Развитие памяти у ребенка

Кривая забывания, или почему нужно проходить материал несколько раз

Как развивать образную память?

Как уже было сказано ранее, существует далеко не одна методика. Образная память развивается довольно легко и без особых усилий, потому что процесс запоминания образов является естественным для человека. Образы и текстовая информация составляют в целом отличную память, которой должен обладать каждый человек, но если ваш мозг будет переполнен данными без прикрепленных к ним образов, то вы можете легко путаться в этих данных, поэтому все объемы вашей памяти будут фактически бесполезны. Соответственно, развивать образную память нужно обязательно, и чем раньше вы это поймете, тем лучше. Лучше всего развивается образная память у детей, так как именно у них она изначально развита очень хорошо. Просто со временем люди начинают больше опираться на текстовую, а не на образную информацию, поэтому постепенно теряют силу этого вида памяти.

Образное мышление, образная память – это то, что необходимо развивать каждому человеку, а делать это следует с помощью задействования в получении информации всех органов чувств и, соответственно, источников информации. Итак, среднестатистический человек просто читает текст или слушает его, он оседает в его голове и, вполне возможно, забывается очень быстро, даже если это важная информация. Почему? Все дело в том, что у него нет якоря, который позволил бы ему закрепиться. Запоминание чисто текстовой информации в школе и университете называется зубрежкой — вы просто запоминаете слова в определенном порядке, чтобы их воспроизвести в том же порядке. Но помните ли вы хоть что-то из того, что зубрили в школе? Вряд ли.

Но если же используются образы, которые получается путем прикрепления к текстовой информации определенных данных, таких как изображения, звуки, запахи и так далее, то вы гораздо проще сможете запоминать. Соответственно, все, что вам нужно делать, – это постоянно задействовать все органы чувств и стараться контролировать процесс запоминания, чтобы вы запоминали не только текст, но и образы, связанные с ним.

Использование визуальной памяти: метод пиктограмм

Метод пиктограммы в психологии часто используется для исследования, диагностики и укрепления памяти у людей «зрительного» образа (визуалов).

В ходе исследования мышления методом пиктограмм был разработан следующий план при работе с текстовой информацией:

  1. В тексте выделяют ключевые слова или краткие фразы, которые следует выписать и подчеркнуть.
  2. К каждому слову или фразе рисуется пиктограмма – некое изображение, которое в последующем поможет вспомнить именно это слово/фразу. Изображение здесь играет роль зрительной ассоциации. При рисовании не стоит использовать схематичность, а также излишние подробности. На картинке не должно быть цифр и букв. Процесс создания изображения не должен отнимать больше 10-20 секунд. Пример: для запоминания словосочетания «тяжкий труд» можно нарисовать молот или человека, согнутого под тяжким грузом. Со словосочетанием «веселый праздник» можно ассоциировать салют, флажки, елку и т.д.

Пиктограммы окружают нас всюду: в магазинах, в аэропортах, в автотранспорте, на дороге

Пиктограмма не может быть правильной или неправильной. Это ассоциация, которая принадлежит именно вам и создана для выполнения главной цели – напомнить о слове или фразе, к которой она была привязана.

Гораздо легче выполнить рисунок для конкретного предмета (мороженое, медведь, нос), чем для процесса или абстрактного понятия (развитие, тоска, размышление). Но и в этом случае можно легко решить вопрос – нужно лишь присвоить им более предметную ассоциацию, преобразовать их во что-то конкретное. Например, для слова «развитие» можно использовать изображение спирали, для слова «тоска» — слезу или антиулыбку, для «размышления» — лампочку и т.д.

Кстати, игра «Крокодил» тоже основана на методе пиктограмм. Человек пытается показать выданное ему понятие, используя собственные ассоциации

Существуют и слова средней сложности конкретизации, например, школу можно изобразить партой, доской, больницу – койкой или красным крестом и т.д.

Несколько примеров херсонского метода пиктограмм

Прежде чем начать использовать метод пиктограмм, необходимо потренироваться. Это позволит набить руку в рисовании и подготовиться к выполнению непосредственной задачи.

Примерное упражнение: нарисуйте пиктограммы для нижеприведенных слов

Обратите внимание, здесь используются разные по сложности слова. Старайтесь нарисовать такой рисунок, чтобы можно было через несколько часов вспомнить слово, к которому вы создавали изображение

Спустя несколько часов попробуйте воспроизвести все слова в соответствии с их пиктограммой, а после – воспроизвести весь текст, глядя на свои картинки

Используя метод пиктограмм при подготовке к экзаменам, можно использовать листик с рисунками в качестве шпаргалки, которую не страшно будет выложить на парту на самом экзамене.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Что она вам дает?

Многие люди сразу же начинают задумываться о том, что же дает образная память, потому что им кажется, что словесная информация является гораздо более важной. Однако это далеко не так, и сейчас вы поймете, почему

Дело в том, что у человеческого мозга имеется два полушария, каждое из которых отвечает за свой собственный тип восприятия. Левое полушарие отвечает за обработку и запоминание словесной информации, которая многими людьми считается единственной важной, а правое – за запоминание образов, которые эти слова и описывают. Но зачем нужны эти образы в памяти, если вполне детально все могут описать исключительно слова? Все не так просто, как может показаться, и ярчайшим примером являются многие дети нынешнего поколения. Дело в том, что настоящий век называется информационным не просто так: из огромного количества источников люди получают невероятные объемы информации. Сайты в интернете, реклама в общественном транспорте, везде вы получаете информацию, которой насыщается левое полушарие вашего мозга, но правое полушарие при этом не получает соответствующих данных, то есть образов, которые оно могло бы обрабатывать и использовать в совокупности с данными левого полушария. В результате получается серьезный дисбаланс, из-за которого учащаются дефекты внимания и рассеянность, которые чаще всего проявляются у маленьких детей. Чтобы этого избежать, необходимо развивать правое полушарие, и для этого существует далеко не одна методика. Образная память очень важна, и именно поэтому в данной статье будет рассказано о том, как именно ее можно развивать.

Усвоение текста за 4 повторения: метод ОВОД

Определение и виды

Образная память в психологии – это запоминание, сохранение и воспроизведение явлений и предметов. Образы возникают в результате действия различных систем восприятия. В связи с этим образное усвоение и воспроизведение подразделяется на следующие группы:

  • тактильное – хранилище ощущений (горячая плита, мягкий плед, острый нож);
  • вкусовое – копит всё, что когда-либо попадало на язык (сладость сахара, острота перца, вкусы блюд);
  • зрительное – откладывается картинка (дорога к дому, расположение предметов на рабочем столе, внешность человека);
  • слуховое – отпечатываются звуки (рёв льва, материнский голос, любимая мелодия);
  • обонятельное – удерживает знания, полученные путём вдыхания (аромат хвойного леса, духов, запах костра).

Чем больше органов задействовано, тем выше эффект. Примером служит процесс усвоения лекции. После разового прослушивания студент способен воспроизвести только 10% информации. Если доклад нацелен на зрительное восприятие, то откладывается 30%. Совмещение визуальных образов и рассказа увеличивает эффективность до 50%. 90% обеспечивается практической работой, вызывающей ощущения.

Следовательно, данный вид усвоения материала нацелен на восприятие и последующее воспроизведение картины целиком. Суметь создать в голове образ, который возможно увидеть, услышать, почувствовать, попробовать на вкус, значит запомнить.

Основная классификация видов памяти у человека

Мозг построен таким образом, чтобы постоянно оптимизировать свою работу, эффективно расходовать энергию. Часто можно услышать о том, что есть всего два вида памяти у человека. Ученые выделяют больше и для этого создана специальная классификация:

  • По продолжительности сохранения материала. Одна информация нужна нам для выполнения текущих задач, в то время как другая пригодится только для текущей работы. Потому по продолжительности запоминания выделяют оперативную, кратковременную и долговременную память.
  • По характеру психической активности. Мозгу нужно постоянно сохранять большой объем сведений и получает он их не только вербально. Ученые выделяют двигательную, словесно-логическую, эмоциональную и образную память.
  • По характеру целей деятельности. Запоминание может происходить произвольно и непроизвольно.

Так можно описать виды памяти у человека кратко. Каждый требуется в разных ситуациях. Одни позволяют нам получать навыки для выполнения работы, различных видов деятельности. Другие используются как защитные механизмы, которые не позволяют нам нанести вред своему здоровью или повторить одну и ту же ошибку много раз.

Далее мы более подробно ответим на вопрос о том, какие виды памяти имеются у человека и чем они отличаются.

Долговременная память

Нужна нам чтобы хранить информацию на протяжении длительного времени. Именно такая способность к запоминанию помогает взрослым помнить факты из своего прошлого.

Мозг хранит память о многих событиях в нашей жизни. Но именно из-за такого объема данных иногда возникают проблемы с оперативным вспоминанием чего-либо конкретного.

Кратковременная память

Вся информация, которая поступает к нам, изначально попадает именно в кратковременную память. Длительность ее хранения зависит от индивидуальных особенностей человека и обычно составляет от пяти до семи минут.

После того, как время первоначальной обработки прошло, мы либо забываем информацию, либо организм отправляет ее на хранение в долговременную память.

Оперативная память

Многие ошибочно говорят о том, что это наименее продолжительное по времени запоминание информации. На самом деле, оперативная память создана чтобы обслуживать определенные виды действий. Данные могут оставаться в мозге человека на протяжении нескольких дней, если того требует ситуация.

При многократном повторении, действия, зафиксированные в оперативной памяти, также переходят в долговременную.

Двигательная память

При помощи такого механизма человек может запомнить, сохранить и воспроизвести различные движения. Именно так мы учимся ходить в детстве или выполнять различные действия руками.

Образная память

Направлена на то, чтобы сохранять яркие картины, запахи, вкусы и звуки, которые встречаются нам в жизни. При образном запоминании используется несколько видов памяти:

  • Зрительная.
  • Вкусовая.
  • Осязательная.
  • Слуховая.
  • Обонятельная.

Именно так человек не только формирует картину мира вокруг себя, но и может связать несколько образов. К примеру, глядя на розу мы сразу представляем ее аромат. Это результат того, что несколько форм запоминания работают в связке и создают четкий ассоциативный ряд.

Эмоциональная память

Позволяет нам запоминать наши чувства и эмоции. Это важный механизм, который служит катализатором или тормозом при повторении определенных действий. С раннего возраста человек учится повторять то, что приносит ему удовольствие и остерегаться действий с негативной эмоциональной окраской.

Словесно-логическая память

Содержит мысли человека, существующие с привязкой к нашему языку. Это позволяет разговаривать, формулировать предложения на том языке, который вы выбираете для общения с собеседником.

Как запоминать?

Вот несколько базовых приемов, которые позволят вам запомнить то, что вы прочли.

  1. Понимание. Вы запомните только то, что поняли. Когда вы улавливаете заключенное в тексте послание, процесс запоминания уже начался. Способ проверить это — перефразировать суть своими словами. Можете ли вы выделить основную мысль? Если вы не поняли того, что было сказано, вам не удастся определить, запоминать это или просто удалить с карты памяти.
  2. Желание. Позвольте повторить: вы помните то, что решили запомнить. Если вы не хотите зафиксировать какую-то информацию или не верите, что сможете это сделать, то вам это и не удастся! Чтобы запомнить материал, вы должны хотеть его запомнить и убедить себя, что все получится.
  3. Зубрежка. Чтобы быть уверенными, что вы запоминаете важные сведения, нужно выйти за пределы простого выполнения задания. Чтобы действительно запомнить то, что вы выучили, вам нужно тщательно заучивать или даже зазубривать данные. Это включает предварительное чтение текста, критическое чтение и применение специальных средств повторения материала, которые закрепляют то, что вы должны были выучить.
  4. Систематизация. Случайные мысли и числа запомнить сложнее, чем данные, организованные в систему. Например, какой номер вам будет проще запомнить: 538-6284 или 678-1234? После того как вы узнали систему во втором номере, выучить его вам стало намного легче, чем первый. Вам нужно развить способность выделять существующую в тексте структуру и вызывать ее в памяти, когда вы пытаетесь восстановить содержание. Пусть система помогает вам вспоминать, как организована и согласована информация.
  5. Ассоциации. Полезно связывать или ассоциировать то, что вы пытаетесь запомнить, с чем-то уже живущим в вашей памяти. Ментально соединяйте новый материал с существующими знаниями, чтобы новые мысли попадали в вашей голове в определенный контекст.

Классификация видов памяти

Источник Twitter

Как уже было сказано, существуют три категории, или три варианта классификации памяти. 

Как мы запоминаем

В зависимости от способов запоминания память делится на две большие группы

1. По характеру целей.

  • Произвольная 
  • Непроизвольная

2. По способу 

  • Механическая
  • Осмысленная
На сколько мы запоминаем

В зависимости от временной характеристики память делится на четыре группы:

  1. Сенсорная, или следовая
  2. Кратковременная
  3. Оперативная
  4. Долговременная 
Что мы запоминаем

Эта классификация производится по характеру психической активности:

  • Образная память
  • Эмоциональная память
  • Двигательная
  • Словесно-логическая память

На этой последней группе мы остановимся подробнее в этой статье

Тесты для старших детей и взрослых

Уже отмечалось, что с возрастом прогрессируют другие виды усвоения и воспроизведения знаний. В старших классах эффективно заниматься творчеством, чаще рисовать. Взрослому необходимо выяснить, какой тип памяти образной преобладает у него, и развивать самое перспективное направление.

Попросите кого-нибудь написать для вас 20 слов или возьмите из данной статьи. Для начала эти слова должен прочитать кто-то другой. Запомните максимальное количество вместе с порядковым номером за 40 секунд:

  1. Откос. 2. Преамбула. 3. Лаванда. 4. Атмосфера. 5. Экономика.
  2. Жираф. 7. Прогноз. 8. Шизофрения. 9. Обучение. 10. Спортсмен.
  3. Река. 12. Комета. 13. История. 14. Шкаф. 15. Пельмень.
  4. Икона. 17. Мегаполис. 18. Компьютер. 19. Банк. 20. Равенство.

Запишите на листке запомнившиеся слова вместе с номерами. Количество правильных ответов нужно разделить на 20 и умножить на 100. Например, 15/20*100 = 75% – это эффективность слухового усвоения. Теперь возьмите другой аналогичный список сами, прочтите и запомните слова за то же время. Рассчитайте эффективность визуального усвоения материала по той же формуле.

Тренируется любое направление образной памяти:

  • зрительная – запоминайте черты лиц людей, оформление блюд в ресторанах, обложки книг;
  • слуховая – слушайте музыку, записи стихов
  • обонятельная – наслаждайтесь ароматами цветов, посещайте парфюмерные магазины и старайтесь отличать один запах от другого;
  • тактильная – трогайте предметы и ловите себя на эмоциях во время ощупывания;
  • вкусовая – старайтесь распробовать каждое блюдо, улавливайте вкус каждого ингредиента (лучше начать с простых).

Память можно улучшить

Вам наверняка известны люди с фотографической (или почти фотографической) памятью. Они знают слова всех песен, записанных за последние четыре года, напоминают вам, что вы сказали им три года назад, и никогда не забывают ничьих дней рождения (или годовщины «дня нашей встречи» или «дня первого поцелуя» и т.д.).

И хотя некоторые люди как будто от природы наделены даром запоминания информации, хорошую память — как и хорошую концентрацию — можно развить. Вы будете контролировать, что оставить в своей голове, а что допустимо и забыть.

Некоторые люди запоминают относительно легко и не имеют сложностей с удержанием больших объемов данных. Другие сетуют на свою дырявую память, которая, кажется, больше теряет, чем сохраняет. Улучшению вашей способности к запоминанию поглощаемой информации может поспособствовать несколько факторов.

Уровень интеллекта, возраст и опыт сказываются на том, насколько хорошо вы запоминаете

Вам нужно определить, как эти факторы влияют на вашу память, и научиться максимизировать отдачу от прикладываемых вами усилий.
Заложить надежный фундамент — очень важно для хорошей памяти. Большая часть процесса обучения — это лишь добавление к тому, что вы уже знаете

Так, например, справиться с органической химией, не изучив основ, будет практически невозможно. Расширяя фундамент базовых знаний, вы улучшите свою способность запоминать новую информацию.
Мотивация — ключевой фактор улучшения вашей памяти. Один мой друг, абсолютный фанат бейсбола, кажется, знает всю бейсбольную статистику с начала времен. Он может выдать вам уровень подготовки и пропущенные мячи практически всех игроков, расписание игр любимой команды на весь сезон… да и других команд тоже! И хотя я бы не сказал, что он самый умный парень из всех, что мне доводилось встречать, он, очевидно, любит бейсбол и крайне мотивирован запомнить все, что может, о любимом виде спорта. Наверное, и у вас есть свой интерес. Будь то кино, музыка или спорт — вы заполняете свой мозг огромным количеством информации. Выходит, если вы можете выучить столько об одном предмете, вы способны многое запомнить и о другом — даже о химии. Надо просто научиться себя мотивировать.
Метод, система или процесс запоминания информации крайне важны для улучшения памяти. Они могут включать вашу мыслительную организацию, хорошие образовательные привычки, мнемонические формулы — средства, которые вы применяете при необходимости что-то вспомнить.
Использовать выученное незамедлительно — столь же важно для запоминания. Это хорошо — фиксировать в памяти список терминов для их быстрого поиска, однако если вы хотите, чтобы информация задержалась в голове надолго, вы должны способствовать заучиванию, применяя эти знания. Например, можно добавить новое слово в свой повседневный словарь и корректно употреблять его в разговорах.

Изучение иностранных языков для многих людей становится разочаровывающим опытом, если у них нет возможности за пределами класса применять разговорные навыки на практике. Именно поэтому студенты языковых групп часто присоединяются к дискуссионным клубам или учатся за границей — чтобы закрепить запоминание изученного материала, пользуясь своими знаниями. 

Направления развития памяти

Занятия в школе дают возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, включая речь, память, воображение, мышление, восприятие, внимание. В их процессе происходит формирование умения подчиняться правилам игры, поскольку от точности соблюдения правил будет полностью зависеть успех всей игры

Правила игры могут оказать воздействие на развитие произвольного поведения и организованности у ребенка в младшем школьном возрасте.

Память младшего дошкольника развивается в двух направлениях: произвольности и осмысленности. Ребенок непроизвольно запоминает учебный материал, который вызывает у него интерес. Как правило, информация должна быть преподнесена в форме игры и должна быть связана с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями.

В отличие от дошкольников, младшие школьники уже начинают целенаправленно и произвольно запоминать материал, который не представляет для них интереса. С каждым годом все в большей степени процесс обучения выстраивается с опорой на произвольную память. Дети в этот период уже обладают хорошей механической памятью. Многие начинают механически заучивать учебные тексты, что приводит к большим сложностям в средних классах, когда материала становится больше, и он усложняется.

Развитие смысловой памяти в этом возрасте предопределяет возможность для освоения достаточно широкого круга мнемонических приемов, которые представляют собой рациональные способы запоминания. Школьники запоминают материал в том случае, когда осмысливают его и понимают.

Интеллектуальная работа уже начинает иметь характер мнемонической деятельности, а мышление и смысловая память становятся неразрывно связанными. Младшие школьники уже могут успешно запоминать и воспроизводить непонятные тексты, поэтому учителя и родители должны контролировать не только результат (правильность ответа, точность пересказа), но и сам процесс (каким образом, ребенок запомнил материал).

Что поможет запомнить изученное надолго

Как же наш мозг выбирает, что стоит забыть, а что — сохранить? Точного ответа на этот вопрос у науки пока нет. Но нейрофизиологи сформулировали основные принципы, помогающие формировать долговременные воспоминания. Они пригодятся тем, кто хочет запоминать материал надолго, а не забывать сразу после экзамена:

  • Равномерность без перегрузок. Лучше учить меньше, но чаще, чем много информации за один раз. Слишком большой объём информации перегружает гиппокамп, поэтому невозможно запомнить всё и сразу.
  • Повторение. Повторяя время от времени пройденный материал и решая задания по нему, вы помогаете ему закрепиться в долговременной памяти. То есть учить постепенно в течение семестра и периодически повторять — эффективнее, чем заучить за раз накануне экзамена, а потом не повторять.

Автор и редакция благодарят Юлию Маракшину, научного сотрудника Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований, за экспертную помощь при подготовке статьи.

Методы развития памяти у детей

Для чего нужна человеку

Эйдетическая память — что это означает в психологии, примеры

Образная память – это альтернатива принципу «Повторение – мать учения», потому что она:

  • Формирует целостный образ, воссоздавая недостающие ощущения;
  • Активизирует все каналы восприятия;
  • Повышает уверенность в себе, помогая запоминать информацию без стрессов, сохраняет здоровье психики;
  • Превращает мыслительную деятельность в творчество;
  • Освобождает время для чего-то более полезного, чем многократное повторение того, что нужно запомнить;
  • Сводит обучение к пониманию;
  • Позволяет человеку заниматься несколькими делами одновременно;
  • Повышает темп работы;
  • Может восстанавливать любую картину после быстрого взгляда на нее;
  • Увеличивает объем информации, которую человек способен сохранять в сознании;
  • Делает процесс забывания произвольным.


Детское восприятие мира

Виды образной памяти

Психологи зачастую выделяют определенные виды данной памяти, с которыми вам также стоит ознакомиться. Естественно, как вы, вероятнее всего, догадывались, наиболее известной является зрительная память, потому что именно зрительные образы занимают наибольший объем памяти, они являются самыми детальными, и именно на них вы чаще всего опираетесь, когда пытаетесь вспомнить что-либо. Но также существуют и другие виды, которые не менее важны, хоть и используются немного реже. К видам образной памяти относятся слуховая, осязательная, вкусовая и обонятельная, то есть те, которые соответствуют определенному органу чувств. Соответственно, все звуковые образы, которые имеются у вас в голове, то есть песня, которую вы услышали в метро, или слоган, который донесся до ваших ушей из громкоговорителя, относятся к слуховой образной памяти. То же самое касается и других видов памяти, о которых было сказано выше.

Упражнения и игры

Детство – лучшее время для развития образного мышления. Однако доказано, что чётких границ между видами памяти не существует. Способность запоминать образы у не натренированного взрослого намного слабее. Но существуют упражнения для различных возрастов.

Групповые занятия для детей 3-7 лет

Большинство упражнений целесообразно проводить в группе. Так поступают воспитатели детских садов и начальных классов. Группу может создать и семья, и просто знакомые дети со двора.

Популярные игры и упражнения:

  1. «Бросай-лови». Дети разбиваются по парам. Каждый получает мячик. Задача: бросить свой мячик и поймать мячик напарника, когда прозвучит слово или цифра (например, «стол» или «один»).
  2. «Придумай слово». Ведущий (педагог, родитель) называет букву, на которую необходимо назвать слово. В игре участвует один, но он может попросить подсказку коллектива при возникновении сложностей.
  3. «Минное поле». Ведущий рисует на асфальте клетки, по которым в дальнейшем будут прыгать дети. Подразумевается, что это поле, где зарыты мины. Обозначается вход и выход. На листе бумаги продумывается, какие участки будут заминированы. Дети поочерёдно прыгают по клеткам, и если кто-то нарывается на боеприпас, то сходит с дистанции и встаёт в конец очереди. Дети узнают об опасности, только ошибившись. Методом проб и ошибок вычисляются все участки. В конце игры все дети должны беспрепятственно пройти от входа к выходу.

Индивидуальные занятия

Наиболее простое упражнение для маленького – перечислять одежду, прежде чем одеваться. Задача состоит в том, чтобы он, не видя вещей, назвал их наименования и цвета. При перечислении должен соблюдаться порядок одевания.

Наедине с ребёнком можно предложить одну из следующих игр:

  1. «Найди объекту пару». Чаду демонстрируют предмет (например, наушники). После запоминания объект убирается и вместо него демонстрируется 15 пар выбранных предметов. Все они должны отличаться размерами, формой, цветом, оттенками.
  2. «Небылицы». Демонстрируется ряд изображений с различными ситуациями. Одни картинки рассказывают о реальных событиях, другие содержат явные признаки вымысла. Ребёнок определяет и перечисляет придуманные события.
  3. «Составь предложение». Диктуются 10 – 12 слов, которые необходимо преобразовать в осмысленный рассказ.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: