Нарушения чтения и письма
Дисграфия
Коррекция дисграфии
Логопедическая работа по коррекции дисграфии выстраивается с учетом механизмов и формы нарушения письменной речи. Общие подходы к преодолению дисграфии предполагают восполнение пробелов в звукопроизношении и фонематических процессах; обогащение словаря и формирование грамматической стороны речи; развитие связной речи
Важное значение в структуре логопедических занятий по коррекции дисграфии занимает развитие аналитико-синтетической деятельности, слухового и пространственного восприятия, памяти, мышления, двигательной сферы. Полученные навыки устной речи закрепляются с помощью письменных упражнений
По основному заболеванию лицам с дисграфией и аграфией могут назначаться курсы медикаментозной терапии и реабилитационного лечения (физиотерапия, массаж, ЛФК, гидротерапия).
Прогноз и профилактика дисграфии
Для преодоления дисграфии требуется слаженная работа логопеда, педагога, невролога, ребенка и его родителей (или взрослого пациента). Поскольку нарушения письма самостоятельно не исчезают в процессе школьного обучения, дети с дисграфией должны получать логопедическую помощь на школьном логопункте.
Предупреждение дисграфии должно начинаться еще до начала обучения ребенка грамоте. В профилактическую работу необходимо включать целенаправленное развитие ВПФ, способствующих нормальному овладению процессами письма и чтения, сенсорных функций, пространственных представлений, слуховых и зрительных дифференцировок, конструктивного праксиса, графомоторных навыков
Важное значение имеет своевременная коррекция нарушений устной речи, преодоление фонетического, фонетико-фонематического и общего недоразвития речи
Сложную проблему представляет вопрос оценки успеваемости по русскому языку детей с дисграфией. В период проведения коррекционной работы целесообразно осуществлять совместную проверку контрольных работ по русскому языку учителем и логопедом, выделение специфических дисграфических ошибок, которые не должны учитываться при выставлении оценки.
Дислексия
Коррекция дислексии
Традиционная система логопедических занятий по коррекции дислексии предполагает работу над всеми нарушенными сторонами устной речи и неречевыми процессами
Так, при фонематической дислексии основное внимание уделяется коррекции дефектов звукопроизношения, развитию полноценных фонематических процессов, формированию представлений о звуко-буквенном и звуко-слоговом составе слова. Наличие семантической дислексии требует развития слогового синтеза, уточнения и обогащения словаря, усвоения ребенком грамматических норм языка
В случае аграмматической дислексии необходимо формировать у ребенка грамматические системы словообразования и словоизменения. Мнестическая дислексия требует развития слухоречевой и речезрительной памяти. При оптической дислексии ведется работа по развитию зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза; при тактильной дислексии – над дифференциацией тактильно воспринимаемых предметов и схем, развитием пространственных представлений.
Нестандартный подход к коррекции дислексии предлагает методика Рональда Д. Дейвиса, предполагающая придание печатным словам и символам мысленного образного выражения, с помощью которых устраняются пробелы в восприятии.
Прогноз и профилактика дислексии
Несмотря на то, что дислексия сегодня часто характеризуется как «проблема гениев», которой в свое время страдали многие знаменитые личности (Г. Христиан Андерсен, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн и др.), она нуждается в целенаправленной коррекции. От этого завит успешность обучения ребенка в школе и ВУЗе, степень его личностной самооценки, взаимоотношения со сверстниками и преподавателями, уровень притязаний и успешность в достижении целей. Результат будет тем эффективнее, чем раньше начата работа по преодолению недостатков устной и письменной речи.
Профилактику дислексии нужно начинать в дошкольном возрасте, развивая у детей зрительно-пространственные функции, память, внимание, аналитико-синтетическую деятельность, мелкую моторику. Важную роль играет преодоление нарушений звукопроизношения, формирование лексико-грамматического строя речи
Необходимо своевременное выявление детей снарушениями речи, и проведение логопедических занятий по коррекции ФФН и коррекции ОНР, подготовке к освоению грамоты.
Слайд 54Статическая дыхательная гимнастика. Для воспитания внеречевого дыхания учат быстрому вдоху и плавному,
равномерному выдоху (без фонации). Выдох должен дифференцироваться по силе:сдуть с руки снежинку (из папиросной бумаги);сдуть ватку;подуть на султанчики;погреть ладошки;подуть на бумажную бабочку, подвешенную на нитке или сидящую на цветке;задуть в ворота легкие ватные шарики (мячи);сделать бурю в стакане (подуть через трубочку в воду так, чтобы вода забурлила);подуть на граненый карандаш и сдвинуть его на поверхности стола;подуть в дудочку, свирель, в трубу;извлечь звук из губной гармошки на вдохе и выдохе;подуть в детскую игрушку «тещин язык» и до конца расправить скрученную спиралью полую полоску бумаги;подуть на подбородок. Нижняя губа заводится под верхние резцы. Подуть на подбородок холодным воздухом длительно;сильно подуть в пузырек, горлышко которого касается нижней губы. Получается свист.
Слайд 25Речевая моторикаДвижения мимической, лицевой мускулатуры и артикуляционного аппарата характеризуются Быстрой истощаемостью,
низким качеством,Не имееют достаточной точности, плавности.Для одних детей характерна скованность движений, для других- двигательное беспокойство, наличие гиперкинезов языка, трудность нахождения и удержания позы, синкенезии(опускание век при открывании рта, движения нижней челюсти при поднимании языка вверх, пальцев рук при выполнении артикуляционных заданий).Таким образом, наиболее ярко моторная недостаточность проявляется при выполнении сложных двигательных актов. Это говорит о том, что у детей со стертой формой дизартрии недостаточно развита кинестетическая чувствительность в области артикуляции.
Слайд 29Нарушение просодико- мелодико- интонационной стороны речиНарушения формирования интонационной структуры предложения. При
этом более нарушенным является процесс слуховой дифференциации интонационных структур, чем процесс их самостоятельной реализации.Голосовые нарушения обусловлены нечёткой артикуляцией и лёгкими парезами мышц гортани >у детей со СФД могут быть нарушены все характеристики музыкальности речи.Страдают голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр голоса, иногда появляется назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен. При рассказывании стихотворения речь ребенка монотонная, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Голос детей в процессе речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию имитировать голоса животных то высоким, то низким голосом).
Слайд 36План логопедической работы при фонетико- фонематическом нарушении речи у ребенка со
стертой дизартрией
Формирование фонематического слуха и восприятия. Формирование и совершенствование артикуляционной моторики:меры по преодолению саливации;затормаживание нередуцированныхоральных и тонических рефлексовобучение регуляции тонуса мышц;снижение зависимости от гиперкинезов; развитие силы и координации артикуляторных движений.Формирование правильного звукопроизношения:постановка, автоматизация и введение в речь звуков; дифференциация смешиваемых звуков в речи.Воспитание навыков правильного дыхания.Формирование просодических компонентов речи: темпа, ритма, интонации.Развитие и совершенствование мимической , мелкой и общей моторики.
Слайд 18Мелкая моторикаДети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками
самообслуживания.На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие дети не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются еще и трудности пространственного расположения элементов. Нарушение тонких дифференцированных движений руками проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики. Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движение по подражанию, например, «замок» – сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «колечки» – поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец и другие упражнения пальцевой гимнастики.
Слайд 37План логопедической работы при общем недоразвитии речи III уровня, у ребенка
со стертой дизартрией
Формирование фонематического слуха и восприятия.Формирование и совершенствование артикуляционной моторики.Постановка отсутствующих звуков.Автоматизация звуков в слогах, словах , предложениях и связной речи.Введение звука в речь.Формирование звукового анализа и синтеза.Формирование слоговой структуры слова. Совершенствование ритмико-мелодико- интонационной стороны речи.Формирование лексической стороны речи: уточнение, накопление и обогащение словарного запаса в соответствии с программными требованиями и уровнем речевого недоразвития.Развитие и совершенствование грамматического строя речи.Формирование связной речи.Развитие и совершенствование мелкой моторики и неречевых психических процессов.
Слайд 55Динамическая дыхательная гимнастикаподготавливает дыхательный аппарат к фонационному (речевому дыханию), т. к.
способствует расширению емкости легких. Динамические дыхательные упражнения проводят в сочетании с движениями туловища, рук, ног. Тренировка внеречевого дыхания достигается за счет изменений темпа, частоты, характера выполнения динамических упражнений. В комплекс тренировочных упражнений для воспитания правильного дыхания включают активизирующие и релаксационные упражнения.Расслабляющие движения: подражание полету птиц; поднять руки до уровня плеч и опустить, как пустые рукава, по бокам туловища; поднять руки вверх и опустить их по бокам, раскачивая расслабленными руками вперед, назад; наклонить голову вперед, расслабляя мышцы; медленное круговое вращение головы справа налево и наоборот; медленное потряхивание кистью сначала правой руки по бокам туловища, потом левой, корпус слегка наклонен и др. Дыхательные упражнения (традиционные) без речевого сопровождения:Поднятие на носках, руки вверх – вдох, опускаясь – выдох.Поднимание рук над головой, ладонями навстречу (руки касаются друг друга) – вдох, опускание рук – выдох.Развести руки в стороны – вдох, руки перед собой – выдох.Вытянуть руки вперед перед собой – вдох, опустить по бокам – выдох.Отведение локтей назад – вдох, поставить руки в исходное положение – выдох, руки на поясе.