Особенности коммуникации у детей с аутизмом. 7 систем вербального и невербального общения

Трудности общения

Опыт чувственного сопереживания

Из группы слушателей мы выбирали по желанию двоих, один из которых играл роль ребенка, другой — мамы. Остальная группа представляла собой социум, то есть «мир снаружи». Эту условную пару «мать-ребенок» выводили за дверь. «Ребенку» завязывали глаза и слегка, неплотно связывали ноги (таким образом мы искусственно создавали некие ограничения как неспособность к самостоятельным действиям). «Маме» давалась инструкция, что, зайдя в дверь, она должна провести своего «ребенка» через всю комнату и усадить на стул возле окна. На это отводилось определенное время. Общаться с помощью речи со своим «ребенком» маме было запрещено (как имитация нарушенной способности ребенка воспринимать речь), но она могла напевать песенку без слов или просто мягко и спокойно интонировать бессмысленные слоги.

Тем временем остальная группа в комнате делала следующее: переставляла мебель, создавая искусственные препятствия для передвижения, и запасалась всякими «шумовыми» игрушками (трещотками, дудками и воздушными шарами, которые полагалось проколоть в неожиданный момент). Пока «мать» вела ребенка через все препятствия по комнате к стулу у окна, группа изредка создавала неожиданные шумовые эффекты. После выполнения задания «ребенку» развязывали ноги и глаза, и мы давали всем участникам высказаться, анализировали. Условная «мать» делилась своими чувствами, условный «ребенок» своими, а остальная группа комментировала, как выглядела эта пара со стороны.

Обобщая тот опыт с позиции системных знаний, могу сказать, что самая тяжелая ситуация складывалась, если роль мамы играла женщина с кожным вектором в состоянии стресса. Такая «мама» буквально тащила ребенка через всю комнату, кричала и подгоняла его, стремясь успеть вовремя. Часто она неадекватно реагировала и на социум вокруг, который мешал ей достичь поставленной цели.

С другой стороны, когда роль матери играла анально-зрительная женщина в спокойном и уравновешенном состоянии — складывалась совсем иная картина. Казалось, ей вообще безразлично время

Она спокойно напевала что-то ребенку, осторожно проводя его через препятствия. Интересно, что за счет ее спокойствия эта пара, как правило, успевала вовремя

Особые озарения возникали потом у тех, кто играл роль ребенка. Неслучайно мы старались брать на эту роль тех участников, которые испытывали самые большие проблемы внутри семьи с принятием и пониманием своего аутичного малыша. Большинство говорило, что «мама» оставалась единственной опорой, «маяком и светочем», который помогал справиться с абсолютным бессилием и собственной неспособностью ориентироваться в окружающем мире. А если в роли «мамы» оказывалась женщина с кожным вектором в стрессе — условный «ребенок» ощущал колоссальную боль и чувство вины перед матерью.

Таким образом родители аутичных детей (особенно те, кто побывал в роли ребенка) получали возможность чувственно осознать, какую беспомощность, уязвимость и бессилие испытывают их дети. Для многих родителей это становилось удивительным опытом, который в корне менял их отношение к собственному ребенку.

Как взрослые могут помочь ребенку с РАС лучше понимать то, что ему говорят

Ребенку с РАС нелегко дается обработка информации. Это происходит потому, что ему трудно понять окружающий его мир. Даже когда ребенок с РАС понимает ситуацию, он все равно может не понимать слова, которые сопровождают ситуацию. Иногда взрослым только кажется, что ребенок понял их слова, так как он выполняет данную ему инструкцию. Тем не менее, ребенок просто мог знать, что нужно делать в определенной ситуации, независимо от словесных инструкций, только потому, что он выполнял эти действия множество раз в прошлом.
Есть несколько методов, которые помогают ребенку лучше понимать, что говорят ему другие люди.

Говорите как можно меньше и как можно медленнее

Взрослые должны ограничить количество слов, которые они используют для коммуникации с ребенком, но слов должно быть достаточно, чтобы сообщить ему всю необходимую информацию. В каждой специфической ситуации выделяйте ключевые слова и делайте на них акцент.

Повторяйте ключевые слова и акцентируйте их с помощью сопровождающих жестов, например, показывайте на предмет, который обозначает ключевое слово. Сассман (1999) использует следующую подсказку, чтобы взрослые не забывали, как облегчить ребенку с РАС понимание речи:

«Меньше слов, больше акцентов, говорите медленно и показывайте!»

Если ребенок только недавно начал пользоваться речью для коммуникации, то взрослый должен использовать одиночные слова для коммуникации с ребенком. Например, просто обозначать любимые игрушки и еду ребенка

Если вы пользуетесь этим видом коммуникации, очень важно тут же давать ребенку то, что вы обозначили

Если внимание ребенка переключилось на что-то другое, то слово потеряет для него свой смысл

Необходимо делать паузы между произнесенными словами и предложениями. Это предоставит ребенку с РАС время, чтобы осознать, что именно ему сказали. Взрослый должен использовать паузы, чтобы у ребенка было время обработать произнесенную информацию, а также обдумать свой ответ.

Использование жестов, сопровождающих речь, также поощряет ребенка понять, что ему говорится. Например, предлагая ребенку попить, взрослый должен сделать жест, притворяясь, что он держит стакан и пьет. То же самое можно сделать, если вы говорите о еде. Для этой же цели можно использовать преувеличенные выражения лица, а также жесты — кивок головой при слове «да», мотание головой при слове «нет», махание рукой при словах «привет» и «пока». Когда вы говорите с ребенком о других людях, например, «бабушка остается здесь», то лучше одновременно показывать на фотографию человека, о котором вы говорите с ребенком.

Другие визуальные методы также могут увеличить понимание, включая расписания в картинках, рисунки, карточки-подсказки и последовательность действий в картинках.

Мы — чувственная и сознательная форма жизни

С 2008 года работая в проекте «Особый ребенок» вместе с руководителем проекта Еленой Перелыгиной, мы уделяли особое внимание семье аутичного ребенка. Будучи и сами мамами особых детей, мы успели на собственном опыте почувствовать, что если ребенок не сумеет адаптироваться внутри собственной семьи, не наладит контакт со своими родителями — дальнейшая его социализация будет под большим сомнением

Поэтому вновь поступивших к нам детей мы брали на занятия только после прохождения родителями специального курса семинаров. На них давалась не только теоретическая информация об аутизме и методах его коррекции

Особое внимание мы уделяли проигрыванию «живых сцен». Тогда я не была знакома с тренингом, но сейчас уже могу обобщить прошлый опыт с позиции этого знания

На своем тренинге Юрий Бурлан подчеркивает, что все мы — чувственная и сознательная форма жизни. В случае с аутичным ребенком очень наглядным и понятным становится то, что у таких деток нарушена чувственная (эмоциональная) связь с другими людьми, прежде всего с матерью. Также у большинства из них существенно нарушена и понятийная связь с внешним миром, то есть способность усваивать информацию через речь.

Однако большинство родителей с трудом понимали и принимали такие особенности ребенка. Часто у них это вызывало отчаяние, бессилие, а порой даже злость и раздражение на собственное дитя. В ходе проигрывания «живых сцен» на семинарах в рамках проекта «Особый ребенок» мы давали родителям возможность почувствовать себя на месте своего малыша.

Средства вспомогательной и альтернативной коммуникации (ВАК)

Вспомогательная и альтернативная коммуникация (ВАК) — это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию для ребенка. Существует огромное количество устройств ВАК для детей, которые не могут говорить, поскольку сами эти дети очень отличаются друг от друга

Поэтому очень важно, чтобы решение о выборе ВАК для конкретного ребенка было результатом командной работы, когда ВАК оценивается совместно с родителем ребенка до принятия какого-либо решения. Критерии при выборе устройства ВАК включают когнитивные и моторные навыки ребенка, его стиль обучения, коммуникационные потребности и способность к чтению

Применение устройств ВАК может быть чрезвычайно эффективным для детей с РАС. Если ребенок с РАС никогда не говорил, то он может прибегать к агрессивному и проблемному поведению, поскольку у него нет других возможностей сообщить о своих желаниях и чувствах. Применение устройства ВАК предоставит такому ребенку способ для социальной коммуникации с другими людьми. Если было решено, что данному ребенку подходит устройство ВАК, то ответственность всех людей в его окружении — моделировать систему общения.

Существуют различные типы ВАК, которые подходят ребенку с РАС, включая:

— Система PECS — коммуникационная система обмена картинками (Frost and Bondy, 1994)

Жестовый язык

Существует несколько систем жестового языка, например, американский жестовый язык, британский жестовый язык, Макатон , жестовая речь Пагет Гормана (ТМ) и точный жестовый английский. С ребенком с РАС жестовый язык обычно применяется в рамках подхода тотальной коммуникации.

Тотальная Коммуникация — это одновременное комбинирование речи и жестов. Таким образом ребенку предоставляется единая модель языка, которая воспроизводится в двух модальностях одновременно. Подход тотальной коммуникации помогает подчеркивать смысл ключевых слов в речи взрослого, и это способствует лучшему пониманию языка.

Интерактивные коммуникационные доски

Интерактивные коммуникационные доски — это визуальные символы, которые организованы по темам. Эти доски могут быть разного размера и формата в зависимости от занятия и ситуации, в которой они нужны. Доски могут быть как портативными, так и стационарными, когда одна доска постоянно стоит на одном и том же месте. Выбор и организация визуальных символов составляются таким образом, чтобы мотивировать ребенка и улучшать его функциональную коммуникацию.

Карточки-подсказки

Карточки-подсказки преимущественно используются с вербальными детьми. Они нужны, чтобы напомнить ребенку, что сказать, и предоставить ему альтернативное средство коммуникации. Обычно такие карточки состоят из одного или двух сообщений, которые изображены в виде картинки и дублируются в виде письменной речи. По сути карточки заменяют вербальные подсказки. По этой причине такие карточки особенно полезны для детей, которые привыкли полагаться на устные подсказки взрослых. Карточки-подсказки хорошо работают в ситуациях, когда ребенку с РАС нужно что-то сообщить, находясь в состоянии стресса.

Книги разговоров

Книга разговоров может состоять только из картинок, или же она может включать записи разговоров на повседневные темы. Цель такой книги — повысить навыки ведения разговора. Темы различных разговоров организуются в небольшую книгу, бумажник или нечто подобное и используются во время реального разговора с взрослым

Очень важно, чтобы содержание книги соответствовало возрасту, а все темы разговоров в книге имели реальное значение в жизни ребенка. Можно обеспечить реалистичность книги, используя фотографии окружающих мест и людей — это особенно хорошо работает с маленькими детьми

Книги разговоров помогают ребенку организовать разговор. Они визуально иллюстрируют происходящий обмен репликами и помогают придерживаться общей темы разговора.

Попытки сознательного осмысления

Еще одной существенной проблемой для адаптации аутичного ребенка, имеющего умственную отсталость, становится ограниченная способность усваивать смыслы речи. И дело не только и не столько в том, сможет ли такой ребенок говорить (неговорящий ребенок может освоить карточки, жестовый язык и другие вспомогательные средства коммуникации). Главная задача — формирование пассивного словаря как способности понимать речь других людей.

По опыту собственного материнства, будучи мамами особых детей, мы с руководителем проекта заметили, что аутичные дети в первую очередь воспринимают самые яркие для них стимулы окружающей среды. Сейчас, имея знания тренинга, я понимаю, что для детей со зрительным вектором это могли быть яркие цвета, для ребенка с кожным вектором — тактильные ощущения и т. д.

На своих семинарах мы предлагали родителям такое задание: на флип-чарте был нарисован лимон, давалось краткое описание ситуации, в которой мать пытается обучить ребенка пониманию слова «лимон». Ситуация могла выглядеть примерно так: мать с ребенком находятся на кухне, пахнет свежим супом, на круглой оранжевой тарелке лежит овальный желтый лимон с тонким цитрусовым ароматом. Папа в зале смотрит телевизор и на весь дом кричит «Гол!», а ребенок за столом отсидел ногу, и при этом от шерстяных колгот у него чешется кожа. Предполагалось, что в этой ситуации мама хочет научить ребенка понимать и запоминать значение слова «лимон».

Сначала мы с группой выделяли существенные для здорового человека признаки. Логично, что мозг обычного человека отбрасывает другие раздражители и выделяет главные свойства предмета: «овальный, желтый, с тонким цитрусовым ароматом». Однако для особого ребенка ситуация могла складываться совсем иначе.

Так, для аутичного ребенка с кожным вектором самым сильным раздражителем могли стать ощущения от неудобных колгот или онемение ноги, которую он отсидел. Для зрительного ребенка оранжевая тарелка могла оказаться самым ярким стимулом. Да и суп на плите издает более яркий и сильный запах, нежели тонкий аромат цитруса. О звуковом раздражителе (папин крик «Гол!» на весь дом) и говорить нечего, ведь все аутичные дети имеют первичную травму именно в звуковом векторе.

Поэтому, если отобрать самые яркие раздражители, у вас получится образ, ничего общего с лимоном не имеющий. С помощью такого упражнения родители особого ребенка начинали понимать: для того, чтобы обучить аутичного малыша понимать речь, ему требуется гораздо больше предъявлений одного и того же предмета (например, лимона) в разных ситуациях — и на полке в магазине, и в холодильнике, и на кухонном столе. Для многих родителей это становилось опытом, который помогал им сохранять терпение и продолжать обучать своего ребенка, несмотря на кажущееся отсутствие результата на первых порах.

Касается это не только способности воспринимать речь, но и обучаться другим навыкам. Как правило, аутичному ребенку требуется намного больше опытов, прежде чем образуется устойчивый результат. Например, мой собственный сын, быстро усвоив алфавит, очень долго не мог научиться соединить две буквы. У нас ушло целых два года безрезультатных на первый взгляд попыток справиться с этим. Каково же было мое удивление, когда в один прекрасный день он сам начал соединять абсолютно любые буквы, причем совершенно безошибочно.

Дверь в большой мир

Глобальной задачей практически каждый родитель особого ребенка видит выход их чада в мир, то есть развитие у него способности жить среди других людей, быть полноценным членом общества.

Конечно, оптимальной ситуацией будет взаимность этого процесса — чтобы социум также протянул руку помощи навстречу таким детям и их семьям. Поэтому я настоятельно рекомендую не только педагогам и психологам, работающим с патологией, пройти тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана — это знание стоит освоить абсолютно всем работающим в сфере образования. Ведь аутичных детей с каждым годом становится все больше, и назревает насущная необходимость адаптировать их в обычные детские сады, школы и другие образовательные учреждения.

Однако для создания гармоничной общественной системы, безусловно, требуется время. Поэтому на сегодняшний момент ключевым звеном в этом процессе продолжает оставаться семья аутичного ребенка. Взяв на себя осознанную ответственность за судьбу своего малыша и вооружившись знаниями тренинга Юрия Бурлана, родители могут существенно помочь своему ребенку в максимальном развитии всех заданных ему от природы качеств и свойств. На портале «Системно-векторная психология» уже появились отдельные результаты о полном снятии с ребенка диагноза «аутизм».

Начните знакомство с системными знаниями с бесплатных онлайн-лекций. Регистрация здесь.

Корректор: Наталья Коновалова

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: