Нарушения речи у детей

Нарушения речи у детей

Прогноз и профилактические мероприятия

Раннее начало корректирующих мероприятий часто обеспечивает хороший результат. Если удается устранить основную причину заболевания, ребенок быстро догоняет своих сверстников по уровню развития

При лечении важно соблюдать всеми специалистами единые речевые требования – в этом случае ребенку легче запоминать новую информацию

Профилактика заключается в правильном ведении беременности, отказе будущей матери от вредных привычек, рациональном питании. После родов ребенку требуются адекватные микросоциальные условия и правильная речевая среда. Все игрушки должны иметь развивающий характер, соответствовать возрасту малыша.

Логопедическая коррекция

Логопедическая коррекция детской дисфонии предполагает комплексную программу реабилитации, направленную на восстановление нормального голосового звучания у детей.

Методы логопедической коррекции детской дисфонии

Включают в себя различные подходы и техники, которые помогают улучшить фонетическую сторону речи, а также развить правильное дыхание, артикуляцию и речевую мускулатуру у ребенка с дисфонией. В основном специалисты занимаются работой с дыханием, речевой мускулатурой, голосовым аппаратом, а также психоэмоциональными аспектами речи.

  1. Работа с дыханием — дыхательные упражнения помогают ребенку улучшить контроль над дыханием, а это, в свою очередь, влияет на его голосовую технику. Логопед использует различные игры, упражнения на расширение легких и развитие правильной дыхательной техники.
  2. Работа с артикуляцией и речевой мускулатурой — включает в себя различные упражнения на развитие речевой мускулатуры, массаж лицевых мышц, упражнения для тренировки артикуляции звуков, способствующих эффективной коррекции детской дисфонии.
  3. Тренировка голосового аппарата — упражнения на развитие голосовой активности, растяжение и укрепление голосовых связок, различные звуковые упражнения для улучшения качества голоса.
  4. Психоэмоциональный аспект — связан с психологическими проблемами, например, стрессом или низкой самооценкой, и работа с детским психологом поможет малышу преодолеть эти проблемы и улучшить свою голосовую технику.

Когда методы коррекции детской дисфонии применяются в комплексе, их эффективность значительно возрастает. Поэтому подходящие упражнения, методики и программы подбираются индивидуально, учитывая особенности каждого конкретного случая дисфонии у ребенка. Логопеды нашей клиники знают, как комбинировать различные методы для достижения наилучшего результата. Комплексный подход к лечению логопеда, нейропсихолога и психолога значительно улучшит голосовую технику и общее самочувствие маленького пациента.

Упражнения для коррекции детской дисфонии

Включают в себя различные звуковые игры, упражнения для развития речевой мускулатуры и растяжения голосовых связок, другие методики, направленные на улучшение звучания голоса. Наиболее часто применяются упражнения:

  • для правильного дыхания «Шарик»: глубоко вдохнуть через нос, затем медленно выдыхать через слегка приоткрытые губы так, чтобы воздух в легких воспринимался как шарик, который сжимается и постепенно становится все меньше и меньше;
  • для развития гибкости голосовых связок «Моторчик»: произносится звук на различных высотах тона; сначала низко, потом средне, затем высоко;
  • для гибкости голосового аппарата «Губы-шланг»: вытянуть губы вперед и произнести звук , затем сжать губы вместе и произнести звук ;
  • для правильного длительного звучания звуков «Дудочка»: произносится звук и уверенно продолжать звучание этого звука, как будто это звук флейты или дудочки.

Упражнения для коррекции детской дисфонии рекомендуется проводить регулярно и под наблюдением специалиста, поскольку каждый случай требует индивидуального подхода. А поскольку дисфония относится к группе речевых нарушений, связанных с изменениями в тембре, интенсивности и качестве голоса, то именно логопедическая коррекция является важным компонентом комплексной реабилитации ребенка с этим нарушением.

При восстановлении процессов, оказывающих влияние на развитие функций мозга ребенка, в клиниках детской неврологии и реабилитации «НейроСпектр», расположенных рядом со станциями московского метрополитена «Медведково» и «Беляево», проводится совместная работа врачей, а также специалистов в области функционального развития. Своевременное использование методик активизации мозга и одинаковое понимание специалистами наших клиник процессов, которые вызвали и мешают развитию центрального отдела нервной системы ребенка, создают мощный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению нормальной работы мозга.

Online-консультации врачей

Консультация радиолога (диагностика МРТ, КТ)
Консультация доктора-УЗИ
Консультация анестезиолога
Консультация психоневролога
Консультация вертебролога
Консультация эндокринолога
Консультация педиатра
Консультация специалиста в области лечения стволовыми клетками
Консультация нейрохирурга
Консультация сурдолога (аудиолога)
Консультация психолога
Консультация репродуктолога (диагностика и лечение бесплодия)
Консультация педиатра-аллерголога
Консультация эндоскописта
Консультация онколога-маммолога

Новости медицины

Футбольные фанаты находятся в смертельной опасности,
31.01.2020

«Умная перчатка» возвращает силу хвата жертвам травм и инсультов,
28.01.2020

Назван легкий способ укрепить здоровье,
20.01.2020

Топ-5 салонов массажа в Киеве по версии Покупон,
15.01.2020

Новости здравоохранения

Глава ВОЗ объявил пандемию COVID-19,
12.03.2020

Коронавирус атаковал уже более 100 стран, заразились почти 120 000 человек,
11.03.2020

Коронавирус атаковал 79 стран, число жертв приближается к 3200 человек,
04.03.2020

Новый коронавирус атаковал 48 стран мира, число жертв растет,
27.02.2020

Лечение Нарушений речи у детей:

Вмешательства при расстройствах речи

Вмешательства оказывают значительный эффект при экспрессивных и фонологических расстройствах речи. При трудностях в рецептивной речи эффективность вмешательств не доказана. При трудностях у детей в экспрессивной речи лечение, проводимое родителями под руководством специалиста, настолько же эффективное, как и лечение, которое проводят клиницисты. Некоторые исследования показали, что у детей с фонологическими или рецептивными трудностями речи, лечение, проводимое клиницистами, более эффективно.

Прогноз развития речи

Прогноз развития речи зависит и от типа расстройства речи и от наличия сопутствующих когнитивных нарушений. Хуже прогноз, когда у ребенка низкий интеллектуальный уровень и расстройства речи. Самый высокий шанс выздороветь – у детей с чистыми артикуляционными проблемами. Минимальный шанс выздороветь у детей с расстройством рецептивной речи. Ребенок с расстройством рецептивной речи и нормальным IQ может достичь достаточного прогресса к взрослой жизни для того, чтобы довольно хорошо общаться, но у него сохраняются в большей или меньшей мере дефициты речи. Дефициты в использовании и содержании речи могут быть очень устойчивы, как показали некоторые исследования. При синдроме Ландау-Клеффнера единого прогноза нет, а если симптомы проявляются у детей до пяти лет, тяжелые проблемы будут устойчивыми.

Диагностика

Диагностические тесты состоят из ларингоскопии, стробоскопии, анализа акустических свойств голоса, электроглоттографии. Диагностика у специалиста нашей клиники начинается с анализа истории болезни и жалоб пациента

При сборе анамнеза особое внимание уделяется длительности патологии, наличию сопутствующих заболеваний и факторов, вызвавших нарушение. Выбор того, как лечить дисфонию, основывается на результатах следующих диагностических процедур:

  1. Ларингоскопия — процедура, при которой проводится осмотр гортани с помощью специального инструмента — ларингоскопа. В зависимости от типа ларингоскопии используется прямая, непрямая или микрофарингоскопия. При прямой ларингоскопии ларингоскоп вставляется через рот непосредственно в гортань. Непрямая ларингоскопия проводится с помощью зонда, который вводится через нос и позволяет осматривать гортань без прямого контакта. Микрофарингоскопия — это осмотр гортани с использованием специальной оптической системы и микрофарингоскопа, также вводимого через рот.
  2. Акустический контроль речи в состоянии стресса — метод для измерения амплитуды и частоты речи во время стрессовых ситуаций. При этом используются специальные акустические приборы, которые записывают и анализируют изменения в речи ребенка. Метод позволяет оценить, как стрессовое состояние влияет на произношение им звуков и ритм его речи.
  3. Компьютерная томография (КТ) и рентген гортани — методы, при которых применяются рентгеновские лучи для получения изображений гортани. КТ использует компьютеры для создания точных трехмерных изображений гортани, в то время как рентген дает двухмерные изображения. Оба методы обследования позволяют оценить состояние тканей гортани, выявить наличие опухолей, инфекций или других патологий. КТ и рентген гортани применяются в диагностике различных заболеваний гортани, например, опухолей, инфекций, травм и др.

Лабораторная диагностика заключается в сдаче общих анализов крови и мочи, а также биохимических показателей крови (назначаются индивидуально каждому ребенку). По назначению врача — речевого реабилитолога, возможно, потребуется консультация хирурга, фониатра, эндокринолога, ЛОР-врача и логопеда. У родителей не будет повода беспокоиться, потому что наши специалисты с многолетним опытом работы помогут решить любую проблему — правильно оценить и диагностировать нарушение, выбрать оптимальный план коррекции и лечения.

Что такое Нарушения речи у детей —

Психиатрические проблемы и специфические нарушения речи часто связаны. Первый вариант – причина их может быть едина – аномалии мозга, препятствующие «высшим функциям». Нарушения речи могут быть также  вызывать фрустрацию и изоляцию, поскольку речь является мощным орудием мышления и решения жизненных задач, это средство получения чего-либо от людей. Третий вариант – одно и то же расстройство социального общения речевым психотерапевтом может быть истолковано как проблема речи, а специалистом по психическому здоровью – как психиатрическая проблема.

Эпидемиология

Существуют разные оценки распространенности специфических нарушений речи. Это вызвано в том числе отсутствием единого определения и единых диагностических критериев расстройств речи у детей. Существуют тяжелые и устойчивые расстройства, что приводят к существенным социальным нарушениям и возникают у малышей с нормальным уровнем интеллектуального развития. Это довольно редкие явления – менее 0,1% от всех случаев расстройств речи.

Также существуют широко определенные науршения речи у детей, распространенность которых достигает от 15 до 25%. Но у многих таких детей относительно небольшие задержки или проблемы с артикуляцией, которые либо не приводят к социальным нарушениям, либо приводят к небольшим, и сводятся «на нет» без лечения.

У 1-5% детей школьного возраста могут быть значительные проблемы с речью. В основном расстройства речи встречаются у мальчиков и парней. Соотношение с пораженным женским полом составляет 2-3:1.

Публикация «Материал для родителей „Ранние признаки нарушений развития речи“» размещена в разделах

  • Развитие ребенка. Консультации для родителей
  • Развитие речи. Консультации, рекомендации
  • Темочки

Если к полутора годам ребенок не произносит никаких слов, это свидетельствует о задержке у него речевого развития. О том же говорит и отсутствие после двух лет фразы, даже если ребенок и произносит некоторые слова. Возраст трех лет считается критическим. Если к этому времени ребенок не овладел фразовой речью, можно говорить о существенном нарушении его речевого развития, а именно — об общем недоразвитии речи. В этом случае необходима консультация логопеда (особенно если ребенок вообще не говорит, так как есть вероятность, что речь у него и дальше развиваться не будет или будет развиваться с очень большим опозданием.

Кроме общего недоразвития речи, встречаются частные ее нарушения. В возрасте трех лет на фоне бурного развития речи у ребенка может появиться заикание, это особенно вероятно при наличии в семье соответствующей наследственности. Если такое произойдет, ребенка нужно срочно показать логопеду, специализирующемуся на этом речевом дефекте, так как заикание легче всего преодолевается в самом начале своего возникновения.

Встречается и такое нарушение, как детский аутизм. Оно касается не только речи, но и развития ребенка в целом. Аутизм проявляется в том, что прежде нормально развивавшийся ребенок вдруг отказывается от речевого общения, становится необщительным, замкнутым, предпочитает одиночество. Он может подолгу сидеть, уставившись в одну точку, не сразу замечая, что вы его окликаете. Он, присутствуя, как бы отсутствует. При подозрении на аутизм нужно проконсультироваться у детского психоневролога и психолога.

У ребенка может быть нарушена подвижность речевых мышц. Голос у такого ребенка может быть с носовым оттенком. Возможно повышенное слюноотделение, вялая мимика или, наоборот, напряженное выражение лица, повышенный тонус мышц ног и рук, запаздывание развития всех двигательных навыков. Скорее всего, в дальнейшем у такого ребенка будет формироваться дизартрия. В результате этого нарушения ребенок не может обучиться нормативному произношению звуков из-за неспособности управлять мышцами органов речи. Этому препятствуют парезы и параличи речевых мышц, а также гиперкинезы (непроизвольные подергивания в мышцах). Ребенка требуется проконсультировать у детского психоневролога и логопеда.

Детей с мышечными нарушениями, повышенным внутричерепным давлением, родовыми и послеродовыми травмами черепа желательно показать врачу-остеопату. Это достаточно новая медицинская специализация. Данные о врачах-остеопатах можно найти в Интернете: в «Регистре остеопатов России», «Едином национальном регистре остеопатов», а также в «Ассоциации остеопатов России».

Когда ребенок отстает в речевом развитии, и вы замечаете, что он недостаточно хорошо ориентируется в повседневной ситуации, его необходимо проконсультировать у специалиста-дефектолога, чтобы выяснить, нет ли у него задержки умственного развития.

Вообще же нужно иметь в виду, что темп развития детей очень индивидуален, поэтому в раннем возрасте окончательные диагнозы, как правило, не ставятся (за исключением тех случаев, когда у детей выявляются ярко выраженные патологии).

Причины ЗРР

Все причины ЗРР делятся на две группы – социально-педагогические и биологические (код по МКБ 10 задержка речевого развития).

Социально-педагогические

  1. Отсутствие регулярных занятий или простого общения с малышом.
  2. Невостребованность речевого общения (при низкой культуре в семье).
  3. Часто болеющие дети.
  4. Постоянные стрессы.
  5. Гиперопека – предупреждение любого желания ребенка, когда малышу речь становится не нужна.

Биологические

  1. Внутриутробная гипоксия.
  2. Длительная асфиксия в родах (к примеру, обвитие пуповиной).
  3. Родовые травмы.
  4. Внутриутробные инфекции.
  5. Недоношенность (равно, как и переношенность).
  6. Неонатальные воспаления мозговых оболочек различного генеза.
  7. Черепно-мозговые травмы раннего возраста.
  8. Выраженная гипотрофия.
  9. Осложнения после вакцинации.

Лечение ЗРР посредством упражнений.

Классификация речевых нарушений

Симптомы Нарушений речи у детей:

У детей могут быть проблемы с:

— артикуляцией (нарушено образование звуков)

— просодией (нарушено выражение и понимание тона голоса и интонации собеседника)

— синтаксисом (нарушения касаются образования и понимания грамматически правильных предложений)

— семантикой (нарушена способность кодировать значение словами и декодировать значение из слов)

— прагматикой (нарушена способность использовать речи и понимать контекст, чтобы улавливать скрытые посылы, которые не выражены в сказанном явно).

Виды нарушений речи у детей:

1. Фонологически-синтаксические

Проблема возникает не с содержанием речи, а с формой. Ребенок имеет желание коммуницировать, но у него проблемы с синтаксисом, артикуляцией или с тем и другим. Бывают случаи сугубо артикуляционных проблем. Сверстники могут дразнить таких детей.

Если у ребенка расстройства экспрессивной речи, то речь развивается в более позднем возрасте, чем обычно, и синтаксические структуры на несколько лет отстают от возрастного уровня. Понимание нормальное, но артикуляция может быть также не совсем правильной. Более редко случается расстройство рецептивной речи – когда у ребенка проблемы с экспрессией речи, а также с ее пониманием и произношением (артикуляцией).

2. Семантически-прагматическое

Проблемы не с формой речи, а с ее использованием и содержанием. В типичных случаях артикуляция и синтаксис нормальные, формальные тесты речи ребенок проходит успешно, но у него есть проблемы с повседневными разговорами и пониманием, которые родителям и учителям трудно описать. Сказанное ребенок часто понимает буквально, не может уловить контекст.

Когда ребенок что-то рассказывает, он не фиксирует в речи ключевые детали, потому связанная последовательность рассказа нарушается. Речь часто звучит как бессвязный монолог. Существуют так называемые просодические нарушения, включающие аномальные интонации и монотонное произношение. Точно не описана связь между семантически-прагматическим расстройством и расстройствами аутистического спектра.

3. Синдром Ландау-Клеффнера или приобретенная эпилептическая афазия

Такое расстройство встречается редко, проявляется как потеря речевых навыков после нормального развития ребенка. Данный синдром начинается у детей с 3-х до 9-ти лет. Потеря не случается резко, на это требуются месяцы, но бывают случаи, когда потеря речи более быстрая. Сначала ребенок всё хуже воспринимает устную речь. У родителей при этом иногда возникают подозрения на глухоту, но при походе к доктору оказывается, что пороги слышимости в пределах нормы.

После потери понимания наступает потеря ребенком экспрессивной речи. Приблизительно у 50-70% пораженных детей возникают припадки – генерализированные или простые парциальные. Случаются они в основном в ночное время. Сначала ребенок рассеянный, тревожный, бывают вспышки гнева. Родители могут принять невосприимчивость ребенка за злой умысел. У пораженных детей бывает гиперактивность в некоторой степени.

Сопутствующие учебные трудности

При тяжелых и устойчивых расстройствах речи есть большой риск трудностей в учебе, даже при нормальном интеллектуальном уровне ребенка, который оценивают по невербальным методикам. В основном могут быть проблемы с чтением и правописанием, но не исключены трудности с математическими науками. При расстройствах рецептивной и экспрессивной речи риски больше, чем при проблемах с произношением. Если проблемы у ребенка только с артикуляцией, трудностей в учебе может не быть.

Сопутствующие психиатрические и личностные проблемы

Многие исследования показали, что у детей с проблемами речи повышенные психиатрические риски. Психиатрические проблемы могут появиться либо по причине расстройств речи непосредственно, либо по той же причине, по которой появились и сами речевые расстройства.

Большой риск тревожных расстройств, проблем с социальными отношениями и дефицита внимания. Более заметны такие проблемы у старших детей. При низком интеллекте могут быть психопатологии – риск выше, чем у детей с нормальным IQ. Эмоциональные проблемы могут быть при расстройстве рецептивной, экспрессивной, артикуляционной речи.

При рецептивных проблемах с речью большой риск социальных нарушений, что похожи на аутистические. Они проявляются больше по мере взросления ребенка. Согласно одному исследованию, неспособность устанавливать дружеские или любовные взаимоотношения во многих случаях отражала первичный недостаток социального интереса и навыков, а не была вторичным следствием социальных ограничений, которые были спровоцированы трудностями в общении.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: