Причины задержки психического развития
Многие родители, узнав о диагнозе, искренне недоумевают — ребенок идеально развивался все эти годы, у педиатра не было никаких нареканий.
Все дело в том, что именно физиология при этом находится в полном порядке. «Тормозит» психика, что и приводит вот к такому своеобразному отставанию. По этой же причине задержку психического развития чаще ставят перед поступлением в школу — именно в это время от ребенка ждут уже не игр, а учебы.
К физиологическим причинам ЗПР относят:
- Тяжело протекающие беременность и роды.
- Соматические проблемы — частые болезни, травмы, вследствие чего ребенок становится физически ослабленным.
- Поражения нервной системы — минимальная мозговая дисфункция.
Социальными причинами являются:
- педагогическая запущенность
- стрессовая ситуация
- неблагоприятная обстановка в семье.
Мамам и папам трудно признать, что у их дочери или сына что-то не в порядке. Часто они закрывают глаза на проблемы, считая, что ребенок еще «слишком мал», «просто активный» или «развивается в своем темпе»
Несомненно, на свою скорость развития имеет право каждый, однако очень важно вовремя отследить проблему, чтобы справиться с ней
На что обратить внимание:
- ребенок нелюдим, мало общается со сверстниками и взрослыми. Дети не принимают его в свои игры;
- эмоциональная неустойчивость. Ребенок может беспричинно радоваться или, наоборот, находиться в тревоге или беспокойстве;
- трудности с концентрированием внимания. Во время занятий таким детям трудно сосредоточиться, следовать указаниям учителя;
- учеба дается с большим трудом;
- развитие речи не соответствует возрастным нормам.
Родители должны знать, что сложности с обучением в начальной школе практически всегда связаны именно с отставанием в психическом развитии. Не стоит ругать учителя и — тем более — ребенка. Обратитесь к логопеду-дефектологу.
Какие вызовы ставит современность перед родителями
Никогда еще давление на родителей не было таким сильным. С одной стороны, им дается полный карт-бланш в воспитании — никто не требует от них растить идеального члена общества, и можно воспитывать детей в соответствии с их индивидуальным потребностями.
Кроме того, еще в начале прошлого века на первом году жизни умирал каждый второй ребенок. Сегодня эта цифра значительно ниже, поэтому родители сознательно ограничивают рождаемость, больше вкладывают в детей и бережнее относятся к ним. Это включает и изучение психологии, педагогики и других дисциплин. Поэтому часто кажется, что дети теперь находятся в центре семьи.
Из-за этого начинает казаться, что детей с различными проблемами — социальными, образовательными, психологическими — стало больше. Но на самом деле это не так
Во-первых, изменился подход к детским сложностям — на них стали обращать внимание. Во-вторых, улучшились методы психологической диагностики.
Монахова Альбина Петровна
клинический психолог • Стаж 17 лет
Запишитесь на онлайн-консультацию, если не понимаете, как правильно воспитывать ребенка. Наши психологи дистанционно помогут определить причины плохого поведения, расскажут, как их корректироваться и проконсультируют по любым вопросам воспитания и поведения детей.
Слайд 5Чем одарённые дети отличаются от других детей? Важной особенностью одаренных детей является
их познавательная потребность прежде всего в познавательной информации, которая выступает в самых разных формах: любознательность, целенаправленная познавательная деятельность.Одаренные дети охотно и легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний, проявляют исключительные способности к решению разнообразных задач.Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.
Социальные проблемы
Социальные проблемы — это проблемы в отношениях с окружающими, а также неспособность следовать установленным общественным нормам поведения. Они могут быть связаны как с огрехами воспитания, так и говорить о ментальных заболеваниях у ребенка. Их делят на личностные и общественные. Личностные подразумевают, что ребенок не может установить контакт с другими. Общественные связаны с нормами поведения.
Наиболее типичным примером таких трудностей — асоциальное поведение подростков и коммуникативные сложности у детей с расстройствами аутического спектра. Это крайние варианты. Чаще встречаются следующие трудности:
- недоверие другим;
- травля в коллективе;
- избегание близких отношений;
- девиантное поведение;
- неадекватное поведение;
- трудности в общении с другими.
Социальные проблемы — одни из самых распространенных. Они могут возникать у детей дошкольного возраста и усиливаться по мере взросления ребенка. Исправить эти проблемы проще у маленьких детей. Чем старше ребенок, тем прочнее у него закрепляются определенные паттерны поведения.
Внутрисемейные проблемы
Наше общество действительно в некоторой степени стало детоцентричным. После появления ребенка вся семья, включая дедушек и бабушек, переходит на обслуживание ребенка. Это приводит к проблемам с иерархией в семье и вызывает трудности в воспитании ребенка. Такой малыш выглядит капризным, непослушным, упрямым, он реагирует на замечания, пакостит и шкодит.
Похожий результат наблюдается и в тех случаях, когда ребенок растет в дисфункциональной семье — его родители злоупотребляют алкоголем или наркотиками, они находятся в разводе, слишком заняты на работе, эмоционально холодны или практикуют слишком свободное воспитание.
Также таким поведением ребенок может бороться против авторитета родителей. Ребенок не слушается, осознанно нарушает правила, становится неряшливым и упертым. Протестное поведение усиливается в кризисные периоды (3 и 7 лет, подростковый возраст).
Важно! Поведенческие проблемы могут быть связаны не только с особенностями семьи. Они могут признаком разных психических заболеваний и расстройств
При подозрении на них нужно обязательно проконсультироваться со специалистом.
Слайд 9технология развивающего обучения (технологию развивающего обучения активно разрабатывали Д. Б. Эльконин,
В. В. Давыдов и их многочисленные ученики. Д. Б. Эльконин с учетом возрастных особенностей школьников обосновал системно-деятельностный подход к обучению);развитие критического мышлениятехнология проблемного обучения (технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества).технология разноуровнего обучения ( В каждом классе, на каждом учебном предмете материал организован на разных уровнях. Одаренные дети имеют возможность заниматься на самом высоком уровне обучения. У учителей накоплен банк разноуровневых заданий и упражнений по предметам учебного плана).
Для решения этих проблем требуется активизация работы левого полушария мозга
Мозг человека состоит из двух полушарий – левого и правого полушария, которые по-разному взаимодействуют с внешним миром, неодинаково обрабатывая и воспринимая одну и ту же информацию. Когда полушария мозга находятся в согласованном состоянии, то они дополняют друг друга, что приводит к единой интегративной деятельности человека.
А при рассогласованности нарушается взаимодействие полушарий мозга, из-за чего резко снижается продуктивность, эффективность работы с информацией, даже ухудшается психоэмоциональное состояние.
Практика помощи семьям детей с трудностями в обучении Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе каждый раз доказывает, что одной из основных причин, почему дети испытывают трудности с обучением, является рассогласованность в работе полушарий мозга.
Для того чтобы преодолеть трудности с обучением, полушария мозга должны постоянно находиться в согласованном состоянии. И с точки зрения обучения необходимо, чтобы доминировало левое полушарие мозга!
Потому что именно левое полушарие отвечает за:
- логику;
- обработку и запоминание новой информации;
- речь;
- способности к чтению и письму;
- распознавание математических символов и чисел;
- дисциплину и порядок.
Активизация функций левого полушария позволяет ребёнку с трудностями в обучении узнать истинный свой нейробиологический потенциал, а также:
- улучшить неврологическое здоровье;
- активизировать логические, математические и аналитические способности;
- развить способности обрабатывать и усваивать большие объёмы информации;
- значительно улучшить навыки чтения и письма;
- развить силу воли;
- решить многие психоэмоциональные проблемы;
- улучшить языковые способности;
- снизить раздражительность и плаксивость;
- научиться адекватно реагировать на различные ситуации и жизненные трудности.
Но обеспечить доминацию левого полушария мозга для того, чтобы преодолеть трудности обучения в школе, недостаточно. Необходимо:
- сформировать правильную нейродинамику чтения и письма;
- развить зрительно-моторную координацию;
- сформировать навык переключения и распределения внимания;
- повысить ресурсное состояние ребёнка;
- привить ему навыки самодисциплины, саморегуляции;
- развить у него силу воли и мотивацию к учёбе.
В настоящее время Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе открыл новые онлайн-программы, которые позволяют формировать данные учебные навыки в режиме онлайн при профессиональном сопровождении специалистов Центра.
Слайд 19Как учить ребёнка с ОВЗ в условиях класса? — Учителю
необходимо уделять для него на уроке отдельное время и особое внимание. Например, объяснить задание или тему ещё раз, когда остальные дети уже приступили к выполнению упражнения и работают самостоятельно; — Объяснять непонятный материал или новую тему несколько раз, другими словами, с большим количеством примеров, более подробно, с использованием наглядных материалов
Давать несколько другие задания, которые ему в данный момент под силу (например, на карточках); — Спрашивать на уроках после ответов сильных учеников, чтобы у него была возможность увидеть и услышать образец ответа. — Разрешать при ответе, при выполнении заданий пользоваться вспомогательными материалами: таблицами, памятками, алгоритмами, схемами, планами и пр.
Можно ли помочь ребенку с ЗПР?
Тот факт, что ЗПР означает лишь пограничное состояние между нормой и необходимостью коррекции и ни в коем случае не подразумевает умственной отсталости говорит о том, что справиться с задержкой развития вполне можно. При усердной работе и объединенных усилиях специалистов, самого ребенка и родителей можно добиться того, что учеба выправится, а сам ученик вполне догонит своих товарищей.
Первым делом необходимо пройти обследование. Помимо педиатра, следует посетить нейропсихолога, который сможет разобраться в проблеме и назначить коррекционные мероприятия.
Коррекция ЗПР подразумевает принятие комплексных мер. Медикаментозное лечение сочетается с работой логопеда-дефектолога и нейропсихолога. Не стоит уповать только лишь на лекарственные препараты. Сами по себе они не смогут исправить ситуацию. Прописанные в данной ситуации ноотропы, витамины и средства, улучшающие мозговое кровообращение, лишь стимулируют активность работы мозга, но необходимы и занятия по психологической коррекции.
Данные мероприятия направлены на улучшение эмоциональной и познавательной сферы
Ведь ребенку необходимо развивать память, внимание, строить логические связи.
Родители должны помнить, что ЗПР можно и нужно исправить. Главное, приложить усилия и работать всем в комплексе
Диагностика и идентификация проблем
Использование педагогических методик и инструментов для выявления проблем
Для того чтобы понять, что не так с ребенком, есть разные способы и методы, придуманные врачами, психологами и учителями. Сейчас в российской школе постепенно переходят от старого способа обучения к тому, чтобы развивать ребенка во всех смыслах
Они обращают большое внимание на то, как у ребенка работают тело и мозг
Успешное воспитание, обучение и адаптация в обществе зависят от того, как мы оценим, что ребенок может и как он развивается. Для этого существует сложный метод — педагогическая диагностика.
Педагогическая диагностика помогает понять, как лучше учить ребенка, помогать ему, идти по правильному учебному пути, который подходит именно ему. Этот метод также позволяет давать ребенку специальное обучение и психологическую помощь, которая подходит именно ему и его особенностям.
При выборе методов и инструментов для проведения диагностики необходимо учитывать:
- возрастную психологию;
- умения, интересы, предпочтения, склонности, личностные особенности ребенка, поведенческие проявления ребенка, особенности его взаимодействия со сверстниками и со взрослыми;
- основные сферы диагностики инициативы ребенка (творческой; инициативы целеполагания; познавательной; коммуникативной и двигательной инициатив, проявляемых в различных видах детальности).
С помощью педагогической диагностики мы должны выявить, что делает каждого ребенка особенным: как он учится, каковы его эмоции и мотивация, как он работает над заданиями, и все, что отличает его от других. Эта информация будет полезна при разработке учебных программ и методик, которые будут подходить именно этому ребенку.
Современные методы диагностики включают различные инструменты, такие как тесты и стандартизированные опросники (например, MMPI, опросники Айзенка, Кеттела, Лири, Роттера и другие), а также нестандартные методы, такие как тест Роршаха, тест Вагнера и многие другие. Эти методы помогают получить более полное представление о психологических особенностях и потребностях каждого ребенка.
Роль наблюдения, анализа академических показателей и общения с учениками
Несмотря на разнообразие инструментов и методов, которые мы используем для диагностики, они не всегда идеальны и могут содержать ошибки. Например, иногда человек, на которого проводят эксперимент, может стараться показать себя лучше перед исследователем или пытаться угадать, что именно исследователь от него ожидает. Это может исказить результаты эксперимента.
Чтобы учесть этот недостаток, мы комбинируем диагностические методы с другими подходами, такими как:
- беседа;
- опрос;
- наблюдение за учеником;
- изучение того, что создает ребенок.
Это позволяет получить более точные и надежные данные о психологических особенностях и поведении каждого человека.
Правда ли, что Skyeng мало платит учителям-предметникам?
Честно отвечаем на вопрос преподавателей.
Узнать
Причины трудностей в обучении
Объективных причин, почему ребёнок не хочет или не может нормально учиться, очень много. И далеко не все они связаны с интеллектуальными и психофизическими особенностями самого ребёнка.
Потому что многое зависит от следующих факторов.
- Воспитание ребёнка, которым в первую очередь должны заниматься родители. Потому что основные воспитательные аспекты формируются на примере семьи.
- Педагогические условия обучения, к которым сегодня относятся:
- низкий профессиональный уровень педагогов;
- стрессовая тактика педагогических воздействий;
- нерациональная организация учебного процесса;
- несоответствие педагогических методик и технологий возрастным возможностям детей;
- большая учебная нагрузка;
- неблагоприятная атмосфера в детском коллективе.
Ещё один весомый фактор – образ жизни современных детей, у которых мало физической активности и много гаджетов. Всё это нарушает формирование необходимых нейродинамических процессов в работе мозга, которые необходимы для успешного обучения навыкам чтения вслух и грамотного письма.
Именно этим и объясняется, почему дети с трудностями в обучении испытывают в течение нескольких лет или даже всего периода учёбы в школе следующие проблемы:
- неустойчивый и неаккуратный почерк (неровные штрихи и буквы, различная высота и протяжённость всех графических символов, растянутые, разнонаклонные буквы);
- «глупые» или «детские» ошибки на письме (пропуски букв, замена согласных букв, близких по звучанию, замена букв и целых слогов);
- медленный темп письма;
- низкий уровень качества чтения (чтение по слогам, неправильное произношение букв, пропуски букв и слогов, медленное чтение без улучшения в течение года);
- плохое написание цифр, сложности с копированием простейших геометрических фигур;
- фрагментарное восприятие текста или задачи;
- сложности с запоминанием и воспроизведением информации;
- неспособность ребёнка самостоятельно выполнять домашнее задание.
Образовательные проблемы
Проблемы с обучением могут возникать уже у дошкольников. Им бывает сложно сосредоточиться, научиться систематизировать и правильно воспринимать информацию, запоминать и понимать, как использовать эти знания на практике. Чаще всего это связано со следующими причинами:
- Клиповое мышление. Современные источники дают информацию небольшими порциями. Она яркая, воздействует на эмоции и центры удовольствия. Из-за этого ребенку бывает сложно на обычном уроке, который сильно отличается от видео в Тиктоке или на Ютубе.
- Информационная перегруженность. С раннего возраста ребенок подвергается информационной перегруженности — мы показываем ему мультики, используем приложения, которые учат его читать и считать, стараемся максимально загрузить его развивающими занятиями. Это приводит к переутомлению и нервному истощению.
- Высокие нагрузки и интенсивное обучение. Чтобы быть востребованным, нужно овладеть большим количеством навыков. Уже дошкольники ходят на несколько кружков, которые помогают воспитать всесторонне развитую личность. В школе к ним добавляются репетиторы и спорт.
- Глобальная геймификация. Считается, что дети лучше воспринимают информацию в игровой форме, поэтому геймификация начинает распространяться на все сферы обучения — дошкольный и школьный период, университет и даже переобучение на работе. Из-за этого ребенок испытывает трудности с классическим обучением.
Особенно остро эти трудности проявляются у школьников и усиливается в подростковом возрасте. В этот период ребенок может начать вести себя неадекватно и странно, у него появляются проблемы с успеваемостью и взаимодействием с педагогами. Он прогуливает уроки, что приводит к еще большим сложностям с учебой.
Важно! Сложности с обучением могут быть следствием задержки развития и нарушения восприятия речи (дисграфия, дисфония и т. д.)
Выявить эти проблемы может психолог.
4. Индивидуальный подход к «проблемным» ученикам
Нужно понимать, что индивидуальный подход применяется ко всем ученикам, а не только к проблемным. Для чего? Во-первых, личность выходит на первый план, с учетом всех характеристик, потребностей, интересов. Во-вторых, образовательный процесс с таким подходом станет эффективным в разы и как итог мы получим более сознательное интеллектуальное общество.
Значимость адаптации образовательного процесса под потребности каждого ученика
Знания об ученике помогут персонализировать уроки и курс и создать индивидуальный учебный план. Учителю следует учесть все «нюансы» учащегося и наладить с ним контакт, научиться говорить на его языке, о его интересах, оправдать его ожидания, а как итог иметь достигнутые цели и прогресс. Школа и учеба «из-под палки», а тем более для проблемных детей стали невыносимыми, дети скучают на уроках, избегают их, прогуливают, а если и «высиживают», то вообще не включены в процесс. Если система учитывает индивидуальный подход, а преподаватель персонализирует урок, результаты будут абсолютно другими, заинтересованность детей возрастет.
Использование дифференцированных методов обучения
«Дифференцированное обучение — это технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Такое обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей. Задания можно подобрать как для отстающих и для тех, кто опережает. Основная задача: увидеть и учесть индивидуальные особенности личности, помочь ребенку сохранить их, поверить в свои силы и обеспечить максимальное развитие.
Эффективным методом является групповая работа, где задание дается не индивидуально, а группе, которая сформирована учителем на основании уровня развития учащегося (уровня знаний и умственных способностей). Работа в группе создает благоприятные условия для проявления личностных качеств.
Роль разнообразных образовательных программ и поддержки
В российском образовании применяется дифференциация:
- по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы);по полу (мужские, женские, смешанные классы);
- по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения, школы);
- по уровню умственного развития (способные, одаренные, дети с ЗПР);
- по уровню достижений (отличники, успевающие, неуспевающие);
- по личностно-психологическим типам (типу мышления, темпераменту и другое).
В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация.
Существует множество программ дополнительного образования детей и взрослых, направленное на формирование и развитие творческих способностей, культуры здорового образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.
Ученикам важно осознавать, что у них есть возможности для развития своего потенциала. В этом им помогают гранты, конкурсы и стажировки
Также современная инфраструктура спорта постоянно развивается, стимулируя детей вести здоровый образ жизни. Открываются двери культурных и спортивных организаций, таких как музеи, библиотеки, виртуальные читальные залы, филармонии, театры и спортивные центры, для дополнительного образования детей.
Еще дети имеют доступ к медийным проектам, которые используют интернет, телевидение, радио и мультфильмы для просвещения и формирования положительных ценностей, гражданской ответственности и активной жизненной позиции. Кроме того, существует поддержка развития образовательных программ, направленных на увлечение, таких как эксплораториумы, «города профессий», парки научных развлечений, творческие мастерские и тематические парки. Все эти возможности помогают детям раскрыть свой потенциал и развиться в разных областях.
Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ЗПР
Определение 1
Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов у ребенка, характеризующееся незрелостью эмоционально-волевой сферы, которое может быть потенциально преодолено посредством специально организованного коррекционного обучения и воспитания.
Речь является одной из важнейших функций, которые крайне необходимы для полноценного психического развития ребенка. Именно своевременно сформированный грамматический строй языка ребенка является главным условием его полноценного психического и речевого развития. У детей дошкольного возраста с ЗПР речевая система недостаточно сформирована. Несформированность имеет различную степень, в зависимости от организованной с ребенком коррекционной воспитательно-образовательной работы и степени ЗПР. Зачастую речь дошкольника с ЗПР имеет ситуативный характер. Переход к контекстной речи отмечается ближе к школьному возрасту.
В настоящее время, дети дошкольного возраста с ЗПР обучаются и воспитываются по специально разработанным для них коррекционным программам. Также с недавнего времени реализуются новые виды обучения и воспитания, которые называют интегрированными.
Замечание 1
Интегрированные вид обучения и воспитания для детей дошкольного возраста с ЗПР – это специально организованный педагогический процесс, который объединяет детей, имеющих различные формы ЗПР, и реализуемый не в рамках специального коррекционного учреждения, а в рамках обычных ДОУ.
Интегрированное обучение и воспитание подразумевает, что дети с ЗПР занимаются и воспитываются с нормально развивающимися сверстниками. Данный подход является качественно новым в современной педагогике и показывает высокие результаты.
Процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ЗПР опирается на особенности индивидуального психического развития детей. К таким особенностям относятся:
- недостаточный запас знаний об окружающем мире;
- низкая познавательная активность;
- замедленный темп генерирования высших психических функций;
- слабая регуляция случайной деятельности;
- нарушение различных сторон речи.
Особое значение в развитии ребенка дошкольника с ЗПР имеет речь. Именно уровень ее развития позволяет судить об общем психическом развитии ребенка, а также о имеющихся у него отклонениях и аномалиях. Выявленные аномалии и отклонения показывают исследователям, какие стороны психофизического развития ребенка требует особого внимания. Касаться они могут речевой и слуховой систем, зрительного восприятия, интеллектуальной сферы, двигательной системы и эмоционально-волевой сферы. Причины данных отклонений весьма разнообразны. Кроме всего прочего, дети с ЗПР отличаются низкой работоспособностью и продуктивностью, неустойчивой памятью и слабым развитием опосредованного запоминания.
Замечание 2
При организации обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ЗПР необходимо помнить, что в младшем дошкольном возрасте дети с ЗПР имеют выраженную задержку речевого и двигательного развития, а в старшем дошкольном возрасте у них отмечается отставание в полноценном овладении речевой деятельностью.
Причины возникновения проблемных учеников
Акцент на индивидуальных различиях и потребностях учащихся
Когда говорят, что ученик трудный, на нем просто ставят клеймо. Мэтр педагоги Макаренко показал в своих трудах, что к каждому ребенку можно подобрать ключик, лишь понаблюдать за ним, учесть его интересы и поверить в него. А. С. Макаренко был одним из первых, кто озвучил, что каждый ребенок индивидуален, имеет разные способности и потребности.
Акцент на индивидуальном подходе к каждому ученику поможет избежать ряд трудностей. Учет личных потребностей, целей и способностей позволит понимать каждого ребенка и эффективно его обучать.
Когда учитель чувствует и знает сильные и слабые стороны детей, он может выстроить общую программу так, чтобы повысить уровень знаний учащихся.
Одни ученики лучше воспринимаются информацию на слух, другие — тактильно или зрительно. Если построить учебу на знании особенностей детей, то ученики смогут проходить материал в своем темпе, без тревожного соревнования за оценки с другими, а с глубоким интересом.
Вам могут пригодиться эти материалы:
Влияние внешних факторов: семья, окружение, социальные условия
Бывает, что за маской «проблемного» ученика скрываются комплексы. За кричащим внешним видом, хамством, отвратительным поведением — какая-то рана.
Многие проблемы трудных детей идут из семьи. Социальные условия сказываются на настроении, мотивации, уверенности и самооценке детей. Но «проблемные» ученики не всегда из малообеспеченных или неполных семей. Такие дети могут быть и во внешне благополучных семьях.
На поведение учеников могут влиять многие факторы: стрессовые события, переезд, потеря близкого, развод, абьюз, скрытое насилие, рождение второго ребенка. Любое изменение в жизни ребенка провоцирует протест, негативное поведение.
Атмосфера в семье является важной составляющей. Ребенок может переживать ссоры между родителями, критику, давление со стороны родственников
От «погоды в доме» напрямую зависит вовлеченность в коллектив и учебу, заинтересованность в предметах.
Роль педагогических методов и подходов в формировании учебных трудностей
К сожалению, в современных школах индивидуальный подход не может быть полностью реализован по нескольким причинам.
Есть государственная программа, которой учитель строго придерживается. Система рассчитывает учебный план, количество часов, которых часто недостаточно, выделяет учебник, который не идеальный
Учитель не может позволить себе отступить от плана.
Классы, как правило, переполнены, что является основной причиной того, что физически педагог не может уделить внимание всем и проработать сложные аспекты.
На помощь могут прийти тьюторы-наставники, бадди и психологи, которые поддерживают педагога и в целом контролируют ситуацию, мониторят атмосферу и помогают в учебном процессе. Так происходит в онлайн-школе Skyeng.
В школах работают психологи, задача которых проводить беседы с родителями и учениками. Школьные психологи загружены и зачастую их усилий не хватает на всех. На помощь приходят системы тестирования, которые помогают преждевременно увидеть склонность к асоциальному поведению, суицидальному настроению, буллингу, а также проанализировать самооценку ученика, его принятие себя и чувства, связанные с коллективом и семьей. На основе этого проводят опрос классного руководителя, вызывают родителей и знакомятся с семьей, пытаясь вскрыть «корень зла», беседуют с самим ребенком.
Уже подготовили для вас специальные статьи:
Нужно обращать внимание на «проблемных» учеников или игнорировать их? Все методы и подходы показывают, что любой человек ценен и уникален!
Независимо от ситуации, учитель должен помочь ученику не только освоить материал, но и способствовать его становлению в коллективе и обществе. Проблемных учеников только ругают и дают обратную связь родителям, чтобы те приняли меры. А весь ученики очень чувствительны к критике и несправедливости. Но если дети замечают, что с ними стараются строить отношения по-честному, тогда они по-другому относятся к взрослому и начинают доверять ему.
Частые вопросы
Какие актуальные сегодня существуют проблемы детской психологии?
+
Среди основных проблем детской психологи выделяют следующие: вопросы о движущих силах психологического развития, организация психологический помощи детям и их родителям, фундаментальные психологические вопросы.
Почему ребенок плохо себя ведет?
+
Проблемы плохого поведения могут лежать как в области психологии (неправильное воспитание, отставание правил или ответственности за их нарушение), так и в области соматического здоровья (работа нервной системы и мозга и связанные с ними болезни психики).
Какой ребенок считается невоспитанным?
+
Невоспитанным считается ребенок, который не умеет себя правильно вести и перестраивать свое поведение в зависимости от окружающего его контекста. К такому поведению относится упрямство, мнительная манера общения, другое проблемное поведение.
Что делать, если ребенок избалованный?
+
Избалованность возникает из-за различных требований к ребенку у разных членов семьи (например, папа разрешает то, что запрещает мама). В этом случае могут помочь четко установленные правила, единый подход к воспитанию и терпение, чтобы справиться с моментами, когда дети ведут себя неуравновешенно и истерично.
Что делать, если поведение ребенка вызывающее?
+
Нужно понять, что стало причиной демонстративного и вызывающего поведения. Эта проблема остро стоит в подростковом возрасте и в случае гиперопекающих и гиперконтролирующих родителей.