С 13 по 16 неделю
К счастью родителей, кишечные колики в этом возрасте остаются позади. Передышка, тем не менее, будет недолгой – у некоторых малышей уже начинают резаться зубки, хотя трудно сказать по неделям, на какой именно начинается этот процесс. Этапы роста носят приблизительный характер.
Ребенок начинает избирательно относиться к окружающим, как правило, выделяя из всех маму. Речь у него немного меняется. Он вводит в употребление согласные звуки: «п, б, м». Может случайно сказать: «мама» или «папа», но это будет неосознанно. В этом возрасте ребенок:
- удерживает ручками небольшие предметы, игрушки;
- гукает и лепечет, произносит: «ба, па, ма»;
- реагирует, когда кто-то произносит его имя;
- на руках у взрослого сидит уверенно, удерживая голову в вертикальном положении;
- хватает и пробует на вкус различные предметы;
- пытается приседать.
Для чего нужно ранее развитие?
Даже не будем задаваться вопросом, а нужно ли раннее развитие вообще – надеюсь, этот вопрос давно уже стал риторическим для современных родителей! Конечно же, развивать и обучать ребенка нужно с самого маленького возраста: важно совершенствовать и речевые навыки, и мелкую моторику, и мышление!
Однако, каждая мама без всяких умных книжек на собственном опыте знает, что такое совершенствование происходит ежедневно: в повседневном общении с малышом, в играх – практически любое действие что-то дает ребенку, как бы ни казалось со стороны, что малыш «ничего не делает».
Вся народная педагогика направлена на раннее развитие: тут традиции потешек, «ладушек», колыбельных, игр и т.д. В принципе, если ничего не предпринимать сверх этих простых и естественных для любой матери действий, ребенок вырастет абсолютно нормальным, без задержек в развитии и отклонений в воспитании – так и происходило тысячелетиями!
Но в последние десятилетия стали разрабатываться специальные педагогические методики, направленные на то, чтобы привить ребенку определенные знания и умения намного раньше, чем принято. Например, научить читать в 3 года, а считать в 4.
О некоторых из них (к примеру, о методике Монтессори), сайт «Красивая и Успешная» уже рассказывал. Не будем сейчас вдаваться в подробности, но общая идея всех методик в том, что ребенок может воспринять и запомнить очень многое и довольно сложное, если преподать информацию в форме игры или другой естественной для малыша этого возраста деятельности. Например, буквы изображены на кубиках, из которых ребенок строит башенки, и т.д.
Нужно ли такое раннее развитие и работает ли это? Теории гласят, что если все сделать правильно, результат будет у любого ребенка. На практике же и мамы, и воспитатели замечают, что с одними детьми все это довольно неплохо получается, а с другими результата нет или он несущественен.
Почему? Все дело в том, что разные дети по-разному воспринимают информацию и немного по-разному мыслят. Например, одному проще разобраться со зрительными образами (к примеру, складывать «квадраты Никитиных»), другой хорошо запоминает на слух, третьему обязательно нужно повертеть что-то осязаемое в ручках и т.д.
Опять же, одним детям вполне посильны сидячие спокойные занятия типа рисования, а другие непоседы – для них акцент должен делаться на подвижных играх.
И… нередко случается так.
Одного ребенка лет этак с двух водят на всевозможные занятия и старательно апробируют умные методики, но результат незначителен, ребенок развивается примерно наравне с «неразвитыми» сверстниками, родители ругают халтурщиков-воспитателей и «неправильные» методики. А с другим ребенком всего этого не проделывают, воспитывая традиционно.
В итоге первый начинает читать лет в пять – мама наконец-то горда и приписывает это чудо-методикам. А второй в этом же возрасте впервые садится за советский букварик с подслеповатой бабушкой и… через пару недель уже бодро разбирает буквы не хуже первого, «развитого» ровесника!
В чем дело? А так бывает – созревают какие-то «структуры» в мозгу, что-то «щелкает» — и малыш быстро и с лету осваивает то, что в другого с титаническими усилиями «впихивали» с двух-трех лет!
То есть зачастую нужно раннее развитие тогда, когда ребенок уже сам готов воспринять ту или иную информацию – главное, подобрать максимально подходящий именно твоему малышу метод ее подачи!
Месяц первый
Когда новорожденный проводит первый месяц дома — он адаптируется к внешнему миру. Он только начинает привыкать к условиям, отличным от утробы матери. Поэтому первый месяц считается питательно-сонным. Так как кроха беспрерывно спит (около 20 часов из 24 в сутки), и ест мамино молоко по требованию, а это очень часто.
В этот период очень важно создать все необходимые условия для комфорта малютки. Температура не должна быть слишком теплой или холодной, пеленки должны меняться по мере необходимости, а кормление своевременным
При этом ошибочно полагать, что малыш не развивается в первый месяц. Да, конечно, его силы в большей степени уходят на адаптацию, но это и есть развитие. А чтобы развитие ребенка проходило правильно, ребенка должна окружать любовь и ласка (разговоры, колыбельные, игры, касания теплыми руками).
Что малыш уже умеет в месяц:
- Замечать игрушки ярких цветов, следить за их перемещением, поворачивать голову на звуки. Кстати говоря, первый цвет, который увидит «маленький» — красный.
- Развивать зрение ребенка через следящие движения стоит все равно. В этом поможет перемещение игрушки красного цвета (расстояние 30 см.) от лица крохи слева направо, снизу вверх.
- Проверить слух малыша можно перемещением погремушки с несильно резким звуком от одного уха к другому.
Первый месяц жизни малыш еще помнит врожденные рефлексы. Конечно, пропадают они до 4 месяцев, но о них стоит знать:
- Рефлекс сосания. В этот период малыш может тянуть все в ротик, так как рецепторы вкуса развиты сильнее, чем даже у взрослых. Так дети знакомятся с новым;
- Водный. Новорожденный отлично помнит плавательные движения. Проверить это можно, вот только из рук выпускать дитя не стоит;
- Хватательная рефлекторика. Когда мы касаемся этой малюсенькой ладошки пальцем, кроха тут же ее сжимает;
- Поиск груди. До 4 месяцев ребенок еще не знает максимально точно, где мамина грудь, но в памяти заложено, что если коснуться его щечки, он потянется к ней автоматически;
- Рефлекторное умение ходить. Как бы удивительно это не звучало, но малыш помнит еще, какими должны быть движения ног. Поэтому поставив его на ножки (придерживая), он станет ими шевелить, будто бы ходит. На самом деле, пойти он не сможет, так как физически его тело к этому не готово, но память штука сложная. В любом случае, скоро грудничок забудет рефлексы и нужно будет учиться им заново.
Совет родителям: некоторые детки в месяц готовы немного приподнимать голову лежа на животе, для них это тренировка, но не стоит ее проводить в первые дни дома. Лучше ближе к 1,5 месяцам и совсем по чуть-чуть, заранее обговорив с педиатром.
Одиннадцатый месяц
Малютка уже достаточно крепкий, он может ходить без поддержки, чаще пытается вставать и говорить.
Что малыш уже умеет в 11 месяцев:
Конечно, хождение не будет слишком долгим, и попа все еще будет утяжелять малыша.
Старается есть ложкой сам, пить.
Может надевать или снимать свою одежку
Любит перебирать ящики с вещами.
Любит похвалу, ждет ее от мамы, поэтому очень важно за маленькие заслуги хвалить.
Могут появиться первые осмысленные диалоги. Ответы на ваши вопросы, подразумевающие «да/нет».
Кроха выбирает три самых любимых слова (скорее всего это будет «мама», «папа» и «баба»)
Ребенка в это время легко научить посылать воздушный поцелуй, махать рукой, как приветствие и прощание.
Советы родителям: пока дети не понимают, что означает жест «привет/пока», но стоит его приучать к нему. Еще это возраст перевозбуждения и малыш может смеяться, а через пять минут плакать.
Третий месяц
На третий месяц ребенок уже более уверенно держит голову. Может опираться на свои предплечья, если положить его на животик
Важно в этот период чаще переворачивать его на животик, это поможет крохе избавиться от образовавшихся газов в животе и поможет укрепить мышцы шеи и спины. А также не позволяйте малышу подолгу лежать на боку, это может привести к искривлению позвоночника
В этот период ребенок уже более сосредоточенно смотрит на яркие игрушки. Может разговаривать с собой, издавать не только единичные гласные звуки, но также согласные. Становится более любопытным к окружающим его вещам и событиям. Сам высовывает соску изо рта, а потом пытается ее обратно засунуть.
К концу третьего месяца ребенок должен прибавить еще около 800 гр в весе и 3 см в росте. Период между сном может составлять 1-1,5 часа. Обязательно окружайте его заботой и теплом. Чаще разговаривайте с малюткой, обнимайте, целуйте, берите на ручки и гуляйте с ним по комнате.
- Рост – прибавка 3-3.5 см. Вес – прибавка 750 гр.
- Удлиняется ночной сон, укорачивается дневной.
- Лежа на животе, ребенок удерживает голову в течение 20-25 секунд, в вертикальном положении – до 15 секунд, легко поворачивает ее в разные стороны.
- Поворачивается со спины набок, в положении на животе старается опираться на локти.
- Улыбается, узнает близких, гулит, «поет» во время общения.
- Становится более эмоциональным, умеет громко смеяться вслух, пародирует мимику родителей.
- Умеет криком и плачем выражать недовольство и требовать внимания. Наблюдательные родители могут даже заметить первые проявления характера своего крохи.
- Легко распознает источник света и звука.
- Если мама держит ребенка над твердой поверхностью, он отталкивается от опоры и как бы “подпрыгивает” и сучит ножками.
- Ладошки уже расправлены, малыш тянет ручки к предложенной игрушке и пытается ее схватить, пытается ударить по находящейся над ним погремушки. Попавшую в руки игрушку он обязательно потянет в рот.
- Малыш уже нашел свои ноги, а руками старается исследовать личико.
- Движения в целом приобретают произвольный характер.
Хорошо ли видит мой ребенок?
Проблема с визуальным восприятием — один из первых страхов родителей новорожденного ребенка.
Сразу после рождения человека зрение развито примерно на 75% и полноценно формируется в течение первых 2 лет жизни. В таком возрасте выявить патологии зрения сложно, несмотря на то, что в неонатальный период малыша планово обследует офтальмолог.
Насторожить должны:
• деформации элементов глаза, в том числе, набухание или опадание век
• изменение цвета склеры, появление красной сосудистой сетки
• выходящее за пределы век глазное яблоко
• гнойные выделения из слезного дренажа, воспаление век и склер.
Неочевидные симптомы определяются по мере роста детей. В норме, когда в возрасте 3-4 месяцев дети начинают фокусироваться на предметах, следить за их перемещением
Если ребенок не обращает внимание на маму, не может сосредоточить взгляд — это чаще всего явный признак нарушения, визуальная невнимательность. На проблемы с функциональностью зрения также могут указывать прищуривание при фокусировке или наклон головы во время изучения предмета
Развитие ребенка в 12 месяцев
Вашему малышу уже исполнился годик и это прекрасное время для подведения итогов. Конечно, ребенок такой же беззащитный и требующий внимания и заботы, но с каждым днем он все больше проявляет себя как самостоятельная личность.
В физическом развитии крохи имеются небольшие метаморфозы: вес ребенка становится больше на 350 г, а рост ребенка увеличивается на 1,5 см.
Изменения происходят и в режиме дня: кроха спит днем только один раз, а период бодрствования повышается до пяти часов.
Основные навыки крохи, которому исполнился год:
- Произносит уже около 10 слов.
- Ходит самостоятельно.
- Бурно выражает эмоции.
- Может кусать и жевать твердую пищу.
- Активно использует посуду во время еды, к примеру, ложку или чашку.
- Демонстрирует привязанность к родным людям.
- Может отказываться от непривычной еды или от тех блюд, которые он употребляет достаточно часто.
- Понимает, что говорят взрослые.
- Различает животных.
- Демонстрирует свое чувство юмора.
Стоит отметить, что теперь кроха не просто пытается ходить, он выполняет и другие действия одновременно: что-то тянет, несет или толкает. Для взрослого человека – это обычное дело, а для малыша – настоящая победа. При этом если у ребенка что-то не выходит, он просит о помощи окружающих.
Купание годовалого ребенка превращается в забавную игру, во время которой он проявляет активность: брызгается, использует в воде разные предметы: резиновые уточки, рыбки, мячики.
Ребенок продолжает экспериментировать. На этот раз в поле его исследований попадает собственный голос: кроха бормочет, выкрикивает, поет. Особенно ему нравится это делать сразу после пробуждения
Таким образом, ребенок привлекает внимание родителей
Палитра эмоций вашего малыша также становится более разнообразной. Годовалый ребенок уже научился обижаться, проявлять сострадание, может сам заплакать, чтобы вызвать жалость.
Малыш в возрасте года прекрасно понимает значение слов «спать», «купаться», «гулять» и осознает, какие действия последуют за этим. Результатом такой детской сознательности может стать истерика или, наоборот – радость. Если малыш выражает возмущение, старайтесь не реагировать на это, а спокойно поговорите с ребенком. Выполнять просьбы малыша следует только после того, как он полностью успокоиться. Это в последующем избавит вас от манипуляций со стороны крохи.
Полная версия статьи: Развитие ребенка до года : Что умеет ребенок в 12 месяцев
Отклонения в развитии
Из нашей статьи про календарь развития ребенка по месяцам до года вы узнали, что каждому навыку соответствует определенный возраст малыша. Развитие ребенка по месяцам предусматривает определенный график его достижений в физическом, эмоциональном и психическом плане. Но что же делать, если кроха отстает и как своевременно распознать такие отставания?
Родителей крохи, которому исполнился год, должны насторожить следующие явления:
- малыш не умеет ползать на четвереньках;
- не может сделать шаг, держась за руку;
- не может удержать несколько предметов в своей ручке;
- не говорит даже слогами;
- не реагирует на музыку;
- не использует ложку во время еды;
- не хочет выполнять просьбы родителей и не реагирует на них;
- не гримасничает перед зеркалом и не обращает внимания на отражение.
Именно эти проявления должны заставить родителей незамедлительно обратиться за консультацией к педиатру и в последующем выполнять все его предписания, чтобы улучшить ситуацию. Малышу могут назначить процедуры, массажи, а также специальные развивающие занятия. Немало важную роль имеет серьезность подхода со стороны родителей и близких ребенка: мало занятий и процедур, которые кроха будет проходить в специальном центре или заведении, нужны и домашние занятия, чтобы закрепить результат.
Мы рассмотрели, как происходит развитие ребенка до года с момента самого рождения. Это один из самых стремительный этапов в жизни малыша и его родителей. Далее будет не менее интересно: малыш продолжит закреплять приобретенные навыки и осваивать новые.
Развитие ребенка в 2 месяца жизни
Два месяца – как раз тот период в календаре развития до года, когда ребеночек становится более сознательным. Малыш уже немного приспосабливается к окружающему миру, коммуницирует с окружающими: улыбается им, производит отдельные звуки.
На втором месяце вес ребенка становится больше в среднем на 800 г. Что касается роста, средние показатели по увеличению составляют 3 см.
В этот период малыш спит около 18 часов. Основным правилом сна является постоянная смена положения тела, так как череп младенца еще очень хрупкий и может деформироваться. Детки в возрасте двух месяцев уже различают день и ночь, потому ночной сон становится более длительным.
В двухмесячном возрасте малыш умеет демонстрировать свои элементарные потребности, потому и маме становится более понятно, что необходимо ее ребенку именно в этот момент
При помощи плача кроха может привлекать к себе внимание, заявлять о своем голоде или просить о помощи
Малыш, которому исполнилось два месяца, может следить глазами за медленно передвигающимися предметами. Также грудничок учится определять местонахождение объекта, который производит тот или иной звук. Кроху интересуют и голоса окружающих: если вы заговорите с крохой, он повернет головку в вашу сторону.
Одним из основных достижений двухмесячного малыша можно назвать удерживание головки в вертикальном положении и лежа на животе. Хоть и длится оно не больше минуты, но является настоящим достижением для ребенка.
Интересной особенностью данного периода развития ребенка является расширение цепочки эмоциональных реакций: у младенца развивается и мимика, и интонации. Мама слышит в них не только просьбы, но и возмущение, когда малышу не по душе происходящее.
Среди небольших побед крохи – улучшение координации. Движения ребенка конечностями становятся целенаправленными. Кроха может доставать игрушки, удерживать их.
Двухмесячный ребенок понемногу привыкает к режиму дня, потому очень важна череда действий. Мама должна приучать кроху к распорядку именно с раннего возраста, что в результате положительно отразиться на его самочувствии.
Полная версия статьи: Развитие ребенка до года : Что умеет ребенок в 2 месяца
Какое раннее развитие нужно?
Очень часто раннее развитие нужно для удовлетворения материнского самолюбия: вот, смотрите, нам три с половиной, а мы буквы знаем, цвета различаем, солнышко ровным кругом рисуем — и малыш у меня самый умненький, и я идеальная мама!
Ровесники действительно не знают букв, цветов и рисуют загогулины.
Но дети идут в школу и… выясняется, что те, которые года в три благодаря методикам раннего развития казались вундеркиндами, сравнялись с «отстающими», и в школу идут на равных. Дальнейшая учеба и вовсе может никак не отразить «прорыва», случившегося в 3, 4 года…
Исходя из этого, нужно ли раннее развитие?
Отвечая на этот вопрос, нужно честно решить, зачем оно именно вашему ребенку? Именно поскорее выучиться читать-писать? Или, может, в общем развить мелкую моторику, потренировать память, логику, дать проявиться творческим способностям – и неважно, что ребенок не зачитает, а, к примеру, начнет изрисовывать обои фантастическими шедеврами?
Второй ответ кажется здесь, в статье, таким логичным и правильным, но ведь многие руководители детских студий и групп регулярно слышат от родителей именно это: «А он читать начнет?!».
С 21 по 24 неделю
У некоторых грудничков получается ползать. Они садятся в кроватке, но могут сидеть совсем недолго – позвоночник пока недостаточно развит. Зубки продолжают резаться и доставлять всем беспокойство. Если малыш капризничает – скорее всего, это из-за зубов. В полгода следует еще раз показаться педиатру. Навыки полугодовалого ребенка:
- ребенок сидит некоторое время в коляске или на детском стульчике (можно подпереть его спинку подушками, чтобы помочь держать позу);
- он успешно ползает;
- он смеется, бормочет и лепечет, поет;
- кроха любит прыгать, когда взрослый поддерживает его за подмышки.
Шестой месяц
Ребенок в 6 месяцев лучше выражает свои эмоции и желания, часто озвучивает их. Теперь он может плакать не только тогда когда ему некомфортно или он хочет кушать. Плач может быть вызван желанием сменить занятие или же поиграть с другой игрушкой. Активное укрепление мышц спины и шеи способствуют умению сидеть, ребенок может без поддержки просидеть короткое время. Но самостоятельно приседать он научится чуть позже. Лежа на животе подтягивает поочередно ножки и пытается встать на четвереньки, чтобы поползти.
Физическое развитие
В этом возрасте при подтягивании за руки малыш садится из положения лежа на спине. Сидит при поддержке взрослых или опоре в виде подушек. Осваивает ползание вперёд. Ребенок уже способен удерживать игрушку и перекладывать её из одной руки в другую.
Психомоторное развитие
Шестимесячный малыш уже может отличить своё имя от других и реагирует на его произношение. У младенца появляется лепет, отдельные слоги (“па”, “ба”, “ма”). В этот период малыш любит находиться на руках у мамы. Кроха перестает плакать, когда его берут на руки.
Основные моменты развития ребенка шестого месяца жизни:
- осваивает ползание “по-пластунски”, к концу 6-ого месяца может отползти на 20-30 см к предмету;
- вставая на четвереньки, учится раскачиваться вперед-назад, что способствует укреплению навыка ползания;
- в игре использует обе ручки, перекладывает игрушки из одной руки в другую;
- играет на развивающем коврике с небьющимся зеркалом, отдает предпочтение музыкальным игрушкам;
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 650 г.
Увеличение роста – на 2 см.
Возрастные этапы развития ребенка
Процесс развития детей делят на два основных этапа: внутриутробный или пренатальный и внеутробный. Они охватывают период от зачатия до полового созревания.
Весь этот долгий путь разделили на несколько дистанций (этапов):
- пренатальный – около 38 недель от зачатия до рождения;
- новорожденный – от 0 до 1 месяца;
- грудной возраст – до 1 года;
- раннее детство – от 1 до 3 лет;
- дошкольники – 3-7 лет;
- младший школьный возраст – 7-12 лет;
- подростковый или период полового созревания – от 12 до 17-18 лет.
Внутриутробный период становится базой, формирующей внутренние органы. Правильное питание и образ жизни матери оказывают значительное влияние на развитие маленького человека.
Пренатальный этап делится на три стадии:
- зигота – до 2 недель в этот период оплодотворенная яйцеклетка интенсивно делится, создавая эмбрион;
- эмбриональная – до 8 недели, на этом этапе формируются органы и системы малыша, начинает биться его сердце;
- стадия плода – с 9 до 40 недели плод активно растет, увеличивается в размерах, все системы готовятся к самостоятельной жизнедеятельности.
Стадии после рождения:
- К моменту рождения малыш умеет реагировать на раздражители, различать голоса, чувствовать вкус и прикосновения. Некоторые черты характера ребенка закладываются в это время, поэтому так важен контакт матери и малыша.
- Новорожденному в первые минуты внеутробной жизни приходится приспосабливаться к новым непривычным условиям жизни. Его атакуют агрессивные факторы внешней среды. Устойчивость иммунитета новорожденного обеспечивает грудное вскармливание. Малыш еще не умеет управлять своим телом, уход за ним полностью ложится на родителей.
- Первый год жизни ребенка связан с обучением, он учится сидеть, ползать, ходить, взаимодействовать с внешним миром. Возрастные изменения сопровождаются интенсивным ростом, к концу первого года вес тела увеличивается в 2 раза, а рост на 50%. Для полноценного развития малышу требуется режим питания и полезная пища. К 10-11 месяцев у грудничков формируются зачатки речи, они уже не просто «агукают», а произносят 5-8 простых слов.
- Раннее детство и дошкольный возраст сопровождаются замедлением темпов увеличения роста тела, теперь на первый план выходит формирование двигательных функций и психологического развития. Изменяется рацион питания, расширяются границы окружающего мира. Дети попадают в дошкольные учреждения, где наблюдается тесный контакт со сверстниками. Этот период сопровождается частыми болезнями, пассивный иммунитет, переданный матерью, слабеет, а собственные защитные силы организма только формируются. Предотвратить появление опасных заболеваний помогает своевременное прививание. У дошкольников происходит осознание себя как отдельной личности, они активно мыслят, овладевают начальным багажом знаний.
- Поступление в школу и первые годы обучения становятся важным этапом адаптации к социальным нормам. Дети находятся в физическом и психическом напряжении, необходимо обеспечить контроль над их питанием и полноценным отдыхом. Психологическая поддержка родителей не менее важна, чем забота о физическом состоянии.
- Подростковый период – один из критических этапов в жизни человека. Возрастные изменения организма, находящегося под влиянием гормональной перестройки, сопровождаются эмоциональной неустойчивостью. Конфликты со старшими и ровесниками, заниженная самооценка – с этими трудностями сталкивается большинство подростков. Сроки полового созревания зависят от индивидуальных особенностей, девочки развиваются быстрее мальчиков. Этот этап завершает физическое и психическое развитие ребенка. Перед нами взрослый самостоятельный человек.
Таблица ключевых моментов развития ребенка от 0 до 1 года
Краткий обзор в таблице, где указано развитие ребенка до года по месяцам, станет отличной «шпаргалкой» для молодых мам.
Возраст | Речевое развитие | Двигательное развитие | Психическое развитие |
1-1,5 месяца | Тихое гуление | Первые попытки приподнимания головы | Кратковременно следит взглядом за погремушкой |
2 месяца | В хорошем настроении понемногу гулит | Лучше координирует движения | Удерживает взгляд на движущемся предмете |
3 месяца | Длительное гуление | Уверенно держит голову | Поворачивается к источникам звука |
4 месяца | На смену гулению приходит первый лепет | Не отрывает взгляд от движущихся предметов | Отличает маму от посторонних |
5 месяцев | Лепечет, произносит слоги «ма, «па» | Самостоятельно переворачивается, ползает назад | Настораживается при чужих голосах |
6 месяцев | Активный лепет, воспроизводит простые слоги | Ползает «по-пластунски» | Проявляет эмоции радости и недовольства |
7 месяцев | Лепет, появление слогов «та», «на» «да» и др. | Сидит с опорой, ползает вперед | Понимает интонацию, слово «нет» |
8 месяцев | Первые односложные слова | Встает и передвигается у опоры, самостоятельно сидит | Расширяется диапазон эмоций (удивление, настойчивость) |
9 месяцев | Активное лепетание, новые слоги | Стоит и ходит с опорой, ползает | Понимает простые поручения |
10 месяцев | Произносит простые слова «ля-ля», «ав-ав» | Садится из положения стоя, пытается ходить | Повторяет за мимикой взрослых |
11 месяцев | Выражает желания — «на,» «дай» | Поднимает предметы с пола, встает, приседает | Показывает по просьбе знакомые предметы, части тела |
12 месяцев | Много лепечет, осознанно произносит слова «мама», «баба» | Активно передвигается, ложится, встает, ходит | Понимает взрослую речь, реагирует на просьбы и запреты |
Короткое видео-резюме о развитии ребенка по месяцам:
Четвертая неделя жизни
Время летит очень быстро. Проходит первый месяц жизни. Это стадия перехода от статуса новорожденного к статусу младенца. У малыша укрепляется вестибулярный аппарат. Он осознает свое положение в пространстве. Вскоре это поможет ему научиться переворачиваться и хватать игрушки.
Ножки и ручки пока полусогнуты, поскольку сгибательные мышцы пока сильнее разгибательных. Гипертонус мышц у малыша первого месяца жизни – нормальное явление. Беспокоиться пока рано. Когда ребенку исполнится месяц, надо посетить педиатра, который определит степень его развития и соответствия возрастным нормам. В конце 4 недели:
- ребенок способен сфокусировать взгляд на рассматриваемом предмете;
- он поворачивает голову в сторону раздающегося неподалеку звука;
- поднимает и недолго держит голову, лежа на животе;
- узнает родителей и реагирует на их появление.
Мой ребенок не такой, как все
Если оказалось, что ваши недавние сомнения – всего лишь проявление тревожности за любимое чадо, то, скорее всего, подобное повторится и в будущем. Раз за разом вы будет примерять на него симптомы разных заболеваний, сравнивать и сомневаться.
При обнаружении патологии ситуация развивается еще хуже. Поставленный диагноз, даже при успешной корректировке, оказывает тяжелое воздействие на родителей малыша. Это трудно пережить без последствий, но необходимо, чтобы вы держались ради своего ребенка, ведь без вас ему точно не справиться с заболеванием
Важно осознать, что вне зависимости от состояния, он такой-же человек и любимое вами чадо как до осмотра доктором, просто с некоторыми особенностями развития и свежей записью в больничной карточке
Если вам тяжело самостоятельно справиться со своим состоянием, обратитесь к когнитивно-поведенческому терапевту, вступите в группу родителей детей с такой-же или подобной патологией. И помните, что неизлечимых болезней не существует, есть те, к которым еще просто не успели подобрать лечение.
Одежда
Прежде чем научиться одеваться, ребенок учится раздеваться. В 1 год 3 месяца он уже может стягивать ботинки, носки и шапочку, в два года — вылезает из пальто, поднимает ручки, чтобы помочь вам снять свитер, стягивает с ног брюки…
Ребенок будет готов одеваться сам к 3 годам, некоторые трудности будут вызывать вещи с узким горлом, например свитера. Научиться надевать носки и ботинки — задача не из легких. Он часто путает правый и левый ботинки.
О шнурках и говорить нечего, а вот липучки ему наверняка понравятся. Так же и с майками — шиворот-навыворот, задом наперед. Покупайте малышу майки с рисунком, так он сможет найти «перед». Каким бы сложным ни был этот процесс, ребенок постепенно его освоит. Помогайте ему справляться с трудными деталями гардероба, но настаивайте на том, что все, что он умеет, он должен надевать сам.
Развитие детей по месяцам
В первый год жизни каждый ребенок получает определенные навыки и развивает умения, которые происходят примерно одинаково у всех.
Как должен развиваться ребенок?
1-й месяц. Преобладает сгибание в суставах рук и ног; лежа на животе, поворачивает голову в стороны; движения в конечностях (сгибания и разгибания) некоординированные, симметричные; крик громкий, не болезненный; к концу 1-го месяца жизни ребенок кратковременно, на несколько секунд, приподнимает голову, лежа на животе; начинает прослеживать за движущейся игрушкой глазами.
2-й месяц. Увеличивается объем движений в конечностях; отводит руки в стороны, разжимает кулачок; лежа на животе, более продолжительное время удерживает голову, начинает удерживать ее в вертикальном положении, но еще не постоянно (“болтающаяся голова”). Тонус в конечностях становится менее напряженным, нет сопротивления при разгибании конечностей. Лучше фиксирует взор на неподвижном предмете, за предметом начинает прослеживать с поворотом головы. Гулит, улыбается — поворачивает глаза в сторону источника звука.
3-й месяц. Поднимает руки выше горизонтального уровня, удерживает вложенную в руку игрушку, тянет ее в рот. Хорошо удерживает голову в положении лежа на животе, начинает опираться на вытянутые вперед предплечья, удерживает голову в вертикальном положении, оживляется при виде матери, узнает ее. Следит за игрушкой с поворотом головы и глаз, произвольно захватывает рукой доступный предмет. Гулит — дольше тянет гласные звуки, поворачивает го-лову в сторону источника звука.
4-й месяц. Начинает поворачиваться на бок; лежа на животе, приподнимает на руках верхнюю часть туловища, при потягивании за руки — присаживается. Узнает близких; выражен комплекс оживления при виде родителей, бутылочки с молоком; активно реагирует на зрительные и слуховые раздражители, хватает руками игрушки, рассматривает их. Смеется, громко и протяжно произносит гласные и согласные звуки.
5-й месяц. Поворачивается со спины на живот; лежа на животе, вытягивает одну руку, поддерживая себя другой, перемещает тело с одной руки на другую.
6-й месяц. Поворачивается с живота на спину, начинает сидеть при поддержке за одну руку, затем — самостоятельно. В 5—6 месяцев появляется лепет: произносит отдельные слоги, начинает понимать речь окружающих. Перекладывает игрушку из одной руки в другую.
7-й—8-й месяцы. Устойчиво сидит, начинает садиться сам, встает на четвереньки, при поддержке встает на ноги. Движения рук становятся более целеустремленными, хлопает в ладоши. Ищет взглядом нужный предмет, хорошо различает взрослых. Понимает интонацию, слова, обозначающие предметы и действия. Повторяет слоги.
9-й—10-й месяцы. Встает на колени, на ноги у опоры, передвигается возле нее; ползает, пытается стоять самостоятельно. Движения более координированы. Берет предметы двумя пальцами. Разбрасывает и собирает игрушки, с помощью взрослого пользуется ложкой, повторяет движения взрослых, находит называемые (наиболее употребляемые) предметы, любимые игрушки. Произносит отдельные слова (мама, папа). Выполняет простые требования, понимает запреты, сознательно пользуется горшком.
10 месяцев
Малыш уже может быстро переводить взгляд с птичек за окном на собственные пальчики — такая способность называется зрительной аккомодацией. Но зрение крохи по-прежнему несовершенно, и когда мама отходит хотя бы в дальний угол комнаты, она кажется ему очень далекой (кстати, это одна из причин, почему дети буквально ни на шаг не любят отпускать от себя взрослых).
Оттолкнувшись от маминых рук, малыш учится стоять сам, а иногда и усложняет себе задачу: стоит, потом приседает и неуклюже поднимается. Родителям теперь не удастся спокойно посидеть, ведь кроха уже с удовольствием ходит за ручки и тянет маму туда, куда хочет сам.
Теперь малыш понимает, для чего нужны разные игрушки, и использует их по назначению: машинку катает, мячик бросает, книжку листает. Ребенок наконец-то может занять себя сам и без труда находит себе развлечение минут на двадцать.
Приучение к пассивному способу получения информации
Иногда родители стремятся донести до ребёнка как можно больше разных знаний и рассказывают ему множество фактов. Так малыш привыкает к пассивному способу получения информации: когда кто-то готовит информацию, а ребёнок ее «поглощает». В таком случае ребёнок не учится добывать информацию самостоятельно и делать выводы самому.
Например, как научить малыша различать фрукты и овощи? Можно просто заучить, а можно вместе, задавая вопросы, вывести закономерности и свойства, присущие фруктам и овощам. Тогда чтобы определить, овощ или фрукт морковь, ребёнок будет думать, где растет (в огороде, в земле) и что из него делают (суп, не компот или варенье) и т.п. Надо давать малышу возможность самому делать выводы, даже самому маленькому.
Стало известно, как Кирстен Данст назвала сына. Это интересно — и вот почему
Не спешите рассказывать обо всем на свете, например, что при смешении желтого и красного получится оранжевый цвет. Если он смешает краски сам и обнаружит оранжевый, этот факт гораздо прочнее закрепится в памяти, потому что ребёнок дошел до него сам, а не просто услышал от родителей.
Вообще, очень полезно задавать вопросы: «Как ты думаешь, что получится, если…» и вместе порассуждать о разных вариантах.