Две недели слез и протестов: первоклассник пошел в школу

Как ребенку быстро адаптироваться к школе: 10 практических советов

Введение

Актуальность темы. Наиболее значимой проблемой теоретического и практического осмысления в педагогике начальных классов является исследование адаптационного периода первоклассников, проблема создается посредством многообразия используемых понятий и терминологии, обусловленное их разноплановостью. Нельзя не отметить, что эволюция понятия «адаптация» имеет стремительный путь развития и возникнув в биологии, стремительно переместилось в другие отрасли наук и приобрело статус общенаучного. Данный термин, по своей сути, величает в себя «существенные характеристики явлений и процессов, наблюдавшихся и в других областях действительности и, соответственно, излучавшихся различными отраслями знания» . Проблема адаптации детей к условиям обучения в начальной школе в настоящее время приобретает все большую актуальность.

На сегодняшний день проблема социально-психологических условий адаптации детей в ситуации школьного обучения активно изучается педагогами, психологами, социальными работниками. Адаптация младшего школьника представляет собой особый и сложный период в его жизни: ребенок осваивает новую социальную роль ученика, с появлением одноклассников и учителей меняется социальное окружение ребенка. Вхождение ребенка в школьную жизнь, его адаптация происходит на всем протяжении начальной школы, что требует от него довольно сложной психологической перестройки. Новый опыт учебной деятельности, к сожалению, не всегда способствует позитивному восприятию ребенком установок и правил школьной жизни. Нереализованные ожидания, связанные с учебой, трудности общения с учителем или сверстниками, повышенное эмоциональное напряжение в ходе обучения – данные факторы могут способствовать формированию у младших школьников трудностей в процессе адаптации к школе.

Теоретическая основа ВКР представлена в трудах следующих авторов: Л.Н. Волошиной, А.И. Прихидько, О.А. Саньковой, Н.В. Соколовской, Н.Е. Шустовой и др.

Объект исследования – социально-психологическая адаптация первоклассников к образовательной среде.

Предмет исследования – особенности социально-психологической адаптации первоклассников в условиях Прогимназии.

Гипотеза исследования – процесс адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе является более успешным в условиях Прогимназии, по сравнению с детьми средней общеобразовательной школы (у первоклассников Прогимназии более высокий уровень адаптированности и учебной мотивации).

Цель исследования: изучить различия в особенностях социально-психологической адаптация детей младшего школьного возраста в условиях Прогимназии.

В соответствии с целью сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
  2. Изучить адаптацию первоклассников в условиях Прогимназии.
  3. Изучить адаптацию первоклассников общеобразовательной школы.
  4. Выявить особенности адаптации первоклассников в условиях Прогимназии.

Экспериментальной базой выступала МБОУ «Прогимназия № 237 «Семицветик» и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 67» Кировского района города Саратова.

Методологическая основа исследования – положения теории Л.С. Выготского, отражающие роль среды в развитии личности ребенка; подходы к изучению возрастных задач младшего школьного возраста (Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин), подходы к изучению социально-психологических условий адаптации детей к школьному обучению (Л.Н. Волошина, А.И. Прихидько, О.А. Санькова, Н.В. Соколовская, Н.Е. Шустова и др.).

Практическая значимость работы заключается в том, что выявленные результаты исследования могут найти свое применение в психолого-педагогической работе с детьми младшего школьного возраста с целью повышения их адаптации к школе, а также в консультировании родителей по вопросам обучения ребенка.

Методы исследования: теоретические (анализ литературы), эмпирические (психодиагностические методики), статистические методы обработки данных.

Структура работы обусловлена ее содержанием и задачами, и включает в себя введение, две главы, пять параграфов, заключение, список использованных источников и приложения.

Советы психолога

Ниже, перечислены базовые рекомендации профильных специалистов (социального педагога и детского психолога), направленные на максимально мягкую, быструю и легкую адаптацию ребенка к 1 классу школы.

Методика адаптации детей к школе

Существует множество методик адаптации детей к школе, в том числе специализированного характера для учащихся со специфическими потребностями (инклюзивные классы). Мы предлагаем наиболее простые общие подходы, которые могут помочь типичному ребенку без особых проблем со здоровьем (физических либо психических) быстро освоиться в школе. При серьезных затруднениях, связанных с особыми факторами социально-психологической интеграции детей в любом случае родителям требуется помощь квалифицированных специалистов.

Хвалить, а не ругать. Временная неуспеваемость первоклассника, особенно на начальном этапе посещения школы, объяснима сложностями интеграции в новый для него социум. Нельзя ругать ребенка за плохие результаты или как-либо выражать недовольство — это вызовет в нём массу негативных эмоций и снизит интерес к учебе. Хвалите чадо при малейшей возможности и даже малом успехе; Сравнение с другими — недопустимо. Довольно часто, не слишком дальновидные родители начинают публично сравнивать способности и таланты своего ребенка с каким-либо другим (сыном подруги, дочерью знакомой и так далее), указывая на недостатки чада. Делать это не допустимо! Таким образом, существенно снижается самооценка и исчезает мотивация к дальнейшей учебе. Сравнивать ребенка можно только с ним самим, делая акцент на улучшении собственных результатов; Щадящая оценка. Не ждите быстрых и высоких результатов в учебной деятельности ребенка — первый год познавательный процесс сформирован таким образом, чтобы привить ребенку интерес и любовь к школе, оценки же отходят на второй план. Более того, для смягчения процесса адаптации в 1 классе начальной школы вообще не проводится официальное оценивание, а домашние задания — минимальны; Развитие скрытого потенциала

Если ребенок любит публичное внимание, очень любознателен и имеет нерастраченную в школе энергию, то стоит найти ему наиболее подходящую сферу, где он сможет реализовать себя в рамках продуктивного процесса. Это может быть спорт, танцы, различные кружки

Естественно, дополнительные занятия и род деятельности должны в обязательном порядке согласовываться с чадом и не мешать отдыху, а также основному школьному обучению; Награда. Лучшая награда для первоклассника — это не игрушки и сладости (они должны предоставляться в меру и не как плата за хороший результат в учебе либо поведении), а доверительное, открытое общение и похвала.

Признаки успешной адаптации детей к школе

Как можно понят, что ребенок полноценно освоился в школе? В первую очередь, понаблюдать за ним!

Признаки завершения адаптации и перехода к продуктивному учебному процессу с социальной интеграцией в новое для себя общество:

  • Ребенку нравиться ходит в школу, он с большим удовольствием рассказывает обо всех аспектах нахождения в классе, своих маленьких победах и неудачах;
  • Малыш хорошо спит, жизнерадостный, активный, любопытный, не жалуется на разнообразные боли (в том числе мнимые), редко болеет;
  • Чадо самостоятельно одевается и переодевается (как дома, так и в школе), хорошо ориентируется в здании учебного учреждения, без проблем ходит в столовую и туалет, а при необходимости может обратиться к педагогам за помощью;
  • У ребенка появились друзья в классе, он знает их по именам и общим интересам;
  • Чадо положительно относится к основному учителю и иным преподавателям, а на предложение вернуться в дошкольное учреждение отвечает решительным отказом.

Публикация «Рекомендации родителям „Первый раз в первый класс!“ (об адаптации первоклассников к школьному обучению)» размещена в разделах

  • Адаптация в детском саду. Консультации
  • Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
  • Адаптация и дезадаптация школьников
  • Готовность к обучению в школе. Консультации
  • Консультации для родителей
  • Консультации для родителей первоклассников
  • Школа. Материалы для школьных педагогов
  • Темочки

Адаптация — это не результат, а процесс привыкания к новым условиям. И каждый ребёнок проходит его по-своему. Понимание, того, что течение этого процесса сугубо индивидуально, поможет вам поддержать именно вашего ребёнка так, как это требуется именно ему.

Как понять, что чувствует ваш ребенок?

Закройте глаза и примите удобную позу. Представьте, что вы попали в незнакомой город, где его жители привлекают к вам интерес, что-то говорят, делают, требуют, но вам непонятно насколько эти люди добры именно к вам и какие у них вообще намерения. В этом городе все жители бегают, кричат, смеются, плачут, а вам непонятно где спрятаться и нужно ли это делать, какие здесь правила. Представили? Отлично!

Теперь постарайтесь прислушаться к себе и своим эмоциям внутри этой фантазии. То, что вы поймёте и почувствуете, поможет вам приблизиться к переживаниям вашего ребёнка

Старайтесь отвергнуть и не принимать во внимание свой прошлый житейский опыт каким бы он ни был. Сейчас вы житель этого города, а опыта (положительного или отрицательного у вас нет)

Почему важно не принимать во внимание свой прошлый опыт?

Потому что, очень часто родители передают своим детям, свои страхи и тревоги, связанные со школой.

Адаптация к школе или новому классу длится от 6 недель до 6 месяцев и зависит от многих факторов: атмосфера в семье, личные особенности характера, уровень знаний и умений, тип школы, уровень сложности программы и т. д. Гармоничное протекание процесса невозможно без помощи взрослого, от которого ждут разъяснений и уточнений, а также помощи, слов поддержки или просто объятий.

Этапы адаптации в школе:

1 этап «Разведка». Занимает от 2-3 недель. В этот период ребёнок присматривается и изучает новые условия, границы, правила в коллективе.

2 этап «Притирка». Занимает от 2-3 недель и более. В этот период ребёнок учится и приспосабливается к новым условиям. В голове начинают выстраиваться личные схемы поведения и это даёт ребёнку больше уверенности и понимания того, как быть дальше.

3 этап «Устойчивость». Занимает от 5 недель до года. В этот период ребёнок уже более уверен в выбранной форме поведения.

Формируется четкое понимание «Я — школьник и поэтому. «

!Если у вас появилось сомнение, что у вашего ребёнка адаптация протекает нормально, обязательно поговорите с учителем, с педагогом-психологом.

Успешной адаптации в школе помогают:

— высокий уровень образования родителей;

— адекватные методы воспитания;

— уважение прав ребёнка;

— готовность ребёнка к школе;

— наличие полной семьи;

— положительное отношение в семье к статусу «школьник».

Полезная шпаргалка родителям школьника:

— Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ваш голос.

— Не торопитесь. Умение рассчитать время — ваша задача. Если вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет.

— Отправляя ребёнка в школу, пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов, вместо «Смотри, не балуйся!».

— Встречая ребёнка из школы, не задавайте кучу вопросов, дайте немного расслабиться, отдохнуть. Вспомните, как вы чувствуете себя после рабочего дня.

— Если вы видите, что ребёнок огорчён, молчит — не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам.

— После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребёнку необходимо два часа отдыха.

— Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий — 10 минут перерыв.

— Во время приготовления уроков, и если нужна ваша помощь — наберитесь терпения! Это очень важно. крик, ор, обзывания, оскорбления, не дадут результатов, а спокойный тон и поддержка необходимы

— Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребенку. Обнимайтесь, общайтесь.

— Выбирайте единую тактику общения с ребенком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу тактики решайте без него.

— Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.

— Учтите, что даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Всё это успокоит ребёнка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.

Все эти рекомендации помогут вам и вашим деткам пройти процесс адаптации легко, непринужденно и с удовольствием! Желаю удачи!

Как помочь ребёнку в процессе адаптации к школе

Вот несколько практических советов, которые помогут в школьной адаптации первоклассников. 

Совет 1. Отслеживайте собственное состояние

Правила инструкции по безопасности в самолёте гласят: сначала наденьте кислородную маску на себя, а потом на ребёнка. Взрослым и самим бывает сложно, когда малыш впервые идёт в школу. Ведь это значит, что время летит, сын или дочь взрослеют и меняются, а мы стареем.

Но если родитель не осознаёт своих чувств и не умеет проговаривать негативные эмоции, он может подсознательно копить в себе страхи и выплёскивать их на ребёнка

Поэтому научитесь обращать внимание на то, как вы себя чувствуете, и будьте честными с сыном или дочерью

Не бойтесь прямо обсуждать и выражать свои эмоции — и не только во время адаптации первоклассников к школе, но и на постоянной основе. Дети очень тонко чувствуют, если родители скрывают что-либо и замыкаются в себе. 

Совет 2. Поддерживайте ребёнка во время адаптации 

Иногда мамы и папы начинают требовать от малыша слишком многого, мотивируя это лозунгами «Ты же уже взрослый! В первый класс пошёл!». Но несмотря на формальное начало школьного обучения, перед вами всё тот же малыш, который нуждается в заботе и поддержке.

Объясните ему, что ошибаться — это нормально, и что вы в любом случае останетесь на его стороне. Подчёркивайте его успехи, чтобы ребёнок сам понимал, где у него сильные стороны, а где надо напрячься. Помогайте верить в свои силы и хвалите. Дом малыша должен быть местом силы, крепостью, где можно отдохнуть и расслабиться

В процессе адаптации первоклассников важно всегда быть рядом с ребёнком и защищать от тревоги и неопределённости. 

Совет 3. Следите за здоровьем

Важно соблюдать режим в процессе адаптации детей к первому классу. Придерживайтесь правил здорового сна ребёнка — не менее 9,5 часов. Отход ко сну желателен в промежутке от 21:00 до 21:30

Не забывайте и про питание — малыш должен хорошо есть и получать все необходимые витамины

Отход ко сну желателен в промежутке от 21:00 до 21:30. Не забывайте и про питание — малыш должен хорошо есть и получать все необходимые витамины.

Адаптация ребёнка-первоклассника пройдёт легче, если он живёт по режиму и правильно питается. Но нередко дети всё равно заболевают из-за психосоматических причин — от стресса и избытка эмоций, связанных с началом обучения. Следите, чтобы малыш не переутомлялся, и контролируйте его эмоциональное состояние. 

Совет 4. Интересуйтесь

Чтобы предотвратить возможные трудности адаптации первоклассника, важно «держать руку на пульсе» и узнавать, как обстоят дела в школе. Часто родителей беспокоит лишь вопрос «чем тебя кормили?», но нужно быть в курсе и остального. Расспрашивайте, как прошёл день, проявляйте интерес к его школьной, а не только учебной жизни: «Как сегодня Наталья Юрьевна? Добрая или строгая была? Тебя спрашивали? Было интересно или скучновато? А ребята как? Что на переменах делаете?» 

Расспрашивайте, как прошёл день, проявляйте интерес к его школьной, а не только учебной жизни: «Как сегодня Наталья Юрьевна? Добрая или строгая была? Тебя спрашивали? Было интересно или скучновато? А ребята как? Что на переменах делаете?» 

Совет 5. Помогайте

Поначалу, пока ребёнок не научился всё делать полностью самостоятельно, важно следить, чтобы он был готов к урокам, понимал материал, собирал ранец. Постепенно учите его делать это самостоятельно, но в первое время периода адаптации первоклассника лучше контролировать. Не стоит сразу взваливать на малыша всё бремя ответственности. 

Не стоит сразу взваливать на малыша всё бремя ответственности. 

<<Форма курс 1-4>>

Трудности адаптации детей к школе

Родителям не всегда легко заметить проблемы с адаптацией к школе у своего ребенка, поэтому следует разговаривать с ним о неудачах, проблемах и страхах, связанных с учебой. Но даже их отсутствие не гарантирует, что проблем нет.

О трудностях адаптации первоклассников к школе можно догадаться по некоторым признакам.

Неуспеваемость по предметам. Один из самых частых признаков трудностей адаптации. Если снижение оценок у ребенка стало уже хроническим, то за ним кроются психологические причины: неуверенность в своих способностях, неумение организовать свой режим, несформированность учебных умений, отсутствие мотивации к обучению.
Избегание деятельности, уход в себя. Ребенок полностью погружается в свои мысли на уроках: отвечает невпопад, отказывается работать, не слышит инструкцию учителя. На переменах он тоже не проявляет активности. Такая ситуация часто складывается, когда дети не получают необходимого внимания. Вместо наказания учитель должен спокойно побеседовать с учеником и выяснить причины такого его поведения.
Игнорирование правил поведения

Плохое поведение ребенка — это действенный способ обратить на себя внимание. Причины могут быть различными: несогласие со школьными порядками, конфликт или непонимание с кем-то из педагогов, скука на уроках (ребенок по развитию опережает программу, а учитель не учитывает эту особенность).
Вербализм

Этим понятием психологи обозначают ситуацию, когда речевое развитие преобладает над интеллектуальным. Ребенок говорит много, возможно создает впечатление смышленого и развитого не по годам, активно работает при устных опросах, но при этом не справляется с заданиями школьной программы. Исправить ситуацию и помочь успешно адаптироваться к школе могут лишь тренировки с логическими и творческими заданиями.
Лень. Во время психологической адаптации это явление может проявляться особенно остро. Лень не только влияет на успехи ребенка, но и снижает интерес к школьной жизни в целом. Ее возникновение могут спровоцировать многие причины: сниженный познавательный интерес, страх неудачи, особенности темперамента, неуверенность в себе, избалованность и слишком легкие успехи (например, у одаренных детей).

Составляющие психологической готовности к школе

В психолого-педагогической литературе проблема готовности к школе рассматривается как достижение ребенком школьной и социальной зрелости.

Школьная зрелость – это такой уровень развития организма ребенка (развитие физиологических и психологических систем организма), при котором ребенок может справиться со всеми требованиями школьного обучения. Школьная зрелость определяется физической готовностью ребенка к школе.

Социальная зрелость- это степень готовности ребенка к изменению его места в системе общественных отношений, к принятию положения школьника. Социальная зрелость выражается в психологической готовности к школе.

Психологическая готовность к школе включает мотивационную готовность, интеллектуальную (умственную), волевую и эмоционально-нравственную.

Под мотивационной готовностью ребенка к школе понимают положительное отношение к школе, к учению, как к серьезной, сложной, но необходимой деятельности. Основными компонентами мотивационной готовности являются:

  • Правильное представление об учении и школе;
  • Желание идти в школу;
  • Познавательный интерес к окружающему.

Рекомендации для родителей:

*   Важно рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, и какие обязанности он там будет выполнять. **  На доступных примерах уже пятилетним детям можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка

**  На доступных примерах уже пятилетним детям можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка. Умственная готовность

Умственная готовность

Готовность детей к школе в плане умственного развития определяется несколькими взаимосвязанными компонентами:

  • Наличие у ребенка достаточно широкого запаса знаний об окружающем мире;
  • Общим уровнем развития познавательных психических процессов (внимания, памяти, мышления);
  • Соответствующим уровнем развития познавательной деятельности;
  • Уровнем речевого развития;

Эмоционально-нравственная готовность к школе включает в себя способность детей устанавливать и поддерживать деловые и личные отношения со взрослыми  и сверстниками, соблюдать нравственные нормы и правила поведения.

Под волевой готовностью к школе понимается умение ребенком регулировать свое поведение, деятельность в достаточно сложных ситуациях, связанных с напряжением.

Рекомендации для родителей

  • Давайте детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просите детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что все они услышали и правильно поняли.
  • Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определенной последовательности кружки, квадраты, треугольники, прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Можно также попросить ребенка подчеркивать или вычеркивать определенную букву (или геометрическую фигуру) в предложенном тексте.

Трудности адаптации первоклассников: группы риска

Проблемы в первый школьный год возникают практически у всех детей. Особые сложности адаптация к школе вызывает у детей с индивидуальными характеристиками работы нервной системы. Прежде всего в группе риска гиперактивные дети. Им сложно находиться в одном положении, ребенок привык свободно двигаться, и спокойно слушать учителя у него не получается. Такие дети часто отвлекаются и могут регулярно нарушать правила поведения в школе

Ругать и наказывать такого ребенка бесполезно, лучше всего попробовать спокойно объяснить важность школы в его жизни и постараться заинтересовать его учебой. Если гиперактивность ребенка – не только мнение родителей, но и поставленный специалистом диагноз, адаптация к школе потребует дополнительной помощи со стороны специалистов.

Вторая группа риска во время адаптации к школе – дети с высокой утомляемостью. Такие детки быстро устают от высокой концентрации, которая требуется при выполнении заданий учителя, им сложно сразу сделать все домашнее задание. В таком случае идеальным решением для первого года обучения станет индивидуальный график работы с постепенным увеличением учебного времени и сокращением перерывов

Очень важно, чтобы график ребенка был одинаковым и дома, и в школе.

Адаптация к школе вызывает сложности и у одаренных детей. Зачастую уже до начала первого школьного года они обладают весьма развитыми познавательными способностями и хорошим уровнем знаний. Основная проблема таких детей в школе – скука. Материал, который объясняет учитель, им уже известен либо становится понятен быстрее, чем другим детям. Адаптировать одаренного ребенка к условиям обычного класса сложно, в большинстве случаев лучшим решением будет перевести малыша на специальную программу обучения или даже в другую школу.

Трудности адаптационного периода

Дезадаптация – это нарушения в процессе приспособления к новой реальности, то есть негативные проявления, которые мешают ребенку в нормальной адаптации в школе.

С какими трудностями сталкиваются первоклассники

Недопонимание с учителем, проблемы с установлением контакта со сверстниками, неготовность освоения школьной программы, трудности в семье, проблема утреннего пробуждения, непривычное питание в школе – на самом деле любые сложности могут привести к нарушению адаптации младших школьников. Как определить, есть ли они, особенно, если ребенок о них не говорит?

Признаки дезадаптации в начальной школе:

  • негативное отношение к школе, желание вернуться в детский сад, отрицательные высказывания об учителях и одноклассниках;
  • частые жалобы на физическое состояние, плохое самочувствие в будни, которое улучшается на выходных;
  • отсутствие какого-либо желания говорить о школе, односложные ответы на вопросы родителей, подавленность и замкнутость ребенка;
  • резкая смена поведения – например, ребенок всегда был подвижным и жизнерадостным, но вдруг стал пассивным, флегматичным, равнодушным;
  • отсутствие мотивации и интереса к обучению, нежелание узнавать что-то новое, делать уроки;
  • плохое поведение в классе, отсутствие дисциплины, неуправляемость;
  • физиологические нарушения – проблемы с ночным сном, аппетитом, сонливость днем, повышенная утомляемость, нервозность, частые простудные заболевания, боли неясного характера, энурез, обострение аллергических реакций, кожные высыпания и пр.;
  • расстройство эмоциональной сферы – оно может выражаться в плаксивости, вспыльчивости, капризности, раздражительности, подавленности, эмоциональной холодности и безучастности.

Причины школьной дезадаптации

Это могут быть как внешние обстоятельства, например, неблагоприятная среда в школе, так и внутренние противоречия, с которыми сталкивается ребенок.

К основным причинам дезадаптации относят:

  • особенности индивидуального психоэмоционального развития ребенка – стеснительность, неуверенность в себе, дислексия, низкий когнитивный темп развития, синдром дефицита внимания, низкий иммунитет и частые болезни;
  • повышенные физические и психические нагрузки, которые несоизмеримы тем ресурсам, которые есть у малыша;
  • социальные факторы – конфликты с учениками или учителями;
  • внутрисемейные проблемы – кризис отношений у родителей, рождение второго ребенка или же семейные трагедии, например, смерть близкого;
  • гиперопекающие родители – ребенок в такой семье не умеет быть самостоятельным, страдает неуверенностью, у него в принципе будут проблемы с адаптацией в любом социуме;
  • гиперконтролирующие и излишне критикующие родители – вместо поддержки, ребенок сталкивается с критикой, боится приносить плохие оценки, разочаровать родителей или вызвать их гнев;
  • отсутствие аналогичного опыта – например, ребенок не ходил в детский сад (значит ему труднее будет принять распорядок в школе), не имеет братьев или сестер (отсутствие навыков общения со сверстниками).
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: