Нормальные показатели речевого развития у детей

Нормы развития речи у детей от 0 до 3 лет | коррекционная работа в доу  | учительский журнал

Не гнаться за многим

Будет гораздо лучше, если в конце определенного этапа занятий вы будете знать 500 или 1000 слов очень хорошо, чем 3000 — но плохо. Не позволяйте завести себя в тупик педагогам, которые будут уверять вас, что нужно сначала выучить определенное количество слов для того, чтобы «войти в курс дела». Только вы сами можете и должны решить, достаточен ли для ваших целей и интересов тот запас слов, которым вы овладели.

Опыт изучения языков показывает, что около 400 правильно выбранных слов могут покрыть до 90 процентов того словаря, который нужен вам для целей повседневного общения. Для того чтобы читать, понадобится больше слов, но многие из них — только пассивно. Поэтому со знанием 1500 слов вы сможете уже разбираться в достаточно содержательных текстах.

Лучше освоить наиболее нужные и важные для вас слова, чем постоянно бросаться учить новые. «Тот, кто погнался за слишком многим, рискует упустить все», — говорит шведская пословица. «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь», — отвечает ей русская поговорка.

Сколько слов должно быть в активном словаре ребенка?

Нормы формирования активного словаря ребенка дошкольного и младшего школьного возраста выглядят следующим образом:

Таким образом, если в год ребенок в норме произносит не более 10 слов, то словарный запас ребенка в 3 года составляет уже около 1000 слов. Словарный запас ребенка 5 лет уже около 2000 слов, а словарный запас ребенка в 6 лет — около 3500 слов. Не стоит паниковать, если вы вдруг обнаружили, что ребенок говорит меньше слов, чем в норме. Каждый ребенок индивидуален и развивается в своем темпе. Есть дети, которые начинают говорить ближе к 2 годам, при этом всё понимают уже в 1-1,5 года.

Если все же у вас есть сомнения или вопросы относительно развития вашего малыша, для собственного спокойствия проконсультируйтесь со специалистом. Хорошую динамику дает включение веселых игр на развитие словарного запаса, а также пальчиковая гимнастика и массаж ладошек. Очень важную роль играют положительные эмоции: поход в зоопарк, аквапарк и творческое совместное времяпровождение с родителями.

Упражнения для расширения словарного запаса

Следующие упражнения выполняются в письменном или устном виде.

  • Существительные. Рассказывают маленькую историю с применением одних только существительных. «День. Труд. Конец. Выход. Дверь. Ключ. Подъезд. Машина. Ключ. Зажигание» и так далее.
  • Глаголы. То же, что рассказывалось с использованием существительных, повторяется, только с глаголами.
  • Прилагательные и наречия. Затем наступает черед и других частей речи.
  • Алфавит. Придумывают связанные слова, которые последовательно начинаются с букв алфавита по порядку. «Алена беседует вечером, гуляя до ели заветной, жестикулируя и красноречиво лелея милые нежные одуванчики. Паша рядом следует, тащит удобный фонарь хромированный, часто цепляя шустрое щебетание экстравагантным юмористическим языком».
  • Монофон. Придумывают свою речь, слова которой начинаются на одну букву. Каждое из них связывают между собой, даже если смысл при этом страдает.

Непросто выполнить каждое из упражнений. Зато слова постепенно переходят из пассивного лексикона в активный и происходит его пополнение.

Это интересно: считаем словарный запас

Часто родители ведут дневник развития ребенка, в который записывают все, что ребенок умеет делать, говорить и т.п. На основе этих данных можно легко подсчитать активный словарный запас ребенка.

Что можно учесть при расчете объема запаса?

√ Четкопроизносимые, понятные всем слова («мама», «папа», «дед», «дай»);

√ Сокращенные слова («диван» — «ван», «собака» — «ака»);

√ Слова, имеющие такое же ударение и количество слогов, как и настоящее («собака» — «балАка»);

√ Звукоподражательные слова («мяу», «тра-та-та», «кря-кря» и т.п.);

√ Многозначные слова. Многие дети под одним и тем же словом или буквосочетанием понимают разные вещи. Например, ребенок говорит «ба», но означать это может «бабушка», «банан» или «барабан» в зависимости от ситуации. Посчитать нужно каждое из этих слов.

Полученную цифру можно сравнить с таблицей норм. Разные авторы выдвигают различные возрастные нормы, и это лишь один из вариантов (автор — А. М. Бородич).

И не пугайтесь, если ваш малыш не «укладывается в норму», вы ведь знаете, что все дети развиваются по индивидуальному графику. Конечно, если у вас есть сомнения в уровне развития речи ребенка, лучше проконсультироваться со специалистом.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Не гнаться за многим

Будет гораздо лучше, если в конце определенного этапа занятий вы будете знать 500 или 1000 слов очень хорошо, чем 3000 — но плохо. Не позволяйте завести себя в тупик педагогам, которые будут уверять вас, что нужно сначала выучить определенное количество слов для того, чтобы «войти в курс дела». Только вы сами можете и должны решить, достаточен ли для ваших целей и интересов тот запас слов, которым вы овладели.

Опыт изучения языков показывает, что около 400 правильно выбранных слов могут покрыть до 90 процентов того словаря, который нужен вам для целей повседневного общения. Для того чтобы читать, понадобится больше слов, но многие из них — только пассивно. Поэтому со знанием 1500 слов вы сможете уже разбираться в достаточно содержательных текстах.

Лучше освоить наиболее нужные и важные для вас слова, чем постоянно бросаться учить новые. «Тот, кто погнался за слишком многим, рискует упустить все», — говорит шведская пословица. «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь», — отвечает ей русская поговорка.

Словарный запас при чтении

При чтении, правильно выбрав и хорошо запомнив около 80 наиболее обычных, самых частотных слов, вы поймете около 50% простого текста;

  • 200 слов покроют примерно 60%;
  • 300 слов — 65%;
  • 400 слов — 70%;
  • 800 слов — примерно 80%;
  • 1500 — 2000 слов — около 90%;
  • 3000 — 4000 — 95%;
  • и 8000 слов покроют практически около 99 процентов письменного текста.

Пример: если перед вами лежит текст объемом приблизительно 10 тысяч слов (это примерно,40 печатных страниц), то, заранее выучив самые необходимые 400 слов, вы поймете около 7000 слов, которые употреблены в этом тексте.

Заметим снова, что цифры, которые мы даем — лишь ориентировочные. В зависимости от разнообразных дополнительных условий, 50 слов покроют до 50 процентов письменного текста, зато в других случаях вам нужно будет выучить не менее 150 слов, чтобы получить тот же результат.

Задержка развития речи и формирования словарного запаса

Причинами задержки развития речи и расширения запаса слов кроме очевидных физических нарушений и состояния здоровья ребенка могут быть следующие:

  • Чрезмерная строгость родителей, пресекающих попытки ребенка говорить на «своем» языке.
  • Наличие постоянного фонового шума. Это может быть музыка, работающий телевизор, болтающие родственники и даже повторяющиеся звуки извне.
  • Слишком частое и продолжительное контактирование малыша с современными гаджетами.

Исключив эти негативные факторы, можно добиться существенного расширения словарного запаса у детей и качественного, четкого произношения.

Фокусная лексика

Фокусная лексика — это специальный набор терминов и различий, который особенно важен для определенной группы: людей с особым фокусом опыта или деятельности. Лексикон или словарь — это словарь языка: набор названий вещей, событий и идей. Некоторые лингвисты считают, что лексика влияет на восприятие людьми вещей, Гипотеза Сепира – Уорфа. Например, Нуэр Судана имеют сложный словарный запас для описания крупного рогатого скота. У нуэров есть десятки названий для крупного рогатого скота из-за особой истории, экономики и окружающей среды.[требуется разъяснение ]. Такое сравнение вызвало некоторые лингвистические споры, например, с числом «Эскимосские слова для обозначения снега «. Носители английского языка, обладающие соответствующими специальными знаниями, также могут отображать сложные и точные словари по снегу и скоту, когда в этом возникает необходимость.

От чего зависит объём словарного запаса

На самом деле серьёзную роль тут играют несколько факторов — разберём подробно каждый.

Речевое окружение

Словарный запас ребёнка зависит от того, насколько регулярно вы разговариваете с ним. Причём формироваться лексикон начинает задолго до того, как малыш произносит своё первое слово. Чтобы он был обширным и пополнялся быстро, с детьми нужно много разговаривать с самого рождения.

Психологи из Гарварда проанализировали словарный запас 50 детей и выяснили, что на формирование их языковых навыков влияет именно разнообразие слов (например, не только существительные и междометия, но и прилагательные, различные глаголы и так далее), а не только их количество. Например,

Чтение

Американский писатель и популяризатор науки Джим Трелиз однажды подсчитал, что из 1000 слов в детских книжках примерно 30 — редкие. В то время как из 1000 слов, сказанных ребёнку родителями, редкими будут только 9.

Так что чем чаще вы читаете ребёнку вслух, тем больше шанс, что он запомнит слова, которые вы вряд ли произносите ежедневно. Например, «айсберг», «трепет» или «подлесок». А ещё ежевечернее чтение прививает детям любовь к литературе, что хорошо само по себе.

Рекомендации

  • Барнхарт, Кларенс Льюис (редактор) (1968). Всемирный книжный словарь. Чикаго: Торндайк-Барнхарт, OCLC  
  • Brysbaert M, Stevens M, Mandera P и Keuleers E (2016) Сколько слов мы знаем? Практические оценки объема словарного запаса в зависимости от определения слова, степени языкового ввода и возраста участника. Фронт. Psychol. 7: 1116. DOI: 10.3389 / fpsyg.2016.01116.
  • Флинн, Джеймс Роберт (2008). Куда подевались все либералы? : раса, класс и идеалы в Америке. Издательство Кембриджского университета; 1-е издание. ISBN  978-0-521-49431-1 OCLC  
  • Ленкейт, Роберта Эдвардс (2007) Знакомство с культурной антропологией Бостон: Макгроу-Хилл (3-е изд.) OCLC  
  • Миллер, Барбара Д. (1999). Культурная антропология(4-е изд.) Бостон: Аллин и Бэкон, стр. 315 OCLC  
  • Шонелл, сэр Фред Джойс, Айвор Г. Меддлтон и Б. А. Шоу, Изучение устной лексики взрослых: исследование устной лексики австралийского рабочего, University of Queensland Press, Брисбен, 1956 г. OCLC  
  • Запад, Майкл (1953). Общий служебный список английских слов с семантическими частотами и дополнительным списком слов для написания научно-популярных и технических Лондон, Нью-Йорк: Лонгман, Грин OCLC  

Борьба с ненормативной лексикой в речи детей

Когда матерные слова уже вошли в обиход, бороться с этим необходимо посредством ввода определенных правил

Важно, чтобы запреты относительно каких-то выражений касались всех членов семьи: если принимается правило не употреблять матерные слова дома, то этого должны придерживаться и родители. Естественно, любой может ошибиться, поэтому, когда неприличное слово все же было произнесено, то необходимо извиниться, объяснить, почему сейчас было так сказано, и найти культурный синоним. Обсуждайте значение матерных слов, ищите им замену

Замечайте ситуации, когда ваш ребенок красиво и точно формулирует свои мысли, хвалите его за это. Поощряйте развитие словарного запаса и учите, как можно поставить неприятного человека на место, используя литературные обороты речи

Обсуждайте значение матерных слов, ищите им замену. Замечайте ситуации, когда ваш ребенок красиво и точно формулирует свои мысли, хвалите его за это. Поощряйте развитие словарного запаса и учите, как можно поставить неприятного человека на место, используя литературные обороты речи.

Как расширить активный словарный запас

Для увеличения словарного запаса понадобится умение человека переводить слова из пассивного словаря в активный. В этом помогут приведенные ниже способы:

Записки.

Записывайте на листочки новые слова вместе со значением и расклеивайте по дому в тех местах, где они чаще будут бросаться в глаза. Такой способ поможет эффективнее и быстрее запомнить информацию без заучивания.

Ассоциативный ряд.

Для запоминания слова выстраивайте к нему подходящую ассоциацию. Она может быть направлена на обоняние, вкусовые, моторные, тактильные характеристики или привязана к цветовой гамме. Результат зависит от воображения человека, и желания закрепить полученную информацию. Ассоциативный ряд помогает запомнить трудные слова и легче вспомнить в нужное время.

Также существуют упражнения для развития запаса слов. Одним из самых эффективных считается устное упражнение на сочинение истории. Для этого нужно попытаться рассказать маленькую историю, пользуясь одними существительными, потом только глаголами или прилагательными. Это непростое упражнение. Оно помогает задействовать имеющийся запас слов, при этом освежая их в памяти человека.

Тот факт, что словарь языка содержит примерно 300 тысяч слов, имеет только теоретический интерес для начинающего изучать этот язык. Едва ли не главный принцип для разумной организации своих занятий, особенно на начальной стадии — это экономия слов. Нужно научиться запоминать как можно меньше слов, но делать это как можно лучше.

Подчеркнем, что наш подход прямо противоположен ведущему принципу «суггестопедии», с ее упором на изобилие слов, предъявляемых учащемуся. Как известно, в соответствии, с ее канонами, начинающего нужно буквально «осыпать словами». Лучше всего задавать ему или ей по 200 новых слов каждые сутки.

Стоит ли сомневаться в том, что любой нормальный человек забудет все те многочисленные слова, которыми его «осыпали» по такой, с позволения сказать, методе — и скорее всего очень скоро, всего через несколько дней.

Возрастные нормы количества употребляемых слов

Количество используемых слов меняется в течение жизни. Согласно медицинским нормам, число слов, употребляемых ребенком дошкольного возраста должно составлять от двух до трех тысяч. За годы школьного обучения активный словарь пополняется до пяти тысяч.

Для людей, получивших высшее образование, нормой является словарный запас в пределах десяти тысяч слов.

Группа ученых из Америки и Бразилии провела исследование возрастных изменений словарного запаса. В эксперименте участвовало двести тысяч человек, поэтому полученные в его ходе данные можно считать достаточно точными.

Опрос показал, что максимальный темп усвоения новых слов приходится на возраст с трех до шестнадцати лет. В этот период человек ежедневно изучает в среднем 4 новых слова.

После шестнадцати лет скорость заметно снижается и, вплоть до пятидесяти лет, на каждый день жизни приходится около одного нового слова. Люди старше пятидесяти лет сохраняют ранее приобретенный багаж слов, но новых практически не добавляется.

Как пополнять активный и пассивный словарный запас

Пополнение активного и пассивного запаса неразрывно связаны между собой. Скажем, если вы много читаете, смотрите фильмы на изучаемом языке и слушаете большое количество

«качество» перейдет в «количество»

С другой стороны, почти для всех учащихся характерна ситуация: лексика заучивается, часто употребляется в какой-то промежуток времени, а после надобность в ней фактически отпадает. Значительная часть таких слов из активного запаса уйдет в пассивный запас – так устроена наша память. Например, вы изучаете тему «медицина» или «мебель» и используете соответствующую лексику на нескольких занятиях, а после переходите к другим темам. Некоторые слова остаются в активном запасе (обычно те, что вы так или иначе продолжаете использовать), некоторые переходят в пассивный, а некоторые – забываются совсем. Именно поэтому важную роль в изучении языка играет повторение.

Советы по пополнению активного и пассивного лексического запаса

Существует несколько правил, как пополнять активный и пассивный словарный запасы.

С пассивным все достаточно просто.

много читать и слушатьслушать песни и смотреть фильмы

Перевести слова из пассивного словаря в активный – задача более сложная. Но и она вполне разрешима, особенно если будете придерживаться следующих советов.

1. Как можно больше пишите на иностранном языке

Пишите тексты – любые, самого разного плана и характера. Их выбор целесообразно связать с тем, для чего вы изучаете язык. Если вы планируете сдавать экзамен, пишите эссе и сочинения со структурой, которая требуется для сдачи именно вашего экзамена. Если вы уделяете больше внимания разговорной речи, попробуйте, к примеру, вести личный дневник на иностранном языке.

3. Подбирайте ассоциации к словам и фразам, которые хотите перевести в активный запас

Для того чтобы построить ассоциацию с иностранным словом или выражением, можно воспользоваться несколькими приемами:

  1. Ассоциировать слово на иностранном со словом на родном языке по звучанию.
    Например, английское слово «clever» похоже по звучанию на русское слово «клевер», «tree» на «три» и.т.д.

Ассоциировать слово (или фразу) на иностранном с определенной ситуацией, придавая ему эмоциональную окраску.
Например, слово «Angst» («страх» с нем.) можно связать с ситуацией, когда вы вам было действительно страшно и вы испытали сильные эмоции.

Ассоциировать новое слово с каким-либо определенным человеком или персонажем
Особенно эффективным этот метод может быть, если вы изучаете слова, связанные с внешностью или характером. Например, если представить себе Золушку, то нетрудно запомнить ряд ассоциативных характеристик: добрая, сирота, красивая, трудолюбивая и.т.д. Изучая слова и ассоциируя их с определенной картинкой (в данном случае с ярким образом сказочной героини), вы сможете без труда их вспомнить и употребить в речи.

поговорить или переписыватьсяПишите постыкомментируйте чужие высказывания

6. Играйте в игры

Для запоминания новых слов и умения использовать их в речи можно отгадывать кроссворды или играть в офлайн- и онлайн-игры. Например, эффективной будет такая игра, как «Табу» – объяснить слово, не используя его и однокоренные слова.

7. Повторяйте слова интервально

При изучении новых слов используйте метод интервальных повторений, чтобы они не «уходили» из активного запаса в пассивный.

И в заключение обратите внимание на следующий совет: не нужно переводить из пассивного словарного запаса в активный те слова, которые вы, скорее всего, не будете использовать в письменной или устной речи

Активный и пассивный словарь дошкольника

В запасе слов, уже известных ребенку, выделяют активный словарь и пассивный. Малыш может правильно реагировать на определенное слово, но даже не пытаться его произнести. В таком случае слово является пассивом. Например, ребенок понимает и откликается на указание «Возьми», но до среднего дошкольного возраста в его речи это слово вряд ли проявится. Тем более что есть такое простое и понятное «На!».

Словарный запас в 3 года в идеале должен включать 1 -1,5 тысяч слов, причем в него входят уже все части речи. Но только часть из них ребенок активно использует.

За дошкольные годы словарный запас ребенка, как минимум, утраивается. В активном словаре должна использоваться большая часть этого запаса. То есть, дошкольник применяет в повседневной жизни преобладающее количество слов, которые ему известны.

Методы, способы и приемы расширения словарного запаса

В бытовом повседневном общении человек использует ограниченное количество слов. Вследствие этого лексикон его обедняется, речь теряет выразительность. Существует ряд методов, направленных на расширение лексикона.

  1. Составление списка слов, применяемых в ежедневной коммуникации. Для этого необходимо взять толковый словарь, выписать к каждому слову максимальное количество синонимов. Чем больше синонимов человек знает и использует, тем богаче и ярче выглядит его речь. Необходимо стараться применять новые синонимы в ежедневной коммуникации, пока они не войдут в привычный обиход и не пополнят активный лексический запас.
  2. Чтение непривычной литературы. Например, переводной или специализированную. Очень большую пользу приносит также чтение интересных абзацев, богатых новыми словами, вслух.
  3. Прекрасным способом пополнения лексикона является пересказ прочитанного максимально близко к тексту. При пересказе нужно использовать лексику, взятую непосредственно из текста, постепенно переводя её в активный лексикон.
  4. Большое значение имеет работа с толковыми словарями, включающая в себя нахождение незнакомых слов, изучение их значений и возможных контекстов.
  5. Для запоминания новых слов и непривычных терминов можно использовать метод стикеров. Листки для записей можно разместить на виду, чтобы быстрее к ним привыкнуть и ввести в повседневное, либо профессиональное общение.
  6. Ежедневное использование новых слов. Их необходимо фиксировать в блокноте или электронной записной книжке. Туда можно записывать красивые выражения, удачно сформулированные мысли.
  7. Письмо и переписывание. Желательно как можно больше писать. Можно переписывать интересные современные статьи, либо знакомые с детства художественные произведения.
  8. Интересно и полезно для обогащения лексикона разгадывание кроссвордов, выпущенных заслуженными издательствами. Кроссворды способны заинтересовать незнакомым словом, заставить открыть толковый словарь.
  9. Прослушивание аудиокниг. В дороге или путешествии на автомобиле удобно пользоваться аудиокнигами. Для деловых людей, не имеющих времени на чтение книг на бумажных носителях, аудиокниги будут отличным способом, позволяющим развивать способности к успешной коммуникации.
  10. Общение с разноплановыми людьми. Широкий круг общения существенно обогащает словарный запас.
  11. Изучение иностранных языков. Благодаря изучению любого иностранного языка лексикон обогащается сразу по нескольким фронтам. Происходит постоянная тренировка памяти, установление связей между словами родного и иностранного языка.

Чтобы улучшать свои коммуникативные навыки, необходимо непрерывно общаться. Чем чаще человек использует новые слова в общении, тем скорее они пополнят его активный словарь. Если использовать методы расширения и обогащения лексикона в комплексе, можно сделать коммуникацию более выразительной и, как следствие, более эффективной.

Возрастные нормы количества употребляемых слов

Количество используемых слов меняется в течение жизни. Согласно медицинским нормам, число слов, употребляемых ребенком дошкольного возраста должно составлять от двух до трех тысяч. За годы школьного обучения активный словарь пополняется до пяти тысяч.

Для людей, получивших высшее образование, нормой является словарный запас в пределах десяти тысяч слов.

Группа ученых из Америки и Бразилии провела исследование возрастных изменений словарного запаса. В эксперименте участвовало двести тысяч человек, поэтому полученные в его ходе данные можно считать достаточно точными.

Опрос показал, что максимальный темп усвоения новых слов приходится на возраст с трех до шестнадцати лет. В этот период человек ежедневно изучает в среднем 4 новых слова.

После шестнадцати лет скорость заметно снижается и, вплоть до пятидесяти лет, на каждый день жизни приходится около одного нового слова. Люди старше пятидесяти лет сохраняют ранее приобретенный багаж слов, но новых практически не добавляется.

Стадия вторая: первые фразы

На самом деле, первые фразы, как ни странно это звучит, были заключены уже в одиночных словах. Ведь одиночные слова для малыша – это целый комплекс различных идей. Так, слово «мама», произнесенное в различных ситуациях, с меняющейся интонацией и в сопровождении разных жестов, может означать: «Я хочу к маме», «Мама, завяжи мне шнурок» или «Вот моя мама». Ребенок нашел на полу красивую пуговку, поднял ее и приглашает маму полюбоваться: «Мама! Мама!» А когда он упал, то в его жалобном хныканье тоже звучит: «Ма-ма-а-а!»

Однако после того, как вашему малышу исполнится полтора года, вы, скорее всего, услышите от него первую «настоящую» фразу: «Мама, дай!» или «Папа, иди!» и пр. Примерно в 1 год 8 месяцев – 1 год 10 месяцев кроха хорошо усваивает повелительное наклонение глагола и формы множественного числа, а к двум годам – падежные формы существительных (хотя окончательно этот процесс закончится к 3-4 годам).

У девочек соединение слов во фразы происходит несколько раньше, у мальчиков – на два-три месяца позже. После того, как будет произнесена первая фраза, развитие речи обычно идет очень бурно. Почти каждый день можно услышать от малыша все новые и новые фразы. Однако имейте в виду, что кроха, как и прежде, нуждается в вашем внимании и ответе. Если же ответа нет или он односложный и не эмоциональный, то интерес к речевой деятельности теряется, и развитие затормаживается.

Очень важно показывать ребенку, что вы его понимаете, и «переводить» его первые неуклюжие словечки на обычный, правильный взрослый язык. Вот пример. Мама на кухне готовит обед

Малыш наблюдает за ней, сидя на высоком детском стульчике

Мама на кухне готовит обед. Малыш наблюдает за ней, сидя на высоком детском стульчике

Вот пример. Мама на кухне готовит обед. Малыш наблюдает за ней, сидя на высоком детском стульчике.

«Но!» – говорит кроха, увидев нож, которым мама собирается резать овощи. «Да, это нож», – соглашается мама.

«Болёй!» – добавляет ребенок.

«Большой нож» – «переводит» мама, незаметно соединяя оба слово в словосочетание, и добавляет: «Большим ножом будем резать капусту». Такой «перевод» будет способствовать более быстрому и успешному соединению слов в предложение.

Не бойтесь «неправильных» младенческих слов, они обязательно когда-нибудь превратятся в «настоящие». Оцените попытку ребенка, пусть пока еще не очень удачную, поделиться с вами жизненным опытом. Это придаст ему уверенность в своих силах и ощущение, что его понимают.

Как происходят первые слова

Каждая мама с нетерпением ждет первых слов малыша. К процессу ожидания, как правило, подключается вся родня: мама, папа или баба — какое же слово будет первым? Обычно в этом поединке выигрывает тот, кто чаще стоит над кроваткой ребенка, смотрит внимательно в его глазки и четко повторяет: «па-па» или «ма-ма». В результате ребенок произносит заветное слово, и вся семья отмечает историческое событие! Ребенка купают в овациях, а он, довольный, продолжает лепетать волшебные звуки, вызвавшие столько положительных эмоций у взрослых людей. Если вы будете продолжать в том же духе — смотреть в глаза ребенка, четко произносить новые слова и так же эмоционально радоваться каждому новому — то наверняка удивитесь динамике развития речи вашего малыша.

«Почему именно «папа», «мама» и «баба»? Звуки, составляющие данные слова, относятся к губно-губным и губно-зубным. Они образуются с помощью губ и голоса и легче всего даются ребёнку. Чтобы у младенца также легко появлялись передне-язычные, средне-язычные и задне-язычные звуки, добавьте упражнение «лошадка»: весело цокайте вместе с ним», — поясняет Ольга Иванова.

Пассивный и активный словарь

Когда речь идет об определенном наборе слов, которые человек ежедневно употребляет в своей речи, которые использует для выражения своих чувств и мыслей, то это подразумевает активный словарный запас. Употребляемость и комбинаторика таких слов может быть разнообразной. Но это все равно «орудие» мыслей, чувств, действий. В случае, когда человек не использует определенные слова, но знает их значение (зачастую очень приближенное), узнает в читаемом тексте, то имеется в виду пассивный словарный запас. К пассивному лексикону относят слова специального употребления: неологизмы, архаизмы, многие диалектизмы и тому подобные.

Нужно ли развивать словарный запас

Ребёнок в любом случае освоит основные слова в процессе общения со взрослыми. Но это вовсе не значит, что родители не должны прилагать никаких усилий к пополнению детского лексикона. Богатый словарный запас ― база для развития социально-эмоционального интеллекта и других гибких навыков, без которых не обойтись в жизни: эффективная коммуникация в социуме, работа в команде, понимание своих чувств и эмоций, способность выразить их словами и так далее.

Знание множества прилагательных, устойчивых выражений и синонимов помогает детям познавать мир и усваивать новые знания. Исследования подтверждают, что объём словарного запаса с первого класса влияет на успеваемость. Психологи наблюдали за 900 дошкольниками и выяснили, что дети, чей лексикон был особенно широким, демонстрировали лучшую усидчивость, самоконтроль и коммуникабельность, быстрее находили общий язык со сверстниками, лучше понимали инструкции взрослых и быстрее справлялись с заданиями.


Фото: Popova Valeriya / Shutterstock

Родители оказывают меньшее влияние на словарный запас подростка, но всё равно могут его расширить. Для этого можно использовать настольные игры для семейных вечеров, например скрэбл и подобные. Также стоит помочь подростку сформировать привычку искать значения незнакомых и сложных слов.

До года

В 8 месяцев возникает лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: «ба-ба», «да-да», «па-па» и т.п. В речи используются звуки: п, б, м, г, к, э, а. К 10 месяцам малыш использует в общении как минимум 1-2 «лепетных слова» (типа «ляля», «баба»).

В 1 год ребёнок употребляет уже 3-4 «лепетных слова», понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («поцелуй маму», «где папа?», «дай ручку», «нельзя»). Первые осмысленные слова у малыша возникают к концу первого года жизни. Период от года до трех лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем, что деятельность ребёнка становится сложнее и разнообразнее. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними, обобщает по сходным признакам. Однако способность понимать обобщенное значение слов, развита еще недостаточно.

Размер лексикона взрослого человека

Лексикон – это совокупность слов, которыми пользуется человек при общении. Взрослый человек, владеющий родным языком, обычно использует огромное количество слов. С точки зрения лексикона, богатство языка взрослого человека может быть измерено количеством слов, которые он знает и активно использует.

Трудно установить точное количество слов в лексиконе взрослого человека, так как оно может существенно различаться в зависимости от многих факторов, таких как образование, профессия, интересы и опыт. Согласно исследованиям, средний человек знает около 20-30 тысяч слов активно, то есть может использовать в речи.

Однако, на практике, взрослый человек обычно использует намного меньшее количество слов в повседневной коммуникации. Использование наиболее часто встречающихся слов позволяет взрослому человеку успешно общаться, понимать и быть понятым.

При изучении лексикона взрослого человека часто используются методы статистического анализа, которые позволяют определить, какие слова наиболее часто используются в различных текстах и в разных контекстах. Такой анализ помогает определить наиболее значимые и полезные слова для развития своего собственного лексикона.

Изучение и расширение лексикона взрослого человека является важной задачей для развития коммуникативных навыков, повышения культуры речи и расширения знаний в различных областях. Для этого можно использовать такие методы, как чтение разнообразной литературы, изучение новых слов и их значения, активное общение с носителями языка и участие в дискуссиях и обсуждениях различных тем

В конечном итоге, оценить точный размер лексикона взрослого человека невозможно, так как он постоянно изменяется и расширяется в процессе жизни. Однако, активное изучение языка и постоянное общение помогут увеличить количество слов, которые взрослый человек может использовать в повседневной жизни и профессиональной деятельности.

Словарный запас на разных уровнях знания английского

Считается, что в английском языке около 470 тысяч слов. Это число не учитывает еще не вошедшие в словари неологизмы и слова, которые используются в экзотичных региональных версиях английского – например, в Китае.

Англоязычный ребенок к 5 годам знает примерно 5 тысяч слов, а к 10 годам овладевает 10 тысячами. Взрослый носитель английского языка в среднем использует примерно 20-35 тысяч слов, а знает от 40 до 100 тысяч. Этот показатель зависит от уровня образования, коэффициента интеллекта, привычки читать книги, возраста, профессии.

Иностранец с великолепным владением английского может похвастаться активным словарным запасом примерно в 10-13 тысяч, пассивным – несколько больше. Разница с носителями языка кажется существенной, но на практике ее сложно заметить. Иностранец с таким словарным запасом будет понимать почти 100% устной и письменной речи. При правильном и беглом произношении никто не заметит, что его активный вокабуляр чуть меньше, чем у носителей языка.

Нас больше интересуют более «приземленные» уровни английского как иностранного – например, какой словарный запас на уровне Intermediate или сколько слов нужно знать, чтобы читать книги в оригинале. Вот примерные соответствия между количеством знакомой лексики, навыками речи и уровнями владения английским:

  • 350-700 слов: уровень A1 или Beginner, можно частично понимать простую речь в бытовых ситуациях;
  • 700-1300 слов: уровень А2 или Elementary, можно объясниться с иностранцем или читать базовые тексты;
  • 1300-2800 слов: уровень В1 или Intermediate, можно общаться на простые темы или бегло читать несложные тексты;
  • 2800-5500 слов: уровень В2 или Upper Intermediate, обеспечивает 95% понимания любых текстов и любой речи, можно не испытывать сложностей в любых повседневных ситуациях, без особых затруднений читать книги в оригинале, в том числе научную литературу с помощью словаря;
  • 8000 слов: уровень С1 или Advanced, обеспечивает полноценное общение с носителями языка на равных, почти полное понимание любой литературы;
  • 13000 слов: уровень С2 или Proficiency, наилучшее возможное знание иностранного языка.

Важно понимать, что вокабуляр не является показателем уровня языка. Все наоборот – при определенном уровне владения английским у человека есть определенный словарный запас

Также нужно помнить, что все эти цифры и оценки очень приблизительны. Во-первых, невозможно точно посчитать словарный запас человека, и трактовать его можно по-разному. Во-вторых, словарный запас ничего не стоит без других аспектов владения английским языком. Без знания грамматики даже с тысячами знакомых слов будет сложно читать. И наоборот, с хорошей грамматической базой, большой практикой и развитой языковой интуицией можно обходиться меньшим количеством слов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: