

Ла-ла-ла: Алла девочка мала.

Ли-ли-ли: В гости к ней мы пришли.

Ло-ло-ло: У Аллы тесто подошло.

Ла-ла-ла: Пирогов она испекла.

Ле-ле-ле: Вот лимоны на столе.

Лю-лю-лю: Очень кислое не люблю.

Ло-ло-ло: Снегом землю замело.

Ля-ля-ля: Стала белой земля.

Ли-ли-ли: Вот сугробы намели.

Ра-ра-ра: Очень рада детвора.

Ар-ар-ар: Мы поедем в зоопарк.

Ро-ро-ро: Доберемся на метро.

Ру-ру-ру: В зоопарке кенгуру.

Ру-ру-ру: Роет крот себе нору.

Ру-ру-ру: Заяц ободрал кору.

Ра-ра-ра: Закончилась у нас игра.

Г

Гном в роще гулял час,

Собрал грибов корзину.

Шла Анечка в гастроном,

Ей шагал навстречу гном.

Нес с грибами он корзину

Дал Аннушке половину.

Спелую гроздь винограда

Анна принесла из сада.

Сколько весят пироги?

Положу их на весы.

Их не надо считать,

Лучше гостей угощать.

Гусеница в лесочке

Грела спину на грибочке,

На солнце очень горячо,

Ей головку напекло.

Д

По дороге иду домой,

Все с детства здесь знакомо:

У дома дуб стоит,

В небо седой дым летит.

Ж

На болоте журавль жевал клюкву,

А в лесу ежик — вкусную ежевику.

Жизнерадостные жирафы

Взяли журнал из шкафа.

Его жмакали и мяли

Все равно не прочитали.

В луже ужик жил,

С жирной жабой не дружил.

Лягушка его оскорбляла:

«У тебя, уж, нет и жала!»

Жук с бабочкой сдружился,

С ней над цветками он кружился.

Жужжит у Жени

Жук в руке.

«Жу-жу-жу, жу-жу-жу!

Я с тобою не дружу!»

З

Видела Зина, как звезда упала,

Сразу желание она загадала:

«Зимой на землю пусть выпадет снег,

Зина будь упорнее всех.

Едет Зоя в зоопарк,

Вот ее остановка.

Вышла Зоя из такси,

Засмеялась звонко.

«Зебра, заяц, зубр, змея —

Здесь их всех увижу я!»

Под березою в грозу

Спрятал Захар козу.

К

На огороде у нас картофель,

Тыквы и кабачки.

Есть калина, есть капуста,

Есть красная свекла.

В луже купалась казарка,

Ей летом в перьях так жарко!

М

Мухомор и белую мышь

Рисовал маленький Миша.

Миллион микробов на руках,

Под микроскопом — просто ах!

Возьму мыло, кран открою,

Руки я быстро помою!

Р

Морковь, перец и тыква

Посадил старый дедушка.

Рыхлил их и поливал —

Хороший урожай собрал.

Я сейчас с буквой «Р» один

Перечислю всех животных:

Рыба, тигр, верблюд, барсук,

Рак с клешнями вместо рук,

Рысь, русак и кенгуру,

Крот к себе полез в нору,

Нерпа и жираф хорошие,

Зебра, морж, корова, серна,

Еще черепаха, носорог,

Больше вспомнить я не смог!

Рома и Рита поют вместе в хоре,

Вечером вместе гуляют во дворе,

Вместе домой идут, когда пора.

Рома и Рита — это брат и сестра!

Варит борщ Борис-повар:

Морковь, свекла, помидор.

«Получится борщ вкусный у нас,

Угощу я, друзья вас!»

С

Мой дедушка живет в деревне, у него седые усы.

Я топором рубить дрова у дедушки научусь.

Я научусь траву косить и в сарай ее носить.

Дедушке не хватает рук — поможет ему внук.

Мать просит у Саши: «Сын!

Ты сходи в магазин!

Купишь сыр, сок, сырок,

И яиц один лоток,

Мяса, сухарей, редиса,

Синие сливы и ириса,

Еще семян, соль, сырок,

И смородину, сынок,

Немного мяса и колбасу!»

«Мама, я же не донесу!»

Ф

Фазан — футболист очень любит футбол

Как форвард фазан забивает свой гол.

Х

Повару на ухо

В кухне шептала муха:

«Хотя с тобой и не дружу,

Хлеб испечь помогу».

Повар в кружку квас нальет,

Пусть хороший мальчик пьет.

Ц

Ведро цесарка в магазине взяла,

В ведре цесарка яиц нанесла.

Жил царь во дворце,

Любил сидеть на крыльце,

Однажды царь всю ночь не спал —

Ему кузнечик мешал.

Ну, а утром в окошко

Уже заглядывало солнце.

Ш

Мы в школу быстро шли,

Куст шиповника нашли.

На машине в гараж

Заезжает папа наш.

Для машины это как дом,

Тепло и уютно в нем.

Развитие речи у малышей 3−4 лет

У детей этого возраста уже накоплен довольно большой словарный запас, и обычно они как раз начинают его реализовывать. То есть очень много разговаривать, что может вызывать некоторые неудобства для взрослых. Самое время начинать разгадывать загадки и учить стихи, направляя энергию ребенка в продуктивное русло.

Загадки прекрасно помогают расширить словарный запас. Особенно те, в которых идет перечисление свойств предмета:

Маленькие зверьки,

Серенькие шубки,

Длинные хвосты,

Остренькие зубки.

(Мыши)

Или же перечисление функциональных признаков:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

(Дерево)

А для развития фонетического слуха и навыка правильно строить фразы отлично подойдет прекрасно знакомая всем игра «Доскажи словечко»:

Три мудреца в одном тазу.

Пустились по морю в грозу.

Будь попрочнее старый таз.

Длиннее был бы мой (рассказ).

Для того чтобы ребенок овладевал связной речью, нужно просить его пересказывать сказки, которые были ему накануне прочитаны. Каждый выученный стих тоже можно превратить в представление. Уделяя немного времени на прослушивание такого мини-спектакля, можно быть спокойными не только за речь ребенка, но еще и за его психическое здоровье и творческие способности.

https://youtube.com/watch?v=PC1Slxn4tcQ

Чистоговорки на звук «к»

Чистоговорки для детей могут использовать не только логопеды, но и родители. Обычно к 5 годам звук «к» сформирован. Но бывает, что нарушения заднеязычной группы сохраняются к старшему дошкольному возрасту.

Про зиму:

  • КИ-КИ-КИ – поиграем мы в снежки;
  • КИ-КИ-КИ – у меня коньки;
  • ОК-ОК-ОК – пойдем мы на каток;
  • ОК-ОК-ОК – на улице снежок;
  • ИК-ИК-ИК – во дворе есть снеговик.

Про весну:

  • КА-КА-КА – весной бежит река;
  • КА-КА-КА – плывут по небу облака;
  • КО-КО-КО – весной солнце высоко.

Про овощи и фрукты:

  • УК-УК-УК – мама режет лук;
  • ОК-ОК-ОК – собираем мы чеснок;
  • ОК-ОК-ОК – у нас вырос кабачок;
  • ОВКА-ОВКА-ОВКА – вкусная морковка.

Про одежду:

  • КИ-КИ-КИ – купили мальчику носки;
  • АПКА-АПКА-АПКА – вязаная шапка;
  • ОК-ОК-ОК – ищем дружно мы носок;
  • ОЛКА-ОЛКА-ОЛКА – яркая футболка.

Про транспорт:

  • ИК-ИК-ИК – проехал грузовик;
  • КО-КО-КО – самолеты высоко.

Чистоговорки на звук «к» помогают закрепить правильную базовую артикуляцию заднеязычной группы.

Чистоговорки на звук ш

Аш – аш-аш – у Марины карандаш.
Аш-аш-аш – сладко спит ребенок наш.
Аш-аш-аш — это котик наш.
Ашка-ашка-ашка – летит букашка.
Ёшь-ёшь-ёшь – шишку себе набьёшь.
Иш-иш-иш – у меня малыш.
Ишка-ишка-ишка – маленькая мышка.
Кыш-кыш-кыш- шутит с кошкой мышь.
Ошка-ошка-ошка – лови мышка кошку.
Ошка-ошка-ошка – на окошке кошка.
Ош-ош-ош – до чего ж малыш хорош.
Ош-ош-ош – у меня нож.
Ушка-ушка – мягкая подушка.
Ушка-ушка-ушка – лягушка-квакушка.
Ушку-ушку – на кровать кладу подушку.
Уш-уш-уш – теплый душ.
Ша-ша- ша – мама моет малыша.
Ша-ша-ша – в камыше нашла мыша.
Ша-ша-ша — вижу я в воде ерша.
Ша-ша-ша – заберем мы малыша.
Ша-ша-ша – мы любим малыша.
Ша-ша-ша – мы сидим у шалаша.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша — выходи из камыша.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша — и пишу я не спеша.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша — мама нянчит малыша.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша — наша Саша хороша.
Шей-шей-шей – я боюсь мышей.
Ше-ше-ше – тесно в нашем шалаше.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше — забочусь о малыше.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше — это утка в камыше.
Ши-ши-ши — зашумели камыши.
Ши-ши-ши – любят песни малыши.
Ши-ши-ши – на поляне малыши.
Ши-ши-ши – шумят рядом камыши.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши — «Ешьте кашу», — напиши.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши — что-то шепчут камыши.
Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.
Шо-шо-шо – мышке с нами хорошо.
Шо-шо-шо – у костра нам хорошо.
Шо-шо-шо, шо-шо-шо — помогаю с малышом.
Шо-шо-шо, шо-шо-шо — у меня все хорошо.
Шо-шо-шо-шо — поёт хорошо.
Шу-шу-шу – будем петь мы малышу.
Шу-шу-шу – помогите малышу.
Шу-шу-шу – шишки мышке я сушу.
Шу-шу-шу – я письмо пишу.
Шу-шу-шу — я траву кошу.
Шу-шу-шу –я дрова в костер ношу.
Шу-шу-шу, шу-шу-шу — все, что хочешь, напишу.
Ыш-ыш-ыш – боится кошка мышь.
Ыш-ыш-ыш – плачет в шалаше малыш.
Ыш-ыш-ыш – шуршит под лавкой мышь.

Польза скороговорок

Главная польза скороговорок заключается в том, что они способствуют развитию речевого аппарата. В результате маленький человечек начинает говорить более понятно, выразительно и чётко. Однако это не единственный плюс подобных упражнений.

Как это ни парадоксально, но скороговорки учат детей говорить более медленно, проговаривая окончания слов. Действительно, в большинстве случаев ребёнку нужно не только быстро повторить фразу, но и чётко проговорить все слоги, иначе получится бессмыслица. Благодаря этому дети и учатся «не съедать» концовки слов.

Скороговорки хорошо развивают память. Ведь малышам приходится их заучивать. Более того, произнося скороговорку, ребёнок осмысливает сказанное, а также сопоставляет между собой различные словосочетания. А это тоже очень хороший навык.

Помимо этого, в процессе изучения скороговорок ребёнок привыкает слушать других людей

Ведь очень сложно понять скороговорку, если не концентрировать внимание на сказанном. Этот навык очень пригодиться будущим школьникам, чтобы быть собранным, слушать и понимать учителя. Ну, и наконец, игра со скороговорками – это просто весело

Очень забавно слышать свои и чужие ошибки в путь и труднопроизносимых, но достаточно простых по смыслу фразах. Такое времяпрепровождение в формате родитель + ребёнок будет очень полезным для будущих взаимоотношений

Ну, и наконец, игра со скороговорками – это просто весело. Очень забавно слышать свои и чужие ошибки в путь и труднопроизносимых, но достаточно простых по смыслу фразах. Такое времяпрепровождение в формате родитель + ребёнок будет очень полезным для будущих взаимоотношений.

Ну и наконец, играть со скороговорками можно где угодно: дома, по дороге в садик и даже в дальней поездке. Уместно будет такое развлечение и на любом детском празднике. Дошколята, да и школьники, с удовольствием втягиваются в подобные забавы.

Расширяем словарный запас

Для развития фонематического слуха и расширения словарного запаса 2-летних детей, полезно играть с ними в интересные игры, не забывая о проговаривании чистоговорок.

Называйте по очереди слова сходные по звучанию, например, мошка – кошка, лук – сук и т. д. Одновременно можно бросать мяч друг другу. Делают бросок только после того, как произнесут слово. Проигрывает тот, кто не может ничего придумать. Такое игровое упражнение будет интересно и для самых маленьких, и для более старших деток. Условия игры можно менять. Слова говорить не сходные по звучанию, а разные: книга – бочка; мак – резинка и т. д. Проигрывает тот, кто ошибется и назовет слово в рифму.

Игра с картинками. Малышу показывают изображение медведя и мышки. Просят, чтобы он описал словами зверей, которых видит

Обращают внимание ребенка на то, какие звери разные, хотя их название звучит похоже: мышка – мишка. Отличие только в одной гласной букве. По картинкам просят придумать ребенка уменьшительно-ласкательное название для животного: бык – бычок, баран – баранчик, петух – петушок

Теперь показывают те же картинки, только нужно сказать, как правильно называются детеныши животных: бык – теленок, баран – ягненок

По картинкам просят придумать ребенка уменьшительно-ласкательное название для животного: бык – бычок, баран – баранчик, петух – петушок. Теперь показывают те же картинки, только нужно сказать, как правильно называются детеныши животных: бык – теленок, баран – ягненок.

Можно играть с ребенком в слова. Это самая простая игра. Цель этой игры в следующем —Вы говорите слово, малыш должен придумать другое слово на ту же букву, на которую оканчивалось ваше слово. Малыш впервые столкнется с тем, что слова пишутся не так, как произносятся, и после слова «гараж», нужно сказать не «шалаш», а «жук». Эта игра подойдёт для детей 6-7 лет, которые уже хорошо знают буквы. Хотя некоторые детки и в 5 лет умеют читать. 

Чистоговорки для малышей

***

Лы-Лу-Ла Лы-лы-лы – забивали мы голы, Лу-лу-лу – возле окон на полу, Ла-ла-ла – не заметили стекла. Лу-лу-лу – мы не били по стеклу, Ла-ла-ла – только нет в окне стекла.

***

Ба-Бо-Бы Ба-ба-ба – бежит кабан. Ба-ба-ба – во дворе изба Ба-ба-ба – на крыше труба. Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы. Бе-бе-бе – кот сидит на трубе. Бе-бе-бе, бе-бе-бе – потрубил я на трубе. Би-би-би – сидят под крышей голуби. Бо-бо-бо – большой забор. Бу-бу-бу – взяли мы трубу. Бу-бу-бу – папа смотрит в трубу. Бу-бу-бу – сидит муха на лбу. Бу-бу-бу, бу-бу-бу – ты и мне купи трубу! Бу-бы-ба – из окна торчит труба. Бы-бы-бы – в лесу грибы. Бы-бы-бы – за двором дубы. Бы-бы-бы – иду в лес я по грибы. Бы-бы-бы – на пеньке грибы. Бы-бы-бы-бы – в лесу растут грибы. Бяка-бяка-бяка – вот какая забияка.

***

Да-Де-Ди Да-да-да – буду строить города. Да-да-да – в колодце вода. Да-да-да – горяча вода. Да-да-да – пойду сюда. Да-да-да – у меня вода. Да-да-да, да-да-да – не ходи, малыш, туда! Да-да-да, да-да-да – Ой! Холодная вода! Де-де-де – ведра мои где? Де-де-де – птенцы в гнезде. Де-де-де – я не знаю где. Де-де-де, де-де-де – вот беда! Малыш, ты где? Де-де-де, де-де-де – ботинки все в воде! Ди-ди-ди – птенцов не буди. Ди-ди-ди – спокойно посиди. Ди-ди-ди, ди-ди-ди – ты ж одетый, не ходи! Ди-ди-ди, ди-ди-ди – ты в ботинках, не ходи! До-до-до – над колодцем гнездо. До-до-до – там на дереве гнездо. Ду-до-да – гудят провода. Ду-ду-ду – в зоопарк иду. Ду-ду-ду – ведра я найду. Ду-ду-ду – домой пойду. Ду-ду-ду – за водой пойду. Ду-ду-ду – спать я не пойду. Ду-ду-ду – я по лугу иду. Ду-ду-ду – я рыбачу на пруду. Ду-ду-ду – я рыбачу на пруду. Ду-ду-ду, ду-ду-ду – все равно туда пойду. Ду-ду-ду, ду-ду-ду – дети бегают в саду. Ду-ду-ду – рыбу я найду в пруду. Ды-ды-ды – на снегу следы. Ды-ды-ды – нет воды. Ды-ды-ды – попей воды. Ды-ды-ды, ды-ды-ды – быстро выйди из воды!

***

Зе-Зи-Зя Зе-зе-зе – Зоя едет на Козе. Зе-зе-зе – нелегко в лесу козе. Зе-зе-зе – травку дали мы козе. Зи-зи-зи – нас теперь домой вези! Зи-зи-зи – резину привези. Зи-зи-зи, зи-зи-зи – обезьянку привези! Зи-зи-зи, зи-зи-зи – раз нельзя, так не вези. Зя-зя-зя – без козы домой нельзя. Зя-зя-зя – мы видели язя. Зя-зя-зя, зя-зя-зя – обезьянам здесь нельзя.

***

Ал-Ил-Ол Ал-ал-ал – мяч в ворота не попал. Ал-ал-ал – сказку дедушка читал. Ал-ал-ал – темный подвал. Алка-алка – у Володи палка. Ил-ил-ил – в барабан я бил. Ил-ил-ил – я полы помыл. Илка-илка – у Володи вилка. Ла-ла-ла – Маша папе помогла. Ла-ла-ла – видишь, кружится юла? Ла-ла-ла – лопата и пила. Ла-ла-ла – мама клещи принесла. Ла-ла-ла – Маша в доме убрала. Ла-ла-ла – наша Маша весела. Ла-ла-ла – не забьете мне гола. Ла-ла-ла – отвесная скала. Ла-ла-ла – я малинник нашла. Ло-ло-ло – папа взял в сарай сверло. Ло-ло-ло – стало в комнате светло. Ло-ло-ло – у меня весло. Лу-лу-лу – дочка принесла пилу. Лу-лу-лу – заведу юлу. Лу-лу-лу – купили пилу. Лу-лу-лу – обойдем скалу. Лу-лу-лу – папа насорил в углу. Лу-лу-лу, наточил Тарас пилу. Лы-лы-лы – в доме новые котлы. Лы-лы-лы – Маша вымыла полы. Лы-лы-лы – сели слева от скалы. Олка-олка – у Володи иголка. Ол-ол-ол – вымыли пол. Ол-ол-ол – с папой я смотрю футбол. Улка-улка – у Володи булка. Ул-ул-ул – ветерок подул. Ул-ул-ул – зимний лес уснул. Ул-ул-ул – папа чинит старый стул.

Польза чистоговорок:

  • Чистоговорки со звуком «С» построены таким образом, чтобы позиция звука в слогах, сочеталась с позицией звука «С» в словах.
  • Эти упражнения помогут вашему малышу также развивать словотворчество, т.к. можно придумывать и свои окончания чистоговорок.
  • Для того, чтобы материал был интересен и понятен детям он представлен в виде картинок, моделей и слогов. Детям постарше можно предлагать самостоятельно читать слоги или повторять за взрослым. А вот с картинками малыши справятся и самостоятельно или с небольшими подсказками.
  • Автоматизация звука «С» в чистоговорках будет полезна и тем, что поможет познакомить детей с предлогами (при помощи моделей), а также разовьет ассоциативное мышление.
  • Ребенок при помощи моделей предлогов научится видеть и слышать это «маленькое» слово. Дети очень часто соединяют предлоги с существительными и считают их одним словом (н-р, сочетание слов НА столе, малыши воспринимают как одно слово НАСТОЛЕ ит.п.). Модели предлогов представлены ниже.
  • Ребенок при помощи мнемодорожек научится правильно составлять предложения и рассказы. Этот навык пригодится и в будущем при обучении в школе, т.к. научит ребенка мыслить образно.

Модели предлогов:

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих  звуков вы найдете по выделенной ссылке.

ПОМНИТЕ!  Говорить нужно неспеша, четко проговаривая необходимые звуки.

Автоматизация звука   в чистоговорках

  • СА – СА – СА  — длинная коса;
  • СА – СА – СА — хитрая лиса;
  • СА – СА – СА  — вот летит оса;
  • СА – СА – СА  — укусила в нос оса;
  • СЫ – СЫ – СЫ — у дедушки усы;
  • СЫ – СЫ – СЫ —  лисёнок у лисы;
  • СЫ – СЫ – СЫ —  хвост красивый у лисы;
  • СЫ – СЫ – СЫ — новые весы;
  • СЫ – СЫ – СЫ —  заведи часы;
  • СЫ – СЫ – СЫ — не боюсь я злой осы;
  • СУ – СУ – СУ —  воду я несу;
  • СУ – СУ – СУ —  дом стоит в лесу;
  • СУ – СУ – СУ — я осу в руке несу;
  • СО – СО – СО —  у Сони колесо;
  • СО – СО – СО —  стал мой нос, как колесо;

Чистоговорки на слог АС

  • АС – АС – АС — дети  входят в класс;
  • АС – АС – АС — дети пили квас;
  • АС – АС – АС — свет у нас погас;
  • АС – АС – АС — я корову пас;
  • АС – АС – АС — вкусный ананас;
  • ОС – ОС – ОС — на поляне много коз;
  • ОС – ОС – ОС — я несу поднос;
  • УС – УС – УС — я несу арбуз;
  • УС – УС – УС — у Сони много бус;
  • ЕС – ЕС – ЕС — автобус едет в лес;
  • ИС – ИС – ИС — на суку Борис повис;
  • АСЫ – АСЫ – АСЫ – это ананасы;
  • ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ — на столе подносы;
  • ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ — заплетали косы;
  • УСЫ – УСЫ – УСЫ — подарим маме бусы;
  • ИСТ – ИСТ – ИСТ — наш Борис танкист;
  • ИСТ – ИСТ – ИСТ — вот зелёный лист;
  • ОСТ – ОСТ – ОСТ — у Васьки длинный хвост;
  • АСТА – АСТА – АСТА — вот зубная паста;
  • АСКА – АСКА – АСКА — у Сони маска;
  • АСКА – АСКА – АСКА — у Сони коляска;
  • АСКИ – АСКИ – АСКИ — мы купили маски;
  • ИСКА – ИСКА – ИСКА — на столе записка;
  • ИСКА – ИСКА – ИСКА — спит киска;
  • ИСКА – ИСКА – ИСКА — на столе редиска;
  • ИСКУ – ИСКУ – ИСКУ — мы купили миску;
  • ОСКИ – ОСКИ – ОСКИ — мы носили доски;
  • ИСТО – ИСТО – ИСТО — посуду мыли чисто;
  • УСТА – УСТА – УСТА —  вкусная капуста;
  • УСТО – УСТО – УСТО — в огороде пусто;
  • ЭСТО – ЭСТО – ЭСТО — мы месили тесто;
  • ОСКА – ОСКА – ОСКА — высокая берёзка;

ОСНЫ – ОСНЫ – ОСНЫ — у скалы сосны;

Чистоговорки на слог СТЫ

  • СТЫ – СТЫ – СТЫ — длинные хвосты;
  • СТЫ – СТЫ – СТЫ — строили мосты;
  • СТЫ – СТЫ – СТЫ — зелёные листы;
  • СТЫ – СТЫ – СТЫ —  улетели аисты;
  • СТЫ – СТЫ – СТЫ — мяч летит в кусты;
  • СТА – СТА – СТА  — у Сони два листа;
  • СТА – СТА – СТА — стояли у моста;
  • СТА – СТА – СТА — мы видели аиста;
  • СТА – СТА – СТА — сели на места;
  • СТУ – СТУ – СТУ — стояли на мосту;
  • СТУ – СТУ – СТУ — едем по мосту;
  • СТУ – СТУ – СТУ — солдаты на посту;
  • СКИ – СКИ – СКИ — новые носки;
  • СКА – СКА – СКА — длинная доска;
  • СКУ – СКУ – СКУ — мы несли доску;
  • СНЫ – СНЫ – СНЫ — стояли две сосны;
  • СНА – СНА – СНА — на улице весна;

Звук «С» в чистоговорках — это следующий этап автоматизации. Звук «С» поставлен, автоматизирован изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях? Тогда самое время приступить к автоматизации звука «С» в чистоговорках.

Автоматизация звука «С» в чистоговорках при помощи наглядности поможет родителям и педагогам ввести звук «С» в активную речь ребенка.

Чистоговорки на букву П

Ап-ап-ап — раздается храп. Ип-ип-ип — где-то слышен хрип. Оп-оп-оп — очень толстый поп. Оп-оп-оп — нажимаем стоп. По-по-по — наш трамвай идет в депо. Уп-уп-уп — ешьте, дети, суп. Яп-яп-яп — не делай все тяп-ляп.

— П! – мы губы сложим вместе. — П! – мы выдохнем порезче! — П, П, П! – пыхтим мы глухо, Нету голоса у звука!

– П, П, П! – пускает пар Полный чая самовар. Каша на плите пыхтит, Из-под крышки пар летит. Паровоз пары пускает, Путь по рельсам пробегая. Плавно по реке плывет, Паром пышет пароход…

Наша острая пила – Не пила, а пела. Не пила, не ела, Ни разу не присела. Звонко пела, как могла, Развеселая пила.

Петуха спросили дети: – Почему зовут вас Петей? Так ответил Петя детям: – Хорошо умею петь я.

Чистоговорки для детей 5 лет

Ш Ж Ч Щ

Чистоговорки на звук Ш

  • ША ША ША уложили малыша.
  • ША ША ША у меня лапша.
  • ША ША ША мама моет малыша.
  • ША ША ША выплывай из камыша.
  • ША ША ША каша хороша.
  • ША ША ША наша школа хороша.
  • ША ША ША наша Маша хороша.
  • ША ША ША наша шуба хороша.
  • ША ША ША вкусная лапша.
  • ША ША ША нет у нас карандаша.
  • ША ША ША выходи из камыша.

Автоматизация звука Ш в чистоговорках

  • ШЕ ШЕ ШЕ как прекрасно на душе.
  • ШЕ ШЕ ШЕ это утка в камыше.
  • ШЕ ШЕ ШЕ сидит кошка в шалаше.
  • ШЕ ШЕ ШЕ пляшем с радостью в душе.
  • ШЕ ШЕ ШЕ подарили шарфик Даше.
  • ШЕ ШЕ ШЕ забочусь о малыше.
  • ШЕ ШЕ ШЕ шепчет Маша в шалаше.
  • ШЕ ШЕ ШЕ страшно на крыше.

Чистоговорки на звук Ш для дошкольников

  • ШИ ШИ ШИ наши дети хороши.
  • ШИ ШИ ШИ в нашей шубе попляши.
  • ШИ ШИ ШИ поздравленье напиши.
  • ШИ ШИ ШИ зашумели камыши.
  • ШИ ШИ ШИ ну-ка, Маша, попляши.
  • ШИ ШИ ШИ Миша с Машей малыши.
  • ШИ ШИ ШИ в садик ходят малыши.
  • ШИ ШИ ШИ у меня карандаши.
  • ШИ ШИ ШИ что нам шепчут камыши?
  • ШИ ШИ ШИ шейте шубы от души.
  • ШИ ШИ ШИ кашу любят малыши.
  • ШИ ШИ ШИ спать ложаться малыши.
  • ШО ШО ШО в нашей шубе хорошо.
  • ШО ШО ШО пляшет Маша хорошо
  • ШО ШО ШО летом хорошо.
  • ШО ШО ШО посуду моем хорошо.
  • ШО ШО ШО поют ребята хорошо.
  • ШО ШО ШО говорим мы хорошо.
  • ШУ ШУ ШУ Мише я письмо пишу.
  • ШУ ШУ ШУ шапку новую ношу.
  • ШУ ШУ ШУ я для Маши попляшу.
  • ШУ ШУ ШУ я флажком машу.
  • ШУ ШУ ШУ дам я мишку малышу.
  • ШУ ШУ ШУ маме помашу.
  • ШУ ШУ ШУ в школу я спешу.
  • ШУ ШУ ШУ я старательно пишу.
  • ШУ ШУ ШУ пою песни малышу.
  • ШУ ШУ ШУ я под музыку пляшу.

Чистоговорки на звук Ж

  • ЖА ЖА ЖА есть иголки у ежа.
  • ЖУ ЖУ ЖУ я на веточке сижу.
  • ЖЕ ЖЕ ЖЕ дождь прошел уже.
  • ЖИ ЖИ ЖИ в речке плавают ужи.
  • ОЖ ОЖ ОЖ на кого же я похож.
  • ЯЖ ЯЖ ЯЖ пойдём вместе мы на пляж.

Чистоговорки на звук Ч

  • ЧО ЧО ЧО повешу сумку на плечо.
  • ЧА ЧА ЧА нет с собой ключа.
  • ЧИ ЧИ ЧИ лечат нас врачи.
  • ЧУ ЧУ ЧУ мы пойдём к врачу.
  • ОЧ ОЧ ОЧ наступила ночь.
  • ЧЕ ЧЕ ЧЕ сумку носят на плече.

Чистоговорки на Щ

  • ЩУ ЩУ ЩУ я тебя ищу.
  • ЩИ ЩИ ЩИ грибочки ты ищи.
  • ЩА ЩА ЩА в речке два леща.
  • ЩЕ ЩЕ ЩЕ в дождь гуляем мы в плаще.
  • ЕЩ ЕЩ ЕЩ в речке рыба лещ.
  • АЩ АЩ АЩ у меня новый плащ.
  • ЩЁ ЩЁ ЩЁ попьём молочка ещё.

Примеры

Сначала с ребенком начинают осваивать чистоговорки для детей от 2 до 3 лет с несложными звуками, которые повторить легче всего, например, «к, с, м, н, л».

Ку-ку-ку, ку-ку-ку – Села кошка на муку.

На-на-на, на-на-на – Стала белая она.

Ка-ка-ка, ка-ка-ка – Хочет кошка молока.

Су-су-су, су-су-су – Не боится волк лису.

Са-са-са, са-са-са – Очень хитрая лиса.

Ла-ла-ла, ла-ла-ла – Наша Маша весела.

Лу-лу-лу, лу-лу-лу – Маше дали пастилу.

Ма-ма-ма, ма-ма-ма – Принесла снежок зима

Не-не-не, не-не-не – Снег белеет на окне.

Можно повторять чистоговорки для детей 3-4 лет дома, по дороге в садик или в магазин. Их сможет повторить самостоятельно трехлетний малыш. Не требуйте сразу четкого произношения. Пусть ребенок отчетливо произносит первые слоги. Хорошее произношение появится со временем. Дети подготовительной группы хорошо справляются с подобными заданиями.

Чистоговорки со сложными звуками можно осваивать, когда ребенок 3 лет научится повторять легкие, и поймет, как это делать. Шипящие звуки и «р» особенно трудно даются не только самым маленьким детям, но и ребятам постарше. Попробуйте повторять вместе с малышом чистоговорки на «ч, ц, ш, р».

Ца-ца-ца, ца-ца-ца – Наша Катя умница.

Цу-цу-цу, цу-цу-цу – Ходит Катя по крыльцу.

Ча-ча-ча, ча-ча-ча – Таня вызвала врача.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу – Не хочу идти к врачу.

Ша-ша-ша, ша-ша-ша – Где игрушки малыша.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши – Тут играют малыши.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра – Говорили три бобра.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру – Домик строили бобру.

Можно на все буквы проговаривать чистоговорки, найдя их на просторах интернета и выучив или придумав забавные строчки самостоятельно по ситуации. При желании можно разбить их по лексическим темам. Также можно играть с ребенком 2 лет в рифмы, предлагая продолжить начатую строчку про фрукты, животных или природу складно в рифму и по смыслу.

Скороговорки для детей младшей группы

Занятия с малышами должны проходить весело и непринудительно. Если ребёнок не хочет учиться, не заставляйте. Ведь тогда у него пропадёт желание заниматься. Скороговорки – это отличная игра, которая ещё больше помогает развивать речь ребёнка

Важно, чтобы у малыша был развит фонематический слух

1. Са-са-са – вот летит к нам оса, на спине у осы много чёрной полосы.

2. У Тани, Сани и Ани есть клетка с большими пауками.

3. Саша и Маша гуляют с Дашей. К ним пришла ещё Наташа. Они гуляют во дворе нашем.

4. Зайка прыгал на лужайке, он гулял и скакал, и кузнечика поймал.

5. Ох, какие красивые бараны играют на большом и ярком барабане.

6. Милые рыжие лисички взяли у мамы спички. Пошли лисички на опушку, чуть не подпалили на дереве верхушку.

7. На большой лесенке Катя пела песенку.

8. Наша Маша ела кашу, угостила Мишу, Сашу. Съели дети много каши.

9. Ежу на ужин нужны ужи.

Вышеперечисленные скороговорки помогут справиться с труднопроизносимыми звуками

Для этого старайтесь как можно чаще уделять внимание развитию речи. Если вы будете регулярно заниматься с детьми, тогда есть все шансы научить их быстро и правильно говорить

Чистоговорки на букву Ц

Цы-цы-цы — есть хотят птенцы. Цу-цу-цу — дали нам по огурцу. Цы-цы-цы — мы помыли огурцы.

Цо-цо-цо, цо-цо-цо курица снесла яйцо. Цу-цу-цу, цу-цу-цу киска тянется к яйцу. Ца-ца-ца, ца-ца-ца брысь, котенок, от яйца! Цу-цу-цу, цу-цу-цу не пускать его к яйцу! Цо-цо-цо, цо-цо-цо сами мы съедим яйцо. Цы-цы-цы, цы-цы-цы отогнали? Молодцы! Це-це-це, це-це-це вот вам сказка о яйце.

Ца-ца-ца — слушай сказку до конца. Цу-цу-цу — дело близится к концу. Цы-цы- цы — обрубаем все концы. Це-це-це — что узнаем мы в конце? Ец-ец-ец — зиме конец. Ец-ец — летит скворец. Ца-ца-ца — мы видели скворца. Цы-цы-цы — на дворе поют скворцы.

Не велика птица синица, да умница. Цыпленок пьет из блюдца воду.

Полезные советы для эффективного занятия с малышом

Заниматься с ребенком можно неограниченное число раз, главное, чтобы у него было желание это делать. Лучше, если время одного занятия не превышает 5-10 минут. Если не получается выделить конкретное время для того, чтобы учить скороговорки, вполне можно делать это и на прогулках, по дороге в детский сад. Со временем дети привыкают к таким регулярным упражнениям и сами будут напоминать о них.

Для того, чтобы подобный процесс доставлял всем удовольствие и одновременно приносил пользу, мамам и папам не следует:

  • ждать, что малыш моментально все запомнит и повторит;
  • злиться и, тем более, ругать кроху, если результат далек от желаемого;
  • принуждать к занятиям.

Перед тем, как приступать к новой скороговорке, необходимо проделать с карапузом логопедическую гимнастику-разминку. Это не только подготовит органы к будущей работе, но и укрепит их.

Чтобы малышу было проще запомнить скороговорку, ее нужно произносить медленно и по слогам (рекомендуем прочитать: как научить ребенка читать предложения по слогам?). Слишком длинные фразы желательно разбить на части

Важно следить, чтобы произношение было четким и правильным, то есть ребенок не должен глотать согласные звуки и проговаривать гласные так, как они написаны, а не как слышатся (рекомендуем прочитать: как научить ребенка грамотно и быстро писать и говорить в 4 классе?). Кроме того необязательно всегда только проговаривать скороговорку – ее можно пропеть, прокричать, произнести шепотом или добавить эмоциональный окрас, например, читать ее с грустью или радостно. Как только ребенок выучит скороговорку, можно переходить к ее более быстрому воспроизведению

Однако, даже не у всех взрослых получается с первого раза быстро выговорить скороговорку без ошибок. Например, отличная идея – превратить занятия в соревнование: кто как можно больше раз правильно повторит скороговорку. На специально подготовленной доске нужно отмечать те разы, когда скороговорка была произнесена без ошибок. Родителям стоит намеренно говорит не правильно, чтобы кроха, заметив ошибку, исправлял взрослого

Как только ребенок выучит скороговорку, можно переходить к ее более быстрому воспроизведению. Однако, даже не у всех взрослых получается с первого раза быстро выговорить скороговорку без ошибок. Например, отличная идея – превратить занятия в соревнование: кто как можно больше раз правильно повторит скороговорку. На специально подготовленной доске нужно отмечать те разы, когда скороговорка была произнесена без ошибок. Родителям стоит намеренно говорит не правильно, чтобы кроха, заметив ошибку, исправлял взрослого.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: