Работа по формированию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФН
Определение 2
Фонематический слух – это первая ступень в овладении ребенком дошкольного возраста звуковым анализом и грамотой.
В том случае, если у ребенка с ФФН отмечается нарушение звукопроизношения, то это указывает на низкий уровень развития фонематического слуха и восприятия.
В настоящее время у детей с ФФН принято выделять несколько состояний, имеющих разные проявления и характеристики.
Состояния ФФН у детей старшего дошкольного возраста:
- Сложности в осуществлении анализа звуков, произнесенных с нарушениями.
- При достаточно хорошо развитой артикуляции нарушения, проявляющиеся в не различении звуков, которые относятся к разным фонетическим группам.
- Невозможности определить наличие звуков и их последовательность в слове.
- Наличие таких характерных для ФФН признаков, как нечеткая дикция, общая смазанность речи, задержка в формировании словаря и грамматического строя речи. Нарушения в формировании грамматического строя речи проявляются в виде ошибок в падежных окончаниях, согласованности числительных и прилагательных с существительными, употреблении союзов и предлогов.
Замечание 3
Коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста с ФФН представляет собой целенаправленную и последовательно реализуемую систему действий. Данная система включает коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического слуха и подготовку к обучению грамоте.
Наибольшее значение имеет формирование у детей с ФФН фонематического слуха
В первую очередь у детей развивают слуховое внимание и слуховую память. Ребенок должен слышать собственную речь и уметь сравнивать ее с речью окружающих людей
Здесь очень важно, чтобы все, кто окружают ребенка с ФФН, имели правильно произношение. Кроме того, ребенок должен уметь контролировать собственное произношение
Это достигается им поэтапно.
Этапы работы с детьми старшего дошкольного возраста с ФФН по развитию фонематического слуха:
- Формирование умения узнавать разнообразные неречевые звуки.
- Формирование умения различат высоту, силу и тембр голоса.
- Формирование умения различать слова, которые близки между собой по звуковому составу.
- Развитие навыка дифференциации фонем и слогов.
- Развитие навыка осуществление элементарного звукового анализа слова.
В настоящее время в логопедии разработаны и успешно применяются разнообразные специальные упражнения, которые направлены на формирование у детей старшего дошкольного возраста фонематического слуха. Упражнения подразделяются в зависимости от этапа работы с ребенком. То есть, для каждого этапа разработан специальный комплекс упражнений.
Осуществляя, с детьми с ФФН, работу по развитию фонематического слуха необходимо относиться к данным упражнениям серьезно и осуществлять подготовку к ним и последующее проведение ответственно. Каждое занятие должно быть не только полезно, но и привлекательно для ребенка, формировать у него интерес на последующую коррекционную работу.
Публикация «Развитие фонематического слуха у детей как основа успешного обучения чтению и письму» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
По итогам исследования у детей 40 детей были обнаружены следующие ошибки: — при восприятии на слух слов-паронимов, различающихся акустически и артикуляционно близкими звуками; — при различении слов, содержащих звуки, отличающиеся по признаку звонкости-глухости; — при определении позиционного звуков (не выделяли последний гласный звук в слове, не узнавали звук, находящийся в середине слова, при определении количества звуков в словах). Следует отметить, что со всеми заданиями безошибочно справились только 16 обследуемых.
Для предотвращения таких ошибок, работа по развитию фонематических процессов должна осуществляться последовательно, систематически с учетом поэтапного формирования умственных действий, опираясь на активизацию не только собственных слуховых, но и зрительных, мышечных, резонаторных и тактильных ощущений. Приведем несколько примеров игр и упражнений для детей .
Для обучения дошкольников различать слова, близкие по звуковому составу, педагог может просить их в ряду семантично правильных и асемантично произнесенных вариантов одного и того же слова (например, котенок-мотенок, котенок-готенок) хлопком выделить несуществующее слово. Учитывая игровую мотивацию дошкольников, это задание можно предложить в виде следующих игр: «Найди несуществующее слово», «Исправь Незнайку», «Инопланетяне учат русский язык», «Съедобное-несъедобное). В последней игре подбираются соответствующие лексичексие группы слов (например, печенье-комеченье, банан-баман-баманан) .
Для дальнейшего совершенствования этого навыка детям можно предложить различать слова-амонимы, отличающиеся одним оппозиционным звуком. Педагог называет слово, а воспитанники показывают на соответствующую картинку. Можно дать задание и родителям: вместе с детьми составить предложения с парами слов: мишка-мышка, уточка-удочка, галка-палка, крыша-крыса и другими, а затем сделать соответствующий рисунок в своих домашних альбомах.
При формировании навыков различения звуков сначала для дифференциации предлагаются гласные звуки, а потом согласные. Эту работу лучше связывать с работой по развитию артикуляции, коррекции звукопроизношения. При ее осуществлении можно использовать различные условные обозначения звуков, изображения-символы и элементы фонетической ритмики.
Например, каждому ребенку раздаются картинки с изображением плачущего мальчика, испуганного зайца, улыбающейся лисы. Педагог, обсудив с детьми особенности мимики и переживаний каждого изображенного персонажа, объясняет: «Малыш плачет – а-а-а-а; зайчик от страха кричит- о-о-о». После чего произносит каждый звук, а дети поднимают соответствующие картинки .
Аналогичным образом можно проводить работу по различению в ряду звуков и согласных.
Литература
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. Методическое пособие. — М. : Изд-во «Мозаика-синтез», 2004 — 148 с.
2. Варенцова Н. С., Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М. : Изд-во «Академия», 1997- 221с.
3. Рычагова Е. С. Игры со звучащим звуком. Дошкольное образование №8, 2008 – 56 с.
Значимость фонематического слуха в развитии устной и письменной речи
Определение 1
Фонетико-фонематическое нарушение (ФФН) – это нарушение процессов формирования произношения у детей, имеющих различные речевые расстройства, вызванные дефектами восприятия и произношения фонем.
Одним из основных показателей готовности ребенка дошкольного возраста к обучению в школе, является правильная речь. Это связано с тем, что на основе устной речи у детей формируется в дальнейшем письменная. Если ребенок страдает недоразвитием фонематического слуха, то у него может отмечаться нарушение чтения и письма (дисграфика, дислексия)
Именно поэтому родители и специалисты уделяют большое внимание развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста
Посредством целенаправленной и систематической коррекционной работы, направленной на исправление нарушений фонематического слуха и звуковой стороны речи, достигается преодоление ФФН.
Развитие фонематического слуха необходимо потому, что именно он является предпосылкой для последующего успешного овладения чтением и письмом. То есть, если родители и педагоги хотят, чтобы ребенок в процессе обучения избежал многих ошибок, ему необходимо в период дошкольного детства овладеть звуковым анализом и синтезом.
В свою очередь звуковой анализ и синтез основаны, на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука речи.
Замечание 1
Становление и развитие фонематического слуха осуществляется поэтапно в рамках онтогенеза.
Этапы усвоение фонематической системы языка в онтогенезе:
-
Дофонематический (доязыковой) этап – период от рождения ребенка и до 6-ти месяцев, характеризуется отсутствием дифференциации звуков речи на слух. Ребенок воспринимает услышанное слово глобально и опознает его по общему звуковому «облику» с опорой на интонацию и ритм.
-
Фонематический этап – подразделяется на несколько подэтапов:
- начальный (от 6-ти месяцев до 2-х лет) – у ребенка активно развивается понимание речи, но при этом он не различает правильное или неправильное произношение, звукопроизношение собственной речи искажено;
- период от 2-х до 4-х лет – характеризуется тем, у ребенка значительно развиты реакции на речевые и неречевые звуки, он уже может их различать по фонематическим признакам, звукопроизношение собственной речи остается несовершенным;
- возраст 4-х лет – у ребенка с нормой развития, в этом возрасте фонематический слух сформирован, развита критика к правильности чужой и собственной речи, ребенок способен на слух различать все фонемы языка;
- возраст 5-ти лет – отмечается сформированность отдельных звуков и слов, ребенок способен не только правильно слышать, но и произносить;
- заключительный этап (возраст 6-7 лет) – у ребенка наступает осознание звуковой стороны слова.
Замечание 2
Таким образом, от развития фонематического слуха зависит успешность формирования всей фонематической системы ребенка, а в последующем и процесс овладения устной и письменной речью.
Как проверить фонематический слух?
Почему развивать слух нужно с раннего детства?
У маленьких детей развитие речи происходит очень стремительно: словарный запас становится больше, звуковое оформление слов значительно улучшается, а предложения звучат более грамотно. С рождения малыша окружает изобилие звуков: неречевых (звуки природы: щебетание птиц, поток воды и т.д.) и речевых (слова, с помощью которых он обменивается информацией со взрослыми, приобретает нормы поведения и др.). Слыша слова, ребенок пытается их повторять.
Хороший уровень речи, как правило, дети демонстрируют к 3 годам. Но так бывает не всегда. Часто можно заметить, что в одном и том же возрасте один ребенок четко и правильно строит предложения, а второй недостаточно грамотно произносит отдельные слова, а построение его предложений оставляет желать лучшего. С такой проблемой часто сталкиваются родители, которые не уделяют времени на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста, пуская все на самотек.
Зачастую у малышей можно заметить следующие речевые ошибки:
- Пропуск звуков в слове («пишел» вместо «пришел»).
- Перестановка слогов или отдельных звуков («корвик» вместо «коврик», или «гамазин» вместо «магазин»).
- Сокращение слов, выпадение слогов («гипам» вместо «гиппопотам»).
- Неправильное ударение в словах («ветЕр» вместо «вЕтер»).
К 3-4 годам дети уже замечают речевые ошибки своих сверстников, невзирая на то, что сами еще говорят далеко не идеально. Критичная оценка своей речи развивается к 5 годам, то есть в этом возрасте он понимает, что говорит неправильно и даже стесняется этого. Это приводит к психологическому барьеру, который препятствует нормальному формированию личности. В таком случае, малыш начинает меньше разговаривать, а предложения становятся односложными и короткими. Психологи утверждают, что резкая критика речевых ошибок может вызвать у ребенка агрессию.
Речевой слух
Как уже говорилось, неречевой слух является базой для речевого. Если этот этап не упущен, то формирование речевого слуха будет протекать гораздо быстрее и качественнее. Практика показывает, что на развитие речевого слуха влияют ощущения, которые возникают в процессе движения артикуляционного аппарата. Во время воспитания фонематического слуха ребенок воспринимает все тонкости звучания речи:
- правильность произношения;
- четкость;
- повышение и понижение голоса;
- интонацию;
- ритмичность;
- темп (ускорение или замедление);
- эмоциональный окрас;
- тембр (указ, просьба).
Если фонематическое восприятие у дошкольников не развито на должном уровне, то развитие их речи будет протекать крайне затруднительно.
Игры для развития речевого слуха
Чтобы формирование фонематического слуха протекало весело и интересно, нужно применять игры на развитие речевого слуха:
- » Кто внимательнее всех?». Дети садятся вокруг ведущего, который просит их выполнить какое-нибудь движение, например, поднять руку вверх, а затем едва слышным шепотом озвучивает имя или фамилию того, кто это должен сделать. Если ребенок пропустил свое имя, то называют следующего. Победителем является самый внимательный игрок.
- « Узнай-ка». Водящему закрывают глаза, а все вокруг, изменяя свой голос, произносят какую-нибудь фразу. Задание: отгадать человека по измененному голосу.
- «Холодно-горячо». Сидя в кругу, дети перекатывают друг другу мяч. Если один ребенок говорит «холодный», то второму мяч можно трогать, а если «горячий», то нельзя. Если кто-то ошибается, ему присуждают штрафное очко (наказание можно придумать по усмотрению ведущего).
- «Запоминай-ка». Ведущий называет около 6 слов, задание игрокам: повторить их в той же последовательности. Если ребенок пропустил слова или переставил их местами, то это считается проигрышем. С каждым туром можно усложнять слова и увеличивать их количество.
Обязательно ли развивать фонематический слух у детей?
Врачебная диагностика показывает, что фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников негативно сказывается на их формировании как личности
Важно относится ко всем упражнениям с полной серьезностью, ведь от этого зависит будущее вашего ребенка. При этом не стоит забывать, что все занятия должны быть для малыша привлекательными, только тогда обучение будет протекать быстрее и эффективнее, а результаты не заставят себя ждать
Упражнения для развития фонематического слуха дошкольников помогают распознавать звуки, отличать одно слово от другого и понимать, из каких звуков состоит услышанное слово. Но самое главное: обладая хорошим фонематическим слухом, ребенок легко овладеет письменной и устной речью и будет успешным в учебе.
Post Views: 930
Неречевой слух
Почему даже добросовестные родители, которые выполняют все инструкции и рекомендации логопеда, не получают желаемого результата? Одной из основных причин такой проблемы является упущение первого этапа — это формирование неречевого слуха.
Изначально слух развивается на основе неречевых звуков: шума воды, ветра, музыки. Благодаря элементарным психическим процессам формируются более сложные. Неречевые звуки — база для речевых. Чувство ритма следует развивать на фоне формирования неречевого слуха. Очень полезными считаются упражнения с закрытыми глазами, когда ребенок распознает звуки, не опираясь на зрение.
Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста начинается с простого различения «быстро — медленно», «тихо — громко». Для этого следует подбирать музыкальные композиции контрастные и эмоциональные по своей структуре. Прекрасно, когда дети в процессе обучения подпевают, дирижируют и танцуют.
Игры для развития неречевого слуха
Упражнения на слуховое развитие должны протекать интересно, потому что дети эффективнее усваивают информацию в игровой форме. Развиваем малышей:
«Кто там?». Для игры понадобиться колокольчик. Когда раздается звон за дверью, учитель задает вопрос детям, не слышали ли они что-то? После ответа снова звучит колокольчик. Учитель спрашивает о том, кто же это может быть. После этого педагог предлагает детям спросить, кто там. Малыши спрашивают, и за дверью раздается голос человека
Такая простейшая игра развивает у детей внимание, интерес, а задача учителя — показать, что звуки бывают очень важными, и всегда стоит к ним прислушиваться.
«Ушки — слушки». Для игры потребуются металлические и деревянные ложки, а также хрустальные рюмки
Изначально детям предлагается назвать эти предметы, после чего они слушают, как звучит каждый из них. Установив ширму, педагог поочередно воспроизводит звук всех перечисленных предметов. Задача детей — дифференцировать предложенные звуки. Такая игра прекрасно влияет на развитие фонематического слуха и способствует улучшению памяти.
«Кто сказал мяу?». Прослушивая аудиозаписи со звуками животных, детям нужно распознать, кому принадлежит тот или иной голос. Такая незатейливая игра совершенствует умение различать голоса животных и птиц.