Дисграфия у взрослых: причины и лечение

Справимся вместе!

Под дисграфией
(графо — пишу, дис — расстройство) понимается специфическое и стойкое стойкое нарушение процесса письма,
обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и
психических процессов, которые обеспечивают письмо. Аграфия — полная
неспособность овладеть письмом или полная утрата этого навыка.

Дисграфия
и аграфия могут наблюдаться как у детей, так и у взрослых. В последнем случае
сформированный навык письма частично нарушается или полностью утрачивается в
связи с органическим поражением определённых отделов коры головного мозга
(травмы, опухоли, нарушения мозгового кровообращения и пр.). У детей поражение
или недоразвитие соответствующих отделов коры чаще всего бывает связано с
патологией беременности или родов у матери.

Симптомы, по которым можно распознать дисграфию, заключаются в
специфических и повторяющихся ошибках на письме, не связанных с
незнанием грамматических правил. Основная особенность этих ошибок заключается в
следующем: они допускаются там, где написание слов, казалось бы, не вызывает
никаких затруднений. Например, ребёнок пишет ЗУК вместо ЖУК, ЯШИК вместо ЯЩИК,
БОМ вместо ДОМ и т. п. Не напрасно родители и педагоги общеобразовательных школ
называют эти ошибки «странными» — лишь для специалиста ясна их своеобразная
логичность и неизбежность. Вот наиболее часто встречающиеся из таких ошибок:

Чем же можно объяснить появление в письме такого рода ошибок?

Письменная
речь формируется только на основе устной, и между ними существует
тесное взаимодействие. Основное назначение письменной речи состоит в том, чтобы
как можно точнее передать устную речь. Для обеспечения такой возможности в
языке имеется целая система письменных знаков (букв), каждый из которых
соответствует вполне определённому звуку устной речи. Поэтому в процессе письма
мы должны каждый слышимый (или мысленно представляемый) звук речи обозначить
нужной буквой, строго сохраняя к тому же их последовательность. Только при этом
условии записанное в виде буквенных знаков слово при чтении может быть вновь
переведено в последовательность звуков и узнано. Если же по каким-либо причинам
звуки будут обозначены не теми буквами и не в должном порядке, то при чтении мы
уже не сможем воспроизвести и узнать записанное слово.

Для успешного
овладения письмом (его техникой) у ребёнка уже в дошкольном возрасте
должны быть сформированы следующие необходимые предпосылки письма:

Причины дисграфии

В основе развития дисграфии могут лежать те же органические и функциональные причины, которые вызывают дислалию, алалию, дизартрию, афазию, задержку речевого развития (ЗРР).

Органические причины. К последующему появлению дисграфии может приводить недоразвитие или поражение головного мозга в пренатальном, натальном, постнатальном периодах: патология беременности, родовые травмы, асфиксия, менингиты и энцефалиты, инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка.

Социально-психологические факторы

Включают двуязычие (билингвизм) в семье, нечеткую или неправильную речь окружающих, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых, неоправданно раннее обучение ребенка грамоте при отсутствии у него психологической готовности.

Группу риска по возникновению дисграфии составляют дети с конституциональной предрасположенностью, различными речевыми нарушениями, ЗПР.

Коррекция

Диагностика дисграфии

В диагностике дисграфии зачастую участвуют несколько специалистов, в том числе семейный врач или педиатр, трудотерапевт и психолог. Врач должен будет исключить другие состояния, которые могут вызвать трудности с написанием. Как только он это сделает, психолог, специализирующийся на расстройствах обучения, сможет диагностировать дисграфию. Для этого он будет использовать:

  • академические тесты
  • выявление проблемы с мелкой моторикой
  • тесты на IQ
  • написание предложений или копирование слов

Во время этих тестов специалист будет наблюдать за захватом карандаша, положением рук и тела человека, а также процессом письма. Он также проверит наличие признаков дисграфии.

Классификация

С учетом особенностей нарушения различают пять форм дисграфии:

  1. Артикулярно-акустическая. Появляется на фоне неправильного звукопроизношения. Ребенок слова пишет так, как произносит (например не «рыба», а «лыба»).
  2. Акустическая. Характеризуется заменой звуков похожих по звучанию (например «д-т», «ж-ш»).
  3. Аграмматическая. Характеризуется проблемами с согласованием слов, но происходит это в письменной речи, тогда как говорит ребенок правильно. Может не учитываться род, падеж (например «добрая папа»). Стоит отметить, что данный вид часто обнаруживается тогда, когда учащиеся начинают изучать падежи.
  4. Оптическая. Возникает в результате проблем зрительного анализа, когда ребенок не воспринимает отличия между буквами (например путает «ц» и «щ», «р» и «ь»).
  5. Нарушения языкового анализа, синтеза. В таком случае окончания слов не дописываются, предлоги пишутся слитно, а приставки отдельно (например «при ходить» вместо «приходить»). Ребенок может пропускать буквы, слоги, менять местами, повторять.

Также различают специфическую дисграфию и неспецифическое нарушение письменной речи, связанное с педагогическими, социально-психологическими факторами.

Кроме основных форм диагностируют и смешанные, они на практике встречаются довольно часто.

Особенности заболевания

Дисграфия – не самостоятельная болезнь. Она часто возникает на фоне патологий невротического характера, двигательного аппарата, нарушений слуха, зрительного анализатора.

Можно ли предупредить заболевание – спорный вопрос. Многие специалисты утверждают, что профилактика невозможна, так как современная медицина не дает четкого понимания причины дисграфии. А вот выявление риска возникновения дисграфии на ранних сроках позволяет облегчить борьбу с заболеванием.

К группе риска относятся дети со всевозможными нарушениями речи, воспроизведением звуков, задержкой психического развития, переученные левши, дети из двуязычных семей, с проблемами концентрации внимания, памяти. Своевременное обращение к логопеду позволяет на ранних стадиях выявить возможные причины дисграфии и начать своевременную коррекцию.

Моторная дисграфия

При моторной дисграфии у человека плохо развита мелкая моторика. Письменные работы, как правило, неразборчивы. При крайнем усилии короткие образцы письма могут быть несколько разборчивы. Орфографические способности обычно находятся в пределах нормы.

Пространственная дисграфия

Пространственная дисграфия является результатом проблем с пространственным сознанием. Это может проявляться как трудность удержаться в пределах строк на листе бумаги или использовать правильное количество интервалов между словами. Все формы почерка и рисунков неразборчивы. Орфографические навыки обычно не нарушаются.

Дислексия

Дислексией называют нарушение процесса чтения, которое возникает в результате недоразвития либо нарушения функций определённых зон коры головного мозга. Параллельно с дислексией у ребёнка может проявляться дисграфия. Дисграфия является нарушением письма. Дислексия встречается редко, но, несмотря на это, она может затруднить процесс обучения ребёнка. Чтение положено в основу всей мировой системы образования, поэтому проблемы в процессе обучения могут иметь длительные последствия. Данное заболевание встречается в основном у мальчиков.

Дислексия у детей в большинстве случаев появляется в возрасте 7 лет, поэтому проблемы с чтением чаще всего наблюдаются у младших школьников. Различные нарушения чтения становятся более очевидными ко второму классу. В некоторых случаях дислексия со временем компенсируется, но иногда сохраняется и у более старших детей. Но при раннем выявлении и своевременном, комплексном лечении течение дислексии можно изменить в лучшую сторону. Лечение должно быть длительным, иметь интенсивный и систематический характер. Иногда ребёнок может быть предрасположен к данному заболеванию генетически, в этом случае дислексия наблюдается сразу у нескольких членов семьи.
Дети с данным нарушением делают много ошибок при чтении. Они читают медленно, при этом они могут неправильно произносить слова, пропускать некоторые звуки, прибавлять ненужные, переставлять буквы. Дети затрудняются в восприятии некоторых звуков на слух, это приводит к тому, что они не используют их в собственной устной и письменной речи, при чтении. Ребёнку с дислексией очень трудно различить близкие по акустическим признакам звуки: Б-П, Д-Т, К-Г, С-З, Ж-Ш. Именно поэтому дети, имеющие такие проблемы, не имеют интереса к чтению, пересказам, изложению разного рода текстов. По мере возможности данные формы работ им не дают.

Давайте разберём механизм развития дислексии, это поможет лучше понять суть данного заболевания. Человек имеет три вида слуха: физический (шуршание листвы, лай собаки, шум дождя), музыкальный (наслаждение от любимой песни, бессмертной музыки великих композиторов), речевой (понимание речи, отличие звуков друг от друга). Когда речевой слух развит недостаточно, человек не в состоянии различать схожие созвучия, не правильно воспринимает обращённую к нему речь.
При нарушенном речевом слухе возникают и затруднения в чтении и письме. Это естественный процесс, ведь ребёнок, неясно слышащий речь других людей не может правильно читать. У ребёнка при дислексии нарушено соотношение звука и буквы. Услышав звук, он не имеет возможности быстро представить его в виде знака. А ведь поток речи, которую он воспринимает, очень быстрый. Именно поэтому овладение грамотой таким детям даётся с большим трудом.

Но учить ребёнка необходимо, так как изменение одного или нескольких звуков влечёт за собой изменение смысла слова: палка-балка, дочка-точка. Ребёнок всего лишь заменяет глухой звук звонким, твёрдый звук мягким, но слово полностью изменяет свой смысл.
Для коррекции дислексии у ребёнка, родители должны не только заниматься с ним самостоятельно, но и обязательно привлечь специалиста. Все занятия направленные на исправление чтения у ребёнка, должны строиться в определённой системе. В процессе занятий ребёнок должен усвоить произношение отдельных звуков и научиться соотносить звук с буквой. Для лучшего результата логопед использует различный наглядный материал.
Нужно понимать, что дислексия это такое состояние, для выявления и коррекции которой, необходимо сотрудничество родителей и логопеда, только в этом случае можно добиться стойких положительных результатов.

Выявление дисграфии у взрослых

Лечение нарушений письма у взрослых, так же, как и в детском возрасте, начинается с изучения специалистом письменных работ, выполненных по специальным методикам. Прежде всего, логопеду необходимо выявить, являются ли дефекты написания проявлением дисграфии, или же представляют собой результат безграмотности человека. Испытуемый выполняет ряд письменных заданий, среди которых:

  • списывание текстового материала (печатного и написанного от руки);
  • написание диктанта;
  • составление описаний к картинкам;
  • чтение целостного текста, а также отдельных слов и раздельных слогов.

В ходе диагностики также проводится изучение состояния устной речи, которое включает:

  • оценку правильности произношения звуков;
  • изучение словарного запаса;
  • анализ умений определять звуки на слух.

После проведения необходимых тестов логопед анализирует ошибки, определяя среди них типичные для определенных типов дисграфии. Далее составляется логопедическое заключение. Если диагноз подтверждается, обязательно проводится дальнейшая коррекция дефекта.

Причины и «лечение» дисграфии

Официально данное расстройство объясняется нарушением в работе определённых отделов головного мозга, которое может быть вызвано:

  • поражением центральной нервной системы во время беременности;
  • церебральной гипоксией;
  • различными инфекциями ЦНС;
  • системными метаболическими нарушениями;
  • черепно-мозговыми травмами;
  • патологиями внутренних органов;
  • выраженными психологическими травмами и др.

Отсюда вытекают специфические методы диагностики и «лечения» дислексии. Ребёнка отправляют не только на консультацию к логопеду, но он может проходить обследование и у следующих специалистов:

  • психолога;
  • невролога, который оценивает общий неврологический статус и выявляет сопутствующие неврологические патологии;
  • педиатра, который должен исключить хронические соматические заболевания;
  • офтальмолога и сурдолога (выявляет признаки снижения слуха);
  • психиатра.

В рамках диагностики дисграфии часто применяется электроэнцефалография, которая определяет электрическую активность головного мозга. Может назначаться МРТ головного мозга, а также дуплексное исследование сосудов головного мозга.

После всех процедур выявляется точный вид дисграфии (нейропсихологическая, клинико-психологическая, логопедическая), а потом определяется оптимальный вид ее лечения. Довольно часто ребёнку назначаются ноотропные препараты, которые призваны активизировать работу мозга.

Однако в большинстве случае рекомендуются логопедические занятия для коррекции дисграфии

Цель занятий – поставка и автоматизация звуков, развитие внимание, памяти, мелкой моторики, узнаваемости зрительных образов, слухового сосредоточения. Но, как правило, логопедическая помощь не даёт желаемого эффекта, так как работа ведётся только по устранению симптомов дисграфии, а не её первопричин.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: