Методика коррекции речевого дыхания при дизартрии

Методические рекомендации по коррекции речевого дыхания при дизартрическом компоненте у детей дошкольного возраста

1.2.Нарушение звукопроизношения: причины и характеристика проявлений дизартрии

      Очень
часто возникают противоречия между 
неврологами и логопедами по поводу
дизартрии. Если невролог не видит явных 
нарушений в функции черепно-мозговых
нервов, он не может назвать нарушение
речи дизартрией. Данный вопрос является
чуть ли не камнем преткновения между
неврологами и логопедами. Это связано
с тем, что невролог после постановки диагноза
«дизартрия» обязан проводить серьёзную
терапию по лечению стволовых нарушений,
хотя таких нарушений (исключая дизартрию)
вроде не заметно.

      Продолговатый
мозг ствола, так, же как и шейный
отдел спинного мозга, зачастую испытывает
в родах гипоксию. Это приводит к резкому
уменьшению двигательных единиц в ядрах
нервов, ответственных за артикуляцию.
При  неврологическом обследовании
ребёнок адекватно выполняет все просьбы,
но не может справиться должным образом
с артикуляцией, потому что здесь необходимо
выполнять сложные и быстрые движения,
которые не под силу ослабленным мышцам
.

      Начальное
изучение данной проблемы проводилось 
в основном невропатологами в рамках
очаговых поражений. В настоящее время
проблема дизартрии детского возраста
интенсивно разрабатывается в клиническом,
нейролингвистическом, психолого- педагогическом
направлениях.

2.1 Этап подготовительный

Основные его цели: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов, у ребенка раннего возраста — воспитание потребности в речевом общении, развитие и уточнение пассивного словаря, коррекция дыхания и голоса

Важной задачей на этом этапе является развитие сенсорных функций, особенно слухового восприятия и звукового анализа, а также восприятия и воспроизведения ритма

Методы и приемы работы дифференцируются в зависимости от уровня развития речи. При отсутствии речевых средств общения у ребенка стимулируют начальные голосовые реакции и вызывают звукоподражание, которым придают характер коммуникативной значимости. Логопедическая работа проводится на фоне медикаментозного воздействия, физиолечения, лечебной физкультуры и массажа.

Основные направления логопедической работы на данном этапе являются:

Воспитание потребности к правильной речи.

Развитие и уточнение пассивного словаря ребёнка (то, что ребёнок понимает)

проводится с использованием сюжетных и предметных картинок, которые логопед называет и просит ребёнка повторить.

Преодоление сенсорных нарушений (восприятия, внимания, памяти)

проводится в виде развития слухового, зрительного внимания и восприятия, и т.д.

Формирование фонематического восприятия, дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза

работа аналогична работе над дислалией.

Создание условий над ритмом речи, слоговой структурой слова:

условия создаются в процессе упражнений на развитие восприятия и воспроизведение различных ритмических структур, как простых, так и акцентируемых.

Создание условий для формирования обще — двигательных и артикуляционных умений и навыков, условий для формирования и коррекции дыхательной и голосовой функций:

эти условия создаются в процессе проведения медикаментозного и физиотерапевтического воздействия, проведение лечебной физкультуры, массажа, пассивной и активной гимнастики.

Основное в содержание этапа — это работа по развитию артикуляционного аппарата, ей предшествует:

проведение дифференцированного массажа лицевой и артикуляционной мускулатуры, в зависимости от состояния мышечного тонуса.

Основными приёмами массажа являются поглаживания, пощипывания, разминания, вибрация. Характер выполнения движений так же будет определяться состоянием мышечного тонуса.

проводится работа по развитию мимических мышц лица. Постепенно развивается их дифференцированность и произвольность. С этой целью ребёнка учат открывать и закрывать глаза, хмурить брови, нос и т.д.

проведение работы по борьбе с солевацией

Ребёнку объясняют необходимость проглатывания слюны.

Проведение массажа жевательных мышц, мешающих проглатыванию слюны.

Вызывают пассивно и активно жевательные движения, попросят ребёнка откинуть голову назад, затем возникает непроизвольное желание проглотить слюну.

Задание №1

Цель: выявить понимание пространственных отношений в группе реальных предметов и в группе предметов, изображенных на картинке + предметно-игровое действие на дифференцировку пространственных отношений.

Усвоение ориентировок слева-справа.

1. Стихотворение В.Берестова.

Стоял человек на развилке дорог.

Где право, где лево – понять он не мог.

Но вдруг ученик в голове почесал

Той самой рукою, которой писал,

И мячик кидал, и страницы листал,

И ложку держал, и пол подметал,

«Победа!» – раздался ликующий крик:

Где право, где лево узнал ученик.

2. Движение по заданной инструкции (усвоение левых и правых частей тела, левой и правой стороны).

Мы в строю шагаем браво.

Мы науки познаем.

Знаем лево, знаем право.

И, конечно же, кругом.

Это правая рука.

Ох, наука нелегка!

«Стойкий оловянный солдатик»

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую – к груди,

Да смотри не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

3. Уточнение пространственных взаимоотношений.

  1. стоя в шеренге, назвать стоящего справа, слева;

  2. по инструкции расположить предметы слева и справа от данного;

  3. определить место соседа по отношению к себе;

  4. определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на соответствующую руку соседа («Я стою справа от Жени, а Женя – слева от меня.»);

  5. стоя попарно лицом друг к другу, определить сначала у себя, затем у товарища, левую руку, правую руку и т.д.

4. Игра «Части тела».

Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука.» Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.

5. «Определи по следу».

На листке в разных направлениях нарисованы отпечатки рук и ног.

Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.

6. Определить по сюжетной картине, в какой руке у персонажей картины называемый предмет.

7. Усвоение понятий «Левая сторона листа – правая сторона листа.

Раскрашивание или рисование по инструкции, например: «Найди маленький треугольник, нарисованный в левой части листа, раскрась его красным цветом. Найди самый большой треугольник, среди нарисованных на правой боковой стороне листа. Раскрась его зеленым карандашом. Соедини треугольники желтой линией».

8. Определи, левый или правый рукав у блузки, рубашки, карман у джинсов. Изделия находятся в разном положении по отношению к ребенку.

Усвоение направлений «вверх-вниз», «сверху-снизу».

  1. Ориентировка в пространстве:

Что наверху, что внизу? (анализ башен, построенных из геометрических тел).

  1. Ориентировка на листе бумаги:

Нарисуй в верхней части листа кружок, в нижней квадрат.

Положите оранжевый треугольник, положите сверху желтый прямоугольник, а снизу от оранжевого – красный.

Упражнения в употреблении предлогов: за, из-за, около, от, перед, в, из.

Вступление: Когда-то находчивый, умный, ловкий, хитрый Кот в сапогах был маленьким шаловливым котенком, который любил играть в прятки.

Ведущий показывает карточки, где нарисовано, куда прячется котенок, и помогает детям вопросами типа:

– Куда спрятался котенок?

– Откуда он выскочил? и т.д.

Коррекция дизартрии у детей с ДЦП

Нарушения воспроизведения звуков речи в виде корковой дизартрии (при поражениях речедвигательного анализатора премоторной коры лобной извилины) и псевдобульбарной дизартрии имеются у большинства детей с церебральным параличом, при этом стертая форма наблюдается только в трети случаев. И своевременно начатая коррекция дизартрии у детей с ДЦП очень важна для их общего развития и повышения коммуникационных возможностей.

При детском церебральном параличе сложности формирования речи у детей, обусловленные нарушением ее двигательных механизмов, усугубляются нарушениями общей моторики (спастической диплегией, гемипарезом, тоническими мышечными рефлексами, синкинезией, атаксией) и психо-функциональными факторами: полным или частичным отсутствием звуковых и зрительных ориентировочных реакций, недостаточным рефлекторным и сенсомоторным развитием, специфичностью коммуникации. И только логопедическая коррекция дизартрии – исправление артикуляционной стороны речи – будет менее эффективной без участия детского невролога и дефектолога.

В данном случае коррекция дизартрии у детей начинается с упражнений по снижению тонуса основных мышц артикуляционного аппарата, которые должны положительно отразиться на дыхании, улучшить фонацию, уменьшить интенсивность рефлексов орального автоматизма, а также спастичности, девиации и протрузии языка. Хотя, как отмечают логопеды, коррекция псевдобульбарной дизартрии тяжелой степени (например, при двойной гемиплегии или тетрапарезе) с полной утратой подвижности мышц артикуляционного аппарата может быть безуспешной.

Кроме развития артикуляционных навыков, коррекция дизартрии у детей с ДЦП включает работу над повышением уровня восприятия речи ребенком, расширением его представлений о значении слов, а также пополнением активного словарного запаса.

[], [], []

Задание №1

Цель:
выявить понимание
пространственных
отношений в
группе реальных
предметов и
в группе предметов,
изображенных
на картинке
+ предметно-игровое
действие на
дифференцировку
пространственных
отношений.

Усвоение
ориентировок
слева-справа.

1. Стихотворение
В.Берестова.

Стоял человек
на развилке
дорог.

Где право,
где лево – понять
он не мог.

Но вдруг
ученик в голове
почесал

Той самой
рукою, которой
писал,

И мячик кидал,
и страницы
листал,

И ложку держал,
и пол подметал,

«Победа!»
– раздался
ликующий крик:

Где право,
где лево узнал
ученик.

2. Движение
по заданной
инструкции
(усвоение левых
и правых частей
тела, левой и
правой стороны).

Мы в строю
шагаем браво.

Мы науки
познаем.

Знаем лево,
знаем право.

И, конечно
же, кругом.

Это правая
рука.

Ох, наука
нелегка!

«Стойкий
оловянный
солдатик»

На одной ноге
постой-ка,

Будто ты
солдатик стойкий.

Ногу левую
– к груди,

Да смотри
не упади.

А теперь
постой на левой,

Если ты солдатик
смелый.

3. Уточнение
пространственных
взаимоотношений.

  • стоя в шеренге,
    назвать стоящего
    справа, слева;

  • по инструкции
    расположить
    предметы слева
    и справа от
    данного;

  • определить
    место соседа
    по отношению
    к себе;

  • определить
    свое место по
    отношению к
    соседу, ориентируясь
    на соответствующую
    руку соседа
    («Я стою справа
    от Жени, а Женя
    – слева от меня.»);

  • стоя попарно
    лицом друг к
    другу, определить
    сначала у себя,
    затем у товарища,
    левую руку,
    правую руку
    и т.д.

4. Игра «Части
тела».

Один из
игроков дотрагивается
до какой-либо
части тела
своего соседа,
например, до
левой руки. Тот
говорит: «Это
моя левая рука.»
Начавший игру
соглашается
или опровергает
ответ соседа.
Игра продолжается
по кругу.

5. «Определи
по следу».

На листке
в разных направлениях
нарисованы
отпечатки рук
и ног.

Нужно
определить,
от какой руки,
ноги (левой или
правой) этот
отпечаток.

6. Определить
по сюжетной
картине, в какой
руке у персонажей
картины называемый
предмет.

7. Усвоение
понятий «Левая
сторона листа
– правая сторона
листа.

Раскрашивание
или рисование
по инструкции,
например: «Найди
маленький
треугольник,
нарисованный
в левой части
листа, раскрась
его красным
цветом. Найди
самый большой
треугольник,
среди нарисованных
на правой боковой
стороне листа.
Раскрась его
зеленым карандашом.
Соедини треугольники
желтой линией».

8. Определи,
левый или правый
рукав у блузки,
рубашки, карман
у джинсов. Изделия
находятся в
разном положении
по отношению
к ребенку.

Усвоение
направлений
«вверх-вниз»,
«сверху-снизу».

  1. Ориентировка
    в пространстве:

Что наверху,
что внизу? (анализ
башен, построенных
из геометрических
тел).

  1. Ориентировка
    на листе бумаги:

Нарисуй в
верхней части
листа кружок,
в нижней квадрат.

Положите
оранжевый
треугольник,
положите сверху
желтый прямоугольник,
а снизу от оранжевого
– красный.

Упражнения
в употреблении
предлогов: за,
из-за, около,
от, перед, в, из.

Вступление:
Когда-то находчивый,
умный, ловкий,
хитрый Кот в
сапогах был
маленьким
шаловливым
котенком, который
любил играть
в прятки.

Ведущий
показывает
карточки, где
нарисовано,
куда прячется
котенок, и помогает
детям вопросами
типа:

– Куда спрятался
котенок?

– Откуда
он выскочил?
и т.д.

Выводы к 1 главе

Дизартрия (от греч. dys — приставка, означающая расстройство, arthroo — членораздельно произношу) — нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга. При этом из-за ограничений подвижности органов речи (мягкого неба, языка, губ) затруднена артикуляция, но при возникновении во взрослом возрасте, как правило, не сопровождается распадом речевой системы. В детском же возрасте могут нарушаться чтение и письмо, а также и общее развитие речи.

При обследовании, прежде всего, необходимо обратить внимание на анамнез, каков он, отягощен значительно или нет? Как проходило психомоторное развитие и раннее речевое развитие. Необходимо обследовать общую и мелкую моторику, артикуляционный аппарат и т.д

Для коррекции дизартрии необходимо установить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты

При обучении арифметике особое внимание обращается на развитие понимания текста задач. Пути компенсации зависят от природы дефекта и индивидуальных особенностей ребенка

Как я уже говорила, логопедическая работа при стертой форме дизартрии с детьми старшего дошкольного возраста складывается из массажа, специальной логопедической гимнастики, выработки и автоматизации навыков артикуляции.

Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре. Для коррекции дизартрии, прежде всего, необходимо установить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты. Пути компенсации зависят от природы дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.

Успех логопедических занятий во многом зависит от их раннего начала и систематичности проявления. Большое влияние также оказывает, в какой форме был представлен материал. Я хотела бы сказать, что наглядность имеет огромное значение в коррекции любого нарушения речи, в том числе и стертой дизартрии. Логопеду необходимо применять на занятиях игровые приемы, различные дидактические пособия, и т.д.

Артикуляционная гимнастика с детьми старшего дошкольного возраста проводится как в пассивной, так и в активной форме. Пассивные движения органов артикуляции, которые выполняет логопед, способствуют включению в процесс артикулирования мышц до этого бездействующих. Это создает условия для формирования произвольных движений речевого аппарата.

Что касается массажа, то он оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: