Особенности работы по воспитанию правильной речи у детей с нарушением зрения

Говорим правильно: почему детей с нарушениями речи становится все больше

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

— создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

— проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

— не ругать ребенка за неправильную речь;

— ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

— не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

— осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей

Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:

1) родители не слышат недостатков речи своих детей;           

2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.

В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.

Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога- психолога, учителей начальных классов, родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.

Консультация учителя-дефектолога для родителей:

На что обратить внимание до школы?

Если у ребенка к моменту поступления поступления в школу хорошо развита устная речь, ему легко будет даваться и письменная: чтение и письмо.

Но очень часто у современных детей, поступающих в 1 класс, отмечается нерезко выраженные нарушения в речевом развитии, которые заметны только специалисту.

В дальнейшем эти нарушения приведут к появлению специфических ошибок в чтении и письме. Устранить их может только учитель-логопед – специалист по коррекции нарушений речи (устной и письменной).

Уважаемые родители, как миниум за год до поступления малыша в 1 класс вы обязательно должны обратить внимание на следующие моменты:

1. Все ли звуки правильно произносит ваш ребенок?

2. Умеет ли он различать похожие звуки на слух?

3. Владеет ли он элементарными навыками звукового анализа слов?

4. Насколько богат его словарный запас?

5. Не делает ли он в речи грамматических ошибок?

6. Хорошо ли владеет связной речью?

Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат

Это моё спасение

— Какими достижениями своей работы вы гордитесь больше всего?

— Любой логопед прежде всего гордится запуском речи. Когда к тебе приходит молчащий малыш, а на выпуске он болтает без умолку.

Сейчас я занимаюсь с ребёнком, скоро ему исполнится шесть лет. У него была эхолалия. Он не понимал речь, на вопрос отвечал повтором этого вопроса. “Как тебя зовут?” — “Как тебя зовут”. Дети с таким диагнозом не понимают, что вы говорите, но такими ответами стремятся показать: я хочу общаться с тобой! Мы занимаемся уже несколько лет. Теперь он хорошо говорит, придумывает истории, осознанно общается. У этого ребёнка хорошая перспектива.

— Как вы оцениваете свой выбор профессии сегодня — спустя годы практики?

— Это замечательная специальность, моё спасение. В школе я была отличницей, не знала, куда поступать. Но не хотела быть медиком и педагогом — боялась этих профессий. Друг семьи посоветовал: иди в логопеды, четыре часа работы в день и отпуск два месяца летом. Тогда, кстати, эта специальность не была такой модной, как сегодня. И я не знала, что окажусь между двух огней — педагогикой и медициной.

— Почему вы назвали её спасением?

— На работе я забываю обо всём, что происходит в остальном мире. От ребят получаю детскую энергию, жизнерадостность, искренность. С ними невозможно проводить занятие, когда чем-то озабочен, думаешь о другом. С детьми ты постоянно открываешь что-то новое, радуешься их успехам, сопереживаешь. Ты можешь уставать после работы физически, но не душевно. Напротив, возвращаешься домой энергичный, жизнерадостный. Понимаешь, что день прожил не зря.

Почему с тяжелыми нарушениями речи надо работать

Речевые проблемы – это не просто «ребенок все понимает, но сказать не может». У «тяжелых» деток наряду с дефектами речи идут другие. Недоразвита их познавательная деятельность (умение воспринимать, мыслить, запоминать). То есть интеллектуальное отставание наблюдается, но оно вторично и поддается коррекции. Особенно, если вовремя подключить специалистов.

Для деток с речевыми проблемами характерны такие психологические особенности:

Неустойчивость внимания

Малыши с трудом включаются, переключаются и распределяют внимание. Они запоминают меньший объем информации, быстрее забывают – особенно материал, который получили со слов.
Плохая способность абстрагироваться и обобщать.
Недостаточно развитый самоконтроль.
Нежелание заниматься познавательной деятельностью, недостаточная внимательность и наблюдательность.
Утомляемость и плохая работоспособность.
Нестандартное зрительно-пространственное восприятие

Легче выполнять задачи, поставленные в виде картинок, а не на словах. Нарушения пространственного восприятия часто провоцируют дислексию или дисграфию.
Неспособность мотивировать себя к обучению.
Часто встречаются двигательные расстройства: неловкость, неуклюжесть, склонность к хаотичным или импульсивным движения.
Наблюдаются такие личностные черты, как замкнутость и нежелание налаживать контакты с ровесниками, агрессивность и раздражительность, неуверенность в себе и обидчивость, негативизм.

Полноценно развитая речь – один из важных факторов нормального развития ребенка. Родителям стоит запомнить: до 5 лет они должны заметить, а потом при помощи специалистов правильно диагностировать все речевые недостатки. Чем раньше, тем лучше. И найти детсад либо другое заведение, где ребенку помогут.

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Задача логопеда — устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе.

Программа обучения в начальных классах насыщена, ее усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, затруднено. Поэтому на логопедических занятиях не даются заданий сверх программного материала, не перегружает первоклассников дополнительной информацией.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется.

Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы. Подобных осложнений можно избежать, если с ребёнком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.

Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат

Задача родителей – помогать специалистам

Родители обязательно должны включаться в процесс развития речи своего ребенка и помогать педагогам. Приготовьтесь, что трудиться придется долго, целенаправленно и постоянно. Успешность коррекции существенно зависит от желания семьи работать с проблемой. Важный момент – надо вести себя аккуратно и сделать так, чтобы не отбить у ребенка желание разговаривать.

Деткам с заиканием нужно организовать дома спокойные условия. Не заставлять их много разговаривать, укладывать днем спать. Лучше помогать малышу договорить слово, если он застопорился. Приветствуется «режим молчания», рекомендуют разговаривать шепотом. При ребенке не стоит обсуждать его дефект, особенно с посторонними.

При алалии ребенок плохо разговаривает или вовсе не может этого делать из-за повреждения речевых участков мозга. Такие поражения бывают из-за родовой травмы или других причин. При сенсорной алалии рекомендуют ограничить общение ребенка с окружающими, выключать радио и ТВ. Помогает создание искусственного зрительного голода. Как бы странно это не звучало, но нужно ограничить игрушки и картинки. Такой спокойный фон поможет специалисту в коррекционной работе.

В случае дизартрии первостепенное внимание нужно уделить чередованию сна и бодрствования. У малышей с дизартрией есть проблемы с моторикой пальчиков и кистей: они с трудом сами одеваются, делают гигиенические процедуры, держат ложку, оперируют предметами

Родители должны учить деток правильно захватывать руками вещи, держать их, перекладывать. За успехи надо ободрять и хвалить. Задача родителей – терпеливо и методично учить детей навыкам самообслуживания.

При закрытой ринолалии страдает тембр голоса и произношение звуков. Это случается, если есть непроходимость в носовой полости из-за аденоидов, полипов, искривленной носовой перегородки. Если доктор советует их устранить, стоит прислушаться к его мнению – вместе с дефектом могут исчезнуть сложности произношения.

Есть и открытая ринолалия из-за расщелин неба. Таким малышам рекомендуют реконструктивную операцию до оформления в школу. Начинать заниматься стоит до операции, это поможет правильно сформировать артикулирующие органы.

Сочетание коррекционной и общей развивающей программ

Напомню: дети с ТНР имеют только речевые отставания, но не психические. Их нужно развивать и обучать так же, как обычных дошкольников, при этом не забывая о коррекции. Основная задача программы для детей с ТНР в ДОУ – совместить два направления. Для этого и создается АОП в детсаду. Кстати, при ее разработке за основу могут быть приняты две и даже три примерные программы.

Готовность к школе в значительной мере зависит от того, насколько успешно будут преодолены речевые нарушения

Заниматься с ними по АООП ТНР очень важно. После поступления в первый класс это поможет преодолеть школьную дезадаптацию

Программа помогает адаптироваться в общество, развиваться соответственно возрасту. При этом дети получают психолого-педагогическое и логопедическое сопровождение, а их родители – консультативную помощь.

Коррекция проводится индивидуально или в группе, в зависимости от особенностей ребенка и обстоятельств. Не стоит думать, что индивидуальные занятия всегда лучше. Иногда групповые – продуктивнее, особенно для детей, лишенных мотивации.

Программа ставит определенные цели. Например, добиться, чтобы к трем годам ребенок понимал речь, заинтересовался играми со сверстниками, научился повторению за взрослым предложения из 2-3 слов. К шести годам – смог использовать слова в соответствии с их значением, пересказывать небольшие рассказы, продуктивно работать и не отвлекаться, различать на слух правильно и неправильно произнесенные звуки. Конечно, цели вырабатываются индивидуально.

Что такое тяжелые нарушения речи

Как развивается речь малыша? Языком он овладевает постепенно: развивается фонематический слух, навыки произнесения звуков, улучшается словарный запас и понимание смысла слов. Овладение закономерностями языка начинается к 1,5-3 годам и завершается к 6-7 годам. В школе навыки совершенствуются. Разговаривать и понимать ребенок учится под воздействием родителей и окружающей среды, ему нужна практика говорения.

Нарушения речи могут быть связаны с разными ее компонентами: внятностью (звукопроизношениям), способностью слышать звуковой состав (фонематическим слухом), наполненностью словарного запаса или неумением строить предложения. Общее недоразвитие речи можно отнести к одному из 3-х уровней:

  1. Отсутствие словесного общения или его резкое ограничение в 4-5 лет. Есть отдельные слоги и звуки, которые ребенок может пытаться дополнить жестами, но слов обычно нет.
  2. В арсенале ребенка есть некоторые слова, но умение произносить их отстает от возрастных норм.
  3. У малыша есть нормальная фразовая речь. Он стремиться общаться, но это проблематично из-за малого словарного запаса, плохой способности воспринимать на слух и произносить звуки.

Тяжелые нарушения речи – это устойчивые разлады в формировании речевой системы. Сюда относят сложные случаи заикания, сенсорную алалию, дизартрию в тяжелой степени, закрытую ринолалию, афазию. Часто детям с такими проблемами присваивают статус ОВЗ (ограниченные возможности здоровья).

К тяжелым относят нарушения, не позволяющие ребенку пойти в обычную школу. Деткам с такими проблемами обязательно нужна помощь логопеда. Специальные занятия помогают многим детям пойти в результате в общеобразовательную школу. Другим же приходится искать школу для учеников с ТНР. Перейти из нее в обычную очень сложно, в вузы такие дети не поступают.

В последние десятилетия изменились особенности дефектов речи у детей. Проблемы возникают чаще и глубже. Наблюдаются сложности с произнесением звуков и связной речью. Специалисты связывают это с распространением телевидения и, особенно, мобильных телефонов. Дети реже играют и разговаривают между собой, зато чаще взаимодействуют с планшетом и телефоном. Происходит это не с помощью речи, а с помощью картинок, кнопок, букв.

Почему целенаправленная коррекция речевого развития – это важно

С детьми, имеющими речевые нарушения, надо обязательно заниматься, и делать это усиленно. Без нормально развитого артикуляционного аппарата ребенок в дальнейшем не сможет нормально учиться и развиваться. Иногда детей, с которыми не занимаются, считают умственно отсталыми. Из-за ошибки диагностики и лени родителей ребенок может навсегда получить неверный диагноз, который сломает ему жизнь. Допускать этого нельзя.

Детки с тяжелыми нарушениями речи учатся в саду по адаптированной образовательной программе. С ними усиленно занимается логопед. Для детсадовцев с ТНР есть специальные игры, логоритмические упражнения и другие занятия, которые в целом укрепляют здоровье, развивают мелкую моторику (она непосредственно влияет на мозг и речь), тренирует артикуляционный аппарат.

Хочу посоветовать литературу, которая поможет занятиям с ребенком дома и в детсаду. Издания направлены на устранение недостатков речи, моторики и решение других попутных проблем. Их составляли профессиональные дефектологи и логопеды. Детям будет интересно!

  • «Здоровьесбережение в коррекционной и образовательной деятельности с дошкольниками с ТНР 4-7 лет». Поможет ознакомить деток с темами здорового образа жизни: расскажет о чистоте, режиме дня, аппетите, вирусах и микробах
  • «Картотека подвижных игр в спортивном зале и на прогулке для детей с ТНР с 4 до 5 лет». Название говорит само за себя, книга поможет развивать детей физически. Подвижные игры дополняются речевым сопровождением. Они соответствуют изучаемым лексическим темам.
  • «Решение коррекционных задач в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи». Ознакомление детей с предметами русского быта и культуры с попутным устранением недостатков речи.
  • «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет». Практическое руководство поможет логопедам при подготовке старшей группы детсадовцев к школе.

Успеть до первого класса

— По вашей практике, со временем детей с нарушениями речи становится больше?

— Да. Когда я начинала работать, в обычных группах было около 70 процентов малышей с нарушениями звукопроизношения. Сейчас таких дошколят порядка 90 процентов. Мы видим, что и в СМИ, и на эстраде становится нормой — работа сотрудников с искажённым произношением. Раньше горловое произношение звука “р” считалось дефектом, теперь это называют изюминкой.

Сегодня много детей поздно начинают говорить. Кто-то догоняет, а кто-то — нет, и потом по жизни плетётся в хвосте. Нарушения речи — серьёзная проблема. Как учиться в школе без чистой речи, без её понимания, правильного оформления высказываний? Простой пример: чтобы решить задачу, её надо прочитать и понять. К сожалению, нередко дети уходят в школу, не получая необходимой логопедической помощи. Проходят ещё год или два, прежде чем диагностируются эти проблемы. Возникают сложности в обучении. И то, что не скорректировано в начальной школе, в средней уже не изменишь. Поэтому ребёнок должен идти в первый класс с чистой, грамотной речью.

— Что является причинами такого увеличения? Генетика, образ жизни родителей?

— Причин много, и они разного характера. Генетику тоже нельзя исключать. Мой муж — реаниматолог, мы периодически беседуем на такие темы. Сегодня уровень медицины позволяет спасать новорождённых с самыми серьёзными заболеваниями. Но как эти дети развиваются потом? Вопрос. Сейчас ждём волну постковидных малышей. У беременной женщины, заболевшей коронавирусом, однозначно развивается гипоксия, от которой страдает и ребёнок.

Помимо медицинских, влияют и социальные аспекты. Пример — постоянное использование гаджетов. Дети слышат речь не родителей, а персонажей — игровых, анимационных. Да, есть развивающие мультфильмы. Но ни в одном из них дикция героев не совпадает с мимикой. Ребёнок слышит звук, но не видит, что в это время делают губы. А когда мама рассказывает сказку, он наблюдает, как артикулируется тот или иной звук.

Ещё один аспект. В прошлое ушли дворовые игры: классики, резиночка, вышибала, казаки-разбойники… Дети, которые рождались с какими-то минимальными проблемами, компенсировались во время таких игр. Сейчас нейропсихологи предлагают то, чем раньше дети занимались во дворе. Удержание равновесия на бревне и прочее. Но искусственное никогда не будет таким качественным, как натуральное.

Прибавьте к этому занятость родителей, им некогда уделять время детям. Они бегут-бегут, зарабатывают деньги… Уходит “институт бабушек”. Теперь бабушки тоже либо продолжают трудиться, либо активно ведут свою пенсионерскую жизнь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: