Методические рекомендации «формирование правильного речевого дыхания у детей-дошкольников»

Развитие речевого дыхания у детей с овз

Содержание

  • Слайд 1

    Речевое дыхание – основа правильной речи

  • Слайд 2

    Речевое дыхание– это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.

  • Слайд 3

    Влияние дыхательных игр и упражнений на речь

    Тренировка дыхательной мускулатуры улучшает кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения, укрепляет иммунитет, нормализует эмоциональное состояние у агрессивных и гиперактивных детей, а также действует как профилактика простудных заболеваний.

  • Слайд 4

    При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:

    не заниматься в пыльном, непроветренном помещении;
    -температура воздуха должна быть на уровне 18 – 20 градусов;
    -не заниматься сразу после приема пищи;
    -не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов
    дыхания в острой стадии;

    Техника выполнения упражнений

    воздух набирать через нос;
    плечи не поднимать;
    выдох должен быть длительным и плавным;
    необходимо следить чтобы не надувались щеки;
    не повторять много раз подряд упражнения, та как может привести
    к головокружению.

  • Слайд 5

    «Бульбульки»
    Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно.

  • Слайд 6

    ЦЕЛЬ: развитие речевого дыхания
    ХОД ИГРЫ: изображая паровозик, покрутите согнутыми в локтях руками в направлении вперед и назад. Произнесите на одном выдохе большее количество слогов ту – ту – ту …

  • Слайд 7

    Дети садятся большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит ёмкость с водой. Предлагаем им провести свой кораблик из одного города в другой, обозначив города значками на краях ёмкости. Чтобы кораблик двигался, нужно на него подуть.
    Дуют, сидя на придвинутом к столу стульчике. В игре принимают участие все.
     

  • Слайд 8

    Взять  пять одинаковых свечей, выполненных из полосок цветной бумаги.
    Предлагаем положить левую руку на живот и на одном выдохе (без добора воздуха) «погасить» 2 свечи, разделив воздух на две порции. Затем погасить 3, 4, 5 свечей. Объём воздуха всё тот же, но каждая порция на выдохе становится меньше. (Движения диафрагмы ритмичные, прерывистые.) Повторить с перерывом 2—3 раза.

  • Слайд 9

    На столе тарелочки с фруктами. Вспоминают названия фруктов, нюхают их. Затем вызывается к столу один человек. Предлагаем закрыть глаза, подносит к лицу одну из тарелочек и просим определить фрукт. Для этого, не открывая глаз, ребенок делает глубокий вдох носом.

  • Слайд 10

    Предлагается спеть «песенки».
    Вдохните воздух и на выдохе произнесите. Песенка должна получиться длинная «А-А-А».
    Постепенно количество «песенок» можно увеличивать.
    «У-У-У; О-О-О; И-И-И; Э-Э-Э»!

  • Слайд 11

    Игра «Бабочка, лети!»
    Материал:
    приготовить 5 бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 10 см. Открытки с изображением цветов. Картон для полянки.

  • Слайд 12

    Игра « Прятки»

    Материал:
    приготовить листы картона, цветной бумаги. Листы цветной бумаги разрезать на полоски и приклеить к картону. На картон наклеить картинки на автоматизируемый звук.

  • Слайд 13

    УДАЧИ И ТЕРПЕНИЯ!

Посмотреть все слайды

3. Дыхательная гимнастика, разработанная А.Н. Стрельниковой.

Эта авторская методика подходит для занятий с детьми от 3 лет. Заниматься можно всей семьей. Цель данных упражнений – увеличение объема вдоха и диафрагмального выдоха. Каждое движение соответствует определенным фазам дыхания. Так, вдохи делаются при движениях, сжимающих грудную клетку. Вдох должен быть максимально активен, выдох – пассивен. Делается шумный короткий вдох носом при слегка сомкнутых губах. Выдох – свободно через рот. Все упражнения ритмизованы. Каждое из них выполняется 8 раз, после 3-5 секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему. Общая продолжительность гимнастики 5-6 минут. В начале осваиваются три упражнения. В каждый последующий день добавляется еще по одному.        Весь комплекс состоит из 11упражнений:

1.«Ладошки»
И.п.: встать прямо, поднять ладони на уровень лица, локти опустить. Делать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный, через нос или рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.

2.«Поясок»
И.п.: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой, резко опустить кулаки вниз, как будто что-то сбрасывая с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы растопырить. На выдохе вернуться в исходное положение.

3.«Поклон»
И.п.: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вперед, округлить спину, опустить голову и руки. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке поклона. Затем плавно, свободно выдыхая через нос или рот, вернуться в исходное положение.

4.«Кошка»
И.п.: встать прямо, кисти на уровне пояса, локти чуть согнуты. Делать легкие, пружинистые приседания, поворачивая туловище то вправо, то влево. При повороте с одновременным коротким шумным вдохом сделать руками сбрасывающее движение в сторону. На выдохе вернуться в исходное положение.

5.«Обними плечи»
И.п.: встать прямо, руки согнуть в локтях на уровне плеч, кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом обнять себя за плечи (руки должны двигаться параллельно). На выдохе вернуться в исходное положение.

6.«Большой маятник»
И.п.: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вперед, руки опустить к коленям – шумный вдох. Сразу же немного откинуться назад, чуть прогнувшись в пояснице, обнимая себя за плечи, — еще один вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами – движениями. Вернуться в исходное положение.

7.«Повороты головы»
И.п.: встать прямо, руки опущены. Повернуть голову вправо, сделать короткий шумный вдох. Без остановки повернуть голову влево, снова сделать короткий вдох. Вдох пассивный между двумя вдохами.

8.«Ушки»
И.п.: встать прямо, смотреть перед собой. Слегка наклонить голову к правому плечу – короткий шумный вдох носом. Затем наклонить голову влево – тоже вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами, наклоны делать без перерыва.

9.«Малый маятник»
И.п.: встать прямо, руки опущены. Опустить голову вниз, посмотреть на пол – вдох. Откинуть голову вверх, посмотреть на потолок- тоже вдох. Выдох пассивный между вдохами, движения делаются без остановки. Шею не напрягать.

10.«Перекаты»
И.п.: правая нога впереди, левая – на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела – на обеих ногах. Перенести тяжесть тела на впереди стоящую правую ногу. Слегка присесть на ней – вдох. Выпрямиться, перенести тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу. Слегка присесть на ней — вдох. Между вдохами пассивный выдох. Упражнение выполняется 8 раз без остановки. Поменять ноги.

11.«Танцевальные шаги»
И.п.: встать прямо, руки опущены вдоль тела. Поднять согнутую в колене правую ногу до уровня живота, слегка приседая на левой ноге, — вдох. Вернуться в исходное положение – пассивный свободный выдох. Затем присесть на правой ноге, поднимая левую ногу, — вдох. Выдох свободный после каждого вдоха.

От чего возникает слабое дыхание у дошколят?

Специалисты отмечают наиболее часто встречающиеся проблемы, когда идет формирование речевого дыхания:

  1. Малыши не могут до конца договорить предложение, так как не хватает воздуха. Повторный вдох мешает плавному разговору, меняет тон голоса. Ребенок заканчивает фразу шепотом.
  2. У дошкольников зачастую наблюдается слабое развитие дыхательного аппарата, что приводит к слабому вдоху и выдоху, что отражается в разговоре: ребенок говорит невнятно, не доводит фразу до конца. Страдает выразительность речи, расстановка пауз. Такое явление нервирует дошкольника, он неохотно вступает в общение.
  3. Хронические заболевания (гаймориты) могут также приводить к слабому дыханию.

Игры и упражнения

Развитие продолжительного плавного выдоха

Футбол

Для упражнения понадобится кусочек ваты. Нужно вытянуть губы трубочкой и загнать его в “ворота” или за определенную границу на столе.

Сдуй снежинку с носа

Потребуется “снежинка” — кусочек ваты или маленький бумажный квадратик. Нужно высунуть широкий язык и сдуть эту снежинку с носа. 

Ураган

Малыш имитирует ветер. Для этого сначала можно изобразить ветерок. Надо спокойно вдохнуть и так же легко и почти неслышно выдохнуть.Затем, постепенно увеличивая силу выдыхаемого воздуха, постепенно устроить “ураган”. При выдохе можно произносить звук “Уууу”.

Буря

Для упражнения нужны соломинка и стакан с водой. Губы растягивают в улыбке, а широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладут соломинку. Дуя в нее, надо сделать так, чтобы вода в стакане забурлила.

Пароход гудит

Нужно открыть рот и долго на выдохе произносить звук “Ыыы”, изображая гудок парохода.

Немое кино

Взрослый беззвучно показывает артикуляцию гласного звука. Ребенку нужно узнать этот звук и озвучить его на длительном плавном выдохе.

Выработка правильного направления воздушной струи

Погаси свечу

Для упражнения нужна свеча. Делается глубокий и шумный короткий вдох. Затем по сигналу “Тихий ветерок” нужно медленно выдохнуть на пламя свечи, чтобы оно отклонилось, но не погасло. По команде “Сильный ветер” надо задуть свечу резким и длинным выдохом.

Ветерок качает листок

Ребенку нужно дуть сквозь сближенные губы на полоску бумаги или кусочек ваты на нитке (как будто ветер колышет листья).

Саночки спустились с горки

Нужно улыбнуться и кончик языка опустить за нижние зубы, а его спинку поднять “горочкой”. На сильном и продолжительном выдохе надо произносить “Иффффф”, “Ыффффф”.

Чья снежинка улетит дальше?

На кусочки ваты — “снежинки” нужно дуть наперегонки со взрослым. Нужно, чтобы снежинка улетела как можно дальше от одного продолжительного выдоха.

Толстяк

Надо надуть щеки и постепенно медленно выдыхать воздух, стараясь, чтобы щеки оставались округлыми.

Худенький

Нужно приоткрыть рот, сомкнуть губы и втянуть щеки внутрь. Постепенно медленно выдыхать воздух, следя, чтобы щеки оставались втянутыми.

Дудочка

Для упражнения понадобится дудочка или свистулька. Надо сделать неглубокий вдох и поднести дудочку к губам. Губы вытянуть в трубочку. Выдыхать в дудочку медленной и плавной воздушной струей.

Пропеллер

Губы слегка растягивают в улыбке. Ко рту поднести указательный палец и двигать им из стороны в сторону перед губами. Выдыхать сильную и продолжительную воздушную струю, чтобы слышался “звук пропеллера” от двигающегося у губ пальца.

Упражнения для выработки продолжительного выдоха

Воздушный футбол

Для упражнения нужно подготовить два комочка ваты. Играют двое человек. Нужно расположиться друг напротив друга и поставить “ворота” — свои ладони. Игроки делают вдох и на выдохе стараются “забить гол” противнику. Нужно дуть по очереди, не надувая щеки.

Погреем ручки

Надо согреть дыханием свои руки. Рот должен быть широко открыт, выдыхаемая струя — теплой и продолжительной. При этом можно произносить  звуки “Ааа”, “Уууу”, “Оооо”.

Самолет гудит

Рот приоткрыть, улыбнуться и произносить звук “Ы”. При этом выдыхаемая струя должна быть длительной и равномерной. Кончик языка находится между верхними и нижними зубами.

Слоненок пьет водичку

Губы вытягивают широкой трубочкой и делают вдох на три счета. Затем медленно и размеренно выдыхают на пять счетов.

Трубач

Нужно поднести ко рту сжатые кулачки и расположить друг перед другом (как будто это труба). На медленном долгом выдохе надо дуть в “трубу”, произнося различные звуки (“Уууу”, “Ду-ду-ду” и т.д.).

Правильное речевое дыхание необходимо, чтобы плавно и выразительно говорить. Развить его можно игровыми дыхательными упражнениями. С помощью них ребенок может научиться эффективно использовать в речи струю выдыхаемого им воздуха

Важно: эти занятия необходимо проводить под наблюдением взрослых

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Последние новости центра

  • 255

16.04.2024

График работы в майские праздники

Уважаемые родители и посетители центра!
Хотели бы предупредить вас о графике ра…

  • 260

16.04.2024

Центр в Реутово закрывается на ремонт

Уважаемые клиенты!
Хотели бы сообщить вам о временном закрытии нашего центра в …

  • 1233

28.11.2023

Повышении цен с января 2024 года

Уважаемые родители,
Сообщаем вам о предстоящем повышении цен на наши услуги с 1…

  • 696

28.11.2023

Праздничные дни в новогодний период

Уважаемые родители,
Сообщаем вам, что с 31 декабря по 7 января наш центр будет …

  • 889

28.09.2023

Проведение технических работ

Уважаемые клиенты!
Сообщаем вам о временном закрытии нашего центра с 30 сентябр…

  • 633

14.09.2023

Ведется запись на онлайн-диагностику

Новая услуга центра
Рады представить вам новую услугу нашего центра!
Теперь вы…

  • 1019

25.05.2023

Обновленные правила центра

Уважаемые посетители центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной, ин…

  • 981

27.04.2023

Открытие нового центра в Москве!

Уважаемые родители и посетители центра!
С великим удовольствием информируем вас…

  • 620

27.04.2023

График работы центра в майские праздники

Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о графике работы центра …

Основные правила обучения речевому дыханию

Развитие речевого дыхания будет проходить правильно, если соблюдать определенные правила:

Обучая детей, взрослые сами должны уметь правильно использовать речевое дыхание, говорить четко, выразительно, соблюдая логические паузы.
Упражнять детей необходимо постоянно, не пропуская занятий

Единичные пропуски допускаются во время болезни ребенка.
Занятия проводить в хорошо проветренной комнате, до еды, по 5 минут несколько раз в день.
Соблюдая принцип постепенности, начинать нужно с простых, доступных упражнений, постепенно переходя к более сложным.
Сначала отрабатывается одно упражнение, затем к освоенному добавляется новое упражнение.
Важно не допускать переутомления ребенка, иначе у него пропадет желание заниматься дыхательной гимнастикой.
Учить дошкольника делать правильный, средней величины вдох, не напрягая мышцы шеи и плеч.
Правильный выдох можно проконтролировать кусочком ваты, положенным на ладонь или тонким бумажным листом, приблизив его ко рту.. Выполнение таких несложных правил даст ощутимые результаты уже через короткое время

Выполнение таких несложных правил даст ощутимые результаты уже через короткое время.

Формирование речевого дыхания в логопедии

При речевых дефектах одним из важных этапов коррекции является развитие речевого дыхания. Особенно это актуально для дошкольников, потому что большинство нарушений речи проявляется в детском возрасте.

Постановка речевого дыхания состоит из трех этапов:

  1. Формирование диафрагмального дыхания и продолжительного ротового выдоха.
  2. Различение носового и ротового выдохов.
  3. Развитие речевого дыхания.

На первом этапе осваивается навык дышать глубоко, задействуя все отделы легких. Это возможно при участии диафрагмы в процессе дыхания. Напряжение межреберных мышц, плавное движение диафрагмы обеспечивают ровный и продолжительный выдох, незаметный со стороны.

На втором этапе происходит подготовка дыхательного аппарата к голосообразованию, приходит умение различать направление воздушной струи, чувствовать работу дыхательных мышц.

Третий этап учит равномерно распределять воздух на выдохе и осуществлять его добор в процессе речи

Это важно для того, чтобы разделить фразу на интонационно-смысловые отрезки

А сейчас рассмотрим, какие упражнения на каждой стадии помогут в постановке речевого дыхания.

Но сначала напомним о простых правилах:

  • помещение, где проходит занятие, необходимо проветрить;
  • дыхательные упражнения выполнять до еды;
  • одежда должна быть свободная, не стесняющая движений;
  • во время выполнения упражнений на вдохе следить, чтобы не поднимались плечи, а на выдохе — не надувались щеки.

Этап формирования диафрагмального дыхания и продолжительного ротового выдоха

Все занятия по надуванию чего бы то ни было, например, шаров, мыльных пузырей; по созданию бури в стакане воды, настольному футболу с мячом из ваты.

Также хорошо помогает развитию фонационного дыхания игра на духовых музыкальных инструментах, это помогает разрабатывать дыхательные мышцы и легкие, учит дышать животом.

Автоматизировать этот процесс помогает произношение на удлиненном выдохе гласных звуков и слогов, шепотом и с участием голоса.

Различение носового и ротового выдохов

Чтобы дифференцировать выдох через нос и рот, полезно выполнять следующие упражнения:

  • сделать вдох и выдох через нос;
  • вдохнуть носом, выдохнуть ртом;
  • вобрать воздух ртом, а выдохнуть через нос;
  • вдыхать и выдыхать через рот.

А это — динамические дыхательные упражнения, сочетающие дыхание с движениями тела:

Развитие речевого дыхания

Умение рационально распределять выдох нарабатывается при произношении слогов. Слоги произносятся на выдохе громко, ровно, раздельно. Их количество постепенно увеличивается.

БА-БА-БА

НА-НА ВА-ВА ЛА-ЛА

НУ-НО ВИ-ВО ЛУ-ЛЭ ПА-ПО

После освоения этого навыка можно переходить к произношению слов и словосочетаний, также увеличивая их число на одном выдохе.

Добор воздуха в процессе произношения хорошо тренировать на стихотворном материале во время пауз между строками. Делать его надо энергично и бесшумно. Для контроля дыхания можно держать ладонь на животе, чтобы чувствовать движение диафрагмы.

Попробуйте:

Закрепляется приобретенный навык речевого дыхания во время общения в повседневной жизни. Должно пройти некоторое время, чтобы умение правильно дышать во время речи вошло в привычку.

Если использовать это время, развивая познавательные способности ребенка, его кругозор, словарный запас, совершенствуя его дикцию и технику речи, то новые умения значительно быстрее войдут в его жизнь.

А с ними сойдут на нет психоэмоциональное напряжение, неуверенность, страх общения.

Что такое речевое дыхание

Особенности речевого дыхания изучались многими известными физиологами. По мнению Е.Н. Малютина, В.Г. Ермолаева, Ю.Парова, во время фонации напрягаются не только мышцы гортани, но и легкие, мускулатура брюшного пресса, грудная клетка выдвигается вперед. Трубчатая носоглотка становится твердой, так как легкие ее раздувают, подавая туда воздух для звукообразования. Тонус дыхательной мускулатуры регулирует силу звука.

Вдох для начала звукопроизношения делается коротко, глубоко, потом следует небольшая пауза, на выдохе происходит фонация. Физиологическая респирация производится через нос. Речевая — через рот и нос.

От длины выдоха зависит продолжительность фразы. Речевой дыхательный цикл вдвое длиннее, чем физиологический. Во время фонации человек, в норме, делает до 10 вдохов в минуту и столько же выдохов. При физиологическом — до 20.

Особенностью речевого дыхания является то, что его ритм регулируется лингвистическими конструкциями, членение фразы на смысловые единицы. Человек вдыхает воздух для продолжения монолога рефлекторно, но опираясь на внутренне ощущение законченности высказывания, делая паузы.

Таким образом, речевое дыхание — это условно рефлекторный, произвольный процесс. Его развитие идет параллельно с развитием речи.

Как правильно организовать развитие речевого дыхания?

Обращаясь к рекомендациям специалистов, можно отметить, что, как и любой процесс, развитие дыхания проходит несколько этапов, каждый из которых достаточно важен. Ни один из них не следует игнорировать, чтобы не нарушать целостность формирования.

К первому этапу относится овладение умением правильно дуть для развития силы и длительности выдоха. Игра, как ведущая деятельность дошкольника может сыграть положительную роль. Чтобы заинтересовать ребятишек, специалисты рекомендуют проводить обучение в игровой форме.

Упражнения для развития речевого дыхания

  • «Зайчики прыгают», когда малыш сдувает легкие кусочки ваты со стола.
  • «Листопад, листопад, листья желтые летят». Из цветной бумаги вырезаются разнообразные листья, упражнение выполняется аналогично.
  • «Воздушный шарик», который подвешивается на уровне лица крохи. Он старается подуть так, чтобы шарик взлетел.
  • «Бабочки летают», «Дождик цветной», подготавливаются и выполняются примерно одинаково.  Из тонкой цветной бумаги или ткани вырезаются легкие фигурки и подвешиваются на карандаш. Ребенок держит игрушку у губ и старается, чтобы при помощи выдоха «бабочки» разлетелись. 

Фантазия взрослого поможет разнообразить тематику таких упражнений, например, (одуванчики, снежинки, метелочки, свечки, перышки). Можно использовать детские игрушки: ветряные вертушки, лодочки на воде, свистульки, мыльные пузыри.

Связь дыхания с чтением и письмом

От продолжительности выдоха напрямую зависит длительность фразы, которую ребёнок способен прочитать. Соответственно, чем дольше по времени длится его выдох, тем длиннее будет произносимая фраза. Однако правильное речевое дыхание влияет не только на качество чтения, но также и на письмо.

Почему так происходит? Недостаточно развитое речевое дыхание объясняется слабостью лёгких. Слабые лёгкие не позволяют многим детям быстро и аккуратно писать, потому что во время письма мы обычно проговариваем то, что пишем. А если у ребёнка довольно слабый выдох, а он ещё дополнительно не владеет техникой одновременной работы руки и регулирования ритма дыхания, то в итоге сбивается ритм письма, а вместе с ним начинают прыгать буквы.

Другими словами, чтобы красиво писать, нужно развивать речевое дыхание, чтобы школьнику хватало выдоха для написания нескольких слов.

Но это ещё не всё!

Когда в наш организм кислород поступает в недостаточном объёме, особенно в мозг и мышцы, то снижается физическая и умственная выносливость. Особенно это критично для детей, так как их мозгу начинает не хватать кислорода для нормальной работы, а значит, он не может справиться с учебной нагрузкой.

Отчётливо проблемы с речевым дыханием у школьников проявляются во время выполнения письменных работ, в частности, изложений и диктантов. Из-за нехватки кислорода мозг у детей быстрее устаёт, что приводит не только к ухудшению почерка, но и снижению грамотности: ребёнку становится сложнее применять правила и контролировать то, что он пишет.

Напомним ещё, что нехватка в организме кислорода в сочетании с неправильным дыханием часто становится причиной психоэмоциональных проблем. Происходит одновременное снижение и защитных свойств организма перед различными болезнями.

Диафрагмальное дыхание.

Наиболее правильное, целесообразное и удобное для речи диафрагмальное дыхание.

Диафрагмальное дыхание – это такое дыхание, при котором вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а так же плечи практически остаются неподвижными.

На данном этапе развиваем ощущения движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота. Упражнения выполняются вначале в положении лежа, затем сидя и стоя.

Из положения лежа:

«Рыбка».  Положить ребенка на спину, поставить ему на живот легкую мягкую игрушку-рыбку. Делая вдох носом живот выпячивается, а значит, игрушка, стоящая на нем, поднимается. При выдохе через рот живот втягивается, и игрушка опускается.

Качаю рыбку на волне,

То вверх (вдох),

То вниз (выдох)

Плывет она по мне.

«Бегемотик» — Говорим ребенку: «Положи ладонь на живот и почувствуй, как живот поднимается, когда ты делаешь вдох и опускается, когда делаешь выдох. Можно сопровождать рифмой:

Бегемотики лежали,

Бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Из положения сидя.

Ребенок сидит перед большим зеркалом, кладет ладонь на область диафрагмы и контролирует себя зрительно и тактильно.

«Бегемотики»

Сели бегемотики,

Потрогали животики.

То животик поднимается,

То животик опускается.

Из положения стоя.

Наблюдение за детьми показывает, что некоторые из них при изменении положения переходят к привычному верхнеключичному или верхнереберному типу дыхания, их рука, положенная на область диафрагмы, не совершает движений. В таком случае кладем ладонь ребенка себе на область диафрагмы и предлагаем ему «почувствовать рукой», а также посмотреть, как движется «живот» в процессе дыхания. Вдох спокойный, плечи не поднимаются.

Как проводить дыхательные упражнения

Упражнения всегда проводятся под наблюдением взрослого.
Занятие лучше проводить в игровой форме, с использованием красочных картинок и интересных игрушек.
Если упражнение не дается ребенку, стоит его отложить на какое-то время.
Никогда не надо сердиться на малыша, если у него что-то не получается.  Ребенок должен чувствовать уверенность и поддержку взрослого.
Упражнения проводятся в спокойном темпе
Важно следить, чтобы ребенок не делал резкие выдохи! Это может грозить потерей сознания.
Во время выполнения упражнений плечи не должны подниматься, а щеки —  надуваться.
Первые занятия лучше проводить не дольше 1-2 минут. Постепенно время можно увеличить до 10 минут.
Стоит договориться с ребенком, чтобы он предупредил, если почувствует себя плохо.
Необходимо прервать коррекционную работу, если:
ребенок побледнел или покраснел;
у него участилось дыхание;
малыш жалуется, что у него онемели руки или ноги;
кисти его рук начали дрожать.

Проведение дыхательных упражнений

Речевое дыхание и голос

Раскрыть тембр голоса и развить речь может каждый. Секрет кроется в правильном дыхании. Голос становится слишком тонким из-за того, что резонаторы в грудной клетке неспособны усиливать звук. Речь напоминает игру на гитаре с одной струной. Если воздуха не хватает, можно сорвать голос. Высказывания теряют смысл, человек испытывает дискомфорт. Мешает правильно говорить и слишком большой объем воздуха в легких. Неравномерное дыхание мешает произнести фразу до конца. Слова приходится выдавливать из себя.

Правильное дыхание и голос неразрывно связаны. Во время разговора нужно следить за поступлением достаточного количества воздуха в легкие. Его необходимо равномерно распределять между вдохами.

Главными моментами речевого дыхания являются:

  • вдох;
  • пауза;
  • выдох.

Нужно учиться продлевать время выдоха, сокращать вдох и паузу. При сокращении грудных мышц и диафрагмы ребра расширяются, легкие начинают вмещать больше воздуха. При вдохе нужно стараться повышать активность мышц.

Развитие речевого дыхания у детей

Зачастую у детей речевое дыхание слабо развито. Из-за этого у них возникают нарушения речи.

Например, ребенок тихо говорит, потому что он слабо вдыхает и выдыхает воздушную струю.

Если же выдыхаемая ребенком струя слишком сильная и быстрая, то она быстро закончится. Поэтому малыш не сможет произнести длинную фразу целиком. Скорее всего, ему придется договаривать ее шепотом. 

Иногда, чтобы закончить фразу, дети пытаются говорить на вдохе. Так речь становится нечеткой, и малыши начинают разговаривать слишком быстро и “взахлеб”. Появляется заикание.

От неправильного речевого дыхания страдает и звукопроизношение. Чтобы верно произносить определенные звуки (например, шипящие или свистящие), необходимо правильно выдыхать воздушную струю.

 Для этого существуют определенные упражнения. Они помогают научиться правильному вдоху и выдоху в игровой форме.

Как правильно проводить дыхательные упражнения

Развитие правильного дыхания у детей — важная составляющая коррекционной работы с детьми. Результат будет лучше, если заниматься не только с логопедом, но и закреплять результаты с родителями дома.Не стоит забывать, что любые упражнения — нагрузка для ребенка. Основные рекомендации:

Проводите упражнения либо до приема пищи, либо после еды выждав 1,5-2 часа;
Помещение, где вы планируете заниматься, должна хорошо проветриваться;
Заняти не должны быть длительными. Достаточно 5-10 минут в день

Для достижения результата важно заниматься ежедневно.
Контролируйте правильность дыхания у ребенка. В процессе дыхания не должны подниматься плечи, а мышцы лица и живота не должны быть напряжены;

Речевое дыхание

Уважаемые родители!

Вашему вниманию представлена консультация на тему: Рекомендации к выполнению дыхательных упражнений.

Составитель: учитель-логопед Бурханова Л.В.

Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека

Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.Развитие речевого дыхания — один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на дошкольников с речевыми нарушениями.Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса

Хорошо поставленное дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Правильное дыхание — это короткий глубокий вдох и плавный, экономный выдох. Такое выполнение движений представляет трудность для детей, у которых имеются речевые нарушения. Речевое дыхание у дошкольников с речевыми нарушениями характеризуется: ‒ малым объемом легких;‒ слабой дыхательной мускулатурой; ‒ слабым вдохом и выдохом, что ведет к тихой, едва слышной речи (часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных); ‒ неэкономным и неравномерным распределением выдыхаемого воздуха (в результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом, нередко из-за этого он не договаривает конец слова или фразы); ‒ неумелым распределением дыхания по словам (ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой — (вдох) — дем гулять); ‒ торопливым произнесением фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием; ‒ слабым выдохом или неправильно направленной выдыхаемой воздушной струей, которая, в свою очередь, приводит к искажению звуков.Правильно сформированное речевое дыхание у дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи, обеспечивает быстрое усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодикуРекомендации к выполнению дыхательной гимнастики.‒ проводить дыхательные упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке; ‒ коррекционно-развивающую деятельность проводить до еды; ‒ заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде; ‒ воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать; ‒ выдох должен быть длительным, плавным; ‒ необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями); ‒ в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, живота; ‒ дыхательные упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя; ‒ достаточно трех-пяти повторений. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир сказок, песен, игр, стихов. Формирование правильного речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста позволяет: — Сократить время для постановки и автоматизации речевых звуков. — Увеличить количество произнесенных слов на выдохе. — Выработать четкую и внятную речь. — Достичь координации дыхания, речи и движений. -Повысить эффективность коррекции звукопроизношения.Регулярное выполнение дыхательных упражнений позволит предупредить возникновение простудных заболеваний!Литература:1. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3–7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2011.2. Кривилева Т. А. Методическая разработка: Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях.htt://nsportal.ru/detskii-sad 3.Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.-М.: Метафора, 2007.4.Земляченко М. В. Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок — родитель» // Молодой ученый. — 2017. — №10. — С. 421-424.0. — С. 421-424.

  • < Назад
  • Вперёд >
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: