Профилактика артикуляторно-акустической дисграфии
Чтобы решить проблему артикуляторно-акустической дисграфии, нужно работать с развитием четкой дифференциации звуков на слух. Для этого используются подобные упражнения, что и в предыдущем случае.
Очень важно на этом этапе работать над развитием способности к синтезу и анализу фонематической стороны слов, что даст возможность школьнику правильно находить сомнительные звуки внутри слова. До тех пор, пока этого не произошло, не получится избавиться от буквенных замен во время письма. Единственный правильный способ преодолеть дисграфию – это научить ребенка синтезировать и анализировать звуковой состав слов, а также весь речевой поток
Единственный правильный способ преодолеть дисграфию – это научить ребенка синтезировать и анализировать звуковой состав слов, а также весь речевой поток.
Только в этом случае можно будет отчетливо представить себе звуковой состав любого слова и не сомневаться в том, что ребенок сможет обозначать его буквами и правильно произносить последовательность этих букв.
Перед тем, как учить детей делить предложения на отдельные слова, нужно научить их определять количество этих слов
Большое внимание нужно уделять тому, может ли ребенок заметить союзы и предлоги, которые пишутся всегда отдельно и являются настоящими словами. Чтобы было проще этого достичь, можно воспользоваться графическими схемами, в которых отображены все слова, входящие в состав предложения. Работая с графическими схемами, дети будут учиться записывать предложения с заглавной буквы, отображающейся в схеме в виде вертикальной палочки
А в конце они будут учиться ставить точку
Работая с графическими схемами, дети будут учиться записывать предложения с заглавной буквы, отображающейся в схеме в виде вертикальной палочки. А в конце они будут учиться ставить точку.
Дети будут понимать, что между разными словами в письме нужно ставить интервалы, что союзы и предлоги нужно писать отдельно от слов, которые с ними связаны.
Подобным образом детей можно учить делить слова на отдельные слоги и отдельные звуки. Чтобы это суметь сделать, дети должны уметь разграничивать согласные и гласные и выделять внутри слова гласные звуки.
Упражнения для профилактики дисграфии у дошкольников
Все упражнения направлены на достижение конкретной задачи. Для повышения внимательности, умения концентрироваться:
- просят малыша назвать, что нарисовано на картинке;
- разделить карточки по группам – «мебель», «домашние животные», «одежда»;
- найти предмет нужной геометрической формы;
- выбрать ряды с одинаковыми фигурами;
- найти одинаковые предметы на черно-белых и цветных изображениях;
- угадать контур чего изображен на картинке;
- найти силуэт к каждому изображению;
- на время отыскать 5, 6 или 10 отличий на картинках;
- назвать предметы, нарисованные друг на друге;
- выбрать лишнее изображение в ряду (оно не соответствует остальным по форме, размеру, групповой принадлежности);
- отыскать одинаковые изображения, расположенные в разных частях картинки;
- отгадать, что хотели изобразить на незаконченной картинке;
- найти ошибки на рисунке;
- отыскать «спрятанные» изображения;
- сопоставить форму изображения с геометрической фигурой;
- соединить части одной картинки или фотографии (пазлы, разрезанное изображение);
- узнать, что нарисовано по деталям;
- ответить, какая картинка или предмет исчезли;
- правильно найти выход из лабиринта.
Улучшить зрительное восприятие и запоминание помогают такие упражнения:
- посмотреть, как расположены игрушки и по памяти выстроить их так же;
- посмотрев несколько секунд на нарисованные геометрические фигуры, изобразить их, не подглядывая, сохранив порядок и цвет;
- найти картинке пару;
- запомнить порядок расположения картинок и повторить его;
- найти отличия в двух похожих изображениях;
- запомнить фигуру, сложенную из счетных палочек или спичек и восстановить ее по памяти (на запоминание выделяется 10-15 секунд).
Для развития образного мышления, пространственного восприятия, умения ориентироваться на местности детей просят:
- показать и правильно назвать верхние части тела человека на картинке, затем свои: вначале ребенок делает это, смотрясь в зеркало, затем без подсказок;
- показать и назвать, что находится выше (или ниже) указанной вещи;
- вспомнить, назвать и продемонстрировать, что можно сделать верхними (а затем нижними) частями тела: повороты, наклоны, махи, вращения, приседания, наклоны;
- указать (сначала на зеркальном отражении или на другом ребенке, затем самостоятельно) и сказать названия частей тела, которые находятся сзади (спереди, слева или справа);
- выполнять заданные логопедом или воспитателем движения только в одном направлении (вперед, назад, влево, вправо): наклоны головы или туловища, прыжки на одной или двух ногах, ходьба;
- продемонстрировать и проговорить названия частей тела, расположенных с левой (правой) стороны;
- дотянуться левой рукой до носка правой ноги, правой рукой до мочки левого уха и т. д.;
- назвать все предметы, расположенные впереди от того места, где стоит ребенок;
- не изменяя своего положения, называть, что находится ниже всего (выше всего, дальше или ближе всего);
- без ошибок выполнять задания на движения: шаг вправо, два шага вперед, три – назад и четыре вправо;
- нарисовать на бумаге или на доске геометрические фигуры с определенным расположением: в центре ромб, справа от него круг, в правом нижнем углу – квадрат, в левом нижнем – овал, справа от овала – треугольник;
- карандашом прочертить линию, соединив два рисунка;
- прописать крючки, овалы, палочки до конца строки, согласно данному образцу.
Чтобы дети смогли различать буквы, имеющие схожие элементы, зрительное восприятие графических символов должно быть доведено до автоматизма. Для этого малышей учат:
- распознавать, называть буквы и пары букв;
- искать и узнавать буквы, написанные с ошибкой;
- дописывать недостающий элемент и называть получившиеся буквы;
- искать заданную букву в тексте, вычеркивая ее;
- находить слоги или слова в печатном тексте;
- составлять слово из предложенных букв;
- вставлять в слово пропущенную букву (слог).
Перечисленные упражнения направлены на развитие и закрепление умений распознавать буквы, что предшествует обучению чтению и письму. Логопед старается заинтересовать ребенка, поэтому занятия проводятся в игровой форме, с использованием дидактических картинок. При этом результат достигается незаметно, но полученные навыки закрепляются навсегда.
Формирование фонематического восприятия в дидактических играх
Самая главная задача обучения грамоте – это формирование у ребенка фонематического восприятия, то есть способности различать не только речевые звуки, но и качество этих звуков.
Логопед должен вырабатывать у детей способность анализировать слова, то есть выделять в них слоги, а в слогах выделять отдельные звуки. Уже в подготовительной группе нужно учить детей анализировать то, как составляются разные предложения, нужно познакомить их с каждой буквой алфавита, научить выкладывать из этих букв целые слова.
Те методы обучения, которые выбирают воспитатели, оказывают мощное влияние на процесс подготовки ребенка с ОНР к обучению в школе. Наиболее эффективные методы – это применение дидактических игр, как одного из способов оказывать обучающее воздействие на ребенка. Тем более, что это до сих пор остается одним из главных видов деятельности старшего дошкольника.
Таким образом, дидактические игры позволяют достичь одновременно двух целей: обучать детей и играть с ними. Первая цель стоит перед взрослым, а вторая перед ребенком. Дополняя друг друга, они позволяют объединить усилия обеих сторон, что положительно влияет на развитие ребенка.
Дидактические игры должны проводиться так, чтобы соблюдались следующие принципы:
- они должны быть основаны на программном материале;
- они должны вовлекать детей в процесс коррекции тактильного и зрительного анализаторов;
- нужно использовать пособия, которые внешне для детей выглядят привлекательными;
- нужно, чтобы количество пособий и игровые условия, которые в них используются, вовлекали детей в процесс коррекции.
Чтобы избавиться от факторов, способствующих развитию дисграфии, нужно во время занятий обучать детей грамоте и базовым методикам предупреждения нарушений в письменной речи.
Игры и упражнения при устранении дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
I. Развитие языкового анализа и синтеза
Умение определять количество, последовательность и место слов в предложении можно сформировать, выполняя следующие задания:
1. Придумать предложения по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.
2. Придумать предложения с определенным количеством слов.
3. Распространив предложение, увеличив количество слов.
Например:
Упражнения в составлении распространённых предложений (по вопросам: Где? Как? Когда? и др. (на сюжетных картинках). Дворник подметает листья. Осенью дворник подметает листья. Осенью возле дома дворник подметает листья. Осенью возле дома дворник быстро подметает листья…
Игра «Увеличь предложение»
Цели:
— закреплять знания о частях речи
— совершенствовать связную речь
А) Наступил Новый год. Нет морозов. Дорога в лёгкой наледи. Дети просят у зимы снега. Сжалилась она. Подарила много снега. (19 слов)
Б) Под столом спал щенок. На его нос попала пылинка. Щенок чихнул и проснулся. Он подбежал к окну. Там на карнизе ходил голубь. Щенок залаял и завилял хвостом. Голубь поприветствовал щенка. (30 слов)
В) Летом Люся поехала на юг. Поезд мчался по рельсам. Мимо пролетали леса, поля, деревни и сёла. В купе Люсе было весело. Вместе с девочкой ехали её подруга и тётя с дочкой. (31 слово)
Г) Костя шёл по тропинке и набрёл на пруд. Вода в пруду была чистой. У берегов рос камыш. В его зарослях квакали лягушки. В воде Костя увидел тритонов и рыбку. Над водой кружили стрекозы. (33 слова)
4. Составь графическую схему предложения и придумай по ней предложение.
Например:
5. Определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово).
Работа с числовым рядом.
6. Выделить предложение из текста.
Дидактическая игра «Улитка»
Цели:
— Развивать умение анализировать предложение
— закреплять знания о правилах написания предложений
Дидактическая игра «Змейка»
Цели:
— совершенствовать умение записывать предложение
— развивать умение анализировать предложения и делить их на слова
7. Работа с деформированными предложениями.
Например:
с опорой на наглядность: «гуляет, дворе, с, Петя, во, собакой» — Петя гуляет с собакой во дворе.
Без опоры на наглядность: «дымок, идёт, трубы, из» — Из трубы идёт дымок.
«орехи, в, белка, прячет, дупло» — Белка прячет орехи в дупло. «поливает, лейки, Коля, из, цветы» — Коля поливает цветы из лейки.
8. Определение различий словосочетания и предложения. Предложение — это законченная смысловая единица.
Например:
распредели на два столбика словосочетания и предложения.
Пожелтела трава, идут дожди, кудрявая травка, наступила осень, головки цветов, ранней осенью.
9. Определение границ предложения. Выделение предложений из текста (сначала с опорой на сюжетную картинку или на серию картинок, а затем без опоры. Работа с деформированным текстом).
Например (с опорой):
«В конце лета ещё тепло на лугу пасутся лошади люди скосили траву её собрали в большие стога до осени будет сохнуть сено.»
Без опоры на сюжетную картинку: «Стало тепло на лугу появилась зелёная травка на поляне распустились цветы Маруся ловит бабочек Дима и Толя играют в мяч.»
10. Составление предложений, используя словосочетания.
Например:
высокие ели, широкие улицы, полная корзина, белый пароход и т. д.
Отработка артикуляции
Также с дошкольниками необходимо отрабатывать артикуляцию тех фонем, которые сложнее всего им даются. При этом нужно предупредить возможную замену звуков схожими по фонетике. Для этого нужно развивать у детей образное восприятие речи других людей. Если малыши меняют местами слоги или пропускают их, это говорит о том, что у них есть предпосылки для формирования дисграфии в будущем.
Уже в детском саду логопед должен тщательно исследовать свободную речь детей. Коррекция помогает создать ясные стереотипы того, как должны произноситься слова. Это позволяет ребенку усвоить не только устную, но и письменную речь.
Воспитатель может формировать способности ребенка мыслить образно и пространственно. После того, как была завершена коррекционная работа, дети снова участвуют в тестировании, чтобы определить их текущий уровень развития речи.
Подготавливая детей к школе, нужно правильно выбирать методику обучения. Наиболее эффективным является метод работы с дидактическими играми. Это один из главных способов оказывать на детей обучающее воздействие. Ведь игра остается в этом возрасте основным типом деятельности дошкольника.
Если ребенок делает ошибки
Если в конце первого – начале второго класса ребенок всё еще допускает массу ошибок на письме, то необходимо убедиться в том, что эти ошибки не являются проявлением дисграфии.
Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся специфических ошибках.
Как же разграничить дисграфические ошибки от ошибок «роста», закономерно встречающихся у детей при овладении письмом?
Ошибки при дисграфии по внешнему проявлению сходны с ошибками, встречающимися в процессе овладения письменной речью. Однако при дисграфии эти ошибки являются более многочисленными, повторяющимися и сохраняются длительное время. Дисграфические ошибки не регулируются применением орфографических правил.
Перечислим наиболее часто встречающиеся ошибки дисграфического характера.
Искажение состава слова
Пропуск и перестановка букв или слогов (крова вместо корова, онко вместо окно). Вставка лишних букв или слогов (тарава вместо трава).
Смешение букв, обозначающих сходные по произношению звуки
Это гласные о – ё, о – у (рочей вместо ручей, лёбит вместо любит). Такие согласные, как д – т, з – с, ж – ш, б – п (медёт вместо метёт, собага вместо собака, черёмука вместо черемуха).
Смешение букв, сходных по написанию
Ребенок с дисграфией на письме часто путает буквы б – д, т – п, и – у и др. (белка – делка, стешил – спешил, паик – паук).
Несоблюдение границ слова
Ребенок пишет слова вместе либо делит слово на части, смещает границы слова (идетснег, вседети; на ступил, к ормит). Часто можно увидеть ошибки при написании слов с предлогами (Вдоме горел свет. Петя идет вшколу).
Несоблюдение границ предложения
Отсутствие знаков, обозначающих конец предложения (Наступила зима падет снег ребята вышли во двор). Начало предложения не знаменуется заглавной буквой (в этот день ярко светило солнце. было тепло).
Аграмматизмы на письме
(много карандашов, на ветков).
Почерк детей с нарушением письма часто бывает неровным, неразборчивым. Ребенок пишет медленно, проявляя при этом много усилий.
Письменная речь – это не только письмо, но и чтение. Именно поэтому дисграфия обычно является к ребенку не одна. Чаще всего ее спутница – дислексия (нарушение чтения).
Чтение у ребенка с дислексией протекает крайне медленно и часто носит угадывающий характер. При дислексии во время чтения наблюдаются своеобразные ошибки: перестановки и смешение букв, сходных по начертанию, пропуски строчек. Нередко ребенок плохо понимает смысл прочитанного.
Проблема нарушений письменной речи у школьников очень актуальна, потому как именно письмо и чтение становятся базой и средством для дальнейшего обучения. Ученик, хорошо читающий, умеющий воспринимать чужие мысли, выраженные в устной и письменной речи, умеющий достаточно быстро и правильно записать прочитанное или прослушанное, легче приобретает знания по всем предметам.
Дисграфия у младших школьников
Организация: МБОУ СОШ №21
Населенный пункт: Воронежская область, г. Воронеж
О том, что у ребенка есть проблемы с письмом, то есть дисграфия, родители и учителя узнают только при обучении письму, то есть в первом классе.
Дисграфия — это специфическое нарушение письма, когда ребенок пишет слова с фонетическими ошибками, путает и переставляет местами буквы и слоги, добавляет лишние буквы, пропускает нужные, пишет несколько слов слитно.
По ошибке дисграфию можно принять просто за незнание грамматических правил, однако проблема кроется глубже.
Сравните написание слова «предложение»: «бретлошение» и «придложение».
В этом примере отчетливо видна разница между простым незнанием правильного написания (правила) и дисграфией.
При этом почерк таких детей часто бывает неразборчивым, неровным. При письме ребенок проявляет много усилий, но пишет очень медленно. Если такой ребенок обучается в классе с обычными детьми, то может испытывать серьезные переживания из-за своих ошибок, медлительности, недовольства учителя. В речи ребенок с дисграфией часто не может строить длинные предложения, предпочитает отмалчиваться или говорить кратко. Из-за этого возникают проблемы в общении со сверстниками, ребенок часто замыкается в себе. Часто дисграфия проявляется вместе с дислексией — частичным специфическим нарушением процесса чтения.
Причины этого нарушения могут быть самыми разными: от родовых травм, инфекций и генетики до запущенности в воспитании. При проблемах в работе головного мозга дисграфия чаще всего сопровождается сопутствующими заболеваниями, о которых уже может быть известно родителям. Ребенок, у которого выявлена дисграфия, не может писать без ошибок, потому что у него нарушена работа речевого, слухового и зрительного и двигательного анализаторов, ребенок не может обрабатывать информацию (синтез и анализ).
Дисграфия — это не приговор, с этим можно жить, но родители и педагоги должны помочь ребенку преодолеть этот недуг. При определенных усилиях, как со стороны родителей, специалистов, так и самого ребенка дисграфию можно скорректировать и вылечить. Чтобы преодолеть нарушения письма, речи и чтения могут потребоваться месяцы и годы систематических занятий.
Но эти труды будут вознаграждены: ребенок сможет полноценно обучать ся в школе. Для этого разработано множество методик и упражнений.
Чем можно помочь ребенку дома? Первое – не ругать и не критиковать.
Второе – грамотно организовать регулярные занятия. Чтобы младшему школьнику было интересно заниматься дома, занятия должны быть не более 10-15 минут и проходить в игровой форме.
Упражнения для занятий дома:
1.Выкладывание буквы из счетных палочек или спичек, фиксируя внимание на том, в какую сторону направлена буква, где расположены её элементы, в каком количестве. 2
Игра «Угадай букву». Ребенок закрывает глаза, взрослый рисует ему на ладошке букву. Задача ребенка – угадать эту букву. Можно поменяться ролями
2. Игра «Угадай букву». Ребенок закрывает глаза, взрослый рисует ему на ладошке букву. Задача ребенка – угадать эту букву. Можно поменяться ролями.
3. Лепка буквы из пластилина.
4. Игра «Буква сломалась». Определить недостающие элементы буквы и вылечить её.
5. Выкладывание буквы крупой, семенами, мозаикой, изготовление из проволоки. Эти задания помогут запомнить образ буквы.
6. Игра «Я знаю пять слов на букву…». Ребенок придумывает пять слов, которые начинаются с заданной буквы. В этой игре можно использовать мяч – называем слово, ударяем мячом об пол.
7. Реконструкция буквы. Например: из буквы П можно сделать букву Н или И, передвинув одну палочку.
8. Поиск заданной буквы в печатном тексте. Взять любую детскую книгу, попросить ребенка найти букву и обвести её в кружок или подчеркнуть. В конце задания можно посчитать, сколько букв встретилось, и проанализировать, в какой части слова она находится (в начале, в середине, в конце).
Ежедневные занятия с ребенком в игровой и занимательной форме в течение нескольких месяцев обязательно принесут результаты.
Приложения:
-
file0.docx.. 15,9 КБ
Опубликовано: 02.10.2023
Дислексия
Если у вашего ребенка есть сложности с обучением чтению, возможно, у него дислексия.
Для нее характерны:
- Неправильно читаются буквы в словах (слияние с последующими/предыдущими, «проглатывание», замены).
- Ударения ставятся не в том месте.
- Слово не дочитывается до конца.
- В процессе чтения пропускаются или переставляются слова, теряются строки, затруднен переход с одной строчки на другую.
Как правило, дислексия, связана с нарушением речевого слуха. Ребенку трудно различать близкие по произношению звуки. Важными факторами являются также достаточная развитость способности к анализу и синтезу, удержанию внимания и точности восприятия.
Профилактика дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста
Консультация для родителей.
«Профилактика дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста»
Подготовила
учитель-логопед высшей квалификационной категории
Погорелова Надежда Николаевна
Многих родителей беспокоит речевое развитие своих ненаглядных чад! Некоторые из них, едва малышу исполнилось 3 годика, бегут к логопеду на занятия, а некоторые не замечают речевых проблем своего ребенка вплоть до школы. И только когда ребенок начинает плохо писать, читать, только тогда родители обращаются за консультацией к логопеду. Сегодня для всех родителей мы предлагаем окунуться в проблемы Ваших детей и поговорить о профилактике дисграфии и дислексии, которую необходимо начинать еще в детском саду с 4-5 лет,
Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма. Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения.
Ошибки чтения и письма носят стойкий характер, их возникновение не связано с нарушением интеллектуального развития ребёнка или с нерегулярностью его посещения детского сада. Эти ошибки обусловлены несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма и чтения, а так же нарушениями фонематического слуха, который в свою очередь отвечает за различение звуков родного языка. Дисграфия и дислексия не являются нарушениями, изолированными друг от друга, обычно встречаются в сочетании, так как имеют единые механизмы и тесно связаны с нарушением устной речи.
Дисграфия и дислексия являются не только серьёзным препятствием в овладении письмом и чтением, но и влекут за собой изменения в характере ребёнка (вторичные аффективные наслоения). Целесообразнее и значительно легче предупреждать нарушение письма и чтения в дошкольном возрасте, чем преодолевать их во время обучения в школе. И действительно, довольно часто мы замечали, что ряд ошибок из детсадовской тетради по грамоте перекочевывает в школьную тетрадь. Вот почему еще в раннем дошкольном возрасте надо вводить ребёнка в звуковую систему языка.
Для того, чтобы приучить детей к слушанию как особому виду речевой деятельности, укрепить внимание, связи между слухоречевой и речедвигательной сторонами, научить звуковому анализу и синтезу слов, необходимо, как это не банально звучит, играть с детьми. Ведь последовательный и систематически проводимый звукослоговой анализ является одним из условий успешного овладения грамотой
Нам хочется поделиться с Вами играми, которые помогут Вашему ребенку овладеть грамотой и в дальнейшем учиться только на «отлично». Прежде чем начать, дорогие мамы и папы, внимательно ознакомьтесь с правилами проведения данных игр.
- Называйте, пожалуйста, звуки, а не буквы. Звук «М», а ни в коем случае не «МЭ» или «ЭМ», так как в дальнейшем при анализе слов детям очень трудно разобраться в названии букв и звуков. И так как мы работаем на развитие фонематического слуха в первую очередь, то мы слышим звуки, а не буквы!
- Давайте детям такие слова для звукового анализа и синтеза, написание которых не расходиться с произношением (мак, лук и т.д.).
- Помните, что звонкие согласные оглушаются в конце слова (паровоз мы слышим – паровос, зуп и т.д.)
Игра первая «Встречу слово по дороге – разобью его на слоги»
Бросить ребенку мяч, назвав любое слово, он отбивает мячом количество слогов.
Игра вторая «Слог да слог и будет слово, мы в игру играем снова…»
Взрослый называет ребенку первый слог любого слова, а ребенок должен досказать слово: Са — (ша, хар, пог, лют).
Игра третья «Кто в домике живет?»
Ребенку предлагаются картинки (по желанию можно сгруппировать их по темам: «Животные», «Посуда», «Игрушки» и т.д.), а он должен их «расселить» — кто с кем «живет» в домике, в зависимости от количества слогов в данном слове: вместе «живут» ма-ши-на, со-ба-ка, са-мо-лет.
Игра четвертая «Звуки разные встречаем, по дороге вновь шагаем»
Называем ребенку односоставные слова — состоящие из одного слога (мак, сок, суп, дым и т.д.), и длительно тянем гласный звук – мААААк. Просим ребенка определить, какой звук «тянется», «поется»?
Игра пятая «Кто первый?»
Называем ребенку слова, он угадывает, на какой звук начинается данное слово.
С остальными играми, которые помогут вам в профилактике дисграфии и дислексии у Вашего ребенка, мы Вас познакомим в следующей консультации. Надеемся на плодотворное сотрудничество!