Артикуляционный аппарат. понятие, роль

Воспитание культуры речи ребенка дошкольного возраста

Основные задачи воспитания культуры речи у дошкольника

Современное общество предъявляет все большие требования к воспитанию детей дошкольного возраста. Большое значение придается вопросам воспитания у детей культуры общения, формированию коммуникативных навыков и функциональности речи ребенка. Это связано с тем, что речь имеет большое значение в жизни каждого человека, она позволяет продуктивно взаимодействовать друг с другом, выражать собственные мысли, идеи, излагать информацию и многое другое.

Замечание 1

Культура речи предполагает наличие у каждого ребенка дошкольного возраста необходимого запаса слов, сформированного умения правильно и логично излагать свои мысли, говорить лаконично и сохранять спокойный тон при общении.

Важно научить ребенка не только правильно и грамотно говорить, но и научить его внимательно слушать собеседника, при этом сохранять естественное положение тела, занимать верную позу, уметь смотреть собеседнику в лицо. В процессе нахождения ребенка в дошкольном образовательном учреждении, одной из задач воспитателя является наблюдение проблем, связанных с нарушением речи

Это необходимо для того, чтобы своевременно устранить выявленные проблемы и исправить сложившуюся ситуацию по формированию умений и навыков культуры речевого общения

В процессе нахождения ребенка в дошкольном образовательном учреждении, одной из задач воспитателя является наблюдение проблем, связанных с нарушением речи. Это необходимо для того, чтобы своевременно устранить выявленные проблемы и исправить сложившуюся ситуацию по формированию умений и навыков культуры речевого общения.

Основными задачами воспитания культуры речи ребенка являются:

  • Формирование достаточного словарного запаса, умения правильно излагать собственные мысли
  • Формирование навыков культуры общения
  • Развитие коммуникативных навыков
  • Введение в словарный обиход воспитанников достаточного количества этических форм, представленных выражениями и словами, закрепляемыми практическими ситуациями общения.
  • Формирование умений правильно выбирать нужный стиль общения в зависимости от складывающейся ситуации

Особенности исполнительного отдела

Он включает в себя три важнейших структурных подразделения. Первый — дыхательный отдел. Его деятельность, представляющую собой последовательность входов, выдохов и пауз между ними, регулирует ЦНС. Основным рабочим «инструментом» является диафрагма, которая расширяется и сокращается, за счет чего легкие меняют объем и производят вдохи и выдохи. При этом происходит образование воздушной струи, которая важна для образования голоса, от ее интенсивности зависит четкость произношения звуков речи. Кроме того, в состав дыхательного отдела входят:

  • грудная клетка;
  • легкие;
  • межреберные мышцы.

Образование голоса

В строении и функционировании речевого аппарата важнейшую роль играет голосовой отдел, именно он ответственен за образование голоса и его характеристики — тембр, силу, высоту. В него входят гортань и голосовые связки, которые, вибрируя под воздействием воздушной струи, рождают звуки.

Гортань представляет собой трубку, состоящую из мягких тканей и хрящей, в верхней своей части она переходит в глотку, в нижней — в трахею. В том месте, где гортань соединяется с глоткой, располагается надгортанник, служащий своеобразным клапаном при глотании: опускаясь, он не дает попадать в нее кусочкам пищи и слюне. Особенности органа:

  1. Гортань у мужчин больше, голосовые связки более длинные (до 2—2,4 см). У женщин длина связок — 1,8—2 см.
  2. Размер органа у детей до периода полового созревания одинаков вне зависимости от пола.
  3. Гортань растет неравномерно в течение жизни человека. Выделяют периоды ее активного увеличения в размерах: 5—7 лет, 12—13 (девочки) и 13—15 (мальчики). У последних формируется кадык.
  4. Меняет форму: у детей в виде воронки, у взрослых — цилиндрическая.

Кроме того, на специфику влияют и резонаторы, к числу которых относятся глотка, ротовая и носовая полость. Они меняют свой объем, то есть резонируют, за счет чего звуки приобретают силу и обертоновую окраску.

Произнесение звуков

За этот важнейший процесс отвечает артикуляционный отдел, в который входят язык и губы, челюсти, альвеолы, неба (твердое и мягкое). В науке есть их классификация на активные (подвижные) и пассивные (неподвижные). К первой группе относятся язык, губы, мягкое небо и нижняя челюсть, все прочие принадлежат к категории пассивных. Профиль артикуляционного аппарата поможет увидеть наглядно, как они выглядят.

Важнейшим органом речевого аппарата является язык, принимающий участие в образовании практически всех звуков речи за исключением губных. При артикуляции органы приближаются друг к другу, при этом образуются смычки или щели, что становится причиной образования голоса.

В надставной трубке находятся резонаторы, которые ответственны за отчетливость и громкость речи. Эта трубка имеет специфическое строение, позволяющее ей изменять форму и объем. Основных функций у нее две — шумовой вибратор и резонатор. Выполнять первую позволяют голосовые связки, щели между губами, а также между языком и твердым небом, языком и губами, языком и альвеолами, губами и зубами. Особенности образования различных звуков:

  1. Шумовой вибратор участвует в образовании глухих согласных.
  2. Тоновый вибратор позволяет произносить сонорные и звонкие фонемы.
  3. Носовая полость принимает участие в образовании м, н и их мягких вариантов.

Таковы основные структурные компоненты речи и языка.

Дополнительная работа по воспитанию культуры речи

Осуществляемая воспитателем работа с детьми дошкольного возраста по воспитанию культуры речи, должна иметь продолжение и за рамками ДОУ, то есть в семье ребенка. Для этого воспитателю необходимо организовать совместную с родителями работу, имеющую собой единую направленность воспитания.

Для закрепления полученных в ДОУ знаний и умений в семье, воспитателю группы следует проводить с родителями дополнительную работу, направленную на повышение их воспитательной активности по вопросам воспитания культуры речи:

Индивидуальные беседы и консультации
Круглые столы
Родительские собрания

Современный уровень системы дошкольного образования, в соответствии с задачами речевого развития, установленными ФГОС, включает в себя:

  1. Активное владение воспитанниками собственной речью, как основного средства общения
  2. Проведение работы, направленной на обогащение активного словаря воспитанников
  3. Проведение работы, направленной на развитие у воспитанников связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи
  4. Воспитание звуковой и интонационной культуры речи воспитанников, фонетического слуха

В процессе взаимодействия ребенка дошкольного возраста со взрослыми необходимо осуществлять работу, направленную на формирование социально-коммуникативных навыков общения. Данная работа предполагает:

  • Создание доброжелательной атмосферы общения
  • Установление между воспитателем и воспитанниками доверительных взаимоотношений, посредством использования поощрений и поддержки
  • Установление групповых традиций
  • Создание условий по организации различных ситуаций общения (со взрослыми, сверстниками, младшими детьми и т.д.)
  • Оказание содействия по установлению доброжелательных взаимоотношений между детьми группы
  • Удовлетворение потребностей в общении каждого воспитанника.

Замечание 3

Таким образом, в результате осуществляемой воспитателем работы, дети не только приобретают знания норм речевого этикета общения со взрослыми и сверстниками, но и используют эти знания в ходе образовательной деятельности и в реальных жизненных ситуациях.

Состояние общей моторики

Шаг 4. Будьте готовы к помехам

Онлайн-конференции — дело тонкое. В любую минуту что-то может пойти не так: сосед начнёт сверлить стену, домашние — ругаться, интернет отвалится, веб-камера выйдет из строя, презентация не подгрузится в Zoom. Настройте себя на то, что ничего из этого не может быть критическим.

Если обстоятельства будут сильно мешать рассказывать — всегда можно переподключиться, попросить одноклассника запустить демонстрацию экрана с вашей презентацией (заранее скиньте её в чат), попросить перенести ваше выступление на другой день или даже самостоятельно записать его на видео, а потом прислать одноклассникам. Выход есть всегда!

Освобождайте тело от зажимов

Когда тело зажато, голос звучит несвободно и невнятно. Для хорошо поставленной речи в первую очередь важна правильная осанка: прямая спина, макушка тянется к небу, грудь раскрыта, мышцы пресса подтянуты.

Попробуйте сначала максимально сгорбиться, потупить взгляд и округлить плечи, а затем произнести что-то. Потом уверенно выпрямитесь, расправьте плечи, встаньте ровно и повторите фразу. Вы удивитесь, насколько по-иному зазвучит голос.

Существуют простые и эффективные упражнения для выпрямления осанки, которые будут полезны и взрослым и детям не только для улучшения речи, но и для здоровья в целом. Предложите ребёнку поиграть в игру: встаньте спиной к стене так, чтобы максимально касаться её поверхности пятками, икрами, ягодицами, лопатками, затылком. Это — правильное положение вашего тела. Задача игры — простоять так как можно дольше. Простая на первый взгляд игра на самом деле окажется довольно сложной, но полезной для осанки.

Другое упражнение, которое часто нравится детям, — положить себе на макушку книгу и ходить с ней по комнате. У кого она упадёт быстрее — тот проиграл. Чтобы книга держалась, нужно следить за прямой осанкой. 

Устраивайте импровизационные игры

Чтобы научиться публично говорить, нужно публично говорить! Поэтому вы можете организовывать соответствующие мероприятия. Проведите вечер ораторского мастерства по Zoom с друзьями из онлайн-школы или у себя дома, пригласив друзей и родственников. Вот задания, которые рекомендуют тренеры по технике речи.

‍Рассказ про пословицу. Суть задания заключается в том, что выступающий выбирает известную пословицу и рассказывает о ней аудитории

Можно описывать смысл, можно спорить с высказыванием, главное — тренироваться рассуждать устно, на ходу и когда на тебя направлено всё внимание

‍Поэзия. Выступающий наизусть читает любое стихотворение с выражением, расстановкой и интонацией.

‍«Как я провёл…». Выступающий максимально подробно рассказывает о каком-то дне или периоде из жизни. Цель — чтобы рассказ не был перечислением скучных действий, а содержал как можно больше подробностей, мыслей, эмоций. Можно описывать в каком-то жанре: например, сгустить краски и превратить рассказ в триллер.

‍«Текст без пауз». Выступающий берёт любой текст и читает его без пауз между словами. Паузы разрешается делать только тогда, когда совсем закончился воздух

Важно продержаться как можно дольше, не набирая воздуха, но при этом соблюдать выразительность, интонацию и дикцию

‍«Текст с паузами». Противоположность предыдущего задания. Выступающий берёт любой текст, хоть инструкцию к стиральной машине, и начинает читать его на манер Маяковского — с сильными паузами между каждым словом. Это психологически нелегко: хочется ускориться, заполнить паузу «ммм» или «эээ». Но задача — выдерживать паузу, произносить следующее слово и снова умолкать.

Речевой аппарат и дефекты

Степень сформированности аппарата речи определяет качество произношения звуков. Заболевания любого из отделов проявляются ухудшением звукопроизношения и меняют характеристики голоса человека. Задача логопедов и врачей при выявлении фониатрических симптомов − выявить причины их появления и подобрать методы, позволяющие устранить дефекты.

В связи со сложностью строения речевого аппарата, возможных причин нарушенного звукопроизношения много. Диагностические мероприятия всегда должны иметь комплексный характер и подбираться индивидуально для каждого человека. Выделяют несколько причин развития речевых дефектов, которые встречаются наиболее часто:

  • органические нарушения строения отдельных структур;
  • их функциональная незрелость, обуславливающая неправильные движения в процессе разговора;
  • неврологические нарушения в тех отделах центральной и периферической нервной системы, которые участвуют в образовании и формировании звуков.

При указанных дефектах человек часто отмечает нарушения дыхания, глотания пищи и жидкости. Подобные симптомы постепенно приводят к снижению уровня качества жизни и могут стать причиной нарушенной адаптации в обществе, депрессии и других негативных последствий. При задержке речевого развития и других дефектах следует всегда обращаться за профессиональной помощью к врачам или логопеду. Специалисты проведут необходимые обследования и подберут коррекционные мероприятия для устранения органического или функционального дефекта.

Голосовой аппарат человека имеет сложное строение и состоит из трех основных частей: дыхательной, голосовой и артикуляционной, или звукопроизносящей. Все структурные отделы действуют согласовано, определяя не только голос человека, но также формирование и произношение всех звуков и слов. Регуляцией процесса речи занимается центральная нервная система, а именно, кора больших полушарий, подкорковые экстрапирамидные системы и ядра черепно-мозговых нервов. Знание анатомии позволяет своевременно выявить изменения в органах речи, в первую очередь, располагающихся в ротовой полости.

Анатомия речи

Голосовой аппарат − это совокупность анатомических структур, обеспечивающих образование голоса и речи. В его устройстве принято выделять два больших отдела: периферический и центральный. Центральный отдел представлен головным мозгом, в частности, корой больших полушарий, рядом подкорковых узлов и проводящими путями, связывающими их вместе. Помимо того, туда относят ядра черепно-мозговых нервов, которые участвуют при звукообразовании. Анатомия периферического голосового аппарата включает костные, хрящевые и мышечные образования, связочный аппарат и периферические нервы, которые воспринимают или передают какую-либо информацию к органам артикуляции.

Периферический отдел разделяют на три функциональных отдела, выполняющих различные задачи: дыхательный, голосовой и артикуляционный. При нарушении работы любого из них возникают нарушения речи.

Дыхательный отдел

Основной звукообразующий фактор − воздух, проходящий через дыхательные пути. В связи с этим, вокалисты всегда тренируют правильное дыхание, позволяющее улучшить акустику голоса. Дыхательные движения осуществляются рефлекторно, как правило, в обычной жизни человек не думает, когда ему делать вдох или выдох. Механизм регуляции связан с дыхательным центром в продолговатом мозге.

К дыхательному отделу относят оба легких, трахеобронхиальное дерево, диафрагму и межреберные мышцы. Движения последних приводят к расширению грудной клетки во время вдоха и ее сужению при выдохе. Диафрагма участвует в брюшном типе дыхания, осуществляемом преимущественно за счет ее растяжения.

Образование звуков и слов происходит во время выдоха. Проходящий через голосовой и артикуляционный отдел воздух заставляет колебаться их структуры. Если у человека имеются заболевания легких, то звучание речи искажается.

Голосовой отдел

В фониатрии выделяют три характеристики голоса любого человека: тембр, высоту и силу. Все они создаются в момент вибрации голосовых связок при прохождении через них воздуха. Амплитуда колебания определяет силу голоса. Чем сильнее колебание, тем выше звук. Тембр определяют голосовой окраской, специфичной для каждого конкретного человека. Натяжение складок и степень давления на них воздуха создают определенную высоту голоса.

Звукопроизносящий отдел

Устройство артикуляционной части голосового аппарата включает в себя анатомические образования, которые находятся в ротовой полости: нижнюю челюсть, язык, мягкое нёбо и губы. Движения указанными структурами осуществляются с помощью мышц. При нарушениях их работы у человека возможны различные речевые дефекты. Логопедические упражнения и массаж позволяют тренировать мышцы, улучшая речь.

Язык является основным артикуляционным органом. Его основой являются поперечно-полосатые мышцы, обеспечивающие движения и изменение формы. Во время разговора он может становиться длиннее, короче, а также изменять свою ширину. В строении языка выделяют три части: корень, фиксированный к дну ротовой полости, спинку и кончик.

Нижняя и верхняя губа − подвижные структуры. Участвуют в произношении практически всех звуков, так как определяют скорость выхода потока воздуха из ротовой полости. Благодаря мимическим мышцам могут менять свою форму, что также играет важную роль в физиологии речи у людей. Нижняя челюсть располагается в нижней части черепа и обладает ограниченной амплитудой движения. Участвует в произношении ударных гласных: «О», «У», «И» и ряда других.

Мягкое небо образует верхнюю границу ротовой полости и плотно связано с твердым небом. Благодаря развитым мышечным волокнам может приподниматься и опускаться вниз. Анатомически разделяет ротовую полость от носовой части глотки. На конце имеет небольшой язычок. При произношении согласных «Н» и «М» небная занавеска опущена. Все другие звуки произносятся с опущенным мягким небом. При нарушении движений голос приобретает гнусавость, что связано с направлением потока воздуха в носовую полость.

К артикуляционному аппарату относят и ряд пассивных структур: зубные ряды, носовую полость, твердое небо и глотку. Они участвуют в звукопроизношении, выступая точками опоры для языка и мягкого неба.

Строение речевого аппарата

Голосовой аппарат состоит из двух отделов: центрального и исполнительного. Первый представляет собой головной мозг с его корой, подкорковыми узлами, проводящими путями, ядрами ствола (в первую очередь продолговатого мозга) и соответствующих нервов. А периферический отдел – вся совокупность исполнительных речевых органов, которые включают в себя кости и хрящи, мышцы и связки, а также периферические нервы (чувственные и двигательные). С их помощью осуществляется работа перечисленных органов.

Строение речевого аппарата человека

В свою очередь, исполнительный отдел состоит из трех основных отделов, каждый из которых действует совокупно:

1. Дыхательный отдел

Ни для кого не секрет, что образование дыхания человека является важнейшим физиологическим процессом. Люди дышат рефлекторно, особо не задумываясь об этом. Дыхание осуществляется особыми центрами нервной системы человека, и оно состоит из трех непрерывных и следующих друг за другом фаз:

  • вдох
  • пауза
  • выдох

Человек всегда говорит на выдохе и создаваемый им поток воздушной струи осуществляет одновременно две функции: голосообразующую и артикуляционную. Любое нарушение этого правила искажает звучание речи

Именно поэтому, очень важно уделять время работе над речевым дыханием

К дыхательным органам относятся легкие, бронхи, трахея, межреберные мышцы, а также диафрагма. Именно на нее опираются главные мышцы человека. Диафрагма – эластичная мышца, имеющая форму купола в расслабленном состоянии. Когда она и межреберные мышцы сокращаются, то объем грудной клетки человека увеличивается и происходит вдох. И наоборот, когда они расслабляются – выдох.

2. Голосовой

Существуют три основные характеристики голоса. Это сила, тембр и его высота. В результате колебания голосовых связок человека движение потока воздушной струи при выдохе превращается в колебание частиц воздуха. Далее эти пульсации передаются в окружающую среду и воспринимаются нами как звуки голоса.

В основном, сила голоса зависит от амплитуды (то есть размаха) колебаний голосовых связок. Она регулируется силой воздуха.

Тембр – это звуковая окраска, то есть звуки одинаковой громкости, высоты, но исполненные разными голосами человека. Он определяется формой вибратора, вызывающего колебания.

Высота вашего голоса зависит от того, насколько сильно поток струи воздуха будет оказывать давление на голосовые складки, от степени их натяжения.

1) активные органы

Являются подвижными и способствуют образованию звуков. К ним относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Эти органы речи состоят из мышц, следовательно, их можно тренировать.

Изменение положения органов речи влечет за собой образование сужений и затворов в различных частях артикуляционного аппарата человека. Благодаря чему и определяется тот или иной характер произносимого звука.

Нижняя челюсть человека и мягкое нёбо может опускаться и подниматься. Таким образом, они закрывают и открывают проход в носовую полость. Нижняя челюсть способствует полному развитию ударных гласных, таких как «А», «О», «У», «И», «Ы», «Э».

Язык – главный орган артикуляции, богатый мышцами, которые делают его разительно подвижным. Вследствие чего, он может, как удлиняться, так и укорачиваться, делаться узким и широким, а также может быть выгнутым и плоским.

Губы человека представляют собой подвижное образование. Они активно участвуют и обеспечивают артикуляцию слов и звуков, которым соответствует определенное положение языка. Губы могут менять свою форму и размер, активно обеспечивая артикуляцию гласных звуков в речи.

Мягкое нёбо (нёбная занавеска) лежит вверху ротовой полости и является продолжением твёрдого нёба. Нёбная занавеска, как и нижняя челюсть, может опускаться и подниматься. Таким образом она отделяет глотку от носоглотки. Мягкое нёбо начинается у верхних зубов за альвеолами, оканчивается – маленьким язычком. При произнесении всех звуков, кроме согласных «М» и «Н», нёбная занавеска поднята. Если по каким-либо причинам она бездействует или опущена, то звук у человека получается носовой. Вследствие чего, получается гнусавым и голос. Так как при опущенной нёбной занавеске звуковые волны проходят, в основном, через носовую полость.

2) пассивные органы

Включают в себя неподвижные органы, которые служат точкой опоры для подвижных. К пассивным речевым органам относятся зубы, альвеолы, полость носа, твёрдое нёбо, глотка, гортань. В свою очередь они оказывают наибольшее влияние на технику речи человека.

Состояние звукопроизношения

Снятие мышечных зажимов

Узнав особенности строения и функционирования речевого аппарата, можно определить главную цель подготовки органов речи к предстоящей работе. Это должна быть «настройка» — активизация основных групп мышц. Тех, которые будут участвовать в речевом дыхании, резонаторов, обеспечивающих звучность голоса, и активных голосовых органов, ответственные за внятное произношение звуков.

Необходимо помнить о правильной осанке, благодаря которой лучше функционирует голосо-речевой аппарат. Для этого держите голову прямо, а спину ровно, не сутультесь, плечи расправьте, лопатки немного сведите вместе. Кроме этого, такая привычка к правильной осанке способствует улучшению вашего внешнего вида.

Для людей, чья деятельность связана с длительным говорением, большое значение имеет умение расслаблять органы речи и восстановить работоспособность речевого аппарата. Релаксация подразумевает отдых и расслабление, которая обеспечивается специальными упражнениями. Их рекомендуется выполнять в конце занятий по технике речи и сразу после продолжительного говорения, когда наступает усталость голосовых органов.

1. Поза релаксации

Возможно, вы читали в специальной литературе о позе и маске релаксации. То есть о расслаблении, снятии мышечных «зажимов». Чтобы принять такую позу, вам нужно сесть и слегка наклониться вперед, при этом согнув спину и склонив голову. Ноги опираться на всю стопу и должны быть расставленными под прямым углом друг к другу. Ваши руки лежат на бедрах, кисти свободно свисают. Глаза закройте. И максимально расслабьте все свои мышцы.

В такой позе релаксации можно применять отдельные формы аутотренинга, которые будут обеспечивать наиболее полное расслабление и отдых.

Сидя, максимально расслабьте все свои мышцы

2. Ее маска

Владение маской релаксации является не менее важным для оратора или говорящего. Для этого следует попеременно напрягать и расслаблять различные группы мышц лица. Как бы «надевать» маски радости, удивления, тоски и так далее. После этого расслабить все мышцы. Чтобы это сделать, произнесите звук «Т» на слабом выдохе и оставьте нижнюю челюсть в опущенном положении.

Кривляйтесь, напрягайте и расслабляйте лицо — это может вам улучшить свое звукопроизношение

Релаксация – один из элементов гигиены речевой деятельности. Ее общие требования: предохранение от нежелательного переохлаждения и от простудных заболеваний. Избегайте всего, что раздражает слизистую оболочку. Следуйте определенной методике тренировки речевого аппарата, соблюдайте правила выполнения упражнений по технике речи и разумно чередуйте нагрузки и отдых.

Вернуться к содержанию

Делайте артикуляционную гимнастику

Распространённая проблема: когда нужно что-то сказать в компании, на уроке, на переговорах в офисе, мы начинаем нервничать и заплетаться. Чтобы во время публичной речи во рту не было каши, не съедались окончания и всё звучало четко и выразительно, надо тренировать артикуляционный аппарат.

Для этого можно делать специальные упражнения на разминку речевых органов: активных и пассивных.

‍Активные органы: губы, язык, мягкое нёбо, челюсть. Эти органы мы задействуем во время любого разговора и благодаря им формируем звуки.

‍Пассивные органы: зубы, твёрдое нёбо, глотка, гортань. Эти органы влияют на нашу речь, но не задействуются во время разговора, а просто служат базой для активных органов. Тем не менее пассивные органы тоже важны для культуры и техники речи: например, из-за плохого прикуса человек может невнятно говорить или шепелявить.

Развить речевые органы поможет артикуляционная зарядка. Её особенно весело делать с ребёнком, потому что главная задача — корчить рожицы. В то же время такая гимнастика эффективна и используется любыми публичными людьми, певцами, актёрами и даже студентами факультета иностранных языков на уроках фонетики. Вот несколько базовых упражнений для техники речи.

«Собака». Высовываем язык и быстро дышим.

‍«Пропеллер». Высовываем язык и делаем по 10 вращений в каждую сторону.

‍«Тигр». Встаём прямо, делаем глубокий вдох, а на выдохе протяжно рычим.

‍«Гласные». 10 раз повторяем «и — э — а — о — у».

‍«Цветочек». Поднимаемся на цыпочки, делая вдох носом. Опускаемся обратно; выдыхая, произносим: «Ах!»‍

«Оскал». Приоткрываем рот и растягиваем губы так, чтобы зубы было видно. Получается немного пугающая улыбка. Держим, считая до 10, расслабляемся, повторяем 5 раз.

‍«Скороговорки». Тараторим что угодно: например, «в четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто». Важнее чётко произносить звуки, чем гнаться за скоростью.

‍«Лошадь». Делаем «тпру» губами. Это упражнение можно делать последним, потому что оно расслабляет.

Бонусный совет: чтобы «почистить» свою речь и избавиться от слов-паразитов («ну», «эээ», «короче», «типа»), регулярно записывайте себя на диктофон. Включайте запись и начинайте говорить на любую тему в течение 2–3 минут, потом переслушивайте. Уже через несколько недель регулярных тренировок вы заметите прогресс и начнёте говорить без слов-паразитов.

Определение болезни. Причины заболевания

Ринолалия (с греч. «носовая речь») — это искажение произносимых звуков из-за функционального нарушения или анатомических дефектов речевого аппарата. Речь при этом приобретает характерный гнусавый тембр.

Ринолалию, или гнусавость, часто путают с ринофонией. Их нужно отличать, чтобы правильно спланировать лечение. При ринофонии нарушается формирование голосовых звуков и возникает «коверкание слов». При ринолалии, напротив, слова понятны, но страдает их произношение .

Причины ринолалии

Ринолалия бывает органической и функциональной .

К причинам органической ринолалии относятся:

1. Слишком широкое сообщение между носовой и ротовой полостями — так называемая открытая ринолалия. Она может развиваться в результате:

  • расщелины мягкого и/или твёрдого нёба;
  • паралича мягкого нёба при миастении — мышечной слабости, вызванной аутоиммунным заболеванием;
  • детского псевдобульбарного паралича — обездвиживания мышц из-за прерванной передачи сигналов от коры головного мозга к нервам;
  • дифтерии;
  • врождённого укорочения мягкого нёба;
  • пареза мягкого нёба, то есть снижения силы его мышц.

2. Слишком узкий просвет или непроходимость полости носа и носоглотки — закрытая ринолалия. Она возникает при непроходимости в задних отделах носовой полости. Причинами этого могут быть:

  • увеличение аденоидов;
  • атрезия хоан (частичное или полное заращение внутренних носовых отверстий) и другие редкие врождённые аномалии развития;
  • рубцовая деформация мягкого нёба в результате воспаления при сифилисе, туберкулёзе и склероме — инфекционном воспалительном заболевании дыхательных путей с образованием узелков;
  • травмы, опухоли и полипы носоглотки.

3. Передняя закрытая ринолалия возникает при патологии передних отделов носовой перегородки, полипах в полости носа и гипертрофии носовых раковин.

Функциональная ринолалия также подразделяется на закрытую и отрытую:

  • закрытая может развиваться при воспалительном отёке во время ОРЗ и сезонного аллергического ринита;
  • открытая — после удаления увеличенных нёбных миндалин и хирургического лечения храпа.

Открытая гнусавость, как и закрытая, характерна для речи глухого человека. Он не слышит звуки и имитирует их, «читая по губам», но повторить слаженный механизм работы речевого аппарата не может .

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением — это опасно для вашего здоровья!

Особенности строения и функции артикуляционного аппарата у лиц с речевыми недостатками

В ходе диагностики строения и моторной функции артикуляционного аппарата у логопатов наблюдаются анатомические аномалии (укороченная подъязычная связка, высокое небо, неправильный прикус и т.д.) или функциональная невозможность выполнения отдельных артикуляционных укладов. Например, не могут поднять язык к небу при широко открытом рте, надуть щеки, пощелкать языком и другие упражнения). Даже, если удается выполнить некоторые движения, качества выполнения этих движений заметно страдает. Отмечается неполнота действий, снижение тонуса мышц, кратковременность удержания заданной позы. Это и ведет к искажению звуков, смешению их и ухудшению дикции.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: