Исправление речи при дизартрии

Логопедический массаж языка и щек — что это и зачем нужен

Правила проведения логопедического массажа при дизартрии

Эффективность логопедического массажа достигается при выполнении и ряда правил его проведения. К ним относятся:

  1. Назначение и проведение массажа и его вида осуществляется логопедом. Нельзя заниматься самолечением.
  2. Установление эмоционального контакта между логопедом и ребенком. Для того, чтобы массаж приносил должный лечебный эффект, ребенок должен чувствовать себя уверенно и расслабленно. Он должен доверять логопеду.
  3. Комфортная обстановка в помещении где проводится массаж.
  4. Лежачее положение ребенка при выполнении массажа.
  5. Проведение массажа на сытый желудок, но не ранее, чем через два часа после еды.
  6. Проведение курса массажной терапии: должно быть сделано около двадцати сеансов массажа для достижения коррекционного эффекта.
  7. Своевременность логопедической коррекции.
  8. Комплексный подход логопедической коррекции. Параллельно с массажем необходимо применять иные процедуры по постановке звукового произношения, выполнения артикуляционной гимнастики, упражнения на развитие мелкой моторики.

Техника выполнения

Конечно, врачи произведут более эффективным образом этот массаж, поскольку у них есть образование и опыт. Но если есть желание, мать ребенка может обучиться основным техникам такого массажа и делать его самостоятельно.

Что необходимо делать, для того чтобы начать логопедический массаж при дизартрии в домашних условиях? Вначале, для того чтобы нормализовать тонус мышц, стоит подобрать для малыша хорошее местоположение. Наиболее оптимальными являются следующие:

Ребенок ложится на спину, под шею подкладывается маленькая подушка. Голову немного откидывают назад. Если есть возможность делать процедуру на кресле с откидной спинкой, то можно делать процедуру на нем. Маленьких детей стоит положить в коляску или кроватку. Детей, которые нервничают и плачут, лучше уложить к матери на руки.

За этим разминают большими пальцами шею нежными и успокаивающими движениями. Затем усиливают и приводят в действие мускулы губ с помощью особого массажа в течение пяти-шести секунд: надавливают подушками пальцев с циркулярными перемещениями в места около губ и массируют против часовой стрелки. Осуществляют массирование от центральной части к уголкам губ вверх и вниз.

При массирования языка от корня к кончику:

  1. Делают упражнения на активизирование продольных мышц.
  2. Делают укрепление мышц, энергичным образом надавливая на корневую систему, придвигаясь к концу, до шести раз в сутки.
  3. Совершают укрепление и стимулирование работы в поперечных мышцах при помощи поглаживания большим пальцем, зонда «Шарик». Если есть возможность это делать щеткой, то стоит осуществлять процедуру четыре-шесть раз дважды в сутки.
  4. Совершают процесс по укреплению мышц и увеличению движений для артикуляции при помощи того, что обкалывают края зондом «Игла» (один раз в сутки, в течение десяти сек.). Если есть предрасположенность ко сну при процедуре – обкалывать заканчивают.
  5. Делают процесс по уменьшению саливации массажем в языке сразу в нескольких точках.
  6. Происходит выполнение массирования без причинения дискомфортных ощущений малышу — шесть-десять секунд.
  7. Происходит укрепление мышц при помощи размятия пальчиками, которые обернуты в салфетку из марли.
  8. Делают тщательное разминание целиком шесть-восемь секунд, два раза в сутки. Разминание площади правым большим пальцем, пальчиками – снизу языка массирование втирающими движениями.

Далее происходит сжатие при помощи легких перетирок языка пальчиками, за этим выполняют повторение этой процедуры. Выполняют процесс по пощипыванию краев языка, потом по похлопыванию его шпателем (по десять-пятнадцать секунд). При этой процедуре у малыша на зубках внизу обязан быть валик из марли.

Рекомендуется выполнить ослабление мускул шеи, а также в местах, именуемых воротниковой областью и мускулами, двигающими челюсть внизу вплоть до исполнения сеанса (из методики Архипова логопедический массаж при дизартрии).

Показания к логопедическому массажу

Далеко не всем детям с проблемами с речью нужен специальный массаж. В первую очередь он необходим тем, у кого есть проблемы с тонусом мышц. Ребенку тяжело произносить звуки, у него повышенное слюноотделение или парез – все это требует проведения массажа.

Ринолалия возникает при таких врожденных дефектах, как расщелины губы, десны и неба. Из-за этого происходит искажение звуков. После операции массаж позволяет предупредить появление рубцов.

При заикании нередко возникают судороги, которые сводят мышцы и не дают им работать в полном объеме. Поэтому Дьякова разработала целый комплекс воздействий, которые помогают преодолеть проблему.

В логопедии выделяют разные нарушения голоса – это афония (невозможность говорить звучно, только шепотом) и дисфония (сипение, гнусавость и т. п.). Параличи и парезы поражают мышцы гортани. Для избавления от них используют специальные методики.

После инсульта, травм головы, тяжелых инфекционных болезней часто происходит распад речи – афазия. При ней часто наблюдаются проблемы с воспроизведением мелких движений. Поэтому подобное воздействие помогает снизить их проявление.

Особенность логопедического массажа заключается в том, что он затрагивает только лицо. Он может проводиться только руками или с использованием специальных инструментов – зондов.

Периодичность сеансов и их длительность подбирают под конкретного ребенка. Основные виды воздействия – это растирание, разминание, поглаживание. Они не должны причинять серьезную боль.

Как проводится логопедический массаж языка

Язык является основным органом в речевой деятельности. Поэтому его массажу придется уделить максимум внимания. Оценив степень нарушений, специалист составляет схему для индивидуальной корректировки, в которую могут входить следующие рекомендации:

  1. Массаж языка зубной щеткой. Это можно делать при проведении процедуры и самостоятельно дома.
  2. Массаж языка с использованием пальцев еще более эффективен. Для этого стоит использовать специальные салфетки и напалечники.
  3. Зондовый массаж выполняется с использованием специальных зондов. Они были созданы доктором педагогических наук.

Для проведения процедуры последним способом существует девять инструментов, каждый из которых выполняет свою функцию.  Логопедический массаж помогает ребенку с дизартрией наладить речевое дыхание, голос становится хорошо поставленным, звукопроизношение улучшается, а состояние центральной нервной системы приходит в норму.

Массаж лица

Массаж лица для детей для развития речи содействует не только лишь развитию мимических средств общения, но и формированию оральной области, то что требуется для стандартного питания детей и дальнейшего формирования речи.

В ходе выполнения массажа следует активным образом контактировать с малышом, напевать ему песни, рассказывать сказки и стишки, возможно сопровождать массирование тихой музыкой.

Среди основных приемов применимы процедуры в виде поглаживания и простой вибрации, содействующие полному расслаблению тела. При поглаживании кисть скользит по коже, не двигая её в складки. Сначала применяется неглубокое поглаживание, потом более глубокое.

В целом, процедура выглядит таким образом: вначале происходят поглаживания в области лба, затем глазниц и носа, после этого разминают область ушей, скул и губ. В конце разминают лицевые мышцы в области носогубной складки.

Заключение

Прежде чем приступать к массажу собственного ребёнка, предлагаем пройти специальные курсы «точечный массаж при дизартрии». Времени это заберет немножко, однако будете уверены в собственных силах и четко понимать, что не сможете навредить. Обучиться массажу можно за короткие сроки, делать его возможно научиться за несколько занятий.

Профилактика и оздоровление

Любую болезнь легче предупредить, чем лечить. А если уже лечить, то, по возможности, в первую очередь обратиться к народной мудрости, которая утверждает, что все болезни от нервов и блокируются в позвоночнике.

Избавиться от многих проблем помогает общий оздоровительный массаж, после 10-15 процедур которого наступает улучшение:

  • устраняются боли в спине и головные боли;
  • снимается состояние стресса;
  • восстанавливается тонус мышц после физических нагрузок или малоподвижного образа жизни;
  • повышается работоспособность;
  • улучшается настроение.

Регулярное прохождение полного курса общего массажа 3-4 раза в год станет прекрасной профилактикой укрепления организма.

Когда ребенку нужен логопедический массаж?

Чаще всего этот логопедический массаж используется при коррекции дизартрии. На его фоне эффективность работы логопеда по постановке звуков заметно повышается.

Также массаж полезен при коррекции речи в сочетании с имеющимися неврологическими нарушениями. В частности — у детей с диагнозом ДЦП. Массаж снимает спастику лицевых мышц, типичных для этого заболевания.

Кроме того, массаж может быть назначен при:

ринолалии;
заикании — однако не во всех случаях и с осторожностью;
задержке речевого развития и психического;
моторной алалии;
медленной автоматизации звуков при дизартрии.

В связи с положительным воздействием на работу кровеносных сосудов и улучшением кровообращения мозга логопедический массаж также часто назначается и взрослым, имеющим проблемы с восстановлением речи после инсульта.

Гимнастика для грудничков

Для большей эффективности массажные сеансы совмещают с простой гимнастикой. Для малышей 1-3 месяцев проводят следующие упражнения:

  • малыша кладут на спинку и поглаживают грудную клетку к бокам легкими и плавными движениями;
  • легкими поглаживаниями проходят ножки от стопы к бедрам;
  • надавливают большим пальцем у основания пальцев стопы;
  • в кулачок малыша вкладывают свой большой палец. Малыш должен за него ухватиться. Свободной рукой массируют руку от кисти к плечу;
  • руки малыша разводят в стороны и аккуратно встряхивают;
  • переворачивают малыша на животик и проходят поглаживаниями по спине от головы к ягодицам.

Каждое из упражнений повторяют от 5 до 7 раз.

Для малышей 3-6 месяцев

Для малышей постарше вводят следующие упражнения:

большие пальцы рук вкладывают в ладошки ребенка и аккуратно разводят их в стороны. В таком положении выдерживают несколько секунд, после чего руки сводят к груди и скрещивают;
малыша берут за голени и сгибают одну ножку таким образом, чтобы колено подтянулось к животу. После расслабления повторяют для другой ноги;
ребенка берут подмышки и переворачивают в горизонтальное положение. Затем малыша поворачивают спинкой к себе и опускают на ножки. Малыш должен касаться поверхности всей стопой, а не только носками;
малыша кладут на спину и зажимают большие пальцы в кулачки

Обхватив кисти, ребенка осторожно тянут на себя. При правильном исполнении упражнения малыш начинает приподнимать голову и плечи.

Каждое из упражнений повторяют от 5 до 7 раз.

На фитболе

Занятия на фитболе или специальном гимнастическом мяче рекомендованы уже с рождения, но обычно комплекс упражнений начинают не ранее, чем в возрасте 6 месяцев. Для развития координации движения малыша кладут на мяч вниз животом, после чего берут за щиколотки и медленно поднимают. Ребенок должен упереться руками в мяч. Далее малыша приподнимают и снова опускают, чтобы он уперся руками в поверхность фитбола. После этого ребенка кладут на мяч животом вниз и берутся за запястья. Делают легкое движение от себя, чтобы ребенок уперся носками в пол и обратно к себе. В завершении малыша кладут на спину, затем — поднимают, покачивают и кладут на живот. Поднимают сначала за запястья, потом —за икры. Каждое из упражнений повторяют до 7 раз.

Видео-инструкция

С особенностями применения логопедического массажа и принципами его выполнения ознакомьтесь на следующем видео. Из него вы узнаете, для чего предназначен логопедический массаж. Наглядно ознакомитесь с принципами его выполнения.

Второе видео позволит ознакомиться с техникой выполнения легкого массажа для стимуляции артикуляционных мышц. Вы узнаете о приемах выполнения упражнений, благодаря которым происходит стимулирование мышц ребенка в игровой форме.

Применение логопедического массажа позволит добиться высоких результатов в избавлении ребенка от нарушений, связанных с речевым аппаратом

Важно выбирать для сеансов опытного специалиста, который не только профессионально выполнит все процедуры, а и сможет установить эмоциональный контакт с ребенком. Главное – придерживаться всех рекомендация массажиста и учитывать имеющиеся противопоказания

Основы логопедического массажа: советы и рекомендации

При проведении логопедического массажа атмосфера играет критическую роль. От теплоты и уюта помещения до его хорошей вентиляции – все это влияет на общее состояние пациента

Важно, чтобы каждый человек чувствовал себя комфортно и расслабленно, чтобы максимально эффективно взаимодействовать с процедурой. Фоновая музыка помогает создать атмосферу умиротворения, а аромолампы могут добавить волшебства, поднимая настроение и помогая расслабиться

Продолжительность курса массажа обсуждается индивидуально, учитывая особенности каждого случая. Обычно рекомендуется от 10 до 20 сеансов. Время на каждый сеанс также зависит от возраста и особенностей пациента, начиная с коротких сеансов продолжительностью от нескольких минут и постепенно увеличивая их.

Особенно важно учесть время после еды перед массажем. Чтобы избежать дискомфорта, лучше подождать не менее двух часов после еды перед началом процедуры, особенно для детей с чувствительным глоточным рефлексом

Важно, чтобы каждый момент массажа был наполнен заботой и вниманием к потребностям каждого пациента

Показания к логопедическому массажу

Далеко не всем детям с проблемами с речью нужен специальный массаж. В первую очередь он необходим тем, у кого есть проблемы с тонусом мышц. Ребенку тяжело произносить звуки, у него повышенное слюноотделение или парез – все это требует проведения массажа.

Ринолалия возникает при таких врожденных дефектах, как расщелины губы, десны и неба. Из-за этого происходит искажение звуков. После операции массаж позволяет предупредить появление рубцов.

При заикании нередко возникают судороги, которые сводят мышцы и не дают им работать в полном объеме. Поэтому Дьякова разработала целый комплекс воздействий, которые помогают преодолеть проблему.

В логопедии выделяют разные нарушения голоса – это афония (невозможность говорить звучно, только шепотом) и дисфония (сипение, гнусавость и т. п.). Параличи и парезы поражают мышцы гортани. Для избавления от них используют специальные методики.

После инсульта, травм головы, тяжелых инфекционных болезней часто происходит распад речи – афазия. При ней часто наблюдаются проблемы с воспроизведением мелких движений. Поэтому подобное воздействие помогает снизить их проявление.

Особенность логопедического массажа заключается в том, что он затрагивает только лицо. Он может проводиться только руками или с использованием специальных инструментов – зондов.

Периодичность сеансов и их длительность подбирают под конкретного ребенка. Основные виды воздействия – это растирание, разминание, поглаживание. Они не должны причинять серьезную боль.

Правила логомассажа для лица

Специалист, который проводит логопедический массаж, должен внимательно отнестись к состоянию своих ногтей, лучше их коротко подстричь во избежание травмирования ребенка. Перед процедурой необходимо снять все украшения.  Увеличивать время проведения процедуры рекомендуется постепенно. Начальные процедуры не должны быть продолжительными.

  1. Начинать массаж стоит со лба, движения не должны быть резкими и надавливающими, от середины лба в сторону висков, затем глаз и линии волос.
  2. Нельзя применять усилие в местах расположения век. Движения стоит осуществлять медленно, круговым направлением по часовой стрелке.
  3. Щеки массируются стягиванием ото рта в сторону висков.
  4. От скул необходимо выполнять движения вниз и к подбородку.
  5. Затем нужно растереть крылья носа и носогубную впадину.

Если у пациента наблюдается нарушение симметрии лица и тонус мышц разнится, то стоит уделять больше внимания наиболее пораженному участку.

Как проводится логопедический массаж

Этот способ логопедической работы довольно эффективен, однако должен выполняться исключительно специалистом, имеющим определенные навыки и образование. Для родителей мы предлагаем информацию о том, как должен проводиться логопедический массаж:

  1. Назначение должно происходить только после проведенного обследования
  2. Проводится массаж курсами — по 10 или 20 сеансов. Чем слабее выражено нарушение речи, тем короче может быть продолжительность курса и самих сеансов.
  3. Как правило, сеансы назначаются 2 раза в неделю или чаще и включается в состав логопедических занятий.
  4. В зависимости от вида массажа ребенку предложат либо расположиться в кресле сидя, либо лечь на массажный стол. Часто дети не готовы сразу лечь для проведения массажа. Хороший специалист не станет давить на ребенка, а даст ему возможность привыкать постепенно.
  5. Манипуляции не должны быть болезненным.
  6. Длительность сеанса зависит опять же от вида речевого нарушения и состояния ребенка. Однако первое занятие, как правило, длится всего несколько минут и в это время используются лишь общие расслабляющие поглаживания. Это делается для того чтобы ребенок привык к процедуре и не испытывал страха.
  7. Если ребенок волнуется, поначалу логопед может предложить ему сидеть во время процедуры на стуле или у родителей на коленях.

Родители должны понимать, что логопедический массаж — это не панацея. Если вашему ребенку проводится такая процедура, не следует расслабляться и считать, что проблема решена. Массаж — только кусочек общего пазла, из которых состоит коррекционная работа. Для достижения результата он должен сочетаться со специальными логопедическими занятиями и выполнении заданий дома.

Общая информация

Как и любая процедура, массаж лица при дизартрии у детей имеет свои показания и правила проведения. В первую очередь – это квалификация специалиста. Логопед должен иметь подготовку в данной области и пройти обучающие курсы.

Для проведения массажа нужна кушетка или стул. Они должны быть удобными для использования. При необходимости берутся плоские подушки (их подкладывают под спину, что приводит к расслаблению мышц) и валики.

Руки массажиста должны быть чистыми и не иметь ссадин, мозолей, бородавок и т. п. На первом приеме проводится диагностика ребенка и определяется тонус мышц. Они могут быть излишне напряжены (гипертонус) или чересчур расслаблены (гипотонус).

Логопед обязан разбираться в анатомии, физиологии, психологии. Каждое действие должно быть продуманно. Только с таким подходом можно проводить сеансы.

Показания и противопоказания

Основные требования к проведению массажа при дизартрии представлены в виде алалии и дислалии.

Подобной процедурой возможно восстановить произносимость слов и активность мускул, ликвидировать патологии голосовых связок, значительно улучшить выделительную функцию кожного покрова, активировать ток кровеносной и лимфатической систем с целью повышения газового обмена.

Делают массаж при дизартрии через сутки либо каждые сутки по десять-двадцать операций с интервалом в полтора месяца. Первый сеанс продолжается от минуты до шести, в завершении месяца – от пятнадцати до двадцати мин. Деткам вплоть до трех лет массирование осуществляют вплоть десять минут, детям до семи лет – пятнадцать мин., уже после семи лет – двадцать пять мин..

Запрещено осуществлять массирование при инфекциях. При присутствии конвульсий, тревожного поведения детей с посинением носогубной складки массирование осуществляют медленно и уже по окончанию того, как малыш угомонится.

Некоторые правила

Не стоит стараться приобрести всевозможные инструменты. Важны не они, а их использование. Для каждого ребенка подбирается своя схема воздействий. В последнее время приобретают популярность зондозаменители.

Обычная зубная щетка позволяет выполнять массаж в домашних условиях. Для этого лучше завести отдельную и не использовать ту, что для чистки. Желательно, чтобы ее щетина была жесткой, а обратная сторона имела поверхность для чистки языка (ребристая).

Все зонды обязательно строго индивидуальны и проходят стерилизацию. В нее входит обработка специальными растворами и выдержка в сухожаровом шкафу. Из-за этого многие специалисты перешли на заменители в виде фигурных шпажек. На кончиках они украшены пиками, шариками или заостренными концами.

У логопеда на руках не должно быть украшений, длинных ногтей. При любых манипуляциях надеваются стерильные перчатки.

Аппараты и зондозаменители

В работе логопеда аппараты и зондозаменители играют значительную роль, обеспечивая техническую поддержку для проведения эффективного логопедического массажа. Среди наиболее распространенных аппаратов можно выделить:

  • Устройства для миогимнастики лица и речевого аппарата: Эти аппараты помогают укрепить и развить мышцы губ, языка и гортани, что способствует улучшению артикуляции и произношения звуков.
  • Зондозаменители: Это специализированные устройства, которые помогают пациентам с ограниченными или отсутствующими артикуляционными возможностями. Они могут включать в себя:
    • Протезы для губ, зубов или частичных наборов звуков.
    • Устройства, способствующие более точному и четкому произношению звуков, что улучшает коммуникативные навыки и качество речи пациентов.

Важно подчеркнуть, что выбор и применение аппаратов и зондозаменителей должны осуществляться с учетом индивидуальных особенностей каждого пациента и под контролем опытного логопеда

Массаж языка

Имеет значение при слабости мышц основного речевого органа, при недостаточной подвижности язычной мускулатуры, парезах и параличах. Логопеды, дефектологи используют несколько техник разминания непослушного язычка. Поговорим о каждой методике подробнее.

Массаж зубной щеткой

Для разминания мышц языка, щек в домашних условиях и на занятиях с профессионалом можно использовать обычную зубную щетку. Техника выполнения лечебной процедуры состоит из следующих этапов:

  1. Под язык ребенку положите бумажную салфетку. Она нужна для впитывания лишней слюны. Если влага слишком быстро набирается во рту, меняйте салфетку чаще.
  2. Попросите малыша расслабить язык.
  3. Делайте круговые разминающие движения по телу речевого органа.
  4. Затем прерывистые поглаживания по внутренней части щек, по всей площади языка. Как будто счищаете с него что-то. Это вариант движений обязательно используйте при бульбарной дизартрии.
  5. Попросите ребенка напрячь язык, чуть приподнять вверх.
  6. Массируйте ямку под челюстью. Движения делайте плавно, без усиленного нажима.

Массаж языка пальцами

Эффективно помогает снять гипертонус артикуляционных и лицевых мышц. Проводится с помощью платочка, тканевой салфетки, массажных напальчников. Последовательность действий взрослого такова:

  1. Помогите ребенку расслабить мышцы языка. Возьмите орган двумя пальцами, покрутите, легонько постучите по его поверхности.
  2. Подергайте язычок за кончик, прижимая двумя пальцами снизу, одним сверху.
  3. Возьмите за среднюю часть. Приподнимите и оттяните вперед. Зафиксируйте положение на 1-2 секунды.
  4. Одной рукой придерживайте язык около губ. Пальцами другой руки сжимайте точечно его тело до корня. Повторите поступательные движения в обратном направлении.
  5. Поверните язык пальцами и поставьте на ребро. Потом на другую сторону.
  6. Не забывайте тонизировать губы. Постукивайте по ним подушечками пальцев, сворачивайте в трубочку, растягивайте к носу.

Логомассаж пальцами проводите 1-2 раза в день в течение недели или двух. Продолжительность занятия зависит от возраста и темперамента ребенка.

Дошкольникам достаточно разминать язычные мышцы 10-15 минут в день. Выбирайте 2-3 упражнения. Повторяйте их в течение каждого занятия 30 раз.

На следующий день набор упражнений меняйте.

Виды массажа

Существует множество разных методик. Для некоторых из них требуются зонды, для других достаточно только салфетки. Некоторые комплексы можно проводить в домашних условиях, другие подвластны только специалисту.

Средняя длительность курса – около 20 сеансов. Их проводят через день. После перерыва в месяц можно повторить. В тяжелых случаях количество процедур увеличивают.

Длительность самой процедуры зависит от:

  1. формы нарушения;
  2. индивидуальных особенностей;
  3. возраста.

Как правило, начинают с небольшого времени – от двух минут. Постепенно его увеличивают до 20 минут.

Один из основополагающих авторов методики – Дьякова. Именно она структурировала ранее известную информацию и вывела определенную последовательность действий. Они направлены на все части лица и позволяют производить как работу по активизации, так и по расслаблению.

Архипова в своей работе разработала несколько комплексов упражнений. Каждый из них направлен на решение определенных задач:

  • ригидности (плохой чувствительности) мышц;
  • гиперкинезов (непроизвольных движений);
  • параличей.

Для каждого комплекса были собраны упражнения, которые воздействовали на определенные точки лица. Например, чтобы расслабить мышцы лица нужно провести легко пальцами ото лба к вискам. Для снятия тонуса языка – делают поглаживающие движения от кончика к корню.

Зондовый массаж при дизартрии применяется не так давно. Инструменты для него были разработаны Новиковой. В стандартный комплект входит 9 зондов. Каждый из них используется для определенных целей.

Например, «Саночки» (бывают трех размеров) предназначены для активизации мышц. Их легко проводят вдоль органа и такой небольшой нажим отлично стимулирует мускулатуру. Название же произошло из-за того, что зонд напоминает полозья санок – конец инструмента также закруглен.

«Топорик» имеет сложную форму и выглядит как две сплющенные петли. Его используют для решения проблем с тонусом: если он повышен, то надавливания легкие, если понижен – сильные.

Некоторые авторы дополнили комплект Новиковой. Так, Томилина внесла зонды с су-джок-эффектом. Они обладают небольшими затупленными шипами и это оказывает дополнительное стимулирование. Свои зонды есть у Крупенчук, Микляевой и других.

Еще используется самомассаж. При правильном обучении ребенок самостоятельно выполняет необходимые манипуляции. Крупенчук разработала специальный комплекс с использованием чайных ложечек. С их помощью растираются и разглаживаются мышцы.

Противопоказания

Перед каждым сеансом логопед проверяет состояние ребенка. У него не должно быть никаких простудных болезней и плохого самочувствия. Недопустимо осуществлять манипуляции с кожными проблемами (фурункулы, бородавки, грибок и т. п.).

Нельзя проводить сеанс при проблемах в ротовой полости. Особенно при стоматите и кариесе, так как бактерии распространятся по всей слизистой. После оперативных вмешательств тоже нельзя делать массаж.

При любых серьезных патологиях, таких как ДЦП, нужно внимательно смотреть на реакцию ребенка

Особенно это важно при диагностированной эпилепсии. Если дошкольник плачет, кричит и вырывается, то сеанс прекращают

Зондовый и любые другие виды массажа проводят в отдельном помещении. Если это невозможно, то он делается в кабинете логопеда. Комната должна быть теплой, проветренной, без сквозняков.

Массаж языка при дизартрии не всегда приятен. Грамотный специалист видит грань между небольшим дискомфортом и болью. До второго никогда нельзя доводить.

3.ТЕМА. Клинические формы дизартрии у взрослых лиц

Вопрос 1

Текст вопроса

В чем отличие характера поражения артикуляционной моторики при псевдобульбарной дизартрии от бульбарной дизартрии.Выберите один ответ:дизартрии нарушаются непроизвольные движения

Вопрос 2

Текст вопроса

Дизартрия, возникающая при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, и проявляющаяся в избирательности нарушения произвольных движений: ограничение активных движений мышц артикуляционного аппарата или почти полное их отсутствие – этоВыберите один ответ:

Вопрос 3

Текст вопроса

Для какой формы дизартрии характерны симптомы: лицо амимично, нарушено глотание, речь толчкообразная, замедленная, скандированная, движения языка неточные с проявлением гипер- или гипометрии?Выберите один ответ:

Вопрос 4

Текст вопроса

Затруднение процесса сглатывания или полное отсутствии глотательных движений – этоВыберите один ответ:

Вопрос 5

Текст вопроса

Патологическая неустойчивость тонуса мышц, приводящая к неоправданной смене расслабления на напряжение и наоборот – этоВыберите один ответ:

Вопрос 6

Текст вопроса

Форма дизартрии, при которой наблюдается дистония, а при попытках к речи резкие повышения мышечного тонуса, гиперкинезы.Выберите один ответ:

Текст вопроса

Форма дизартрии, связанная с поражением вещества продолговатого мозга и ядер, и проявляющаяся в нарушении глотания, мышечной слабости, нарушении произношения.Выберите один ответ:

Сложные моменты

В некоторых случаях проводить массаж не так легко. При разных патологиях отмечается повышенный рвотный рефлекс. В таком случае не удастся толком воздействовать на мышцы.

Для снижения чувствительности используют некоторые хитрости. Детям дают для полосканий крепкий чай. За счет дубильных веществ он оказывает анестезирующий эффект. С этой же целью дают леденцы с ментолом.

В некоторых случаях проводят приучение анализаторов. Для этого берут зонд «Саночки маленькие» и аккуратно им проводят до допустимой линии и отводят его обратно. Так делают пять раз. Постепенно инструмент заводится все дальше.

Для подавления рефлекса полезно развивать жевательную мускулатуру. Для этого дают ребенку пожевать небольшую спринцовку. Ее кладут в рот широкой частью и предлагают слегка сжать.

Некоторые дети боятся металлических зондов и могут негативно реагировать на них. В таком случае их предварительно готовят к манипуляциям. Для этого используют игрушки, предлагают рассмотреть все инструменты и опробовать их на предметах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: