Конструирование из бумаги в подготовительной группе детского сада

Как развить мелкую моторику рук у детей

Особенности конструирования из бумаги и картона

Обычно дети в ДОУ создают плоские композиции-натюрморты. Дети наклеивают на картон вырезанные из цветной бумаги вазы фрукты, цветы, овощи. Некоторые дети постарше могут создавать из бумаги кукол и одежду для них.

После занятия воспитатель предлагает рассмотреть получившиеся работы. Аппликации создаются на цветном фоне, дети вырезают предметы из бумаги того цвета, которая сочетается с фоном. Дошкольники могут анализировать собственные работы.

Конструирование из бумаги – художественная деятельность. Разные техники позволяют усложнять данную работу. Дети, которые занимаются этим, должны обладать творческими способностями, представлением о пространстве, понимать, что можно совершить ошибку и позже даже с ней создать красивую работу.

Рисунок 1. Пример конструирования из бумаги. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Традиционная методика обучения конструированию из бумаги и картона состоит в наглядном и поэтапном объяснении процесса создания каждой игрушки. У детей формируется продуктивная деятельность, они становятся более инициативными, самостоятельными и т. д.

Для того чтобы дети начали использовать более сложные техники, изначально обрабатывают метод конструирования вне определенного комплекса задач, потом показывают, как этот способ становится базой для всех поделок. Дети могут сами использовать все изученные методики для создания новых работ. Из-за этого дети становятся способны к самостоятельному творческому конструированию с применением сложных техник.

При помощи конструирования возможно научить ребенка различать цвета, формы, расположение предметов в пространстве, развивает навык видения целого и частей, элементов. К тому же детям нравится работать с бумагой и картоном.

Цели и задачи конструирования из бумаги:

  • развитие творческих способностей ребенка;
  • формирование опыта и навыков работы в коллективе, самостоятельности.

Почему эффект от упражнений на развитие мелкой моторики не всегда заметен?

Многое зависит от состояния здоровья нервной системы и опорно-двигательного аппарата ребенка, а также от того, используются ли во время упражнений все пальцы руки. Большинство игр и тренировок задействует лишь большой, указательный и средний пальцы, хотя импульсы в кору головного мозга должны поступать и от остальных

В занятиях с детьми старше 2 лет особенно важно задействовать безымянный палец и мизинец. Для достижения эффекта от развития мелкой моторики нужно использовать изолированные движения каждого пальца, а также чередовать сжатие, растяжение и расслабление мышц

В этом поможет грамотная пальчиковая гимнастика.

Конструирование из бумаги: типы и формы

на Freepik

Итак, конструирование (от латинского constructio) представляет собой составление, соединение, сложение отдельных деталей, элементов, частей и построение из них какой-то новой структуры (конструкции) – поделки. Есть множество типов и форм конструирования:

  • техническое (в качестве строительного материала могут использоваться детали конструктора, деревянные кубки и т. п.);

  • художественное (его результатом становятся художественные изделия – аппликации, инсталляции, барельефы и т. д., а основой служат, например, бумага и различные природные материалы);

  • создание поделки по образцу (ребята наблюдают, как все делает учитель, затем повторяют те же действия самостоятельно);

  • конструирование по модели (у дошкольников есть готовое изделие, им нужно соорудить что-то подобное, но без пошаговых инструкций);

  • построение конструкции по условиям (ни образца, ни модели нет, но есть определенные исходные данные: например, построить возле домика гараж, оборудовать подъездную дорожку, ворота, учесть размеры машинки);

  • работа с использованием схем и чертежей (ребята учатся читать схемы, понимать пропорции, оценивать масштаб);

  • конструирование по замыслу (дети сами придумывают объект и реализуют свой замысел);

  • тематическое конструирование (дошкольникам предлагают тему работы – например, транспорт или здания, – дальше ребята действуют самостоятельно);

  • модульное или каркасное конструирование (этот вариант подходит продвинутым пользователям конструкторов). 

Какой тип конструирования выбрать, как организовать занятия – решает педагог, учитывая при этом возрастные особенности подопечных, состав группы (количество мальчиков и девочек в коллективе), интересы ребят и требования учебной программы. 

Развитие мелкой моторики у детей 2 лет

Для малышей следует выбирать упражнения, тренирующие мелкую моторику посредством неинтенсивных повторяющихся движений пальцами. Малышам быстро наскучат такие занятия, если их не проводить в игровой форме. Игры нормализуют психоэмоциональное состояние, развивают воображение, воспитывают коммуникабельность, умение работать в коллективе.

В 1-ой младшей группе детсада тренировка мелкой моторики включает пальчиковую гимнастику, работу с множеством мелких предметов, простое конструирование. Крайне важны занятия на совершенствование тактильного восприятия.

Работа с бумагой

Полезное занятие для моторики рук дошкольников раннего возраста — разрывание бумажных листов на клочки. Предлагать его можно малышам уже с 7–8-месячного возраста. Главное условие — бумага должна быть мягкой. Офисная не подойдет, у нее режущие края. Ребенок с интересом будет разрывать бумагу, щупать ее, комкать. А если бумага еще и цветная, то потом из нее при помощи педагога малыш может составить узорчатую аппликацию.

Листание книжных страниц

Когда ребенку исполнится год, можно показать ему, как листаются страницы. Чтение для малышей в этом возрасте еще не доступно, но вот яркие и красочные картинки дошколята разглядывают с большим интересом. Пусть малыш учится самостоятельно перелистывать страницы, не дожидаясь помощи взрослого, заодно это будет тренировка мелкой моторики.

Что спрятано в ладоши?

Это упражнение здорово тренирует мускулатуру кистей и пальцев. Для него нужно подготовить маленькие поролоновые куски, резиновые шарики либо другие предметы из легко сжимающихся и деформирующихся материалов, которые легко скрыть в детском кулачке.

Педагог раздает воспитанникам предметы. Объясняет, что эти маленькие вещицы необычные, они способны спрятаться в ладошке так, что их невозможно увидеть. Затем воспитатель предлагает ребятам проверить это на практике: положить предмет на ладонь, которую затем крепко сжать в кулачок.

Футбол с шариками

Для игры необходимы шарики из металла или другого цельного материала. Они должны быть разной величины, но все небольшие, чтобы их можно было катать по столу. Также нужно поставить на стол коробку раскрытой стороной вбок — она будет импровизированными футбольными воротами.

Педагог кладет перед игроком несколько разноразмерных шариков. Коробка находится с противоположного края стола. Игровая задача — так направить шарик, чтобы он покатился в «ворота». На первых этапах игроку должен помогать педагог, затем малыш, поняв суть игры, справляется самостоятельно.

Игры с пирамидкой

Хорошо развивают мелкую моторику игрушечные пирамидки. Первый раз взрослый показывает дошкольнику, как управляться с игрушкой, далее малыш справляется самостоятельно. Можно давать ребенку задания, например, собрать пирамидку из определенного количества колец или из колечек конкретных цветов.

Сборка и разборка матрешки

У маленьких детей матрешка вызывает неподдельный интерес и изумление. Сначала взрослый показывает, как правильно раскрывать игрушку, доставать из нее матрешек поменьше, как собирать ее. Затем малыш занимается этим увлекательным делом самостоятельно.

Пальчиковая гимнастика

Так называются массажные упражнения для детских пальцев, положительно влияющие на развитие речи и интеллекта в раннем дошкольном возрасте. Работа с пальчиками производится под рифмованный текст, который по смысловому наполнению соответствует производимым действиям. Зачастую пальчиковая гимнастика проводится совместно с физкультминуткой, в этом случае тренируется и мелкая моторика, и все тело. Текстов для пальчиковых упражнений множество, найти их не затруднительно. К пальчиковой гимнастике относятся известные «Ладушки», «Сорока-ворона».

В педагогической практике пальчиковые упражнения используются много десятилетий, их эффективность для развития моторики доказана. Такая гимнастика рекомендована для дошколят младшей группы, но бывает полезна и интересна ребятам старшего дошкольного возраста. Она улучшает концентрацию внимания и координацию движений, тренирует согласованность речевых и двигательных процессов, вырабатывает грамотное звукопроизношение.

Пальчиковые упражнения занимают лишь 5 минут и, благодаря игровой форме, не вызывают у дошкольника скуки и утомления. Педагог может заниматься с ребенком индивидуально, но возможна и групповая форма таких занятий.

Конспект занятия по конструированию из бумаги «Коробочка»

Наталья Дроботова

Конспект занятия по конструированию из бумаги «Коробочка»

Цель. Совершенствовать умение детей делать игрушки по готовой выкройке, аккуратно надрезая и склеивая ее; воспитывать у них внимательное отношение к товарищам.

Подготовка к занятию. Воспитатель привлекает детей к подготовке материала, необходимого для работы. При этом выясняет их умения делать из бумаги различные поделки. Устанавливает, какой материал необходим для занятия (на некоторых деталях заранее делает надрезы)

: квадрат плотной белойбумаги со стороной 10 см для внутренней коробочки, на котором начерчены линии на расстоянии 3 см от краев; квадрат цветной бумаги со стороной 11 см для наружной коробочки (крышки) с начерченными линиями на расстоянии 3 см от краев; квадратики, круги, из выкладываются украшения.

Ход занятия. Вначале воспитатель показывает готовую коробочку, выясняет, как ее можно использовать (класть туда пуговицы, скрепки, кнопки и т. д., говорит о том, что такую коробочку можно подарить маме, бабушке, сестре. Затем дети рассматривают поделку, отмечают, что она красиво украшена, закрывается. Воспитатель помогает детям определить форму донышка и верхней части крышки (квадратные, форму боковых сторон (прямоугольные)

.Затем обращает внимание на квадрат с надрезали:(сделанными заранее). Складывает его так, чтобы получиласькоробочка

Просит детей посмотреть, когда будет медленно разворачивать коробочку, где на выкройке дно, где стороны коробочки. (Выкройка приколота к доске.) Детям предлагает найти на выкройке днокоробочки. К доске вызывает ребенка, который показывает дно указкой. Воспитатель после этого наклеивает на дно цветной квадрат. Другой ребенок показывает стороны коробочки, а воспитатель вслед за ним наклеивает на них прямоугольники другого цвета. Поясняет, что оставшиеся белые квадратики нужны, чтобы склеить из выкройки коробочку. Процесс изготовления коробочки (крышки) и ее выкройки повторяется еще раз самими детьми. Фиксировать отдельные части цветными формами при повторении не надо.

Во время показа действий следует обратить внимание детей на то, что надрезы нужно делать точно по линии, объяснить и показать, как намазывать клеем — только крайние квадратики, к которым сверху приклеивается средняя стенка (она всегда наклеивается сверху)

В концезанятия рассмотреть все коробочки, обратить внимание на то, что они разного цвета, с разными украшениями, порадоваться вместе с детьми, что маме будет приятно получить такую коробочку в праздник

Занятия музыкой

Еще в 1937 году было доказано, что музыка положительно влияет на развитие интеллекта. А большинство великих исполнителей начинали изучать музыку в раннем возрасте. Занятия музыкой воспитывают терпение, слух, вкус, а главное — музыкальные инструменты учат хорошему контролю мелкой моторики и координации. Фортепиано, например, учит ребенка координировать действие сразу обеих рук, подключая память, физическую силу и ритм.

Развивать мелкую моторику ребёнка можно с помощью разных устройств и предметов. Поколение Альфа может получить дополнительные преимущества от умных гаджетов, которых не было у миллениалов или бумеро». Но чем раньше вы начнете развивать мелкую моторику ребёнка, тем лучше он будет в будущем справляться с различными задачами.

Особенности развития мелкой моторики левши

Родители замечают, что малыши до 3 лет могут спокойно пользоваться и правой, и левой рукой. И многих волнует вопрос, какую руку ребенок выберет себе для письма, не надо ли переучивать, если этой рукой окажется левая, и что делать, чтобы этого не допустить.

Лучшее, что мы можем посоветовать: родители, выдыхайте. Вы никак не сможете повлиять на этот процесс (если только речь не идет о насильственном переучивании, что категорически не рекомендовано современными педагогами и детскими психологами).

В наши дни принята точка зрения, согласно которой бороться с леворукостью нельзя: это может привести к повышенной физической и психоэмоциональной утомляемости и к развитию у ребенка таких невротичных проявлений, как, например, тревожность, нервные тики и заикание. Дети могут становиться раздражительными, расторможенными или, наоборот, демонстрировать пониженный фон настроения и хроническую боязнь неудач. Поэтому насильственное переучивание категорически не рекомендовано современными подходами в психологии и педагогике детства.

Возраст выбора руки у детей очень индивидуален. Некоторые внимательные родители замечают, что уже в 7 – 9 месяцев младенец действует преимущественно одной рукой. Некоторые дети не могут определиться почти до школы. Влиять на этот процесс нельзя, ребенок должен сделать самостоятельный выбор. Наблюдения психологов говорят о том, что если ребенок раннего возраста (0 – 3 года) не смог определиться с выбором ведущей руки, то в большинстве случае в 4 – 5 лет стойкое предпочтение одной из рук сформируется.

Поэтому все, что вы, родители, можете сделать, — это продолжать пальчиковую гимнастику обеих рук, не ограничивать ребенка в движении, какую бы руку он ни выбирал для манипуляций с предметами, и любить малыша таким, какой он есть.

Мы рассказали о том, какую роль в развитии ребенка играет мелкая моторика. Теперь вы знаете, какие занятия, игры и игрушки помогают организовать этот процесс. Желаем вам, чтобы эти занятия приносили вашему малышу и пользу, и удовольствие. Со своей стороны, уважаемые родители, будьте уверены, что вы делаете все возможное для гармоничного развития ребенка, если вы не только стараетесь организовать для него питательную развивающую среду, но и находите время для участия в его играх и общения с ним.

Цели обучения конструированию и задачи, которые решают такие занятия

на Freepik

Занятия по конструированию из бумаги включаются в учебно-воспитательный процесс для реализации сразу нескольких целей, а именно – образовательных, воспитательных, развивающих. В чем же состоят эти цели:

  1. Образовательные. В процессе увлекательной игры пополнить детский багаж знаний новыми словами, понятиями – познакомить с названиями тех объектов, которые приходится сооружать, с геометрическими фигурами и телами, с инструментами и материалами, помочь освоить техники работы и запомнить технические термины. 

  2. Воспитательные. В процессе создания чего-то нового собственными руками пробудить интерес к самостоятельному или коллективному творчеству, воспитывать аккуратность, любознательность, тягу к исследованиям, научить не только работать, но и доводить начатое до завершения. 

  3. Развивающие. Конструирование должно способствовать развитию внимания, навыков концентрации, пространственного и логического мышления, умения анализировать, творческих способностей, навыков делать что-то самостоятельно и вместе с кем-то (коллективно). 

Еще одной целью обучения конструированию из бумаги является формирование у детей интереса к техническому творчеству. 

Достижению всех этих целей способствует решение таких задач:

  • познакомить с изобретательством (техническим, художественным);

  • развить базовые навыки технического моделирования;

  • сформировать начальные умения технического, инженерного мышления;

  • научить пользоваться разными инструментами, работать с разными материалами при изготовлении конструкций разного уровня сложности;

  • привить ответственное отношение к своей работе;

  • воспитать аккуратность;

  • обучить технологиям и приемам работы с разными видами бумаги;

  • воспитывать у дошкольников интерес к техническому творчеству;

  • познакомить с элементарными правилами безопасности в работе с инструментами;

  • развить логическое, образное, конструктивное мышление;

  • сформировать умение выстраивать коммуникации со сверстниками и взрослыми;

  • научить проявлять инициативу, работать самостоятельно и многое другое. 

Мелкая моторика детей в младшем школьном возрасте

В начальных классах дети практически в совершенстве владеют мелкой моторикой рук и способны совершать такие же точные и ловкие движения, как взрослые. Для чего еще нужно развивать мелкую моторику у школьников? В возрасте 7–8 лет они могут рисовать четкие прямые линии, вырезать мелкие детали, пользоваться ножом, пришивать пуговицы. Однако в начале школьного пути ведущая кисть у ребенка быстро утомляется, поэтому у него не всегда получается одинаково красиво писать и рисовать. Со временем и практикой рука становится выносливее.

Важно

В этом возрасте дети совершают много однотипных движений пальцами, из-за чего может возникнуть перенапряжение одних мышц, тогда как другие будут не задействованы. Это связано не только с обучением письму (когда ребенок постоянно держит ручку или карандаш), но и с активным использованием гаджетов. Поэтому педиатры рекомендуют в этом возрасте чаще практиковать разнообразные упражнения для пальцев обеих рук.

Что развивает мелкую моторику у детей в младшем школьном возрасте?

  • Помощь родителям в приготовлении блюд из теста, лепка из пластилина или глины — особенно полезно месить материалы двумя руками.
  • Организация театра теней, сделанного при помощи собственных пальцев.
  • Рисование двумя руками одновременно.
  • Игры, в которых задействованы все пальцы. Например, пытаться набрать в руки как можно больше счетных палочек или спичек, поднимая их по одной и не теряя тех, что уже в руках.

Часто задаваемые вопросы:

На что влияет мелкая моторика для человека?

Зависит от возраста ребенка. Например, в первые годы жизни уровень развития мелкой моторики напрямую связан с речевыми способностями. В этом случае тренировка тонких движений рук помогает стимулировать развитие речи

По мере взросления ребенка занятия, где задействована моторика пальцев, продолжают оказывать благотворное влияние на умственную активность, помогая развивать внимание, воображение, креативность, дисциплину. В более зрелом возрасте развитая мелкая моторика не только полезна для интеллекта, но и помогает снизить последствия стресса

Как мелкая моторика пальцев влияет на развитие речи ребенка?

Зоны точных движений и речи в головном мозге человека находятся рядом. Импульсы, поступающие при выполнении мелких движений, стимулируют развитие речевых зон.

До скольких лет развивается мелкая моторика?

Всю жизнь. Однако в дошкольном детстве этот процесс протекает быстрее и продуктивнее, чем в более поздние периоды

Поэтому так важно уделить внимание ее развитию в первые годы жизни малыша

Чем мелкая моторика отличается от крупной?

Мелкая моторика — это точечные движения, выполняемые небольшими мышцами кистей рук, которые требуют хорошей зрительно-моторной координации. Крупная моторика — это движения, где задействованы большие мышцы тела, они помогают передвигаться в пространстве, поддерживать положение, менять направление.

Почему эффект от упражнений на развитие мелкой моторики не всегда заметен?

Многое зависит от состояния здоровья нервной системы и опорно-двигательного аппарата ребенка, а также от того, используются ли во время упражнений все пальцы руки. Большинство игр и тренировок задействует лишь большой, указательный и средний пальцы, хотя импульсы в кору головного мозга должны поступать и от остальных

В занятиях с детьми старше 2 лет особенно важно задействовать безымянный палец и мизинец. Для достижения эффекта от развития мелкой моторики нужно использовать изолированные движения каждого пальца, а также чередовать сжатие, растяжение и расслабление мышц

В этом поможет грамотная пальчиковая гимнастика.

Другие упражнения для тренировки моторики и воображения

Когда вы полностью освоитесь с мелкой моторикой, переходите к занятиям, которые ее используют, но цели ставят совсем иные — развитие воображение, стимулирование творчества и так далее.

Сюда относятся:

  • Рисование «пальчиковыми красками». Рисование карандашами и мелками. Раскрашивание. Собирание пазлов.

Да, в общем-то, чем богаче ваше собственное воображение, тем увлекательнее будут творческие занятия на развитие мелкой моторики. Вы только посмотрите, сколько всего придумала эта мама для своего малыша — его игрушками стали даже обычные резинки и канцелярские булавки.

Не забывайте, что с возрастом заинтересовать ребенка будет всё сложнее — пуговица и крышка с прорезью перестанут его увлекать.

Что такое конструирование из бумаги и картона

Техники конструирования из бумаги и картона сочетают в себе игру, труд и процесс обучения. Занятия по проектированию обычно проводят в форме игры, в основе которой лежит творческая деятельность.

Конструирование и моделирование способствуют развитию мелкой моторики рук, позволяют улучшить контроль сознания, развивают глазомер и аккуратность движения пальцев. В процессе работы происходит развитие памяти, совершенствуется навык труда, человек приучается к культуре труда. Для ребенка это способ научиться аккуратности, экономии и бережливости, развить память и художественный вкус.

При помощи моделирования возможно развить и коммуникативные навыки ребенка, потому что создание композиций из бумаги и картона требуют участия большого количества человек. Такой вид досуга может быть организован как в образовательном учреждении, так и в домашних условиях. Создание игрушек из бумаги и картона раскрывает для ребенка особенный мир пластики.

Важным условием для развития навыка конструирования является постановка первоначальной задачи перед ребенком, то есть объяснение того, что с бумажной постройкой позже можно будет играть. Именно целеполагание позволяет ребенку лучше понимать процесс создания объектов природы из бумаги.

Идея должна стать основой для конструирования у детей дошкольного возраста. Обозначение замысла способствует развитию навыка самостоятельно придумывать постройки, выбирать материал, определять этапы работы и т. д. Творческая активность детей может быть как коллективной, так и индивидуальной.

Дети старшего дошкольного возраста могут заниматься коллективным проектированием, то есть созданием поделок в группах по 3-4 человека. Подобные занятия способствуют развитию навыка планирования, коммуникации, распределения обязанностей. В процессе дети могут делиться своими конструктивными решениями.

Для детей старшего дошкольного возраста лет может быть организован мастер-класс по созданию аппликации из кусков бумаги. Они могут сформировать панно, декоративные букеты, служат оформлением развлечений, праздников и игр.

Аппликации используются для украшения групповой комнаты или участка в детском саду. Воспитатель постепенно учит детей приемам вырезания. из бумаги, которая сложена в несколько раз. Он показывает малышам, как держать ножницы, как переворачивать бумагу в процессе. С 5 лет дети уже знают некоторые приемы работы с ножницами. Педагог должен объяснить им, как закругляются углы у разных форм, как получить формы воздушного шара или автобуса. Перед занятием обычно воспитатель показывает предмет из бумаги, дети рассматривают его форму и фактуру. Затем они начинают вырезать такой же предмет. Для работы подходят небольшие листы бумаги – половина листа A4.

Нормы развития мелкой моторики у ребенка в 1 год

К 1 году у ребенка уже есть достижения, в том числе:

Появился пинцетный захват предметов – большим и указательным пальцами, когда они держатся параллельно по отношению друг к другу. Затем пинцетный захват становится щипковым – пальцы округляются, там намного проще брать маленькие предметы.

Отточился навык отправки еды (и не только!) прямиком в рот. К году обычно детки уже переходят на общий стол, начинают орудовать первой ложкой, брать стаканчик или бутылочку в руки, чтобы попить. Но если с ложкой пока отношения складываются плохо, то щипковый захват пригодится и тут, макароны отлично берутся руками.

Есть указательный жест. Ребенок с помощью взрослых учится выделять отдельно указательный палец, остальные зажимая в кулак. Иногда учат выделять отдельно большой палец, показывать «класс».

Ребенок перекладывает предметы из одной руки в другую, берет и кладет игрушки, может складывать их в коробку и доставать обратно

Среди игрушек занимают максимальное внимание пирамидки, кубики, матрешки

Есть интерес к маленьким предметам, перебиранию пальцами ниточек, найденных где-нибудь на полу, веревочек от одежды, пуговиц.

Если в годик в руки вложить мелок, могут получиться слабые каракули, но пока процесс рисования нельзя назвать произвольным.

В целом вас будет радовать, что ребенок показывает на картинки и предметы, с первого раза берет игрушки, а не раскачивает рукой, будто прицеливаясь. Годовалый ребенок уже хозяин своего тела и своих пальцев, даже если пока что-то не умеет, то скоро научится. Следующий год ему предстоит сделать большой скачок, до 2 лет он научится рисовать, пить и есть самостоятельно, раскладывать детали по сортеру, обращаться с большинством бытовых предметов, в том числе, с элементами одежды, зубной щеткой. Только ближе к 2 годам у ребенка может появиться небольшой перевес в сторону ведущей руки, до этого времени он орудует двумя одинаково.

Программа кружка по конструированию в детском саду

Программа кружка по конструированию в детском саду представляет собой документ, как правило, включающий следующие разделы:

  1. Цель рабочей программы кружка по конструированию.
  2. Задачи рабочей программы.
  3. Описание категорий слушателей кружка.
  4. Описание основных блоков работы (работа с детьми, педагогами, родителями).
  5. Тематический план (наименование тем, содержание работ, количество занятий).
  6. Условия реализации программы (включая требуемое материально-техническое оснащение).
  7. Методическое обеспечение программы кружка (включая используемые методические приёмы и список литературы).
  8. Планируемые результаты работы.

Практически все пункты этого списка уже рассмотрены нами, кроме пункта о работе с педагогами и с родителями. Поясним, что обычно имеется в виду в этом блоке. Работа с педагогами подразумевает достижение интеграции с другими образовательными областями. Педагоги других направлений (например, музыкального) привлекаются для дополнительной координации тем и занятий с детьми. Так, дети могут делать на занятиях кружка конструирования то, что они смогут использовать в процессе занятий с другими педагогами.

Работа с родителями заключается в том, что некоторые занятия дети могут продолжить и дома при непосредственном участии мамы и папы или самостоятельно (но под родительским контролем). В особенности это касается работы с безопасными материалами и готовыми конструкторскими наборами («Лего», оригами).

Картотека тем для кружковой деятельности

Картотека тем для занятий обширна, развивается от простых тем и техник работы к сложным. Обычно картотека тем учитывает важные праздники (23 Февраля, 9 Мая, 8 Марта, Новый год), сезонные изменения (времена года), а также иные важные события местного, федерального или международного масштаба.

В кружковой деятельности по конструированию часто делают поделки, посвящённые важным праздникам

Выглядеть перечень тем может так:

  • Конструирование зверей по рисунку.
  • Конструирование на тему «Любимые сказочные герои».
  • Подарок для папы (23 Февраля).
  • Подарок для мамы (8 Марта).
  • Конструирование одноэтажного дома.
  • Конструирование многоэтажного дома.
  • Конструирование улицы.
  • Конструирование перекрёстка и дорожных знаков.
  • Конструирование «Мой любимый город».
  • Конструирование спортивной машины.
  • Конструирование грузовой машины.

Угадываем картинки и текстуры на ощупь

Помните, в статье про игры на развитие моторики от 2 лет я упоминала игру «». Это занятие, как правило, всегда идет на «ура!», потому что в нем содержится элемент сюрприза, а дети это страсть как любят. Но стоит заметить, что помимо положительных эмоций игра стимулирует еще и сенсорные восприятие, ведь ребенок в процессе игры учится опознавать предметы на ощупь.

Если вы уже освоили тактильные игры из предыдущей статьи, я предлагаю вам попробовать более продвинутые варианты занятий на развитие сенсорных ощущений.

Вариант 1. Тактильные картинки

Тактильные картинки можно сделать самостоятельно с помощью бархатной цветной бумаги (она продается в любом канцелярском магазине). Для этого вырезаем из бархатной бумаги силуэты простых картинок и наклеиваем их на карточки из обычного цветного картона. Таким образом, наклеенная картинка будет отличаться от самой карточки по фактуре. Желательно также, чтобы и формы картинок заметно отличалась между собой. Я взяла идеи из простых раскрасок, скачанных в интернете.

Когда карточки будут готовы, дайте ребенку сначала ощупать каждую из них. А затем попросите его закрыть глаза и на ощупь угадать какую-нибудь из предложенных вами карточек. Повторите игру и с другими карточками.

Вариант 2. Сенсорное лото

Если раньше ребенку не доводилось играть с тактильным лото, то для начала просто рассмотрите и пощупайте все фишки, обсудите, какие из них мягкие, какие шершавые, колючие, гладкие и т.п. А уже после того, как изучите его хорошенько, предложите сыграть в «Волшебный мешочек», положив в него небольшое количество фишек. Задача ребенка – найти в мешочке на ощупь точно такую же фишку, какую вы ему показываете.

Мелкая моторика детей в возрасте от 3 до 5 лет

Ребенок в возрасте старше 3 лет приобретает всё больше новых навыков и умений, а тонкие движения его пальчиков становятся всё более ловкими. Например, он уже может держать карандаш тремя пальцами, чертит осмысленные линии и старается повторять простые фигуры и символы. Ближе к 5 годам совершенствуются навыки самообслуживания — например, дети сами могут расстегнуть и застегнуть молнию или пуговицы.

Полезнаяинформация:

В этот период дети уверенно пользуются столовыми приборами, уже умеют делать несложные поделки из пластилина, могут на ощупь правильно определять фигуры.

Что развивает мелкую моторику детей от 3 до 5 лет?

  • В этом возрасте также будут актуальны и полезны массаж кистей и игры, в которых задействованы все пальчики и чередуется напряжение и расслабление мышц кистей. Знакомые игры можно модифицировать под более взрослый возраст ребенка и его приобретенные навыки. Например, играя в «колечки», можно внезапно сказать: «Без указательного». В этом случае малышу нужно будет самостоятельно сориентироваться и пропустить соответствующее колечко.
  • Моторика пальцев отлично развивается в процессе игры с мелкими камешками, во время лепки, шнуровки, отворачивания крышек на бутылках, нанизывания бусин, игр с канцелярскими скрепками, работы с проволокой и т. п.
  • На прогулке можно играть в песочнице и предлагать выкапывать пальчиками небольшие предметы из песка.
  • Рисование карандашами, мелками и красками — еще один отличный способ тренировки мелкой моторики. Сюда же можно отнести вырезание фигурок из бумаги, занятия с раскрасками и наклейками. В этом случае не обязательно настаивать на аккуратности малыша — главное, чтобы занятия приносили ему удовольствие.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: