Топ книг по воспитанию и развитию детей

Программа развития речи дошкольников по ушаковой о. с.

Развитие психических функций

Мозг человека формировался миллионы лет, пройдя огромный путь эволюции. Развитие человека как млекопитающего в историческом аспекте называется филогенезом. Развитие конкретного человека – онтогенез.

*В индивидуальном развитии человек вкратце повторяет своё историческое развитие.# В эмбриональном развитии есть этап, на котором у будущего человека есть хвост. Родившись, младенец имеет слух и зрение. Эти функции являются наиболее древними для человека. Со временем у малыша совершенствуются ощущения, восприятие, память. За эти функции отвечает кора головного мозга, называемая палеокортекс. Это кора, которая появилась в филогенезе раньше. Все функции, за которые отвечает эта кора, обеспечивают человеку выживание. Позже появилась новая кора, называемая неокортекс. Она отвечает за более сложные функции, свойственные только человеку. Это прежде всего речь.

*Наличие неокортекса делает человека социальным существом.# Владея вкратце этой общей информацией, можно понять принцип развития ребёнка. Нет смысла обучать трехмесячного малыша мыслительным операциям. Зато для его развития будет очень полезно развивать слуховые, зрительные и тактильные ощущения. Детей постарше обучают названиям предметов и звукоподражаниям. При этом развитие ощущений тоже имеет смысл продолжать, просто они будут усложняться. С каждым витком развития функции, которые развивались до этого, продолжают совершенствоваться.

*Дошкольники с 3–4 лет уже умеют неплохо разговаривать и выражать свои мысли. Теперь их задача – научиться взаимодействовать со взрослыми, сверстниками, животными, окружающим миром.# Дети обучаются выражать свои эмоции, называть их  и понимать чувства других. Параллельно дошкольники активно познают мир и обучаются чтению, письму и счёту. Самое активное развитие мозга происходит до трёх лет. За три года ребёнок с нуля усваивает колоссальное количество информации. После трёх лет также идёт активное развитие, но чуть медленнее.

*Дошкольный возраст – уникальный период, когда у ребёнка можно заложить основы для успешного будущего. Это касается как знаний, так и психического развития.#

«Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» – Мария Осорина

Книга не просто от российского психолога, а от исследовательницы детских субкультур. Мария Осорина пытается узнать, как дети изучают окружающую нас реальность. В чём суть современных игр и чем они отличаются от советских? Почему ребёнка так привлекают свалки и мусор под ногами? Какой магией обладает тайный шалаш в лесу или секретный штаб в гараже?

Прежде всего, Мария Осорина позволяет родителям вспомнить, каково это – быть ребёнка. Она доходчиво объясняет, зачем в детском мире нужны те ритуалы и идеи, которые мы считает бесполезными или недостойными внимания. Живым языком с изрядной долей юмора книжка расскажет, что иногда дети бывают мудрее взрослых.

Гэри Чепмен, Росс Кэмпбелл «Пять путей к сердцу ребенка»

Книга рассказывает, что в погоне за созданием правильного, развитого ребенка без единого изъяна, родители очень часто забывают о самой главной составляющей воспитания – любви. Конечно, если действительно заботишься о развитии и будущем своего ребенка, будешь отрабатывать методики воспитания и читать бесконечные пособия разного года выпуска. Однако не стоит забывать о счастье и любви, ведь они должны присутствовать в жизни каждого малыша. Авторы рассказывают о 5 путях, как завоевать доверие и любовь мальчика или девочки. При этом они подчеркивают, что к каждому ребенку нужно найти индивидуальный подход, ведь одинаковых детей попросту не бывает. Прочитав книгу, вы научитесь находить общий язык с ребенком, найдете к нему особый подход, и именно любовь станет рычагом воздействия.

Хизер Шумейкер «Домашние задания – это вредно! И другие спорные моменты воспитания самостоятельных, уверенных в себе и гармонично развитых детей»


Многие педагоги – и даже родители – стремятся вырастить вундеркиндов, но делают это странным образом: жизнь детей становится чередой развивающих игр и занятий. Школа, кружки, домашние задания… Нередко мамы даже прогулку пытаются превратить в экзамен и повторение пройденного.
Автор книги проанализировала десятки исследований педагогов и психологов, погрузилась в новейшие достижения современной нейробиологии, вспомнила школьные годы своих двух детей, а затем сформулировала принципы воспитания успешного, уверенного в себе и гармонично развитого ребенка. Некоторые из пунктов могут показаться неожиданными, но не спешите делать выводы – рассуждения автора основываются на любви, уважении и доверии к детям.
Хизер Шумейкер пропагандирует свободную игру, выступает за право младших школьников на продолжительные перемены и за отмену домашних заданий. Но в первую очередь она уверена, что начинать стоит с нас, взрослых. Девизом книги стала фраза: «Если тебя что-то беспокоит, значит, пришло время перемен».

Что же такое раннее развитие?

Yarkovoy/Shutterstock.com

Современный мир насчитывает с десяток известных и ещё сотню малоизвестных концепций и методов раннего развития. В основном они сходятся в одном — необходимо передать как можно больше знаний, умений и навыков в раннем возрасте, пока мозг малыша достаточно пластичен и готов выстраивать множество новых нейронных связей.

Сторонники раннего развития уверены: нужно давать ребёнку много разнообразного стимульного материала (игрушки, разные тряпочки, камушки, пластилин и т. п

— всё то, что стимулирует развитие моторики и мышления), но не перебарщивать, чтобы не рассеять внимание. С увеличением темпа жизни детям нельзя отставать от прогресса — лучше начать учиться и развиваться как можно раньше, иначе потом будет поздно

Очень часто раннее развитие подразумевает активное посещение ребёнком дополнительных кружков, секций, курсов, с целью развить необходимые для жизни знания и умения. Так, например, детей обучают математике, иностранным языкам, музыке, рисованию и прочим интеллектуальным видам деятельности.

Плюсы и минусы раннего развития

Lena Ogurtsova/Shutterstock.com

Безусловным плюсом является стремительное развитие различных навыков у ребёнка в раннем возрасте. Дети, чьё окружение активно взаимодействовало с ними, у которых были разнообразные игрушки и занятия, способны при равных условиях показывать лучшие результаты, чем дети, которые не посещают дополнительные занятия и чьи родители не могут насытить их среду развития достаточным количеством стимулов.

Однако вместе с тем существует множество исследований, показывающих, что раннее развитие не панацея для успешного обучения в дальнейшем. Более того, чрезмерное увлечение родителей сверхидеей «дать ребёнку самое лучшее» может приводить к резкому снижению мотивации в начальной школе.

Зачастую, когда речь идёт о раннем развитии, подразумевается приобретение бесконечного набора навыков, а не умения учиться. Но ребёнку необходимо постепенное освоение новых способов мышления. Безусловно, можно научить малыша быстро складывать пирамидку, ставить кубики друг на друга, произносить «Hello», но за этими действиями не будет стоять осознанности. И не факт, что, столкнувшись с аналогичной задачей, но с другими условиями, малыш справится или найдёт креативное решение. А именно это делает человека разумным.

Утверждение «после трёх уже поздно» абсолютно не соответствует действительности. Развитие ребёнка происходит поэтапно, и, несмотря на то, что первые три года жизни действительно сопровождаются бурным ростом нейронных связей, необходимо соблюдать последовательность в развитии и воспитании ребёнка.

Первые три года жизни ребёнка направлены на познание мира: он трогает вещи, пытается с ними взаимодействовать, узнаёт людей и учится сообщать о своих желаниях. Поверьте, маленькому ребёнку есть чем заняться, помимо конькобежного спорта и скорочтения.

Так, исследования ученых показывают, что дети, которые научились читать слишком рано, делают это менее эффективно, чем дети, которые освоили навык в 6–7 лет. Дело в том, что детский взгляд «скачет» по строчкам, вместо того чтобы плавно скользить слева направо, в результате чего ребёнок тратит много сил на прочтение, а на осознание смысла энергии уже не остается.

То же самое с математическими действиями. Можно научить ребёнка считать быстро — «ментальная арифметика» яркий тому пример, — чтобы потом продемонстрировать родственникам за праздничным столом, как ваш детсадовец ловко складывает и вычитает. Но в математике главное — умение анализировать, выстраивать логические цепочки и делать выводы. А эта способность формируется позже.

«Общаться с ребёнком. Как?» – Юлия Гиппенрейтер

Юлия Гиппенрейтер – настоящий живой классик советской и российской психологии. Кроме книг, посвящённых психологии памяти, внимания и мышления, у неё есть множество текстов о коммуникации взрослых и детей. «Общаться с ребёнком. Как?» – первый из бестселлеров, написанный ещё в 90-х гг.

В книге не только собраны советы психолога, но и представлена трогательная история в письмах, которая повествует о 13-летнем мальчике Феде и его бабушке. К ней подросток попадает от родителей «на исправление». Гиппенрейтер анализирует, почему дети становятся проблемными и трудными, откуда в них берутся комплексы и что со всем этим делать маме и папе.

Автор поможет справиться с ситуациями, когда ребёнок обижается, капризничает, раздражается и даже разочаровывается во взрослых

К слову, Гиппенрейтер – одна из первых советских психологов, кто стал уделять внимание бессмысленности физических наказаний для ребёнка. Она открыто заявляла, что модели воспитания, существовавшие в СССР и часто напоминающие дрессировку, устарели, и криками или жестокими ультиматумами решить проблемы с детьми невозможно

Если одного бестселлера Гиппенрейтер вам покажется мало, можете купить трилогию «Самая важная книга для родителей», куда также вошли книга «Продолжаем общаться с ребёнком. Так?» и хрестоматия «Родителям: как быть ребёнком».

Три самых продаваемых детских книги

«Самокат»

— «Вафельное сердце» Марии Парр. Лене и Трилле 9–10 лет, они живут на берегу норвежского фьорда и постоянно попадают в разные смешные ситуации и учатся лучше понимать других и себя.

— «История старой квартиры» Ани Десницкой и Александры Литвиной — смесь фикшн и нон-фикшн. Герои — дети и взрослые из разных десятилетий XX века и их вещи. Это обобщенные образы, но основаны они на реальных прототипах.

— «Я не тормоз» Нины Дашевской

Герой — современный московский подросток Игнат 13 лет, который носится по городу на самокате, помогает маме, забирает из детского сада младшего брата, не любит останавливаться и читать стихи, но начинает понемногу сам понимать себя и определяться с тем, что для него важно и каким человеком он хочет быть

«КомпасГид»

— Кристель Дабо — серия «Сквозь зеркала».
— Виктория Ледерман — «Теория невероятностей».
— Малика Ферджух — «Мечтатели Бродвея».

«Поляндрия»

— «Что бы ни случилось», автор и художник Деби Глиори — о безусловной родительской любви. Главные герои — семья лис, Малыш и Большой, но очевидно, что речь идет о ребенке и родителе, который любит малыша, «что бы ни случилось».

— «Линдберг», автор и художник Торбен Кульманн — захватывающая, кинематографично проиллюстрированная история о мышонке, который построил самолет и перелетел через Атлантику.

— «Мама», автор Элен Дельфорж, художник Квентин Гребан — 30 разных историй материнской любви, написанных в разных жанрах и необыкновенно лирично проиллюстрированных.

«Белая Ворона»

— «Веста-Линнея и мама-монстр» Туве Аппельгрен и Саллы Саволайнен — первая книга в серии «Веста-Линнея» (всего в цикле пять частей). Это истории про девочку и жизнь ее большой семьи, где исследуются отношения между родителем и ребенком и разные эмоции — злость, тоска, страх, обида.

— «Теплый свитер для лемура» — книжка-картинка Ульрики Кестере о дружбе, заботе и домашнем уюте. Герой — лемур-художник Отто, который хочет навестить друзей, живущих далеко на Севере, и нарисовать полярное сияние.

— «Беглецы» Ульфа Старка. Дедушка Готфрида оказывается в больнице и мечтает в последний раз побывать в домике на скалистых горах, где жил когда-то с бабушкой и был очень счастлив. Внук осуществляет эту мечту: они сбегают втайне ото всех, обманув родителей и медсестер. Это размышление о жизни и смерти, история о глубокой связи поколений, любви и внимании.

«Подписные издания»

— «История старой квартиры» Литвиной и Десницкой. На примере одной московской квартиры и ее жителей рассказана русская история ХХ века; в каждом десятилетии свой герой — ребенок, который рассказывает, как ему живется.

— «День числа ПИ» Нины Дашевской

Книга про двух мальчишек: Леве совсем не важно, что про него думают, он обладает цветным слухом, обожает математику и носит только кирпичные штаны, а Кирилл, хоть и любит музыку, но никому в школе не говорит, что играет на виолончели, — это ведь как-то не круто

— «Что снится моржу» Бориса Заходера — необычная книжка с классическими стихами про зверей. Каждая страничка раскладывается гармошкой, показывая жизнь животного (а в случае с павлином — только его хвост).

«Чудетство»

— «Армстронг» Торбена Кульманна — про мышонка, отправившегося на Луну.

— «Умная собачка Соня» Андрея Усачева — про собачку, которая очень похожа на ребенка детсадовского возраста и задается теми же вопросами.

— «Вафельное сердце» Марии Парр — про мальчика и девочку, живущих в норвежском поселке на берегу моря, своего рода современная Астрид Линдгрен.

Clever

— «Невероятная история о гигантской груше». Книга знаменитого датского художника и писателя Якоба Мартина Стрида про друзей Митчо и Себастиана, которые однажды выловили в море бутылку с письмом и отправились на поиски таинственного острова.

— Серия книг о котенке Шмяке Роба Скоттона — невероятно трогательные, но поучительные истории о пушистом котенке, о его переживаниях и страхах.

— «Букварь. Учимся читать с 2–3 лет» Ольги Узоровой. Все задания рассчитаны именно на малышей — никаких сложных уроков, только игра!

«Махаон»

— «Гарри Поттер и философский камень» Дж. К. Роулинг — первый роман в серии книг про юного волшебника.

— «Ходячий замок» Дианы У. Джонс — про Софи, которая живет в сказочной стране, где ведьмы и русалки, семимильные сапоги и говорящие собаки — обычное дело. Книгу экранизировал Хаяо Миядзаки.

— «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» Астрид Линдгрен. Первая книга трилогии о Малыше и Карлсоне.

Дима Зицер «Учеба. Учиться всегда пригодится?»


Дима Зицер, известный педагог и блогер, несколько лет подряд отвечал на вопросы родителей в радиопрограмме «Любить нельзя воспитывать». Из таких бесед и родилась эта книга. Обеспокоенные папы и мамы ищут ответы на животрепещущие вопросы, касающиеся школы: как поддержать ребенка перед важным экзаменом, можно ли мотивировать учиться, подогреть интерес к получению знаний, что делать, если ребенок отказывается выполнять домашние задания, как быть, если он постоянно меняет кружки и секции. На эти и множество других вопросов Дима Зицер отвечает, становясь на сторону ребенка, напоминая родителям, что мы заодно со своими детьми, вырисовывая позицию «не родители с учителем против ребенка, а родители с ребенком пытаются понять, что можно изменить в сложившейся ситуации».
Конечно, ответы на большинство вопросов есть у нас внутри. Особенно если мы вернемся во взрослую роль и вспомним, что перед нами любимый ребенок, а не беда учителей. В книге речь идет не только о школе, но и семейном образовании, умении доводить начатое до конца, ставить цели, искать призвание.

«Тайная опора: привязанность в жизни ребёнка» – Людмила Петрановская

Ещё одна книга о том, как строить отношения детей и родителей на основе привязанности. Петрановская рассказывает, какую роль любовь взрослых и атмосфера доверия играют в развитии личности ребёнка. Автор объясняет, зачем детям нужны слёзы и капризы и что с ними нужно делать родителям. В книге содержатся советы по формированию у ребёнка чувства безопасности.

Людмила Петрановская – один из немногих российских психологов, который разрешает женщинам иногда отдыхать от статуса матери. В её авторстве вы также можете почитать книги «Если с ребёнком трудно» и «Selfmama. Лайфхаки для работающей мамы». Кроме того, у неё есть ряд важных текстов в помощь приёмным родителям и просветительские книги для младших школьников.

Шамиль Ахмадуллин «Как легко учиться в младшей школе! От 7 до 12. Книга для родителей»


В начале книги идет теория: автор рассказывает о нейрофизиологических аспектах развития, методиках эффективного запоминания, пишет о психологических нюансах воспитания школьника. Что делать, если ребенок не хочет читать, ему надоело ходить в школу или он подсел на гаджеты? (а порой всё сразу)
В книге не только теория, но и много практики. Автор напоминает, что простое заучивание редко работает и предлагает читателям лайфхаки, как быстро выучить таблицу умножения или написание словарных слов, как научить ребенка запоминать стихи. Есть советы по написанию сочинения, изложения.
Автор книги – практик, основательно более 50 школ скорочтения, разработчик эффективных схем обучения. 

Книги о воспитании детей до 3 лет

Самая важная книга для родителей

Юлия Гиппенрейтер

Юлия Борисовна Гиппенрейтер начала заниматься детской психологией, когда это еще не было мейнстримом. Она давно и профессионально пишет о развитии ребенка, а ее первые книги для родителей, возможно, старше, чем вы сами. В этом уникальном издании собрано сразу три бестселлера профессора Гиппенрейтер. Автор дает ценные психологические рекомендации, учит общаться с детьми, выражать свои эмоции, разрешать конфликты, а также подробно разбирает традиционные советы, которые дают молодым мамам их родители, бабушки, подруги, — и объясняет, почему сегодня они не работают.

После трех уже поздно

Масару Ибука

Хотите воспитать гениального ребенка? Прочтите книгу, которую написал настоящий гений. По крайней мере, мы не знаем, как еще назвать человека, который сначала основал одну из самых успешных инновационных компаний (на минуточку, Sony), а затем решил попробовать себя в написании книг по воспитанию детей от 0 до 3 лет — и тоже преуспел. Масару Ибука считает, что малыши способны научиться чему угодно, главное — не опоздать с этим. И дает рекомендации по раннему развитию ребенка, которые действительно работают: первое издание увидело свет в 1971 году, но пользуется популярностью до сих пор.

Самый лучший папа!

Тосимаса Оота

В нашем списке это уже второй японский автор, и опять мужчина

Мы не знаем, как у пап из страны восходящего солнца получается так хорошо писать о воспитании детей от 0 до 3 лет, но эта книга тоже замечательная! Она не претендует на роль всесторонней инструкции по развитию ребенка, но посвящена очень важному моменту семейных взаимоотношений — как оставаться в сердце ребенка, когда работаешь с утра до вечера. Автор рассказывает, как общаться с малышом при недостатке времени, во что поиграть, когда есть всего несколько минут, и дает другие полезные советы для занятых отцов

Самостоятельный ребенок, или как стать «ленивой мамой»

Анна Быкова

Любящие родители стремятся окружить своего ребенка максимальной заботой: они помогают ему в любых делах, подсказывает решения, постоянно дают советы. И именно поэтому их малыш рискует никогда не научиться самостоятельности! Эта книга по психологии предназначена для родителей, которые хотят, чтобы их дети с самого младшего возраста верили в свои силы и учились принимать решения. Она расскажет, в каких ситуациях нужно включать «ленивую маму», отвечая на детское «не могу» своим «я тоже». Заботливые родители до сих пор одевают малыша на прогулку? А у ленивой мамы он уже и саночки сам возит.

365 советов на первый год жизни вашего ребенка

Евгений Комаровский

Если вы хоть раз искали в интернете что-нибудь на тему воспитания ребенка, скорее всего, вам знакома фамилия Комаровский. Так вот, у нас для вас прекрасная новость: кроме замечательных лекций на Ютубе, Евгений Олегович пишет очень полезные книги для родителей. Есть даже целая серия — «Библиотека доктора Комаровского», но начать ее мы вам советуем именно с этого издания. «365 советов» — сборник кратких, но очень емких и информативных рекомендаций для мам и пап от самого известного врача-педиатра в интернете, охватывающий, пожалуй, все вопросы ухода и воспитания малыша до года.

Французские дети не плюются едой

Памела Друкерман

Когда американская журналистка Памела Друкерман переехала в Париж, она заметила интересную особенность: французские дети спокойно ведут себя в «скучных» взрослых местах, не устраивают истерик родителям, послушны, но при этом счастливы. Систематизировав свои наблюдения, она написала книгу по воспитанию малышей от 0 лет и старше, в которой раскрывает секреты французских мам. Мы не утверждаем, что вам надо воспитывать ребенка исключительно во французском стиле, тем не менее, в этом легком, наполненном юмором тексте, вы найдете немало нетривиальных, но очень полезных лайфхаков.

Развивающая литература для дошкольников

Серия пособий «Школа 7 гномов»

Серия хорошо зарекомендовала себя среди родителей детей дошкольного возраста. Задания рассортированы по определённым возрастам. Минимальный возраст – с рождения. Это комплект книг с заданиями, соответствующими возрастному уровню. При этом комплекты предыдущих возрастных периодов можно использовать и в дальнейшем, просто усложняя задания. *В каждой книге даются подробные методические рекомендации для родителей. Занятия по этой системе будут под силу даже неопытным родителям.# Возраст на книгах является рекомендованным. Развитие детей очень индивидуально. Если ребёнок не справляется с заданиями, нужно вернуться к занятиям по пособиям для предыдущего этапа.

Эрве Тюлле. «Живая книга»

Необычная книга для развития воображения и пространственных представлений. В ней практически нет текста. На каждой странице нарисованы кружки и написано простое задание. Требуется его выполнить – и, перевернув страницу, посмотреть, что же получилось. Например, даётся задание повернуть книгу влево. Ребёнок поворачивает книгу, затем перелистывает страницу. Там все кружки будто скатились в левую часть листа. *Несмотря на предельную простоту, книга завораживает детей не меньше игры на планшете.#

Книжки-пышки с пазлами

Есть много авторов таких пособий. Остаётся выбрать на свой вкус. Идея состоит в том, чтобы самим собрать иллюстрацию их пазлов. Книжки бывают разной сложности. Для самых маленьких нужно вставить одно предметное изображение. Для детей постарше предлагаются полноценные пазлы.

Рони Орен. «Секреты пластилина»

Удивительная книга не теряет популярности уже много лет. В ней даны подробные схемы лепки из пластилина. При том, что на картинках получаются целые сюжетные произведения, сделать их несложно. Книгу любят как взрослые, так и дети. *Лепка из пластилина развивает мелкую моторику, воображение и словарный запас.#

Юлия Шигарова. «Игровая азбука. Раскраска-рисовалка»

Пособие направлено на изучение букв и обогащение словарного запаса. В книге есть задания на раскрашивание. Под каждую букву подобраны соответствующие картинки и увлекательные задания. Раскраска-рисовалка предназначена для детей от 2 до 4 лет.

Серия «Умные книжки» издательства «Махаон»

Подборка пособий для разных возрастных периодов. Каждая отдельная книжка развивает определённый навык. В серии представлены пособия с творческими заданиями («Рисуем ладошками», «Рисуем пальчиками» и пр.), пособия на логику, мышление, речь и т. д. Также в серии представлены тесты, чтобы определить, какие знания ребёнок усвоил, а над какими нужно ещё поработать.

Е. Ульева. «Времена года»

Тетрадь с творческими заданиями на развитие знаний об окружающем мире. В пособиях представлены стихотворения с иллюстрациями, а также интересные задания. В них требуется дорисовать, вклеить, отгадать загадки. Яркие качественные иллюстрации обязательно понравятся детям.

*Выбор развивающей литературы огромен. Нужно лишь определиться, каких результатов хотят добиться родители.#

Справочно:

Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро» (Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491). Готовим детей к школе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в г. Занятия в Вашем городе.

Бесплатная горячая линия: 8 800 250 62 49 (с 6 до 14 по Мск).

  • «Вконтакте»:
  • «Одноклассники»:
  • «Инстаграм»:
  • «YouTube»:

Сейчас в текущем разделе «Литература» также читают

Джон Грэй «Дети – с небес»

Все чаще в книгах о психологии и воспитании ребенка берут за основу мысли о том, что современным родителям необходимо заменить в своей голове такое привычное понятие как «послушание» на «сотрудничество». Эта книга – не исключение. Джон Грэй научит молодых, и не очень, родителей слушать и понимать своих детей. Кроме того, она обучает переходу родителя от политики командования к политике партнерства. Рассказывает, что совершенно нормально совершать ошибки, быть непохожим на других, испытывать злость, грусть, негодование, строить воздушные замки, а иногда даже не слушаться или не соглашаться с родителями. Очень многие родители придерживаются мнения, что ребенка нужно ограждать от проблем. Автор призывает отказаться от подобного образа мышления и сосредоточиться на обучении ребенка справляться с проблемами и трудностями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: