Формирование навыков письма
При развитии письма у ребят каждый уровень организации течет произвольно, но преимущественно задействуется лингвистическая группа операций. Методы изучения детьми письма в школе, к сожалению, обычно задействуют лишь психологические аспекты.
После того, как ребенок освоил написание букв и некоторых слов, он более эффективно переходит на следующий – психологический – уровень. На этом этапе формируется его мотив, появляется интерес к определенному замыслу, ребенок обдумывает содержание с помощью картинок и т.п.
Все эти методы позволяют гармонизировать процесс развития навыка письма у ребят.
Итак, формирование навыков письма вызывает значительные затруднения, поэтому владение генезисом этого процесса и его психических особенностей, а также знания того, на основе чего формируется этот навык, его структура и его функции – все это позволяет грамотно подобрать методику обучения.
Проанализировав литературу, мы делаем вывод, что сегодня ученые, исследующие дисграфию, уделяют внимание тому, что именно формирует неречевые функции, которые принимают участие в процессе письма. Также нужно определять то, насколько они значимы и важны
Сегодня исследование дефектов письма обычно ограничивается классическим педагогическим подходом, который связывает его с плохо развитой лингвистической основой у детей или с дефектами ориентации в пространстве.
У детей, страдающих дефектами письменной речи, неполноценно развита речевая функция, а также некоторые высшие функции психики
Неполноценно сформирован синтез и зрительный анализ, неправильные пространственные представления, ребенок не владеет дифференциацией звуков, не может анализировать слоги и синтезировать с их помощью слова, не способен делить предложения на отдельные слова, у него страдает грамматический и лексический речевой строй, плохо работает память и внимание, наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы
Пока недостаточно изученным является то, какую роль внимание играет на формирование навыков письма. Сегодня значительно растет число детей, страдающих тем или иным видом неблагополучия в психическом и соматическом здоровье
Все больше детей испытывают трудности в процессе обучения в школе
Сегодня значительно растет число детей, страдающих тем или иным видом неблагополучия в психическом и соматическом здоровье. Все больше детей испытывают трудности в процессе обучения в школе.
Письменные упражнения для работы над почерком
• Главный помощник красивого письма – прописи, которые бывают для левшей и для правшей. Первые прописи дошкольника могут содержать простые символы и волнистые линии на разлинованной бумаге
Важно сначала отработать написание составляющих элементов, а не целых букв, т.е. палочки, крючочки, закругления и т.д
Потом можно прорабатывать цифры.
• Когда вы перейдете к буквам в прописях, старайтесь, чтобы ребенок писал весь алфавит заглавными или строчными буквами по 2-3 раза в неделю
Отдельное внимание уделяйте проработке соединений между буквами. Если у вас нет возможности купить прописи, попросите ребенка обводить буквы, которые вы написали на бумаге своей рукой.
• Подбирая слова или предложения для тренировки почерка, старайтесь находить интересные ребенку темы, а не скучные монотонные тексты. Дошкольникам, например, нравится писать имена: свое, родителей, первых друзей. Можно попросить вывести прозвище любимой игрушки или домашнего питомца.
• Не формируйте у ребенка привычку писать в черновике. Для обучения красивому письму можно накладывать на образец с буквами кальку, на которой можно вывести целый ряд, а потом сразу перейти к чистовику. Работа с калькой основана на мышечной памяти, т.е. рука постепенно запоминает, как она обводила те или иные буквы. Под тетрадный лист также можно подкладывать заранее разлинованную бумагу (так называемую зебру), которая поможет соблюдать единый размер и наклон букв.
• Чтобы исправить наклон букв, приобретайте тетради в косую линейку. А если нужно потренировать соединение между буквами, используйте технику безотрывного письма, когда ручка всегда касается бумаги.
• В качестве домашнего развлечения вы можете предложить ребенку занятие каллиграфией. Писать пером сложно, но зато ребенок сможет понять, как правильный наклон и нажим на перьевую ручку влияют на результат и помогают избежать клякс. Чтобы такая тренировка проходила веселее, попробуйте обыграть ее. Например, можно написать письмо любимому сказочному персонажу или почувствовать себя в роли знаменитых учеников Хогвартса из «Гарри Поттера».
• Как изменить почерк у ребенка, если ему быстро надоедают прописи? Поиграйте с ним в доктора или директора. Нарежьте несколько небольших листочков и предложите малышу наперегонки ставить на каждом из них подпись (указывать имя с фамилией или без), будто оформляете важные офисные бумаги или выдаете рецепт
Важное условие – подпись должна быть максимально разборчива.
Прогноз и профилактика дисграфии
Для того чтобы помочь пациенту, страдающему дисграфией, требуется привлечение не только специалистов в области логопедии и неврологии, но и участие окружения ребенка. Логопедическая помощь должна поступать и в процессе обучения в школе.
Для профилактики возникновения нарушения следует проводить определенную работу еще до начала процесса обучения письму. Необходимо развивать внимательность, память, мыслительные процессы, пространственное восприятие, слуховую и зрительную дифференциацию и тому подобные аспекты, отвечающие за овладение навыками письменной речи. Вовремя необходимо скорректировать нарушения устной речи, развивать словарный запас.
В периоде обучения в школьный период важно взаимодействие логопеда и учителя русского языка и литературы. Диктанты ребенка, страдающего дисграфией или подозрением на нее, должны проверяться совместно обоими специалистами
С помощью них можно как подтвердить нарушение, так и проследить динамику его развития или, наоборот, регрессии. Специфические дисграфические ошибки при этом не должны учитываться при выставлении оценки за работы.
Узнать более подробную информацию о дисграфии, а также ознакомиться с перечнем клиник Москвы, где осуществляется диагностика и лечение нарушения, можно на нашем сайте. Здесь же вы найдете и необходимые контактные данные.
Коррекция дисграфии
Коррекция дисграфии предполагает систематику. Программа разрабатывается индивидуально с учетом особенностей того или иного случая. Обязательно учитывается форма нарушения.
Для преодоления нарушения специалист ставит задачу восполнить пробелы в важных для формирования навыка письма процессов. Ведется работа над развитием речи, над ее связностью. Пациенту даются специальные задания на развитие лексикона, формирование грамматики речи. Кроме того, корректируются слуховое и пространственное восприятия, развивается память, процессы мышления. После развития навыков устной речи — на их почве — развивается и письменный навык.
Кроме логопедического комплекса, нередко в коррекцию добавлены и медикаментозные курсы, физиотерапевтические мероприятия, массаж и лечебная физическая культура.
Диагностика
В диагностических мероприятиях в первую очередь ставится цель понять: ребенок не знает правил правописания или у него действительно присутствует патология.
Обследования проводятся поэтапно:
- Исследование письменных работ ученика.
- Изучение факторов влияния.
- Определение уровня развития ребенка.
- Обследование физических возможностей речевого аппарата и развития моторики.
Логопедическая диагностика https://rechudetey.ru/logopediya/logopediya.html проводится с помощью речевых карт. Специалист заполняет индивидуальную карту на каждого ученика с результатами поэтапного исследования. После определяет диагноз и проводит коррекционную логопедическую программу.
3 Симптомы
Нужно обращать внимание на следующие признаки дисграфии у детей и взрослых, которые можно выявить самостоятельно:
- повторяющиеся ошибки, не связанные с правилами и нормами языка;
- замена и смешение букв, сходных по написанию и звучанию;
- ошибки в окончаниях, аграмматизмы;
- пропуски, перестановки, добавления букв и слогов;
- нарушения в слитном и раздельном употреблении слов с предлогами и приставками;
- едва различимое написание букв;
- несоблюдение правильной высоты, соскальзывание со строки;
- разный наклон букв, замена строчных и прописных.
Другими симптомами у детей являются невнимательность, отвлекаемость, гиперактивность, нарушение памяти. В группу риска входят левши, в том числе переученные, те, кто посещал дошкольную логопедическую группу.
У взрослых, перенесших нейрохирургические операции, болезнь головного мозга или инсульт, присутствует рассеянность, несвязная устная речь, ухудшение зрения и слуха.
Что такое дисграфия? Как узнать, что у ребенка дисграфия?
Последствия
Наличие дисграфии при отсутствии коррекции приводит к целому ряду печальных последствий у детей:
- невозможность своевременного освоения программы по русскому языку, литературе и другим предметам;
- затруднения при ответе на письменные опросы;
- вторичное интеллектуальное отставание в результате невозможности получить информацию по школьной программе;
- повышенная тревожность, мнительность и другие психологические отклонения;
- высокая утомляемость;
- занижение собственных способностей;
- девиантное поведение.
Любая деятельность, связанная с написанием букв, будет вызывать у такого ребенка растерянность и отторжение. При дальнейшем освоении школьной программы возникнут сложности с пониманием математических терминов, правильного расположения элементов на странице тетради.
Диагностика
С дисграфией родители обычно сталкиваются в начальной школе. Сначала отклонение кажется весьма специфической проблемой, ведь ребенок обычно не отстает в развитии. Кажется, что ребенок понимает правила, но при этом продолжает допускать одни и те же ошибки. Признаками болезни являются специфичные перестановки, замены, обрывы или дописывания букв, слогов, не зависящие от уровня грамотности. Пациенты с синдромом дисграфии пишут очень медленно, написанные буквы сложно различить визуально, почерк у них обычно неразборчивый.
В диагностике отклонения могут проявляться не связанные с речью симптомы: плохая память, забывчивость, легкая отвлекаемость, неспособность сосредоточиться, вялость при выполнении заданий или же, напротив, гиперактивность и возбудимость.
Для постановки правильного диагноза родителям рекомендуется обратиться к различным профильным специалистам: психологу, неврологу, окулисту (офтальмологу), отоларингологу (лор-врачу), логопеду. Только после консультации и заключения каждого из них можно говорить о сформировавшейся проблеме.
Обратите внимание. В случае подозрения на дисграфию не следует заниматься самодиагностикой и самолечением, так как может быть потеряно драгоценное время для коррекции
Вовремя начатое лечение во многом определяет успех всей терапии.
Специалисты смогут разграничить нарушения и обычное незнание правил письменной и устной речи при помощи особых тестов и опросов
Большое значение имеет определение вида дисграфии, так как именно от этого зависит специфика коррекции (на что следует обратить наибольшее внимание)
При диагностике нарушений письменной речи проводятся следующие мероприятия:
- изучение и анализ письменных работ, поиск типичных ошибок;
- анализ интеллектуального развития ребенка;
- диагностика состояния центральной нервной системы, слухового и речевого аппаратов;
- определение ведущей руки;
- анализ умений определять звуки на слух;
- оценка фонематического анализа и синтеза;
- определение особенностей словарного запаса.
Ребенку или взрослому предлагают печатный и письменный тексты для списывания, письмо под диктовку, описание картинки. Одним из основных видов проверки остается диктант: он позволяет выявить и распознать типичные ошибки, характерные для дисграфии. На основании полученных данных выносится окончательное логопедическое заключение.
Классификация дисграфии
В настоящее время дисграфия подразумевает выделение пяти форм. Каждая из них зависит от того, какая именно операция письма не сформирована или же нарушена у пациента:
- артикуляторно-акустическая дисграфия обусловлена нарушением восприятия фонематики, артикуляции, затруднением звукопроизношения;
- акустическая дисграфия обусловлена нарушением фонематического распознавания;
- форма дисграфии, обусловленная несформированностью языкового синтеза;
- аграмматическая дисграфия обусловлена затруднениями развития лексики речи и ее грамматики;
- оптическая дисграфия связана с тем, что у пациента не развито зрительно-пространственное восприятие.
Стоит отметить, что в логопедии, помимо строго определенных форм дисграфии, нередко диагностируются и смешанные. К слову, смешанные формы в практике встречаются несколько чаще.
Помимо такой классификации, существует и иная:
- специфические нарушения письма;
- неспецифические нарушения письма (связанные с педагогической и социально-психологической стороной нарушения).
Методы диагностики дислексии
Для начала нужно обратиться к логопеду. Логопед выяснит, как протекала беременность и роды. Проведет логопедические тесты для выяснения сформированности навыков взрослого или ребенка. В диагностику входят распознавание звуков и букв, различие графически схожих буквенных знаков. Также пациент проведет самостоятельное списывание простого текста и под диктовку, а также его пересказ. Методы логопедической диагностики у детей и взрослых практически не отличаются.
Тест ниже поможет выявить дислексию, проявляющуюся у взрослых:
- Медленно ли вы читаете?
- Наблюдались ли школе проблемы с чтением?
- Часто ли возникают ситуации, когда нужно перечитать несколько раз предложение, чтобы его понять?
- Возникают ли затруднения во время чтения вслух?
- Часто ли вы находите ошибки в своем тексте?
- Были ли у вас трудности с изучением иностранного языка?
- Часто ли вы переставляете или пропускаете буквы при письме?
- Является ли затруднительным прочтение многосложных слов?
- Предпочитаете ли вы чтение журналов книгам?
- Сложны ли для вас проекты, требующие прочтения большого объёма?
Если общее количество ответов «да» составит больше семи, то стоит немедля самостоятельно обратиться к специалисту.
Признаки дисграфии
Этапы формирования письма
Также нужно иметь в виду, что во время обдумывания письма на первой стадии все эти уровни последовательно вступают в работу. Но в процессе осуществления этой работы все уровни работают одновременно, в сложной и тесной иерархии. В зависимости от текущей задачи на первое место выступают разные уровни.
Согласно А.Н. Корневу, процесс письма состоит из операций, которые у взрослых людей носят свернутый и сокращенный характер. Также можно выделить такие функции, как побуждение, мотив, замысел, звуковой анализ слов.
После анализа звуков происходит соотнесение фонем со зрительными образами букв, а также их дифференциация с другими буквами. И если воспроизводить этот процесс с помощью движения руки, то помимо создания зрительного образа буквы человек прибегает к кинестетическому контролю.
Согласно Е.А. Камориной, все эти этапы подготавливают к последнему. А последний этап этого сложнейшего процесса – трансформация устной речи в письменную с помощью автоматизированных движений рук.
Если вернуться к исследованию Л.С. Выготского, хочется отметить, что изучая мозговые основы письма, он выделял их как невероятно сложными. Естественно, что процесс этот задействует сразу несколько участков мозга.
Психологическую базу обеспечивают лобные отделы мозга: медиобазальный, передний и задний. Физиологический уровень возможен за счет заднего лобного отдела, нижнего теменного, заднего височного, височного и переднего затылочного отделов.
На лингвистическом уровне проводится комплексная работа задней и передней зон речи, которые отвечают за парадигматику и синтагматику.
Комплексная работа всех этих мозговых образований и есть мозговая основа письменного процесса.
Чтобы процесс письма протекал полноценно, включаются в работу разные отделы левого полушария, а также системы моторного, оптического и акустического анализа. При этом каждый отдел занимается тем, чтобы обеспечить хорошее функционирование того или иного звена в структуре писем. А все эти отделы вместе взятые позволяют осуществить более сложную целостность процесса письма.
Итак, письмо – это не только речь, но и моторика, и зрительное восприятие. Это очень емкий психический процесс, которые включает в свою структуру и невербальные, и вербальные виды деятельности психики
Здесь задействована моторика, восприятие пространства, акустика, зрение, внимание, действия с предметами и пр
Коррекция
Дисграфия доступна к коррекции, для этого необходимы определенные старания со стороны родителей и специалистов. На это может уйти несколько месяцев или даже лет (в зависимости от возраста ребенка и запущенности проблемы). Если систематически заниматься с ребенком, то в результате он сможет обучаться по общеобразовательной программе в обычной школе.
В настоящее время разработано множество программ и методик для преодоления дисграфии. Лечением этого заболевания следует заниматься в комплексе: у логопеда, психолога, невролога и других специалистов. На время коррекции может понадобиться перевести ребенка в специализированную школу или нанять репетитора. Общие подходы к коррекции дисграфии предполагают использование следующих приемов:
- обогащение лексического словаря;
- развитие связной и грамотной устной речи;
- формирование грамотности при написании;
- развитие слухового и пространственного восприятий;
- работа над укреплением памяти;
- улучшение мыслительных способностей;
- формирование умения воспринимать информацию на слух;
- упражнения на развитие мелкой моторики и двигательных функций;
- повышение аналитических способностей;
- закрепление полученных навыков в письменной речи.
Если дисграфия является следствием основного заболевания, детям назначаются курсы препаратов, а также физиотерапевтическое лечение (массаж, лечебная физкультура, гидротерапия, магнитотерапия, иглоукалывание).
Систематическая и целенаправленная работа с логопедом, неврологом и психологом помогает дисграфику сформировать письменные навыки, развить память, устранить недочеты в письменной речи. Одновременно с этим постепенно повышается самооценка человека, улучшаются его коммуникативные навыки; восстанавливается психическое здоровье.
В процессе коррекции используются речевые игры, графическое выделение элементов слов, наглядные материалы с очертаниями букв и слов.
Многие известные люди страдали от этого заболевания, что не помешало им добиться значительных успехов в своей области: Альберт Эйнштейн, Том Круз, Уолт Дисней, Федор Бондарчук, Владимир Маяковский.
Лечение
Коррекция заболевания проводится с учетом полного анализа возможностей ребенка и постановке диагноза. В обычной школе такие мероприятия не практикуются
Поэтому важно определить наличие отклонений у ребенка до достижения школьного возраста
Корректирующие задания в идеале должны проводиться в детском саду среди детей старшего дошкольного возраста. Занятия проходят в виде игры с картинками, на которых изображены буквы. Дома проводятся аналогичные занятия для закрепления материала.
Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Полностью избавиться от недуга не удастся. Но как исправить большинство неправильных моментов в письменной речи подскажет логопед на специальных консультациях для родителей.
Ребенку необходимо часто писать диктанты для развития восприятия звуков. В домашней обстановке родители могут использовать учебные тетради с прописями.
Для детей младшего возраста используют специальные магниты с изображением букв. С их помощью ребенок должен составлять слова и словосочетания.
Главное не принуждать ребенка к занятиям насильственными методами. Таким образом можно лишь ухудшить письменные навыки и способствовать образованию страха перед текстами.
Лечение дисграфии у детей с ОВЗ
Для детей с ограниченными возможностями здоровья важен комплексный подход всех специалистов (учителя, логопеда, психолога, психоневролога и т.д.). В этом случае используют такие терапевтические методы:
- медикаментозное лечение, направленное на правильное функционирование головного мозга и ЦНС;
- физические упражнения и массажные процедуры;
- оздоровление и укрепление организма;
- лечение присутствующих болезней;
- работа логопеда с корректирующим воздействием.
Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Важно учитывать особенности мышления каждого ребенка с ОВЗ для правильного развития письменной речи.
Причины дисграфии
Специалисты выделяют несколько основных причин этого расстройства:
• дисграфия письменной речи может развиться в результате повреждения части головного мозга, ответственной за овладение навыками письма и зрительное восприятие, что обычно приводит к нарушению памяти и способности визуального анализа. К другим неврологическим расстройствам относятся нарушения слуховых функций (проблемы с интерпретацией услышанной информации), а также зрительных функций (снижение зрительной памяти и способности к анализу)
• причиной дисграфии могут стать некоторые аномалии в работе руки, такие как повышенный мышечный тонус, особенно это касается пальцев и запястья
• проблемы с письмом могут быть связаны с психомоторными расстройствами, гиперактивностью и неврозом ребенка. Существует так называемая неопределенная дисграфия, которая может быть вызвана пренебрежительным отношением к обучению ребенка или некоторыми психическими нарушениями. В этом случае хорошо заметна задержка умственного развития
• речевая дисграфия очень часто сопровождает такие заболевания, как СДВГ, синдром Туретта, Аспергера и аутизм.
Проблемы с письмом также могут быть генетически обусловлены и передаваться из поколения в поколение.
4 Диагностика
Диагностику проводит группа специалистов:
- невролог;
- невропатолог (при необходимости);
- окулист;
- лор;
- психолог;
- логопед.
В задачи диагностики нарушения письменной речи входит отграничение дисграфии от незнания норм и правил русского языка, определение формы патологии.
Оценка состояния пациента проходит следующие этапы:
- 1. Анализ зрительного и слухового восприятия.
- 2. Оценка социально-психологического состояния, центральной нервной системы (ЦНС).
- 3. Исследование артикуляционных и речевых навыков.
- 4. Анализ письменных работ.
- 5. Исследование моторики.
- 6. Глубокий анализ устной речи (произношение, словарь, фонематическое восприятие).
Ребенку предлагаются различные практические задания: диктант, описание иллюстраций, списывание текста с исходника, чтение по слогам. В заключении указывается степень дисграфии, вид, соотношение нарушения письма с состоянием устной речи.
У взрослых исследование заключается в изучении письма, особенности почерка, также применяется метод самодиагностики, при котором пациент сам отслеживает ошибки.
Можно ли устранить дисграфию у ребенка?
Дисграфия – это дефект, который поддается коррекции. Дети с такой патологией успешно развиваются, вырастают и достигают успехов. Подтверждением этому могут послужить известные люди, у которых в детском возрасте была диагностирована дисграфия, среди которых Альберт Эйнштейн, Уолт Дисней, Мерлин Монро, Владимир Маяковский и многие другие.
Ключевая задача родителей такого ребенка – привлечь грамотного логопеда-дефектолога для решения данной задачи. Коррекционный курс разрабатывается после определения вида дисграфии и тяжести патологии. Логопед составляет упражнения, которые позволяют восполнить дефекты в произношении звуков, скорректировать речь, сформировать распознавание звуков и букв, развить моторику и другие психические функции ребенка.
Симптомы дисграфии
Как и любое логопедическое нарушение, дисграфия отличается рядом определенных симптомов. Как правило, это ошибки на письме, которые пациент повторяет систематически. Причем, стоит отметить, что эти ошибки человек делает не по причине незнания правил и норм языка. Чаще всего ошибки связаны с заменой или же смещением сходных букв или схожих звуков. Пациенты нередко пропускают буквы и слоги в словах, меняют их местами, добавляют лишние буквы. Слова нередко пишутся слитно, а в предложениях отсутствует согласованность слов и словоформ между собой. При этом отмечено, что скорость написания текста достаточно низкая, а почерк неразличим. Учитывая все эти факторы, следует помнить, что поставить диагноз «дисграфия» можно только после овладения пациентом навыков письма, то есть, не ранее 9 лет. Поставленный до этого возраста диагноз впоследствии может оказаться ложным.
Артикуляторно-акустическая дисграфия также диагностируется ошибками на письме, однако в этом случае они связаны с неправильным произношением звуков. Проще говоря, пациент пишет так же, как и слышит тот или иной звук. Чаще всего такое явление встречается у детей с недоразвитием речи с фонетико-фонематической стороны. Ошибки аналогичны как в устной речи, так и при написании.
Акустическая дисграфия не подразумевает нарушение произношения звуков, однако восприятие их сформировано неправильно. Таким образом, пациент на письме заменяет некоторые звуки теми, которые схожи с ними при произношении, например, шипящие на свистящие, звонкие на глухие и так далее. Дисграфия, обусловленная нарушениями языкового синтеза, не позволяет пациенту правильно апеллировать буквами и слогами в слове: он меняет их местами, дописывает лишние или же не дописывает окончания слов. Для детей, страдающих этой формой дисграфии, характерно написание предлогов со словами слитно, приставки же, наоборот, на письме отделяются от слова. В случае диагностики заболевания среди школьников такая форма — самая распространенная.
Аграмматическая дисграфия имеет следующие характерные черты: пациент неправильно изменяет слова по падежам, путает склонения, не может определить род или число. В предложениях наблюдается несогласованность постановки слов, пропущены некоторые члены предложения. Речь у пациентов, страдающих такой формой дисграфии, недоразвита и достаточно заторможена. Сопутствуют этому нарушению и прочие логопедические расстройства, например, дизартрия, алалия и другие.
Оптическая дисграфия проявляется таким образом, что на письме пациент смешивает и заменяет буквы на схожие с ними визуально. В данном случае выявлена может быть либо литеральная оптическая дисграфия (нарушение воспроизведения изолированных букв), либо вербальная оптическая дисграфия (нарушение начертания букв в словах). Самые распространенные ошибки у пациентов — это добавление в буквы лишних элементов или же недописывание нужных, «отзеркаливание» букв и тому подобное.
У страдающих дисграфией пациентов нередко удается диагностировать и симптомы, не относящиеся к логопедическим. Как правило, это неврологические расстройства и нарушения, к примеру, гиперактивность, нарушения работы памяти, снижение работоспособности
Пациентам тяжело сконцентрировать внимание на чем-либо, они часто отвлекаются в процессе обучения или работы
Диагностические мероприятия для выявления дисграфии обычно включают в себя консультацию не только логопеда, но и других специалистов: невролога, офтальмолога, ЛОРа. Необходимо исключит вероятность наличия дефектов органов слуха и зрения. Оценка речевой функции дается логопедом. Для этого проводятся мероприятия диагностики письменной речи
В этом случае важно четко разграничить наличие расстройств с незнанием правил и норм языка, с неграмотностью пациента. Далее специалистом определяется форма дисграфии
Диагностические мероприятия по установлению дисграфии у пациента проводятся комплексно. На первом этапе обследования анализируются письменные работы пациента. Далее оценивается развитие ребенка, его речевой навык, общее развитие. После этого специалистами изучается состояние центральной нервной системы, органов слуха и зрения, артикуляционный аппарат, моторика рук и речевая моторика. Определяется и то, какой рукой при написании пользуется пациент.
Дисграфия – характерные симптомы
Часто из-за большого количества учеников в классе не каждый учитель может определить, что у ребенка дисграфия. Преподаватели обычно предполагают, что неразборчивый и нечеткий почерк – результат недостаточного старания. Рассмотрим основные характеристики дисграфии.
Человек с дисграфическим расстройством обычно совершает следующие ошибки при написании букв и слов:
• неточное воспроизведение
• слишком большой наклон
• разный размер и перекрывание
• неуверенные, дрожащие линии
• смешивание печатных и письменных букв
• отсутствие диакритических знаков и знаков препинания
• непопадание в обозначенные строчки.
У детей младшего школьного возраста симптомы дисграфии проявляются в виде неразборчивого почерка, пропусков слов, неполных предложений, одни буквы наклонены вправо, другие – влево. Они концентрируются на написании слов, не понимая их смысла. Такой ребенок пишет неохотно и быстро утомляется. Ему трудно держать ручку, поэтому рука от чрезмерного напряжения начинает дрожать. Еще одним симптомом дисграфии у детей может быть нежелание рисовать.
Подростки и взрослые испытывают трудности с выражением и передачей мыслей на бумаге, а также трудности с грамматикой и синтаксисом. Писать им намного труднее, чем говорить.
Причины дисграфии
6 Профилактика
В раннем возрасте профилактикой дисграфии служит развитие зрительного, слухового восприятия, мелкой моторики
Родителям нужно с осторожностью отнестись к преждевременному обучению, не стоит торопить ребенка считать и писать, все нагрузки нужно давать дозированно и в виде игр
Можно предлагать такие задания:
- 1. «Что за предмет» — показывают контурные изображения, по которым ребенок должен определить объект.
- 2. «Найди похожее» — в иллюстрации просят обнаружить одинаковые предметы.
- 3. «Поиск лишнего» — ребенку предлагают показать ненужный объект.
- 4. «Что это» — по разбросанным деталям на картинке просят определить, что изображено.
- 5. «Доска Сегена» (коробка форм ) — предлагают вставить фигуры в соответствующие отверстия.
У взрослых профилактикой расстройства письма служат корректировка почерка, чтение художественных книг, описание иллюстраций.
Родителям необходимо учитывать, что работа с нарушениями у школьника должна проходить в позитивной обстановке, не нужно кричать на ребенка, если у него что-то не получается. Можно ввести систему поощрений — за каждое правильно выполненное задание давать небольшой подарок.
Причины дисграфии у взрослых
Дисграфия чаще всего диагностируется у младших школьников. Однако до 10% нарушений возникает у взрослых людей в результате различных факторов, негативно воздействующих на психику человека. Среди основных причин, вызывающих проблемы с письменной речью у взрослых людей, специалисты называют:
- травмы головы;
- кровоизлияние в мозг;
- неудачно проведенные операции на головном мозге;
- формирование и разрастание опухолей в головном мозге;
- менингококковые инфекции;
- инсульты;
- родовые травмы с отдаленными последствиями;
- неблагополучные социальные условия;
- удушье вследствие недостаточного поступления кислорода к тканям организма.
Дисграфия у взрослых имеет классические проявления в виде типичных устойчивых ошибок, сложно поддающихся исправлению.
Обратите внимание. Дисграфия не свидетельствует о снижении уровня интеллекта человека
Причина ее возникновения в зрелом возрасте чаще всего связана с нарушением взаимодействия между мозговыми отделами.
Дисграфия у взрослых (особенно развившаяся на почве кровоизлияний) чаще всего имеет необратимый характер, для детей же прогноз более благоприятный: чаще всего маленьких пациентов удается успешно реабилитировать и вернуть к полноценной жизни.